Итогом двух операций — "Рельсовая война" и "Концерт" — с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути.
Операция «Концерт»
За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых. Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах. Однако в них были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Старинов, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. Также по теме «Типично русский человек»: как самый пожилой Герой Советского Союза повторил подвиг Ивана Сусанина 160 лет назад родился Матвей Кузьмин — человек, которому суждено было стать самым пожилым в истории обладателем высшей награды СССР.... В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда.
Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт. Курская дуга. Атака соединений 5 Гвардейской танковой армии в районе Прохоровки. Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа в разгар советского контрнаступления на Курской дуге. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре. Также по теме «Запугать пытками и сожжением живьём»: почему гитлеровская операция «Волшебная флейта» не достигла целей 75 лет назад гитлеровская Германия начала в оккупированном Минске одну из самых масштабных карательных операций. Она носила кодовое... Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Но давать передышку немецким транспортникам было непозволительно.
Вторая стадия операции получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 тыс. Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число.
В итоге была создана кольцевая односторонняя железная дорога, которая смогла питать боеприпасами и техникой огромные массы войск. Об особенностях логистики в Курской битве и о скоординированных действиях советских партизан в это же время, рассказывает исследователь транспорта, автор сайта Transsib.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24 Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.
Уже в ночь на 19 сентября белорусские партизаны подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов.
Операция «Концерт»
Как в Белоруссии возобновилась «Рельсовая война». Вот уже третий месяц в Белоруссии продолжаются протесты. Узнайте о операциях "Рельсовая война" и "Концерт", проведенных партизанами во время Великой Отечественной войны. Подрывник закладывает взрывчатку под рельсы РИА Новости Вернуться к практике рельсовой войны решили летом 1944 года. В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации. Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного сообщения на оккупированной нацистской Германией территории СССР и уничтожению немецких эшелонов.
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
Старинов говорил о том, что уничтожение полотна является бессмысленным, а основной удар нужно нанести по паровозам. Во-первых, у немцев их не хватает, а во-вторых уничтожение паровоза автоматически выводит из строя железнодорожное полотно на 500-600 метров. Оба пути по своей сути были разумными, но они должны были учитывать реальности того времени. Как показало время, Старинов был прав и его путь мог причинить германской армии колоссальный урон. У Германии не было проблем с рельсами, а с паровозами были. Пономаренко же убедил Сталина, что в Германии есть острая нехватка в рельсах, а значит нужно проводить именно войну на уничтожение рельсов, не трогая паровозы. Сталин поддержала своего генерала, а Пономаренко отправил Старинова к украинским партизанам, которые практически не участвовали в рельсовой войне 1943 года на территории Украины в это время шла реализация идея Старинова - подрыв паровозов и эшелонов. Партизаны минируют рельсы Проведение операции Приказ о начале проведения рельсовой войны был отдан ночью 3 августа 1943 года. Основной удар партизаны должны были нанести по территории, на которой располагались германские войска группы армии Север и Центр. Всего в рельсовой войне приняло участие порядка 100 тыс партизан.
В общей же сложности речь идет о подрывной деятельности на территории по фронту более 1000 км. Массовый партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться со взрывами рельс. Достаточно сказать, что только в первую ночь проведение данной операции было уничтожено 42 тыс рельс. В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс рельсов. Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло порядка месяц. К сожалению для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасывается в Советский Союз. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши. Взорванный партизанами поед в 1943 году Чтобы понять насколько опасной была ситуация на многих участках немецкого тыла в том числе и где не проводилась операция «рельсовая война» обратимся к историческим документам.
Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей.
В структуре ГШПД имелась группа по применению и внедрению методов партизанской борьбы и современных диверсионных средств, которую возглавил ветеран войны в Испании И. Старинов, снискавший прозвища Дедушка русского спецназа и Супердиверсант Сталина. Пономаренко слева и И. Старинов Благодаря ему только на украинском направлении удалось настолько оживить диверсионную работу, что количество крушений поездов в 1943-м возросло здесь по сравнению с предыдущим годом в 17 с лишним раз: с 202 до 3500 соответственно.
Не менее плодотворной была его работа на белорусском и российском направлениях. Помимо теоретического обоснования такого рода деятельности Стариновым были разработаны в содружестве с инженерами 46 конструкций минно-взрывных устройств, буквально на все случаи жизни: от магнитных и угольных мин, взрывавшихся в топках паровозов, морских или речных судов, до радиофугасов, приводимых в действие по сигналу с радиостанции, находившейся в сотнях километров от объекта диверсии: так был взорван, в частности, 14 ноября 1941 года немецкий штаб в Харькове, при этом погибли начальник немецкого гарнизона генерал-майор Георг фон Браун, два других немецких офицера и 13 солдат, охранявших резиденцию. Угольная мина для паровозов и колючки-ерши, использовавшиеся для выведения из строя лошадей противника на грунтовых дорогах Оперативным отделом ГШПД был разработан ряд увязанных с действиями РККА масштабных партизанских операций, первой из которых стала «Рельсовая война», осуществлённая в контексте Курской битвы. Началась она на два дня раньше Курской стратегической оборонительной операции, 3 августа 1943 года, и завершилась на три недели позже, 15 сентября. Событию ныне исполнилось 80 лет.
В ней приняло участие свыше 100 тысяч партизан, подпольщиков и специально обученных диверсантов, а это более семи полновесных дивизий РККА, огромная сила. Уничтоженный партизанами немецкий эшелон. Уничтожено, только снабжавших армию «Центр», 836 эшелонов и 3 бронепоезда. Взорваны станционные сооружения и мосты. Движение на железных дорогах Украины и Беларуси было задержано в разных местах на срок от трёх дней до полумесяца, отдельные магистрали не работали весь август.
Грузоперевозки вермахта сократились на 40 процентов. Немцам пришлось отвлечь с фронта значительные силы для охраны тыловых железнодорожных коммуникаций, ремонта повреждённых рельсов везли из Европы, главным образом Бельгии и Голландии , восстановления мостовых переходов и водокачек. По обе стороны рельсового пути на 100-200 метров вырубали лес и кустарники, где могли прятаться партизаны, создавали минные поля на подходах к рельсам, патрулировали пути.
В итоге была создана кольцевая односторонняя железная дорога, которая смогла питать боеприпасами и техникой огромные массы войск. Об особенностях логистики в Курской битве и о скоординированных действиях советских партизан в это же время, рассказывает исследователь транспорта, автор сайта Transsib.
И одной из наиболее важнейших частей, сковавших победу братских народов СССР над немецко-фашистскими захватчиками является партизанское движение. На оккупированных Германскими войсками территориях фашисты установили так называемый новый порядок. И этот новый режим привёл к массовому и жестокому сопротивлению коренных жителей оккупированных территорий. По всем территориям оккупированных врагом разрасталась партизанская и диверсионная война. Борьба партизанских отрядов и соединений на захваченных немецко-фашистскими войсками стала неотъемлемой частью Великой Отечественной войны. Действия партизан на захваченных территориях угнетало морально и физически немецкие войска, они чувствовали, что находятся в постоянном ожидании диверсии. И эти диверсии были не выдуманной, а реальной опасность, из-за них у немцев были многочисленные человеческие жертвы и огромная потеря военной техники. О масштабах ведения партизанской войны есть немало свидетельств о проведении сложных и опасных операций с участием советской армии. Одна из таких операций была проведена с августа по сентябрь 1943 года на захваченных врагом землях Украины и Белоруссии. Целью этой операции было уничтожение части железнодорожных коммуникаций. Операция получила засекреченное название «Рельсовая война». К участию в этой операции были привлечены ленинградские, смоленские, орловские партизаны.
"Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси
Кроме того, партизаны разрушили 6 напорных водопроводов, одну плотину, 6 водонапорных башен и 4 гидравлические колонки. Что, вместе взятое, опять-таки на 35-40 процентов вновь снизило пропускную способность железных дорог, находящихся под контролем вермахта, только что восстановленных. Группа подрывников у взорванного ими моста на Украине, который был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники. Январь 1944 г. Особо впечатляющих результатов ввиду вышеуказанных причин невозможности достаточного снабжения партизан спецсредствами для ведения рельсовой войны из-за сложившихся метеоусловий он не дал, но тоже внёс свой вклад в копилку Победы. Общие итоги проведения партизанами трёх рельсовых войн-«концертов», а также сольных выступлений отдельных исполнителей и «концертных бригад» в лице отрядов и соединений народных мстителей таковы: за годы войны они пустили под откос порядка 20 тысяч эшелонов противника и 58 бронепоездов, взорвали или вывели из строя иным способом 10 тысяч паровозов, 110 тысяч вагонов, платформ и цистерн, уничтожили свыше 12 тысяч мостов на железных, шоссейных и грунтовых дорогах. Автор крупнейшей диверсии на железной дороге периода Великой Отечественной войны Фёдор Андреевич Крылович Рельсовые войны явили миру множество своих героев. Крупнейшей из успешно проведенных диверсий не только Великой Отечественной, но и, вероятно, всей Второй мировой войны стала устроенная 30 июля 1943 года на узловой станции Осиповичи в Белоруссии электриком Ф. Отправившись на ремонт им же повреждённого светофора, подпольщик по ходу следования установил две магнитные мины: в начале и конце эшелона с бензином, сделавшем остановку на станции. Заминированный им состав оказался рядом с тремя другими эшелонами, гружёнными боевой техников и боеприпасами, из-за чего в результате взрывов магнитных мин на нефтеналивном составе сначала полыхнули 25 цистерн с бензином и 8 цистерн с авиационным маслом, а от них сдетонировали 65 вагонов с боеприпасами.
Это, в свою очередь, уничтожило на платформах 8 танков из них 5 типа «Тигр» , 7 бронетранспортеров, 5 паровозов, 12 вагонов с продовольствием и разнесло в пыль станционные постройки. Фёдор Андреевич ушёл после этого в лес, в партизаны. Был награждён за свой подвиг орденом Ленина, после войны работал на возрождённой станции Осиповичи — тоже электриком. Позже, комментируя это награждение, П. Пономаренко сказал: «Знал бы я, какой эффект произведёт эта диверсия в Берлине, непременно добился бы присвоения Крыловичу звания Героя Советского Союза». В действительности героями Советского Союза стали свыше 250 партизан и подпольщиков, многие из которых проявили себя, массово уничтожая именно паровозы, подвижной состав и железнодорожные пути сообщения, используемые противником. Изготовление угольных мин».
Несмотря на то что задачи операции «Концерт» полностью не были выполнены, пропускная способность железной дороги противника на оккупированной территории СССР в сентябре—октябре 1943 г. Переброска по железной дороге его частей и соединений, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. В ходе операции увеличился приток местного населения в партизанские отряды. Азясский Николай Фёдорович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2010. Опубликовано 15 июля 2022 г. Последнее обновление 15 июля 2022 г.
Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км. Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов [6]. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали около 20 тысяч рельсов, а в ночь на 25 сентября — около 16 тыс. Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии [6]. Результаты операции Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными.
Из материалов музея узнаю, что виртуозные подрывы эшелонов давали гораздо больший эффект, каждый из которых был равен боевым потерям целых полков в боевых действиях. Для этого требовалась уже другая техника и квалификация. Подрывников специально готовили инструкторы. Десятки видов различных детонаторов изобрёл потомственный железнодорожник Илья Старинов — ампульные химические, нажимные электроконтактные, неизвлекаемые, замедленного действия. Но на закладку таких зарядов требовались буквально считаные секунды, некоторые бойцы умудрялись ставить такие мины буквально на виду у приближающегося эшелона. Рядом с макетом самодельной мины висит фотография из партизанской школы подрывников. Он своими руками пустил под откос 11 вражеских эшелонов, участвовал в операции по взрыву стратегического моста через реку Навлю в 1942 году. Были и ещё более оригинальные способы отправить на тот свет как можно больше гитлеровцев. В Высшей оперативной школе особого назначения было изобретено устройство накладного рельса, которое буквально сбрасывало составы с полотна. В Центральном музее Вооружённых сил хранится такая «партизанская стрелка» — накладной рельсовый клин. Изготовлена она бригадой кузнецов в деревне Комаровичи Гомельской области Белоруссии. Теперь эту стрелку можно увидеть в партизанской землянке рядом с самодельным оружием, станком для обжима гильз и рацией. Портрет легендарного Героя Советского Союза Константина Заслонова соседствует с невзрачным куском угля. До войны Заслонов работал начальником паровозного депо Орша. А когда немцы оккупировали Белоруссию, он получил задание подпольного обкома организовать партизанское движение. В лес вместе с ним ушли многие работники депо. И они не дали оккупантам жить спокойно. Бойцы партизанской бригады Заслонова парализовали работу железнодорожного узла Орша, вывели из строя более 200 паровозов. Они забрасывали в тендер паровозов бомбы, замаскированные под куски угля, — ещё довоенное изобретение. Кто заметит такой «подарочек»?
Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. партизан. Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт».
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период.
Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 000 бойцов. Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. Он охватил практически весь западный фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления на Киев. В Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Лишь к зиме сокрушительный удар с тыла по врагу был остановлен командованием: иссякли запасы взрывчатки. Но Киев был освобожден. Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Ничего подобного не проводилось ни одной армией мира, ни на одной войне. Советский рекорд убедительнее еще и потому, что действия партизан не были разрозненными. Это было строго централизованная операция вертикального подчинения, аналогичная фронтовой, только в тылу врага. Невероятный успех был обеспечен даже не столько гением командования, сколько идеальной организацией дела. Роль Ильи Старинова уникальна тем, что он оказался в нужное время, в нужном месте, с нужным количеством знаний и боевого опыта именно для такой операции. Похоже это и было именно то самое «большое дело», ради которого Бог Войны хранил Илью Григорьевича на Гражданской, в Испании, во время Большого террора, на «Белофинской» и, наконец Великой Отечественной. Парадоксально, что на фоне колоссальных успехов «Сталинских ударов» 1943—1944 годов роль «Рельсовой войны» хоть и вошла в школьные учебники, но несколько бледно. А об операции «Концерт» вообще мало, кто помнит. Но эта стратегия была настолько нужной фронту, что в 1944 году ее применили вновь во время операции «Багратион» по освобождению Белоруссии.
На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам. Молодежные сайты Кубани Краевая крейсерско-парусная школа Молодежный центр развития личности Управление молодежной политики Краснодарского края Центр молодежных инициатив Полезные ссылки.
В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября.