Именно здесь юная Майя впервые появилась на сцене в небольшой роли в оперной постановке Александра Даргомыжского «Русалка».
Как балерина сбежала от КГБ. Отрывок из книги о Майе Плисецкой
Здесь супруги жили 30 лет, вплоть до отъезда в Мюнхен. Однако Майя Михайловна и Родион Константинович часто бывали в своем московском доме и позднее, когда приезжали в Россию. Бахрушина — с условием, что интерьер должен остаться неизменным, как при жизни супруги. Сотрудники выполнили его просьбу. При подготовке экспозиции они изучили почти 10 тысяч предметов. К примеру, в гардеробе в сундуке нашли авторскую литографию великого художника Марка Шагала с его подписью. Кстати, соседом Плисецкой и Щедрина был Сергей Лемешев, знаменитый советский оперный певец. Да и вообще в этом доме жили многие выдающиеся артисты. Музей-квартира Майи ПлисецкойТабличка на входе Платья от Кардена и Сен-Лорана При входе в квартиру, в коридоре, привлекают внимание многочисленные памятные сувениры. В основном это подарки поклонников таланта Плисецкой: из Японии — японские куклы, из Испании — куклы в испанских костюмах.
И тот самый игрушечный мишка, которого Плисецкая купила в поезде «Сапсан» во время своей последней поездки в Россию16 апреля 2015 года.
Суламифь, сделавшая балетную карьеру, заменила Майе Плисецкой мать после ареста родителей. Посвятил свою жизнь балету и Асаф Мессерер, станцевавший в Большом театре практически все ведущие сольные партии. Мать великой балерины Рахиль Мессерер была выдающейся актрисой немного кино. Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров.
Из-за характерной внешности — темных волос и черт лица — ей часто доставались роли узбекских женщин. Отец Майи, Михаил Эммануилович с искусством связан не был. Он занимал административные должности. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену.
Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно Майя Плисецкая с родителями. В семье было решено по возвращению в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. В 1934 году Плисецкие приехали в Москву семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
Арест родителей В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли. Почти сразу арестовали и маму. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Из книги балерины «Я, Майя Плисецкая»: Летом нас свозили в пионерский лагерь, всей кучей. А там - утренняя зарядка, линейка, подъем флага, надсадные горны, бравые вожатые, рапорты, вечерние костры.
Словом - мы пионеры. Это как гитлерюгенд. Дисциплину соблюдать, верность Родине множить. Мать, чтобы было на что жить, начала распродавать вещи. Одну за одной.
Она была на седьмом месяце беременности, когда отца забрали. Пока я маршировала под зазывную музыку Дунаевского в летнем пионерском лагере, мать родила в июле моего младшего брата. Молоко у нее пропало.
И даже когда делала вид, что не понимает — возраст, проблемы со слухом, нежелание обижать, — все видела, слышала, обо всем имела свое мнение.
И не слишком церемонилась, чтобы высказать его вслух. Финальный жест из «Болеро» — нате вам, берите, всей раскрытой ладонью вперед прямо в зал — это тоже Плисецкая, не привыкшая ничего скрывать, никого бояться. А сама больше всего на свете любила дарить, одаривать, отдавать. В балетной истории навсегда останется эпизод, когда она пришла за кулисы к Сильви Гиллем, тогда еще юной, нескладной, но безоговорочно гениальной.
Вынула из ушей бриллиантовые серьги и отдала их ошеломленной француженке. На самом деле у этих бриллиантов был нехилый провенанс. Их получила на свою свадьбу с Осей Бриком в качестве подарка от свекра юная Лиля Каган. Не носила никогда, хранила про черный день.
Бог миловал, день этот Лилю, похоже, при всех разнообразных ужасах нашей жизни миновал, а вот у Майи был совершенно отчаянный период, когда ее не выпускали за границу, день и ночь под ее окнами дежурила гэбэшная машина, и настроение было такое, что прям хоть сейчас в петлю. В один из таких дней Лиля Юрьевна достала из потертого бархатного футляра заветные брюлики и подарила их Майе с тем же напутствием: «Носите на здоровье». Положила, спрятала, перепрятала. Забыла, уже пора на сцену.
Возвращаешься, кольцо исчезло. Где кольцо? Нет кольца. Это ж театр!
Какие замки ни ставь, каких охранников ни заводи, а если кому-то очень надо, все равно упрут. Во-вторых, меня это как-то психологически угнетало. Вот сидишь на каком-нибудь приеме и думаешь только о том, что сейчас на тебе надета половина квартиры, или новая машина, или какая-нибудь крыша для дачи, которая протекает и ее пора ремонтировать. И как-то от этих мыслей не по себе становится.
Вот Галя Вишневская разные бриллиантовые люстры в ушах обожала. И носила с видимым удовольствием, насверкалась ими всласть. А мне недавно Щедрин купил самые простые пластиковые часы с черным циферблатом и большими белыми цифрами, чтобы глаза не ломать, и счастливее меня не было никого. Вкусы, надо сказать, у нее были самые демократические.
Могла гулять по Парижу с дешевой пластиковой сумкой Tati «А почему нет? Я там кучу всего полезного покупала и себе, и в дом». Могла бесстрашно признаться, что набрала лишние два килограмма «Друзья из Испании прислали нам целую ножищу хамона. Просто не было сил оторваться!
Так вкусно! Из всего российского глянца предпочитала «Gala Биография», который регулярно покупала в Шереметьеве «Очень познавательный журнал. Мы там с Родионом Константиновичем столько про себя нового узнали! Мне нравилось в ней это отсутствие всякой претензии.
Она, которая как никто умела принимать самые красивые позы на сцене, в жизни их старательно избегала. Точно так же легко обходилась без нарядов haute couture, парадных лимузинов, дорогих интерьеров — всего того, что ей полагалось по праву планетарной звезды и дивы. Единственная роскошь, в которой Майя не могла себе отказать, — духи. Вначале любила Bandit de Robert Piguet и долго хранила им верность.
Потом, когда духи перекупили американцы и, как ей показалось, изменили классическую рецептуру, перешла на Fracas той же марки. Пронзительный, тревожащий, драматичный аромат с душной нотой туберозы. Я отчетливо слышал его, когда она приглашала меня на свои чествования в разные посольства, где ей вручали очередные правительственные ордена. Можно было не видеть, где она находится, но нельзя было не уловить аромат Fracas.
Она была где-то близко, совсем рядом. По заведенному ритуалу все приглашенные, покорно внимавшие речам послов и других начальников, напоминали мне тот самый кордебалет из первого акта «Анны Карениной», который предварял своим танцем выход главной героини на заснеженный московский перрон. Собственно, мы и были этим самым кордебалетом, уже не слишком молодым, но приодевшимся и приосанившимся по случаю праздника нашей Королевы. А она, как всегда, была самой молодой и красивой.
Для нее это был слишком незначительный эпизод, но для меня он значил много. Моя подруга Катя Белова, сотрудничавшая с журналом «Радио и ТВ», предложила подготовить репортаж со съемок балета «Чайка» в Большом театре. Ты же хочешь с ней познакомиться? Я согласился.
Время было мутное, неопределенное. Никто не верил, что эти старчество и ветхость, которые нами правили, когда-нибудь кончатся. Кто не исхитрился уехать по израильской визе или фиктивному браку, те пили по-черному, кляня на своих кухнях советскую власть и престарелых начальников. Лишь изредка всеобщую апатию и мертвенную скуку взбадривали новости на культурном фронте: то очередной скандал в Театре на Таганке, то бегство премьера Большого театра Александра Годунова, то санкционированные отъезды писателя Василия Аксенова и дирижера Кирилла Кондрашина, то разгром книги балетного критика Вадима Гаевского «Дивертисмент».
Но все это были новости, что называется, «для узкого круга». А так — озимые взошли, урожай убрали, план перевыполнили, погода на завтра… В дурной бесконечности одних и тех же новостей, озвученных официальными голосами Игоря Кириллова и Веры Шебеко, главных дикторов программы «Время», было что-то даже завораживающее, иллюзорное и изнурительное. Почти по Кальдерону! При этом повсюду бушевали страсти, которые спустя семь лет вырвутся наружу и снесут всю эту помпезную, но шаткую и гнилую конструкцию.
Главным сюжетом в Большом была, конечно же, война, которую с переменным успехом вели его знаменитые солисты против своего худрука Юрия Григоровича. Если не вдаваться в тягостные подробности, то суть конфликта заключалась в следующем: Григорович, как прирожденный советский диктатор, хотел безоговорочного подчинения всех и вся. Никаких других хореографов, никаких рискованных экспериментов, никаких импровизаций и отступлений от заданного им канона. В середине семидесятых он решительно делает ставку на молодых исполнителей, оттеснив от главных ролей своих признанных и постаревших звезд.
Звезды, как им и полагается, взбунтовались и пошли ходить по кабинетам Старой площади, благо у каждого были свои высокие покровители. Конфликт удалось на какое-то время замять: кому-то бросив кость в виде обещания собственной постановки, кому-то разрешив индивидуальные гастроли на Западе, а от кого-то откупившись новой жилплощадью или гаражом для заграничного авто. Разные способы были утихомирить обиды и творческую неудовлетворенность. Но было понятно, что все это ненадолго и впереди всех ждут новые битвы и бои.
Плисецкая была в самой гуще этих сражений. Григоровича ненавидела люто. Даже имени его спокойно произносить не могла. Список его преступлений был нескончаем, но ничего конкретного припомнить сейчас не могу.
Думаю, больше всего ее терзало то, что именно она когда-то была главным инициатором перехода Григоровича из Кировского балета в Большой. Своими руками она привела его к власти. И поначалу танцевала все заглавные партии в его балетах: Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмене Бану в «Легенде о любви», Аврора в новой версии «Спящей красавицы»... Но справедливости ради стоит признать, что Плисецкая не была его балериной.
Для пластического языка Григоровича требовался другой женский тип. Ему не нужна была prima ballerina assoluta с апломбом, характером и харизмой. Ему больше подходила самоотверженная техничка, готовая разодрать себя на части, чтобы угодить ему, выполняя все головоломные комбинации. Такой была Нина Тимофеева, ставшая эталонной исполнительницей всех главных женских партий в его спектаклях.
К тому же балеты Григоровича в большей степени были ориентированы на мужской состав труппы. По своей природе они были предельно маскулинны, и женщине там отводилась вспомогательная, служебная роль. А потом появилась Наталья Бессмертнова — балерина с иконописным лицом послушницы, железной волей и стальным носком. Она завладеет вакантным местом жены и музы.
И вот уже на премьеру новой редакции «Лебединого озера» — главного русского балета, который Плисецкая танцевала больше двадцати лет подряд, — поставили не ее, а Бессмертнову. И хотя начальство спектакль не примет, обвинив Григоровича в упадничестве и велев переделать финал, это был первый сигнал, что расстановка сил в Большом театре изменилась. За Майей оставались ее балеты, ее мировое имя, ее престижная гримерка рядом со сценой. Ее нельзя было выгнать из Большого — позолоченная медаль с профилем Ленина и звание народной СССР еще какое-то время будут служить ей защитой.
Но она знала, как легко соорудить из всего этого почетную ветеранскую резервацию, где лишь изредка — не чаще одного-двух раз в месяц — ей бы позволяли выходить на сцену, где ветшали ее спектакли, куда никогда не звали западных продюсеров и директоров фестивалей, куда под страхом увольнения не пускали молодых перспективных артистов. С 1973 года ее ни разу не пригласят принять участие в гастролях Большого театра на Западе. Расчет был один: рано или поздно она сама задохнется в душном, спертом воздухе резервации, сама уберется из театра под смешки недругов и шепот штатных балетоведов: «Плисецкая кончилась». Она сопротивлялась.
Билась, бунтовала. Пыталась спастись то в хореографии Ролана Пети, то в свободном танце Мориса Бежара. Кидалась на защиту балетов, которые ей посвящал Родион Щедрин, как будто речь шла о детях, которых у них никогда не было. Эпопею с «Анной Карениной» я мог наблюдать в бинокль с четвертого яруса, история «Чайки» разворачивалась у меня на глазах.
Лапина, всесильного председателя Гостелерадио, было принято решение сделать телевизионную версию нового балета и показать его в прайм-тайм, хотя, кажется, таких слов тогда не знали. Можно лишь догадываться, чего стоило М. В ход пошло все: и имя Чехова, и авторитет Щедрина в качестве председателя Союза композиторов России, и ее собственная юбилейная дата. В результате к Большому театру подогнали автобус, напичканный аппаратурой, в зале расставили камеры, а в центре партера на три съемочных дня воцарилась серьезная дама Елена Мачерет.
Мне ее представили как опытного режиссера. Хотя, кажется, достаточно было одного взгляда на ее крашенную хной шевелюру и скучное выражение лица, чтобы сразу догадаться: «Чайка» с этой дамой никуда не полетит. Но это было понятно мне, притаившемуся в партере, а вот что видела Плисецкая на сцене, недовольно жмурившая глаза от направленных на нее софитов, не знаю. Может, как всегда, понадеялась, что ее энергия и страсть пересилят любую серость и мрак?
Что музыка «Чайки» заставит воспарить даже самых безнадежных? Что ее руки, ее божественные руки, удержат хрупкий спектакль от бездны забвения, куда кануло уже столько ее великих балетов? А может, как всегда, ей было просто некогда вглядываться в чьи-то физиономии, просчитывать чьи-то козни, ждать удара в спину.
Дело в том, что к тому моменту Плисецкая уже успела пережить один неудачный брак с Марисом Лиепой, а потому избегала повторения прошлых ошибок. Как пишет в своей книге «100 историй великой любви» Наталия Костина-Кассанелли, все решил случай. После одной из вечеринок Щедрин вызвался развезти гостей по домам. Последней оказалась Майя Плисецкая. В том же 1958 году они вместе провели отпуск в Карелии.
Советские звезды жили в крохотном доме без удобств прямо посреди леса. Как писала сама Плисецкая в своем дневнике, дом не отапливался, крыша протекала, но влюбленные были счастливы. А в августе, если верить автору биографии балерины Марии Багановой, Плисецкая поняла, что беременна. Однако артистка выбрала сцену. По мнению, Багановой балерина сознательно отказалась от возможности иметь детей для того, чтобы не потерять форму.
Посвящение Майе Плисецкой: звёзды Мариинки блистали на самарской сцене
Карьера Майи Плисецкой началась в Большом театре в 1943 году. Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года от обширного инфаркта. Однажды Майя Михайловна сказала – «Целью моей жизни был танец; цель достигнута – я танцевала!». Майя Плисецкая — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Майя Плисецкая превратилась в послушную, кроткую жену. Я, Майя Плисецкая Издательство Новости. Вид 1. Видео. Похожие.
Ушла эпоха: вчера умерла Майя Плесецкая
Она прекрасно знала, что публика ее любит. Обожала раскланиваться: по театральной легенде дирижер Юрий Файер поперек оваций стучал по пюпитру, обуздывая Плисецкую-Китри: "Майка, уйди! Майка, задерживаешь спектакль! Расстрелянный в 38-м отец, сосланная в печально знаменитый Акмолинский лагерь мать, чудовищная история вызволения ее и младшего брата тетей Суламифь Мессерер. Это Плисецкая в шестидесятые подписала знаменитое "Письмо 25-ти деятелей культуры и науки" против реабилитации Сталина, единственная во всем музыкальном театре отечества. Она же, оставаясь патриоткой, никогда не молчала о прелестях контроля над театральным людом и временных трудностях советской легкой промышленности. Она считала, что продлевает себе сценическое время, когда искала новые роли в новых спектаклях, а на самом деле двигала прогресс: благодаря ее энергии мир получил танцующую Кармен, балетного Толстого и Чехова. Она считала, что расширяет свои жанровые возможности, а на самом деле торила дорогу в наши широты живым классикам Ролану Пети и Морису Бежару, которым, не будь Майи, еще бы долго пришлось ждать. Надо было видеть, с какой живостью и серьезностью, безо всякой звездной пыли она общалась с публикой.
Уже через несколько лет стала прима-балериной и исполняла на сцене Большого театра только главные партии. Отца Плисецкой расстреляли в 1938-м , и до самой хрущевской «оттепели» она считалась дочерью врага народа, тем не менее, танцевала на дне рождения Сталина. Казалось, в советском театре такой сюжет не увидишь. Но это тот случай, когда талант нельзя было не заметить. Она блистала и на сцене, и в жизни. Танцем «Умирающего лебедя» в исполнении Плисецкой восхищался весь мир, но мало кто знает, что достичь такой грации и пластики балерине помогли настоящие птицы. Она ходила в зоопарк, где долго наблюдала за движениями лебедей.
Взгляд из России», проходящей в музее-заповеднике «Царицыно» Ольга Соснина. По словам собеседницы, в середине 50-х годов прошлого века между СССР и Индией начали развиваться дипломатические отношения, что послужило началом гастролей артистов между двумя странами. Так, например, советская балерина Майя Плисецкая посещала со своими выступлениями Индию.
По приезде театра в Нью-Йорк Майя с Робертом успели созвониться — планировали встретиться. Но 5 июня он был смертельно ранен, а 6-го скончался. Плисецкая узнала о трагедии за кулисами нового здания Метрополитен-оперы, потрясение было сильнейшим. В память о Роберте она решила открыть концерт исполнением незапланированного номера — «Умирающий лебедь». Первый и последний раз Майя Плисецкая станцевала «Лебедя... Майя Михайловна танцевала «Умирающего лебедя», и ее вызывали на бис три раза! Нью-Йорк, 1984 г. Вручали главные государственные награды своих стран… На родине, в России, Майя Плисецкая стала первой женщиной — полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Она имела одну из высших наград Испании — была лауреатом Астурийской премии. В Японии была награждена Императорской премией, стала кавалером ордена Восходящего солнца. Была кавалером французского ордена Почетного легиона, а позже и офицером этого ордена. Однажды кто-то сыронизировал по поводу этой награды: «Я думал, что орден дают только героям Сопротивления». И это было абсолютной правдой. Разрешение на все свои балеты, начиная с «Кармен-сюиты», Плисецкая буквально вырывала у советской власти… Забавная история произошла на праздновании юбилея Мстислава Ростроповича в Париже. Им достался столик, за которым сидели греческая принцесса, Гейдар Алиев президент Азербайджана , принц Монако Альбер и миловидная круглолицая дама. И она все расспрашивала Щедрина о его музыке. На другой день супруги полетели в Амстердам, и первое, что там увидели, — плакаты, расклеенные по всему городу, с изображением их соседки по столу на юбилее Ростроповича. Это была королева Нидерландов Беатрикс… «Что обычно просят поклонники у балерин? Но к моменту нашего знакомства Майя Михайловна уже все раздала. Поэтому на память об артистке у меня остались бесценные автографы» Фото: из личного архива Павла Соседова Кстати, тот юбилейный банкет для Плисецкой и Щедрина закончился курьезом. После ресторана они решили поймать такси, чтобы добраться до своего отеля. Но когда вышли на улицу, начался проливной дождь. Они остановили такси, но тут выяснилось, что ни Плисецкая, ни Щедрин не помнят адрес. Раздраженный таксист, приняв супругов за пьяных, уехал, на прощание окатив Майю Михайловну водой. В результате великая балерина и великий композитор шли в вечерних нарядах под проливным дождем через Сену пешком — визуально они расположение отеля помнили. Потрясающую историю об одном концерте с участием Майи Михайловны мне рассказал Андрис Лиепа : «В 1984 году в Нью-Йорке отмечали 90-летие легендарной американской танцовщицы Марты Грэм. Я тогда танцевал в труппе Михаила Барышникова, и мне дали пригласительный. В юбилейном вечере участвовали все живые легенды мирового балета: и Барышников, и Нуреев, и Плисецкая... Можете себе представить, на бенефисе Марты Грэм три раза бисирует Плисецкая! Это было вне всяких театральных правил, но зритель ее не отпускал. А вот Рудольфу Нурееву места за главным столом не досталось. Он очень обиделся и сел за другой стол, где его соседом оказался какой-то критик. Не замечавший раздражения Нуреева, критик беспрестанно ему на ухо что-то дудел. Тогда Рудольф рукой зачерпнул лед из ведерка с шампанским, высыпал этому бедолаге за шиворот, встал и ушел…» К Майе Михайловне Нуреев относился с большим пиететом — в 13 лет он впервые попал на ее спектакль в Большой театр и был зачарован ее искусством. Перед началом концерта в своей гримерке она обнаружила фигурку лебедя, выполненную из белых лепестков роз. Спросила, от кого такой царский подарок, ей ответили: «Это привет от Нуреева»… «Энергетика, пластика и выступления Плисецкой поражали зрителей. Ее воздействие на публику было гипнотическим. Как только ее не называли: инопланетянкой, богиней танца, кометой, даже ведьмой…» В балетной миниатюре «Умирающий лебедь». А Коко Шанель устроила в своем Доме моды специальный показ. И после попросила Плисецкую дать мастер-класс по походке своим манекенщицам. Ее грация так восхитила Шанель, что она подарила балерине три наряда. Но совершенно особые отношения связывали Майю Плисецкую и Пьера Кардена. Последние десятилетия она носила исключительно его одежду, он создавал и костюмы ко всем ее балетам, которые написал Родион Щедрин по русской классике: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»... Это при том, что Карден работал для этих спектаклей бесплатно! Концертные костюмы для последних юбилеев Плисецкой тоже придумал Пьер Карден. У Плисецкой была только одна слабость Ко всему материальному Майя Плисецкая если и не была совсем равнодушна, то точно относилась без пиетета. Награды, деньги, драгоценности, недвижимость, деликатесы совершенно ее не занимали. А вот к чему Майя Михайловна имела слабость, так это к туфлям. Говорила, что всю свою жизнь вела поиски идеальной обуви на каблуке, в которой ее ноги бы не уставали. Поэтому в каждой стране и в каждом городе она обязательно отправлялась в лучшие обувные магазины и покупала несколько пар туфель. Любимой стали серебристые туфли, подаренные художницей Надей Леже в Париже аж в 1977 году. Майя Михайловна их очень берегла, так как считала идеальными точнее, так ей подсказывали ноги , и надевала лишь по особым случаям. Например, для исполнения балета «Ave Майя», поставленного к ее 75-летию Морисом Бежаром.
Баганова, Шляхов: Майя Плисецкая. Адская искра
Мировые хореографы были счастливы ставить номер Плисецкой. Некоторые из своих выступлений, созданные ее мужем Родионом Щедриным, были поставлены ею самою. Свою мечту Майя Михайловна осуществила Майя Плисецкая всегда говорила, что ее детская мечта стать известной, осуществилась, чему она была несказанно рада. Это все стало возможным благодаря ее пробивному характеру, ведь, как она всегда говорила, характер — это и есть судьба! Напомним, спустя год после смерти балерины, в Москве открыли в ее честь 9-метровый памятник в сквере на улице Большая Дмитровка. Памятник представляет собой статую танцующей балерины, исполняющей роль Кармен.
Соблюдено портретное сходство, характерные жесты рук и балетная поза.
Уже через несколько лет стала прима-балериной и исполняла на сцене Большого театра только главные партии. Отца Плисецкой расстреляли в 1938-м , и до самой хрущевской «оттепели» она считалась дочерью врага народа, тем не менее, танцевала на дне рождения Сталина. Казалось, в советском театре такой сюжет не увидишь. Но это тот случай, когда талант нельзя было не заметить.
Она блистала и на сцене, и в жизни. Танцем «Умирающего лебедя» в исполнении Плисецкой восхищался весь мир, но мало кто знает, что достичь такой грации и пластики балерине помогли настоящие птицы. Она ходила в зоопарк, где долго наблюдала за движениями лебедей.
Я обиделась. Следующим утром за завтраком я насупленно молчала. Отец затревожился. Прости меня, я пошутил. Я тебя люблю". Майя была не первой в семье, кого заинтересовала сцена. Ее тетя и дядя были танцовщиками балета.
Как-то они с маленькой Майей пошли в кино, смотреть мамин фильм «Прокаженная», но будущей балерине фильм не очень понравился — маму на экране топтали лошади, а девочка рыдала так, что маме пришлось ее утешать. В далеком 1932 году Михаила Плисецкого, назначенного генеральным консулом Советского Союза и руководителем угольных шахт «Алкутикгол», направили на остров Шпицберген. На край света Плисецкий перевез и свою семью. Именно здесь юная Майя впервые появилась на сцене в небольшой роли в оперной постановке Александра Даргомыжского «Русалка». Получив очередное назначение, генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене, он отправился туда вместе с женой, дочерью и восьмимесячным сыном Александром. Ехали через всю Европу, дорога была длинной и сложной, а жизнь на новом месте очень отличалась от московской. Отец много работал, а мать устроилась телефонисткой. Именно мамина работа как-то спасла Майю, которая решила одна прогуляться на лыжах и пропала. Матери удалось быстро поднять тревогу, и за девочкой послали группу лыжников с собакой. Она уже совсем устала, села передохнуть и впала в полудрему.
Собака Як балерина писала, что никогда не забудет ее имени раскопала ее из снежного сугроба и поволокла за шиворот к людям. А в 1934 году случилось значимое событие — семья приехала на каникулы в Москву, и Майя поступила в балетную школу. Тогда это было сделать не так сложно, балет не пользовался такой популярностью. От поступавших требовались отличные физические данные, крепкое здоровье, музыкальность и чувство ритма.
Помню, как одной майской ночью, через пару ней после смерти великой Плисецкой, я смотрела ее «Умирающего лебедя». Смотрела и вдруг бессильно заплакала: лебедю уже не суждено взлететь, подумалось мне тогда. Был бы великолепный громкий праздник. Но сейчас — так иногда бывает — нам осталось лишь посещать памятные концерты в ее честь, и вновь и вновь восхищаться ее танцем и душой. А душа Майи загадочным образом сквозит во всем: в черно-белом экране, во взмахах смычков, ритме барабанов и складках дирижерского фрака. Вчера, 18 ноября 2015 года, в Концертном зале им. Чайковского в Москве, состоялся концерт памяти Майи Михайловны Плисецкой. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил несколько знаковых в жизни балерины произведений. Концерт открылся пронзительно-нежным «Adagietto» из Пятой симфонии Густава Малера. Сцена, тускло подсвеченная холодным синеватым цветом и белеющие пюпитры музыкантов. Черная спина несравненного Гергиева и его длинные, нервные, какие-то страдающие пальцы. Бизе — Р. Щедрина, которая была создана специально для Майи. Моя соседка кричит звонким голосом: «Щедрин — браво! Нет, кажется, нет. Кульминацией концерта стало легендарное «Болеро» М. Оно сопровождалось видеозаписью выступления Майи Михайловны в постановке Мориса Бежара 1975 года. Оркестр аккомпанировал великой балерине, танцующей на экране. Что такое «Болеро» Плисецкой? Это двадцать пружинящих минут босиком на полупальцах тогда Майе исполнилось пятьдесят , это светлое обтягивающее трико на ее тонком теле, предстающем в невообразимых позах за это бежаровское «Болеро» в СССР было запрещено на два долгих года , это ее лисьи глаза, постояно меняющие выражение, и ее густые рыжие волосы, убранные в хвост. Это сложные изгибы и движения, лишенные, кажется, всякой логики. То резко вскинутые руки, то вдруг поникшее безвольное тело. История рождения «Болеро» замечательно описана самой Майей Михайловной в автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая»: «…Музыкальная легенда повествует, что у Равеля, писавшего «Болеро» по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн, не хватало времени. И потому композитор — в спешке — бесконечно повторял свою испанистую мелодию, лишь меняя на ней оркестровый наряд. Так говорят.
Баганова, Шляхов: Майя Плисецкая. Адская искра
Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. В память о ней снят этот фильм... Она появилась на свет рыжая, как морковка, и зеленоглазая, как маленькая нимфа.
Ее знают все, потому что она легенда, талантище и трудяга. Она сознательно отказывалась беременеть, боясь испортить фигуру и пустить карьеру под откос. Пережив страшное горе в детстве, она выбилась в топ. Семья разбита на осколки Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от CelebrityChecck celebritychecck 20 ноября 1925 года в Москве родилась девочка Майя. Родилась, как рождаются все люди на земле — ничего сверхъестественного, что могло бы указать на особые таланты в балете. Когда Маюше стукнуло 8 лет, ее папа был расстрелян без суда и следствия. Маму упаковали и отправили в Казахстан в лагерь для жен изменников родины.
Майе же махал руками и ногами детдом.
Она появилась на свет рыжая, как морковка, и зеленоглазая, как маленькая нимфа. Разумеется, она не могла быть как все… Ходили слухи, что она — английская шпионка, что мужчин меняет с той же страстью и легкостью, как танцует на сцене Большого театра, и, наконец, что ее брак с Родионом Щедриным — всего лишь выгодный альянс балетной примы и композитора. О жизни Майи Плисецкой и о ней самой столько всего написано!
Герой Социалистического Труда 1985 , лауреат Ленинской премии 1964 , полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. Ломоносова, почётный гражданин Испании. Супруга композитора Родиона Щедрина.
Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Братья - балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие. Кузен - театральный художник Борис Мессерер. С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии - и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян реабилитирован во время хрущёвской оттепели. Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины вернулась в Москву весной 1941. Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.
С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьёй в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища педагоги Е.
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Прах народной артистки СССР, балерины Майи Плисецкой не предан земле и находится дома у её супруга, 87-летнего композитора Родиона Щедрина. В завещании Майя Плисецкая указала, что ее прах должен быть развеян вместе с прахом мужа, композитором, народным артистом СССР Родионом Щедриным. 2 мая 2015 года скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая.
Обсуждение (19)
- Майя Плисецкая – биография, фото, личная жизнь, муж и дети, рост и вес, причина смерти | Узнай Всё
- Квартира на Сретенке
- Большой протест маленькой девочки: почему многие жаловались на тяжелый характер Майи Плисецкой
- «Я с шиком сыграла свою крошечную роль»
- Арест родителей
Большой протест маленькой девочки: почему многие жаловались на тяжелый характер Майи Плисецкой
Новосибирская журналистка предложила переименовать космодром Плесецк. Майя Плисецкая была добрым другом Мариинского театра — выступала на его сцене, принимала живое участие в важных событиях, была почетным зрителем многих премьер. Именно здесь юная Майя впервые появилась на сцене в небольшой роли в оперной постановке Александра Даргомыжского «Русалка». Майя Плисецкая – человек-парадокс. Безграничная грация, талант, царственность сочетались в ней с простотой. Самая известная балерина XX века Майя Плисецкая всегда была объектом не только любви поклонников, но и зависти со стороны некоторых коллег и просто женщин, которые не могли.
Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине
И тут совсем было не до шуток. Шесть лет по Москве за опальной балериной след в след ездила черная оперативная машина с тремя спецсотрудниками. Даже в магазин за хлебом нельзя было забежать безнадзорно. Ночью машина стояла под окнами дома в Щепкинском переулке сразу за Большим театром, где на втором этаже жила Майя. Шумела включенным детонировавшим мотором, чтобы продрогшие чекисты вконец не замерзли. Слышно было здорово. Подходящий аккомпанемент для романтических свиданий Плисецкой и Щедрина холодной весной 1958 года... А новоявленная Мата Хари не знала ни одного иностранного языка, кроме, естественно, французской балетной терминологии. Когда в 1989 году в Риме Плисецкая вместе с Леонардом Бернстайном, с которым подружилась в Америке тридцать лет назад, получала премию Виа Кондотти, знаменитый композитор подтрунивал над балериной: "Что, Майя, так по-английскому ты и не выучилась? Под домашним арестом сидеть пострашнее.
Те танцевать не давали... Та, чье имя Плисецкая называла в тройке своих кумиров: "Семенова, Уланова, Шелест". Все эти шесть лет Плисецкая упрямо боролась за свое доброе имя. Звонила, писала, отправляла телеграммы. На правительственных банкетах не упускала случая прямо заявить, что ее по непонятным причинам не выпускают за границу, как прокаженную, высокопоставленным вершителям судеб. Одно письмо, правда, в итоге так и не попавшее в руки Хрущеву, сочиняли сразу три писателя — французский писатель-коммунист Луи Арагон, его жена, писательница Эльза Триоле, родная сестра Лили Брик, гостившие тогда в Москве, и последний Лилин муж Василий Катанян. В стороне не остались ни Лиля, ни Щедрин. Ему в конце концов и удалось переломить карту — попасть на прием к генералу КГБ Питовранову телефон раздобыла Лилечка. А с подачи Питовранова, передавшего очередное письмо "царю Никите", организовать для Майи аудиенцию у тогдашнего главы этой наводящей ужас организации Александра Николаевича Шелепина.
С "железным Шуриком", как его называли за глаза в бытность комсомольским вождем, Плисецкая ездила на один из молодежных фестивалей. Мы посоветовались и думаем — надо вам с товарищами вместе за океан отправиться". И, провожая Плисецкую, которая все никак не могла поверить в свое избавление и ждала подвоха, у порога начальственного своего кабинета добавил, имея в виду Щедрина: "Мы ему рук в заклад рубить не будем. Вот если не вернетесь...
Только вот по состоянию здоровья навещает родные места не так часто, как раньше. Щедрин и Плисецкая были вместе в горе и радости, они вместе боролись с трудностями, вместе радовались успехам друг друга.
Их знакомство состоялось в 1955 году, в доме Лили Брик. Двадцатидевятилетняя балерина почти не обратила внимания на двадцатидвухлетнего начинающего композитора. Лишь через три года шапочного знакомства они поняли, что влюблены. Умели и работать, и отдыхать Умели и работать, и отдыхать В течение их семейной жизни главным, пожалуй, был не балет, а музыка Щедрина. Премьеры, концерты, сочинения - разговоры об этом велись постоянно. А Майя Плисецкая просто танцевала: мощно, гениально, божественно.
Муж понимал, какой дорогой бриллиант живёт рядом с ним и оберегал его как мог. По молодости было всё: вспыльчивость, обиды, резкость. Постепенно эмоции стали заглушать мудрость и доверие. Майя Плисецкая превратилась в послушную, кроткую жену.
От Руководства литературно-художественного портала Изба-Читальня! Убедительная просьба ко всем авторам и пользователям нашего сайта: - Если вы зарегистрированы в социальных сетях, то, пожалуйста, нажимайте на значки соцсетей на всём пространстве нашего портала. Мне нравится: Прикрепить файл: Название темы: В интернете наткнулась на статью, от которой у меня шок.
Надо было видеть, как она, молча, поднялась по служебному мостику, соединявшему зал со сценой, как отчаянно запахнулась в черный карденовский халат, как пересекла сцену с видом трагической героини, провожаемая нашими испуганными взглядами. При чем тут Чехов? Федра, Медея, Антигона — вот ее репертуар, вот подлинный масштаб. Только сейчас я начинаю понимать, как она мучилась от несоответствия, несообразности собственного дара и той реальности, которая предлагалась ей в качестве ежедневных обстоятельств, представлений о том, как надо и должно быть, и той картинки, которую увидела на мутном экране монитора. Потом, действительно, все как-то смонтировали, затемнили, где надо, подложили музыку. Получилось прилично. Сама Майя в красивом платье выступила перед началом, объяснив, почему она выбрала «Чайку» для балета. Откуда взялась эта странная, размытая пластика, которую она придумала? Оказалось, что все из детства, из военной юности. Это память о тех беззвучных диалогах, которые велись через стекло вагонов на бесконечных перронах и полустанках. Когда слова не значили ничего, но в запасе оставались два-три заветных жеста, улыбки, взгляды, способные выразить и радость, и горе, и надежду. Ими тогда и обходились. И Майя их тут же показала. Эту забытую азбуку разлук, встреч, прощаний, которую помнила только она одна. Она устало отмахнулась. Не сейчас! Мне же материал в редакцию надо сдавать. С этим аргументом спорить было бессмысленно. Репортаж про съемки «Чайки» ушел в печать без интервью с Плисецкой. Аудиенции у королевы Мне так и не удалось взять у нее интервью. Даже когда спустя двадцать лет мы познакомились и подружились. Такая мысль мне не приходила в голову: прийти к Плисецкой с диктофоном, сесть напротив и начать задавать вопросы про жизнь и творчество. Сама мизансцена казалась нам обоим какой-то фальшивой и глупой. Мы просто разговаривали без оглядки на будущую книгу или непременную публикацию. Ни одного ее слова без ее согласия я бы все равно не стал печатать. И она это знала. Поэтому общаться было легко. Мы сидели у них в гостиной на Тверской улице среди ваз и банок с увядающими букетами и хохотали, как школьники на перемене. Иногда к нам заглядывал недовольный Щедрин, герр учитель, и мы оба испуганно замолкали. Если он был особенно не в духе, мог даже изречь что-то вроде: «На сегодня аудиенция у Майи закончена». В том смысле, что мне пора валить. И тогда, давясь от смеха, мы шли прощаться в полутемную прихожую к лифту, где еще долго продолжали говорить задушенными голосами заговорщиков. Вообще музыка Щедрина и все, что с ней связано, было главным содержанием жизни этой пары. Все остальное просто не заслуживало внимания или шло каким-то беглым постскриптумом к его концертам, сочинениям, выступлениям, премьерам. Где-то на сорок пятом году их совместной жизни он наконец ощутил себя полновластным хозяином и господином и наслаждался этим статусом, как кронпринц, получивший свою долгожданную корону. На моей памяти Майя никогда ему не возражала. При всей своей природной строптивости и, как считалось, невыносимом характере она была на редкость послушной, кроткой женой. По крайней мере, в то последнее десятилетие, которое я застал. Фото: личный архив Сергея Николаевича Другое дело, что по своему легкомыслию и простодушию она все время попадала в какие-то несуразные истории, которые Щедрину приходилось улаживать. Она была классической trouble woman. То она, не глядя, подмахивала свою подпись на контракте, из-за которого потом несколько лет приходилось судиться. То ее кидали очередные доброхоты-спонсоры, и Щедрин судорожно собирал деньги, чтобы расплатиться с кредиторами. А то, на радость бульварным СМИ, вдруг объявлялась некая лжедочь из Израиля. С ней тоже надо будет судиться, тряся разными экспертизами и справками, что Плисецкая никак не может быть ее матерью. Все это Щедрину приходилось брать на себя, доказывать, спорить, нервничать, срывать голос, нанимать адвокатов. Не говоря уже о практических и финансовых заботах, связанных с их непростой жизнью на три дома был еще дом в Тракае в Литве и фактически на три страны. Мюнхен стал их главным прибежищем. С его педантизмом, страстью к порядку и четкому расписанию этот город подходил Щедрину идеально. А Майе? Однажды я спросил ее, почему из всех городов они выбрали именно Мюнхен. Конечно, ей самой больше бы подошел Париж. Она его обожала. Несколько раз ее звонки заставали меня во французской столице, и когда я говорил, где нахожусь, она, которая никогда никому не завидовала, вдруг начинала звонко вибрировать: «Как же это красиво! Вы в Париже! Тогда я работал в журнале ELLE и в честь ее юбилея решил, что надо обязательно осуществить модную фотосессию. Плисецкая как воплощение классического гламура. Особого энтузиазма у начальства эта идея не вызвала. Разумеется, смущал солидный возраст модели, который противоречил всем законам маркетинга и российским представлениям о том, что возможно в глянце. Никакие аргументы про великое имя и национальную гордость не действовали. То есть «нет» впрямую никто не говорил, но и «да» — тоже. По счастью, нашелся еще один энтузиаст «вечных ценностей» и давний поклонник Майи Михайловны, тогдашний вице-президент Альфа-банка Александр Гафин, который взялся финансировать эту затею. Дальше встал вопрос: а кто фотограф? Хотелось, чтобы это имя можно было поставить в один ряд с легендарными Ричардом Аведоном или Сесилом Битоном, которые снимали Плисецкую в эпоху ее славы. Сошлись на Беттине Реймс, прославленном фотографе семидесятых-восьмидесятых годов, чьей специализацией долгое время были женщины с прошлым. Впрочем, в ее портфолио имеются и серьезные государственные мужи, и транссексуалы Булонского леса, и проститутки Пляс Пигаль, и тайные притоны Шанхая, и священные места Палестины. Сама Плисецкая никаких условий не выставляла, о райдере, которым так любят хвастать звезды нашего шоу-бизнеса, слыхом не слыхивала. Попросила только взять что-нибудь в бутике своего старого друга Пьера Кардена. Стилист Мартина де Ментон, конечно, слегка поморщилась: ну при чем тут Карден? Но спорить не стала. Причуды звезды — закон. Мы приехали в студию на Руа-де-Сесиль в квартале Марэ. Какие-то переходы, тупички, маленькие комнатки. У Беттины бесконечные помощники, ассистенты, агенты. Она — звезда. Один из самых высокооплачиваемых фотографов в мире. Она умеет себя подать. Выучка и осанка бывшей манекенщицы, свитер грубой вязки прямо на голое тело или рок-н-ролльная майка, кожаные брюки байкерши. При виде нас она картинно распахивает руки и громко восклицает: «O, Maya! Майя отзывается на эти приветствия довольно прохладно, давая сразу понять, что ее экстатическими вскриками не возьмешь. Деловито интересуется, где гримировальный стол, и, кажется, даже не замечает приготовленного для нее огромного букета бледно-зеленых роз. Беттина переключается на Щедрина. Нет, нет, никого постороннего не должно быть на съемке. Это таинство, это обряд. Щедрин послушно удаляется, заручившись моим обещанием, что вечером я верну Майю Михайловну в целости и сохранности. Мы остаемся втроем: она, гримерша по имени Беки Пудр и я — должен же был им кто-то переводить. Приглядываюсь к Беки. Хорошенькая, вертлявая. С гривой крашеных волос, рассыпанных по плечам. Почему-то босиком. Пятки розовые, как у младенца. А профиль мужской. С тяжелым боксерским подбородком. Так это же мужик и есть! Типичный транс, к тому же, как выясняется, еще и страстный балетоман. Майя смотрит на себя в зеркало хмуро. Про свое лицо она знает все. И могла бы сама быстренько загримироваться что, кстати, предлагала мне, пока мы ехали в такси , но покорно подчиняется Беки. Та порхает вокруг нее. Они понимают друг друга без перевода. Стоит ей приподнять строгую бровь, как Беки бросается ее подрисовывать и удлинять. А если Майя подожмет недовольно губы, как гример уже предлагает на выбор с десяток разных тюбиков с помадой. И все так четко, слаженно, точно, будто всю жизнь только и делает, что гримирует народную артистку Плисецкую. Дальше примерка. Все хиты грядущей осени.
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Майя Михайловна сформировала облик балетного искусства наших дней, тем самым внеся неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой культуры. Майя Плисецкая была солисткой Большого театра более 40 лет, объездила с гастролями весь мир и в каждой стране снискала огромную славу и признание. Майя Плисецкая была солисткой Большого театра более 40 лет, объездила с гастролями весь мир и в каждой стране снискала огромную славу и признание. Когда Майя Плисецкая начала регулярно бывать за рубежом, она стала заказывать наряды у Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Новости. Знакомства.
Майя Плисецкая. Воспоминания. Фотографии. Интервью
- Мещанский суд Москвы защитил Майю Плесецкую - Череповецкий информационный сайт.
- Легенда российского балета
- Большой протест маленькой девочки: почему многие жаловались на тяжелый характер Майи Плисецкой
- Вспоминая Майю Плисецкую | Журнал Eclectic
- Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ
- Я, Майя Плисецкая Издательство Новости 65702651 купить в интернет-магазине Wildberries