8 Марта считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от ее статуса и возраста Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости». 8 Марта 2023 года: история и традиции праздника. Международный день женщин – 8 марта был провозглашен официальным праздником в 1975-м. Международный женский день, который принято сегодня отмечать 8 марта, появился не сразу.
Реальная история «8 марта» — прочтите, кто НЕ ЗНАЕТ!
Международный женский день, который принято сегодня отмечать 8 марта, появился не сразу. История Международного женского дня. Международный женский день (8 марта) празднуют во всем мире. Международный женский день (8 Марта) — праздник, который ежегодно отмечается 8 марта в разных странах мира[1]. Несколько вопросов о причинах празднования Международного женского дня мы также задали Наталье Пушкаревой, которая по праву считается основоположницей исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке. История возникновения 8 Марта: как из протестов против неравенства появился Международный женский день, почему он стал праздником и как его отмечают во всем мире сегодня. Правда, день ещё не был единым: демонстрации проходили со 2 по 12 марта, но нынешний праздник — юбилейный, отмечается в сотый раз.
8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок
04 марта 2016 Александр Фокин ответил: Честно ни разу не слышал версию связанную с работницами секс индустрии как вдохновительниц 8 Марта. Международный женский день 8 Марта — праздник, родившийся из массовых протестов за права женщин и претерпевший со временем множество изменений. Решение праздновать Международный день работниц приняли на II Международной конференции коммунисток, состоявшейся в 1921 году в Москве во время III конгресса Коминтерна. Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было.
Международный женский день 8 Марта. Страницы истории
Впрочем, окончательно уравнять права с мужчинами дамам тогда так и не удалось — видимо, слишком уж сильны были традиции общества. Одной яркой демонстрацией на 8 марта преодолеть стереотипы не вышло. По предложению Клары Цеткин Но рабочие прекрасного пола не сдавались. Через полвека положение женщин на нью-йоркских фабриках казалось им невыносимым. И в 1908 году успешную историю демонстрации 8 марта решено было повторить именно в этот день. Вот только на этот раз участниц акции ждали провал и унижение. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой. Впрочем, борьба женщин за свои права на этом не остановилась — напротив, после утроенной спустя год аналогичной демонстрации она приняла международный размах. В Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин, на которой лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин призвала всех женщин мира включиться в борьбу за право на достойный труд.
Кроме того, тогда впервые прозвучала идея ежегодно отмечать Международный день солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Датой праздника с общественно-политическим подтекстом, разумеется, стало 8 марта. Женская манифестация на улицах Петрограда в 1917 году.
Оставалось только определиться с датой этого события. По счастью, у родственников Розы Люксембург были хорошие связи с хасидами Хабад Любавич, известными толкователями Торы, и через них удалось переправить запрос к самому Шолом-Дов-Беру Шнеерсону. Ответ пришел далеко не сразу и был очень объемным, так как содержал огромное количество ссылок на Тору, Агаду, Шулхан Арух ха-Рав, цитаты из Рамбама, раби Моше Гринвальда и прочих мудрых ребе.
К сожалению, документ этот был утрачен во время Второй мировой войны, от него осталось только упоминание вышеперечисленных авторитетов. Известно, что он насчитывал 352 страницы убористого почерка и был написан на идиш. На основании внимательного изучения огромного количества материалов хасидские раввины пришли к выводу, что праздновать следует не день выхода Адама и Евы из рая, а тот день, когда Ева проявила решительность и самостоятельность, сорвав плод с древа познания Добра и Зла. Принято считать, что эту идею внушил Еве змей Быт. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
Скажем, Мориц Моон, фламандец из Брюгге, налаживал у Серегина обивочные цеха, а Ганс Штайндорф разрабатывал то, что сейчас легкомысленно называется малопонятным словом "дизайн". Тогда это было искусством, и Штайндорф владел им в совершенстве. Другими словами, основной состав работников у Фрола Серегина был мужской. Даже за "Зингерами", что на ту пору уже выпускались в подмосковном Подольске, сидели мужчины. Это потом, уже в тридцатых, по призыву комсомола, а на самом деле, то по страшной нужде из деревень, стали прибывать на фабрику женщины.
Когда процент их соотношения с мужской частью рабочих стал заметно преобладать, в "светлых" начальственных головах и родилась легенда о том, что фабрика так называется в честь Международного Женского Дня. Но все было совсем иначе. Баркова в невеселом 1927 году, следует, что день 8 марта Фрол Ефимыч выбрал для молебна только потому, что именно этот день был днем рождения младшего Серегина, сгинувшего, как думал тогда Фрол Ефимыч, на чужбине. Так что молебен был как бы двойным: и в память о брате и, заодно, в честь юбилея фабрики. Брат на следующий же год отыскался, а вот праздник Фрол Ефимыч переносить не стал и в 1915-ом снова устроил его 8-го марта. И на следующий год тоже. И потом. Не только в Сокольниках, не только по всей Москве, но и по всем городам России, где только были у фабрики контакты, уже знали, что в марте 8-го числа фабрика Серегина не работает. Их так и стали звать - "мартовские". Производство расширялось, народу в цехах и на складах прибывало, и в церковь московскому обывателю в этот день уже было не пробиться.
К революции на 1-е мая в России не работал никто. А вот на 8-е марта - только серегинские! Часть 5. Революцию Фрол Ефимыч, в отличие от привыкшего в своей Америке к таким делам Филиппа, переносил тяжело. Даже запил было, но быстро опомнился: перевел капитал через Стокгольм на американские счета Филиппа и сам уехал к нему в Америку. Цеха, станки, склады - все бросил. На уже запущенную серию легких диванов названную в честь Морица Моона, махнул рукой, сказав только "Дарю! В США, где Серегины обосновались в Бостоне, братья вложили деньги в, казалось, пропащую мебельную фабрику. Рекламный агент, предложивший название, даже толком не знал, как правильно пишется фамилия немецкого ученого. В написание вкралась лишняя буква, а Фрол Ефимыч после этого окончательно возненавидел все, что связано с рекламой и на контакты с агентами выпускал младшего брата.
Налаживались кое-какие связи и с Европой. А вот след Дановского, лучшего инженера мануфактур Серегина, оборвался на Украине: принявший сторону красных Дановский погибнет в тех самых боях за Каховку, которые воспевал Михаил Светлов. В середине двадцатых, когда в России, как грибы стали возникать концессии с участием иностранного капитала, когда заключались контракты между Фордом и Горьковским автогигантом, между ФИАТОМ и бывшим Московским АМО, когда англичане строили для Советов горно-обогатительные комбинаты на Чукотке, а немцы налаживали литье металла, Фрол Серегин вернулся в Москву. Часть 6. Время, вперёд! Это было время НЭПа, время активных деловых связей Советов с Западом, время блистательных речей наркоминдела Литвинова, культурологических витийствований Бухарина, время первых концлагерей и внутрипартийной борьбы в ВКП б. С 1926-го по 1929 годы Фрол Серегин, предусмотрительно оставив младшего брата в Штатах управлять тамошним производством, пытался возродить свою фабрику. Те немногие рабочие, что выжили в гражданскую, уцелели во время эпидемий "испанки" и сыпняка, не полегли в продотрядах, - те вернулись к Серегину. Правда, теперь он уже не был полновластным хозяином, а всего лишь "американским акционером". Очень быстро выяснилось, что стране победившего пролетариата не нужна настоящая, действительно качественная мебель.
Прежние поставщики сгинули, наркоматы завели волынку с планами, графиком поставок, тарифами на транспорт, с распределением мебели через рабочий кредит... Да и кому, собственно, могла понадобиться мебель, что рассчитана не на одно десятилетие? Кирова, не в 1934-ом, а гораздо раньше. Все началось еще при Ленине, а после того, как Сталину удалось победить Троцкого, репрессии начали набирать обороты. И командир РККА, и простой работяга жили лишь одним днем, не загадывая надолго вперед. Но дело не только в репрессиях. Кому было тогда вообще размышлять о будущем? Ну, сидят себе, да и пусть сидят! Даже без нар обходятся. Значит, и так им хорошо.
При чем же здесь комфорт? При чем качество? Какое удобство? Ясно же сказано трибуном революции: "сидят в грязи рабочие и мокрый хлеб жуют"! Впрочем, сам-то трибун, воспев все это безобразие, вскоре и застрелился. Не стал брать на себя ответственность за то, что воспевал. Но Серегин не был поэтом и никогда им даже не сочувствовал. Для него стало совершенно очевидно, что концессия срывается, что мебель народ покупать просто не в состоянии. Нужно было искать выход, иначе большевики могли по условиям договора закрыть концессионное предприятие, что они уже, собственно и начали проделывать, взявшись за чукотские горно-обогатительные комбинаты англичан. И тут, на фоне всеобщего мебельного уныния, Фролу Ефимычу пришла в голову совершенно гениальная в своей простоте идея: выпускать не диваны, не кресла, и даже не кровати.
Он начал выпуск пружинных матрасов! Помните, у Ильфа с Петровым - "Граждане! Любите матрасы! Так вот это классики как раз о тех самых, о серегинских матрасах. Спрос был необыкновенным. Их устанавливали на самодельные, из ворованных досок сбитые, каркасы, ставили на кирпичи, просто клали на пол.
Но стоило только Советской власти в 1965 году объявить 8 Марта выходным днем, как из него тотчас стал улетучиваться революционно-феминистический дух. Демонстрации сменились застольями, транспаранты — букетами цветов. Наверное, наряду с Новым годом, Женский день был самым неполитичным советским праздником, и поэтому одним из самых любимых. Это не помешало Советскому Союзу убедить в 1977 году ООН узаконить 8 Марта в качестве «Международного дня борьбы за права женщин и международный мир». Правда, никаких особых результатов эта резолюция ООН не принесла — на Западе 8 Марта настоящим праздником так и не стал. Зато на постсоветском пространстве Женский день успешно выжил и после распада «Союза нерушимого» его перестали праздновать лишь в Грузии и странах Прибалтики. Правда, в Узбекистане его переименовали в День Матери, а в Азербайджане перенесли на 7 апреля и назвали Днем материнства и красоты. И хотя бы один день в году это право женщинам гарантировано. С праздником Вас, дорогие девочки, девушки, мамы и бабушки! Первая — про весенние торжества древнеримских матрон в честь богини Весты — как ясно из написанного выше, к тому Женскому дню, который мы празднуем, это никакого отношения не имеет — ни прямого, ни опосредованного. Вторая — принадлежащая дьякону Андрею Кураеву — устанавливает связь 8 Марта с еврейским праздником Пурим. Дьякон пишет, что в 1910 году Пурим праздновался как раз 8 марта, и дата Женского дня была выбрана «еврейкой Цеткин» не случайно.
Международный женский день 8 Марта. Страницы истории
Лишь несколько господ в вицмундирах с инженерными молоточками в петлицах, да барин в партикулярном платье долго еще о чем-то совещались с батюшкой и покинули храм последними. Барина в Сокольниках знали многие, но молебен с мастеровыми видели впервые. Так Фрол Ефимыч Серегин, основатель и хозяин "Мебельной Мануфактуры Серегина", отмечал десятилетие своего предприятия. Строго говоря, предприятию на ту пору было уже даже и не десять, а целых двенадцать лет. В конце 1902 года бывший крестьянин из орловской губернии Фрол Серегин вместе с братом Филиппом обустроил на Сухаревке небольшую мастерскую по починке мебели. О первых двух годах деятельности братьев почти ничего неизвестно. Сухаревский рынок тех времен, по воспоминаниям Гиляровского, вообще был местом темным, а персонажи, сновавшие по нему, в основном были известны только филерам из охранки да еще немногим газетным репортерам. Слабые, как известно, на Сухаревке не выживали. Братья Серегины выжили, и дело свое продолжили.
Правда, уже порознь: старший, Фрол Ефимыч, перебрался в Сокольники, где и основал свою фабрику, а младший - Филипп - вынырнул через пару лет в Аргентине владельцем фирмы, не имевшей какого-либо более или менее четкого направления деятельности. Чем только не занималась компания Филиппа! Мебель, общежития для рабочих американской телеграфной компании, работавших тогда в Буэнос-Айресе, деревянные кузова для первых автомобилей - далеко не полный перечень деятельности младшего Серегина. В 1905 году, когда в Аргентину хлынули напуганные первыми погромами российские евреи, Филипп даже открыл в городе Тукуман магазин по продаже кошерной пищи. Кончилось тем, что младший Серегин или Фил, как он стал себя называть перебрался в Бразилию, остолбил участок берега на какой-то безвестной речке, где сброд, согнанный со всего света, добывал ему изумруды. После Бразилии была Мексика, Колумбия, участие в нескольких латиноамериканских революциях, которых, как известно, в заполошной Латинской Америке на иной год приходится едва ли не больше, чем солнечных дней. В итоге и без того довольно извилистый след младшего Серегина снова затерялся. На этот раз надолго - на целых семь лет.
Часть 2. Прокламация Фрол же Ефимыч вел себя иначе. На пустяки не распылялся, легкой наживы не искал, но уж свое дело крепко держал в крестьянских руках. В 1903 году фабрика пошла в гору, после того как старший Серегин ухитрился получить заказ от Купеческого собрания. С этого момента бывший крестьянин стал вхож в лучшие дома Москвы. Фабрика у него была не то, чтобы большой - не морозовские мануфактуры, конечно, - но главное, чем всегда брал "своего клиента" Фрол Ефимыч - надежность, качество своей мебели. Конкуренты из фабрикантов, да и собственно торговцы, особенно иноземные, его не жаловали. Знали ведь, - не пропустит Серегин нового германского дивана или кресла.
Обязательно купит, разберет со своими мужиками до гвоздя, до доски. И обязательно ведь, стервец, в точности такое же у себя сделает, и на поток через месяц запустит. Да еще и похвалится, - у немца, вишь, деревяшка совсем сопливая, а у меня, мол, - чистый дуб, сосна, вишня... А тут еще и плантацию кавказского бука Серегин прикупил. Куда как хорошо! Да и полицмейстеру рублем поклониться не грех: не трожь ты, мил человек, моих-то, у меня народ как на подбор, да и охрана своя, слава богу, поставлена. Вот и ладненько! Так и получалось, что если хочет кто пыль в глаза пустить - покупает на Кузнецком, а если хочет то же самое, только лучше да дешевле - едет к Фролу Ефимычу.
Меценатом Серегин, по примеру того же Морозова или Рябушинских с Третьяковым, не стал. На художников не тратился, про картинки их только и буркнул однажды, что "не понимаю я, мол, этого, баловство это все", но чертежи читал легко, никогда не жалел денег на инженеров, станки выписал из Германии лучшие - крупповские. Даже болты покупал бог весть где; в штате Огайо. Чем-то Серегина наши, путиловские и сормовские, не устроили. Но положение обязывало. Просто беда в России какая-то была в начале века! Серегин понимал, что хрен редьки не слаще - ему что революционеры, что художники - все голодранцы! Эпоха требовала своего.
Одни названия моделей чего стоили! В пятом году Фрол Ефимыч, наряду с уже выпускавшимися "Егозой", "Двуглавым Орлом" между прочим, первый в России угловой диван , "Мадамкой" вынужден был запустить такие названия как "Бомбист", "Адская Машина", "Переворот" одна из первых раскладных моделей и даже "Прокламация". Савва Морозов, исключительный почитатель серегинских диванов, свел однажды Фрола Ефимыча с успевшим уже на ту пору прославиться террористом Николаем Бауманом. Революционер, изнемогавший в боях с царизмом, "буквально не имел на чем отдохнуть" и намеревался, как теперь говорят "бартером", в обмен на близкую революцию, выпросить у Серегина диван да пару кресел, чтоб меблировать явку для своей группы. О замечательном в своем роде разговоре этих трех рассказывал в 1927 году следователям ОГПУ бывший старший приказчик Серегинской мануфактуры С. Художников с поетами тоже не надо... Часть 3. Техническая мысль в России была на взлете.
С приходом Советов утвердилось мнение, будто были мы до 13-го года отсталыми, а, начиная с четырнадцатого, уже и вовсе скатились в пропасть, доведенные самодержавием до ручки. Тем не менее, архивы говорят как раз об обратном. То было время, когда Игорь Сикорский создавал своего "Илью Муромца", самый большой в мире самолет, до аналога которого конструкторы Европы с Америкой шли потом еще более 10 лет. Завод "Руссо-Балт" выпускал автомобили, в Харькове собирали паровозы, а Константин Циолковский, вздув керосиновую лампу, разрабатывал по ночам свою теорию межпланетных сообщений. Не дремал, глядя на то, что творилось вокруг, и Фрол Серегин. Мебель "Мануфактур Серегина" продавалась в собственных серегинских "платц-салунах" от Москвы до Иркутска и от Архангельска до безвестной Кушки. Кто и зачем покупал ее в Кушке - до сих пор неясно. А вот в столицах она стояла у князя Кропоткина, адвоката Плевако, министра Витте, у всесильного Петра Аркадьевича Столыпина, да и много еще у кого, включая августейших.
Кстати, лозунг "Покупай российское! И не из-за таможенных тарифов, весьма, кстати, благоприятных в то время для иноземцев, не из-за того, чтоб продвинуть "пусть плохое, да свое", а как раз потому, что "свое" в те годы слишком часто было лучше и дешевле "чужого". Да и сам лозунг родился не в правительстве, а в народе. Достаточно вспомнить вологодское масло в Париже, волжскую пшеницу в Канаде, аэропланы Сикорского во Франции и текстиль "Трехгорки" в Брюсселе!
Организовала все это действо суфражистка Мод Мэлоун, хотя многие её коллеги были против организации такого марша, им казалось, что имиджу суфражисток может быть нанесен урон из-за проведения уличной акции, в которой бы участвовали все слои населения. В шествии приняли участие и мужчины [2]. В 1909 году в Женский день вновь были организованы забастовки и проведены демонстрации. В 1910 году демонстрации состоялись во многих крупных городах США [1]. В Копенгагене прошла II международная конференция женщин социалисток, на которой присутствовали представительницы феминистских и социалистических организаций из США [1].
В то время условия работы женщин на фабриках и других производствах были и правда тяжелыми. В Нью-Йорке на фабрике Triangle Shirtwaist в марте 1911 года произошел пожар, в результате которого погибло более 140 человек.
Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот — уничтожить всех еврейских врагов, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю этот месяц приходится на конец февраля — начало марта. Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта. В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки.
Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить. В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке — незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным, как это предложила Цеткин. Кстати, и сама Клара проводила подобные акции.
Традиции возникновения праздника милых дам, на деле, уходят корнями во времена, когда дамы были весьма суровы, а их руки были перепачканы сажей и маслом.
Как женщины на Манхэтенне кастрюлями гремели Принято считать, что история женского праздника началась в американском Нью-Йорке в середине XIX века. Тогда женское движение впервые массово встало на борьбу за свои права. На протест против тяжелых условий труда дам по ту сторону океана толкнул успешный опыт пролетариев-мужчин. Представителям сильного пола помогло объединение в профсоюзные организации. В результате труд стал не таким обременительным, да и зарплату существенно повысили. И вот 8 марта 1857 года в попытке добиться аналогичных преференций на массовый протест с теми же требованиями решились женщины-рабочие.
Протестующие женщины прошлись по улицам Манхэттена, выкрикивая лозунги о равноправии и ударяя предметами кухонной утвари в железные кастрюли и другую посуду. Отчаянные манифестантки добились определенных успехов. Условия женского труда серьезно улучшились, заработная плата — выросла, а на фабриках с преобладающим женским коллективом появились профсоюзные организации. Впрочем, окончательно уравнять права с мужчинами дамам тогда так и не удалось — видимо, слишком уж сильны были традиции общества. Одной яркой демонстрацией на 8 марта преодолеть стереотипы не вышло.
День в истории: 8 марта
Смотрите видео онлайн «История Международного женского дня» на канале «ТАСС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 марта 2023 года в 11:23, длительностью 00:00:50, на видеохостинге RUTUBE. Сегодня мы воспринимаем 8 Марта как прекрасный праздник в честь чудесных дам. 8 марта — Международный женский день, день солидарности женщин в борьбе за свои права, появившийся в ХХ веке. 04 марта 2016 Александр Фокин ответил: Честно ни разу не слышал версию связанную с работницами секс индустрии как вдохновительниц 8 Марта. Скорее всего, именно тогда 8 марта перестало быть днем разгневанных женщин и превратилось в праздник мимоз и мужчин, хлопочущих на кухне.
8 Марта: как менялся смысл главного женского праздника
вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий. В истории праздника 8 Марта присутствует некий дуализм, и невозможно определить единственно верную версию появления Международного женского дня. Международный женский день, вступление на престол Анны Стюарт и другие события этого дня в истории. Международный женский день у нас принято отмечать с размахом, при этом мы не особо вспоминаем об истории этого дня. В 1965 году Международный женский день в Советском Союзе стал официальным праздником и всеобщим нерабочим днём. Законным выходным Международный женский день стал в 1966 году.
Истоки женского дня: откуда пошла традиция отмечать 8 марта?
Главный лозунг этого действительно массового шествия был — «Хлеба и мира! В стране шли забастовки невиданного масштаба, органы власти пребывали в лихорадке — и гражданские, и военные. Всё закончилось, как известно, отречением государя. Временное правительство удовлетворило многие требования борцов за эмансипацию, и память о демонстрации сохранилась надолго. Революция Потом грянула Октябрьская революция. Жизнь в стране перевернулась.
Вскоре после Гражданской войны, а 1921 году решением 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта 23 февраля по старому стилю 1917 года. Тут и наметилось главное противоречие праздника: его привязали к реальному факту отечественной истории, но в то же время говорили об интернациональном характере дня… Именно после 1921 года в нашей стране день 8 марта стал общеизвестным. Статус и название праздника несколько раз менялись, но в первые десятилетия существования Советской России его чаще всего называли Днём солидарности трудящихся женщин. Никаких подарков к этому дню женщинам не дарили, только — грамоты в трудовых коллективах. Ведь праздник поначалу воспринимался как политический.
Опасная ситуация Праздники в первые годы советской власти учреждались поспешно и часто менялись. Шумные новые знаменательные даты долго не могли перекрыть популярность церковных праздников. А цель новых праздников состояла именно в этом. Самое печальное, что они стали причиной конфликтного разрыва между поколениями. Молодежь, как правило, склонялась к новым веяниям, а к старшему поколению относилась нередко с агрессивным презрением.
Опасная ситуация. И прискорбная. Международный женский день в СССР Международная популярность праздника в 1930-е постепенно сошла на нет. Но в СССР «женский день» отмечался широко, хотя и оставался рабочим днём — напомню, как и суббота. Разумеется, праздник женской солидарности внедряли на государственном уровне и в социалистических странах, которых после 1945 появилось немало.
Особенно прочно праздник прижился во Вьетнаме.
В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. Но потом его отметили 12 мая 1912 года. В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами "Хлеба и мира". Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю. Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником.
С 1965 года этот день стал не рабочим. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Уже в Древнем Риме существовал женский день. В этот день матроны свободно рожденные женщины , состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием.
Родом из семьи учителя немецкой приходской школы, Клара Эйснер получила педагогическое образование и, как и заметная часть молодежи того времени, посещала разные политические кружки, где и познакомилась со своим будущим мужем Осипом Цеткиным.
Германские власти выслали за неблагонадежность Осипа из страны, молодые перебрались в Париж, где поженились и Клара родила мужу двух сыновей - Максима и Константина. В Париже они продолжили свою революционную деятельность, Клара обучалась этому делу у Лауры Лафарг — дочери Карла Маркса и у других деятелей французского рабочего движения. В Париже семья перебивалась случайными заработками, в 1889 году умер ее муж, а в 1990 Клара смогла вернуться в Германию, где вместе с Розой Люксембург представляла левое крыло германских социал-демократов. Далее в жизни Клары происходит увлекательный поворот — она влюбилась и сошлась с молодым художником Георгом Цунделем, картины которого хорошо продавались и «молодые» смогли приобрести себе домик в живописном месте, и даже купили автомобиль! В этом домике, как пишут источники, любил останавливаться В. Клара редактировала женскую газету «Равенство», средства на издание которой предоставил не кто-нибудь, а основатель электротехнического концерна Роберт Бош! Издание было очень популярным и содействовало тому, что Клара Цеткин стала одним из самых видных социалистов той поры в Германии.
Совершенно естественно, что она стала одним из делегатов Международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене. На этом форуме Клара Цеткин поставила вопрос о том, чтобы выбрать определенный день в году, когда женщины всего мира будут привлекать внимание общества к своим проблемам в борьбе за социальное и экономическое равноправие и предложила ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. И назывался он сначала Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Это официальная версия. Дата 8 марта была подведена под известное политическое событие — массовое выступление работающих женщин в Нью-Йорке 8 марта 1857 года. Об это писано-переписано в официальных источниках, кому интересно, можете сами найти подробности.
Она с 1870-х годов боролась за права женщин. В период с 1892 по 1917 год была главным редактором социалистической женской газеты Die Gleichheit «Равенство» , в которой публиковались материалы про международное женское движение, неоплачиваемый труд и избирательное право [2].
В 1911 году Международный женский день отмечался 19 марта, в 1912 году — 12 мая, а в 1914 году — 8 марта [1]. В 1911 году Елена Гринберг — одна из лидеров Социал-демократической партии Германии — выступила с предложением отмечать международный женский день 19 марта в Австрии, Германии, Швейцарии и Дании в честь Мартовской революции, которая произошла в 1848 году в Пруссии [3]. В России в 1913 году этот праздник отмечали 2 марта, в 1914 праздник отмечали 23 февраля по старому стилю, либо 8 марта — по новому стилю [1]. В 1921 году в Советском Союзе прошла 2-я Коммунистическая женская конференция, на которой было решено отмечать Международный женский день 8 марта [3]. Постепенно, начиная с 1980-х годов праздник стал больше праздником всех женщин и весны, чем борьбой за равноправие [1].