Сопровождавший цесаревича Алексей Петрович Боголюбов, между прочим, талантливый карикатурист, во время путешествия составил целый альбом, который находится у государя. Алексей Боголюбов – автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн второй половины XIX века.
Музей "отправит" омичей на море
Художник моряка победил. Третьяковка заново открывает живопись Алексея Боголюбова | Дворянин, морской офицер и художник, Алексей Боголюбов обладал даром видеть не только красоту мира, но и людей вокруг. |
Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника | В Париже Боголюбов сблизился с художниками барбизонской школы, тесно общался с Камилем Коро, дружил с Шарлем-Франсуа Добиньи. |
Выставки. Стихия воды – Тосненский вестник | Дворянин, морской офицер и художник, Алексей Боголюбов обладал даром видеть не только красоту мира, но и людей вокруг. |
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения | В Инженерном корпусе проведут выставку "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения художника" о русском маринисте и пейзажисте второй половины XIX века. |
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк | Под влиянием Боголюбова работы европейских художников покупал в личное собрание и император Александр III. |
Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
Алексей Боголюбов – автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн второй половины XIX века. 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). Алексей Боголюбов (Aleksej Bogolyubov; 1824-1896 гг.) — известный русский художник-маринист XIX века, мастер батального жанра, тонкий колорист. Из статьи вы узнаете, кто такой Алексей Боголюбов, где и когда он родился, что было интересного в его жизни. – Потомственный дворянин, внук Алексея Николаевича Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота, – рассказывает хранитель фонда русской и зарубежной графики.
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева
Врубеля хранятся два оригинальных рисунка мастера, а также цветные литографии из альбома "Изображение действий Черноморского флота против турок, 1853 года" Санкт-Петербург , полученные в дар от Государственного Эрмитажа. В альбоме - шесть большеформатных цветных литографий. Потомственный дворянин Алексей Петрович Боголюбов вошёл в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота в живописных полотнах, акварелях, рисунках и литографиях. Боголюбов - мастер, в творчестве которого рисунки занимают существенное место.
Врубеля Небольшая выставка «Истинно морских художников очень немного…» приурочена к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова 1824—1896. Потомственный дворянин, внук А. Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота в живописных полотнах, акварелях, рисунках и литографиях.
Профессиональный моряк и картограф, академик «по живописи морских видов» Императорской Академии художеств, он оставил богатейшее художественное наследие — около трех тысяч произведений. В фонде русской графики Музея имени М. Врубеля хранятся два оригинальных рисунка мастера, поступившие из разных источников, а также цветные литографии из альбома «Изображение действий Черноморского флота против турок, 1853 года» Санкт-Петербург , полученные в дар от Государственного Эрмитажа. Альбом, чьим заказчиком выступил Николай I, включает шесть большеформатных цветных литографий, вложенных в папку из плотной бумаги серого цвета. Сюжеты произведений связаны с эпизодами Крымской войны и первым опытом использования в сражениях колесных пароходофрегатов.
Если картины Айвазовского покоряют кажущимися почти фантастическими красочными эффектами, созданными исключительно по памяти, то работы Боголюбова, не отличаясь яркостью и интенсивностью колорита, воплощают главный и неизменный принцип его работы — писать все с натуры, добиваясь правдивости и жизненности изменчивого облика морской атмосферы. Уроженец суровой Балтики, Боголюбов и в живописи предпочитал северное море сумрачных тонов, неброская красота которых проявлялась в тонких красочных переливах. Умение передавать влажную атмосферу и пространственную ширь морского побережья покорило современников моряка-художника в его дипломных академических работах, удостоенных малой и большой золотых медалей.
Это петербургский «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» 1851, ГТГ и виды акватории Ревеля, в том числе с кораблями, терпящими крушение после бури «Вид города Ревеля», 1853, Череповецкое музейное объединение. Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года. Государственный Русский музей Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства. Документальный характер его марин, безупречность в передаче облика кораблей, их маневров и оснастки создали ему репутацию историографа российского флота. Это почетное звание принесли художнику серии масштабных батальных картин, исполненные по заказам императоров Николая I и Александра II и украшавшие Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Эпизоды Крымской Восточной войны 1853—1856 годов, победы молодого русского флота в эпоху императора Петра I и Екатерины II, события на Дунае во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов — над этими сериями Боголюбов работал по много лет, и в основу каждого полотна ложились рисунки и эскизы, исполненные непосредственно с натуры. Подлинность изображенных ландшафтов подчеркивала достоверность происходивших в них событий, а сами сражения воссоздавались на основе многочисленные исторических документов и свидетельств. Боголюбов работал как настоящий архивист, используя планы, карты, военные реляции и донесения, расспрашивая очевидцев.
Благодаря этому мы можем словно наблюдать за ходом битвы в Синопской бухте в начале Крымской войны или битвой при острове Гренгам в Балтийском море, ставшей решающей для победы России в Северной войне со шведами в начале XVIII века «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года», 1866, ГРМ. Последняя из названных работ побывала на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, заслужив одобрение не только своей исторической значимостью и виртуозностью показа сражающихся судов, но и характером живописи. Он рисует хорошо, умеет разнообразить свои эффекты, страстно ищет свет, искусно передает если не прозрачность, то колыхание волн». Современники высоко ценили живописное дарование Боголюбова, а главное, своеобразие его творческого почерка, определенного не только академической и военной выучкой, но и длительной учебой и работой за рубежом. Знакомство с европейской художественной средой началось для Боголюбова с пенсионерской поездки за счет Академии художеств, длившейся с 1854 по 1860 год. В этот период возникли и окрепли связи русского пейзажиста и мариниста со многими ведущими мастерами, представлявшими новейшие тенденции развития живописи, в том числе пейзажной. Среди них мастера дюссельдорфской школы, в том числе наставник Боголюбова Андреас Ахенбах, французский маринист Эжен Изабе, пейзажист Камиль Коро и мастера барбизонской школы, именуемые так по названию небольшого местечка недалеко от Парижа. Благодаря им Боголюбов познакомился с иным отношением к пейзажному образу, в основе которого лежали безыскусность и естественность природных мотивов, их национальный характер и желание передать в этюдной по характеру живописи «простоту линий пейзажа».
Само это выражение, принадлежащее Боголюбову, выражает его изменившееся понимание задач жанра, еще только начинавшее проникать в отечественную среду. Здесь, после возвращения Боголюбова из пенсионерской поездки в 1860 году, его восприняли уже как мастера европейского толка, овладевшего новыми сюжетами и новаторскими приемами письма, выходившими далеко за рамки академических традиций.
Но с привлечением к созданию выставки Государственного русского музея, Российского государственного архива военно-морского флота и Государственного музея-заповедника «Гатчина» она, несомненно, станет событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Эту мысль особо подчеркнул в ходе церемонии открытия выставки директор Морского музея Руслан Нехай, выразив твердую уверенность, что выставка «Посвящение» станет истинной «жемчужиной» среди выставочных проектов ЦВММ 2024 года. Боголюбова в Морском корпусе. Куратор выставки, старший научный сотрудник ЦВММ, заведующая его фондом изобразительного искусства Мария Олейник сказала, что Алексей Петрович Боголюбов никогда не разделял в себе офицера и художника, всецело посвятив себя Российскому флоту. Его личность объединяла в себе путешественника, активного общественного деятеля и просветителя. Было подчеркнуто, что СПб МС участвует во всех мероприятиях, посвященных 200-летию художника. Боголюбовым по заданию Гидрографического департамента Морского Министерства в 1862 и 1864 годах».
Посетители выставки смогут также увидеть оригинальную графику Боголюбова по Крымской Восточной войне 1853-1856 годов и Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Биография Алексея Боголюбова - моряка-художника / Документальный фильм
Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 г. в селе Померанье Новгородской. 16 января 2024 года Центральный концертный образцовый оркестр Военно-Морского Флота имени го-Корсакова выступил в программе Научной конференции в рамках художественной выставки «Алексей Боголюбов. Большая выставка, посвященная творчеству знаменитого мариниста и пейзажиста Алексея Боголюбова открывается в Третьяковской галерее. Жизнь подтолкнула Боголюбова к выбору стези художника как главного жизненного призвания. Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника.
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова
Боголюбова» выступают Библиотека искусств им. Боголюбова, Библиотека-читальня им. Тургенева, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество. Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. В юбилейный день, 28 марта 2024 года, в 19.
Боголюбова», которая включает проведение художественно-музыкального фестиваля, концертов, творческих лабораторий-пленэров, съемку документального фильма о художнике и организацию выставочного проекта в открытом городском пространстве «Алексей Боголюбов и Император Александр III». Организаторами «Года А.
Боголюбова» выступают Библиотека искусств им. Боголюбова, Библиотека-читальня им. Тургенева, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество.
Холст на картоне, масло. Зима в Париже. Середина 1870-х. Дерево, масло. Частное собрание, Москва. Корабли на рейде.
Доска паркетированная, масло. Гора Юнг-Фрау. А в конце покажу «необычного» Боголюбова. Монарх, в свою очередь, пригласил Боголюбова пожить в загородной резиденции в Бернсторфе и, как вспоминал художник, «приказал мне делать для развлечения карикатуры на всех и все». Цесаревич Александр проявил инициативу собирать рисунки и наклеивать их в альбом, о чем он сообщает в своём дневнике: «Вернувшись к себе, устраивал альбом карикатур Боголюбова». Алексей Петрович выполнил в альбоме интересную заставку, на которой изобразил юмористическую сценку с участием членов свиты Цесаревича Александра, некоторых придворных датского Короля Кристиана IX и его гостей. Дабы у изображенных лиц не было обиды на художника, а наоборот, появилась гордость, что их портреты выполнены по просьбе датского Короля Кристиана и украсили альбом русского Цесаревича Александра, он сделал своеобразную язвительную надпись: «1867 год. Фреденсборг, Клампенборг. Шалости художника.
Алексей Боголюбов. Принимай-ка, сердечный, всё на свой счёт. Харе твоей сделан великий почёт!!! Альбом рисунков «Шалости художника», выполненных во время путешествия в Данию. Государственный архив РФ, Москва. И самый важный поступок Боголюбова на благо родной страны: именно по его инициативе и при его финансовой поддержке в Саратове было создано Саратовское художественное училище, которое существует до сих пор и носит его имя. Боголюбову удалось создать и первый в России публичный музей в Саратове, — и более того, открыть его раньше, чем открылась галерея Третьякова, — и присвоить ему имя своего деда А. Радищева, опального писателя, философа. Он смог доказать Александру III, тогда ещё великому князю, что прегрешения Радищева не так велики перед Россией и перед императорским домом, и он боролся за отмену крепостного права, что, собственно, и осуществил отец Александра III, Александр II.
И вот имя опального ссыльного философа, писателя, Радищева было присвоено Саратовскому художественному музею. А в основу этого музея была положена коллекция Боголюбова. Это около двух тысяч произведений не только русских, но и европейских художников, а также образцы декоративно-прикладного искусства.
Однако сколько еще предстояло преодолеть препятствий и сопротивления этому благородному делу!
Достаточно сказать, что имя А. Радищева было тогда под строжайшим запретом, его знаменитое «Путешествие…» не позволяла печатать цензура. А сколько понадобилось усилий, чтобы в провинциальном городе для художественной коллекции, содержащей множество ценных произведений искусства, было построено свое собственное здание! Благодаря недюженному таланту и упорству Алексея Петровича, который привлек к этому делу множество своих единомышленников, 29 июня 1885 года музей был открыт.
Фотографии тех лет запечатлели большое скопление людей, желавших первыми пройти по его залам. Музей получил имя Радищева, после чего оно зазвучало открыто. Вдумайтесь: внук дал имя славного деда делу всей своей жизни! Каждый ли из нас на это способен?
А еще Боголюбов поставил непременным условием учреждения музея основание при нем рисовального училища: «…музей один есть тело без души и что нужна будет школа…» «…дабы возвысить образовательное дело юношества». Училище, получившее имя своего основателя, распахнуло двери 11 февраля 1897 года. Алексей Петрович уже не увидел свое детище — в 1896 году его не стало. С первых лет существования училище привлекло в свои ряды интересных педагогов: преподавание вели скульптор Н.
Волконский, архитектор П. Зыбин, художник В. А первый набор в рисовальные классы превзошел все ожидания: вместо предполагаемых трех классов пришлось открывать четыре. Не таким уж провинциальным оказался наш город, когда среди подрастающего поколения нашлось столько желающих пойти в художники, научиться художественному ремеслу.
Если благодаря появлению Радищевского музея весь мир узнал о молодых талантливых живописцах — В. Борисове-Мусатове, К. Петрове-Водкине, П. Кузнецове, А.
Матвееве, — то благодаря открытию училища на саратовской земле появились и до сих пор появляются такие имена, как П. Уткин, А. Карев, Ф. Белоусов, М.
Кузнецов, А. Кравченко, А. Все, что успел сделать Алексей Петрович Боголюбов, нельзя вместить в одну журнальную статью. Но можно определенно сказать, что он всей своей жизнью и творчеством до сих пор вдохновляет всех любителей искусства.
Никто из зрителей не остается равнодушным к деяниям этого человека, имя которого стоит в ряду выдающихся людей XIX столетия.
«Боголюбовские чтения»: лекция о жизни и творчестве выдающегося художника Алексея Боголюбова
Музею и школе Боголюбов завещал всё состояние, «дабы возвысить образовательное дело юношества». В его музее и его школе в Саратове выросли мастера мирового уровня, гордость искусства XX века — живописцы В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, скульптор А. Матвеев и десятки других первоклассных художников — А. Савинов, П. Уткин, Д. Цаплин, В.
Юстицкий, граверы А. Кравченко, П. Поляков, А. Скворцов и многие, многие другие. В январе 1891 года в Париже и заочно в Саратове праздновалось 50-летие профессиональной деятельности А. Юбиляр был буквально засыпан телеграммами, и не было газеты в Петербурге, Москве, Саратове, Париже, Лондоне, которая бы не откликнулась на это событие. Друзья, русские парижане и французы, в знак признания его художественных заслуг преподнесли юбиляру золотую палитру с выгравированными автографами.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул.
Назначенный с 1872 года официальным попечителем пенсионеров Академии художеств в Риме, Париже, Дюссельдорфе, Боголюбов открывает для художников свой дом, свою мастерскую, использует все свои связи, чтобы дать возможность молодым художникам учиться, продавать работы, выставлять их на парижских выставках. Это бескорыстие и отзывчивость художника ощутимы в тех письмах, записках, которые представлены наряду с рисунками в архивной части экспозиции. Чего стоит рекомендательное письмо слуге, отправленное Павлу Третьякову с просьбой подыскать человеку работу, или письмо С. Боткину по поводу лечения крестьянина, которого лошадь ударила копытом в лицо.
В этом деятельном участии в судьбах людей, в том числе из народа, Боголюбов наследует своему деду Александру Радищеву и шире - традиции русских просветителей XVIII века. Темперамент художника, его страсть к живописи, чуткость к настроениям природы открывают нам его этюды. Маленький зал, где они собраны, похож на каюту корабля, где собраны самые дорогие реликвии путешественника. В лучших работах, как "Овер близ Парижа" или "Уборка сена. Сен-Лё", самые простые мотивы полны света и поэзии.
Боголюбов тут самым естественным образом перекидывает мостик от "сора" прозы к лирической поэзии, от батальных картин - к живописи модерна… Он, похоже, не подозревает, что связь времен разорвана. Или уверен, что ее можно связать? Навигатор Выставка "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения" открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 21 января 2024 года. Стоимость билета - 600 рублей.
В этих записках художник, находясь в Париже, описывает свою тоску по России и начинает писать историю своей жизни. Алексей Боголюбов был человеком с множеством заслуг. Он служил на море и совершил множество подвигов. Его достижения в морской службе, искусстве и общественной деятельности были отмечены как в России, так и за ее пределами. Боголюбов имел высший чин действительного тайного советника и был кавалером нескольких русских орденов, включая Святого Станислава, Святого Владимира и Святой Анны.
Радищева, Саратов В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. Знойный день». Холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Радищева Саратов Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Результатом этих поездок явился ряд больших картин: «Вид Казани в разлив», «Нижний Новгород с колокольного базара», «Ипатьевский монастырь» н другие, а также огромное количество рисунков.
Нижний базар». Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Частное собрание Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год — путешествие по России, затем — Дюссельдорф, Дания. После ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. В тихой лесной роще — темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небо.
Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это «безлюдная» природа, но кажется, что здесь незримо присутствует человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы. Тем не менее, он участвовал во всех передвижных выставках, начиная с первой — 1871 года, в следующем году стал одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело использовал свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.
Коллекцию графических работ Алексея Боголюбова впервые представили в Музее ИЗО Карелии
Акварели и графические рисунки художника-мариниста, блестящего мастера пейзажа и морских баталий русского живописца Алексея Боголюбова можно увидеть в музее имени Крамского. На выставке представлено 70 акварельных рисунков, которые художник выполнил во время трехмесячного путешествия по России в свите великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II). Найдена картина знаменитого художника Алексея Боголюбова, похищенная два месяца назад из частного дома в Подмосковье. Среди известных российских живописцев, получивших признание за рубежом, особое место, несомненно, занимает Алексей Петрович Боголюбов, которого в Париже называли «русским барбизонцем». Алексей Боголюбов был потомственным дворянином и внуком писателя А.Н. Радищева.
7 запоминающихся шедевров Алексея Боголюбова (КАРТИНЫ)
Алексей Петрович был профессионалом в своем деле, и как художник-маринист и как настоящий морской офицер (он прошел путь от кадета и гардемарина до мичмана и лейтенанта флота, совершил несколько дальних походов, занимался морской разведкой и т.д). На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера. Александр II, представляя австрийскому императору художника Алексея Боголюбова, который был назначен комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, заметил: "Это прежде моряк, а потом художник".
Вышел в свет альбом художника Алексея Боголюбова, посвященный Финскому заливу
По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева. Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года.
Многогранная деятельность Алексея Боголюбова включала в себя не только творческую, педагогическую и художественно-просветительскую работу. Благодаря его трудам, были созданы Саратовский художественный музей им. Радищева и Общество взаимного вспомоществования русским художникам в Париже. Алексея Боголюбова по праву называют «послом русской живописи». При поддержке Президентского Фонда культурных инициатив разработана масштабная кросс-культурная программа «Год А.
Тургенева состоится торжественная презентация программы «Год А. В программе: приветствия почетных гостей, выступление одного из самых прославленных профессиональных хоровых коллективов России с более чем полувековой историей — Государственного академического Московского областного хора имени А. Кожевникова художественный руководитель и главный дирижер — Н. Аккредитация СМИ: info publicdiplo.
Алексей Боголюбов 1824-1896 учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, в 17 лет поступил мичманом на Балтийский флот, участвовал в плаваниях через Атлантику, Балтийское и Северное моря. С детства проявлял интерес к искусству, во время службы он пробовал рисовать самостоятельно, затем поступил в Императорскую Академию художеств, был знаком с Айвазовским. В 1853 году Алексея Боголюбова назначили художником штаба Военно-морского флота. По заданию Морского министерства Боголюбов создал атласы побережья Каспийского моря и Финского залива. Художник был близок к императорскому двору, часто выполнял монаршие заказы - например, писал сцены морских сражений Петра I и Крымской войны.
Выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова»
Акварели и графические рисунки художника-мариниста, блестящего мастера пейзажа и морских баталий русского живописца Алексея Боголюбова можно увидеть в музее имени Крамского. Работы Боголюбова из собрания ГА РФ исполнены в жанре карикатуры, составляют три альбома и до недавнего времени считались рисунками неизвестного художника. К 200-летию Алексея Боголюбова – художника, просветителя, мецената. не только художник-маринист, но и автор масштабных батальных картин, которые посвящены сражениям русского военно-морского флота. Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии.
Что еще почитать
- В России откроется год А.П. Боголюбова — Интернет-газета «Вестник»
- Сквер возле музея в Саратове назовут в честь художника Алексея Боголюбова
- Журнал «Русское искусство» | Журналы
- Боголюбов, Алексей Петрович — Википедия
- Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
Ассоциация искусствоведов
В рамках музейного проекта «Выставка одной картины» зрителям представлен пейзаж «Казань», выполненный в 1861 году. Автор фото: Татьяна Савкина Рисунок сепией — монохромный, он изображает разлив реки Волги близ Казани и идущих по подтопленной территории горожан. Позади этой цепочки людей, многие из которых идут с детьми и пожитками на руках, видна часть города. Графический лист оформлен в старое паспорту. Личность Боголюбова, вообще, неординарная.
Радищева Благодаря происхождению и образованию Боголюбов имел обширные связи в высших общественных и правительственных кругах. Но его личный творческий выбор отвечал демократическому духу эпохи: до конца жизни пейзажист входил в Товарищество передвижных художественных выставок, куда вступил уже будучи признанным корифеем жанра.
Мастер неизменно отстаивал интересы этого объединения в академических кругах. Между тем членами Товарищества он нередко воспринимался как «чужой среди своих», поскольку основным местом его пребывания стала европейская художественная среда. Для Боголюбова с самого начала важными ориентирами служили произведения современных европейских авторов, в чём он признавался на страницах своих воспоминаний. У немцев учился рисунку, у французов — содержательной и композиционной простоте пейзажей, новым приёмам натурной работы. Представленные на выставке в Третьяковской галерее произведения этих и других пейзажистов призваны воссоздать атмосферу, в которой формировался пейзажный почерк Боголюбова, чутко реагировавшего на живописные новации жанра. Так для барбизонцев, наиболее близких художнику, правдивость пейзажного образа заключалась в непосредственности общего впечатления от избранного мотива и передачи его эмоциональной выразительности.
Именуя многих из своих французских коллег «натуралистами», Боголюбов неизменно подчёркивал свою приверженность к естественности колорита, свободным и разнообразным приёмам письма — все эти свойства сделали неповторимыми произведения художника и наиболее ярко проявились в его этюдах. Художник за работой на пленэре. В окрестностях Парижа. Москва Среди русских пейзажистов второй половины XIX века Боголюбов особенно выделяется своим пристрастием к этюдной форме. Этюды составляют основную часть наследия пейзажиста, и неслучайно на выставке им посвящён отдельный раздел. Значение этих небольших работ далеко не исчерпывается первоначальными впечатлениями, полученными на пленэре или подготовительной ролью, не выходящей за пределы творческой «кухни».
Можно сказать, что они отражают особенности пейзажного мышления Боголюбова, его представления о «натуральной» живописной манере, иначе говоря, о правдивости картинного образа природы. Представленные на выставке этюды из собрания Русского музея и Саратовского художественного музея имени А. Радищева знакомят с двумя основными периодами творчества мастера. Если в коллекцию ГРМ вошли преимущественно работы 1850—60-х годов, то созданному в Саратове музею Боголюбов завещал наиболее дорогие сердцу произведения, выполненные на протяжении 1870—90-х. Благодаря этому, выставка даёт возможность проследить пленэрные маршруты художника по России и Европе и проникнуться его методом работы с натуры. Написанные в разные годы виды Константинополя и Амстердама, Ярославля и Москвы, пейзажи неаполитанского и нормандского побережья, парижских окрестностей — эти этюды раскрывают живописный талант Боголюбова, не скованный заказными рамками и академическими нормативами.
Картинно завершённые этюды удивляют смелостью и одновременно изысканностью колористических решений и разнообразием красочной фактуры, вступая порой в спор с самим художником, предпочитавшим в больших полотнах серый тон и долго считавшим, что ему не доступна передача ярких красок «в верной гармонии»3. В своих «Записках» Боголюбов честно признавался: «В глубокомыслие вроде художников Ге и Крамского я не пускался и теориями художественными и судьбами искусства считал удручать себя совершенно лишним. Общение с красками и механизмом живописи никогда не почерпывал из книг, а только из практики, сравнивая с результатами годов действовавших на меня чужих картин»4. Парижский «акцент» этюдов Боголюбова несомненен, но вовсе не делает его подражателем, скорее, проявляет самостоятельность суждений о задачах и смыслах пейзажного образа в эпоху реализма, зачастую требовавшего от пейзажа фотографической отчётливости и портретного сходства.
Тергенева 2024-03-26 13:59 Открытие «Года А. Многогранная деятельность Алексея Боголюбова включала в себя не только творческую, педагогическую и художественно-просветительскую работу. Благодаря его трудам, были созданы Саратовский художественный музей им. Радищева и Общество взаимного вспомоществования русским художникам в Париже. Алексея Боголюбова по праву называют «послом русской живописи».
Живописные работы самого Боголюбова в этот период — картина «Пароход-фрегат «Камчатка» 1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург , «Фрегат «Усердный», множество рисунков и эскизов. С 1849 г. Боголюбов посещал классы Петербургской Академии художеств, учился у М. Н Воробьева, Б. И конечно, огромное влияние оказал на молодого художника Иван Константинович Айвазовский. В 1853 г. Алексей Боголюбов оканчивает Академию художеств с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника, оставляет службу и назначается художником Главного морского штаба. Вторую золотую медаль художник получит в 1852 году за несколько картин, в частности — за «Вид Смольного монастыря с Охты». По условиям заказа необходима была абсолютная точность как в изображении всех деталей корабельной оснастки, так и передаче исторических подробностей, с чем художник блестяще справился.
По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота. В 1858 году Боголюбов за картины с видами Рима, Константинополя, и Шильонского замка на Женевском озере получает звание академика, в 1861 году — звание профессора живописи. Им создано немало знаменитых на весь мир картин и полотен — около 3000 картин, акварелей и рисунков, только в царской коллекции насчитывалось 150 акварелей. Гибель фрегата Александр Невский Дневной вариант. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением и характеризовался человеком благородным, умным, нежным и любящим. Так, в 1860 году Боголюбов устроил в залах Академии художеств выставку своих работ для публики в пользу вдов и сирот художников. В Париже, где Боголюбов с 1873 года проводит каждую зиму по состоянию здоровья, опекает русских художников — пенсионеров И.