Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Поначалу Иван Мазепа в этот круг не входил: его семья была уважаемой, но небогатой. Последний поручил Ивану Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. Сегодня в день трехсотлетия Полтавской Виктории считаю уместным повторить пост, в котором рассказывается о мазепе и несколько больше: Мазепа: от злодея-любовника европейских романтиков до агента западных спецслужб Книгу под названием Иван Мазепа: анатомия.
Поделиться
- В РФ дали оценку украинскому корвету "Гетман Иван Мазепа" — 04.10.2022 — В России на РЕН ТВ
- Николай Стариков
- Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
- Мазепа: путь от героя до предателя
Заговор гетмана Мазепы
Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула. легендарный, излюбленный романтиками персонаж, вдохновивший Пушкина, Листа, Делакруа, Байрона и Гюго. Иван Мазепа – одна из самых противоречивых политических фигур Европы XVII-XVIII ст. Предатель или патриот, человек высокой культуры или беспринципный политик, сильный лидер или конъюнктурщик-коррупционер?
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Однажды тайна раскрылась. Мазепа пытался уверить пана, что здесь впервые, но слуга пояснил: юный пан бывал в усадьбе столько раз, сколько волос у меня на голове. Фальбовский велел раздеть Мазепу, привязать к необъезженной лошади, лицом к хвосту, после чего ускорить её плетьми и холостыми выстрелами. Лошадь увезла Мазепу в степь, и в родной дом несчастливый любовник так и не вернулся.
Из пленника в фавориты Легенда о дикой скачке была призвана объяснить, почему шляхтич предпочёл делать дальнейшую карьеру среди казаков. Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера.
Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли. Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтобы отдать Украину в рабство Польше. Никакие уверения изменника, никакие лживые обвинения, рассылаемые им на московские власти, не переменили к нему народной антипатии. Народ инстинктивно видел, что его тянут в гибель, и не пошёл туда. Народ остался верен царю даже не из какой-либо привязанности, не из благоговейного чувства к монарху, а просто от того, что из двух зол надо было выбирать меньшее.
Как бы ни тяжело было ему под гнётом московских властей, но он по опыту знал, что гнёт польских панов стал бы для него тяжелее». Итог показателен: военно-стратегический и политический результат мазепинщины оказался равен нулю. Ни поднять общенародное восстание против «москалей», ни даже нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. Головкин писал послу в Дании князю В. Долгорукому: «…весь малороссийский народ обретаетца в верности к Его Царскому Величеству и ис тех мест, где шведы были, а имянно из Ромны и Прилук, все прислали присланных своих с объявлением верности своей». Исторические данные о Полтавской баталии свидетельствуют: участие казаков Мазепы в битве было минимальным. Современный исследователь Полтавской битвы и событий вокруг неё Владимир Артамонов отмечает: «Небольшая кучка добровольцев-запорожцев пошла вместе со шведской армией на штурм русских редутов.
Остальные силы Мазепы 6—8 тыс. А вот казаки нового пророссийского гетмана Скоропадского принимали в Полтавской битве куда более активное участие. Не говоря уже о стихийной партизанской вой не на территории Украины, которая обескровила шведскую армию». После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство между прочим, вместе со значительной частью богатств и бесславная смерть на чужбине. Как известно, турецкие власти отказались выдать Мазепу и его немногочисленных приспешников России. Головкину от 8 августа 1709 года проясняет мотивы турок и их отношение к украинским беглецам: «И то заявляю я вашей милости моему милостивому пану, что ежели совокупно Мазепа и все, с ним находящиеся, у ваших милостей за людей почитаются, то мы их за таковых не считаем и не признаём. Знаем только и признаём короля шведского и при нём состоящих.
И кто бы они ни были, ежели короля шведского слугами являются, [тех] тогда знаем». Не только финальная измена, но и весь жизненный путь Мазепы характеризует его как человека хитрого, но не мудрого, для которого вполне естественным было предавать товарищей и покровителей.
Когда до императора Петра I дошла информация о предательстве Мазепы, он поначалу даже не хотел в это верить: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа безвестно пропал, и сумневаемся мы того для, не по фикциям ли каким неприятельским».
Еще бы, ведь совсем недавно гетман, посылая письма царю, говорил в них о своей бесконечной преданности: «Не могут меня никогда ни стрелы, ни огонь разлучить от любви пресветлейшего всемилостивейшего государя моего». Однако факт предательства подтвердился и вызвал сильнейший гнев у российского монарха. Конечно же, Петр I сразу распорядился избрать нового предводителя запорожских казаков, им стал полковник Иван Скоропадский.
А чтобы искоренить все следы подлого перебежчика, царь велел перенести резиденцию гетманов Левобережной Украины из прежнего «мазеповского» Батурина в город Глухов. Но всего этого было мало. Император очень хотел покарать самого предателя.
Но поскольку Мазепа, находившийся теперь в стане шведов, был недосягаем, устроили его заочную казнь. Она состоялась в Глухове 9 ноября 1708 года. На показательную церемонию специально приехал сам Петр с приближенными, собрались войска, представители духовенства, казаки… Сохранилось описание происходившего: «Персону оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил».
Куклу, изображающую Мазепу и наряженную в гетманское облачение, вынесли на специально устроенный помост. Был прочитан указ о лишении изменника всех чинов и званий. Потом с манекена сняли ленту ордена Андрея Первозванного да вдобавок еще и патент, выданный на этот орден, публично разорвали , и наконец палач вздернул куклу на виселице.
Вслед за тем «вора и изменника» предали анафеме во время богослужений в храме города Глухова и в кремлевском Успенском соборе. Анафему этому суперпредателю возглашали в храмах Российской империи ежегодно на протяжении более полутора столетий. Однако даже столь суровые меры не утолили до конца жажды мщения обманутого в лучших своих чувствах Петра I.
Уже после блистательной победы русских войск, одержанной над шведами под Полтавой летом 1709 года, император вознамерился взамен отнятого у Мазепы ордена Андрея Первозванного, наградить его иным — позорным — знаком отличия. Это уникальный в истории случай, когда награда была учреждена персонально для одного человека. Петр распорядился о появлении в России второго по счету ордена — ордена Иуды.
Само название говорящее: всем, конечно, известна история про предательство Иисуса Христа его учеником-апостолом. Описание этой антинаграды, предназначенной для Мазепы, видимо, согласованное с государем было дано в записке, адресованной ближайшим сподвижником царя Александром Меншиковым ювелирам: «Зделать тот час монету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на осине повесившагося и внизу тридесять сребреников лежащих… и назади подпись: треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится. Да к той монете зделать чепь в два фунта…».
Иван Мазепа Последним ударом по самолюбию гетмана оказалась история с письмом Меншикова, которое он случайно обнаружил в Жолкве. Светлейший князь приказывал казачьему полковнику Танскому готовить своих людей, брать провизию и выступать в распоряжение русского командования. Эта новость привела Мазепу в ярость. Как же так, его подчинённому отдают приказ, а самого гетмана даже не считают нужным оповестить об этом!
Так уж совпало, что в этот миг совершенно случайно Мазепе доложили: из Львова прибыл иезуит Заленский — человек нового польского короля Станислава Лещинского, получившего корону из рук Карла XII. Мазепа любезно принял иезуита и беседовал с ним при закрытых дверях, а затем отправил к королю Станиславу. О чём они говорили — неизвестно. Но видимо, именно тогда в голове гетмана возник план новой измены.
Предпосылки Впрочем, у этого замысла была некоторая предыстория. Ещё в 1705 году Мазепа получил письмо от полковника Горленко, в котором тот жаловался на обиды от царского командования. К письму прилагалась копия приказа Петра, где царь распоряжался двум казачьим полкам, Киевскому и Прилуцкому, отправляться в Пруссию, где пройти военное обучение для перевода в регулярные драгуны. Приказ оказался фальшивкой, но для Мазепы это было не важно.
Он не стал выдавать Горленко царским властям как изменника, а вместо этого договорился с краковским воеводой князем Вишневецким о тайной переписке, для чего был даже выбран особый шифр. Но в то время Мазепа считал «польский вариант» всего лишь запасным выходом, лазейкой к бегству, готовящейся на крайний случай. И в 1707 году как раз такой случай настал. Так что, возвращаясь из Жолквы, гетман заехал в гости к княгине Дольской, через которую с 1705 года шла переписка с поляками.
Новые приказы Петра Вернувшись в гетманскую столицу Батурин, Мазепа нашёл там новый приказ Петра: в случае наступления шведов отступать за Днепр, сдав Киев врагу, и оставить гарнизон только в хорошо укреплённой Печёрской лавре. Монастырь следовало удерживать любой ценой, связав шведские войска его осадой. Города на правобережье Днепра, которые Мазепа под шумок военных действий занял самовольно, нужно было вернуть полякам, чтобы удержать ту часть шляхты, что выступала за короля Августа Сильного против шведов. В июле 12 тысяч казаков были отправлены вместе с родичем гетмана Войнаровским на войну в Польшу.
Привыкшие к привольной жизни дома казаки немедленно начали разбегаться — вскоре около пяти тысяч дезертировали. Пётр после этого окончательно укрепился в мысли, что иррегулярные войска не годятся для современной войны, подтвердил свой указ о преобразовании казачества в регулярные части, а также написал Мазепе, что его полки «кроме худа, никакого добра не приносят, … они занимаются только грабежами и норовят сразу вернуться домой». Пётр I Гетман сделал вид, будто бы подчинился, и посылал царю доклады, что все его приказы выполняются самым надлежащим образом. Пётр остался очень доволен и в награду добился от императора Священной Римской империи присвоения Мазепе княжеского титула.
Гетман устраивает заговор Узнав об этом, поляки через княгиню Дольскую оповестили гетмана, что княжеский титул — это не просто так.
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы
Гетман Иван Степанович Мазепа. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Новости. Мазепа родом был шляхтич православной веры, из западной Малороссии, и служил при польском короле Иоанне Казимире комнатным дворянином. Иван Мазепа с юности отличался изворотливостью ума, умением легко сходиться со знатными особами, умением нравиться нужным людям. Иван Степанович Мазепа – военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска.
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы
Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке | етман Иван Мазепа – одна из тех исторических фигур, которые вызывают острые споры по сей день. |
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства - Российская газета | Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. |
Иван Мазепа: от верности до предательства один шаг | К Ивану Самойловичу Мазепа обратился с учтивостью и поразил гетмана эрудицией. |
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
Новости Кронштадта | За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте – глубоким стариком, будучи гетманом. |
Иван Мазепа | В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз. |
Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья] | После провозглашения независимости Украины в Киеве неоднократно поднимался вопрос о розыске и перезахоронении останков Ивана Мазепы на родине. |
Невыученные уроки истории. Герои новой Украины. Мазепа. | К Ивану Самойловичу Мазепа обратился с учтивостью и поразил гетмана эрудицией. |
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы | Аргументы и Факты | Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. |
Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
Гетман Иван Степанович Мазепа. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Новости. Мазепа родом был шляхтич православной веры, из западной Малороссии, и служил при польском короле Иоанне Казимире комнатным дворянином. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, также происходила из старинного шляхетского православного рода. К Ивану Самойловичу Мазепа обратился с учтивостью и поразил гетмана эрудицией. Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины.
Невыученные уроки истории. Герои новой Украины. Мазепа.
Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. Гетман Иван Степанович Мазепа. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Новости. Мазепа родом был шляхтич православной веры, из западной Малороссии, и служил при польском короле Иоанне Казимире комнатным дворянином. Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. И поскольку версия М. Волгина отличается высокой степенью оригинальности, приведём её изложение полностью: «многочисленные союзники Ивана Мазепы, а также монахини монастыря сделали все возможное, чтобы спасти останки своей игуменьи. Рассказываем о жизни и службе Ивана Мазепы, как от «покоевого» он дослужился до гетмана и почему предал царя. Иван Степанович Мазепа — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра.
Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России.
С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове.
Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля.
Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле.
На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью.
Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков.
Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана.
На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал.
Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше.
По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа.
И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился.
Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки. Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал.
Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям.
По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом.
За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде.
В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска.
В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману.
В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону.
Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница.
Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману.
Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью.
Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит.
Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины».
Казачья элита не хотела встраиваться в ту жесткую вертикаль власти, характерную для России, и ей больше по душе была Польская традиция шляхетских вольностей — вот почему происходил постоянный торг о возращении Украины под власть Польши в обмен на автономию, а главное предоставление казакам равных прав со шляхтой.
Мазепа продолжал все ту же линию, и в момент, когда власть московского государя поколебалась, Мазепа, решив, что Россия проиграла войну, перешел на сторону шведа Карла XII точно так же, как его предшественники бегали к поляку Казимиру. Интересно только то, откуда взялась вдруг такая жесткая реакция Петра? А того, чтобы понять это нужно представлять, что это были за отношения между Мазепой и Петром до рокового предательства.
Мазепа был один из немногих людей, кому Петр всецело и абсолютно доверял. Трудно иногда понять, чем это было обоснованно. Возможно, тут сыграли симпатии Петра к Западу, все-таки Мазепа был европейски образован, воспитывался при королевском дворе, это был человек достаточно начитанный, выделявшийся на фоне часто не слишком образованной московской знати.
Гетман входил в число самых ближайших соратников Петра I, и реакция Петра была связана с шоком от измены столь близкого и преданного человека. Для Петра — это была личная трагедия. К тому же в России тогда сложилась такая традиция предавать анафеме бунтарей, в силу сакрализации царской власти: Разин, Отрепьев… Мазепу приравнивали к мятежникам, плюс Петру хотелось подчеркнуть особый статус неожиданного для него и очень болезненного предательства».
До этого они говорили, что их боевые катера причинят нам непоправимый ущерб, но столкновение их катеров и нашего флота закончилось в пользу нашего флота", - добавил эксперт. Он был заложен еще в 2021 году. Второй корабль должен быть готов в 2023-м.
В том числе предавая истинных борцов за Украину, как это случилось с полковником Семеном Палиём, поднявшим антипольское восстание на Правом берегу. Храбрец Палий вел за собой народ, хотел воссоединить оба берега и привести всех под московскую руку. А новый царь Петр I не желал ссориться с поляками. Поэтому его любимец организовал провокацию: выступил на правобережье с войском, призвал к себе руководителей восстания, напоил и в кандалах сдал русским властям, погасив бунт и всё вернув полякам. Обвинительные показания были тут же сфабрикованы, как сообщает историк XIX века Николай Костомаров, «какой-то фастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля.
Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич». Поэтому «изменник» по царскому приказанию был отправлен на вечную ссылку в Тобольск. Этот позорный эпизод современные украинские пропагандисты тщательно обходят стороной. Как и активные попытки Мазепы уничтожить Запорожскую Сечь, которую он считал опасной угрозой своей власти: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? По «Коломацким статьям» 1687 года, подписанным при его избрании, он обязался «быти… у их царского величества у их государских наследников в вечном подданстве верно и постоянно». И был, не помышляя ни о какой «независимости». Его казаки участвовали в петровских походах, а награды доставались руководителю: драгоценная сабля, золотой щит, соболя. В 1700 году государь даже сделал гетмана кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного.
Щедро одаривали его и землями, в том числе за пределами Гетманщины. Так Петр подарил ему Крупицкую волость в Севском уезде, а в современном Рыльском районе Курской области есть села Ивановское, Степановское и Мазеповка — по имени хозяина. В каждом из них были построены каменные усадьбы, в которых гетман останавливался по дороге в Москву. А в целом он стал богатейшим человеком, ведь все налоги и сборы края шли через него. За время своей русской службы только в Малороссии Мазепа собрал в своей мошне 19 654 двора и еще 4117 дворов в России, вместе это составляло больше 100 тысяч душ. Историки говорят, что чистый годовой доход успешного руководителя составлял более 200 тыс.
Миф о величайшем злодее и беззаветном патриоте Украины
Мазепа прибыл в Бендеры сразу после Полтавского сражения в 1709 году. Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости". В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля.
Содержание
- Иван Мазепа: предатель или гетман? –
- Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
- «Иудина награда» Ивана Мазепы
- Невыученные уроки истории. Герои новой Украины. Мазепа.
- Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
- Как гетман Мазепа царя Петра предал
Биография Ивана Мазепы
В РФ дали оценку украинскому корвету "Гетман Иван Мазепа" — 04.10.2022 — В России на РЕН ТВ | Иван Мазепа серьезно укрепил международный имидж Украины, что помогло спасти Украину от разрушений после государственного переворота в Московском государстве 1689 года. |
Иван Мазепа | 4 ноября 1708 года гетман Войска Запорожского Иван Мазепа публично объявил, что переходит на сторону Швеции — давнего противника России. |
Заговор гетмана Мазепы – | Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула. |
Измена гетмана Мазепы или как он продал Украину Польше | На территории Киево-Печерской лавры появится музей, посвященный гетману Ивану Мазепе, сообщил в своем Facebook (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) министр культуры Украины Александр Ткаченко. |
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы | Аргументы и Факты | Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. |