уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с.
Перестройка СМИ в годы перестройки
Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг | Вот этот-то период фанаты СССР часто показывают как "нищету девяностых" — мол, в СССР было всё отлично, а потом стало плохо и появились талоны. |
Из Советских "НОВОСТЕЙ" | Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других. |
Краткая история рабочего времени в СССР | Пикабу | Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. |
Какие традиции советского времени могут быть полезными в современной жизни
Среди центральных газет в различные годы советской власти значились такие издания как «Правда», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Беднота», «Литературная газета», «Безбожник», «Известия», «Говорит и показывает Москва», «Гудок», «Учительская газета», «Пионерская правда», «Труд». Также издавали республиканские газеты, областные, краевые, городские, районные, отраслевые. Не оставались в стороне большие предприятия и колхозы, выпускавшие собственные малотиражные издания. Однако любое издание отражало жизнь Советского Союза: общество и политика, обучение, промышленность, строительство, сельское хозяйство, спорт, искусство, вопросы молодёжи, пионеров и комсомольцев. Каждый мог найти периодику по своим интересам. Расскажем о некоторых из них подробнее. Здесь объясняли основы политики партии, её роль, актуальные задачи. Журналисты были уполномочены трактовать решения партии и распространять их среди народа.
Кроме того, в ней публиковались критические статьи: публикации могли иметь серьёзные последствия для организаций, вплоть до административных и судебных. Дореволюционная «Правда» — пример публикаций, чьи авторы, несмотря на прессинг со стороны государства на тот момент Российской империи , стремились донести до читателя истинное положение вещей. Несмотря на серьёзное сопротивление государственного аппарата, «Правда» выдержала этот натиск и продолжала публиковать обличающие статьи. Её запрещали много раз, но газета неизменно появлялась под другими названиями: «Рабочая правда», «Путь правды», «За правду», «Северная правда», «Правда труда», «Пролетарская правда». Когда она приобрела статус главной газеты СССР, день выхода первого её выпуска 5 мая, по старому стилю - 22 апреля стал Днём советской печати. Он оставался профессиональным праздником для всех, кто был связан с прессой до 1991 года, когда ввели День российской печати 13 января по новому стилю, когда в 1703 году вышел первый номер газеты «Ведомости», основанной Петром I. На страницах «Правды» печатали актуальные статьи Ленина.
С 1930 по 1950 годы газету курировал Сталин, который также стал автором ряда её статей. Что публиковали в «Правде»? Постановления органов власти, официальные речи государственных деятелей и прочую информацию государственной важности. Поскольку «Правда» получала материалы из первых рук, читатели могли быть уверены в абсолютной их достоверности. В ней находилось место размышлениям и аналитическим статьям о текущих событиях. Там печатали репортажи, интервью, хроники событий. Были на её страницах даже художественные тексты: рассказы, стихи, памфлеты.
Газета также приветствовала обоснованные критические статьи, которые могли обличать беспорядки, совестить людей и восстанавливать справедливость. Имели место и дискуссии между центральными изданиями например, самой «Правдой» и «Известиями». В редакцию часто приходили письма читателей, повествующие об их жизни, проблемах. Такие материалы подразумевали ответы, повествующие о решении заявленных проблем. Самая важная информация публиковалась на передовице — первой странице газеты. Несмотря на серьёзную репутацию «Правды», случались в её хронике и курьёзы. Эта история касается издания сочинений Сталина.
Газеты освещали выход каждого тома заметкой об этом, а то и большой рецензией. В 1947 году пресса должна была напечатать извещение о пятом томе Сталинского труда. Газета «Большевик» эту новость обрисовала во всей красе, в подробной рецензии объяснив важность труда Сталина. Газета «Правда» не сделала ни рецензии, ни заметки, на что получила гневное письмо от вождя. В нём говорилось, что, как главный орган ВКП б , «Правда» должна была этим озаботиться до того, как свои статьи написали вышеупомянутые газеты. Ещё во времена Российской империи газету с таким же названием основал Дельвиг - один из друзей Пушкина. Но до 1990 года дореволюционная газета никак не ассоциировалась с советской.
Более двух десятилетий шапка газеты кроме названия включал портреты Пушкина и Горького. Впервые такое оформление возникло в январе 1967 года. Случились и другие изменения: «Литературка» стала первой объёмной газетой на 16-ти страницах, а не 4-х, как раньше , но выходила реже: вместо трёх раз в неделю - только один. Об этом Н. Шапка «Литературки» «Литературная газета» прямо доказывает, насколько искусство переплетается с политическими решениями государства, сельским хозяйством, промышленностью. Например, в газете от 15 июля 1930 года размещены статьи о решениях XVI съезда ВКП б , который оказывает огромное влияние на будущее страны. Авторы выдвигают горячую и убедительную программу об улучшении полиграфических технологий и рассуждают, как писателю поможет жизнь в колхозе.
Углубляются они и в историю: на основе рисунков Пушкина рассказывают о казни декабристов. Рассказывают о новостях издательской работы. Газета от 27 мая 1929 года раскрывает тему праздника книги, рассуждает о критике критиков и в том же выпуске затрагивает политическую тему об отношении Малой Антанты и СССР.
Также в 1928 году в радиопрограммах, наряду с четырехразовыми выпусками новостей в течение дня, появляется радиорепортаж. Так, радиовещательные организации получили право устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах. Это способствовало усилению общественно-политического и художественного вещания. В начале 1930-х годов при Наркомпочтеле создается Всесоюзный Комитет по радиовещанию, первым председателем которого стал Ф. И, наконец, в 1933 году возникает самостоятельный орган управления радиовещанием в СССР — Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию. И большевикам было жизненно важно им управлять. Появление звукозаписи в 1930 году коренным образом преобразило радиовещание. Оно позволило получать не только оперативную информацию, но и информацию, дистацированную от события как расстоянием так и временем. Возникает такая форма радиовещания, как радиофильм. А желание «вновь воскрешать исторические речи» привело к созданию Центрального фоноархива. В 30-е годы расширяется охват радиовещанием территории страны. С введением в октябре 1933 года Второй программы Центрального вещания радиопередачи стали доступны жителям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. В 1936 году, учитывая разницу поясного времени, Радиокомитет ввел в действие пять сеток вещания, а в феврале 1937 года была принята единая всесоюзная сетка вещания. К 1940 году радио имело огромную аудиторию: число радиоточек в стране достигло 5 млн. Телевидение 1 мая 1931 года в СССР состоялась первая экспериментальная телевизионная передача: с коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института Москва переданы сигналы, несшие изображения сотрудников лаборатории, без звукового сопровождения. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных по преимуществу балетных и оперных спектаклей. Так во второй половине 30-х годов начинается история советского телевидения, но поначалу не как сферы журналистики, а как прокатной сферы других искусств: кино, театра, концертов, спорта. В этом же году состоялись опытные телепередачи московского телецентра на Шаболовке. В марте 1938 года осуществлена трансляция кинофильма «Великий гражданин». Тематика В целом, журналистика предвоенного времени была увлечена стремительным прорывом СССР в области экономики, который вышел на второе место в мире после США по общему объему промышленного производства, а также пропагандой других достижений СССР. Велась летопись новостроек. Широко освещались успехи наших летчиков: В. Чкалова, С. Шестакова, ликвидация неграмотности в СССР к 1937 году. Безусловно, масштабный экономический прорыв СССР увлекал и издательское дело, так в 1931 году «Правда» стала печататься не только в Москве, но и одновременно в еще в 8 крупнейших городах СССР: Харькове, Тбилиси, Новосибирске… Второй по масштабу темой журналистики стала тема раскулачивания, коллективизации, а после убийства Кирова — дифирамбов в сторону Сталина, оправдания массовых политических репрессий. Печать и радио начали массовый поход против бюрократизма. Широкая критика стала развиваться с 1928 года. По примеру «Правды» в центральных и местных газетах появились «Листки РКИ рабоче-крестьянской инспекции — «Под контроль масс»» под заголовками: «Под контроль масс», «Перо рабкора бьет в цель» и так далее. Листок «Под контроль масс» содействовал чистке госаппарата, проходившей в 1928-1929 годах. СМИ выступили коллективным организатором социалистического соревнования. Инициаторы: «Правда» и «Комсомольская правда». Начало положила публикация ленинской статьи «Как организовать соревнование? Задачи журналистов состояли в оперативном и массовом распространении данных идей. Например, 6 августа 1929 года все газеты и все передачи радио были посвящены Дню индустриализации. Журналисты нацеливали читателей и слушателей на повышение производительности труда. К февралю 1930 года число ударников достигло 2 миллионов. Особое внимание уделялось изотовскому и стахановскому движению. Советская журналистика конца 20-30-х годов представлена такими именами как: В. Маяковский, Л. Сосновский, М. Кольцов, Н. Погодин, И. Ильф, Е. Широкую популярность завоевали тогда очеркисты: А. Колосков, М. Шагинян, Б. Именно в 20-30-х годах окончательно сформировалась система советской журналистики, утвердились все формы массовой работы, использовавшиеся на протяжении всей истории отечественной журналистики советского периода, проявили себя наиболее яркие публицисты. Новые формы массовой работы 1. Общественно-производственные смотры. Регулярно публиковался «дневник смотра». Под рубрикой «Бытовое»: «У ткача в гостях», «В рабочих квартирах по приглашению». Газеты вывешивались в наиболее людных местах. Широкий размах общественным смотрам в декабре 1928 года придала «Правда». В октябре 1929 года были подведены итоги всесоюзного смотра производственных совещаний. Цель — повышение трудовой активности. Общественно-производственные переклички. В «Тверской правде» 28 мая 1927 года появилась рубрика «Митинг многомиллионной аудитории». Первый опыт — перекличка текстильщиков. Цель— вовлечение масс в обсуждение важнейших проблем реконструкции народного хозяйства. Широкий размах производственные переклички получили в «Уральском рабочем». Была проведена перекличка о качестве и стоимости сибирского угля и уральского металла, охватившая до 40 тысяч рабочих. Выездные редакции. Первая выездная редакция «Правды», созданная в январе 1929 года, работала на Харьковщине. Выездные редакции выпускали специальные газеты, листовки, плакаты. В 1930 году появился первый специально оборудованный вагон. Другие формы массовой работы. Заочные совещания и конференции с участием специалистов помогали наметить конкретные меры по улучшению, например, сельского хозяйства. Читательские суды над газетами в «приговоре» содержали полезные советы по тематике и качеству. Производственные буксиры. Рабселькоровские посты. Формы массовой работы на радио. Радиопереклички, радиомитинги, радиорейды, выездные редакции. Одной из первых была радиоперекличка текстильщиков московской фабрики им. Калинина в апреле 1929 года. В конце июля 1931 года печать и радиовещание провели совместную всесоюзную перекличку заводов-гигантов, которую транслировали по всему Союзу 57 радиостанций и 3500 радиоузлов. Заключение Если пресса имеет в России хоть короткую демократическую историю и традиции свободы слова, то радио и телевидение России, зародившиеся в самый активный момент укрепления советской власти и насаждения тоталитаризма, изначально предназначались только для проведения коммунистической идеологии в самые широкие массы и воспринимались лишь через призму мощного политического партийного инструмента. Общая характеристика Число центральных изданий сократилось с 39 до 18, в основном это коснулось отраслевых газет, вроде «Лесной промышленности». Значительно сократилось и число местных изданий, их к 1942 году осталось 4560 от 9000, издававшихся в 1940 году. Общий тираж прессы упал с 38 млн. Центральное радиовещание перешло от трех программ к одной. Многие радиостанции были эвакуированы из западных районов в восточные. Однако в отличие от прессы уже к 1943 году объем работы радиостанций превысил довоенный уровень. О развитии телевидения речи не было. Пресса Главной стороной перестройки прессы на военный лад стало ее перепрофилирование. К концу 1942 года эта задача была решена. К этому времени выходило 4 центральных «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Красный сокол» , 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. Кроме того, Главное политическое Управление Советской армии 1,5-миллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины». Советская военная печать того времени стала мощным противовесом антисоветской гитлеровской пропаганде на временно оккупированной территории. Журнальная периодика также претерпела изменения. Были созданы журнал «Славяне», «Война и рабочий класс»… только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный журнал военной поры — «Красноармеец». В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. На заключительном этапе войны были созданы газеты для населения государств, освобожденных от фашистов, такие как «Свободная Польша», «Венгерская газета». Уже 24 июня 1941 года на фронт отравились первые писатели-добровольцы. Горбатов — на Южный фронт. Твардовский — на Юго-Западный фронт. Долматовский — в газету 6-ой армии «Звезда Советов». Симонов — в газету 3-ей армии «Боевое знамя». Всего в рядах Красной армии и Военно-Морского флот в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя, из них 225 погибли, а 300 награждены орденами и медалями. Их работа — «душевные боеприпасы фронту» - так сравнивал слово писателя Н. Военная перестройка прессы не изменила расстановок сил в основных советских изданиях. Основные тиражи приходились на «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду». Главной в работе прессы стала задача — вселить в сердца людей веру в победу и поднять их на героическую борьбу с врагом. Героям Советского Союза посвящались специальные газетные номера. Не менее важны были и живые сообщения с фронта. Многие журналисты ушли на фронт, многие погибли. Так на передовой побывали 240 сотрудников газеты «Известия», 44 из них не вернулись. Особая роль в поднятии боевого духа принадлежала прифронтовым газетам «Ленинградской правде», «Сталинградской правде», «Московскому большевику», где печатались письма солдат с других фронтов, которые восхищались мужеством тех, кому выпала честь защищать наиболее тяжелые участки. Журналисты прифронтовых газет находились в тех же условиях, что и другие жители осажденных городов. Ленинградские журналисты также умирали от голода на работе. Много писали военные газеты о невиданном зверстве фашистов, показывая человеконенавистнический характер их идеологии. Не менее, чем подвиг солдат, высок подвиг тружеников тыла. Все для победы! В связи с возрастанием его роли, радиовещание в военное время получило дополнительное развитие. Первый выпуск «Последних известий» вышел в эфир уже через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на СССР. А всего в выпусках «Последних известий» за время войны было передано около 7 тысяч корреспонденций из действующей армии. Ежедневные радиосводки «Совинформбюро» с замиранием сердца слушала вся страна. Конечно, передача в эфир большого количества военно-пропагандистской информации прошла за счет вытеснения из сетки радиовещания многих традиционных довоенных рубрик, также как и в прессе. Усиление централизации и высокий уровень цензуры стали нормой для радиовещания военного времени. В целях исключения приема иного, кроме советского, радио у граждан на не оккупированной территории, под угрозой ареста, были собраны личные радиоприемники. Радиоинформация потребителям поступала только по проводному радио. Заметным событием военной эпохи стал репортаж о военном параде с Красной площади 7 ноября 1941 года. Особое место в радиопропаганде, как и в прессе, заняли антифашистские выступления, разоблачения нацистской идеологии. Недостатка в материалах не было, нужны были мощности. Перелом в широте распространения советских радиоинформаций наступил в 1943 году. В Куйбышеве была пущена в действие новая мощная радиостанция, голос которой звучал и на всей территории СССР, оккупированной врагом. Большую роль сыграли и радиотрансляционные узлы в тылу и прифронтовой полосе. Были созданы дополнительные филиалы Всесоюзного радиовещания, началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали на радио «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». Формы массовой работы военного времени В годы войны советские журналисты использовали многие формы массовой работы, появившиеся в годы первых пятилеток. Особенно эффективной стала работа выездных редакций «Правды» и «Комсомольской правды». Военная публицистика Большую роль в битве за поднятие духа советских людей сыграл И. Его памфлеты по свидетельству современников «были действеннее автоматов». И это образное высказывание имело вполне прямой смысл: партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Патриотическая публицистика А. Толстого оказывала огромное воздействие на читателя. В ответ он получал многочисленные солдатские письма. Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 года. Это история военнопленного, которого фашисты подвергли жестоким пыткам. Человеческая красота защитников Родины и испепеляющая ненависть к ее поработителям — главное в военной публицистике Н. Тихонова, начальника группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта.
Это неприятие проявлялось в отношении к официальным мероприятиям, в дружеских разговорах, неортодоксальных литературных увлечениях, бытовом поведении. Новое мировоззрение рождалось в той же среде, что и подпольные группы, но центрами кристаллизации этого мировоззрения были не законспирированные кружки, а стихийно складывавшиеся студенческие компании. И признаком принадлежности к этим компаниям было не конспектирование «Государства и революции», а культурные предпочтения: «своего» отличали от «чужого» не по политическим взглядам, а по отношению к запрещенным или полузапретным поэтам, современной живописи и т. Отношение к официозу выражалось не столько в прямой полемике с ним, сколько в отторжении от него, иронии, скепсисе, осторожных шутках, интересе к иным философским системам например, к эзотерическому знанию. Если же прямая полемика и возникала, то она чаще всего принимала художественную форму. Это, разумеется, не гарантировало от ареста в случае, если вольнодумные литературные упражнения становились известными госбезопасности: так случилось с Аркадием Белинковым, Борисом Чичибабиным, Наумом Коржавиным, Александром Есениным-Вольпиным и некоторыми другими молодыми литераторами. Может быть, уместнее говорить даже не о наследии, а о продолжении судеб: многие из людей, вокруг которых складывалось диссидентское сообщество в те годы, когда «диссидентство» переставало быть судьбой немногих одиночек и становилось заметным культурным, социальным и политическим явлением, — не те ли же самые вольнодумцы послевоенной эпохи, только на 10—20 лет старше? Да, это так, конечно, но в течение этих 10—20 лет в жизни страны происходили важные процессы, сформировавшие или изменившие менталитет не одного этого поколения. Идеологическое землетрясение, устроенное Хрущевым в феврале 1956 года, потрясло идеологические основы режима. Страна разделилась на «сталинистов» и «антисталинистов», причем демаркационная линия определялась не только отношением к личности покойного диктатора и к массовым кровопусканиям, которые тот учинял при жизни. Терминами «сталинизм» и «наследие сталинизма» в официальную печать, впрочем, не допускавшимися, — вместо них там использовались расплывчатые эвфемизмы «культ личности» и «последствия культа личности» общественное мнение маркировало практически все актуальные политические, культурные, социальные, экономические и даже научные проблемы: отсутствие в СССР демократии, колхозную нищету, жесткий партийный диктат в сфере идеологии, цензуру, притеснения художников-авангардистов и т. Соответственно, любые выступления против наиболее отвратительных черт режима воспринимались как «антисталинистские». Эта дихотомия определила политический контекст будущего диссидентства, и не только его, но и всей общественной жизни в Советском Союзе да и в постсоветской России тоже , на многие десятилетия вперед. В дальнейшем все диссиденты, за редчайшими исключениями, позиционировали себя как «антисталинисты». Половинчатая и непоследовательная политика хрущевского руководства привела к тому, что разлад между интеллигенцией и властью во второй половине 1950-х не исчез, а, наоборот, все больше обострялся. Какую-то роль здесь сыграли и процессы, происходившие в странах «социалистического лагеря»: польский Октябрь, венгерская революция и ее кровавое подавление советскими танками, соблазнительный пример югославских социально-экономических реформ. Вновь появилось множество подпольных кружков и групп. В Украине, балтийских и закавказских республиках это, конечно, были по большей части группы националистической ориентации, в метрополии подпольщики объединялись вокруг общеполитических платформ. В дальнейшем, с появлением открытой коллективной активности «диссидентского типа», политическое подполье, вопреки распространенному мнению, не исчезло, оно лишь отодвинулось на периферию социума, географическую и медийную. Но говорить о нем как о «контексте диссидентства», наверное, было бы не совсем верно: с точки зрения самих диссидентов его можно скорее охарактеризовать как осознанную и отвергнутую альтернативу. Характерно название мемуаров Петра Григоренко — бывшего убежденного партийца, ставшего в 1963 году подпольщиком, а во второй половине 1960-х одним из самых известных диссидентов: «В подполье можно встретить только крыс…». Диссиденты решительно порывают с одним из базовых мифов российской истории — мифом о конспиративном движении, приводящем к всеочистительной и все преображающей Революции. В диссидентском мейнстриме постоянно подчеркивалось, что их деятельность не тайная, а демонстративно публичная, что она осуществляется в рамках действующих законов и не направлена на революционный переворот. Тем не менее с точки зрения «внешнего» исследователя, возможно, правильнее всего было бы рассматривать политическое подполье 1950—1980-х не в качестве «контекста» диссидентской деятельности и не как альтернативу этой деятельности, а как особый вид диссидентства, сопряженный с отказом от диссидентского легализма и диссидентской публичности. Интереснейший пример «переходного звена» между подпольем и открытой диссидентской деятельностью представляет группа скорее, политический семинар , созданная в 1956—1957 годах Револьтом Пименовым. Семинар Пименова функционировал как подпольный кружок, с соблюдением всех правил конспирации; но в это же самое время лидер группы обращался к депутатам Верховного Совета СССР с письмами протеста против использования Советской армии для подавления революции в Венгрии, подписывая их своим полным именем, с указанием обратного адреса! В целом в соревновании с открытым диссидентством подпольщики проигрывали: разрозненные кружки и группы, создававшиеся ими, действовали изолированно друг от друга, более того — друг о друге, как правило, и не слыхали. Их знакомство обычно происходило уже в лагерях. Революционное сообщество, которое могло бы стать значимым общественно-политическим фактором, в СССР так никогда и не возникло. Впрочем, в некоторых республиках — в Армении, Азербайджане, Молдове, отчасти в Грузии и Эстонии — именно подпольные кружки националистического толка так до конца и остались наиболее распространенной формой конфронтации с государственной властью.
Солонина с призывом прекратить всякие совещания и отправиться на уборку: "Нетрудно догадаться, что нас ждет нынешней зимой, если этого не сделать. Я сам готов ехать"53. Столь же искренняя и однозначная пассивность и массовое нежелание работать — "возиться в грязи". В "Известиях" передовая статья от 19 августа так и названа: "Кто сказал, что жатва — всенародное дело? Подозреваю, что это язвительное замечание сделано кем-то из читателей "по горячим следам", а не через несколько лет после событий; в таком случае эта поправка тоже выражает настроения 1990 года. Ощущение бессмысленности уборочной, невозможность в советских условиях эффективного стимулирования труда в экстренной ситуации — вот что просматривается за сообщениями газет. Привычные для брежневской эпохи впрочем, и вообще для советского режима административно-командные методы спасения урожая. Например, в газете сообщается, что в Варненском районе Челябинской области введено чрезвычайное положение в связи с "битвой за урожай". Газеты печатают указы и постановления правительства, касающиеся студентов, которых в обязательном порядке отправляют на поля. Первые ростки рыночных отношений во время уборочной — приглашение горожан на уборку урожая с возможностью собрать для себя необходимое количество лука, картошки и т. В газетах разного уровня приводятся примеры действенности таких методов и указывается их общая половинчатость, нецивилизованность. При этом хлеба не стало меньше, а людей не стало больше, однако началась заготовка хлеба впрок — страна кинулась сушить сухари. Парадоксальность ситуации — с одной стороны, огромный урожай, тысячи тонн пшеницы, полные закрома, с другой — призрак голода — определяется многовековым горьким опытом. Отчуждение горожанина от производства сельской продукции впрочем, как и крестьянина , превращение "урожая" в мифические цифры, а на деле — в гнилое именно так будет сказано в "Известиях" — "сгноили зерно"54 — все это не раз и не два ощущали на себе советские жители. Однако в советский период каждый человек был уверен в государственной "пайке" — пусть в минимальных размерах, пусть в виде талонов на продукты, пусть в виде импорта канадского зерна взамен своего погубленного. Осень 1990 года воспринималась обществом как время "социального дарвинизма" — выживет тот, кто сам позаботится о себе. Журналист "Известий" Э. Сделаем, чтобы следующей осенью урожай собирал тот, кто сеял, а не тот, кого пригнали из-под палки"55. Очереди за хлебом были переходом "тактики выживания" в фазу откровенной паники. Поэтому инерция заявлений о "железной руке", которую ждет народ, может рассматриваться именно как инерция "Реальность такова, что люди не верят в возможность быстрой стабилизации, страшатся рынка, цепенеют от разгула преступности. Случайно ли, что обыденное массовое сознание все активнее и громче требует "железной руки", которая смогла бы навести порядок в стране?.. Как бы странно ни выглядела эта диалектика — к демократии через силу, — она все больше обретает черты реальности"56. Именно осенью в газетах появляется все больше сообщений о том, как люди приспосабливаются к условиям, не поддержанным никакими гарантиями и защитами. В политическом дискурсе главным словом становится "стабилизация". Мы обязаны быстро завершить разработку единой общесоюзной программы перехода к рынку и при поддержке народа решительно взяться за ее претворение в жизнь"57. Следует отметить показательную смену императива в речах Рыжкова: в докладе он дает наказ словно бы лично себе "Мы обязаны быстро завершить разработку…" , хотя очевидно, что если от этого доклада чего-то и ждут, то готового решения и осмысленного плана действий. Впрочем, выбор этой модальности "самоуговаривания" показывает также и то, что Рыжков так или иначе ощущает пустоту и бессмысленность собственного выступления, где неуместным было все — от сообщения об отсутствии программы перехода к рынку хотя прошло около трех месяцев с момента провозглашения им лозунга "Альтернативы рынку нет" до реверанса "при поддержке народа", предполагающего извечное разделение на неких верхних "нас" и нижних "вас". С социально-психологической точки зрения перед нами — картина приспособления людей к изменившимся условиям существования. Никакая новая "чрезвычайка" в этой ситуации работать не могла, и сколько бы исполкомы ни провозглашали себя "полноправными", права их заканчивались там же, где начинались, — на бумаге. Хозяйственный механизм страны, по-видимому, "пошел вразнос" настолько, что работали только "точечные" объекты, а отрасли в целом терпели кризис. В это время в газетах публиковались призывы, которые в той ситуации выглядели уже совершенно пустыми. Например, доктор философских наук Н. Михайлов в "Известиях" отмечает "высокое напряжение" в обществе и заявляет: "Политической стихии должны противостоять гражданское согласие, порядок и здравый смысл"59. Очевидно, что категория долженствования в этом случае выглядит по меньшей мере риторической. Алексей Кива размышляет о "покаянии партии". По его мнению, перестройку тормозит массовое сознание: люди привыкли к социальным наркотикам. К сожалению, другого социализма мы пока не знаем"60. Видимо, этот призыв тоже был запоздалым: дебаты об общественном статусе КПСС уже мало кого интересовали. Реальной власти партия лишалась на глазах; выступить мощной силой, которая в состоянии вдохнуть в разрушенный механизм жизнь, она уже не могла. Публичное покаяние партии в этот момент, насколько я могу судить из нынешнего дня, уже не дало бы никакого значимого психологического и экономического эффекта. Казалось бы, большее значение должны иметь заявления правительственных органов. Однако даже плохо скрытый конфликт между Ельциным и Горбачевым Ельцин на сессии Верховного Совета РСФСР предупредил, что программа Горбачева грозит экономической катастрофой, впереди — гиперинфляция 61 остается на периферии общественного внимания. Очевидно, что газеты за это время во многом потеряли тесную связь с читателями. Именно осенью меняется статус многих газет: они проходят перерегистрацию, коллективы редакций становятся учредителями своих изданий. В это время меняются концепции изданий, они становятся более определенными и политически, и идеологически, и творчески62. Читательская аудитория, нуждающаяся в удовлетворении самых базовых потребностей, нередко просто отказывается от газет, ограничиваясь программами ТВ63. Эта ситуация ухода читателей ощутима по тону газет, по распаду всех материалов на два разнородных, почти автономных потока: с одной стороны — освещение внутриполитической жизни страны, с другой — немногочисленные письма и корреспонденции с мест, в которых речь идет о каждодневных бытовых трудностях. Политическая информация в газетах между тем становится устрашающей. Ельцин был прав: этот путь вел к коллапсу экономики и — добавим — усилил тенденции к "бегству" союзных республик. В конце ноября Верховный Совет поставил президенту ультиматум: Горбачеву было предложено в двухнедельный срок принять решительные меры по наведению порядка в экономике. Через четыре дня Горбачев обнародовал Указ об усилении рабочего контроля в целях наведения порядка в хранении, транспортировке и торговле продовольствием и товарами народного потребления. Умалатова была "зашикана" депутатами и на все время работы съезда превратилась в постоянный объект для иронических выпадов. Отметим, что это "зашикивание" было следствием не сервилизма, а изменения общественных настроений — время обвинений Горбачева "снизу" прошло. И не потому, что люди стали к нему относиться лучше: просто многие интуитивно ощутили или осознали в результате размышлений , что в развертывающейся игре он — уже не решающая фигура. При этом массовом "разбегании" люди, кажется, уже мало обращали внимание на протесты аналитиков, предупреждавших о катастрофических последствиях курса правительства: "Наша страна впервые подошла к тому рубежу, за которым лежит экономический хаос. Дефицит составит 250 млрд. А это сигнал приближающейся катастрофы, для описания последствий которой у нас не хватает слов. Поток пустых денег затопит нас, разрушив экономику окончательно"65. Призывы к чрезвычайным мерам и предупреждения либеральных экономистов, похоже, доносятся до читателей как будто из другого мира. Если раньше на страницах газет разворачивались целые дискуссии, связанные с "острыми" выступлениями специалистов, то теперь газеты не публикуют никаких откликов читателей на "страшные" прогнозы. Более того, и сами журналисты, штатные аналитики избегают комментариев. Первая причина этой отстраненности — неверие людей в то, что правительство СССР способно хоть что-то исправить и что его поэтому есть смысл в чем бы то ни было убеждать. Приходится с глубокой горечью признать, что духовная мощь России погибла"66. Но такой "похоронный звон" для страны откровением не был: к осени подобные настроения, видимо, были приняты людьми как новые условия жизни. В октябрьской статье журналист и депутат Верховного Совета СССР Алла Ярошинская задается вопросом: что происходит в стране, есть ли хоть какая-то власть? Торжество центристского сознания — наш завтрашний день"68. Это не очень аргументированное в статье положение можно рассматривать как реакцию на всеобщую индифферентность, угасание массовой политической активности. Удобное понятие "центризм" является эвфемизмом для обозначения общей апатии. Волки и овцы Именно осенью на страницах уральских районных газет появляются заявления о том, что "народ" вновь приносится "начальством" в жертву неведомой идее. Сутью этих заявлений была идея возвращения в утраченное и потому казавшееся прекрасным и хорошо приспособленным для жизни социалистическое прошлое. При этом "начальство" выглядело враждебным этой идее именно потому, что "попустительствовало" "перестроечному мусору" — например, в СМИ. Манипулятивные технологии, которые можно "вычислить" по публикациям осеннего времени, не очень отличаются от хорошо проверенных временем и эпохой "коллективных протестов" брежневской эпохи. Сложность анализа в таком случае связана именно с "неразличимостью" самой материи таких выступлений. Кто это писал — "волки" или "овцы"? Сочинена публикация полностью по заказу в редакции либо искренне написана реальными "простыми людьми" но тоже по заказу или, лучше сказать, по "наущению"? Приведем в качестве примера текст, во многом подхватывающий идеи известного письма Н. Подобная программа не должна преобладать в нашей стране, пропагандирующей братство, солидарность людей всех национальностей, за лучшую жизнь трудящихся, за мир и счастье".
Духовная жизнь общества в период оттепели
Фактически они являлись программами европейской части СССР. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены повторы. В 60-е гг. Тогда появляются такие программы, как "Клуб весёлых и находчивых", "А ну-ка, девушки! Где участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности.
Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», "Музыкальный ринг". Еженедельная передача "Очевидное - невероятное" представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей.
В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается, стало известно из действий коммунистов -перестройщиков в Москве. Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А.
Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым, Д.
Захаровым, А. Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы и с интересом воспринимались аудиторией. Возьмём, для примера, телепередачу "Взгляд". Её авторы и ведущие прошли стажировку на американском телевидении.
Они впервые на советском телевидении применили такую форму передачи, как ток-шоу. Журналисты действовали не по сценарному плану, смешивали жанр аналитики и демонстрации музыкальных номеров, допускали отступления от традиционной стилистики, скажем, включали закадровые голоса. Впервые передача стала прерываться коммерческой рекламой. На передаче впервые стали свободно обсуждать темы Чернобыльской катастрофы, войны в Афганистане, говорить о роли Сталина и Ленина в истории страны, об обездоленных детях.
Передачу смотрело 189 млн. Поднявшаяся после этих передач широкая волна критики с экрана телевидения и одобрительная реакция на неё аудитории вызвали озабоченность властных структур, которые всё ещё пытались удержать телевидение в своих руках. Вскоре власти убирают эти передачи из эфира, но в умах людей были заронены семена недоверия к власти КПСС и советской власти в целом. Надо признать, что радио и телевидение были одним из самых эффективных инструментов формирования членов советской нации.
Несколько телевизионных теле- и радиопередач критического содержания за пару лет сломать советскую нацию не могли. Скорее СМИ использовались для создания "идеологического шума" и прикрытия процессов разграбления государственной собственности и превращения основной части населения в наёмных работников. Эти процессы вели правящие элиты, которые втихую отказались от коммунистической идеологии и облачились в пёстрые одежды "демократов". Теги события:.
Особо впечатлительные граждане, издали заслышав траурный марш, спешили изменить маршрут. Погребение по религиозному ритуалу, с отпеванием в церкви, не пользовалось популярностью в СССР. Однако была довольно широко распространена практика заочного отпевания покойных. С распадом СССР ситуация полностью изменилась всего за несколько лет. Макулатурные квесты Книги на свалке управления коммунхоза Бакгорисполкома. СССР, город Баку, 1989 год.
Там понимали, что одними только абстрактными лозунгами о защите природы будет трудновато мотивировать людей, поэтому решили превратить сбор макулатуры в квест с призами. В Союзе в огромном избытке издавались сочинения писателей-соцреалистов и прочая идеологически выдержанная литература, но вот книг классиков и особенно приключенческой литературы остро не хватало. И если пионеры собирали макулатуру в рамках соревнований между школами, то взрослые гонялись за другими призами. С начала 1970-х в СССР стали издаваться специальные "макулатурные серии". Эти книги не поступали в свободную продажу в магазинах, приобрести их можно было, только предъявив талон о сдаче 20 кг макулатуры в специальный пункт приёма. В этой серии издавались самые дефицитные и популярные книги зарубежных авторов: Дюма, Джек Лондон, Жюль Верн и т.
Одну книгу продавали за сдачу 20 кг макулатуры, двухтомник — за 40 кг. Некоторые граждане умудрялись собрать из таких книг целую библиотеку для этого требовалось сдать в общей сложности около двух тонн макулатуры. После распада СССР сбор вторсырья превратился в бизнес без участия широких масс. В наше время в отдельных учебных заведениях изредка проводятся разовые акции по сбору макулатуры, но это не идёт ни в какое сравнение с советской традицией, охватывавшей почти каждого гражданина. Рыбий жир Нянечка даёт детям в яслях рыбий жир. В хрущёвско-брежневские времена все ходившие в детский сад и младшие классы школы в обязательном порядке регулярно получали ложку рыбьего жира, что было источником множества драм и переживаний.
До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона.
Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного.
В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины.
Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т.
Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ».
Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии». Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15].
В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность. Такие насущные проблемы, как дефицит товаров , прирост в теневой экономике и неравномерное распределение благ не освещали в СМИ.
Russia in the microphone age: a history of Soviet radio, 1919—1970. Эванс К. Между «Правдой» и «Временем»: история советского Центрального телевидения. Evans Ch. По истории советской массовой культуры и массовых коммуникаций в последние годы вышло сразу несколько работ. Наиболее широкую проблематику рассматривает Кристин Рот-Эй Школа славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона. Книга состоит из введения, пяти тематических глав и краткого эпилога.
Если в 1950 г. Число радиоприёмников к 1970 г. Суммарный тираж популярных журналов за то же время вырос в 14 раз и к 1970 г. Общие тенденции были во многом сходны с тем, что происходило за пределами Союза, тем более что его культурная изоляция от остального мира не была полной даже при позднем Сталине, а после 1953 г. Это сходство характерно как для положительных, так и для отрицательных сторон массовой культуры. Преобладание развлекательной продукции над культурным просвещением тревожило не только советских, но и западных интеллектуалов. Общим было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация, советским идеологам — «пагубное влияние» Запада в целом.
Культурная обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура. С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом.
Глава 10. Редакторский опыт в советский период
Журналистика периода "оттепели" | Последние Новости СССР, Все новости СНГ и договора ОДКБ; новостные ленты всех стран бывшего СССР сегодня. За всю историю СССР и РФ почти 750 сотрудников военной разведки удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России, тысячи имеют высокие награды. |
Была ли свобода информации в СССР? | Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. |
Вы точно человек? | 22 апреля) стал Днём советской печати. |
№44 (15453), 25 апреля 2024 г. — Газета "Советская Россия" | Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. |
Глава 10. Редакторский опыт в советский период | Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. |
Советские газеты
Главная» Новости» Что означали эти даты в ссср 22 января 12 марта 18 марта 1 мая 7 ноября 1 января. Советская цензура в эпоху тотального террора. Главная» Новости» Новости из ссср. констатировал Роман Захаров.
№44 (15453), 25 апреля 2024 г.
4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными | Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). |
Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР | Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию. |
Тайный язык молодёжи СССР: новые поколения его просто не понимают | 8 апреля 1987, «Литературная газета» По словам молодого московского инженера, «культ силы становится нормой для подростков». |
Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг
Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. Нынешние псевдопатриоты постоянно воют,что в СССР многое скрывали от людей,ну где этим недоумкам понять,что в Советском союзе думали и о душевном состоянии своих граждан,потому и не лов в школах. В начале 1956 году «Телевизионные новости (Первая программа ЦТ)» стала выходить в эфир под названием «Последние известия». Жесткий характер советской цезуры обусловил завуалированное, а в отдельных случаях открытое противодействие системе идеологического надзора. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости». В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием.
Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР
Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Последние Новости СССР, Все новости СНГ и договора ОДКБ; новостные ленты всех стран бывшего СССР сегодня. За всю историю СССР и РФ почти 750 сотрудников военной разведки удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России, тысячи имеют высокие награды. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны?
Гласность в СССР
В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ». Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии».
Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15]. В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность. Такие насущные проблемы, как дефицит товаров , прирост в теневой экономике и неравномерное распределение благ не освещали в СМИ. На фоне растущего недовольства населения пропаганда социалистических подвигов выглядела неуместно и порождала анекдоты [17]. Транспаранты на брандмауэрах. Ленинград, набережная Обводного канала, 1984 год Инсталляция в Москве, в районе Парка Горького, 1984 год Антивоенный антиамериканский плакат в витрине центрального почтамта. Москва, 1984 год Оценки[ править править код ] Некоторые историки считают, что главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма , добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений[ источник не указан 845 дней ].
Культуролог Даниил Дондурей отмечал: «Советская власть была дальновидна. Она понимала: формирование человека — это не только очевидная пропаганда, но и программирование личности при помощи культуры. Она помогала человеку осваивать противоречия реальной жизни. Гюнтер в работе «Архетипы советской культуры» описывает процесс формирования образа советского героя, среди которых он особенно выделяет образ лётчика.
Новостью могло быть только то, что считалось таковым в партии, а таковым считалось почти исключительно её деятельность, вперемешку с непреходящей критикой пороков западных стран. Без динамики жизни журналистика постепенно оформилась в неживые фигуры дикторов, чьи голоса зачитывали текст с карточек на столе. Как показали дальнейшие события, за этим застывшим фасадом трудились люди, которым был нужен только повод для кардинальной смены уготовленной им роли. Объявленные Михаилом Горбачёвым антиалкогольная кампания и программа научно-технологического и экономического ускорения — ею хотели преодолеть отставание Союза от западных стран — вплоть до 1987 года нагружали журналистику всё той же рутиной. Разъясняйте, иллюстрируйте жизнь заводов и предприятий, рассказывайте, как простые люди, и так далее, и тому подобное. Постепенно даже на самый верх начинали просачиваться идеи переустройства советской администрации. Откровенный разговор», где автор анализирует полученные редакцией читательские письма. Они полны недовольством. В письмах читатели выразили своё возмущение тем, что местные чиновники нередко ещё путают «государственный карман со своим собственным». Эти пассажи, а их в статье было немало, тут же вызвали широкую дискуссию в обществе. Цитаты из статьи составили фонд «вражеских голосов», а на саму Самолис давили и продолжали давить даже в обход положительному мнению Горбачёва о её статье. Эксцессы реакции сопровождали весь перестроечный период, причём это необязательно было связано с желанием чиновников снять личную ответственность. Мотивы бывали и посложнее. Ярким примером было освещение в СМИ Чернобыльской аварии. Зачитанное 29 апреля 1986 года в эфире программы «Время» сообщение из 23 слов долгое время было всей известной общественности информацией. Первым отправившемся туда журналистом был корреспондент «Правды» Владимир Губарев, который в своих воспоминаниях говорил о том, что руководство страны долго не могло понять, что же именно произошло, подозревая, что снизу им врут. Тогда-то и сложились условия, когда сверху транслировались идеи «нового человека», «гласности» и, в конце концов, «перестройки», и пресса получила мандат на смещение акцентов с описаний партийных планов к бурной полемике об их исполнении. Опять же, нужен был только повод, и с этим задалось — это и разгромная статья идеолога перестройки Александра Яковлева в «Правде», ответ на оправдывающее сталинизм письмо в «Советской России», и громкие расследования коррупции в Узбекской ССР, на то время пришлись ещё и кадровые перестановки, в том числе и в руководстве СМИ. За перестроечный период сложилась удивительная ситуация, когда центральная печать стала для либерального крыла Политбюро настоящим ленинским «организующим» началом — факт публикации материала отзывался во всех слоях советского общества смыслом «об этом можно говорить! Пафосно, но иначе ещё не получалось: в то время «Московские новости» и журнал «Огонёк» мешали громаду официоза с раскрепощением. Вместе с лозунгом «Трезвость — оружие революции! Прибегание к просторечию сокращало дистанцию между журналистами и читателями. Только после фраз «я убеждён» или «на мой взгляд» силуэт партии мерк. Задавая вопрос американскому писателю Джону Апдайку, корреспондент «Огонька» Артём Боровик говорит «в моей стране», и всё — фантом партийной коллективности растворяется, оставляя эхо, что всё в стране принадлежит народу и правильно говорить «в нашей стране». За актуальностью раскрепощающейся новости шло литературное произведение, дающее панораму жизни.
Продовольственные ресурсы страны резко сократились, что и обусловило введение карточной системы распределения продуктов. Государство отдавало практически все фронту, а после военное время все силы уходили на восстановлениеинфраструктуры, заводов, домов и других объектов. В этот период был острый дефицит продуктов и товаров. Карточки вводились на хлебобулочные изделия, крупу, сахар, масло, обувь, головные уборы, ткани, мыло, зубной порошок и различные швейные изделия. Работала данная система в стране до декабря месяца 1947 года, после её отменили, а позже провели денежную реформу. В стране начали действовать единые государственные розничные цены на разные товары. Последний период, когда использовалась система нормированного распределения продуктов начался в 1983 году. На этот раз были введены талоны. Хотя в некоторых городах талоны появились еще в 1970-х годов. Для каждого продукта была своя норма в граммах, пачках или бутылках. Купить больше, чем написано в талоне было нельзя. Кроме того, для приобретения товара необходимо было не только заплатить деньги, но и предъявить талон на него. По сути, он давал разрешение на покупку. Талоны выдавались на муку, крупы, майонез, соль, чай, сахар, масло, мясо, колбасу, мыло, стиральный порошок, табак, алкоголь и другие товары. Талоны на алкоголь брали все, даже не пьющие. Поскольку алкоголем можно было, например, отблагодарить работников за проделанную работу. Однако, использовать все талоны удавалось крайне редко, соответствующих талонам товаров в магазинах часто не было. В начале 1990-х годов рост цен на товары и высокая инфляция сократили платежеспособный спрос населения. Кроме того, в это время свободная торговля начала набирать обороты, что в итоге привело к сокращению дефицита. Поэтому талонная система постепенно начала сходить на нет и сохранилась только до 1993 года. Каждый населенный пункт из СССР относился к определенной группе снабжения. К первой особой группе относились: Москва, Ленинград, Прибалтика, Кавказ и все курорты союзного значения. Жители этих городов получали продукты в первую очередь и по более высоким нормам. Города миллионники и остальные союзные республики СССР относились к первой и второй группе. Хуже всего ситуация была в маленьких городах и районных центрах. Жители получали снабжениепо более низким нормам, чем жители городов особого и первого списков. Самое интересное, что из-за планового распределения в стране такие города даже не получали продукцию, которую сами производили. Поэтому населению небольших городов приходилось отправляться в так называемые "продовольственные туры". Ездили обычно в крупные города в последние выходные каждого месяца, где закупались продуктами на несколько недель. Именно для этих целей государство организовывало дополнительные рейсы электричек и поездов. Наиболее дефицитные товары В СССР существовали особые еще более дефицитные товары, приобрести которые было практически невозможно. Одним из ярких примеров - дефицит легковых автомобилей с 1965 по 1975 годы. В это время производство автомобилей хоть и выросло более чем в 5, 5 раз, но это не помогло удовлетворить имеющийся спрос, который с каждым годом только увеличивался. Дело в том, что большая часть легковых автомобилей шла на экспорт.
Журнал не только свободно продавался в киосках, но кое-где на него принудительно подписывали членов КПСС. В киосках привилегированных учреждений свободно продавались журналы на русском языке «Англия», «Америка» и другие. На них можно было подписаться, но по блату или с переплатой, смешной по нынешним временам! Исключение представляла собой книга Черчилля «Вторая мировая война». Она имела какой-то гриф, мне недоступный. По сему поводу я ругал советскую власть. Но в «перестройку» мемуары Черчилля лежали на всех прилавках, но покупать их я не пожелал. Дело в том, что в хрущевско-брежневские времена я приобрел пять томов серии «Большая стратегия». В 1957—1959 гг. Они были на порядок информативнее мемуаров Черчилля. Самое забавное, что я покупал эти тома в розницу, и часть их была уценена с 3 рублей до 1,5 и 1 рубля. То есть их огромный тираж превышал спрос советских граждан. Корейская война была представлена серией переводов книгами Дж. Стюарта «Воздушная мощь — решающая сила в Корее» 1959 г. А вот сейчас в книжных магазинах Москвы я что-то не вижу подобных переводных изданий по войне в Ираке, Сирии, Афганистане и т. Новейшее советское оружие в брежневские времена было совсекретно. Кстати, при Сталине меньшую часть вооружений секретили, а большую, наоборот, рекламировали. У меня в библиотеке лежит «Руководство службы на 76-мм пушку ЗИС-3» Москва: Воениздат, 1942 , на задней обложке которой цена! Зато в брежневские времена рядом со зданием Моссовета, напротив памятника Юрию Долгорукому был книжный магазин «Дружба», где продавалась литература стран социалистического лагеря — две трети на родных языках, треть на русском. Там постоянно лежали на полках десятки, если не сотни, справочников по экономике, политике и военному делу. У меня три полки заняты польскими и ГДРовскими справочниками по военной технике, сухопутным войскам, авиации и флоту.
Была ли свобода информации в СССР?
Теперь они независимы, но их тиражи по России стали меньше в разы, если сравнивать с советской эпохой и началом 1990-х. Новости. События. Каталоги и картотеки. Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024.