Новости соборование что значит

Соборование, или Елеосвящение — одно из семи таинств Церкви, целью которого является призывание исцеляющей Божией благодати на человека, страдающего от телесных и духовных болезней. Соборование — значение, правила, особенности. (соборование) в великий пост будет совершаться в нижнем храме в следующие дни: 14 марта, ЧЕТВЕРГ – в 09:00. Если мы посмотрим на последование Елеосвящения, то действительно можем найти в молитвах этого таинства особые прошения о том, чтобы Господь простил нам забвенные грехи, однако это не значит, что специализация Соборования – это прощение забытых прегрешений. Собороваться означает принять участие в таинстве соборования. Это значит, что надо постараться попасть на исповедь и причастие либо перед соборованием, либо вскоре после него.

Содержание

  • Соборование: для чего оно и что нужно для таинства?
  • Зачем проводить соборование, если на исповеди отпускают все грехи?
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться
  • Что такое елей и почему «соборование»?
  • Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость. Что такое соборование: суть священнодействия, история возникновения, в каких случаях обращаться к таинству, принципы обряда. Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения.

Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться?

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются?

Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными— не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.

Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.

Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Протоиерей Валентин Асмус Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно?

И всем ли можно собороваться? Юлия Ответ: Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных.

Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.

Максим Козлов Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве? Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования?

Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось. Можно мазать этим елеем больные места.

Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено , но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно.

С уважением, священник Михаил Немнонов. Как часто можно собороваться? По традиции соборуемся ежегодно.

Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым?

Сергей Федорович По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию.

Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла». Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов но не сокрытых сознательно. Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования.

Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Олег Кудряков Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом.

В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии. В этом 2010 году священник сказал прихожанам, чтобы все оставили свои свечи в соборе. Некоторые объясняют это тем, что на службе присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред.

Если можно ответьте пожалуйста так ли это? С уважением, Евгения. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Евгения!

Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме — это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо.

Дай Бог Вам здоровья! С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу.

Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю.

И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет.

Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Любовь! Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно.

Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки.

Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть — помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего…».

Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: «Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно — на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ». То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем «секторе». Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: «Услыши нас, Боже. Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой.

Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано — больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле. Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства.

На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников. Они тоже участвовали в таинстве Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод.

Вообще-то елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время, так как основная цель Елеосвящения — исцеление от болезни. Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий, апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук.

В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа. Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста. Какие грехи прощаются в Таинстве елеосвящения?

Не обычные, которые больной и так уже исповедовал, а особые, разрешение которых, он не мог получить в таинстве покаяния. Какие это могут быть грехи? Например, грехи давние, забытые и неисповеданные; грехи по неведению; грехи, ставшие причиной болезни, но болящий не знал о них; грехи, которые больной из-за тяжелого состояния не смог рассказать духовнику, или не может теперь понести за них епитимью, загладить их добрыми делами. Таким образом, таинство Елеосвящения тесно связывается с таинством Исповеди. Исповедь должна либо предшествовать Елеосвящению, либо быть вскоре после него. Во время соборования молитвы об исцелении, чтение Евангелия и помазывание освященным маслом повторяется семь раз. Молитва об исцелении всегла разная, и всегда разное чтение Евангелия.

Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов — это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться Иак. Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно — он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования. Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью. И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Мф. Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной. В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище — соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства. После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость.

Таинство Соборования в вопросах и ответах

Само понятие Соборование означает, что это Таинство должно совершаться собором, то есть собранием, состоящим из 7 священнослужителей. Другое название соборования – "елеосвящение" (то есть освящение елея – растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви). – Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых.

Жизнь в Церкви

  • СОБОРОВАНИЕ: Как оно проходит
  • Что такое Соборование (Елеосвящение)
  • Что такое Соборование? Для чего оно? Как проходит?
  • Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
  • Соборование-что это, для чего проводится, как готовится
  • Соборование — значение, правила, особенности

Соборование: какие грехи прощаются?

Также вы узнаете, что говорится в Евангелии о елеосвящении, как к нему подготовится и что после его проведения нужно делать с маслом и зерном. Обряд соборования. Его предназначение В христианской традиции существуют некоторые таинства, которые очень важны для верующих. Одним из таковых можно считать соборование, или елеосвящение. Истоки этого обряда уходят еще в евангельские времена, однако сам ритуал в сегодняшней интерпретации значительно изменен. Чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует узнать, в чем его предназначение. Главная цель таинства - это исцеление. Причем исцеление не только телесных недугов, но и душевных. Также во время обряда происходит отпущение грехов, о которых человек мог забыть и не исповедаться. Считается даже, что соборование в чем-то сродни исповеди. Это таинство называется по-разному.

Изначально это было елеосвящение, так как для обряда использовался елей, которым помазывался человек. В дальнейшем его стали называть не иначе, как таинство соборования. А все дело в том, что исполняют обряд несколько священников семь , т. Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда В чем же суть соборования? Чтобы разобраться, необходимо углубиться в историю. Как уже упоминалось, истоки таинства следует искать в евангелиевском времени, в частности речь идет о периоде, когда жил Иисус Христос. Его действия по исцелению больных и нашли свое отражение в обряде соборования, или елеосвящения. В дальнейшем такие чудесные деяния продолжили его апостолы. Первые обряды исцеления происходили путем возложения рук, однако через некоторое время в послании, который написал апостол Иаков, можно было прочесть, что болящий может позвать служителей церкви, чтобы они помолились и помазали его елеем во имя Господа. Если страждущий человек имеет веру, то он исцелится, и все грехи простятся ему имеется в виду те, о которых он забыл.

В современном варианте таинства возложение рук заменилось помазыванием елеем, а в память о старинном обряде на лоб больного кладут Евангелие. Первые процедуры елеосвящения на Руси были совсем несложны, читались всего лишь псалмы и несколько молитв. К тому же обряды проводились в основном дома. Лишь с шестого века это таинство начало приобретать тот вид, который оно имеет сейчас. Когда проводится соборование Что еще нужно знать о таком обряде, как соборование? Как пройти его. Когда именно оно проводится. Для больных прихожан, которые не могут посетить храм и выстоять службу, разрешается проведение ритуала на дому в любой из оговоренных со священнослужителями дней. Существуют также традиционные дни соборования. Они припадают на время Великого поста или Рождественского.

Обычно это не один день, а несколько, так как желающих исцелить душу много. Обо всем этом следует узнать в выбранном храме, так как еще и не во всех проводятся подобные таинства.

Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа.

Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста.

Какие грехи прощаются в Таинстве елеосвящения? Не обычные, которые больной и так уже исповедовал, а особые, разрешение которых, он не мог получить в таинстве покаяния. Какие это могут быть грехи? Например, грехи давние, забытые и неисповеданные; грехи по неведению; грехи, ставшие причиной болезни, но болящий не знал о них; грехи, которые больной из-за тяжелого состояния не смог рассказать духовнику, или не может теперь понести за них епитимью, загладить их добрыми делами.

Таким образом, таинство Елеосвящения тесно связывается с таинством Исповеди. Исповедь должна либо предшествовать Елеосвящению, либо быть вскоре после него. Во время соборования молитвы об исцелении, чтение Евангелия и помазывание освященным маслом повторяется семь раз. Молитва об исцелении всегла разная, и всегда разное чтение Евангелия.

Но молитва, так называемая Совершительная, которая читается при помазывании святым маслом, всегда одинаковая. В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении и помазывали его освященным елеем, как было заповедано апостолами. Тогда читались лишь немногие молитвы, Евангелие и совершительная молитва. Некоторых больных, для совершения над ним молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом.

В IX веке к молитвам прибавился канон. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства. Некоторые думают, что соборование совершается только над умирающими, существовало даже суеверие, что стоит только совершить его, больной непременно умрет. Напомним, что никому не известен Божий промысел о человеке -- главное, что он непременно благой.

Даже, если больному не суждено жить дальше, соборование правильно подготовит его для перехода в вечность и, по молитвам Церкви, облегчит ему страдания. Если же Богу будет угодно, то больной выздоровеет от болезни и получит возможность изменить свою жизнь.

Христос исцелял больных и завещал апостолам делать так же. Апостолы передали этот дар епископам и священникам. Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ними молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом.

Так постепенно сложилось чинопоследование таинства соборования в храме. Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве соборования. Если в таинстве соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных помимо нашей воли грехов. После того как человек соборовался в храме можно и незадолго до соборования , очень хорошо исповедаться. После же соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин.

Как подготовиться к таинству соборования? На соборование надо записаться в день соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу ее зажигают во время чтения Евангелия.

Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни. Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы.

Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл.

Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовер-шител ьную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых.

Поэтому не следует придерживаться этого обычая, я При отсутствии смертельной опасности для больного нет осований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны. К истории чина Елеосвящения Древнейшие русские списки чина Елеосвящения не восходя? Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему. Пелась вечерня, но не обыкновенная, а приспособленная к Елеосвящению: ее стихиры на «Господи, воззвах» и «На стиховне» имели своим содержанием моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам на том основании, что они считались целителями телесных недугов.

На сугубой ектений возглашались моления за болящего и по окончании ее: «Господи, помилуй» 50 раз. Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался целый ряд служб: так называемая агриппия, утреня и литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. Его главнейшею составной частью были каноны: «Во мраце греховном смердящими страстями уязвлен» с ирмосами «Яко по суху…»; второй канон бессребреникам; во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектений и читались особые молитвы.

Эта агриппия составляла первую приготовительную часть Елеосвящения, теперь елей был уже готов и освящен; оставалось совершить помазание, но оно не совершалось непосредственно за агриппией, а отлагалось до литургии. На утрени, совершенной обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась литургия, на проскомидии одна из трех просфор предназначалась для больного. После великой ектений посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужител и; предстоятель после каждения, обычного начала, Великой ектений с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников.

Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 отдельных молитв, после 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, и священники возлагали свои правые руки. Затем следовало продолжение литургии. Самое помазание происходило в конце литургии, после «Отче наш». Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры.

Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же литургии приобщался Святых Тайн, хотя на это и нет прямых указаний в чине. Таков был чин Елеосвящения в связи с общественным богослужением. Без всякого сомнения идея такого соединения ведет свое начало из глубокой древности.

В то же время некоторые практические неудобства такого соединения должны были вызвать вопрос об их разделении. Не все больные могли являться в церковь отчасти по причине немощи, отчасти по причине значительного расстояния до церкви. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, — другими словами-приспосо бить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме.

Практика должна была явиться в Церкви очень рано, и хотя такого отдельного чина в греческих списках до настоящего времени не найдено, намеки на него существуют. На каких местах тела совершалось помазание, в русском источнике не обозначено, но в сербском показано, что священник помазывает болящего «по главе и по сердцу, и по всем суставам; иже болети» Прав. По окончании помазания возлагалось, вероятно, Евангелие на голову больного при чтении особой молитвы то же и у нас. Таким образом, чин Елеосвящения в этом виде является уже значительно упрощенным, но он еще не вполне тот, который мы имеем в настоящее время: и порядок Евангелий и Апостолов здесь иной, и есть иные молитвы.

В XV столетии этот последний чин становится преобладающим, а первый чин, «по уставу Иерусалимскому», начинает выходить из употребления, сообщив некоторые свои элементы второму чину. Но и этот второй чин еще не установился окончательно даже в XVI в. А в одном списке XVI века отмечается еще следующая замечательная подробность: «аще будет освящение маслу в Великий Четверг или в Великую субботу, то посреди молитвы «Вла-дыко Многомилостиве.. Взыдут Попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки и обыдут все келию и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне…» Приписка эта дает основание думать, что в древнее время, по крайней мере в монастырях, существовал обычай общего Елеопомазания лиц монашествующих на Страстной седмице; масло, освященное в Великие четверг или субботу, вероятно, сохранялось в течение целого года.

Поэтому в случае нового Елеосвящения, по всей вероятности, не было нового освящения масла. Что касается обычая помазывать елеем двери и стены домов, то он несомненно имел свое значение: изображенный елеем крест был щитом против болезней и всех искушений, которые приписывались действию злого духа. Нечто подобное можно видеть еще и теперь в народном обычае изображать кресты на дверях во время эпидемических болезней. Можно предположить, что в этом обычае уцелел намек на те ветхозаветные кресты, которые изображали евреи над своими дверями в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от ангела смерти.

В длинный период своего существования оно, таким образом, разделяло общую со всеми другими чинопоследования ми судьбу: то осложнялось и расширялось в своем составе, то суживалось и сокращалось. Но, несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех литургических формах его, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание по своей идее есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов; для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения, хотя избранная первоначально по причинам его естественных свойств, но получившая здесь сакраментальное значение; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному таинству и отказ считать Соборование спасительным таинством. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. О том, как происходит таинство соборования и как к нему подготовиться, рассказывает православный священник, протоиерей, проповедник и миссионер отец Олег (Стеняев).

Таинство соборования (Елеопомазание)

– Елеосвящение, или Соборование, – это сугубая молитва о нашем здравии. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному Таинству и отказ считать Соборование спасительным Таинством. Таинство Соборования, Елеосвящения было установлено с самых первых дней христианства и адресовано всем людям. – Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела.

Часто задаваемые вопросы о Соборовании

В Троице-Владимирском соборе Таинство Елеосвящения совершается каждое воскресенье после поздней Литургии - около 12 часов см. Соборование совершается также на дому над тяжелоболящим. Пригласить священника вы можете, позвонив в церковную лавку по телефону: 214-95-14. Желательно прийти заранее, чтобы записаться и купить свечку. Во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется.

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником, равно как и платье с глубоким декольте. Платок следует завязать таким образом, чтобы он также не мешал помазыванию.

Вопрос: Как происходит Таинство? Ответ: Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем совершается сам чин.

Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Что такое Соборование? Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании больного освященным маслом елеем призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Таинство Соборования установилось еще в апостольские времена: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" Иак. Над кем совершается Таинство Соборования?

К Таинству приступают православные верующие в любое время серьезной болезни в возрасте старше 7 лет. Как правило, к Таинству приступают Великим постом иногда и в другие посты Таинство может происходить как в храме, так и в другом месте. Елеосвящение не совершается над буйными психическими больными и над больными, которые находятся в бессознательном состоянии, за исключением случаев, когда больной выражал сознательное желание собороваться, когда еще отдавал отчет в своих поступках. В каких недугах обращаются к Таинству Соборования? Недуги, об исцелении которых просят в Таинстве Соборования, могут быть как телесные, так и душевные уныние, скорбь, отчаяние , которые чаще всего являются следствием неосознаваемых, либо нераскаянных грехов. Человек грешит каждый день, иногда спохватывается и обращается с покаянием к Богу.

Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи. Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется. Напротив, Церковь настоятельно рекомендует прибегнуть к исповеди до совершения Таинства Елеосвящения, которое предполагает покаяние больного и искреннее желание оздоровления телесного, душевного и духовного — избавления не только от последствий, но и от самого греха.

Таинства Соборования и Исповеди взаимно дополняют друг друга. Можно ли собороваться людям, которые не живут церковной жизнью? Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова: — О назначении Таинства Соборования говорится в послании святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Из этих слов видно, что важными составляющими действенности этого таинства являются вера, молитва и покаяние самого болящего. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека. Как часто можно прибегать к соборованию?

Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова. Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи. Приходилось сталкиваться с таким абсурдным заблуждением, что таинство имеет свою силу, «действует» на протяжении одного года, по прошествии которого необходимо «обновлять», «продлевать» действительность соборования. Конечно, думать так неправильно — нельзя ограничивать благодать Божию временными рамками или воспринимать ее исключительно как некий обезличенный механизм. К Таинству Елеосвящения необходимо прибегать в любое время года при серьезной болезни, когда человек наиболее нуждается в действенной помощи Божией. В этом случае можно попросить священника совершить таинство на дому у постели болящего либо в больничной палате.

Но одежда должна быть свободной, чтобы священник мог помазать руки, шею, верхнюю часть груди декольте глубокое не нужно. Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство.

Таинство для выздоровления

В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному Таинству и отказ считать Соборование спасительным Таинством. Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться? Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется. Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов.

Обряд соборования. Его предназначение

  • ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА СОБОРОВАНИЯ
  • Что такое Соборование (Елеосвящение)
  • Соборование: вопросы и ответы
  • О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
  • Из глубины веков
  • Как объясняется название?

Кто может собороваться

Исторические сведения В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям. Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви. О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века.

Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего.

Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении. Цель Таинства… Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв.

Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник. Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим. Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего? На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью. Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться.

Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться. Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей. До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься. Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование — это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Разве лишь перед смертью, то можно и два раза». По необходимости, при телесных и душевных недугах, к таинству следует приступать и чаще, не откладывая его. Как писал преп. Амвросий: «Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. И хорошо сделала. Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его см.

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Таинство Соборования установилось еще в апостольские времена: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" Иак. Над кем совершается Таинство Соборования? К Таинству приступают православные верующие в любое время серьезной болезни в возрасте старше 7 лет. Как правило, к Таинству приступают Великим постом иногда и в другие посты Таинство может происходить как в храме, так и в другом месте. Елеосвящение не совершается над буйными психическими больными и над больными, которые находятся в бессознательном состоянии, за исключением случаев, когда больной выражал сознательное желание собороваться, когда еще отдавал отчет в своих поступках. В каких недугах обращаются к Таинству Соборования?

Недуги, об исцелении которых просят в Таинстве Соборования, могут быть как телесные, так и душевные уныние, скорбь, отчаяние , которые чаще всего являются следствием неосознаваемых, либо нераскаянных грехов. Человек грешит каждый день, иногда спохватывается и обращается с покаянием к Богу. Но далеко не все люди в состоянии запомнить все свои повседневные прегрешения и рассказать о них на исповеди. Учители Церкви говорят, что при Елеосвящении прощаются такие забытые грехи но, конечно, не те, которые были намеренно утаены на исповеди. Как совершается Таинство Соборования? При совершении Таинства читаются определенные молитвословия и семь отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о необходимости веры и упования на Бога, об исцелениях, о покаянии, о сострадании и милосердии.

И молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь; и если сотворил грехи, отпустятся ему Иак. Однако ошибочно думать, что соборование даже на смертном одре может заменить покаяние.

Святитель Арсений Уральский пишет, что соборование может быть «навершением» покаяния, избавляя от забытых и неосознанных прегрешений, но скрывать грехи в надежде на сие таинство — значит совершать лукавство. Святитель Арсений, епископ Уральско-Оренбургский Следует сказать, что если больному случится преставиться ко Господу во время совершения елеосвящения, то таинство следует прекратить. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. В случае предсмертного соборования это таинство совершается в доме или келье болящего. Некоторые старообрядческие священники соборуют лишь на дому. Также существует старинная практика, когда долго и тяжко болящих соборуют три раза в течение трёх месяцев, после чего они либо исцеляются, либо отходят ко Господу. Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий