Новости гротеска в литературе

Гротеск в искусстве. Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок. Примеры гротеска в литературе.

Гротеск - примеры из литературы

По крайней мере, таковыми они являются в рамках креативной фазы литературной фазы дискурса. Жизнь не есть смерть, смерть и рождение не соотносятся, не взаимодействуют друг с другом и не являются звеньями единой последовательности событий в рамках биологического если расшифровывать метафору М. Бахтина процесса. Другое дело, что в переломные моменты культуры компоненты становящегося гротескового образа вдруг оказываются соположенными в едином ментальном пространстве. Но разорванное, дисгармоничное сознание и гротесковый образ как продукт текстуализации этой разорванности -это явления разного порядка, хотя и связанные между собой. Логика формирования интегрированных ментальных и текстуальных пространств описывается теорией концептуальной интеграции Ж. Тернера, которая активно обсуждается и развивается ныне в рамках когнитивной лингвистики и психолингвистики. Она может прояснить динамику создания и, соответственно, структуру гротескового образа, который создает ощущение целостности а также иллюзию динамичности , не имея к этому никаких внутренних предпосылок, а только - внешние.

Идея концептуальной интеграции, описывающая формирование комбинированных blends ментальных пространств на основе пространств исходных input 1, input 2... Комбинированное ментальное пространство в нашем случае пространство гротеска есть результат этого интегрирования, и, как таковое, оно неизбежно представит как взаимосвязанные и взаимодействующие объекты, которые в исходных пространствах могут существовать как разнородные и даже несовместимые incompatible 8. Принципиальной, в частности, для дифференциации гротеска и иных процессов создания художественного мира, связанных с комбинированием ментальных пространств к примеру, метафоры , является мнение Фоконье - Тернера о том, что ин- тегрированные в комбинированных пространствах объекты могут либо иметь как мы полагаем, это имеет отношение к метафоре , либо не иметь это случай гротеска общих черт на уровне исходных пространств9. В метафоре благодаря сходству объектов осуществляется связь между ними, а также становится возможным переход от одного объекта к другому, т. Как комбинированное ментальное пространство метафора структурируется на базе компонентов объектов, элементов , связанных в исходном ментальном пространстве общим признаком. В образовании гротеска - комбинированного ментального пространства -участвуют взаимоисключающие явления жизнь-смерть, гармония-дисгармония, дух-тело и т. Это означает, что такие объекты не могут быть интегрированы на уровне исходных ментальных пространств; но эта интеграция возможна при образовании пространств комбинированных.

Гротеск есть ментальное пространство, основанное на искусственном, насильственном интегрировании амбивалентных объектов. Якобсоном и Ю. Лотманом принцип со-противопо-ставления10. Не соотносимые на когнитивном уровне феномены, подчиняясь закону проекции парадигматики на синтагматические ряды, становятся элементами формирующейся в рамках текста единой семантической парадигмы и, уже на фазе рецепции, создают иллюзию взаимодействия и взаимоперехода, при отсутствии всяких -кроме внешних - оснований к этому. Именно в тексте возможно соположение, соотнесение и даже взаимоналожение разнопо- ложенных универсалий в их предельном значении: жизнь есть смерть, дух есть тело, гармония есть дисгармония, красота есть уродство, величие есть ничтожество и т. Концептуализация иллюзий - дело непродуктивное, но именно этим занята традиционная теория гротеска. Гораздо бо- лее продуктивным представляется изучение того, как эти иллюзии порождаются, -этим в конечном итоге и занята теория концептуальной интеграции Фоконье -Тернера, позволяющая более адекватно представить логику и структуру гротескового образа.

Новгород, 1997, С. О гротеске в литературе. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. Что такое искусство?

Но сам поэт не отрицает существование Бога. Бог для него — это то, что можно постигнуть.

В стихотворении «Положа на сердце руку» автор отрицает сложившийся веками в искусстве образ Бога, делая его гротескным, но более своим для поэта: Например, что бог — не фраер, а фанерный ероплан, рухнувший в районе рая, разломившись пополам Стихотворение «Монтаж декораций Рая…» направлено на сближение с сущностью Бога, а гротеск позволяет показать действительность иного мира, вымышленного автором, его хаотичность и фантастическую сущность. Гротеск — кривое зеркало, отражение реалий, то, каким поэт видит мир. Здесь образ Бога десакрализуется с помощью красочных эпитетов и просторечной лексики: «бабах», «бабы», «каланче». Авторская идея направлена на стирание границ между высшим миром и земным, отсюда образ Бога помещен в шуточный облик. Бог в ненакрашенных губах Арбузы делают — бабах! Или изначально поэт создает мир комическо-уродливым, чтобы показать отражение мира реального через него.

Карнавализация — один из приемов гротеска, который связан с ощущением конца, эсхатологическими настроениями. Разрушение границ миров, возможность притронуться к «другому» миру — все это кажется доступным, в этом проявляется позиция к божьему миру как к мнимому и надменно возвышенному. Автор в стихотворениях описывает конец эпохи, конец определенного этапа. Ткну пальцем в небо — сразу в небесах они ведь хрупче, нежели просвирки свистит дыра, похожая на страх, что не свистит, а просто прёт из дырки, Из пасти ангела опять несёт тунцом а надо бы сырыми снегирями — так будет пахнуть мир перед концом: немытыми недели две huяmi; и зренье превратится в порошок и, как дорожка, ляжет нам под ноги… С отдельно взятым богом хорошо гореть в аду, отдельно взятом в боге. В этом стихотворении автор одновременно и создатель пространства, и герой, участник описываемых ситуаций.

Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином. Литературоведческое понятие «Гротеск» Гротеск от итал. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического юмора, иронии, сатиры и т. Гротеск от франц. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл [2]. Термин «гротеск» получил распространение в XV — XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура. Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск».

Ярким примером гротеска является повесть Н. Гоголя «Нос». Человеческий орган отделяется от своего хозяина и начинает полностью самостоятельную жизнь: отправляется на работу, в собор, гуляет по Невскому проспекту. Что мы узнали? Данная статья поможет школьникам разобраться в таком понятии, как «гротеск». Здесь дается определение этого приема, разбираются его особенности, а также приводятся примеры литературных произведений, где присутствует этот художественный прием. Тест по теме.

Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"

В литературе — одна из разновидностей комических приёмов, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; обычно гротеск несёт в себе трагедию. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью.

В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т. В литературе гипербола — средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф.

Достоевский , и дольше века длится день Б. Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином. Однако само понятие возникло в XV веке и имело вполне конкретное значение: так называли сложный орнамент, которым были покрыты своды и стены случайно обнаруженного под землёй дворца римского императора Нерона. В нём растительные мотивы причудливо переплетались с изображениями людей и животных. Римляне называли помещения дворца гротами или пещерами grotta по-итальянски — грот , а фантастические, искаженные изображения, которыми он был украшен — гротесками.

Как художественный приём гротеск начинает широко применяться в эпоху романтизма, однако обращались к нему и раньше. Картины Босха и Брейгеля, произведения Ф. Рабле, Д.

А в "Шинели" традиционный романтический мотив автоматизации, подчинения личности власти вещи раскрывает "могучую внутреннюю силу", скрытую в несчастном Акакии Акакиевиче. Влияние Гоголя на литературу 1960 - 1970-х очевидно: оно отчетливо дает о себе знать уже в прозе Синявского и Даниэля, а затем доходит до таких прямых парафразов гоголевских сюжетов, как, например, "Шапка" В. Войновича "Шинель" или "Полтора квадратных метра" Б. Гротескная поэтика позволила выразить фантасмагорическую, противоестественную и уродливую природу советского социального устройства и советской психологии, этим устройством отштампованной. Гротескное искусство 1970-х было рождено раздвигающимися "ножницами" между социально-идеологическим языком вместе с соответствующей ему картиной реальности и тем, что эта реальность представляла на самом деле; условно говоря, между программой "Время" и каждодневным опытом ее зрителей, между "Историей партии" и подлинными историческими трагедиями. Однако "парадигматический кризис", отразившийся в подъеме эстетики гротеска в литературе 1970-х годов, распространился не только на категории и ценности коммунистической идеологии и социалистической эстетики. Он носил более универсальный характер. Парадоксальность ситуации состоит в том, что большинство авторов гротескного направления начинают как язвительные критики советского мира, но сама избранная ими поэтика подводит их к тому порогу, за которым - нередко помимо воли самих авторов - обнаруживается противоречивость и проблематичность тех ценностей, которые они противопоставляли фантасмагориям советской системы и ментальность: "парадигматический кризис" выражается в том, что под беспощадным обстрелом гротеска оказываются категории личности и личной свободы А. Галич и В. Высоцкий , народа и народной правды Ю. Алешковский, В. Войнович, Ф. Искандер, М.

Булгаков, Салтыков-Щедрин. Википедия говорит, что гротеск используется для характеристики искаженных форм, к примеру, карнавальные маски, соборные горгульи. Также под это определение подпадают специфические виды орнамента, сочетающие декоративные и изобразительные элементы. Прием в литературе Как и гипербола, гротеск в литературе используется часто, встречается в мифах, сказках и легендах. В таких жанрах примеров можно найти огромное количество. Писатели, придумывая персонажей на основе гротеска, использовали художественное преувеличение. Но вместе с этим такие свойства могут оказаться реалистическими, основанными на жизненных фактах. Лермонтов в своих произведениях использует гротеск для романтической окраски событий и действующих лиц. Их характеристика находится на грани между возможным и исключительным. В ходе создания причудливых образов размываются, но не исчезают, границы между фантастическим и реальным. Гротеск в литературе Создание В основу художественного приема входит немыслимые аспекты, которые так нужны автору для достижения задуманного эффекта. Другими словами, это фантастическая гипербола, потому что праздное преувеличение имеет реальные черты.

Гротеск в литературе

Гротеском в литературе называется художественный приём, с помощью которого описывается что-то фантастическое, абсурдное, невозможное для реально существующего мира. Гротеск — архитектурный декор и жанр в литературе: что такое гротеск, особенности, история возникновения. Но благодаря фантастике и гротеску, которые лишь гиперболизируют происходящее внутри одного города – Глупова, читатель видит образ истерзанного народа, который не желает противостоять власть, столь саркастически обрисованной литератором. Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим.

Как это работает. Комическое в литературе

Кафки, М. Булгакова, М. В русской культуре особая роль в формировании и использования гротеска принадлежит Н. Гоголю, который соединил свойства разных типов гротеска - карнавального, романтического и реалистического. Для гоголевского гротеска характерны такие черты, как универсализация, связанная с нагнетанием однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа, например, одна глупость следует за другой глупостью, отчего читателю гоголевских повестей неожиданно открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть, что это унылое течение пошлости и есть жизнь. Смешное оборачивается грустным. Другим важным свойством гоголевского гротеска является «логика обратности», при которой недостойный персонаж счастливее достойного, а все моральные нормы ставятся с ног на голову.

В то же время, соприкосновение, казалось бы, несовместимых явлений, например, низкого и высокого, не обязательно всегда выглядит комично, часто оно, наоборот, трагично. Мотивы гротеска в литературе точно подошли для периода семидесятых годов советского времени, когда появились ножницы между социально-идеологическим языком вместе с соответствующей ему картиной реальности и тем, что эта реальность представляла на самом деле. Большинство авторов гротескного направления начинали как язвительные критики социального общества, но избранная ими поэтика подводила их к тому порогу, за которым — нередко помимо воли самих авторов — обнаруживалась противоречивость и проблематичность тех ценностей, которые они противопоставляли достижениями советской системы. Под беспощадным обстрелом гротеска оказываются категории личности и личной свободы в поэзии А. Галича и В. Высоцкого , народа и народной правды в прозе П.

Алешковского, В. Войновича, Ф. Искандера и М.

Ответ учащихся: «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек». Вывод: Педантичная строгость фиксирования повествователем каждой из реплик контрастирует с их почти полной однородностью. В двух последних случаях примитивизм усилен еще тем, что каждый подхватывает одно слово предыдущего, как бы силясь добавить к нему нечто свое и оригинальное, но добавляет столь же плоское и незначащее. Это явная стилизация примитива.

Анализ эпизода «Посещение псарни Ноздрева». Задание учащимся: Что хотел сказать Гоголь реакцией героев на дружественное расположение собак? Ответ учащихся: Реакция Чичикова на дружественное расположение собак, как видим, несколько иная, чем Ноздрева и других персонажей, что полно скрытого комизма. С одной стороны, Чичиков не раз оказывается весьма близок к животным, насекомым и т. А с другой стороны, случай на псарне Ноздрева не единственный, когда Чичиков оскорбился такого рода «дружбой». Проснувшись у Коробочки, Чичиков «чихнул опять так громко, что подошедший в это время к окну индейский петух... На чем основан комизм реакции Чичикова? Обычно человек не станет обижаться на животное и тем более на птицу, не рискуя попасть в смешное положение.

Чувство обиды предполагает или биологическое равенство, или же превосходство обидчика. Вывод: Своей неожиданной репликой Чичиков сокращает эту дистанцию, словно допуская возможность оскорбления со стороны «индейского петуха». Показательна такая деталь гоголевских персонажей, как глаза. Глаза — наиболее яркое воплощение духовности. У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз. Выборочное чтение: Задание учащимся: Найти наиболее яркие описания глаз персонажей и сделать выводы. Ответ учащихся: В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не описываются, или подчеркивается их бездуховность. Опредмечивается то, что по существу своему не может быть опредмечено.

Так, Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а применительно к глазам Собакевича отмечено то орудие, которое употребила на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза» О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Это уже нечто одушевленное и, следовательно, более высокое, чем одеревенелый или опредмеченный взгляд в той мере, в какой Плюшкин, как и Чичиков, несколько возвышается над другими персонажами.

Кажется, эта свобода уже на грани своеволия, и кажется, она могла бы вылиться в жизнерадостное ощущение полного господства над сковывающей, а часто и трагически абсурдной действительностью. В самом деле, дерзко сталкивая разнородное, расшатывая причинно-следственные связи бытия и покушаясь на господство необходимости, играя случайностями, не вправе ли создатель гротеска чувствовать себя в этом мире веселого художественного «своеволия» демиургом, заново перекраивающим карту вселенной? Но при очевидном как будто бы всевластии свобода гротеска небеспредельна, а «своеволие» художника — не более чем кажимость. Дерзновенность фантазии соединяется в гротеске с цепкою зоркостью мысли. Ведь и то и другое направлены здесь на обнажение жизненного закона. Гофмановский Крошка Цахес «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — всего лишь смешной уродец, стараниями сердобольной феи Розабельвайде наделенный способностью переносить на себя чужие достоинства, талант и красоту.

Проделки его коварны, он вносит горе и смятение в мир влюбленных, в котором еще живы и достоинство и добро. Но как будто и козни гофмановского фантастического выродка небеспредельны, и завершает он по воле автора проделки свои самым комическим образом, утонув в кринке с молоком. А это ли, кажется, не подтверждение того, что вольный дух гротесковой фантазии, сгущая атмосферу жизненного абсурда, всегда в состоянии разрядить ее, ибо вызванные им к жизни духи зла как будто бы всегда в его власти. Если бы... Если бы не «состав» жизненной почвы, в которую глубоко уходит корнями гофмановский образ. Почва эта —«век железный», «век-торгаш», по выражению Пушкина, и ее не отменить капризным порывом воображения. Жажда обесценивать все, что отмечено жизнью духа, заменяя и компенсируя отсутствие собственных духовных сил нивелирующим эквивалентом богатства «золотой волосок» Циннобера и есть знак этой хищной и нивелирующей силы ; дерзость и напор ничтожества, сметающего на своем пути истину, добро и красоту, — все это, что утвердится в буржуазном отношении к миру, было схвачено Гофманом у самых истоков рождения. Ироническое веселье гротеска не только не исключает трагизма, но и предполагает его.

В этом смысле гротеск располагается в эстетической области серьезно-смешного. Гротеск полон неожиданностей, быстрых переходов от смешного к серьезному и наоборот. Самая грань между комическим и трагическим здесь стирается, одно незаметно перетекает в другое.

Твена, Ф. Кафки, М. Булгакова, М. В русской культуре особая роль в формировании и использования гротеска принадлежит Н.

Гоголю, который соединил свойства разных типов гротеска - карнавального, романтического и реалистического. Для гоголевского гротеска характерны такие черты, как универсализация, связанная с нагнетанием однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа, например, одна глупость следует за другой глупостью, отчего читателю гоголевских повестей неожиданно открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть, что это унылое течение пошлости и есть жизнь. Смешное оборачивается грустным. Другим важным свойством гоголевского гротеска является «логика обратности», при которой недостойный персонаж счастливее достойного, а все моральные нормы ставятся с ног на голову. В то же время, соприкосновение, казалось бы, несовместимых явлений, например, низкого и высокого, не обязательно всегда выглядит комично, часто оно, наоборот, трагично. Мотивы гротеска в литературе точно подошли для периода семидесятых годов советского времени, когда появились ножницы между социально-идеологическим языком вместе с соответствующей ему картиной реальности и тем, что эта реальность представляла на самом деле. Большинство авторов гротескного направления начинали как язвительные критики социального общества, но избранная ими поэтика подводила их к тому порогу, за которым — нередко помимо воли самих авторов — обнаруживалась противоречивость и проблематичность тех ценностей, которые они противопоставляли достижениями советской системы.

Под беспощадным обстрелом гротеска оказываются категории личности и личной свободы в поэзии А. Галича и В. Высоцкого , народа и народной правды в прозе П. Алешковского, В. Войновича, Ф.

Гротеск - примеры из литературы

Что такое гротеск в литературе 8 класс. Это гротеск в чистом виде! Таким образом, гротеск в повести Гоголя «Нос», который возникает из фантастической обусловленности, открывает целое пространство для развития героев и сюжета. В литературе гротеск – это художественный прием, основанный на преувеличении, заострении и контрасте образов, ситуаций и характеристик персонажей. Цель гротеска – создание выразительных образов, привлечение внимания к определенным идеям и проблемам.

Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе)

• Файл c пользой для ЕГЭ здесь: слово стих• Анкета предзаписи на экспресс-курс по русскому языку: https://b24-5f7njo. Примерами гротеска в литературных произведениях можно назвать роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Он полон гротеска различного рода. Гротеск – это «изображение людей, предметов, деталей в живописи, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно. Соответственно, британская литература изобилует местным гротеском, от странных миров аллегории Спенсера в "Королеве фей" до трагикомических приемов драмы 16 века.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий