В издательстве Сретенского монастыря вышла книга священника Валерия Духанина «Во что мы веруем». Священник Валерий Духанин служит в храме Иконы Божией Матери Казанская и иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря. священник Валерий Духанин. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. ЛАВРСКИЕ СТАРЦЫ. Новые чудеса преподобного Сергия. Священник Валерий Духанин. Собственно, к вере пришла благодаря болезни дочери, с мужем крестились, когда. Священник Валерий Духанин. Мы поговорили об этом с клириком храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидатом богословия, писателем и публицистом иереем Валерием Духаниным. вы делаете те новости, которые происходят. Глядя на детей, я вспомнила слова батюшки: какая же я дура, что я плачу!
Нужна помощь в лечении отца Валерия Духанина. ВАЖНО!!!
По зову сердца. Иерей Валерий Духанин | Духанин Валерий Николаевич, в биографии которого есть удивительный момент обретения веры, рос в обычной советской семье. |
Нужна помощь в лечении отца Валерия Духанина. ВАЖНО!!!: summer56 — LiveJournal | Глядя на детей, я вспомнила слова батюшки: какая же я дура, что я плачу! |
В РПЦ отказались называть причины запрета в служении иерея Сафронова после панихиды по Навальному | Иерей Валерий Духанин — клирик Николо-Угрешской духовной семинарии. «У Бога нет ничего шаблонного, у Бога все уникально и неповторимо». |
Священник Валерий Духанин встретился с волонтерами Лавры | Лучшие и новые книги 2024 автора: Священник Валерий Духанин в интернет-магазине Лабиринт. |
Медсестра и битва за детей: история из жизни
У священника Валерия Духанина была 4-я стадия рака кишечника. Биография иерея Валерия Духанина: духовное образование, просветительская и миссионерская деятельность, литературные труды и жизненная позиция. Официальный приходской сайт. Один из духовных чад архимандрита Илии, священник Валерий Духанин, делится воспоминаниями о своем духовном отце. Священник Валерий Духанин Воскресение. Похожие. Товары для взрослых. Священник валерий духанин его болезнь последние новости.
Священник Валерий Духанин встретился с волонтерами Лавры
Однажды он пересекся с пожилой женщиной Валентиной Кронидовной. На тот момент ей было 76 лет. Она являлась ветераном войны, имела орден за то, что после бомбежки спасла из-под завалов высокопоставленного чиновника, о чем сохранилась заметка в газете от тех давних лет, где говорилось, что ее наградил сам Сталин.
В течение двух часов отец Валерий отвечал на вопросы: рассказывал о таинстве исповеди и подготовке к нему, о чудесах преподобного Сергия, о Московской духовной академии. Справка: Священник Валерий Духанин окончил Московскую духовную семинарию в 1996 году, а академию - в 2000. Кандидат богословия. Во время учебы в академии занимался миссионерством: проводил встречи и беседы с заключенными в СИЗО, организовывал гуманитарную помощь заключенным.
Но как только Эндрю и его дочь подошли к машине, машина завелась, кнопка сработала как ни в чем не бывало. Оставалось только отменить эвакуатор и отправиться домой. Православие — это не теория, это не философские рассуждения. Православие — это опыт реальной связи с живым Богом. И это ответ на искреннюю молитву. Что привлекает нас к таким пасторам? Почему наше сердце готово открыться и принять их слово, как сухая земля принимает росу, которую она ждала? Я задаю себе этот вопрос, и ответ очевиден.
Не гламур ежедневных фотосессий, не американские улыбки на камеру с модно распахнутой дорогой рясой или бязью или даже галантным светским нарядом, не самодовольные споры в социальных сетях обо всем на свете, не психологические приемы и снисходительный взгляд высшего ученого. Нет, не это. Что это такое? Жизнь простая, сердечная, внешне безыскусная, без излишних манер — но вся она прожита во Христе, вся она как живое Евангелие. А сам пастырь — это живой образ живого Христа. И тихий ветер благодати Святого Духа. Эти пастухи были и остаются удивительными в своем образе жизни, и о каждом из них можно было бы написать книгу. Они были решительны в своем служении, в своей работе, в своей преданности Богу и своим ближним.
В их жизни присутствует полное самозабвение, простота и подлинность. И никакого нарциссизма или самолюбования. Они подобны детям и поэтому находятся в Царстве Небесном больше, чем мы. И разве наша душа не стремится к тому, что является настоящим, подлинным? Именно это она находит в тех, о ком мы говорим. Юношеские годы и молодость В возрасте 13 лет Валерий и его сестра были крещены. Он не мог объяснить себе, почему было принято такое решение. Во время таинства крещения молодой человек почувствовал перемену в своей душе.
Радость и легкость переполняли его. Больше не было никаких сомнений в существовании Бога. Духовное образование Всю свою молодость отец Валерий посвятил совершенствованию своего духовного образования. Этапы: В 1992 году молодой человек становится пономарем и лектором в церкви Покровской Богоматери в своем родном городе. Позже он переехал в столицу. В 1996 году он окончил Московскую духовную семинарию. К нему прилагалось послушание в церкви. В 2000 году он получил диплом Московской духовной академии МДА.
Во время учебы он занимался миссионерской и социальной работой. Он часто посещал заключенных в местах лишения свободы и беседовал с ними о православной вере. Он также участвовал в организации сборов вещей и продуктов питания для заключенных. Во время учебы в Московской Патриархии будущий священник работал помощником проректора по учебной работе. Он был сотрудником Академического миссионерского отдела. Он также участвовал в преподавании на богословских курсах, открытых МДА. Там он становится проректором по учебной работе. Священник также служит преподавателем византологии, апологетики, патрологии, основ и методики катехизации.
Утрата пастырства «Порази пастыря, и овцы разбегутся» Зах. Отвлеките пастыря от главной работы в жизни, и вы разрушите его служение. Вовлеките его в профессиональный спорт, рок-концерты, маркетинг, PR-технологии, изучение трендов и шумихи — и у него не останется времени на душепопечение. Изменится и сам его дух. Почувствовав вкус популярности, получив восхищение своим имиджем, он будет серьезно искушен — сладостное удовлетворенное чувство будет нашептывать ему, что он теперь «звезда». Он не заметит, что падающие звезды всегда горят ярко, завораживая взгляды собравшихся зрителей, а после них остается лишь терпкий дымок. Из-за своей духовной незрелости он ловко смешается с модными «крутыми парнями». Мирская жизнь пройдет, но образ этого мира запечатлеется на нем.
Сейчас он весь в пучине модных интересов, его сердце — в социальных сетях, продвижении себя, создании популярности своего образа, получении «лайков». И благоговение уже тяготит его, он выше чужих страданий, душевная боль редко посещает его. Я тесно общался с теми, кто встал на этот путь. С некоторыми из них я не был знаком лично, но мог наблюдать за их деятельностью. Я долгое время восхищался ими, потому что не мог не признать то, что видел в результате их работы: их уважали рокеры и блогеры, у них была профессиональная психология, они были уверены в себе. Блеск созданного ими образа сиял при самом искусном освещении. Созданные ими блоги привлекали своим независимым взглядом, они не боялись бичевать пороки других и смело говорить о неадекватности нашей церковной среды. Некоторые из них добились успеха в бизнесе, в очень благом деле — строительстве церквей и больших церковных комплексов.
Рядом с ними я видел себя маленьким карликом по сравнению с гигантами, которые нашли общий язык с миром и общее дело, через которое, как мне казалось, они наглядно засвидетельствовали силу православия. Прошли годы и даже десятилетия, и вдруг я с удивлением обнаружил, что они больше не священнослужители. В прямом смысле этого слова. Одни были лишены священнического сана, другие изгнаны. Некоторые, как успешные блогеры, оставили священство и занялись профессиональной психологией. К сожалению, это не вымысел. Сначала священник становится «киберпопом», активным в медийном пространстве, завоевывая интернет-аудиторию и вызывая всеобщее изумление. Затем наступает неизбежное искушение.
Затем происходит немыслимое: священник бросает свое служение и поступает в университет, чтобы стать психологом. История правдивая, но кроме разочарования она ничего не добавляет. Конечно, в каждом отдельном случае все очень индивидуально. И мы не смеем никого осуждать. Но разве не было так, что мир, который они выбрали своим, поглотил их, накормил своим содержимым и, незаметно для них самих, сделал их чужими для Церкви? Безжалостные челюсти мирской жизни, схватив их своими клыками, тщательно пережевывали их, чтобы через некоторое время выплюнуть как лишних для самого мира. Талантливые миссионеры, апологеты и проповедники, талантливые в самом положительном смысле этого слова, как казалось, сейчас не находятся ни у алтаря, ни у кафедры, ни рядом с кафедрой. Почему все сложилось именно так?
Было ли это искушение, присущее живой деятельности, или же сама их деятельность стала для них искушением? Я не знаю. Писательская деятельность С 2004 года активно публикуется в православных изданиях. Большинство его статей посвящены жизни людей в сложном современном мире. Кроме того, Валерий Духанин является автором многих популярных книг о православии: «Скрытый мир православия»; «Защити нас, Господи, от суеверий, оккультизма и коррупции». Книга Валерия Дуканина «Сокровенный мир православия». Произведения Валерия Душанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Научить православных христиан, как встать на правильный путь и победить в борьбе со страстями.
Но это звучит несколько богословски, отец Валерий. Как вы можете радоваться, если вы испытываете физическую боль, если вы подавлены, если вы внутренне опустошены? Когда вы не можете поднять себя, радоваться нечему. Я терял способность читать, писать, хотя я был очень привязан к книгам. Внезапно я обнаружил, что не могу читать больше полутора страниц в день.
Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением. Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится. В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров. Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров — Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?
Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин. Священник Валерий Духанин. Главная» Новости» Священник валерий духанин его болезнь последние новости. Биография иерея Валерия Духанина: духовное образование, просветительская и миссионерская деятельность, литературные труды и жизненная позиция. Валерий Духанин протоиерей.
Священник Валерий Духанин
⚡️⚡️⚡️ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ ДУХАНИН ПРО ВОЕННЫЙ МЯТЕЖ ПРИГОЖИНА: САТАНА ИСКУСИЛ ЕГО | Духанин Валерий Николаевич. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Священник-Валерий Духанин | ВКонтакте. В предсмертной записке он написал, что не может больше терпеть боль. |
Довериться Богу. Священник Валерий Духанин | Главная» Новости» Священник валерий духанин его болезнь последние новости. |
Священник Валерий Духанин встретился с волонтерами Лавры
Случившееся ставит нас в неразрешимый рассудком тупик. Но собственно с позиций христианской жизни всё предельно понятно. И собственно все криминальные сводки говорят об одном. Секрет человеческого счастья или несчастья хранится не в сфере социального уровня, общественного положения, образования, достатка и т. Он хранится лишь в сфере твоей духовной жизни, там, где вершится самоопределение по отношению к добру и злу, где сердце либо сияет, как чистое зеркало, либо издает едкий дым страстей. Проиграть в духовной жизни — значит во всем проиграть. Достичь духовной победы — значит во всем победить.
Грех — это нечто более страшное, чем мы думаем. Обыкновенно мы смотрим на грех как на ошибку, жизненный промах, который случился по неведению, неопытности, неразумию. Шел человек, споткнулся, упал, набил шишку, поднялся и дальше пошел. Нет, грех — не просто ошибка, а катастрофа, которая меняет всё внутри тебя и всё вокруг тебя. Как грех Адама в Раю отразился на его душе и на всем мире вокруг, так и грех каждого человека отражается и на нем самом, и на маленьком мире вокруг него — семье, коллективе, отношениях с ближними. Непреодоленный грех внутри способен стать детонатором мощного взрыва в жизни.
Затаенная обида оборачивается враждой, подтачиваемое внутри негодование влечет за собой ненависть. Ненависть и вражда, медленно тлея, сжигают остатки добрых чувств в душе. Вот почему мы видим такое обилие преступлений на почве семейных ссор. Тот, кому ты когда-то говорил: «Люблю», вдруг становится врагом и объектом ненависти. Там, где предполагалось жизненное счастье, вдруг вершится самое огромное несчастье. В основе всех уголовных преступлений лежит обычная греховная страсть — страсть, вовремя непобежденная, вырвавшаяся наружу как зверь, спущенный с цепи.
Сначала этот зверь терзал душу объемлемого страстью, мучил и не давал покоя, ограничиваясь лишь мрачной пещерой его души, но потом, окрепнув, зверь вырвался наружу и начал терзать тех, кто находится рядом. Напряжение, достигшее высочайшего накала, вырывается наружу во внешнем действии. Мысль, воплощаясь, переходит в телесное движение. В наших движениях воплощаются либо добро, либо зло, которые мы питаем в душе. Но страдают прежде всего самые близкие, те, кто находится рядом. Потому что кто ближе к эпицентру взрыва, источнику заражения или смертоносной эпидемии, тот всегда подвергается большему воздействию.
Как грех Адама в Раю отразился на его душе и на всем мире вокруг, так и грех каждого человека отражается и на нем самом, и на маленьком мире вокруг него — семье, коллективе, отношениях с ближними. Непреодоленный грех внутри способен стать детонатором мощного взрыва в жизни. Затаенная обида оборачивается враждой, подтачиваемое внутри негодование влечет за собой ненависть. Ненависть и вражда, медленно тлея, сжигают остатки добрых чувств в душе. Вот почему мы видим такое обилие преступлений на почве семейных ссор. Тот, кому ты когда-то говорил: «Люблю», вдруг становится врагом и объектом ненависти. Там, где предполагалось жизненное счастье, вдруг вершится самое огромное несчастье. В основе всех уголовных преступлений лежит обычная греховная страсть — страсть, вовремя непобежденная, вырвавшаяся наружу как зверь, спущенный с цепи.
Сначала этот зверь терзал душу объемлемого страстью, мучил и не давал покоя, ограничиваясь лишь мрачной пещерой его души, но потом, окрепнув, зверь вырвался наружу и начал терзать тех, кто находится рядом. Напряжение, достигшее высочайшего накала, вырывается наружу во внешнем действии. Мысль, воплощаясь, переходит в телесное движение. В наших движениях воплощаются либо добро, либо зло, которые мы питаем в душе. Но страдают прежде всего самые близкие, те, кто находится рядом. Потому что кто ближе к эпицентру взрыва, источнику заражения или смертоносной эпидемии, тот всегда подвергается большему воздействию. Любой удар, нанесенный ближнему, — это замах Каиновой руки, безумно возмутившейся против родной крови. Печать вечной смерти ложится на лицо преступника.
Каин был изгнан из общества человеческого. Любая душа, перешедшая за черту смертного греха, преступления, сама исходит из общества человеческого, становится неспособной к адекватному общению. Краткий разряд электричества производит пожар, удар молнии попаляет труды многих лет. Так и краткий выплеск человеческой страсти рушит то, что созидалось годами. Медленно и незаметно приближался человек к черте, но переступил за нее одномоментно. Всякое преступление готовится невидимым врагом постепенно, но совершается в единый миг времени. И это удивительный закон, который мы всегда игнорируем. Десять шагов до черты, и девять с половиной кажутся одинаковыми, но, сделав полшага, ты стал ближе к черте.
Если отпить из бутылки один глоток, то кажется, что осталось столько же, сколько и было.
Иван Духанин: Да, послезавтра будет уже. Отец Валерий: О, здорово. Вот Бимка встречает нас. Наталья Смирнова: Сын Ваня пока временно в семье за старшего. Младшие сестренки с мамой на несколько дней уехали на море. Наталья Смирнова: Скучно было без папы-то? Иван Духанин: Ну, да.
Наталья Смирнова: Тем более, мама уехала. Иван Духанин: Мама уехала, вообще тут одни с Бимкой только. Наталья Смирнова: Мама надолго с девочками? Иван Духанин: Мама на сколько? На 12 дней. Отец Валерий: На 12 дней где-то они. Путевка такая. В Туапсе, да?
Иван Духанин: Ты лучше знаешь. Отец Валерий: В общем, на Черное море, где-то там. Они сегодня уже приехали туда как раз, доехали благополучно. Ну, ты уже будешь помогать по квартире. Иван Духанин: Убирать, там, готовить. Наталья Смирнова: Себе вот картошку пожарил. Отец Валерий: Да, да. Да вот так он умеет делать все, что нужно.
Не всегда, правда, хочет, но уже умеет. Наталья Смирнова: На носу у девятиклассника Вани экзамены, сначала школьные, потом в колледже. Он хочет поступить в Свято-Дмитриевское медицинское училище, помогать людям, как папа. Ты хочешь быть врачом, да? Иван Духанин: Если быть конкретнее, то спортивным реабилитологом, потому что нравится спорт, там, футбол, все такое. Отец Валерий: Ему нравится спорт, и нравится реабилитировать тех, кто пострадал после спорта. Наталья Смирнова: Вы как раз к ним относитесь. Я сейчас как лечусь в лечебно-реабилитационном центре, вот тоже подпадаю.
Он уже один раз мне укол поставил. Наталья Смирнова: Аренду этой скромной квартиры семье батюшки оплачивает гимназия. Несмотря на частые переезды, самая первая Ванина игрушка всегда с собой. Отец Валерий: Вот этот вот мишка — вот мы его Ване подарили, когда он был новорожденный еще, и клали его с ним в постельку. Вот он его обнимал, с ним спал вместе, и вот так вот он сохранился, такая игрушка детская. Наталья Смирнова: Реликвия уже практически. Отец Валерий: Да, такое вот напутствие ему, чтобы для своих детей уже сохранил. Наталья Смирнова: Острое сознание семьи как чего-то самого близкого и дорогого еще яснее пришло там, в реанимации, на пороге между жизнью и вечностью.
Отец Валерий: Ну, много, что пришло. Во-первых, стало понятно, что нужно было, конечно, больше внимания уделять детям, семье. Потому что до этого все время какая-то спешка, суета, и в этой вот суете, в работе, в постоянном каком-то заработке семья отступала на второй план, и такого душевного общения не хватало. Ну, если ты все время спешишь куда-то, то и такой возможности помолиться в итоге не остается. То есть сам себя загоняешь, загоняешь, а ради чего — непонятно. И вот это все сразу как-то обнаружилось, то, что это была глупая совершенно спешка. Наталья Смирнова: В болезни и немощи священника Валерия Духанина всегда поддерживают любимые святые. Как-то вот тоже очень близок он душе, как и преподобный Паисий Святогорец, как блаженная Матрона Московская, матушка Сепфора, которая под Оптиной.
Ведь это люди нашего времени фактически, да, но при этом сохранили такую вот святость, чистоту сердца, простоту в общении с людьми. И когда им молишься, то вот как-то чувствуется такая поддержка очень большая духовная. Наталья Смирнова: У каждого человека свой путь к Богу. Кто-то всю жизнь ждет встречи с Ним, кто-то не верит до последних дней, а кто-то, будучи атеистом, как когда-то Валерий Духанин, становится священником. Отец Валерий: В жизни человек становится счастлив только тогда, когда встречается с Богом. Но все-таки это во многом такое вот личное переживание, и очень трудно атеистам объяснить это. Потому что вот на некоторых смотришь — у них просто вот как душа невосприимчива, по какой-то причине им вот не даются эти знамения, эти откровения. И в какой-то момент, может быть, они это получают, или даже через страдания им дается возможность обратиться.
Да, вот, как ни странно, страдания — они способны тоже привести человека к Богу. Зрелый возраст Священнослужитель совмещает церковную деятельность, работу в семинарии и участие в телевизионных программах. В передачах он рассказывает о православии, что важно для верующих и для тех, кто только на пути к обретению веры. Служба в церкви 2 марта 2014 года он принимает сан диакона. Там же он проводит свои проповеди. Названия некоторых из них: «Пагубность греха и его преодоление». Иерей проводит беседы в православных гимназиях, воскресных школах, богословском кружке. Также он участвует во встречах, конференциях, посвященных духовной жизни.
Валерий женат, воспитывает троих детей. Участие в телепередачах и на радио Кроме церковной службы иерей в рамках миссионерства занимается телевизионной деятельностью.
Автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры. Редактор программ на радио «Радонеж». Отец Валерий сразу обозначил, что встреча не ограничена какой-либо тематикой, и предложил провести общение в формате «вопрос-ответ». Интересующие участников беседы вопросы были разнообразны.
Студентов младших курсов волновали вопросы брака, выборы будущей супруги; старшекурсники спрашивали о пути к Богу, о жизни священника; взрослое поколение задавало вопросы о месте Евангелия в жизни современного христианина, о взаимоотношениях Церкви и общества.
Довериться Богу. Священник Валерий Духанин
Валерий Духанин священник, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии. Священник Валерий нам показал какие зигзаги приходилось делать руководителям церкви, чтобы сохранить Веру. Иерей Валерий Духанин — клирик Николо-Угрешской духовной семинарии. «У Бога нет ничего шаблонного, у Бога все уникально и неповторимо». Духанин Валерий Николаевич. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Священник-Валерий Духанин | ВКонтакте. В предсмертной записке он написал, что не может больше терпеть боль. Духанин Валерий Николаевич. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Священник-Валерий Духанин | ВКонтакте. В предсмертной записке он написал, что не может больше терпеть боль.
ИЕРЕЙ ВАЛЕРИЙ ДУХАНИН. ЛИЦА ЦЕРКВИ
Однако, как только отец Кирилл прибыл в Лавру, все передавали друг другу хорошие новости. Валерий Духанин протоиерей. В студии кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры иерей Валерий Духанин.
Главное меню
Символов и обрядов Крещения нам никто не объяснял, мы поспевали за другими поворачиваться туда-сюда, отрекаться, дуть, плевать, сочетаваться да впервые наносили на себя неумелое крестное знамение. Но при всем рассудочном неусвоении чина Таинства я испытал впервые в жизни удивительную перемену сердца. Как же это трудно передать словами! Без каких-либо на то внутренних настроек и самовнушений, даже не думая чего-либо испытать, душа почувствовала совершенно новое. Внутри засияли радость, легкость, чистота, свобода, как будто Кто-то вынул изнутри тебя всю грязь, выбросил вон, а вместо нее вселил внутрь небесный свет — благодать Духа Святого. Ну вот же, Бог есть, как же это понятно и ясно — так просто в душе открылось новое ведение.
Невидимый и непостижимый Бог вдруг сразу стал так очевиден, как очевидна для младенца его родная мама, едва младенец родился на свет. Блаженный Августин в своей « Исповеди » рассказывает, как его друг, оказавшийся в бессознательном состоянии по причине болезни, был крещен. Когда он пришел в себя, то совершенно расстался с прежними заблуждениями, провел свои дни до смерти в искренней верности Христу. Это значит лишь то, что Божия благодать иногда, по какому-то Промыслу Божию, действует на нас и помимо участия нашего разума. Это как ясное откровение сердцу.
Так дано было испытать, что Бог действительно есть и что Он очень близок душе, как будто ты попал в гости на Небо. Спутать это невозможно ни с чем. Это как объявший тебя, проницающий свет, свет любви. И ты чувствуешь, что тебя с теплом и любовью принимает в Свои объятия Бог. После этого ты сам понимаешь, что для приближения к Нему — а именно в этом все твои радость и счастье — нужно идти в храм, преодолевать свои немощи и невежество, вникать в молитвы, традиции и обряды Церкви, полностью преображать свою жизнь.
Весь тот день был пронизан для меня каким-то светом и какой-то непередаваемой радостью. Тянуло в храм, и очень чувствовалось, что Господь удивительно близко, Он рядом. Теперь и в утренней заре, и в пении соловья, и в дыхании свежего ветра, и в сочной листве тополей и берез — во всем открывалось присутствие Бога Творца, Любящего и Заботящегося. Как же хорошо быть прозревшим! Свет ясного летнего солнца не спутаешь с робким мерцанием фонаря, живую душу — с холодом робота, любовь — с расчетливостью.
Так и присутствие Божие не спутаешь ни с одной земной радостью. Нет, встречу с Богом не спутаешь с действием эндорфинов самих по себе. Тебе может быть радостно от вкусного напитка, от приятного общения с близким человеком, от успехов и достижений.
Отец Валерий: О, здорово. Вот Бимка встречает нас. Наталья Смирнова: Сын Ваня пока временно в семье за старшего. Младшие сестренки с мамой на несколько дней уехали на море. Наталья Смирнова: Скучно было без папы-то?
Иван Духанин: Ну, да. Наталья Смирнова: Тем более, мама уехала. Иван Духанин: Мама уехала, вообще тут одни с Бимкой только. Наталья Смирнова: Мама надолго с девочками? Иван Духанин: Мама на сколько? На 12 дней. Отец Валерий: На 12 дней где-то они. Путевка такая.
В Туапсе, да? Иван Духанин: Ты лучше знаешь. Отец Валерий: В общем, на Черное море, где-то там. Они сегодня уже приехали туда как раз, доехали благополучно. Ну, ты уже будешь помогать по квартире. Иван Духанин: Убирать, там, готовить. Наталья Смирнова: Себе вот картошку пожарил. Отец Валерий: Да, да.
Да вот так он умеет делать все, что нужно. Не всегда, правда, хочет, но уже умеет. Наталья Смирнова: На носу у девятиклассника Вани экзамены, сначала школьные, потом в колледже. Он хочет поступить в Свято-Дмитриевское медицинское училище, помогать людям, как папа. Ты хочешь быть врачом, да? Иван Духанин: Если быть конкретнее, то спортивным реабилитологом, потому что нравится спорт, там, футбол, все такое. Отец Валерий: Ему нравится спорт, и нравится реабилитировать тех, кто пострадал после спорта. Наталья Смирнова: Вы как раз к ним относитесь.
Я сейчас как лечусь в лечебно-реабилитационном центре, вот тоже подпадаю. Он уже один раз мне укол поставил. Наталья Смирнова: Аренду этой скромной квартиры семье батюшки оплачивает гимназия. Несмотря на частые переезды, самая первая Ванина игрушка всегда с собой. Отец Валерий: Вот этот вот мишка — вот мы его Ване подарили, когда он был новорожденный еще, и клали его с ним в постельку. Вот он его обнимал, с ним спал вместе, и вот так вот он сохранился, такая игрушка детская. Наталья Смирнова: Реликвия уже практически. Отец Валерий: Да, такое вот напутствие ему, чтобы для своих детей уже сохранил.
Наталья Смирнова: Острое сознание семьи как чего-то самого близкого и дорогого еще яснее пришло там, в реанимации, на пороге между жизнью и вечностью. Отец Валерий: Ну, много, что пришло. Во-первых, стало понятно, что нужно было, конечно, больше внимания уделять детям, семье. Потому что до этого все время какая-то спешка, суета, и в этой вот суете, в работе, в постоянном каком-то заработке семья отступала на второй план, и такого душевного общения не хватало. Ну, если ты все время спешишь куда-то, то и такой возможности помолиться в итоге не остается. То есть сам себя загоняешь, загоняешь, а ради чего — непонятно. И вот это все сразу как-то обнаружилось, то, что это была глупая совершенно спешка. Наталья Смирнова: В болезни и немощи священника Валерия Духанина всегда поддерживают любимые святые.
Как-то вот тоже очень близок он душе, как и преподобный Паисий Святогорец, как блаженная Матрона Московская, матушка Сепфора, которая под Оптиной. Ведь это люди нашего времени фактически, да, но при этом сохранили такую вот святость, чистоту сердца, простоту в общении с людьми. И когда им молишься, то вот как-то чувствуется такая поддержка очень большая духовная. Наталья Смирнова: У каждого человека свой путь к Богу. Кто-то всю жизнь ждет встречи с Ним, кто-то не верит до последних дней, а кто-то, будучи атеистом, как когда-то Валерий Духанин, становится священником. Отец Валерий: В жизни человек становится счастлив только тогда, когда встречается с Богом. Но все-таки это во многом такое вот личное переживание, и очень трудно атеистам объяснить это. Потому что вот на некоторых смотришь — у них просто вот как душа невосприимчива, по какой-то причине им вот не даются эти знамения, эти откровения.
И в какой-то момент, может быть, они это получают, или даже через страдания им дается возможность обратиться. Да, вот, как ни странно, страдания — они способны тоже привести человека к Богу. Еще об отце Кирилле У нас не было ни мобильных телефонов, ни интернет-связи. Но едва отец Кирилл появлялся в Лавре, как тут же все по цепочке сообщали друг другу эту радостную весть. Тут же собирался народ — в алтаре, где батюшка появлялся, в его келье на молитвенное правило днем или на общую исповедь вечером или в особом отведенном помещении за проходной. И не было в Лавре и Московских духовных школах ни одного человека, который не прислушался бы к слову отца Кирилла. Помню, накануне праздника преподобного Сергия я попал к батюшке, как оказалось, вместе с приехавшими на праздник архиереями. Митрополиты, весьма почтенные владыки, тут же и я, ничего не значащий семинарист.
Владыки настолько ценили его, что сами, словно низшие по сану, складывали ладони крестообразно и, склонив головы, просили у него благословения. Но более всего меня удивило, что батюшка и мне радовался такой же искренней радостью, как и пришедшим архиереям. И таким любящим чистой, искренней любовью он был абсолютно ко всем. Мы не жалели его. Нам казалось, что раз он — старец, значит, всё снесет, вытерпит, вытянет. Шли и грузили его бесконечными бедами, переживаниями, заботами и печалями. И он, действительно, сносил и терпел. Мы уходили с облегчением, со свободной душой и какой-то непередаваемой радостью.
Не раз батюшка выручал в критической ситуации. А его здоровье стало сдавать. Монастырское руководство ограничивало доступ к нему всё строже и строже. Это была естественная забота о жизни и здоровье старца, а мы осуждали руководство за «гонения на старца». Троице-Сергиева Лавра Наш мир весьма ограничен. И пространство и время имеют границы, которые весьма неудобны для нашей души, созданной ради вечного Неба. И вот эти границы неприятно заявляют о себе, когда мы только-только обрели старца, благодатного духовного отца. Не втиснутся в келью к батюшке 150 человек, и за сутки батюшка не выслушает всех жаждущих при всем своем желании.
Пространство и время не позволяют нам этого. Но когда отец Кирилл был в Лавре, все знали, что с нами духовный отец, старец и, значит, ради самого его присутствия Господь не оставит нас. Пока батюшка в Лавре, никто из нас не сирота, не беспризорник. В чем гений старчества отца Кирилла? Он всех нас объединял. Потому что любил каждого так, как будто только этого человека и ждал. Ни разу я не слышал, чтобы он кого-либо осудил. О каждом он говорил что-то доброе, так что все обиды друг на друга прекращались.
Для каждого находилось что-то свое, сердечно-теплое. И потому в присутствии отца Кирилла все разделения прекращались. Много священников добрых, но эта наша доброта — человеческая. Много здравомыслящих, способных дать трезвый и взвешенный совет, но и это — во многом жизненный опыт. У отца Кирилла доброта, любовь, рассудительность были какими-то неземными, Божиими. Еще старцы и духовники И все же отец Кирилл не одинок. Дар любви, просиявший в нем изобильно, сиял и в других лаврских отцах. Его никто не видел унывающим.
О нем духовные чада с радостью говорили: «Где отец Виталий, там Пасха». К нему тянулись и студенты духовных школ, и прихожане Лавры. На протяжении многих лет он ежедневно произносил в лаврских храмах проповеди, ездил в Малинники за святой водой, которую привозил в больших емкостях, и эта вода предлагалась в братском Варваринском корпусе всем желающим. Был случай, когда отца Виталия назначили помощником эконома, и ввиду огромных нагрузок отец Кирилл благословил ему ходить на братский молебен только по понедельникам, средам и пятницам. В первое же утро, когда батюшка готов был с благословения пропустить молебен, ему явился преподобный Сергий и укорил. С тех пор отец Виталий на протяжении десятилетий не пропустил ни одного братского молебна. Кстати, отошел он ко Господу как раз перед братским молебном. Двенадцать мерных ударов колокола оповестили лаврскую братию о почившем собрате, когда все собирались на молебен преподобному Сергию.
Он отличался таким смирением, что, придя в монастырь, отказался от первой части своей фамилии, ее восстановили лишь после его кончины. Его жизнь могла бы стать сюжетом художественного произведения, а в обители он старался держаться незаметно, словно последний монах. Жертвенность ему была присуща с юности. Так, в свои ранние годы, во время немецкой оккупации, он узнал, что сестру его хотят увести вместе со многими другими в Германию, и убедил немцев забрать его вместо сестры. Так и получилось. А когда в конце войны наших пленников освободили, то, как трудившийся на немецкой территории, встречен он был советской властью прохладно, отрабатывал год вместе с другими — восстанавливал порушенный Сталинград. После этого ушел в обитель преподобного Сергия. Дважды под давлением властей был изгнан из монастыря, но и тогда неуклонно появлялся на лаврских службах.
Тихим, смиренным словом утешал он тысячи людей. И еще писал удивительные духовные стихи. Архимандрит Илия Рейзмир Вот архимандрит Илия Рейзмир , верой и правдой служивший в патриарших покоях четырем патриархам. Он совсем молодым приехал в Лавру, чтобы поступать в семинарию. Еще никому о себе ничего не сказал, а лаврский старец схиархимандрит Михей, увидев его, громко произнес: «Вот идет ученик преподобного Сергия». Николай, так звали отца Илию до монашества, познакомился с благочинным того времени старцем архимандритом Феодоритом Воробьевым. Тот привел его в келью отца Матфея знаменитого регента и предсказал: «Отец Матфей, это наш будущий брат, возьми его к себе на клирос. Помоги ему подготовиться к семинарии».
Отец Илия, казалось, исповедовал братию и прихожан Лавры непрестанно. Я сам, пока жил в Сергиевом Посаде, ходил именно к нему на регулярную исповедь. И одна моя очень серьезная проблема, глодавшая душу на протяжении долгого времени, ушла после искренней исповеди у батюшки Илии и после его строгих, но сердечных слов. Бессребреник, сам в бедной монашеской рясе, не оставляющий себе ни гроша, он руководил дорогими ремонтами патриарших покоев и не раз отдавал приносимые ему пожертвования на нужды людские. Я свидетель тому. Он, и по сей день уважаемый и ценимый Патриархом, не проявляет и тени честолюбия. Смиренный ученик смиренного аввы Сергия, он до конца искренний монах и искренний делатель. Не перечислить всех лаврских старцев и духовников, с которыми Господь сподобил встретиться… Для чего же мы говорим о них?
А вот для чего. Никому и в голову не придет, чтобы такие пастыри жили ежедневными фотосессиями, селфи и пиаром самих себя в социальных сетях, чтобы они отслеживали популярность своих страниц, гонялись за лайками, раскручивали, используя PR-технологии, свои ютуб-каналы и вообще стремились к популяризации своего образа. Никому в голову не придет, чтобы упомянутые пастыри изучали психологические методики, проводили со своими чадами сеансы психоанализа, работали с подсознанием прихожан и занимались чем-либо подобным. Они хранили и хранят какую-то непонятную нам традицию простосердечного и искреннего отречения от мира и последования за Христом. Словно и они вместе с апостолом Петром сказали Господу: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» Мф. Они следуют за Христом, не мудрствуя и не мечтая. И потому не дерзают продолжить фразу Петра: за это следование за Тобой «что же будет нам? Служат Господу лишь потому, что иначе не могут.
Он прожил всего 46 лет, но именно он многих отчаявшихся возродил к подлинной жизни. С отцом Борисом я встретился всего один раз, совершенно случайно, когда в академии он подходил к студенческому общежитию под чертогами. Он спросил меня про кого-то из студентов, в какой комнате тот проживает. Меня поразили глаза отца Бориса: тихие, добрые, эти глаза кротко проникали тебя своей чистой, неземной, бескорыстной любовью; глаза, готовые сострадать и поддерживать, каким бы ты сам ни был. Всего лишь один раз один единственный взгляд, а он во мне на всю жизнь запечатлелся. Как же я жалею, что тогда об отце Борисе почти ничего не знал, не познакомился, не общался. Впоследствии уже много слышал о нем от тех, кто у него окормлялся. Приведу воспоминания одного его чада: «У батюшки Бориса был особый дар проводить исповедь.
Я сам в этом убедился, прожив неделю в скиту и каждый день бывая на исповеди у батюшки. Думаю, уже всё, целую тетрадь исписал, а подхожу на исповедь к батюшке — и опять новые грехи открываются. Хочется скорее освободиться от внутренней грязи, чтобы не утратить душевный покой, приобретенный после стольких страданий. Умел отец Борис заставить кающегося заглянуть вглубь своего сердца.
А получилось так, что после первой я попал в реанимацию и пришлось лететь на лечение в Израиль. Чудом получилось так быстро.
Вы попробуйте за два дня собраться! А я отродясь не ездил за границу. И там врач начал капать химиотерапию заново, но эти шесть курсов разбил каждый на два, чтобы получилось 12. Было много чудес, по-человечески странных вещей. Мы пришли в греческий монастырь на Елеонской горе. Я думал о смерти, говорил с отцом Ахиллеосом.
И вдруг он сам сказал, хотя я ни о чем не спрашивал: «Сейчас вы не умрете. Господь даст еще время для жизни, но эта болезнь дана во очищение. Вы человек очень добрый, но у вас есть грехи». А потом врачи сказали, что лечиться дальше бесполезно — ничего не помогает. Мы шли в больницу с мамой, вместе с ней мы и услышали этот приговор. Я спрашиваю: «А что же теперь?
С вас 800 долларов». И чувствую, как будто петля обхватывает мою шею — воздуха не хватает. Дело, конечно, не в деньгах, но нас как будто отсекли от жизни. Мама сначала молчит, затем пытается подбадривать: «Ну ничего, мы будем все равно продолжать». Но голос ее уже немного надламывается. Она нашла в себе силы не плакать… В России мы продолжили делать химии, еще 12.
И потом 25 лучевых. Они были каждый день, кроме субботы и воскресенья. Все вместе длилось чуть ли не полтора года. Самые неприятные моменты… когда с лучевых возвращаешься, например. Ты за рулем сидишь, тебя выворачивает, но надо как-то доехать. А когда без машины, сил вообще никаких нет: где-то надо посидеть, отдохнуть.
Так что, наверное, Голгофа продолжалась. Здесь я поднялся с постели. Если до этого жил горизонтально, то здесь начал жить вертикально смеется. Как говорил Иоанн Златоуст, человек не случайно сотворен с таким положением тела: он создан, чтобы стремиться к небу. И вообще по-гречески человек, antropos, буквально значит «вверх обращающий взор». А вверх — это не только к солнцу и звездам, но и в духовном смысле.
И вот, в соответствии с назначением человека, так сказать, я поднялся и стал каждый день ходить. Но это звучит как-то по-богословски, отец Валерий. Как радоваться, если тебе физически больно, если у тебя депрессия, если ты внутренне опустошен? Когда ты не можешь подняться, тут радоваться нечему. Я терял способность читать, писать, хотя очень привязан к книгам. И вдруг оказалось, что больше полутора страниц в день осилить не могу.
Оставалась только молитва. Когда ты наполняешь ей свои страдания, они тоже обретают смысл, и потом вдруг Господь начинает подавать тебе какие-то просветы. Тогда и приходит радость, но уже в каком-то новом качестве — радость внутреннего освобождения. Но это долгий путь. После операции мне даже общаться было невозможно. Но я был истощен морально.
Поговоришь немного — и силы заканчиваются. До этого кого-то исповедовал, советы какие-то давал. После операции отсеклась вся прежняя жизнь. Может быть, операция даже стала днем нового рождения. Человек ведь тоже в болях приходит в этот мир: он плачет и только потом учится улыбаться, радоваться. После операции все поменялось.
Пришлось уволиться из семинарии, а я был проректором по учебной работе, от меня много чего зависело. Еще пастырская нагрузка… Но сил уже не было. Почему-то люди, как только видят больного онкологией, показывают на него пальцем. Так, наверное, раньше смотрели на прокаженных. Сострадают и не думают о том, что каждый человек умрет. Трагизм не в том, что человек смертен, а в том, что «он иногда внезапно смертен».
Из тех врачей, которые меня лечили, некоторые уже умерли, хотя никакой онкологией не страдали. Все заканчивают свой жизненный путь одинаково. И болезнь — это как раз возможность понять, что мы живем не ради тленного мира.
Он приехал на своей дорогой машине. Как всегда, к о. Он лечит всех. Он обращал внимание на всех. Разговор состоялся, но внутренне Андрей чувствовал легкое разочарование от того, что ничего особенного, просто какая-то встреча. Он приготовился ехать обратно.
Машина стояла на ручном тормозе, а из-за высокой цены автомобиля этот тормоз является электронной кнопкой. Он нажимает на кнопку, а ручной тормоз не отпускается — я не могу вести машину. Проделал это в обоих случаях — не сработало. Я позвонил в дилерский центр. Опытные специалисты сказали: «Откройте там дверь и потяните за провода». Я открыл его, потянул изо всех сил — ничего не вышло. Мне пришлось вызывать эвакуатор из Москвы, а до аббатства было далеко. Шел дождь, разразилась непогода. Прождав долгое время, Андрей и его дочь снова пошли к священнику.
Увидев их, отец В. Подождите немного, я сейчас вернусь». Он надел епитрахиль, рясу, и пошел в свою маленькую комнату, где была только его кровать, стол и кругом иконы со святынями. Какие обряды он там совершил? Как он молился? Но как только Эндрю и его дочь подошли к машине, машина завелась, кнопка сработала как ни в чем не бывало. Оставалось только отменить эвакуатор и отправиться домой. Православие — это не теория, это не философские рассуждения. Православие — это опыт реальной связи с живым Богом.
И это ответ на искреннюю молитву. Что привлекает нас к таким пасторам? Почему наше сердце готово открыться и принять их слово, как сухая земля принимает росу, которую она ждала? Я задаю себе этот вопрос, и ответ очевиден. Не гламур ежедневных фотосессий, не американские улыбки на камеру с модно распахнутой дорогой рясой или бязью или даже галантным светским нарядом, не самодовольные споры в социальных сетях обо всем на свете, не психологические приемы и снисходительный взгляд высшего ученого. Нет, не это. Что это такое? Жизнь простая, сердечная, внешне безыскусная, без излишних манер — но вся она прожита во Христе, вся она как живое Евангелие. А сам пастырь — это живой образ живого Христа.
И тихий ветер благодати Святого Духа. Эти пастухи были и остаются удивительными в своем образе жизни, и о каждом из них можно было бы написать книгу. Они были решительны в своем служении, в своей работе, в своей преданности Богу и своим ближним. В их жизни присутствует полное самозабвение, простота и подлинность. И никакого нарциссизма или самолюбования. Они подобны детям и поэтому находятся в Царстве Небесном больше, чем мы. И разве наша душа не стремится к тому, что является настоящим, подлинным? Именно это она находит в тех, о ком мы говорим. Юношеские годы и молодость В возрасте 13 лет Валерий и его сестра были крещены.
Он не мог объяснить себе, почему было принято такое решение. Во время таинства крещения молодой человек почувствовал перемену в своей душе. Радость и легкость переполняли его. Больше не было никаких сомнений в существовании Бога. Духовное образование Всю свою молодость отец Валерий посвятил совершенствованию своего духовного образования. Этапы: В 1992 году молодой человек становится пономарем и лектором в церкви Покровской Богоматери в своем родном городе. Позже он переехал в столицу. В 1996 году он окончил Московскую духовную семинарию. К нему прилагалось послушание в церкви.
В 2000 году он получил диплом Московской духовной академии МДА. Во время учебы он занимался миссионерской и социальной работой. Он часто посещал заключенных в местах лишения свободы и беседовал с ними о православной вере. Он также участвовал в организации сборов вещей и продуктов питания для заключенных. Во время учебы в Московской Патриархии будущий священник работал помощником проректора по учебной работе. Он был сотрудником Академического миссионерского отдела. Он также участвовал в преподавании на богословских курсах, открытых МДА. Там он становится проректором по учебной работе. Священник также служит преподавателем византологии, апологетики, патрологии, основ и методики катехизации.
Утрата пастырства «Порази пастыря, и овцы разбегутся» Зах. Отвлеките пастыря от главной работы в жизни, и вы разрушите его служение. Вовлеките его в профессиональный спорт, рок-концерты, маркетинг, PR-технологии, изучение трендов и шумихи — и у него не останется времени на душепопечение. Изменится и сам его дух. Почувствовав вкус популярности, получив восхищение своим имиджем, он будет серьезно искушен — сладостное удовлетворенное чувство будет нашептывать ему, что он теперь «звезда». Он не заметит, что падающие звезды всегда горят ярко, завораживая взгляды собравшихся зрителей, а после них остается лишь терпкий дымок. Из-за своей духовной незрелости он ловко смешается с модными «крутыми парнями». Мирская жизнь пройдет, но образ этого мира запечатлеется на нем. Сейчас он весь в пучине модных интересов, его сердце — в социальных сетях, продвижении себя, создании популярности своего образа, получении «лайков».
И благоговение уже тяготит его, он выше чужих страданий, душевная боль редко посещает его. Я тесно общался с теми, кто встал на этот путь. С некоторыми из них я не был знаком лично, но мог наблюдать за их деятельностью. Я долгое время восхищался ими, потому что не мог не признать то, что видел в результате их работы: их уважали рокеры и блогеры, у них была профессиональная психология, они были уверены в себе. Блеск созданного ими образа сиял при самом искусном освещении. Созданные ими блоги привлекали своим независимым взглядом, они не боялись бичевать пороки других и смело говорить о неадекватности нашей церковной среды. Некоторые из них добились успеха в бизнесе, в очень благом деле — строительстве церквей и больших церковных комплексов. Рядом с ними я видел себя маленьким карликом по сравнению с гигантами, которые нашли общий язык с миром и общее дело, через которое, как мне казалось, они наглядно засвидетельствовали силу православия. Прошли годы и даже десятилетия, и вдруг я с удивлением обнаружил, что они больше не священнослужители.
В прямом смысле этого слова. Одни были лишены священнического сана, другие изгнаны. Некоторые, как успешные блогеры, оставили священство и занялись профессиональной психологией. К сожалению, это не вымысел. Сначала священник становится «киберпопом», активным в медийном пространстве, завоевывая интернет-аудиторию и вызывая всеобщее изумление. Затем наступает неизбежное искушение. Затем происходит немыслимое: священник бросает свое служение и поступает в университет, чтобы стать психологом.
По зову сердца. Иерей Валерий Духанин
Мы поговорили об этом с клириком храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидатом богословия, писателем и публицистом иереем Валерием Духаниным. Новости приходов. Смотрите видео онлайн «ИЕРЕЙ ВАЛЕРИЙ ДУХАНИН. ЛИЦА ЦЕРКВИ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23 сентября 2023 года в 14:22, длительностью 00:13:11, на видеохостинге RUTUBE.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
«Путь к священству». Священник Валерий Духанин | Иерей Валерий Духанин — клирик Николо-Угрешской духовной семинарии. В этом выпуске отец Валерий расскажет о своих первых шагах в Церкви, о том, как пришло осознанное желание посвятить свою жизнь Богу, а также о том, насколько важен труд для спасения души. |
Протоирей Валерий Духанин: биография, борьба с раком и служба в церкви | Священник Валерий Духанин Но проректор непреклонен. Его голос становится еще строже, в нем чувствуются ноты отвержения: – Нет. |
Священник Духанин Валерий Николаевич: биография, в каком храме служит, уроки православия | Биография иерея Валерия Духанина: духовное образование, просветительская и миссионерская деятельность, литературные труды и жизненная позиция. |
ДУХАНИН ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Древо | Духанин Валерий Николаевич, в биографии которого есть удивительный момент обретения веры, рос в обычной советской семье. |
Валерий Духанин: «Истинного старца узнают по любви»
Желаем вам всесильной помощи Божией в вашей жизни и спасения во Христе! Новое интервью с о. Валерием, которое также содержит новости о здоровье батюшки можно посмотреть здесь.
И вот малыш, покинув лоно не очень любившей его мамы, ударился о кафель. Сбежались врачи. Что делать? Они решили не церемониться и положили малыша на холодный подоконник: «Все равно не жилец», — полагали они. Мама же рассталась с ним как с ненужным ей лишним бременем. Но малыш не спешил умирать. Через два часа врачи пришли посмотреть, а он шевелится, пищит, словно говорит: «Я живой». Тогда его отправили в отделение для недоношенных. Наша медсестра приняла его. Он жалобно пищал и водил ручками, ножками. Он был не обтертый, слизь и кровь с него вовремя не убрали, все это засохло — мир людей встретил его неласково и равнодушно. Но среди духовно мертвых нашлась одна живая душа. Она-то ласково приняла его в свои руки и стала бороться за его жизнь. Приготовила ванночку с фурацилином, начала его обмывать, обтирать. Но тут его сердечко перестало биться. Мальчик сразу посинел. Медсестра мгновенно принялась реанимировать его, делая массаж сердца — сжимала его крохотную грудку двумя пальцами. Сердечко сразу стало биться. Мальчик порозовел и начал снова пищать: «Вот, я живой». Улучив секунду, она схватила ближайшую склянку с каким-то лекарством, разбила и тут же крестила малыша Теперь надо бы его крестить. Но как? Едва она убрала руки, чтобы кинуться за святой водой, как маленькое сердечко, зависевшее от ее рук, вновь остановилось. Она не могла бросить его и продолжала спасать едва теплившуюся жизнь в его сердце. Но не могла и оставить некрещенным. Улучив секунду, схватила ближайшую склянку с каким-то лекарством, разбила и тут же крестила малыша. Вот так еще один Сергий родился в вечную жизнь. Теперь она была его духовной мамой. Она молилась и делала ему массаж сердца до самого утра. Достаточно было отнять руки, и маленькое сердечко переставало биться. А бросить его она не могла. В какой-то момент, среди ночных часов, ее осенила мысль: вот так и Господь нас держит в руках Своих, Ему достаточно отнять руку — и прекратится жизнь наша. И вот она молилась, делала ему массаж сердца, пока не наступило утро, и так она передала малыша сменившей ее медсестре. Может быть, она слишком вкладывала себя во все это, руководствуясь сердцем и не очень пытаясь осмыслить, оценить способность ребенка к жизни телесной.
Это как рождение на свет, воскрешение, после чего радость дня и свет солнца, счастье общения с близкими и драгоценная возможность служить Богу переживаются наиболее ярко. Здесь не царили ни ропот, ни ругань, ни жалобы или угрозы. Каков бы ни был больной, врачи и медсестры представляли собой пример исключительной жертвенности. Каждый заботливо, мирно, спокойно вершил свое дело, словно это были не люди, а ангелы, поставленные Богом на то, чтобы заниматься одним единственным делом — спасать людей. Наблюдая происходящее, я так и пришел к этому удивительному выводу: вся реанимация наполнена ангелами. Смысл духовных прозрений не обязательно в том, чтобы ты непременно увидел ангелов, но в том, чтобы нечто ангельское ты увидел в людях, в тех, кто окружает тебя. Если кругом ты недовольно видишь одни грехи, недостатки, пороки, то кто же ты сам по своей внутренней сути? Каждый замечает то, что для него самого естественно. Если же в окружающих тебя людях ты прозреваешь доброе, чистое, ангельское, то, значит, Господь посетил тебя и не лишил Своей благодати. Впрочем, сам я на тот момент прозревал лишь собственную немощь и удивительную доброту, заботливость, сердечность сотрудников реанимации. Одна пожилая врач, подойдя ко мне, с соучастием и состраданием произнесла: «Ты молись про себя. А когда сможешь, так и вслух молись. Молитв, слава Богу, много у нас. Молитва часто лучше всего помогает». И я молился.
Иногда мы встречаемся с чисто человеческим фактором, когда чрезвычайные нагрузки, а иногда и жесткость со стороны вышестоящих надламывают душевные силы служащего. Но всякий человеческий фактор можно разрешить также по-человечески — перевестись в другое место, освободиться от части нагрузок. А на самом деле нужно всего лишь до конца довериться Богу, вверить свою жизнь в Его руки. И Господь устроит все так, как надо. Но если говорить по существу, то идет война, духовная брань за наши бессмертные души. Диавол ищет, на чем подловить человека. И под прицелом, прежде всего, священнослужители. Мне встречались случаи, когда Господь очевидным, чудесным образом помогал священникам. Исполнялись их молитвы, через них Господь спасал людей. Это реальный опыт соприкосновения с Небесной помощью. И вот, те же самые священники, пример которых меня вдохновлял, вдруг впадали в тяжкие прегрешения и оказывались изверженными из священного сана. А кто-то уходил сам. То есть Господь, несомненно, рядом и помогает, но и искуситель не дремлет. А где же ты сам? К чему ты хочешь прийти в итоге? Нельзя доверять самим себе, нельзя думать, что мы сами по себе выше каких-то соблазнов. Диавол с нами не будет шутить. Очень легко оступиться и впасть в тяжкий грех. А когда ты перестал жить по вере, то и сама вера становится чем-то эфемерным. Такого человека больше привлекают какие-то земные науки, психология, бизнес или что-то подобное. А Божие для него уже не так очевидно. И эта наклонная ведет к пропасти. Пандемия в этом смысле дает нам очень хороший урок. Как, оказывается, быстро люди покидают земной мир: еще вчера человек был с нами, а сегодня душа расстается с телом, и вот — какой она переходит в иной мир? Еще есть возможность от сердца помолиться Господу, покаяться, очистить душу, сделать какое-то добро другим людям — не теряй этот день. Для христианина данный ему день — это возможность духовного предстояния перед Богом. Если да — расскажите об этом. Что посоветуете тем людям, кто прямо сейчас испытывает кризис веры? Я помню, как в первый период пандемии, когда все оказались на изоляции, мы просто были духовно разбиты. Вроде бы все в семье как раз вместе, есть возможность заняться чем-то созидательным, а, оказывается, нет. Кто-то из детей начал смотреть сериалы, потом подтянулись и мы, взрослые. И вот так первая изоляция с треском для нашей духовной жизни провалилась. Потом мы переключились на онлайн-богослужения, вроде бы это помогало хоть немножко поднять духовный настрой. Но не хватало чего-то самого главного. Трансляция служб вдохновляет к чистым мыслям, к молитвенным воздыханиям, но ты остаешься отстраненным наблюдателем. И только с третьего этапа удалось организовать домашнее богослужение. Конечно, мы не можем служить дома литургию, но вечерню и утреню с положенными в данный день молитвословиями — вполне реально. Есть даже сайты, где публикуются на каждый день тексты богослужения.