Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Ключевые слова: купеческие гильдии, купцы-старообрядцы, купеческие династии, социальные архетипы, христианские ценности. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец – это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Купцы ― люди, чья профессия была связана с торговлей, ― в средневековом обществе занимали двоякое положение.
Что такое купец
Слово купец происходит от древнегреческого emporos, что означает торговец. Купцы имели высокий социальный статус и часто занимались не только торговлей, но и финансовыми операциями, ссудами и даже дипломатическими делами. Купеческое сословие играло важную роль в экономической и социальной жизни России. Купцы обладали определенными привилегиями, имели право на ношение меховых шуб и золотых украшений, а также авторитет в обществе. Они пользовались выгодными условиями для торговли и имели право на свободу передвижения по стране.
Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991:202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций.
Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения.
Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России.
Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета 21 7 личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения.
Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга.
Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н.
Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения.
Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества. Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи.
Пожертвования на эти нужды только в 1916 г. Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей. Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1 нестяжательность; 2 религиозная солидарность и сотрудничество; 3 нестрогая прибыльность; 4 державность или государственный патернализм; 5 веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6 благотворительность.
Раскрытию религиозного смысла хозяйствования человека посвящены работы многих отечественных богословов, философов и экономистов прошлого. В последнее время появились исследования современных ученых. Они позволяют с новыми измерениями подойти к таким проблемам как труд, собственность и богатство.
Создание продуктивной модели социально-экономического развития России и восстановление национальных традиций предпринимательства представляются возможными лишь после восстановления утраченного духовного потенциала общества. Будущее российской экономики необходимо рассматривать в контексте всей отечественной истории, религии и культуры. Литература Белоусов И.
Ушедшая Москва. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви.
Бурышкин П. Москва купеческая. Вишняков Н.
Благодаря своему богатству, купцы часто вкладывали деньги в благотворительные и общественные проекты, содействуя развитию образования, культуры и искусства. С течением времени роль купцов изменилась, но их влияние на общество остается значительным. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами. В конечном итоге, купцы являются основой экономики и общества, обеспечивая распределение товаров и услуг, финансовую поддержку и социальное развитие. Их вклад в различные аспекты жизни общества невозможно переоценить.
Император Павел I реорганизовал Коммерц-коллегию и включил в нее 13 выборных купцов. Его сын, император Александр I, запретил выборность купцов в Коммерц-коллегию. В 1807 году он издал манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этот документ разрешал купцам создавать товарищества для ведения внешней торговли. В начале XIX века в России начинают зарождаться капиталистические отношения. Сельскохозяйственная продукция производилась в целях сбыта. В поместьях становится больше промышленных мануфактур и предприятий, на которых трудились крепостные. С 1818 года крестьянам разрешалась открывать свои фабрики и заводы. Таким образом, крестьянское сословие начинает дифференцироваться.
ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы». В зависимости от размера капитала дохода купцы причислялись к третьей гильдии (от 500 руб. до тысячи), второй (от тысячи до десяти тысяч) и первой (десять тысяч и более). Настоящие купцы были настроены на основательное обустройство дела, а не на одномоментное получение прибыли.
Что такое купец
В эпоху петровских преобразований существенно изменился состав купечества, которое стало пополняться из других социальных слоев общества: крестьянства, ремесленничества, духовенства, мещанства и т. Например, в 1723 году вступительный ценз для крестьян и разночинцев составлял 500 рублей. Гильдейское купечество окончательно сформировалось в период реформ 70-80 гг. XVIII века. Купечество было разделено на три гильдии по величинам капиталов, превышающих 500 рублей. По закону 1785 года — «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» — каждый гражданин, независимо от его пола, воз- раста, происхождения, состояния, при условии объявления капитала от 1 до 50 тысяч рублей, мог записываться в гильдию 1 -я гильдия — от 10 до 50 тыс. Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания.
Последние гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775-1785 гг. Московская купеческая элита. Но уже в первой половине XIX в.
Таким путем — от мелкого промысла до крупных торгово-производственных товариществ — складывались династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Гучковых, Абрикосовых, Третьяковых, Боткиных. В то же время многие из них, так или иначе, были вынуждены обратиться за первоначальным капиталом к купцам-старообрядцам, доля которых в русском купеческом классе была значительной. Некоторые купцы сами были старообрядцами по рождению и получали поддержку от общины как «свои» люди, другие же вступали в старообрядчество добровольно. Гучков первым получил от купцов — попечителей Преображенского кладбища, бывшего центром старообрядчества в России, на хранение сундук с 12 миллионами рублей. Деньги эти собирались как пожертвования и приношения, передавались наставникам и попечителям старообрядческой общины и пускались ими в торговый оборот. Но в 1840 году над Преображенской общиной нависла угроза правительственного разгрома, и тогда деньги были переданы Федору Алексеевичу Гучкову и составили основу благополучия его потомков Бурышкин, 1991:337.
Принадлежали к расколу, т. В середине XIX в. Старообрядчество как религиозное сектантство было не вновь появившимся учением, подобно лютеранству или кальвинизму на Западе, а являлось традиционным религиозным сознанием, оставшимся в народе от прошлых времен. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение между сторонниками и противниками старообрядчества. Большинство российского купечества было проникнуто христианским мировоззрением во всей его полноте и, может быть, как ни один другой класс России ощущало свою связь с православием и стремилось выполнять заповеди Христа. Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др.
Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В.
Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141. Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего.
На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации. В начале XX в.
Люди в Древнерусском государстве Вообще изначально людьми на Руси называли только свободных крестьян-общинников, которые составляли большую часть населения страны. Люди не служили в дружине в отличие от гридей, кметей, отроков и бояр. Последние, кстати, имели знатное происхождение, за что их именовали «лучшими» или «нарочитыми». Непосредственно же «людей», как рассказывает Василий Ключевский в книге «Терминология русской истории» делили на несколько категорий: гости, купцы, смерды, закупы. Гостями у нас в стране с давних времен именовали вольных торговцев, которые возили товары из-за границы или из крупных городов. Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение — «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь.
Купцами же назывались менее крупные торговцы — как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес.
С давних времен торговые отношения сводились к простому натуральному обмену. Появление и развитие денег и товарно-денежных отношений связано с развитием товарного производства. Тогда посредником между товаром и потребителем выступает рынок. Торговля была известна еще со времен Древнерусского государства.
В письменных документах того времени часто встречается слово «гость», которым называли купцов, ведших торговлю с заморскими странами или другими княжествами. В центре каждого из них имелся торг — специальная площадь, где сбывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция. Торг делился на ряды, специализировавшиеся на каком-то одном товаре или группе родственных товаров. Ученые считают, что первыми товарами для торговли стали излишки дани, получаемой князьями с подвластного населения. Времена года и торговый календарь Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны.
Там они скупали излишки продукции промыслов и ремесел. Весной купцы собирались в большие торговые караваны и отправлялись по рекам и морям на юг или север. По данным историков ежегодно к Царьграду Константинополю отправлялось 100-120 русских торговых судов, способных перевести 200 тонн груза. В них гарантировалась защита русских купцов от произвола местных властей, освобождение от уплаты торговых пошлин. Купцы того времени умели обращаться с оружием, чтобы защитить себя и свой товар.
Символами русского купечества того времени можно считать весы и меч. Ежегодный сплав ладей по рекам требовал много согласованных усилий. Необходимо было снарядить в путь 300-400 ладей, для этого нанимали плотников и других ремесленников. На каждую ладью для охраны нанимали 20-40 воинов. В письменных источниках есть свидетельства о связи русских купцов с германскими городами, торговым союзом Ганза.
Картина Бориса Кустодиева 1918 год Начиная с Петра I, российские правители уделяли большое внимание развитию третьего сословия так называли городской торгово-ремесленный класс, противопоставляя его первым двум сословиям — дворянству и духовенству. С одной стороны, это был важный источник пополнения государственной казны за счёт налогов. С другой — деятельная сила, способствовавшая экономическому развитию, — сначала в торговле, а по мере накопления капиталов — и в промышленности. В 1720 году население городских посадов разделили на две гильдии — цеха куда входили горожане, занимающиеся промыслами и ремёслами и «подлых людей» тех, кто работал по найму. Купечество было обложено подушной податью в размере 40 алтын в год вне зависимости от размеров капитала алтын равнялся трём копейкам. Тем, кто не хотел записываться в гильдию и платить налог, власти чинили разнообразные законодательные ограничения в торговле. Например, с 1755 года некупеческим сословиям разрешалось торговать только изделиями собственного производства; исключение делалось для очень ограниченного перечня товаров. А в 1760 году указом Правительствующего Сената было запрещено «разночинцам, кроме купечества, торговать никакими российскими и иностранными товарами» разночинцы — люди разного чина и звания, формально не приписанные ни к одному из существовавших сословий. Екатерина II в годы своего правления 1762—1796 предприняла несколько реформ купеческих гильдий. Первая реформа 1775 года разделила купечество на три гильдии, исходя из размеров капитала: купец приписывался к третьей гильдии, если объявлял, что обладает капиталом свыше 500 рублей, ко второй — если более 1000, к первой — если более 10 000.
Титульный лист Жалованной грамоты городам 1785 год В зависимости от принадлежности к той или иной гильдии купцы приобретали разные права.
Что такое купец
Царь вручал суконникам жалованные грамоты, которые давали разные льготы, например освобождали от подсудности местным властям, уплаты проезжих пошлин, постоя и подводной повинности — обязанности предоставлять повозки для государственных и местных нужд. По льготам суконники могли в любое время топить избы и держать в домах спиртное для собственного употребления. Вплоть до XVIII века купцы гостиной и суконной сотен делились на перво-, средне- и третьестатейных — по имущественному признаку. Чтобы получить право на торговлю, каждый купец платил подушный оклад в размере 40 алтынов, то есть трехкопеечных монет. До разделения на гильдии этот налог был единым для всех. Вторая треть XIX века.
Иркутский художественный музей им. Сукачёва Купец. Музей камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург Портрет купца И. Вторая половина XX века. Впервые этот термин упоминается в источниках, датированных 1719 годом.
В 1721 году по Уставу Главного магистрата городское население разделили на «регулярных граждан» и «подлых людей». Регулярные граждане могли входить в первую или вторую купеческую гильдию — в зависимости от уровня дохода и вида торговли. Подлыми людьми называли чернорабочих и поденщиков, которые занимались временными и сезонными работами. В 1742 году «подлые люди» стали «наемными людьми» и сформировали третью купеческую гильдию. Но следующие тридцать с лишним лет их можно было считать купцами только номинально.
В 1775 году манифест Екатерины II поделил население на мещан, имевших капитал менее 500 рублей, и купцов, чьи средства превышали эту сумму. Купцов, в свою очередь, разделили на три гильдии. Для каждой из них государство назначило минимальный объявленный капитал. Для третьей, самой низшей гильдии он составил 500 рублей, для второй — 1000, для первой — 10 тысяч рублей. Все эти суммы постепенно росли.
В 1807 году объявленные капиталы составляли уже 50, 20 и 8 тысяч для первой, второй и третьей гильдии соответственно. Оплата сбора и принадлежность к одной из гильдий позволяла не платить подушную подать и давала льготы. Главной привилегией купцов первой гильдии стала торговля с другими государствами. Внутри страны они свободно ездили по особой паспортной льготе. Кроме того, государство разрешало им покупать морские суда.
Купцы второй гильдии получили разрешение на покупку речных судов. Как и представители первой гильдии, для собственного производства они могли выкупить завод или фабрику. Особые указы освобождали и тех и других от воинской повинности и телесных наказаний. Купцы третьей гильдии занимались ремеслами и розничной торговлей в селах, уездах и городах.
Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку. Возводились и часто отличные по тем временам рабочие казармы для приезжавших на заработки из деревень и городов поменьше. В других оставшихся казармах — поныне лофт-территории с уютнейшими классными апартаментами для гостей столицы, офисами — взгляните только на такие территории, как «Арма», «Красный октябрь», «Флакон», или на бывшую чаеразвесочную фабрику на Красносельской, где ныне KleinHouse и московский «Манхэттен».
Теперь это любимые места досуга для многих москвичей. Базой для всех этих зданий служили именно заводы, фабрики и казармы, возведённые на деньги московских купцов. А ведь владельцы предприятий не только платили работникам не такую и плохую по тем временам зарплату, но и строили школы для их детей. О твёрдости купеческого слова, которое прочнее любых бумажных договоров, ходили легенды. Не говоря уже о хрестоматийных примерах предпринимателя, мецената и создателя прославившей Москву галереи Павла Третьякова и Саввы Морозова, создавшего для своих работников театры и дома культуры прямо по месту их жительства и ставшего заказчиком строительства и главным спонсором МХАТ в самой Москве. Рабочие отвечали ему Морозовской стачкой: им мало было бесплатного жилья без ипотеки, театров и недорогих столовых, а хотелось ещё и работать поменьше, как в Европе, и побольше политических прав, что от купца никак, понятно, не зависело, — отметил эксперт. Конечно, и сейчас, при нынешнем огромном социальном неравенстве отношение лишь части москвичей к купцам будет спокойным и благожелательным, понимающим.
Свою роль здесь сыграла и безусловно несправедливая приватизация 90-х, итоги которой до сих пор не дают многим покоя.
Очень большое значение придавалось религиозно-нравственному воспитанию: почитание старших, верность своему слову, милость к сирым и убогим — все это было в купеческом обществе не пустым набором слов. В то же время родители денно и нощно заботились о физическом и моральном благополучии своих чад. Перов Василий «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866 Источник: Migration Как же это воспитание выражалось на практике? Во-первых, потому что «лучших кусков» в семье не должно быть в принципе. И такое правило касалось всех сфер жизни. Во-вторых, все члены семьи должны были трудиться на ее благополучие. Особенно — продолжатели бизнеса.
Их постепенно вводили в курс дела, и уже к 15-16 годам купеческие отпрыски начинали самостоятельно ездить в другие города по делам фирмы, вели конторские книги, покупали и продавали небольшие партии товаров. Девочек с самого нежного возраста приучали к домоводству, обязывали помогать матери следить за порядком и присматривать за младшими братьями и сестрами.
Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску.
Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Она одновременно выполняла роль и летнего пальто , и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , иногда фраки и цилиндры. Для того, чтобы выделиться, купцы пробовали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров.
"Честный" купеческий миф
Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ. Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии.
КУПЕ́ЧЕСТВО
Например, в начале 19 века к первой гильдии относились купцы с капиталом в размере 50 тысяч рублей и больше, ко второй — 20 тысяч. форма торгового капитала в докапиталистических общественно-экономических формациях, посредством которого происходит товарный обмен. Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль. Ключевые слова: купеческие гильдии, купцы-старообрядцы, купеческие династии, социальные архетипы, христианские ценности.
Разбираемся, что такое купец
Но звание члена гостиной сотни они могли передать по наследству, причем не только сыновьям, но и братьям или племянникам. Главным условием для наследования было ведение общего хозяйства. Государственные должности гости и люди гостиной сотни получали тоже по-разному: первых назначали царским указом, а вторые проходили через процедуру выборов. Гости были выше в иерархии, а люди гостиной сотни часто поступали к ним в помощники или назначались в товарищи. За усердную службу член гостиной сотни мог подняться на ступень выше: лучших царь удостаивал жалованной грамоты и переводил в гостей. Социальный статус и достаток ее представителей был ниже, чем у гостей и гостиной сотни.
В нее входили зажиточные посадские люди и крестьяне, которые занимались торговлей и ремеслом. Суконников на должность выбирали земства — органы местного самоуправления. Чаще всего члены суконной сотни были целовальниками на таможнях, денежных и кабацких дворах: они исполняли финансовые, судебные или полицейские обязанности. Название «целовальник» произошло от старой традиции. Заступая на должность, суконник обещал честно исполнять обязанности, а в подтверждение этой клятвы целовал крест.
Царь вручал суконникам жалованные грамоты, которые давали разные льготы, например освобождали от подсудности местным властям, уплаты проезжих пошлин, постоя и подводной повинности — обязанности предоставлять повозки для государственных и местных нужд. По льготам суконники могли в любое время топить избы и держать в домах спиртное для собственного употребления. Вплоть до XVIII века купцы гостиной и суконной сотен делились на перво-, средне- и третьестатейных — по имущественному признаку. Чтобы получить право на торговлю, каждый купец платил подушный оклад в размере 40 алтынов, то есть трехкопеечных монет. До разделения на гильдии этот налог был единым для всех.
Вторая треть XIX века. Иркутский художественный музей им. Сукачёва Купец. Музей камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург Портрет купца И. Вторая половина XX века.
Впервые этот термин упоминается в источниках, датированных 1719 годом. В 1721 году по Уставу Главного магистрата городское население разделили на «регулярных граждан» и «подлых людей». Регулярные граждане могли входить в первую или вторую купеческую гильдию — в зависимости от уровня дохода и вида торговли. Подлыми людьми называли чернорабочих и поденщиков, которые занимались временными и сезонными работами. В 1742 году «подлые люди» стали «наемными людьми» и сформировали третью купеческую гильдию.
Но следующие тридцать с лишним лет их можно было считать купцами только номинально. В 1775 году манифест Екатерины II поделил население на мещан, имевших капитал менее 500 рублей, и купцов, чьи средства превышали эту сумму. Купцов, в свою очередь, разделили на три гильдии. Для каждой из них государство назначило минимальный объявленный капитал.
Ее представители участвовали в заключении важнейших торговых договоров и были членами совета Новгородской Республики. Купеческие корпорации возникали и в других городах Древней Руси.
Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар по всему укладу хозяйственной жизни Руси. Члены этих корпораций совместно торговали, материально поддерживали друг друга, устраивали вскладчину пиры — братчины. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Многие удельные князья становились должниками крупных купцов и ростовщиков. Занимаясь кредитованием родовитых особ, московские купцы рассчитывали на помощь со стороны феодальной аристократии и на сближение с нею. Между представителями купеческих семей и боярских фамилий заключались браки, купцы приобретали вотчины.
Ермолин активно участвовали в каменном строительстве. Образование Русского централизованного государства сопровождалось часто ограблением городов и ликвидацией автономии местных купеческих корпораций, а позднее их полным исчезновением. Великие князья, чтобы политически обескровить верхушку независимых ранее городских общин, применяли в конце XV—XVI в. В результате насильственного изменения привычного социально-экономического уклада многие богатые провинциальные купеческие роды были не в состоянии восстановить свое былое значение. Во время правления Ивана Грозного торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния ближайших слуг царя. С созданием единого Русского государства купцы слились с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства две главные повинности — отбывать казенную службу и платить подати.
Купечество 19 века в картинах Кустодиева. Купечество 18 века. Купеческие гильдии. Гильдии Купцов в Российской империи. Русская Купеческая Гильдия.
Купеческие гильдии в России картинка. Купец торговец Коробейник. Купец торговец Коробейник вектор. Торговец купец иллюстрация. Купечество иллюстрация.
Торговец рисунок. Купец на белом фоне. Торговля в древней Руси Великий Новгород. Ярмарка 13 век Великий Новгород. Торговля пушниной в древней Руси.
Новгородская ярмарка Великий Новгород 17 век. Торговцы на Руси. Торговля в древней Руси. Торговец на Ярмарке. Купечество логотип.
Купец вектор. Купец картинка. Купец клипарт. Купцы Российской империи 19 века. Купцы 20 века в России.
Купцы 18 века в России. Купцы гости в древней Руси. Гости это в древней Руси. Купцы в городах древней Руси. Купец из Аленького цветочка.
Купец сказочный. Купец из мультика. Купцы мультяшные. Боярин с кучером. Как выглядит крестьянка и Боярыня рисунок.
Савел Прокофьевич дикой. Иван Мартынович Заруцкий. Иван Заруцкий портрет. Купцы-старообрядцы Нижегородской губернии 18-20 век. Петр Алексеевич Овчинников.
Одежда старообрядцы в России 18 век. Нижегородские купцы старообрядцы. Древнерусский купец. Александр Архипович бочкарёв. Старообрядцы Самарская Губерния.
Старообрядцы 19 века в России. Виктор Посошков писатель. Посошков Павел. Посошков Курск. Купцы на Руси.
Богатый купец. Купцы России 17 18 век. Купец Матвей Попов Вологодская Губерния. София Орлова Дворянская семья 1890. Петр Николаевич Самохин 1890г купец.
Петр Егорович Бугров.
Лишь Жалованная грамота городам 1785 года предоставила купечеству монополию на торговую деятельность, что вызвало приток записавшихся в это сословие. Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами, и имели право свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Купцы второй гильдии могли владеть речными судами.
Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3,212 рублей, второй гильдии — 1,345 рублей, третьей гильдии — 438 рублей.
Увеличивались и минимальные размеры объявляемого капитала: с 10,000 до 16,000 рублей в 1794 году для пребывания в высшей гильдии, и до 50,000 в 1807. Для пребывания во второй гильдии, эта сумма выросла с 1,000 до 5,000 в 1785, 8,000 в 1810 и 20,000 в 1812, а для третьей гильдии с 500 до 1,000 в 1785, 2,000 в 1810 и 8,000 в 1812. После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов. Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале.
При неспособности внести гильдейский сбор, купцам предписывалось переходить в мещанство. Многие мещане вели торговлю, не объявляя своих капиталов, и не уплачивая гильдевых сборов, что и стало причиной реформы 1824 года. Гильдейские пошлины были уменьшены в 1,4-2 раза, налогообложение купцов первой и второй гильдий вернулось к уровню 1812 года, составив соответственно 2,200 и 880 рублей, а третьей гильдии — к уровню 1807—1810 в 100—150 рублей. Налогообложение других торгующих сословий было увеличено.
Начался прирост купечества, в основном, за счёт третьей гильдии, в которую вступали мещане и крестьяне. Реформа министра финансов Канкрина 1824 года первоначально выделила отдельную категорию «торгующие мещане», но в 1826 году эта категория была упразднена. Количество купцов выросло с 107,300 в 1782 году до 124,800 в 1812, затем упало до низшей отметки в 67,300 в 1820, и выросло до 136,400 в 1840. После небольшого падения в следующем десятилетии, оно снова выросло до 180,300 в 1854, а к октябрьской революции 1917 года купечество выросло до 600 тысяч человек.
Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи, поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости, в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятым в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ. К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам.
В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами.
СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ.
Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах. Новости Новости. Зарубежные купцы приводили в пример этого Купеческий «кодекс чести» русских предпринимателей. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов.
КУПЕ́ЧЕСТВО
Надо же, чтобы просьбу местного населения поддержал еще училищный совет. Бывало, некоторые учебные заведения открывались, когда помещения или здания для них появлялись на средства местного предприятия или общественности - купечества и местных жителей. Тогда земство шло навстречу. Земство могло дать учителя, которому тоже нужно где-то жить. Поэтому неудивительно, что первое время некоторые жили в помещении училища. Помимо учебных классов, там были служебные помещения, занятые под квартиры учителей. Земская больница строилась для людей, которые не работали на заводе.
Одно время там находилась инфекционная больница. Потому что добираться до здания в осеннюю и весеннюю распутицу было достаточно сложно. С 1905 по 1908 годы Александр Шадрин исполнял обязанности председателя Общественного собрания. С другой стороны, он должен был быть независимым. Общественное собрание многое сделало. Кстати, у нас Главный проспект ныне улица Агломератчиков — прим.
И не потому что Шадрин подвел светильники к своему магазину — ничего подобного. Проспект освещался на всем протяжении, включая Всехсвятскую церковь. Это тоже сделало Общественное собрание, которое убеждало заводоуправление, что надо тратить средства, — говорит краевед. В годы Первой мировой войны в Надеждинском поселке действовал Попечительский совет о солдатских детях. Совет оказывал материальную помощь семьям воинов, погибших на фронте. Руководил деятельностью совета священник Африкан Богомолов.
В состав входили полицейский-надзиратель Н. Соловьев и купцы А. Шадрин, Ф. Шведов, Н. Соловьев, Ф. Коробейников, П.
Горшенин, А. Мельников, С. Савинцев, Я. Велись переговоры. Африкан Богомолов, как настоятель собора, обращался именно к Александру Ивановичу Шадрину. Шла речь о сумме, о том, кто это будет делать...
Когда человек дает деньги, он должен знать всю подноготную. Но, пока суть да дело, политическая система в стране изменилась. Поэтому храм остался нерасписанным, — рассказывает Игорь Фомичев. Частная и заводская торговля В 1910 году в Надеждинске работали 130 торговых лавок, два винных погреба и семь пивных. Пивной склад был у Гребеньковой Марии Ивановны. Были ювелирный и часовой магазины, которыми владел Иосиф Исаакович Вейхман.
В 1915 году работали несколько булочных — Беспалова, Салтыкова, Сонова. В лавке Волукаса продавались детские игрушки и посуда. Иван Сафронов содержал кондитерскую, там же продавал фруктовые и минеральные воды. Кондитерская Сафронова располагалась между Дворцом культуры металлургов и зданием цирка — возле сквера ДКМ, со стороны улицы Зеленой. Помимо частной торговли были свои провиантские магазины. В Надеждинском поселке было организовано свое Общество потребителей.
По определенным правилам при заводе должна быть школа, магазин и другие учреждения.
Еще ниже стояли купцы — члены «суконной сотни». Собственно, отличие их правового положения от положения членов «гостиной сотни» было не принципиальным. Они различались лишь «в чести», то есть «суконники» выполняли более мелкие поручения государства и по должности были ниже, чем две более высокие категории купцов. В конце XVI века членов «суконной сотни» насчитывалось 250 человек.
Указанные выше данные по количеству членов различных купеческих разрядов относятся только к главам торговых семейств, однако правовые привилегии сословия распространялись на всех членов семей купцов, а также на их братьев, на племянников и даже на их приказчиков. Гостиная и суконная сотня пополнялись из посадских людей и черных сотен. Переход в новое сословие был возможен с согласия сотен. Обе сотни обладали правом самоуправления и избирали из своей среды голов и старшин. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод.
Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как черные сотни, торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле. В середине XVI века русские предприниматели получили право беспошлинной торговли с Англией она шла Беломорским путем и имели в Лондоне несколько зданий для своих нужд. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Таким образом, при сословно-представительной монархии купцы занимали видное место и в экономике, и в структурах государственного управления, и в работе верховного органа власти — Земского собора.
Государство своими решениями разделило купцов на различные разряды и, в связи с тем, что в это время еще не сформировался класс бюрократических чиновников, использовало высшие разряды для исполнения государственных обязанностей. Объем прав представителей каждой из групп отличался в зависимости от масштабов торговли и личных заслуг. Высшие слои купечества по своим правам вплотную примыкали к классу дворян, а низшие мало чем отличались от городских простолюдинов.
Купечество было разделено на три гильдии по величинам капиталов, превышающих 500 рублей. По закону 1785 года — «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» — каждый гражданин, независимо от его пола, воз- раста, происхождения, состояния, при условии объявления капитала от 1 до 50 тысяч рублей, мог записываться в гильдию 1 -я гильдия — от 10 до 50 тыс. Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. Последние гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб.
Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775-1785 гг. Московская купеческая элита. Но уже в первой половине XIX в. Таким путем — от мелкого промысла до крупных торгово-производственных товариществ — складывались династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Гучковых, Абрикосовых, Третьяковых, Боткиных. В то же время многие из них, так или иначе, были вынуждены обратиться за первоначальным капиталом к купцам-старообрядцам, доля которых в русском купеческом классе была значительной.
Некоторые купцы сами были старообрядцами по рождению и получали поддержку от общины как «свои» люди, другие же вступали в старообрядчество добровольно. Гучков первым получил от купцов — попечителей Преображенского кладбища, бывшего центром старообрядчества в России, на хранение сундук с 12 миллионами рублей. Деньги эти собирались как пожертвования и приношения, передавались наставникам и попечителям старообрядческой общины и пускались ими в торговый оборот. Но в 1840 году над Преображенской общиной нависла угроза правительственного разгрома, и тогда деньги были переданы Федору Алексеевичу Гучкову и составили основу благополучия его потомков Бурышкин, 1991:337. Принадлежали к расколу, т. В середине XIX в. Старообрядчество как религиозное сектантство было не вновь появившимся учением, подобно лютеранству или кальвинизму на Западе, а являлось традиционным религиозным сознанием, оставшимся в народе от прошлых времен.
Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение между сторонниками и противниками старообрядчества. Большинство российского купечества было проникнуто христианским мировоззрением во всей его полноте и, может быть, как ни один другой класс России ощущало свою связь с православием и стремилось выполнять заповеди Христа. Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др. Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в.
Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141.
Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего. На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства.
Изначально купцы были людьми, занимающимися торговлей товарами массового потребления, такими как продукты питания, текстиль, металлы, кожа и т. Они играли важную роль в экономике, ведя торговлю как внутри страны, так и за ее пределами. Купцы в средние века были одной из наиболее влиятельных групп в обществе. Они не только торговали товарами, но и финансировали различные предприятия, обеспечивали кредиты, участвовали в обмене культурными ценностями между различными странами и регионами. Купец — это был не только предприниматель, но и государственный деятель, дипломат и общественный деятель.
Кто такой купец
Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. Весовое хозяйство купцов. Весы являются одним из древнейших приборов, изобретенных человеком. В Древней Руси товары взвешивали на весах в виде равно плечного коромысла с двумя подвешенными чашечками (на одну кладут товар на другую гири). Слово «купец» у любого, кому довелось поучиться в советской средней школе, вызывает, прямо скажем, не лучшие ассоциации. «Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина. Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. Смысловое содержание слов "купец" и "купечество" в России с течением времени претерпевало принципиальные изменения.
Тезаурус русской деловой лексики
- История русского купечества
- Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни – Telegraph
- Честное слово купеческое
- Записка что исхарчено на рекрута (13 сентября 1770 года)
- Статьи по предмету Коммерческое право