Новости пустой стул техника в психологии

2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта.

История возникновения

  • Сидеть в пустом кресле
  • Техника «пустого стула»: как простить близких | Журнал Интроверта
  • Гештальттерапия
  • Оклендер В. Окра в мир ребенка. – М.: Класс, 2000 (Библиотека психологии и психотерапии, Вып. 20)
  • Сидя в пустом стуле
  • Психологическая интервенция | Блог 4brain

Гештальт-терапия: описание, методы, техники

Например, в эзотерике сейчас популярна тема работы с Внутренним Ребенком. Есть много тренингов и практик для этого, но обычно они не имеют ничего общего с научной психологией. В лучшем случае человек просто потеряет деньги, а в худшем может получить ретравматизацию. А можно насколько заиграться с укреплением Ребенка, что в итоге стать инфантильным. Человеку нужны естественный Ребенок, заботливый Родитель и сильный Взрослый. Все три эго-состояния важны. Они должны быть сбалансированы, тогда как на деле часто доминируют Родитель или Ребенок. А Взрослый бывает «загрязнен» ими, то есть смешан с состоянием Ребенка или Родителя контаминирован. Контаминация — это состояние, при котором одно эго-состояние вторгается в другое. Подобно тому, как вирус проникает в организм и маскируется под его клетки. При контаминации человек думает, что рассуждает как Взрослый, но на самом деле в нем говорит Родитель и его предубеждения или Ребенок и его мании.

Обычно контаминация проявляется себя во время стресса. Хорошо объяснил этот процесс Виктор Викторович Макаров, психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор. Развивая идеи Берна в книге «Транзактный анализ. Восточная версия», он пишет, что загрязнение Родителем обычно проявляется в расовых, гендерных, возрастных и сексуальных предрассудках, например: «Мужчины должны быть сильными, а женщины — слабыми». Загрязнение Ребенком обычно проявляется в заблуждениях, фантазиях, иллюзиях и страхах. Часто это иллюзия собственного величия или никчемности, мания преследования и страх смерти. А также вера в «волшебную таблетку» и синдром отложенной жизни, например: «Когда я разведусь, то я…» или «Когда дети подрастут, то я…» Контаминация может быть односторонней или двойной. В любом случае с ней можно справиться в терапии через деконтаминацию: транзактный аналитик помогает клиенту заметить загрязнения и отказаться от них, научиться выдерживать границы эго-состояний при любых условиях. Главное в этой работе — укрепление Взрослого. Тогда, как отмечал Берн, контаминации «снимаются с его поверхности как шелуха».

И человек начинает видеть реальность более объективно, выбирать более эффективные модели взаимодействия с ней, более трезво воспринимать себя и окружающих. Статья создана при участии эксперта Морозовой Ольги Александровны.

Представляем на пустом стуле себя. Высказываем то, что хотите сказать себе. Четвертый способ Используется в процессе терапии с психологом Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. Просим клиента представить того, на ком обосновывался «конфликт». Просим клиента высказаться и проанализировать услышанное. Все пункты уже понятны, но в данном случае на пустом стуле должен присутствовать уже мёртвый человек. Я рекомендую использовать данный способ только опытным психологам работающим с этим клиентом уже продолжительное время. В данном случае нужно быть очень аккуратным, так как этот способ способен травмировать человека сильнее чем он уже был травмирован. Шестой способ Лично мне он не очень нравится, но он вполне может быть использован вами. Разговор на будущее. Таже схема, но как подготовка к важному разговору с человеком с которым вы потом просто это будите обсуждать.

Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации. Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать. Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться. Например, человек встречается со своими друзьями, но не получает удовольствия, так как беспокоится о делах, которые не сделал. Чтобы было понятнее, приведу пример. Девушка страдает от лишнего веса. Две составляющие ее личности, которые ведут постоянные споры — это обжора и часть, которая заинтересована в снижении веса. Если устранить между ними непонимание, осознать потребности и возможности каждой, то можно очень легко решить проблему внутреннего конфликта. Как выполнять? Выберите время, когда вам никто не будет мешать. Поставьте два стула напротив друг друга на расстоянии 1-2 метра. Садитесь на один стул. Представьте себе напротив человека или часть своей личности, с которой есть эмоциональные проблемы. Например, та девушка, которую бросил парень и она очень на него обижена, расстроена представляет себе напротив этого парня. Начинайте диалог. Выскажите все, что вы хотели высказать этому человеку. Потом пересядьте на другой стул и представьте себя в роли вашего собеседника и ответьте на те вопросы, пожелания или претензии, так как вам кажется ответил бы ваш собеседник. После этого вернитесь на свое место и станьте собой. Продолжайте диалог. Если хотите — кричите, ругайтесь, плачьте. Чем сильнее будут выражены эмоции тем лучше завершиться гештальт, эта ситуация. Продолжайте такой диалог до тех пор, пока считаете необходимым. Закончите своей фразой. Незавершенная ситуация завершена. Автор: Андрей Баракин P. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! Напишите свое мнение в комментариях. Подпишитесь на наш ФБ: Источник Техника запястья, разговор со стулом и не только: психологические трюки, чтобы вернуть или наконец забыть мужчину Если ты хоть раз вводила в поисковике «техника запястья тик ток», ты примерно представляешь, о чем пойдет речь. Если нет — тебя ждет масса интересного, включая не только это упражнение, но и некоторые другие. Как это работает и работает ли вообще Как правильно делать «технику запястья» Техника «Пустой стул» и чем она хороша Техника терапевтических неотправленных писем Техника запястья: сила мысли или что-то большее Сложный вопрос. Тиктокерша Мария Сивец sivetsma , чье видео с правильным выполнением медитации стало вирусным, объяснила, что если делать все правильно, то да. Ты сможешь очаровать, влюбить, заставить обожать любого парня, молодого человека, мужчину. При этом чтобы техника сработала, рассказала Сивец , возможно, придется сделать приворот несколько раз, так как не у всех получается с первого. Многие пользовательницы тиктока, а вслед за ним и других социальных сетей, уверяют, что техника помогла им вернуть любимого буквально за пару дней. Некоторые, кстати, используют медитацию для того, чтобы позлить бывших. И в этом случае тикток-«ведуньи» советуют быть осторожнее.

Узнайте прямо сейчас. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул» Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Например, если у человека есть обида к кому-то, например, к бывшему парню, или к подруге, или к коллеге по работе, к маме или папе, к сестре илибрату и т. Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жевачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность. Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу». Голос сверху все время изводит «нижний» своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т. Эта «собака» командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т. Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации. Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать. Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться.

Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

Эксперимент с ролевым моделированием отношений с человеком или в группе. Театрализованная экспозиция, отражающая внутриличностные процессы символические эксперименты. Эксперименты по построению вербальной коммуникации. Индивидуальные эксперименты с амплификацией телесного опыта. Эксперименты по телесному представлению ситуации групповая скульптура. Эксперименты с метафорами и сновидениями. Эксперименты с полярностями. Виды эксперимента по форме проведения: 1. Эксперимент для свободного исследования чувств и получения нового опыта. Структурированный эксперимент для получения опыта определенного типа.

Терапевт предлагает несколько операций и заданий, при последовательном выполнении которых человек сталкивается с фокусированным переживанием опыта, что помогает более глубокому осознаванию. Какие эксперименты уместны на разных фазах цикла контакта? На разных этапах цикла контакта терапевтом применяются разные эксперименты, имеющие различные цели. На фазе преконтакта — это фокусирующий и возбуждающий энергию эксперимент. На фазе контактирования эксперимент скорее носит исследовательский характер. На фазе финального контакта — это эксперимент, создающий прецедент нового типа отношений или новый контакт. Классификация экспериментов в отношении их размещения по циклу контакта несколько условна, но терапевт может ориентироваться на нее, обдумывая детали постановки эксперимента. Заметим, что в основе этой классификации лежит цикл контакта, развивающийся в личном поле клиента. Если же рассматривать цикл контакта отношений между клиентом и терапевтом, то эксперимент стоит предлагать только в том случае, если клиентом и терапевтом созданы партнерские отношения, и клиент в состоянии поддерживать свою ЭГО функцию на момент начала эксперимента.

Эксперимент создается в зоне эмоциональных напряжений. Терапевт выбирает место для эксперимента в том случае, если напряжение коммуникации в сессии необходимо изменить. Это может быть задача усиления или задача снижения напряжения. Напряженность энергии в коммуникации легко регистрируется терапевтом, когда он внимательно слушает клиента на разных этапах сессии. Терапевт выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом, и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента. Элементы композиции и связи между элементами композиции в эксперименте становятся в буквальном смысле пространственным отражением элементов напряжения психического поля. Иными словами — отражением пропущенных или неуместных в вербальной коммуникации элементов эмоционального напряжения. Для примера напомним о ставших популярными в последнее время системных расстановках по Берту Хеллингеру. Популярны драматизации в группе.

Или эксперименты в группе по мотивам техник, взятых из психодрамы. Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хеллингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем. Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия. Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту. Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений.

Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного. Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики. Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий. При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно.

В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже. Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя. То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию. Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент.

Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1. Пространственная метафора следствие феноменов, замеченных в теории поля К. Эффект проецирования переживания в физическое пространство. В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны". Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения. Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц. Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения.

Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон. Культурный опыт морфологии и синтаксиса. Речь как дополнительный мир. Соответствует житейской теме типа "пока расскажешь — сам поймешь". Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру. И тянет за собой говорящего, фокусируя энергию. Энергия контакта. Создание интерактивного диалога возбуждает энергию.

Создавая самим фактом действия изменения в системе. Первый ресурс: пространственная метафора. Эффект возрастания энергии базируется на том, что при проецировании внутреннего опыта в метафорическое пространство физического мира человек получает пространственную копию переживания, в которой "границы" фигур психического пространства становятся буквальными границами пространства физического. Это дает возбуждение чувства и создание условий для лучшей фокусировки и детализации опыта, для осознания деталей структуры конфликта и прочего. Второй ресурс: активность физического движения. В гештальт-терапии это широко известный метод амплификации.

Терапевты помогают клиентам сосредоточиться на их текущем опыте, чувствах их ощущениях, а не на прошлых событиях или будущих переживаниях. Это помогает улучшить осознанность и самопонимание.

Гештальт-терапия уделяет большое внимание развитию осознанности, то есть способности наблюдать за собой и окружением без осуждения. Это включает в себя осознание телесных ощущений, эмоций и мыслей в реальном времени. Опытный психолог всегда стремится к интеграции всех аспектов личности: эмоциональных, когнитивных и физических. Цель этого — достижение гармонии между различными частями себя, формирование здорового самовыражения и всецелое принятие себя. Это дает человеку полную силу и контроль над своей жизнью. В гештальт-терапии большое значение придается способности человека к саморегуляции — способности к самоподдержке и росту в рамках окружающей среды. Психологи, использующие этот подход, придерживаются мысли, что человек обладает внутренними ресурсами для самостоятельного решения своих проблем. Кроме того, логичным дополнением этого становится важность личной ответственности за свои поступки, чувства и благополучие.

Терапия направлена на то, чтобы помочь клиентам осознать, что именно они вершители своих судеб, сами принимают решения и сами отвечают за свои чувства. Чем опасен незакрытый гештальт Гештальт в том смысле, который вложили в это понятие основатели гештальт-психологии, играет ключевую роль в нашем восприятии мира. Способность мозга объединять отдельные элементы в целостные образы — важный аспект нормального функционирования психики. Если человек не способен воспринимать окружающий мир как единое целое, это может указывать на наличие неврологических проблем или психических расстройств. Однако незакрытый гештальт в более широком и повседневном понимании может приводить к отрицательным последствиям. Незавершенные дела или нерешенные проблемы порой зависают в сознании, отнимая ментальные ресурсы, вызывая беспокойство и отвлекая от текущих задач. Психологи подчеркивают, что такие гештальты порой становятся источником тревожности, способствуют нерациональному поведению и заставляют человека бессознательно повторять одни и те же ошибки или модели поведения. Хорошая новость в том, что сформированный гештальт не значит, что он неизменен, так как психика вся целиком очень пластична и переменчива.

Важным процессом в гештальте является постоянная ревизия его состояния и качеств Как закрыть гештальт Чтобы закрыть гештальт, для начала стоит попробовать самому справиться с проблемой. Самостоятельное решение, когда это возможно, — самый эффективный способ избавиться от незавершенной задачи. Конец всех бед может быть элементарным: например, покупка желаемого гаджета или путешествие. Но может быть и сложным, когда требуется восстановление потерянных связей с людьми или с собственным я. Один из методов гештальт-терапии — это диалог с «пустым стулом». Этот метод применяют не только для работы с незавершенными делами, но и для помощи в самых разных ситуациях: от неуверенности до борьбы с тревожностью. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Рекомендуется проводить ее под руководством терапевта, который поможет взглянуть на проблему под другим углом и обеспечит конструктивный диалог, а также не обращаться к умершим людям — для них лучше писать письма.

Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери». Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки. Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают. И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно.

Чтобы их рассадить по стульям, чтобы устроить эту процедуру разделения субличностей, нужно обеспечить им гарантии неприкосновенности на переговорах, как в большой политике: Рейган приезжает к Горбачеву и встречается здесь с каким-то представителем московских диссидентов. Он, Рейган, договорился с Горбачевым, и их договоренность является гарантом того, что этому диссиденту дадут сказать то, что он хочет сказать, и потом его не тюкнут, потому что команда Рейгана за этим проследит. В обычном положении дела отношения между диссидентом и Горбачевым таковы, что если этот диссидент вылезет на поверхность, то Горбачев собирательный , хочет он этого или не хочет, обязан его тюкнуть. Приезжает Рейган, и устраивается коммуникация, когда этот говорит, а тот ему — по делу!

Главное, что мы должны сделать — сохранить субличность с ее интересом, чтобы не дать соседке, с которой она раньше была в клинче, снова ее затюкать или снова войти с ней в клинч. Мы должны посмотреть и дать увидеть клиенту , что эта субличность думает, какие у нее интересы, какие у нее опасения и т. Допустим, мы это сделали: посадили эти субличности, обеспечили их аутентичность, невыдуманность, наличие у каждой из них реального интереса. Мы обеспечили их безопасность, теперь эти субличности имеют возможность высказывать свои интересы, настаивать на своем.

Но, как вы помните, и как мы все с вами знаем практически, это возможно только в тех условиях и как раз потому, что это чисто коммуникативная ситуация: действие приостановлено, все сидят и разговаривают. Горбачев с Рейганом могут договориться, что дадут слово диссиденту, как раз потому, что они дадут ему высказаться, но при этом не дадут ему возможности действовать, осуществлять реальную политику, — на это бы никто не пошел. Так что пока, за «круглым столом», у субличности не будет возможности действия, будет только возможность высказаться. Что же дальше?

Вот они сидят, высказываются, мы поняли, какие у них интересы. И что теперь с этими субличностями и их интересами делать? Первую из имеющихся здесь возможностей можно назвать методом «круглого стола» или меж-субличностных переговоров. При действительном желании часто оказывается возможным так договориться, что все интересы будут удовлетворены.

Если не цепляться за «позиции», а смотреть на реальные интересы, нередко оказывается, что материя реальности достаточно пластична, чтобы допустить необходимые трансформации. Психотерапевт выступает здесь в роли «рефери», который, не вмешиваясь в сам процесс достижения консенсуса, является гарантом объективности и безопасности переговоров. Позже клиент может научиться сам удерживать эту позицию, интериоризовать ее, создавая в себе собственного «рефери»-интегратора. Эффективная договоренность требует, чтобы все заинтересованные стороны удовлетворили свой интерес, и даже в большей степени, чем рассчитывали.

Для этого нужен творческий подход к ситуации. По сути дела это сделать нетрудно, — если это действительно делать, но для этого нужно во время всей этой дискуссии держать субличности на стульях, то есть, с одной стороны, не дать им вскочить со стульев и опять войти в клинч или подраться, а с другой стороны, — что еще труднее — не дать им «рассосаться», убраться под лавку. Нужно, чтобы они настаивали на своих интересах, отстаивали их. Это самая важная вещь: обеспечить не только наличие интересов, но мотивированность к поддержанию переговоров и обеспечение «творческой части» энергией.

Обеспечивается это целым набором условий. Во-первых, важна актуальность для человека самой проблемы. Если проблему можно не решать, а отложить ну встаю я в десять часов, и Бог с ним, если по условиям жизни я могу себе это позволить , то оно так и будет продолжаться. Но если проблема действительно актуальна, если решать ее надо, если мотив достаточно силен, то это составит необходимое условие того, что субличности на стульях будут продолжать вести переговоры.

Второе условие, столь же необходимое: чтобы заинтересованные субличности продолжали участие в переговорах, у них должна быть обоснованная надежда на то, что из этого что-то выйдет. Чем больше у клиента либо собственного, либо чужого опыта, что это действительно происходит, тем легче обеспечить заинтересованность субличностей в продолжении переговоров. В этом преимущество групповых форм работы, даже если терапевт работает с одним клиентом «горячем стуле», а не с группой в целом. Кроме того важен опыт клиента в отношении межличностных переговоров и психотехнической коммуникации.

Еще одно обязательное условие, которое требует специального аналитического искусства, — участие в переговорах всех или хотя бы основных заинтересованных субличностей. Я вернусь здесь к примеру со своим утренним вставанием и немного его разверну. Реально вопрос был вовсе не в том, что мне лень было вставать. Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю.

Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации.

Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства.

В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность.

Рассказать, как именно она выглядит? Клиент выражает своё отношение к сидящей напротив него проблеме, отреагируя скопившиеся эмоции. Запущенный диалог может быть продолжен с противоположной позиции, с места актуальной проблемы, куда клиент по готовности пересядет, отвечая с позиции конкретной проблемы. Диалог продлится столько, сколько необходимо, пока не будет исчерпан. По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено. При условии окончательного решения, с проблемой можно попрощаться, отпустив её навсегда.

Суть техники

  • Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды
  • Техника «Пустой стул» | Сайт психологов | Дзен
  • Определение
  • Техники в гештальт подходе. Эксперимент
  • КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ

Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).

Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул». Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого.

Пустой Стул - значение символики

Благодаря интервенции можно не только существенно улучшить состояние, но и понять, чем оно было вызвано. Как работает психологическая интервенция Суть интервенции состоит в том, что вмешательство извне может существенно повлиять на поведение пациента, благодаря чему у него наладятся отношения с окружающими. Целью любого вмешательства является принятие мер, которые повлекут позитивные изменения в поведении и мыслях человека. Ниже будут представлены несколько примеров метода психологической интервенции. Песочница Такой метод помогает человеку обрести гармонию с самим собой.

В данном случае клиент должен создать на подносе, усыпанным песком, картину с маленькими фигурками. Миниатюры выступают в качестве каких-либо жизненных аспектов, также клиенту доступны другие вспомогательные детали, которые он может перемещать на свое усмотрение.

Алису не смутило то, что на самой Юле тоже были джинсы. Юля слушала и понимала, что проблема Алисы была в том, что она хотела сделать дочь своей копией во всем и не могла её принять такой, какая она есть. Алиса продолжала критиковать дочь, мужа, даже иногда маму за то, что она приходит в её офис совсем просто одетая и этим ставит Алису в неприятное положение. Но вы не сказали ничего про взаимоотношения с ней. Алиса задумалась и ответила: — У меня есть чёткое понимание того, как должна вести себя девочка, девушка. Пока Элина этого не поймет, я не перестану её критиковать. Вот моя младшая — это ангел, она никогда не спорит со мной, и я с ней просто отдыхаю.

И Элине я так и говорю, что с младшей мне комфортно, а с ней нет. И пока она не изменит свой характер, я не изменю отношения к ней. Ошибки мамы по отношению к дочери Психолог здраво оценила установки, которые сидели в голове Алисы. Я и только Я знаю, как должно быть; Я никому не доверяю, потому что они сделают плохо и я буду переделывать; Я самая красивая, и у меня все должны спрашивать совет. Если вы не согласны, то у вас вкуса нет. Алиса не могла принять, что дочь не такая, как она сама. Не видя в ней личность, она подавляла девочку, та защищалась. Более того, Алиса даже не пыталась понять дочь. Просто хотела заставить её стать своей копией.

И не только её, а всех окружающих мечтала загнать в рамки своего видения мира. Очень трудно жить в таким восприятии себя и остальных. Техника пустого стула На новой встрече с Элиной психолог предложила ей провести диалог между ней и мамой. Один для тебя, второй для мамы. Сначала садишься на свой и говоришь маме всё, что накипело. Все свои доводы. Потом ты должна пересесть на место мамы и отвечать за неё. Но прежде обдумай, что ты ей сказала. Мы всё время орём друг на друга.

Какая тут логика? Тогда Юля предложила Элине составить список её главных претензий к маме и записать. Список был готов уже через пять минут. Там было всё, что уже ранее озвучила девочка. Юля просмотрела его и предложила составить такой же от лица мамы. Элина задумалась. Юля видела, как девочка пыталась спокойно всё обдумать. И наконец, медленно, но верно второй список был готов. Письмо-терапия К новой встрече Юля попросила Элину написать письмо маме, основываясь на списке.

Но маме не отдавать, а принести его сюда. И еще одно, от лица мамы к самой Элине. Свое письмо Элина принесла через неделю. А вот письмо, которое она должна была написать себе самой от маминого лица, пока не получилось. Потому что ты худая, а я нет. Мне не идут такие модели, которые в обтяжку по фигуре. Нет, просто у неё такой стиль общения.

Ваза Рубина — классическое изображение обращающихся фигур, используемое в гештальтпсихологии В ней можно увидеть либо вазу, либо два профиля, но не то и другое одновременно. Фигура и фон вступают в отношения друг с другом и порождают новое свойство. Гештальт — это целостный образ, который мы «выхватываем» из всего окружающего пространства. Принципы гештальта Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе. Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу. Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ. Принципы гештальта хорошо работают, к примеру, в дизайне. Когда веб-страница или приложение неважно сверстаны — подобраны не те шрифты, объекты не выровнены или неверно сгруппированы — у вас будет ощущение, что что-то здесь не так, даже если вы не профессиональный дизайнер. Например, как в этом абзаце. Гештальт-психология и дизайн Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта. На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт. Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе. Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности. В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне. Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается. Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни. Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться. Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести. Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты.

Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами. Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. Основной задачей вспомогательного лица выступает копирование поведения протагониста. Но иногда бывает необходимо преувеличить отдельные черты поведения протагониста, придать ей вычурности, гротескности. Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой. Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения. Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту более успешно научиться справляться с угрожающей реальностью. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее, протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое настоящее или будущее поведение. Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая ему тем самым возможность понять, как его видят другие. Техника «Идеальный другой» Использование техники «Идеальный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он желает, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. Одной их наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер. Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются различные чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар.

Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).

Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания.

Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика

Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом. Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую.

Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика

Сессия должна проходить в комфортной и безопасной обстановке. Результаты использования техники «Пустой стул»: Применение данной техники позволяет клиенту более глубоко осознать свои эмоции и тревоги, а также получить новые инсайты и понимание ситуации. Путем взаимодействия с символическими стульями, клиент может пережить и эмоционально обработать различные ситуации и отношения. Применение техники «Пустой стул» может помочь клиенту выразить свои чувства, найти новые решения и разработать стратегии адаптации. Результаты проведения техники могут включать улучшение самооценки, осознание своих потребностей и желаний, а также нахождение более гармоничных способов взаимодействия с окружающими. Искусство прощать Прощение — это процесс освобождения от негативных эмоций, обид и обидчиков. Для многих людей прощение является сложной задачей, но оно также может быть искусством, которое требует практики и развития. Почему прощение важно? Прощение имеет множество психологических и эмоциональных выгод. Когда мы прощаем, мы освобождаем себя от гнева, обиженности и негативных эмоций, которые могут навредить нашему физическому и эмоциональному благополучию. Прощение также помогает нам развивать эмпатию и сострадание, что улучшает наши взаимоотношения с другими.

Как научиться прощать? Прощение — это процесс, который требует времени и усилий. Вот несколько шагов, которые помогут вам научиться прощать: Признайте свою боль и обиду. Позвольте себе почувствовать эти эмоции и принять их. Попытайтесь посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Попытайтесь понять, почему человек поступил так, как поступил. Разговорите свои чувства с кем-то доверенным.

От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации. Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности.

Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется? Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то.

Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик. В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница.

Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие.

Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Их исследования привели к формированию теории, согласно которой психические феномены должны изучаться как целостные структуры, а не как сумма отдельных элементов. Сама школа начала формироваться в 1912 году после публикации Вертгеймером статьи о восприятии движения. Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что наше восприятие организовано таким образом, что мы видим мир вокруг как целостные образы, а не наборы отдельных частей. А свойства этих целостных образов нельзя объяснить через свойства их составляющих. Это направление также внесло вклад в понимание причин, по которым нам сложно отвлечься от незавершенных задач — эффект Зейгарник, который назвали в честь советского психолога Блюмы Зейгарник. В 1920-х годах она обнаружила, что незавершенные задачи остаются в нашем сознании гораздо дольше завершенных. По наблюдению Зейгарник, официанты всегда запоминают неоплаченные заказы, но быстро забывают, когда счет закрыт. Она объяснила это тем, что незавершенные действия вызывают психологическое напряжение, которое держит наше внимание на нерешенной проблеме, в то время как завершенные задачи быстро уходят из памяти. Отличие гештальт-психологии от гештальт-терапии Хотя гештальт-психология в итоге не получила широкого развития как самостоятельное направление, ее фундаментальные идеи продолжают оказывать влияние на многие области психологии, а также находят применение в дизайне и искусстве. Ее принципы значительно повлияли на развитие современных подходов к визуальной коммуникации и архитектуре. Влияние этих идей исследовал немецкий психолог Фридс Перлс, который создал концепцию гештальт-терапии, в которой как целостный образ воспринималась целостная личность. Гештальт-терапия помогает человеку осознать шаблоны поведения, которые формируются в подсознании и мешают жить. Попросту говоря, гештальты — это подсознательно важные для человека понятия, на которые он опирается в плане понимания различных ситуаций и явлений и в частности формирования поведения и принятия решений. Популярное понятие незакрытого гештальта происходит из гештальт-терапии, которая зародилась в середине XX века и находится на стыке психотерапии и философии. Несмотря на похожее название, гештальт-терапия развивалась независимо. Она предлагала практические методы работы с эмоциональными проблемами и психическим здоровьем людей, в то время как гештальт-психология базировалась на теоретическом изучении структуры психики. В гештальт-терапии ключевую роль играет холистический, или целостный, подход. Так, для понимания психических процессов человека необходимо учитывать его личность в целом, а также контекст его жизни и внешние обстоятельства. Принципы гештальт-терапии Один из основных принципов гештальт-терапии — внимание к настоящему, что называют «жить здесь и сейчас». Терапевты помогают клиентам сосредоточиться на их текущем опыте, чувствах их ощущениях, а не на прошлых событиях или будущих переживаниях. Это помогает улучшить осознанность и самопонимание. Гештальт-терапия уделяет большое внимание развитию осознанности, то есть способности наблюдать за собой и окружением без осуждения. Это включает в себя осознание телесных ощущений, эмоций и мыслей в реальном времени. Опытный психолог всегда стремится к интеграции всех аспектов личности: эмоциональных, когнитивных и физических. Цель этого — достижение гармонии между различными частями себя, формирование здорового самовыражения и всецелое принятие себя.

Иногда трудно определить предмет, вызывающий дискомфорт. Последние мысли Важно обратить внимание на Этот метод следует использовать только под наблюдением терапевта, который может управлять ситуацией.. Кроме того, несмотря на множество возможных применений, «Пустой стул» используется периодически, только когда это необходимо для облегчения эмоционального контакта с частью тела. Фромм-Райхманн, Ф. Принципы интенсивной психотерапии. Чикаго: Издательство Чикагского университета. Перис, Ф. Bantam Books, Нью-Йорк. Перис, Ф, Хефферлайн Р. Doll Publishing Inc. Практическое руководство по гештальт-психотерапии. Гринберг, Л. Содействие эмоциональным изменениям. Терапевтический процесс по пунктам. Барселона: Пайдос.

Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы

Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор. Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его». Дублеру: «Как дублер ты становишься частью протагониста. Попробуй имитировать его поведение, прочувствовать протагониста. Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос. Говори от первого лица и попробуй изобразить то, что скрыто и не выражено. Время от времени советуйся с протагонистом, не сошел ли ты с верного пути. Запомни, ты говоришь только с твоим протагонистом».

Опытным протагонистам и вспомогательным лицам терапевт может просто сказать: «Я хочу дать Вам протагонисту дублера. Кого Вы хотите себе в дублеры? Иногда он не хочет этого. Кроме того, если это возможно, хорошо бы протагонисту самому выбрать себе дублера. Вероятно, протагонисты выберут тех, с кем у них установились тесные отношения. Если же терапевту нужно назначить кого-то определенного в дублеры, он делает это, не предлагая протагонисту права выбора. Показания к использованию техники дублирования: Протагонист переживает стресс. Протагонист чувствует себя одиноким, обиженным.

Протагонист выглядит подавленным или испуганным в результате столкновения со вспомогательными «я». Терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания к использованию техники дублирования: Протагонист должен справиться с проблемой самостоятельно. Протагонист открыт и действие ролевых игр протекает без сбоев. Использовать осторожно при лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями. Техника обмена ролями Одним из самых популярных и значимых методов терапевтического вмешательства является метод обмена ролями. На короткое время два человека меняются местами. Как показывает опыт, обмен ролями для многих знакомое явление, поскольку человеческие взаимоотношения часто включают мысленный обмен ролями.

Люди часто задумываются о том, как бы они повели себя на чьем-то месте, а потом развивают целую цепь фантазий касательно событий, которые могли бы с ними произойти, будь они кем-то другим. Часто нам задают вопрос: «Как бы ты поступил на моем месте? В технике обмена ролями два участника меняются местами физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда участвует протагонист. Он временно становится вспомогательным лицом, а последний играет роль протагониста на срок, определенный этим обменом ролей. Я хочу, чтобы ты протагонист сел встал здесь, где было вспомогательное лицо, и был тем человеком, которого изображало вспомогательное лицо. Веди себя и говори точно так, как это делал он. А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им.

А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация. Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте.

Вините себя? Не можете забыть человека? Да что там, хотите похудеть? Вам поможет техника «Пустой стул». Это упражнение из гештальт-терапии — очень мощная и эффективная психотехника. Она может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. При этом её вполне можно и нужно! А почему и в чем заключается её суть? Узнайте прямо сейчас. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул» Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Например, если у человека есть обида к кому-то, например, к бывшему парню, или к подруге, или к коллеге по работе, к маме или папе, к сестре илибрату и т. Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго.

К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют "отыгрыванием" или "эктинг аут". Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения. Конечно, часть эффекта усиления возбуждения все равно проявляется даже при недобровольном участии клиента в формальном эксперименте. Но такая прибавка энергии не удобна для клиента, который может ее либо игнорировать, либо даже использовать эту "прибавку энергии" для усиления сопротивления терапии. Поэтому, как указывалось выше, терапевту можно рекомендовать принцип добровольности в ситуациях, когда он предлагает клиенту эксперимент. В этом случае добавка энергии доставляет клиенту удовольствие и создает предпосылки для фокусировки и осознанности. Принцип малых шагов в эксперименте Важно соблюдать принцип: один эксперимент — одна фигура. Увеличение количества фигур, которые могут появиться из развертывания эксперимента, может привлечь терапевта глубиной и полнотой, но исходя из опыта, стоит рекомендовать ограничения в области расширение поля. Позитивное свойство эксперимента чаще всего в том, что ограничение уменьшение свободы и уменьшение вариабельности ситуации условий создает предпосылки для мобилизации энергии. В эксперименте у клиента меньше фигур для наблюдения, чем в жизни, поэтому он за счет увеличения времени и за счет опоры на рамки эксперимента может использовать с большим эффектом для фокусирования то количество энергии, которое у него актуально имеется в распоряжении. Увеличение количества компонентов эксперимента или смена фигуры на более "глубокую" часто запутывает клиента, он теряет нить эксперимента, и на место осознанности "эвэрэнес" приходит некоторое символическое действие типа "эктинг аут". Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта, и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с этим прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживания на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки. Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть"? Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами! Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур. Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их. Ответственность терапевта и ответственность клиента Как правило, терапевт сам начинает эксперимент. То есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента. То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом. Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания. То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях. Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент — это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования, и нацелен он против сопротивления клиента терапии. Поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт. Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой! Поэтому обычная формула терапевта — "я предлагаю вам сделать это! Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию. И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию. Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию. Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком. Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента. Это не очень разумный подход. Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента. Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать. И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным? Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента? В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен? Эксперимент по определению содержит новизну. Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций! Отказ клиента от эксперимента или срыв эксперимента Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства. Важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов. Если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать! Отказ от эксперимента — это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта. И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца. В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта. Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе. Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент. Тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие. Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению. Мотивы клиента и тактики терапевта. Как избежать ошибки при постановке эксперимента Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом. Не путать с тем, что клиент обращает внимание на свои жесты и объясняет функции этих жестов. Задача в том, чтобы обратить внимание субъекта к своим собственным тайнам. При этом мы помним, что терапевт делает предложение эксперимента вполне директивно, поэтому клиент выполняет именно распоряжение терапевта, сделанное в повелительной форме. Пример работы: ситуация в сессии. Клиент затрудняется говорить свободно, испытывает скованность и напряжение. Терапевт не имеет возможности прямо обсудить чувства клиента и обращает внимание на его руку. Терапевт: "Я предлагаю тебе поговорить от имени руки". Клиент: "Я рука... Я напряжена, я опасаюсь сделать лишнее движение...

Целый день думай о мужчине, которого хочешь привлечь. Можно медитировать два раза по 20-30 минут, а можно в течение всего дня по 2-3 минуты. Во время медитации закрой глаза и представляй, что держишь его за запястье, ощущаешь тепло его ладоней, продвигаясь вверх до предплечья, а потом снова вниз к запястью. Совет: существует более «взрослый» вариант техники, когда мысленной поглаживание запястья нужно чередовать с оральным сексом тоже мысленным, само собой. Если первый этап пройден и ничего не произошло, возможно, стоит попробовать это. Важно представлять себе не только сам процесс, но и реакцию мужчины на то, что ты делаешь. Его взгляд, то, как он получает удовольствие от происходящего, возможно, даже постанывает. Чем реалистичнее будет картинка, тем лучше. Предполагается, что если ты ничего не напутала и достаточно отдавалась медитативному процессу, уже через пару дней он напишет тебе , позвонит или как-то проявится. А если нет — можешь попробовать другую технику, а вдруг… Хотя обойти по популярности технику запястья пока ни у кого не получается, есть и другие околоэзотерические варианты «привязок», которые тебя могут заинтересовать. Например, «техника телефон», которая предлагает разместить на обоях смартфона фотографию «того самого». А затем в течение дня смотреть ему прямо в глаза, как бы приманивая к себе. К сожалению, нет. Речь идет о силе мысли и позитивных установках, которые, по данным ряда исследований, могут работать. Но только когда касаются самого человека, который их применяет, и его жизни, а не других. Разговор со стулом — лучшая техника «отвязки» Мы поговорили о популярных в тиктоке «привязках», теперь настала очередь «отвязок». Эзотерические гуру в социальной сети считают, что чем больше ты думаешь о человеке, с которым вы уже не вместе, тем больше он напитывается твоей энергией. Как только , так он обязательно вернется. Главное, не сдаться и не вернуться, потому что тогда все окажется зря. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь. Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций с родственниками, друзьями, коллегами , в которых осталась недосказанность. Техника «Пустой стул»: как делать Найди время, когда тебе никто не будет мешать. Поставь напротив себя пустой стул на расстойнии примерно 1,5-2 метра. А теперь представь, что на этом стуле сидит тот, без которого, как тебе кажется, ты не можешь, но при этом понимаешь, что так вам обоим будет лучше. Начинай диалог с ним: выскажи, что ты к нему чувствуешь, в чем винишь себя и где, как тебе кажется, он поступил неправильно. Если тебе хочется кричать, плакать — сделай это. Чем эмоциональнее получится «разговор», тем лучше. Чем больше у тебя получится сказать, тем, соответственно, тоже. Закончи разговор прощанием, завершением ситуации. Даже если с первого раза закрыть гештальт не получится например, если тебе было сложно, ты не смогла высказать все , после пары разговоров тебе точно станет легче. Наконец у тебя получится простить и отпустить, сконцентрироваться на собственной жизни и себе как главной ее ценности. Как писать терапевтическое письмо Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола. Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий