В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его эффективность, можно описывать очень долго.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия: основные факторы и подходы
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гстсрохронность неравномерность развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальные трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребности с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка , а нужно исходить из ближайшего прогноза развития. Заказать работы Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации.
Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности. Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего — оптимизация , стимулирование, обогащение содержания развития. Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность киррекционно-разиииающих программ. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа-коррекции: 1 симптоматическую и 2 каузальную причинную. Открыть мини-сайт на портале Pandia для ведения проекта. PR, контент-маркетинг, блог компании, образовательный, персональный мини-сайт.
Регистрация бесплатна Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных. Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей. Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматика страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект. Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии в данном случае работа по оптимизации детско - родительских отношений , позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах , , центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы , пути и способы реализации поставленных целей. Принцип учета возрастно-психологических к индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Негативные мысли, эмоции, паттерны поведения замещаются позитивными. Подавить тревогу, страх можно, если включить противоположные раздражители — релаксацию или гнев. Важный момент: при удалении неправильного элемента нужно обязательно заполнить образовавшийся пробел. Человек находится во власти иррациональных установок — «должен», «нужно», «следует», воспринимает происходящие события именно с позиции этих стереотипов, а затем действует на основе своих интерпретаций. РЭПТ помогает изменить схемы мышления и учит вести себя более рационально. Парадоксальная интенция. Автор этого метода — австрийский психиатр Виктор Франкл — предлагает еще раз прожить проблемную ситуацию, но изменить свое поведение на 180 градусов. Например, если пациент страдает от бессонницы, психотерапевт рекомендует бодрствовать, а не пытаться заснуть всеми возможными способами. Этот метод используется как инструмент неотложной психотерапевтической помощи. Работа проходит в три этапа: остановить мысль, которую нужно стереть, — расслабиться — закрепить результат, представив что-то приятное. Упражнения «Диалог с самим собой». Упражнение выполняется в тихом уединенном месте, где ничто и никто не отвлечет от процесса.
При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать физическую и социальную среду, в которой происходит взаимодействие. Физическая среда включает в себя физическое пространство, предметы, которые окружают человека, и их состояние. Социальная среда включает отношения с другими людьми, их поведение и культурные нормы. Окружающая среда может влиять на выбор метода коррекционного воздействия через следующие факторы: Физическое пространство: Размер, форма и организация пространства могут оказывать влияние на эмоциональное состояние человека. Например, слишком тесное пространство может вызвать чувство дискомфорта и стресса, в то время как просторное пространство может способствовать расслаблению и комфорту. Предметы и обстановка: Видимые предметы и обстановка могут также оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и его поведение. Например, яркие и стимулирующие цвета могут повысить энергию и настроение, тогда как тусклые и спокойные цвета могут способствовать расслаблению. Отношения и поддержка: Взаимодействие с окружающими людьми может быть как поддерживающим, так и вызывающим стресс. Сильная поддержка со стороны близких людей может снизить уровень тревожности и повысить уверенность в себе, в то время как отрицательные отношения могут вызывать депрессию и тревогу. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать влияние окружающей среды и создавать условия, которые будут способствовать благоприятному воздействию на индивида или группу.
Выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития. Формирование возрастно-психологических новообразований. В зависимости от выбора теоретической модели психического развития существуют и другие точки зрения на причины отклонений и трудностей в развитии личности. Причины могут усматриваться в нарушении внутренних структур личности или в дефицитарной искаженной среде. Отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности ребенка и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения за счет обогащения и изменения среды и научения его новым нормам поведения психоанализ, бихевиоризм. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: 1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова "не", не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
так это и общая методология, которой придерживается педагог-коррекционщик. Однако, влияние общественного мнения и среды на выбор метода коррекционного воздействия не всегда положительно. Психолог и клиент обсуждают правила и содержание психо-коррекционной работы, особенности воздействия психокоррек-ционных методов, предполагаемый результат. Ключевые факторы, которые могут повлиять на выбор метода коррекционного воздействия для сложных задач: Уровень сложности задачи и психического отклонения. так это и общая методология, которой придерживается педагог-коррекционщик.
Содержание
- Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции
- Психологическая коррекция — Википедия
- Методы и методики коррекционного воздействия.
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия: основные факторы и подходы
- Психокоррекция – что это в психологии, методы, виды
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ
Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ. Задачи коррекционной работы могут быть поставлены только на основании диагностического обследования, оценки зоны ближайшего развития и тех коррекционно-педагогических средств, которые следует применять, чтобы поднять ребенка на более высокий уровень психического развития. Понятие эффективности коррекционного воздействия 13.
Условия, влияющие на эффективность коррекционной работы 14. Факторы, влияющие на эффективность психокоррекции Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: а разрешения реальных трудностей развития; б постановки целей и задач коррекционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.
Природа и характер проблемы Выбор метода коррекционного воздействия в значительной степени зависит от природы и характера проблемы, с которой сталкивается человек или организация. Необходимо тщательно проанализировать суть проблемы и определить ее основные характеристики, чтобы выбрать подходящий метод ответа. Одним из факторов, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, является сущность самой проблемы. Некоторые проблемы могут быть связаны с недостаточными знаниями или навыками, другие — с неправильными стратегиями или подходами к решению. В таких случаях может потребоваться обучение или тренинг для приобретения необходимых навыков или знаний, либо обновление стратегий и подходов. Также, при выборе метода коррекционного воздействия, важно учитывать индивидуальную природу проблемы. Каждый человек уникален и имеет свои специфические особенности и потребности. Поэтому, метод ответа должен быть адаптирован к индивидуальным особенностям и учитывать потребности конкретного человека или организации. Кроме того, важным фактором является характер проблемы.
Некоторые проблемы могут быть временными и требующими незамедлительного решения, в то время как другие могут быть более сложными и требовать долгосрочного воздействия. В зависимости от характера проблемы могут использоваться различные методы, начиная от консультации и наставничества, до комплексных программ развития и реабилитации. Итак, при выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать природу и характер проблемы, суть самой проблемы, индивидуальные особенности и потребности человека или организации, а также характер проблемы — временный или долгосрочный. Только при грамотном и осознанном подходе к выбору метода ответа можно добиться максимального эффекта и решить проблему наиболее эффективно. Доступность и экономические возможности В первую очередь необходимо учитывать доступность выбранного метода для целевой аудитории. Он должен быть достаточно доступным и понятным для ребенка или человека с ограниченными возможностями. Необходимо учесть, насколько просто он может быть освоен самостоятельно или с помощью родителей, учителей или специалистов. Более доступные и понятные методы будут более эффективными, так как помогут учащимся лучше понять и применить новые знания и навыки. Кроме того, стоимость выбранного метода играет важную роль.
Некоторые коррекционные методы могут быть довольно дорогостоящими, требовать специального оборудования или услуг профессионалов. В таких случаях необходимо учитывать экономические возможности семьи или образовательного учреждения, чтобы выбрать метод, который будет приемлемым с финансовой точки зрения. Таким образом, доступность и экономические возможности являются важными критериями, которые должны быть учтены при выборе метода коррекционного воздействия.
Каждый контекст может требовать использования специальных методов и подходов, учитывая специфику проблемы и нужды клиента. И наконец, немаловажным фактором является индивидуальность клиента или группы людей, на которых направлено коррекционное воздействие. Различные люди будут откликаться по-разному на различные методы и стратегии. Поэтому, зная индивидуальные особенности клиента или группы, можно выбрать наиболее эффективный и персонализированный метод коррекционного воздействия. Определение уровня адаптивности, уровня понимания и других факторов поможет лучше адаптировать метод к клиенту или группе. В целом, выбор метода коррекционного воздействия зависит от нескольких факторов, таких как тип проблемы, цель воздействия, контекст и индивидуальные особенности клиента или группы. Учет этих факторов позволит принять обоснованное решение и достичь максимального эффекта в работе с проблемами и недостатками. Психологические аспекты принятия решения Личностные особенности играют важную роль в принятии решений. Различные люди имеют разные типы личности и предпочтения, которые могут быть важными факторами при выборе метода коррекционного воздействия. Некоторые люди предпочитают более активные и непосредственные методы, в то время как другие предпочитают более пассивные и наблюдательные подходы. Психологическое состояние также может оказывать влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Люди в различных эмоциональных состояниях могут иметь разные потребности и ожидания. Например, в условиях стресса и тревожности может быть полезно использовать методы, которые способствуют расслаблению и снятию напряжения. Мотивации человека также следует учесть при выборе метода коррекционного воздействия. Разные люди могут иметь разные цели и мотивы, которые могут быть связаны с их потребностями, ценностями и жизненными обстоятельствами. Учет мотиваций может помочь выбрать такой метод, который будет наиболее эффективным для достижения желаемого результата. Таким образом, психологические аспекты, такие как личностные особенности, психологическое состояние и мотивации, являются важными факторами при выборе метода коррекционного воздействия. Учет этих аспектов позволяет более точно подобрать подходящий метод, который будет наиболее эффективным и соответствовать потребностям конкретного человека. Социальный контекст и воздействие группы Окружающая среда и социальный контекст играют важную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Воздействие на отдельную личность имеет свои особенности, но воздействие на группу может иметь существенно больший эффект. Групповая динамика и нормы поведения могут оказывать сильное влияние на выбор метода коррекционного воздействия.
Психологическая коррекция оказывается так называемой «скорой помощью» для человека, которому в короткий срок необходимо решить определённую проблему. Цели, задачи и принципы психокоррекции Основной целью психокоррекционных методик является избавление клиента от состояния, провоцирующего психологический дискомфорт. В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи: помочь клиенту выйти на новую ступень личностного развития; стимулировать к росту эмоционально-волевую сферу; предложить профилактические приёмы, которые воспрепятствуют эмоциональному выгоранию; выявить корни детских страхов; сформировать отсутствующие навыки, например, коммуникативные; способствовать развитию памяти, мышления, произвольного внимания; откорректировать деструктивные модели, заложенные в сознании клиента; помочь с повышением социально-психологического статуса человека в коллективе; подтолкнуть клиента к творческому самовыражению; улучшить стрессоустойчивость и работоспособность; до определённых пределов «сдвинуть» барьеры, которые установила психика для собственной защиты; исправить пищевое поведение. Виды коррекционной терапии Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам. По типу решаемых задач Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа. В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами.
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
На выбор метода коррекционного воздействия могут влиять такие факторы, как возраст, пол, интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость и многие другие. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности.
Факторы, влияющие на выбор подхода
При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать несколько факторов, которые оказывают влияние на конечное решение. На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов. оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов.
Эффективность психокоррекции
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ | способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. |
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия? Правильный подход к выбору метода ответ! | Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. |
Приемы коррекционной педагогики | Выбор метода коррекционного воздействия зависит от множества факторов, которые влияют на эффективность воздействия. |
Студопедия — Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий | При выборе метода коррекционного воздействия важно учитывать различные факторы, которые могут повлиять на эффективность данной стратегии. |
Основные принципы психологической коррекции
Методы коррекционного воздействия направлены на формирование адекватного физического и социального контакта детей с расстройством аутистического спектра. Важные факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия. используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие. По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции. Сложность выбора метода коррекционного воздействия также заключается в том, что эффективность различных методов может изменяться в зависимости от конкретной ситуации и времени. Выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на комплексном понимании возраста и индивидуальных особенностей ребенка. способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы.
6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
Средство — уже не прием, но еще не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово в широком понимании — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства присутствуют обязательно. Выбор методов воспитания Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания.
Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания. Среди общих причин условий, факторов , определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие: Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения. Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации. Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться.
Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе. Уровень сформированности коллектива школьного класса : по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я». Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций. Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.
Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности игровая, учебная, трудовая , педагогическая техника речь, мимика, движения и т. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, например, какие послабления делаются больным детям. Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них.
Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных методов, адекватных целям, задачам и условиям. Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно, первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения. Нет единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности. Некоторые педагоги считают, что его недостаточно, а поэтому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспитания. Ожидаемые последствия: выбирая метод методы , воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода. Никто из нас не воспитывает детей «наобум» - у каждого есть своя определенная модель, схема, план.
У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить ошибок своих родителей. Каковы же основные методы и приемы воспитания — их классификация и подробное описание изложены ниже. Убеждение Убеждение считается главным методом в воспитании. В его основе лежит слово, которое воздействует одновременно на ум и эмоции ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые умели разговаривать с ребенком. В педагогической практике существует ряд приемов убеждения. Это совет, просьба, замечание, поучение, запрет, внушение, инструкция, реплика, аргументация и т. Чаще всего убеждение осуществляется в процессе бесед родителей с детьми, во время которых взрослые отвечают на многочисленные вопросы малышей. Если родители не могут ответить на какой-то вопрос, стоит признаться в этом и предложить ребенку поискать ответ вместе. Чаще всего разговоры возникают по инициативе взрослых, если необходимо обсудить поведение сына или дочери, проблемы семьи и др.
Кто может оценить эффективность коррекционной работы? Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 2699. Нарушение авторских прав ; Мы поможем в написании вашей работы! Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности... Обзор компонентов Multisim Компоненты — это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями... Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм... Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности развития и потребности. Поэтому важно учитывать эти особенности при выборе методов коррекционного воздействия, чтобы обеспечить максимально эффективную помощь.
Методы коррекционного воздействия должны быть выбраны всесторонне и индивидуально, учитывая все вышеперечисленные факторы. Это позволит достичь наилучших результатов в развитии и адаптации ребенка, а также создать условия для его полноценного участия в жизни общества. Специфика проблемы и ее уровень Определение правильного метода коррекционного воздействия на проблему зависит от специфики самой проблемы и ее уровня. Каждая проблема может иметь различные характеристики, которые могут быть учтены при выборе метода коррекционного воздействия. Специфика проблемы может быть связана с ее типом, например, это может быть проблема поведения, обучения или коммуникации.
Например, если клиенту не нравится определенный метод или он не видит в нем смысла, то его мотивация может быть низкой, что может сказаться на результате работы. Учитывая все эти факторы, психолог может выбрать наиболее подходящий метод коррекции, который будет эффективным и соответствовать потребностям и особенностям клиента. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции. Одной из основных личных особенностей, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, является тип личности. По психологической классификации, существует несколько типов личностей: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждый тип личности имеет свои особенности, и для каждого из них может быть предпочтительным определенный метод коррекции. Например, для сангвиника, который характеризуется высокой активностью и энергичностью, могут быть эффективными методы, основанные на физической активности. Такие методы помогут сангвинику снять излишнюю энергию и концентрироваться на задачах. В случае с холериком, который обладает сильным нравом и тенденцией к конфликтам, может быть предпочтительным метод коррекции, основанный на психологической работе с негативными эмоциями и агрессией. Такой подход позволит холерику научиться контролировать свое поведение и разряжать накопившуюся внутреннюю напряженность. У флегматика, характеризующегося инертностью и пассивностью, может быть предпочтительным метод коррекции, ориентированный на мотивацию и активизацию.
Психологическая коррекция: методы, виды, задачи
Леонтьева [2], которое состоит в том, что позитивное влияние на процесс развития означает управление ведущим видом деятельности. Положение Д. Эльконина 1978 о коррекционном потенциале игры. Игра позволяет ребенку включиться в практику новых социальных отношений в процессе специально организованных игровых занятий. Положение концепции личности С. Рубинштейна 1973 о формах психологических контактов между людьми.
В практике психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии существуют различные модели понимания и объяснения причин нарушения развития. Биологическая модель связывает нарушения в развитии со снижением темпа созревания структур мозга. В соответствии с медицинской моделью нарушения в развитии ребенка объясняются с точки зрения логики заболевания: этиологии, патогенеза, клинических проявлений. В интеракционисткой модели в качестве ведущей причины отклонений в развитии рассматривается нарушение взаимодействия личности и среды. В педагогической модели среди причин нарушений развития на первый план выступают явления социальной и педагогической запущенности.
В деятельностной модели объяснение причин неблагополучия ребенка связывается с несформированностью ведущего вида деятельности. Следует отметить, что эффективность психологической коррекции в значительной степени обусловлена не только глубоким анализом причин нарушений развития у ребенка, но и учетом клинико-психологической структуры дефекта. Принципы психологической коррекции выступают в качестве основополагающих идей, обязательных требований к ее проведению. В качестве основных принципов психологической коррекции выступают принципы единства диагностики и коррекции, нормативности развития, личностного подхода, принцип коррекции «сверху вниз», деятельностный принцип коррекции, принцип системности, каузальный принцип, временной принцип психокоррекции развития психической деятельности. Рассмотрим сущность каждого из принципов.
Принцип единства диагностики и коррекции представляет собой отражение целостности образовательной практики. Тщательно рассмотренный в работах Ученых И. Дубровиной и Д. Эльконина, данный принцип считается главным принципом для всей коррекционной работы, потому что ее результативность находится в зависимости от комплексности, глубины предыдущей диагностической работы.
Например, детям, находящимся в период активного роста и формирования физических и психических характеристик, необходимо предоставить возможность для полноценного развития. Пол также может играть определенную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Некоторые методы могут быть более эффективными для мужчин, в то время как другие могут быть более подходящими для женщин. Физическая и психологическая конституция пациента может также влиять на выбор метода коррекционного воздействия. Например, у пациентов с ослабленным иммунитетом или наличием хронических заболеваний могут быть предписаны более мягкие и осторожные методы коррекции.
Еще одним важным фактором является уровень функционирования различных систем организма. Например, при коррекции работы сердечно-сосудистой системы необходимо учитывать функциональное состояние сердца и сосудов пациента, чтобы избежать возможных осложнений. Индивидуальные особенности пациента играют значительную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Учет этих особенностей помогает достичь наиболее эффективных и безопасных результатов при проведении коррекционных процедур. Взаимодействие и влияние окружающей среды Окружающая среда играет важную роль в выборе метода коррекционного воздействия на отдельного индивида или группу.
Роль индивидуальных особенностей пациента Когда речь идет о выборе метода коррекционного воздействия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого пациента. Индивидуальные особенности могут включать в себя возраст, пол, физическую и психологическую конституцию, наличие физических и психических заболеваний, а также уровень функционирования различных систем организма. Возраст является значимым фактором, так как детям и взрослым могут быть применены различные методы коррекционного воздействия. Например, детям, находящимся в период активного роста и формирования физических и психических характеристик, необходимо предоставить возможность для полноценного развития.
Пол также может играть определенную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Некоторые методы могут быть более эффективными для мужчин, в то время как другие могут быть более подходящими для женщин. Физическая и психологическая конституция пациента может также влиять на выбор метода коррекционного воздействия. Например, у пациентов с ослабленным иммунитетом или наличием хронических заболеваний могут быть предписаны более мягкие и осторожные методы коррекции. Еще одним важным фактором является уровень функционирования различных систем организма. Например, при коррекции работы сердечно-сосудистой системы необходимо учитывать функциональное состояние сердца и сосудов пациента, чтобы избежать возможных осложнений.
Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.
При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ. Задачи коррекционной работы могут быть поставлены только на основании диагностического обследования, оценки зоны ближайшего развития и тех коррекционно-педагогических средств, которые следует применять, чтобы поднять ребенка на более высокий уровень психического развития. Понятие эффективности коррекционного воздействия 13. Условия, влияющие на эффективность коррекционной работы 14.
Факторы, влияющие на эффективность психокоррекции Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: а разрешения реальных трудностей развития; б постановки целей и задач коррекционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.
Важные факторы при выборе метода коррекционного воздействия
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия: основные факторы и подходы
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия -
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ
- Содержание
- Отзывы о нас
- Проект "Современные способы психологической коррекции и профилактики в образовательной организации"
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия? Правильный подход к выбору метода ответ!
Выбор подходящего метода коррекционного воздействия является важной задачей при работе с различными проблемами и нарушениями. Психокоррекция и психотерапия имеют некоторые отличия в способах и методах воздействия на человека, но в целом они направлены на устранение психических нарушений, приспособление и адаптацию человека в социальном окружении. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ
Закрепление и повторение математических знаний не возможны без упражнений. Упражнения используются для формирования навыков счета, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи и т. Упражнения должны использоваться в определенной системе, с нарастающей степенью трудности. Успешность ее выполнения является, как правило, показателем того, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному выполнению домашних заданий. Практические работы — это, как правило, ручная деятельность учащихся с раздаточным дидактическим материалом, измерения, лепка, аппликация, рисование. Выбор методов обучения, как отмечено выше, обусловливается целым рядом факторов. Выбор методов на определенном этапе урока зависит от целей, которые решаются на этом этапе.
Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Учитель заранее специально предусматривает, какие коррекционно-развивающие задачи он планирует осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачи будут реализованы. Таким образом: 1. Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и задачи. Так как урок математики включает и арифметический, и геометрический материал, то на уроке может быть поставлена не одна, а несколько дидактических задач. Неоднозначность задач на уроке обусловлена необходимостью включать почти в каждый урок новый материал, повторять пройденное и готовить учащихся к восприятию новых знаний.
Однако на каждом уроке математики должна быть одна главная дидактическая задача. На каждом уроке учитель должен развивать речь учащихся, обогащать их словарь новыми терминами и выражениями, следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи.
Сознательный разум пациента находит во враче моральную поддержку в борьбе с неуправляемым влиянием травматического комплекса. Индивид больше не одинок в борьбе с этими стихийными силами, ему протягивает руку помощи заслуживающий доверия человек, наделяя моральной силой для противодействия тирании бесконтрольных эмоций. Благодаря этому подкрепляются объединяющие усилия сознательного разума пациента, пока он не обретает власть над мятежными эмоциями". Абреакция, катарсис, исповедь, таким образом, выполняют функцию поддержки пациента в его борьбе с сильными эмоциями. Следует помнить, что "мать" в действительности - это имаго, просто психический образ, имеющий различное, но всегда важное бессознательное содержание.
Поэтому регрессия только внешне приводит к матери; в действительности это ворота в бессознательное, в "царство Матерей". Каждый, кто вступает в это царство, подвергает свою сознательную Эго-личность контролирующему влиянию бессознательного; если человек вовремя заметит свою ошибку или решит, что с ним сыграли злую шутку, он станет отчаянно защищаться, хотя это сопротивление к добру не приведет. Перенос, перенесение прошлых неразрешенных переживаний особенно в отношении собственных родителей на терапевта может быть важной частью терапии. Для разрешения аспектов переноса требуется предпринять четыре шага: 1 "помочь пациенту осознать субъективную значимость личных и безличных содержательных элементов переноса"; 2 "установление различия между личными и безличными содержательными элементам"; 3 "разграничить личное отношение к психоаналитику от безличных факторов" и 4 объективизация безличных образов. Во время вмешательства может проявиться еще одна форма переноса - архетипический перенос то есть перенесение архетипических, древних элементов на психоаналитика , который также требует дальнейшего анализа. После толкования мы переходим к третьему этапу, обучению. Это период переучивания, подобного просветительскому методу Адлера.
Последним идет этап трансформации. Это нечто большее, чем исповедь, толкование или обучение. Трансформация - процесс более высокого уровня, это самореализация, движение по пути индивидуации. Этот этап - целиком и полностью заслуга Юнга, здесь проявились его уникальные идеи и мысли о личности и терапии Adler, 1967. Работа на этом этапе строится на предшествующих терапевтических усилиях. Терапевты продолжают применять некоторые, если не все, из ранее использованных техник например, катарсис, работа со сновидениями. Все три этапа могут проходить одновременно и являются важными аспектами одной и той же проблемы; они сосуществуют, подобно исповеди и отпущению грехов.
То же самое можно сказать и о четвертом этапе трансформации: он не претендует на исключительность и истину. Его задача устранить недостатки, оставшиеся после предыдущих этапов; он призван удовлетворить дополнительные и все еще не удовлетворенные потребности" Техники терапии "Ход вмешательства... Юнг редко высказывался о своей аналитической практике; он всегда отказывался изложить технические правила, и мало что известно о проведенных им психотерапевтических вмешательствах". Частично об этом шла речь выше, при описании второго этапа терапевтического процесса, толкования. Анализ переноса, наряду с другими возможностями, включает 1 осознание и интеграцию комплексов и 2 осознание и ассимиляцию собственной тени Анализ сновидений. Психотерапевт занимается анализом сновидений, поскольку "сновидение есть выражение бессознательного" "сновидение описывает внутреннее состояние спящего" "сновидения дают информацию о скрытой внутренней жизни, показывают пациенту те компоненты его личности, которые... Действительно, анализ сновидений служит "наиболее важным методом проникновения в патогенетические конфликты" "Поскольку...
Таким образом, интерпретация играет ключевую роль в анализе сновидений. Она также используется при работе с переносом и архетипическими феноменами, например в случае архетипической интерпретации. Активное воображение. Техника активного воображения может применяться к сновидениям более широко, к фантастическим переживаниям в целом. Психосинтез Р. Ассаджиоли Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются: постижение своего истинного высшего Я, достижение, на основании этого, внутренней гармонии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми. Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного 1 , среднего бессознательного 2 , высшего бессознательного 3 , поля сознания 4 , сознательного Я 5 , высшего Я 6 и коллективного бессознательного 7.
Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд; образцы кошмарных сновидений и фантазий; неконтролируемые парапсихические процессы. Среднее бессознательное предсознательное - область, где пребывают все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга. Высшее бессознательное супербессознательное - область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.
Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное - это начало, основание, а супербессознательное - это резерв развития личности. Поле сознания - это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу. Сознательное Я - это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности поле сознания. Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями». Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.
Высшее Я - наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. Высшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются: постижение своего истинного высшего Я, достижение, на основании этого, внутренней гармонии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми. В психосинтезе применяют два основных метода: метод разотождествления и работу над субличностями. Оба метода базируются на психологическом принципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя отождествляем». Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Одни отождествляют себя преимущественно со своим телом спортсмен, манекенщица , другие - с интеллектом ученый, «премудрый пескарь» ; Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими. Игротерапия как метод психологич. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре: 1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, 2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.
Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми условными ; реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций. Формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение. Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате. Основные функции психолога, ведущего игровые занятия 1. Создание атмосферы принятия ребенка.
Эмоциональное сопереживание ребенку. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения. Принципы осуществления игротерапии 1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенокхозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения , 2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.
Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии. Артерапия как метод практической коррекции Термин «арттерапия» буквально: терапия искусством ввел в употребление Адриан Хилл. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Цели арттерапии 1.
Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. Развить художественные способности и повысить самооценку. Приемы арттерапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Основные направления в арттерапии Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов.
Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т. Основная роль в арттерапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арттерапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.
Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования артгерапии в форме рисунка и живописи. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. Арттерапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др. Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии: 1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы. Повышение эстетических потребностей. В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; облегчение осознания собственных переживаний; конфронтацию с жизненными проблемами; повышение социальной активности; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок.
Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую: 1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.
Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии. Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного 2 раза в неделю группового 6-8 человек прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания - изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеансах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания.
Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, то есть снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия. Групповая вокалотерапия, пение - важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма с ориентацией на группу. Численность группы вокалотерапии 15-20 человек, длительность занятий - 45 мин.
Создание такой атмосферы, а также эффективного рабочего альянса — это целиком забота специалиста — коррекционного психолога. Цель специалиста заключается не только в построении психотерапевтического раппорта с клиентом.
Из негативных факторов, способствующих формированию синдрома психологического выгорания специалиста см.
Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения. Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом.
Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации. Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития.
Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе. Уровень сформированности коллектива школьного класса : по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их и личностная корректировка.
Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я». Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства.
Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций. Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов.
К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности игровая, учебная, трудовая , педагогическая техника речь, мимика, движения и т. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, например, какие послабления делаются больным детям.
Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных методов, адекватных целям, задачам и условиям. Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно, первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания и постепенное приучение.
Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения. Нет единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности. Некоторые педагоги считают, что его недостаточно, а поэтому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспитания.
Ожидаемые последствия: выбирая метод методы , воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода. Никто из нас не воспитывает детей «наобум» - у каждого есть своя определенная модель, схема, план. У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить ошибок своих родителей.
Каковы же основные методы и приемы воспитания — их классификация и подробное описание изложены ниже. Убеждение Убеждение считается главным методом в воспитании. В его основе лежит слово, которое воздействует одновременно на ум и эмоции ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые умели разговаривать с ребенком.
В педагогической практике существует ряд приемов убеждения. Это совет, просьба, замечание, поучение, запрет, внушение, инструкция, реплика, аргументация и т. Чаще всего убеждение осуществляется в процессе бесед родителей с детьми, во время которых взрослые отвечают на многочисленные вопросы малышей. Если родители не могут ответить на какой-то вопрос, стоит признаться в этом и предложить ребенку поискать ответ вместе.
Чаще всего разговоры возникают по инициативе взрослых, если необходимо обсудить поведение сына или дочери, проблемы семьи и др. Существует ряд условий, способствующих эффективности беседы родителей со своими детьми: - не говорить с детьми только тогда, когда это удобно взрослым, не обращая внимание на то, что дети чем-то заняты; - если ребенок проявляет желание поговорить с родителями, надо поддержать его, найти слова, которые поощряют откровенный разговор, отнестись с уважением к делам ребенка, но не ограничиваться только обсуждением школьных оценок; - учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, избегать высказываний о способностях и характере маленького человека; - доступно и обоснованно объяснять свою позицию, признавать возможность существования другой точки зрения, принимать во внимание интересы и мнения сына или дочери; - проявлять такт, избегать диктаторского тона, окриков; - не превращать беседу в повторение общих фраз, в поучительные монологи, не терять равновесия, когда ребенок упорно стоит на своем. И главное — чтобы беседа была полезной, родители должны уметь слушать и слышать собственное дитя. Упражнение Воспитательное воздействие упражнений основано на повторении действий или поступков.
Младшие школьники не всегда могут сознательно подчинять свое поведение даже тем требованиям, которые им хорошо знакомы. Только постоянные упражнения в сочетании с требованием, контролем со стороны родителей могут привести к формированию у детей положительных привычек. Привычки имеют большое значение в жизни личности. Если у человека сформировались положительные привычки, его поведение также будут положительными.
И наоборот: плохие привычки обусловливают негативное поведение. Хорошая привычка формируется постепенно, в процессе многочисленных упражнений. Упражнение играет большую роль в работе с детьми. Если учебное задание сопровождается выполнением ряда необходимых упражнений, ученик принимает их как обязательные.
Но если в воспитании используются так называемые голые упражнения, они неэффективны школьника трудно силой заставить сидеть тихо, внимательно слушать и т. Воспитательным упражнениям необходимо придать привлекательную форму, заинтересовать ребенка в правильном их выполнении. Упражнения необходимы при освоении нравственных норм, когда осуществляется целенаправленный перевод знаний о правилах поведения в привычные поведение, что возможно при многократном повторении положительных действий и поступков.
Методы коррекционной работы
Методы и методики коррекционного воздействия. — МегаЛекции | Выбор метода коррекционного воздействия должен учитывать все особенности задачи, чтобы достичь наиболее эффективного результата. |
Факторы, влияющие на выбор подхода | Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. |
Коррекционное воздействие как важный элемент психологической помощи
- Факторы эффективности психологической коррекции
- Факторы, определяющие выбор метода коррекционного воздействия при решении проблемы ответ
- Коррекционное воздействие как важный элемент психологической помощи
- Методы психологической коррекции