Леонид Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный. 19 ноября 1993) - советский и российский комедийный режиссер, сценарист и актер, пользовавшийся огромной популярностью и широким общественным признанием в бывшем Советском Союзе.
Гайдай Леонид Иович
А он никогда там не был. Ирония судьбы: солдат действительно провезли через город, но в метро и в ночное время суток... На фронте Гайдай Леонид, биография которого гласит, что жизнь этого человека никогда не была простой и безоблачной, уже начал получать заслуженные награды. Он был разведчиком и не раз ходил в тыл противника. Однажды ему удалось забросать гранатами огневую вражескую точку, уничтожив несколько гитлеровцев.
А в 1943-м он получил тяжелейшее ранение ноги. На протяжении лечения ему пришлось перенести пять операций. Врачи даже планировали ампутировать изувеченную конечность. Но Гайдай не пошел на это.
Гайдай трезво оценивал свой театральный успех Вернувшись из госпиталя, будущий режиссер Леонид Гайдай продолжил постигать актерское мастерство, поступив в театральную студию г. Окончив ее, на протяжении двух лет играл в спектаклях областного театра. Говорят, он оказался весьма неплохим актером и даже стал популярным. В конце концов, когда он сыграл Ивана Земнухова в постановке о молодогвардейцах, одна из городских газет написала заметку о нем.
Однако сам Леонид достаточно трезво оценивал свой успех. Он осознавал, что обладает специфической внешностью. Да и понимал, что актерское призвание — это не для него. Зато с завидным постоянством думал о режиссуре.
Своим актёрским талантом он удивил многих преподавателей. Скажем, когда показывали его студенческие работы в институте, великие Барнет и Пырьев не могли сдерживать свои эмоции и буквально тряслись от смеха. Кроме того, еще студентом Гайдаю довелось поработать на съемках в качестве режиссера-практиканта. Речь шла о комедийном фильме «Ляна».
Кстати, он же исполнил одну из ролей в этой картине. Позже, уже как актер, он был задействован и в ленте «Ветер». Собственно, это была последняя работа в чужих картинах. Именно тогда Гайдай окончательно обратился к режиссуре.
И если он теперь появлялся на экранах, то только в собственных фильмах.
Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие? Она была действительно уникальной. Его родители были людьми, которые сделали себя сами, они понимали ценность образования, много читали и всячески поддерживали стремление к творчеству во всех троих детях. Брат Леонида Александр, для своих Шурик, стал журналистом и поэтом. Сестра Августина пошла в науку. Леонид с детства занимался музыкой, играл на балалайке в оркестре, потом увлёкся занятиями в школьном театральном кружке. Все называли его Лёнька-артист, потому что у него был подражательный талант, он передразнивал учителей, но делал это необидно. С фронта Гайдай вернулся более замкнутым, уже эдаким молодым стариком. К тому же он получил тяжёлое ранение в ногу, последствия которого мучили его всю жизнь.
Тем не менее мне кажется, что всё своё веселье и чувство юмора он вложил в то, что делал, — в фильмы.
Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте. Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным.
Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом такого смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональной акробаткой и выступала в цирке на Цветном бульваре. Между цирком и "Кавказской пленницей" Варлей успела сняться лишь в одном фильме.
Интересно, что голос Варлей в ленте не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы "Будильник". Популярную песенку про медведей исполняет тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева. В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером "Помоги мне!
Не имевшая профессионального опыта Варлей, по мнению режиссера, не справлялась с процессом закадровой записи голоса. Сама Варлей признавалась, что во время премьерного показа "Кавказской пленницы" в Доме кино она была разочарована озвучкой: "Я смотрела на себя на экране, говорящую совсем не юным голосом и поющую чужим, взрослым, с вибрато в припевах, голосом, и мне становилось плохо, потому что я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино". Но не только Варлей сталкивалась с трудностями во время съемок "Кавказской пленницы".
Были они и у заядлого трезвенника Георгия Вицина. Дело в том, что за каждый придуманный актерами комедийный трюк Гайдай выдавал гонорар — бутылку шампанского. Все, конечно, очень старались.
Юрий Никулин, к примеру, организовал трюк в эпизоде, где его герой лежит под одеялом и запросто чешет пятерней свою пятку: для этого понадобилось спрятать под одеялом человека, страдающего дварфизмом карликовостью. Артисту об этом трюке рассказала одна цирковая актриса. Никулин рассказ запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию.
В общей сложности Никулин заработал на съемках 24 бутылки, Евгений Моргунов — 18, а Георгий Вицин — одну, непьющему актеру больше и не надо было, хотя придумал Вицин как раз очень много. Трезвый образ жизни артиста вообще доставлял немало хлопот: в легендарной сцене "Жить хорошо! У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку.
В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов.
Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария. Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре.
Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке. Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного.
Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории.
Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась.
Гайдай, пытались взять соседний город и важный железнодорожный узел Новосокольники. Из сохранившихся документов известно, что 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино, ныне Новосокольнического района Псковской области, Л. Интересно, что в военных документах Л. Гайдай отмечен как Иванович.
Впрочем, понятно, что его настоящее отчество Иович было не особо привычно. Военная биография Леонида Гайдая оказалась достаточно короткой. Ранение было тяжелое, ногу спасли, но рана давала о себе знать всю оставшуюся жизнь.
Форма обратной связи
- Комментарии
- Фильмография
- Знак зодиака
- Знаменитый режиссер Леонид Гайдай участвовал в Великолукской наступательной операции
- Необычное отчество Леонида Гайдая
Он слишком много знал: гению советской комедии Леониду Гайдаю 100 лет
автор самых искрометных и популярных комедий 1960-х и 1970-х годов, фильмов-лидеров советского кинопроката: серии фильмов о Шурике, комедий "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!". Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. 19 ноября 1993) - советский и российский комедийный режиссер, сценарист и актер, пользовавшийся огромной популярностью и широким общественным признанием в бывшем Советском Союзе. статья о Великом гении советского кинематографа Леониде Иовиче Гайдае.
Гайдай Леонид Иович
Отец — Иов Исидорович Гайдай — был украинцем родом из села Ореховщина Полтавской губернии, осужденным в 1908 году на каторжные работы за чтение крестьянам эсеровской прокламации. Каторгу он отбывал в Приамурье, где принимал участие в строительстве железной дороги, и, по отбытии срока в мае 1913 года, решил остаться в недавно основанном Алексеевске будущем Свободном. Здесь же он женился на Марии Ивановне Любимовой — племяннице его товарища по каторге балтийского матроса Егора Любимова. В 1919 году у молодоженов родился сын Александр, а в 1921 году — дочь Августа. Уже через несколько недель после рождения Леонида семью Гайдая перевели в Читу, а в марте 1931 года — в Иркутск, где прошли детство и юность будущего кинорежиссера. Уже тогда проявилась его артистическая натура — юный Гайдай играл в школьном оркестре, состоял в драмкружке при клубе железнодорожников, ездил с агитбригадами по госпиталям, воинским частям и сельским школам. Именно в школьные годы он пристрастился к кино, особенно к комедиям Чарли Чаплина, которые оказали гигантское влияние на все последующее творчество Гайдая-режиссера. Через два дня после окончания школы — 23 июня 1941 года — 18-летний Леонид попытался записаться добровольцем в ряды РККА, чтобы принять участие в начавшейся войне, однако ему было отказано. В ожидании призыва он устроился в Иркутский областной драмтеатр рабочим сцены, а после — в Московский театр сатиры, который в это самое время эвакуировали в Иркутск.
Леонид Гайдай со своей старшей сестрой Августой 7 февраля 1942 года Гайдая, наконец, призвали в армию. Первоначально службу проходил в кавалерийской дивизии, расквартированной на территории Монголии, где окончил полковое училище и получил звание сержанта, а летом он получил распределение в разведку и был направлен на Калининский фронт. Здесь же на фронте он вступил в партию. Однако уже через три месяца — 20 марта 1943 года — при захвате «языка» Гайдай подорвался на противопехотной мине под городком Новосокольники в Псковской области и был отправлен в военно-медицинскую часть в Иваново. Здесь он перенес пять хирургических операций, в результате чего врачам удалось сохранить ногу раненного, но о продолжении службы не могло быть и речи — в январе 1944 года его выписали из госпиталя и отправили обратно в Иркутск. Сразу после возвращения на родину, Гайдай поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, окончив которую в августе 1947 года целый год возглавлял кружок художественного слова на биолого-почвенном факультете ИГУ и, одновременно, играл на сцене драмтеатра. Талант молодого актера не остался незамеченным театральными педагогами, которые рекомендовали Гайдаю получать высшее образование в Москве. В августе 1949 года он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где руководителем его курса стал выдающийся режиссер-комедиограф Григорий Александров.
Во время учебы познакомился со студенткой актерского факультета Ниной Гребешковой, которая была его младше на 8 лет — 1 ноября 1953 года они поженились, а через четыре года родилась единственная дочь Гайдая Оксана. Брак оказался счастливым: супруги прожили вместе 40 лет, а Нина Гребешкова впоследствии сыграла в восьми фильмах своего мужа. Гайдай слева в окружении семьи 23 мая 1955 года Гайдай с отличием окончил ВГИК, а уже 2 августа состоялась премьера фильма «Ляна» Бориса Барнета, в котором он сыграл одну из основных ролей и, одновременно, выступил ассистентом режиссера. Первый опыт Гайдая в кино прошел почти незамеченным у зрителя, как и его первая режиссерская работа — фильм «Долгий путь», снятый в соавторстве с Валентином Невзоровым по мотивам рассказов Владимира Короленко и вышедший 5 декабря 1956 года. Не смотря на то, что в фильме не было ничего комичного, режиссер Михаил Ромм, который написал для «Долгого пути» сценарий, разглядел в Гайдае талант комедиографа и предложил ему снять фильм по сатирическому сценарию Владимира Дыховичного и Мориса Слободского под названием «Мертвое дело». В октября 1957 года фильм, получивший в финальной версии название «Жених с того света», был готов — на студии его приняли очень тепло, после чего Ромм и другой именитый режиссер Иван Пырьев, который познакомился с Гайдаем благодаря Нине Гребешковой, сыгравшей в его картине «Испытание верности», и с тех пор оказывал ему всяческую протекцию, организовали специальный показ для министра культуры Алексея Румянцева. Румянцеву, известному своими либеральными убеждениями, картина чрезвычайно понравилась — в декабре того же года она была выпущена в широкий прокат и снискала невероятный успех у зрителей: за год на «Жениха с того света» было продано около 36 млн билетов. По общей прибыли он стал вторым среди выпущенных в 1957 году фильмов, уступив лишь «Тихому Дону» Сергея Герасимова, который за год посмотрело свыше 46 млн человек.
Острая сатира на советскую бюрократию стала одним из символов «оттепели» , а начинающему 35-летнему режиссеру принесла общесоюзную известность. Тем не менее, не все остались в восторге от гайдаевского фильма — как и следовало ожидать, многие партфункционеры негодовали из-за его антибюрократической направленности. В частности, резко негативно о «Женихе» отозвался руководитель Москвы Николай Михайлов, который даже добивался запрета фильма. На защиту Гайдая встал Иван Пырьев, который предложил тому снять кино в историко-революционном жанре. Фильм «Трижды воскресший» вышел в прокат в 1960 году и прошел почти не замеченным — сам режиссер впоследствии не любил вспоминать о нем, поскольку создавать его он вынужден был, фактически, под внешним давлением. Жена Гайдая Нина Гребешкова с их дочерью Оксаной Тем не менее, в глазах руководства Гайдай полностью оправдался, а уже следующий 1961 год вновь позволил ему проявить свой комедийный талант — 18 сентября в прокат вышел фильм «Совершенно серьезно», представлявший собой сборник из пяти коротких новелл, последней из которых была снятая Гайдаем в стилистике немых комедий Чарли Чаплина короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс». Еще раньше — в июле — «Пес Барбос... За него Гайдай получил диплом Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, приз на фестивале в Лондоне и номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
В том же году он снял еще одну короткометражку — «Самогонщики», так же снискавшую успех у зрителей. С 1961 года начинается стремительный рост популярности гайдаевских фильмов. Предыдущий рекорд принадлежал американскому вестерну «Великолепная семерка», который в СССР посмотрело 67 млн человек, а среди отечественных картин — «Человеку-амфибии» 65,4 млн. Уже через год рекорд был побит самим же Гайдаем: комедия «Кавказская пленница» собрала 76,5 млн зрителей, а «Бриллиантовая рука», вышедшая 28 апреля 1969 года — 76,7 млн, на последующие 11 лет став самым кассовым советским фильмом. В 1995 году по опросу телезрителей она была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет. Последним крупным кассовым успехом в его карьере и одновременно последним чисто комедийным фильмом Гайдая стала картина «Спортлото-82», которую посмотрело свыше 55 млн зрителей. После 1962 года новелла «Дороги, которые мы выбираем» из фильма «Деловые люди» Гайдай не снимал трагических картин, однако неоднократно заявлял о желании больше не делать комедий. После успеха «Кавказской пленницы» он подал заявку на экранизацию пьесы Булгакова «Бег», однако в Главкино [1] ее не утвердили.
В 1970-е и 1980-е годы он пытался экранизировать поэму Александра Твардовского «Василий Теркин», но сам отказался от съемок кино на военную тематику.
По мнению критиков, золотым десятилетием в творческой карьере Леонида Гайдая стал период с 1965 по 1975 год. Именно в 1965 году на экраны кинотеатров вышла культовая комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 , главную роль в которой исполнил великолепный актер Александр Демьяненко.
После были картины «Наваждение» 1965 , «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» 1966 , «Бриллиантовая рука» 1968 с Никулиным и Мироновым в главных ролях, «12 стульев» 1971 и «Иван Васильевич меняет профессию» 1973. Каждая из этих картин пользовалась по-настоящему оглушительным успехом, а фразы главных и второстепенных героев этих картин «пошли в народ» и вскоре стали «крылатыми». В числе наиболее известных работ снятых Гайдаем в последующие годы жизни: «По улице комод водили...
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Чтобы погасить конфликт, режиссеру пришлось снять идейно выдержанную заказуху «Трижды воскресший», где речь шла о пароходе «Орленок». Фильм провалился в прокате, да и сам Гайдай предпочел молчать об этой картине. В жуткой депрессии он уехал с женой Ниной Гребешковой в Иркутск. Где по легенде к нему и пришло озарение. Мать режиссера для утепления хранила над потолком подшивки газет и журналов. Просиживая на чердаке, депрессирующий Гайдай неожиданно отыскал там смешную заметку. Даже не заметку, а стихотворный фельетон украинца Степана Олейника в переводе Корчагина.
Нина Гребешкова в фильме 1954 г. Фото kino-teatr. Но принято считать, что Трус, Балбес и Бывалый родились на том самом месте. А что касается самой заметки... В биографии Гайдая, вышедшей три года назад в серии «ЖЗЛ», приводится ее текст. Понятно, что эти трусы-картузы никому не могли понравиться. Но Нина Гребешкова не перечила мужу.
Брат - Александр Иович Гайдай, был журналистом и поэтом. Почти сразу после его рождения семья перебралась в Читу, а затем - в Приангарье, в Иркутск, где проживала в привокзальном районе Глазково. Окончил школу 18 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию. В армию его не взяли из-за возраста. Гайдай устраивается рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время остался в эвакуации Московский театр сатиры. Он работал с Театром сатиры, смотрел все спектакли, ездил на гастроли. Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне. Был призван в 1942 году и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт. Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы и направили в госпиталь. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне - Иркутский академический драматический театр имени Н. Охлопкова , работал осветителем, актёром. В 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, который закончил в 1955 году. В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая - «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. Пырьева, Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы.
Знаменитый режиссер Леонид Гайдай участвовал в Великолукской наступательной операции
Леонид Гайдай - режиссёр, сценарист, актёр - биография - советские режиссёры - Кино-Театр.Ру | О том, что Леонид Гайдай наш, амурский, большинство узнало только благодаря фестивалю «Амурская осень» и его бессменному «локомотиву» — глубокому знатоку кино Сергею Новожилову. |
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь, фото - | Как это произошло, рассказывает сам Леонид Гайдай: «Я долго добивался экранизации «Двенадцати стульев». |
Леонид Гайдай: биография, семья, болезнь и смерть | МРТ Эксперт | Пройдет он в музыкальном сопровождении оркестра композитора Александра Зацепина, поскольку Леонид Гайдай навеки породнен с музыкой, прозвучавшей в его фильмах. |
Леонид Гайдай: смех сквозь слёзы | В 1942 году 23-летний пацан Леонид Гайдай попадает на фронт и не просто там воюет, а по-настоящему славно — получил медаль «За боевые заслуги». |
Гайдай и вокруг евреи | Гайдай Леонид Иович. Смеющийся над собой, над врагом, над болью Всего за неделю до начала войны ещё неизвестный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска. |
О Леониде Гайдае можно говорить каждый день
Леонид Гайдай | Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). |
Леонид Гайдай (30.01.1923) - режиссер, сценарист, биография и фильмография | Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). |
Гайдай кратко – биография Великого киногения | Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми". |
Леонид Гайдай: смех сквозь слёзы | К своему вековому юбилею Леонид Иович Гайдай подошел в вот уже несколько десятилетий неколебимом статусе «самого успешного из непонятых» и «самого непонятого из успешных» советских режиссеров. |
Гайдай кратко – биография Великого киногения | Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. |
Гайдай и вокруг евреи
15.02.2023, Новости Амурской области. Биография советского режиссера Леонида Иовича Гайдая: личная жизнь, юность фронтовика, национальность, жена. 2. Леонид Иович на Войне с осени 1941 года, прошел самые трудные времена.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Гайдай Леонид Иович. Смеющийся над собой, над врагом, над болью Всего за неделю до начала войны ещё неизвестный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска. Леони́д Ио́вич Гайда́й — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев. Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. Леонид Гайдай родился 30.01.1923 года в городе Свободный Амурской области.
Что помешало Леониду Гайдаю идти вперёд?
Пырьева, Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы. Лишь после выпуска в 1960 году идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» о котором Гайдай сам позже никогда не упоминал его «простили». Дальше были короткометражные фильмы 1961 года - «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус - Балбес - Бывалый. На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О.
Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди». Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми, истинными жемчужинами советского кинематографа. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма Гайдая - «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 года и «Бриллиантовая рука» 1968 года. Эксцентрическая комедия Леонида Гайдая - «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей, за которую он был награжден Призом РТР «Золотой билет» посмертно.
Также известен фильм «12 стульев» - экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова в двух частях, снятая Гайдаем в 1971 году. В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: И.
Ильф и Е. Петров , М. Булгаков , М. Зощенко , Н.
Роль Труса режиссёр предложил уже известному ему Георгию Вицину. Роль Бывалого после долгих поисков досталась Евгению Моргунову. В 1961 г.
Эта комическая троица, навсегда полюбившаяся зрителям, ещё не раз предстанет в кинокартинах Гайдая, появится в мультфильме «Бременские музыканты» и будет увековечена в виде памятников. В первый год его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. Сначала его звали Владик Арьков, но цензоры узрели аналогию с именем Владимира Ленина, поэтому центральному герою дали имя Шурик.
Но Леонид Иович утвердил 27-летнего актёра Александра Демьяненко. Роль тунеядца Феди мог исполнить Михаил Пуговкин, но позже он предпочёл сыграть прораба, сославшись на неподходящее для хулигана телосложение. При съёмках этого фильма режиссёр стал сотрудничать с композитором Александром Зацепиным, без которого позже не обходился ни один фильм Гайдая.
В этой ленте оформился фирменный стиль режиссёра. Он стремился к созданию картины, максимально насыщенной действиями. Сцены без диалогов в первую очередь, погони подвергались ускоренной перемотке.
Также Леонид Гайдай поощрял импровизацию актёров. Например, Юрием Никулиным была придумана сцена, где Шурик Балбесу пронзает рапирой грудь, из которой течёт «кровь», оказавшаяся красным вином. Скелет с щелкающими зубами тоже был выдумкой Никулина.
На эту ленту было продано 76,5 миллиона билетов, что побило предыдущий рекорд Гайдая. В основу сценария легли газетные публикации о кавказской традиции выкупать и продавать невесту. Трио жуликов к тому времени наскучило режиссёру, и он решил вывести в качестве злодея «восточного сладострастника» из числа районных руководителей.
Сначала этот персонаж обладал фамилией Охохов по иной версии — Ахохов. Но эта фамилия была у сотрудника министерства культуры. Фамилию Саахов тоже хотели отвергнуть — она принадлежала одному из работников «Мосфильма».
Поиски политкорректной фамилии прекратила министр культуры Екатерина Фурцева: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте 180 Ивановых! И что теперь?
Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить, как есть! А вот имя главной героини выбрано в честь жены Гайдая — Нины Гребешковой.
На роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» претендовали Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, но выбрали цирковую артистку Наталью Варлей. В сцене спасения Шурика пришлось делать много дублей, поэтому в эпизоде, где артисты сидят на берегу, они стучат зубами почти по-настоящему. Кстати, сама жизнь приняла участие в реализации сценария.
По ошибке страховщиков Демьяненко в спальном мешке действительно сорвался в реку. В фильм вошли реальные кадры его неконтролируемого движения в потоке. Съёмки проходили на Кавказе, в Крыму и Абхазии.
Как и раньше, Гайдай приветствовал актёрскую импровизацию. Экспромтом Вицина стала фраза: «Чей туфля? А, моё.
Не было в сценарии и знаменитой реплики Саахова: «Шляпу сними». По идее Никулина был введён в кадр огромный шприц, которым в тело Бывалого ввели снотворное под видом противоящурной прививки в реальности местом для укола послужила подушка. А идея оставить покачивающийся шприц принадлежит Вицину.
Благодаря ей, самый кассовый советский режиссёр побил собственный рекорд. Уже в первый год на киноленту продали 76,7 миллиона билетов, что поставило её на третье место в рейтинге популярнейших советских фильмов первое место — боевик Бориса Дурова «Пираты XX века», второе — мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В 1995 г.
А всё начиналось так… Сценарист Яков Костюковский увидел в журнале «За рубежом» информацию о мошенниках, перевозящих через европейские границы драгоценности в гипсовых повязках, наложенных на место ложных переломов. Тогда его озарила идея создать фильм под рабочим наименованием «Контрабандисты». Фамилия главного героя Семёна Семёновича не раз менялась: Павлик, Тимошкин и, наконец, конечный вариант — Горбунков.
Эта роль предназначалась для Юрия Никулина. В съёмках участвовали члены семьи Юрия Никулина. Его жена — цирковая артистка Татьяна Никулина — сыграла гида, проводившего экскурсию для советских туристов.
А их сын Максим Никулин исполнил роль мальчика с рыболовным сочком на острове.
Родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурская губерния, Дальневосточная область. Народный артист СССР 18. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжелое ранение, после которого его комиссовали. В 1947 году окончил Театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. Охлопкова , работал осветителем, актером театра, в 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК мастерская Г. Александрова , который закончил в 1955 г.
С ней он справился блестяще.
До него в советском кино безоговорочно положительных персонажей-студентов просто не было. Простоватый и очень правильный Шурик сразу покорил зрителя: картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия "Кавказская пленница". Шурик — ярый борец за справедливость. Он попадает в комедийные переделки, собранные в трилогию. Случайно срывает спланированную злоумышленниками операцию. Работая на стройке, умудряется научить уму-разуму заядлого тунеядца Федю. Готовясь к экзаменам, знакомится с девушкой Лидой при смешных обстоятельствах. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным.
Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, будущий мастер советской комедии вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком осадил его: "Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список".
Многие юмористические сцены рождались на съемках случайно. Так, трагическую нотку в эпизоде с фехтованием придумал сам режиссер: драка выглядела уж очень академично, поэтому было решено изобразить кроваво-винную рану, когда Шурик проткнул Балбеса шпагой. А вот эпизод со скелетом — чистая импровизация. На восьмом дубле Юрий Никулин решил засунуть палец между приоткрытыми челюстями скелета, и те внезапно захлопнулись. Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте. Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным. Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом такого смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональной акробаткой и выступала в цирке на Цветном бульваре.
Между цирком и "Кавказской пленницей" Варлей успела сняться лишь в одном фильме. Интересно, что голос Варлей в ленте не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы "Будильник". Популярную песенку про медведей исполняет тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева. В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером "Помоги мне! Не имевшая профессионального опыта Варлей, по мнению режиссера, не справлялась с процессом закадровой записи голоса. Сама Варлей признавалась, что во время премьерного показа "Кавказской пленницы" в Доме кино она была разочарована озвучкой: "Я смотрела на себя на экране, говорящую совсем не юным голосом и поющую чужим, взрослым, с вибрато в припевах, голосом, и мне становилось плохо, потому что я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино". Но не только Варлей сталкивалась с трудностями во время съемок "Кавказской пленницы". Были они и у заядлого трезвенника Георгия Вицина.
Леонид Гайдай: биография, фильмы
Например, когда в 1951 году студент первого курса режиссерского факультета ВГИКа Леонид Гайдай и его однокурсник Юрий Москаленко приехали в Иркутск на практику, пропуск ассистенту режиссера Восточно-Сибирской студии кинохроники выписали с ошибкой. На роль жены главного героя Гайдай утвердил свою , изначально Леонид Иович хотел экранизировать "12 стульев", но ему не разрешили, так как только что вышел "Золотой телёнок" Михаила Швейцера. Леонид Гайдай родился в 1923-м году в городе Свободный. Гений эксцентрической комедии Леонид Гайдай нередко сталкивался с цензурными претензиями, хотя никогда не был диссидентом и не держал «фигу в кармане» против советской власти. Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование. После войны Леонид Гайдай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе.
Необычное отчество Леонида Гайдая
Булгаков, Михаил Зощенко, Н. Актёрский состав комедий Гайдая был поистине блистательным. После критики советскими чиновниками от кино гайдаевской экранизации "Ревизора" все последующие фильмы великого советского комедиографа имели хорошую прокатную судьбу, но не повторяли оглушительного успеха его ранних комедий В 1970-е и 1980-е годы Гайдай активно снимал сатирические сюжеты для киножурнала «Фитиль». Ушёл из жизни 19 ноября 1993 года в Москве.
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Фестиваль советских фильмов в Сорренто 1972, Спец.
По словам Гайдая, именно из этого случая позже и родился эпизод фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В боевых действиях Гайдай принял участие с 25 ноября 1942 года, когда 381-я дивизия в составе 3-й ударной армии перешла в наступление в ходе Великолукской наступательной операции. Гайдай, пытались взять соседний город и важный железнодорожный узел Новосокольники. Из сохранившихся документов известно, что 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино, ныне Новосокольнического района Псковской области, Л. Интересно, что в военных документах Л.
Гайдай отмечен как Иванович. Впрочем, понятно, что его настоящее отчество Иович было не особо привычно.
Впервые снявшись в 1961 году в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс», они появились в фильме «Самогонщики» 1962 , в третьей части комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 и в «Кавказской пленнице» 1966. Две последние комедии, а также «Бриллиантовая рука» 1968 являются самыми кассовыми фильмами режиссера, за время проката их посмотрели практически все жители СССР. Гайдай признан классиком комедийного жанра. Верной музой и помощницей режиссера была его жена - Нина Гребешкова.
Народный артист СССР. Родился на Амуре в семье железнодорожного служащего, семья часто переезжала из города в город. Учился в иркутской железнодорожной школе. Принимал участие в Великой Отечественной войне, получил тяжелое ранение, подорвавшись на противопехотной мине.
После службы окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н.
Гайдай и вокруг евреи
С середины 60-х наступает «золотое десятилетие» Леонида Гайдая. Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Гайдай Леонид Иович. Смеющийся над собой, над врагом, над болью Всего за неделю до начала войны ещё неизвестный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска. Внучка Леонида Гайдая приняла участие во флешмобе к 100-летию режиссера в Иркутске.
Отец Гайдая был на царской каторге
- Больше интересного о СССР
- Жизнь Гайдая была не комедией — Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области
- Юный плагиатор
- Судьба режиссёра: Леонид Гайдай
- Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет - МК
Едва не отчислили из ВГИКа: неожиданные факты из биографии Леонида Гайдая
К счастью, Гайдаю удалось добиться восстановления, чем он немало всех поразил. Леонид Гайдай в молодости. Они познакомились во время подготовки учебной постановки. В 1953 году молодые люди поженились. Покровительство Пырьева Гайдай ещё студентом обратил на себя внимание Ивана Пырьева. Последний предложил начинающему автору два проекта на выбор: помочь Эльдару Рязанову со съёмками « Карнавальной ночи » или Андрею Гончарову с «Долгим путем». Гайдай предпочёл Гончарова и, кажется, ошибся: ссора между ними почти сорвала съёмки, и в итоге доделывал картину Гайдай, но уже с Валентином Невзоровым. Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Источник: YouTube. Начинающий автор последовал совету более опытного коллеги и снял фильм «Жених с того света» 1957. Картину, несмотря на царившую тогда «оттепель», назвали слишком смелой. Фильм сильно порезали, и вышел он в ограниченном прокате.
Благодаря стараниям своей мамы, Оксана уже в детстве овладела английским языком, поэтому девушка помогала своему звездному отцу общаться с иностранцами. Режиссер так и не снял ни одного фильма специально под свою супругу.
Впервые она была задействована в его картине «Кавказская пленница», снявшись в роли второго врача, но это получилось по причине его болезни. У Гайдая открылась язва и ему нужна была диета, поэтому Гребешкова отправилась на съемочную площадку кормить мужа, а заодно поработала в эпизоде. Режиссер оценил тогда ее работу и с тех пор снимал ее практически во всех комедиях, правда, главной героини она так и не дождалась от него. После фронтового ранения Леонид Иович был инвалидом 2 группы: у него на ноге был свищ, из-за чего кость гнила. Однако, причина смерти стала другой. Режиссер заболел воспалением легких и лежал в больнице, а вскоре у него произошла тромбоэмболия легочной артерии, после чего наступила внезапная смерть.
Умер он на руках своей любимой жены. Несмотря на то, что Гайдая нет в живых уже более 20-ти лет, в день его смерти на могилу приходят не только родные, но и близкие друзья. Они не плачут, а рассказывают смешные истории, которые так любил легендарный кинорежиссер. Жена, дочь и внучка Леониа Гайдая Дочь не пошла по стопам своих звездных родителей и выбрала профессию экономиста. Леонид Иович был не против, чтобы Оксана продолжила актерскую династию, но сама она посчитала эту стязю очень зависимой и трудной. Дочь вышла замуж и родила дочь Ольгу.
Внучка режиссера также получила экономическое образование и сейчас работает в банке. Интересные факты из жизни Леонида Гайдая На фронте он получил тяжелое ранение, и врачи хотели отнять ему ногу. Но юноша убедил их не делать этого, так как мечтал об актерской карьере. В 30-летнем возрасте режиссер подхватил туберкулез, и медики советовали ему быть чаще на море. Неудивительно, что многие свои картины он снимал в Крыме и Пицунде, где не только прекрасный климат, но и красивые места. Однажды Гайдай посмотрел в кинотеатре свою комедию «Кавказская пленница», которой тогда уже было 25 лет со дня выхода на экраны.
Он поделился тогда с женой, отметив, что зрители до сих пор смеются над этим сюжетом и что интересно — в одних и в тех же местах. Когда режиссер собрался снимать «Бриллиантовую руку», многие его помощники думали, что часть съемок будет проходить в Турции. Однако, на заграничные съемки денег не хватило, и Стамбул пришлось снимать в Баку. Съемки «Ивана Васильевича» проходили в древнем Кремле — Ростовском, а вот сцены, когда царь обедает и принимает заморских гостей снимались в обычных павильонах киностудии Мосфильм. Леонид Иович не любил покупать себе одежду.
Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру. Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни. Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев». Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль». Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин.
Премьера состоялась в мае 1963 года, лента показала крепкий средний результат, собрав 23,1 млн. После этого успеха, Гайдай решил снова снять фильм, составленный из новелл, но теперь про современность. Ему попался готовый сценарий "Несерьёзные истории" Якова Костюковского и Мориса Слободского, состоявший из двух новелл о приключениях интеллигентного студента Владика Арькова. Леонид Иович вместе с авторами дописал его, добавил ещё одну новеллу, в которой главный герой сталкивается с его любимой троицей из "Пса Барбоса" и "Самогонщиков". Вторую новеллу изменили. Она изначально рассказывала о том, как Владик был репетитором у сына чересчур заботливых родителей, которые его замучили своей гиперопекой. Гайдай предложил другой, романтичный сюжет, который нам всем хорошо известен. Режиссёр его подсмотрел в польском журнале "Шпильки". Так на свет появилась комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" — Владика забраковала цензура, так как народ мог провести аналогию с именем Владлен — Владимир Ленин. Шурика сыграл Александр Демьяненко, которого выбрали после того, как прошли пробы более сотни актёров, в том числе таких впоследствии именитых, как Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков, Евгений Петросян, Валерий Носик. На роль хулигана 15-суточника сначала прочили Пуговкина, а на роль Прораба — Владимира Высоцкого. Демьяненко был жгучим брюнетом, но Гайдай хотел, чтобы главный герой был блондином. Краски тогда были ужасные, и гримёры сжигали актёру кожу на голове до волдырей. К счастью, его густая шевелюра перенесла эти "пытки" без потерь, он не облысел. Натурные съёмки первых двух новелл сняли в Одессе, квартиру Лиды — в павильоне "Мосфильма". Для съёмок третьей новеллы группа поехала в Ленинград, но там как назло, началась оттепель, весь снег растаял — пришлось его делать из подручных средств, ваты и нафталина. Именно тогда Иван Пырьев предложил заменить рабочее название "Смешные истории" на "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика". Гайдай на это согласился. Худсовет хотел ещё вырезать спящую возле главных героев последней новеллы мышку — но Гайдай грудью встал на защиту грызуна и отстоял его. Съёмки продолжились. Одной из последних снятых сцен, стала сцена ограбления склада. В поединке Балбеса и Шурика на рапирах актёры, после занятий с преподавателем сценического фехтования, сражались, как заправские дуэлянты. Но Гайдая это не устраивало, ему нужна была не дуэль, а буффонада. Тогда-то он и придумал сценку с разбитой на груди Балбеса бутылкой вина. Сцену со скелетом снимали раз десять, но она никак не выходила. И тут Никулин в перерыве просто шутки ради сунул скелету палец между челюстей, а те возьми да и сомкнись. Эта импровизированная шутка и вошла в фильм. Из-за боданий с худсоветом фильму присвоили 2-ю категорию, что означало меньшее количество залов и копий при прокате и меньше сеансов в "прайм-тайм". На защиту "Операции" встали режиссёр Пырьев и генеральный директор "Мосфильма" Сурин. В результате фильм вышел в августе 1965 года в прокат по 1-й категории… и собрал 69,6 млн. Успех был ошеломительный. Гайдай, подобно настоящему западному продюсеру, решил использовать популярность своих героев дальше, и приступил к съёмкам "Кавказской пленницы", в которой опять главным героем был Шурик, а главными героями второго плана — известная троица. Он снова хотел снять новеллы, на этот раз две, происходящие на Кавказе: первую о том, как влюблённый парень выкрал девушку, а вторую о том, как экспедиция отправилась в горы на поиски снежного человека. Но худсовет заинтересовала только первая новелла. Наталью Варлей выбрали на главную роль после отсмотра 400 претенденток. Она подкупила Гайдая тем, что сама предложила раздеться для проб для купальника. Проблема возникла с Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым — они отказались сниматься, так как считали эпизоды с их участием неправдоподобными. Гайдай предложил им переработать сценарий. Стимулом был приз — бутылка шампанского за каждую шутку в кадре.