Новости воспоминания участников сталинградской битвы

дневник местной жительницы Анны Арацкой.

Ветераны почтили память героев Сталинградской битвы в Музее Победы

Бомбы попали в емкости с нефтью. Вскоре она растеклась по Волге. Река вспыхнула. Был кромешный ад. Тогда мы ощутили, что такое война. К вечеру Сталинграда не стало, остались одни развалины. Как мы позже узнали, у фашистов был план навести панику и ворваться в Сталинград. Но ничего не вышло. Мы заняли позиции на подступах к городу. Оружия нам хватало.

Были у нас и снаряды, и гранаты, и бутылки с зажигательной смесью, и несколько танков. Оставалось только встретить непрошенного гостя, как говорится, дубиной. Начались ожесточенные бои. Я воевал в 35-й гвардейской стрелковой дивизии. Мы вот, ветераны, часто разговариваем между собой на эту тему. И почти всегда сходимся в одном. В сражениях того страха, который заставлял бы дрожать, от которого мурашки по коже, почти не ощущалось. А мысль была такая: двум смертям не бывать, а одной не миновать. Если я не расправлюсь с фашистом, то он расправится со мной.

Как ни странно, в такие моменты проскальзывала капля жалости. Убивать, честно скажу, не хотелось. Но в то же время я рассуждал так: мне двадцать лет, ничего толком не повидал еще на свете, с открытой душой, с мечтой летать. И вдруг кто-то приходит и пытается забрать мою жизнь? Извините, но это как-то коробило. Не хотел я умирать. Скорее страх испытываешь тогда, когда остаешься один в неизвестной обстановке. Был случай. Я обеспечивал связью наши подразделения в районе Северского Донца.

Там болотистая местность, небольшой лесок. Обычно я те края быстро на лошади проскакивал. Но однажды пришлось пешком идти. Было не по себе. В одной стороне хрустнет ветка, в другой — ветер подует. В тот час немцы стали что-то сбрасывать с самолетов. Здесь уже был настоящий страх. Один такой груз упал в нескольких метрах от меня. Подошел, смотрю — связка наших газет «Правда».

Стал разворачивать, а внутри пропуски для сдачи в плен. Вот, думаю, черти полосатые! В бою, значит, участвую, умереть не боюсь, а здесь возьму и сдамся? Например, шел бой у стен нынешней Волгоградской сельхозакадемии. В голове повторялось одно: я должен, я должен. Немец нанес удар, но промахнулся. Его нож оказался между моим туловищем и рукой выше локтя. Ну все, думаю, конец тебе. Когда всадил в него штык, вздохнул с облегчением.

И мысль пробежала: не я пришел на твою землю, а ты на мою.

У немцев было господство в воздухе и подавляющее преимущество в танках и артиллерии. Но бойцам Красной армии удалось отстоять Сталинград и переломить ход войны. Теперь герои Великой Отечественной войны внимательно слушают свежие сводки с фронта. Ветерану Сталинградской битвы Айказу Овсепяну и самому вновь пришлось оказаться под обстрелами. На этот раз по жилым районам стреляли украинские военные.

По данным историков, число жертв среди мирного населения города идет на сотни тысяч.

Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский встретился с очевидцами, которые смогли пережить 200 дней сталинградского «ада». Чтобы руки работали, меня врач приговорила к пожизненному вязанию крючком», — рассказала ветеран Великой отечественной войны, участница Сталинградской битвы Мария Рохлина. Кукла в военной форме — это сама Мария Рохлина. Говорит, была такой 80 лет назад. Сейчас ей 100. В Сталинград попала летом 1942 года. В осажденном городе провела 200 дней — переправляла раненых через замерзшую Волгу.

Спасла не одну человеческую жизнь.

Нас выгнали в четыре часа ночи с ребятами и со всем барахлом во двор. В окопах мы два дня сидели, пока наши не пришли.

Стенограммы бесед, проведенных на Сталинградском фронте по обороне Сталинграда. Сталинград Беседу проводит ученый секретарь Белкин А. Стенографирует Шамшина А.

Родилась в Днепропетровской области, г. Кривой Рог, украинка. Окончила в Кривом Роге медтехникум, пошла добровольно на финский фронт.

Я по специальности операционная сестра. Там работала старшей операционной сестрой. За финскую кампанию получила медаль «За боевые заслуги», орден Красной Звезды за Киев.

Второй орден Красной Звезды получила в этой дивизии, вручал полковник Вавилов. Была награждена указом Донского фронта за бои под Тимом. Под Киевом было тяжело, но не настолько, как под Сталинградом.

Мы работали, когда вокруг нас рвались мины, снаряды, сыпалось все, а мы делали сложные операции. Я работаю в медсанбате. Под Киевом не было таких трудных условий работы.

Мы стояли там в большой больнице, снаряды, может быть, и долетали, но они нам не мешали так, как здесь. Здесь у нас 600—700 раненых в сутки протекало. Приходилось работать круглые сутки.

Помещение все время обрушивалось. Медсанбат помещался на хуторе Буркова по ту сторону Волги во втором эшелоне, а здесь был только передовой пункт. Я была там, а сейчас прибыла на смену сюда, когда там работы стало меньше.

Все сложные операции проводились там, в более спокойной обстановке. Нельзя же было оперировать раненого и держать его здесь 4—6 дней. Сейчас здесь тихо, раненых немного, а тогда у нас их было очень много.

Больше всего было осколочных ранений, от мин, снарядов, бомбежек. Под Сталинградом мы имели в большинстве случаев осколочные ранения. До этого времени, когда мы стояли против Харькова, у нас передовой медпункт меньшую роль играл, потому что раненых нам удалось быстро доставлять в медсанбат для того, чтобы оказать помощь, а в работе под Сталинградом этот передовой пункт сыграл очень большую роль.

Раненных в живот здесь оперировали и здесь держали некоторое время. Может быть, в то время, пока мы их доставим в медсанбат, они бы погибли. Их на носилках переносили.

Во время сталинградских боев ввиду плохой транспортировки командование нашей армии выделило передовой пункт. Он состоял из двух хирургов, старшей сестры и младшей. Здесь раненым переливали кровь, делали операции и здесь же в блиндажах вылеживали несколько дней, а потом перевозили туда.

Я была там потому, что вся тяжесть работы ложилась на ту часть медсанбата, которая находилась во втором эшелоне. Мы никогда не испытывали такой тяжести, как здесь, никогда я не видела столько раненых. Сейчас я увидела, что сестры, кроме того, должны быть [ласковыми], должны быть веселыми.

Раненые все смотрят на тебя. Бывало, во время бомбежки раненые смотрят на тебя, как ты себя ведешь, так и они ведут себя. Я помню случай, когда бомбили нас, а раненых только обработали, они оставались еще на столе.

Это было под Киевом. Мне несколько раз приходилось оставаться с ранеными. В палатке ДПМ дивизионный пункт медпомощи была расположена операционная.

Летало очень много самолетов. Хирург обработал, вышел, а 6 человек раненых нужно было снять со стола. В это время начали бомбить.

Я и одна девчонка остались с ними, они на нас смотрят, говорят: — Идите, сестры, спасайтесь вы, мы все равно раненые. Нам уходить было некуда, да и куда же уйдешь, если раненые смотрят на тебя, а ты их оставишь. Мне два раза приходилось оставаться при таких условиях.

Я знаю, что ранен, ему больно, он знает, что еще один осколок может нанести такой урон, и мне мысль даже не приходила в голову, чтобы я оставила раненого и ушла. С какими же глазами я потом вернусь в палату и посмотрю на раненого. Я же приехала спасать его.

Я не замужем. Так же, как боец рассказал о своем наступлении, так могу и я рассказать, как чувствовала себя на своей работе. Было по двое суток так, что ходишь и не помнишь себя, только видишь раненых.

Я, как старшая сестра, вывод делаю, что не только квалифицированная сестра военная, а и должен [так! Вот мы приезжаем на новое место, и мне, как старшей сестре, хирург поручает, чтобы это помещение было готово. Я со старшей медсестрой должна организовать так, чтобы все было подготовлено к работе, расставлен народ.

Я здесь участвовала только в несложных операциях, а так все время мне приходилось заниматься организационной работой. Я должна была смотреть, чтобы все было, чтобы никакого перерыва в работе не было, иначе все хирурги, сестры будут стоять, если не хватит какого-нибудь материала. Один раненый нас заставил прямо плакать.

Он младший лейтенант, молодой, с 1922 г. Это было в Бурковке, в октябре. Он попал к нам раненым, и ему сделали ампутацию ноги.

Он сам был с Украины. Вся его семья, мать, отец, его девушка остались там, и он не знал, если они [так! Он нам все это рассказывал, выражал очень большую ненависть к врагу все время, пока ему делали ампутацию, пока готовились к ней, потом он лежал с полчаса на столе.

Операция делалась под наркозом. Мы его потом поили, кормили, и он очень нас просил, пока мы останемся под Сталинградом, мстить за него.

Ветераны Сталинградской битвы рассказали о величайшем сражении в истории человечества

Долгое время советским солдатам в Сталинграде приходилось питаться только хлебом и водой, пока они не прорвали оборону группировки немецко-фашистских войск, рассказала в интервью РИА Новости живущая в Абхазии участница Сталинградской битвы Валентина Шульгина. Борис Михайлович Гаврилов был ребёнком, когда началась Сталинградская битва. 101-летняя ветеран Сталинградской битвы рассказала о спасении солдат.

«Все горело в огне»: дети Сталинграда поделились воспоминаниями

ОНИ ЗАЩИЩАЛИ СТАЛИНГРАД | Материал по рассказам участников Сталинградской битвы Несмотря на волгоградскую жару, 99-летний ветеран не отступил от намеченного плана и сразу после посещения Мамаева кургана отправился в музей «Сталинградская битва», а после этого вновь вернулся на теплоход, чтобы продолжить путешествие.
«Все горело в огне»: дети Сталинграда поделились воспоминаниями » ГТРК Волгоград-ТРВ В Год исторической памяти – о том, как переправляли раненых по незамерзшей Волге, в воспоминаниях ветерана, санинструктора Марии Рохлиной.
Музей ЮУрГГПУ опубликовал воспоминания ветерана о Сталинградской битве Главная › Все новости › Сталинградская битва: воспоминания пензенского ветерана Владимира Керханаджева.
Сталинградская битва глазами простого солдата О воспоминаниях участника этого сражения корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня» рассказала Людмила Чалых – дочь Анатолия Поповича.

Ветераны ВОВ поделились воспоминаниями о Сталинградской битве

Сегодня трудно избежать исторических параллелей: успехи ВСУ тревожной осенью 2022 года и последующие зверства карателей в оккупированных Балаклее, Изюме, Купянске и Херсоне закономерно напомнили страшное лето 1942-го , когда под натиском гитлеровцев случилась «харьковская катастрофа». После этого 6-я армия Паулюса и 4-я танковая армия Гота устремились на восток, к Сталинграду. Их задачей было перерезать критически важные коммуникации СССР, выйти к нефтяным месторождениям и лишить наши войска топлива. После этого Красная армия потеряла бы возможность к сопротивлению, а захват крупного промышленного центра имени Сталина стал бы еще и мощной идеологической победой рейха с огромным символическим смыслом. У немцев было господство в воздухе и подавляющее преимущество в танках и артиллерии.

Памяти ингушей - участников Сталинградской битвы. К 80-летию разгрома врага 29 декабря 2022 Ингушское региональное отделение СЖР В 2023 году 2 февраля исполнится 80 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. К этой дате была приурочена методическая работа Посла культуры Союза женщин России Асет Магомедовны Абдурзаковой «Воины-ингуши в Сталинградской битве», представленная автором на Всероссийский фестиваль исследовательских, методических и творческих работ Международного инновационного проекта «Моя Отчизна».

Выполнял свои обязанности подрывника дивизиона ракетных войск.

От немцев были в 600-1000 метров. На такое же расстояние падали и снаряды, - вспоминает ветеран. Все мысли были только — как снарядить и подготовить машину, чтобы попасть в цель». Еще одна участница Сталинградской битвы - Нина Николаевна Чеснокова - в армию пришла в 17 лет.

Служила разведчицей в составе 112-го стрелкового полка 39-й Гвардейской дивизии 62-й армии. При выполнении очередного задания в декабре 1942 года в районе Мамаева кургана отправилась в разведку. При переходе линии фронта меня ранили, и я потеряла руку», - вспоминает Нина Николаевна. Всего этой медалью отмечены почти 760 тысяч человек.

Среди них — Геннадий Георгиевич Маслов из села Оранжереи Астраханской области, которому 2 февраля исполнилось 95 лет. В январе 1943 года, 18-леним пареньком, он был призван на военную службу в 1083-й зенитно-артиллерийский полк Краснознаменного корпуса ПВО. Новобранцы из Астрахани добрались по железной дороге до Ленинска, который был уже прифронтовым. Оттуда пешком к Сталинграду — больше 50 километров.

Необстрелянным солдатам приказали быстро окапываться, чтобы установить боевое орудие. Январь выдался суровым и холодным, земля сильно промерзла вглубь, но жизненная необходимость заставляла солдат действовать, и вскоре боевая позиция была готова.

Они в шинелях были, и мне показали, - вот Паулюс. Не с опущенной головой, как все другие немцы шли.

И смотреть на них было противно. Волгоградские реконструкторы ежегодно воссоздают этот победный эпизод Сталинградской битвы, как генерал Паулюс сдается в плен. Капитуляцию фельдмаршала принял начальник штаба 64-й армии генерал Иван Ласкин. Этим событиям предшествовали кровопролитные бои.

Жестокие сражения за каждый дом развернулись в самом городе. В кварталах, превращенных в руины, советские войска сражались за каждый камень, за каждый клочок земли.

Ветераны почтили память героев Сталинградской битвы в Музее Победы

Борис Михайлович Гаврилов был ребёнком, когда началась Сталинградская битва. Все ветераны Сталинградской битвы получили юбилейные медали в честь памятной даты. Николай Иванович Бритвин воевал на четырех фронтах. Текст научной работы на тему «Воспоминания участников и современников события как источник по истории Сталинградской битвы». Мне после войны Сталинград часто снился, не отпускала меня война. Город - 2 февраля 2024 - Новости Волгограда -

Битва на руинах Сталинграда

Слева направо: легендарные герои Сталинградской битвы Герой Советского Союза Я.Ф. Павлов, генерал-полковник А.И. Родимцев, маршал Советского Союза В.И. Чуйков и главный скульптор мемориала на Мамаевом кургане Е.В. Вучетич. Ярославский ветеран поделился воспоминаниями о Сталинградской битве. В пятницу, 2 февраля, во всей России отмечают 75-летие победы советских войск над немецко-фашистскими войсками в битве на Волге. Ребята узнали много интересных фактов о решающем сражении времен Великой Отечественной войны, о жителях Кохмы, принимавших участие в обороне Сталинграда, познакомились с художественными произведениями, посвященными этому событию.

Воспоминания саткинца-участника Сталинградской битвы

Так описывает свои первые впечатления от военного Сталинграда Людмила Тимофеева. В город она попала подростком, вместе с отцом, который служил в контрразведке. Папа приписал Людмиле два года, чтобы взять с собой на фронт. Всю битву она провела в осажденном городе, работала санитаркой в госпитале. При обстрелах пряталась в воронках.

Не то, что там - «ищи воронку»! Я летела как коза, как стрела, первая воронка попавшаяся, я падала туда», - Людмила Трофимова ветеран Великой Отечественной войны. Когда фашисты сдались - вспоминает она - видела колонну пленных немцев, которые шли по городу, и фельдмаршала Паулюса.

Девушка описала то, что ей пришлось перенести. С 23 августа 1942 года начались бомбардировки города. Здания разрушены, семья Арацких, жившая недалеко от того самого дома Павлова, прячется в окопе. Ведь столько слез пролито за эти 13 дней.

Накануне немцы сбрасывали зажигательные снаряды, которые попадали в соседские дворы. Получилось огненное кольцо. Дневник Анны Арацкой. Ее тезка Арацкая беседует с самим дневником: "Милый дневник, когда же придет конец всему страданию? Теперь я вспоминаю новогодний сон. Большой белый крест - вот оно мое терпение. И гадание не блюдечке.

Переживаниям нет конца. Эх, как не хочется умирать! Живем мы сейчас в доме-общежитии, пиши на здоровье", - это заметка от 14 ноября. В высказываниях Арацкой уже нет сентябрьского ужаса. Она даже иронично обращается к дневнику "мое немое создание". Возможно, его кто-то читал? Арацкая запомнила тихий, лунный вечер накануне.

Мы все расселись около него. В тот вечер Папа был почему-то такой задумчивый, казалось, что глаза его смотрели куда-то в одну точку, на Волгу, в них даже было видно отражение "золотой" лунной дорожки на воде". А утром отец откинул крышку окопа и крикнул соседу: "Шура, выходи, все жив... Он не успел договорить. Смерти ох как не нравится слово "живы". Анна Арацкая вторая справа с подругами на довоенном снимке.

Это великое событие для народа, сравнимое с подвигом Александра Невского — Куликовской битвой. Мое отношение к этому городу особое. Волгоград — это святое. По словам ветерана, забыть события тех дней невозможно Источник: Алексей Волхонский По словам Михаила Пеймера, в Сталинградской битве он потерял множество друзей и сослуживцев. Именно поэтому посетить зал воинской славы и возложить цветы в память о них для ветерана давно было главной мечтой. У нас было очень мало самолетов. В какой-то мере наши «Катюши» восполняли этот пробел, но несильно. Основные потери и мирного населения, и в войсках были от бомбежек, а не от наземных атак. Глядя на вечный огонь, ветеран не сдержал скупую мужскую слезу Источник: Алексей Волхонский Несмотря на солидный возраст, мужчина сохраняет бодрость духа и ясный ум. На протяжении всей экскурсии ветеран старался идти самостоятельно.

Познакомиться с ним можно в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории». В те неимоверно сложные для страны дни ожесточенные бои шли в Сталинградской области и в самом Сталинграде. Мирное население, оказавшееся в эпицентре событий, испытало все ужасы войны и оккупации. С 23 августа 1942 года город неоднократно подвергался массированным бомбардировкам, сопровождавшимся тотальными разрушениями и многочисленными жертвами. В отношении мирных граждан враг, которому удалось полностью или частично оккупировать 14 районов области и шесть из семи городских районов, проводил целенаправленную политику террора и насилия. Людей грабили, подвергали истязаниям, выдворяли из домов и гнали в пересыльные лагеря для последующей отправки на принудительные работы в Германию. Все, кто вызывал подозрение в неблагонадежности, подлежали уничтожению. В новой книге Главархива собраны материалы личного характера — воспоминания свидетелей тех событий, имеющие огромную историческую ценность для потомков. Часть подобных материалов — те, что составляют коллекцию документов авторских радиопередач В. Соколовской по письмам радиослушателей, адресованным «Радио России», архивного фонда Москвы. Большинство свидетелей тех событий, чьи воспоминания публикуются в книге, в то время были детьми и подростками в возрасте от четырех до 14 лет. Некоторые оставались во фронтовом Сталинграде вплоть до его полного освобождения, другие были эвакуированы в Алтайский край и в Оренбургскую тогда — Чкаловскую область.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий