Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака.
8 современных свадебных традиций
Свадебные обычаи и традиции в России. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. это не только знакомство представителей старшего поколения со стороны жениха и невесты, но и обсуждение будущей свадьбы, принятие решения о материальных затратах с обеих сторон. Красивые и модные свадебные традиции, завоевавшие популярность у молодоженов. История свадебных традиций в России и других странах: интересные факты, старинные, народные, национальные обычаи, обряды и приметы, связанные со свадьбами, женихом и невестой.
Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах
Ведущим вечера выбрали Николая Баскова , так как именно он вел свадьбу самой звездной матери Михаила 13 лет назад. Ранее певица Жасмин показала фотографию со свадьбы сына Михаила и Евы Хачатурян.
Многие обряды, которые используются и сегодня на свадьбе, идут из старины. Например, осыпание молодожёнов лепестками роз. Раньше для этого использовали зерно, хмель, деньги. Смысл остаётся тот же — защита молодых от злых сил, плодородие и большое будущее. А традиция разбивания бокалов впервые упоминается в конце XV века, когда дочь великого князя московского Ивана III выходила замуж за великого князя литовского Александра. Выставку дополнили документы из Тульского государственного архива. Экспозиция интерактивная: можно увидеть и сватовство, и послушать свадебные песни, и узнать свадебные воспоминания жителей разных губерний.
Зайдя в дом к невесте, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ног направлялась прямо к двери — это свидетельствовало о том, что невесте предстояло оставить родительский дом и выйти замуж. Сваха играла видную роль и в свадебных церемониях. Она подносила новобрачным жареную курицу, причесывала новобрачных, осыпала их в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия. Пимоненко Н. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко Окружалось обрядами и приданное. Готовить приданное родители девочки начинали задолго до замужества, иногда прямо со дня ее рождения. С первой половины XVI века существовали так называемые «рядные записи», посредством которых совершалось назначение приданного. Типовая структура традиционной русской свадьбы Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и заканчивая вторым днем свадьбы. Подруги невесты ночевали в ее доме накануне свадьбы. Утро невесты начиналось с плача. Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь. Даже поход в церковь был регламентирован. Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним. Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом. Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала. После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты. С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане». В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой.
Но даже здесь допустимы различные варианты. Ведь кому-то хочется, чтобы она была необычной и уникальной, в то время, как другие придерживаются традиций и не принимают никаких отступлений от правил.
Свадебные традиции в России🥗 современные обычаи на Руси
Проведение торжества Наконец-то наступал день торжества, и в этот день необходимо было соблюсти каждое действие в точности. Начиналось все с восходом солнца. Новоиспечённой невесте необходимо было в доме будущего мужа прочитать заклинания от всякого рода сглаза. Выкуп невесты Следующей традицией, которая сохранилась и до нынешних времён, является выкуп новобрачной.
В момент, когда молодой человек приезжал за своей суженой, ему готовили различного рода испытания. Только после того, как все задания выполнялись, он мог забрать невесту. Весь процесс проходил весело.
Участниками были все родственники со стороны невесты, которые преграждали дорогу жениху ещё на въезде в деревню. Следующий этап был у ворот двора. Если молодой человек не справлялся с поставленной задачей, то он должен был рассчитаться денежкой.
Конечно, не стояла задача разорить жениха. Всё было символично. Тем более, что на всех этапах разрешалось помогать дружку жениха.
После того, как жених забрал невесту, все дружно отправлялись на венчание в храм. Празднование После церкви молодожёны отправлялись в дом жениха, где и происходили гуляния. На пороге дома молодожёнов встречала мать молодожёна.
Она осыпала пару пшеницей и овсом, чтобы в семейной жизни было благополучие и достаток. Затем угощали хлебом и солью. Каравай или хлеб пекли дома.
Занимались этим непосредственно родители. Ранее существовала традиция гадания по отломанному кусочку от хлеба. Она сохранилась и по настоящий день.
Вообще на свадебном праздновании производилось много гаданий. В частности, на то, кто родится первым, мальчик или девочка, или как молодые будут распоряжаться своим бюджетом. Подарки Одна из приятных традиций на свадьбе — это одаривание молодых.
В те времена принято было дарить следующие подарки: богатые полотенца белого цвета, украшенные бахромой; плётку супругу, чтобы жена знала своё место; разного рода кухонную утварь; посуду и сувениры из фарфора и хрусталя. В прошлые времена было принято дарить подарки не только молодожёнам, но и их родителям. Праздничный свадебный стол напрямую говорил о статусе жениха.
Если он был из обеспеченной семьи, то и стол был шикарным. На нём обязательно были мясные блюда, свежие продукты, вина разных сортов, разные соленья. Супруг из бедной семьи накрывал стол более скромно.
Первая брачная ночь Заканчивалось торжество проводами молодых на отдых. Место первой брачной ночи держалось в секрете. Это мог быть сеновал, баня и даже хлев.
Делалось это для того, чтобы спальное место молодожёнов не смогли сглазить недобрые люди. Готовить постель должен был человек, который не завидовал невесте и мысленно желал ей добра и счастья. Именно потому этим занималась мать невесты.
Следует отметить, что отголоски традиции не ночевать дома в первую брачную ночь дошли и до современности. Многие молодожёны стараются провести первую брачную ночь в отеле, на яхте или в другом подходящем месте. После свадьбы После брачной ночи молодожён выполнял следующий ритуал: вносил новобрачную в дом на руках.
Раньше о свадьбе в Башкирии было принято договариваться, когда жених и невеста еще маленькие. Их родители проводили специальный обряд сыргатуй — это помолвка детей, чтобы в будущем они поженились. Сейчас люди принимают решение о женитьбе только в сознательном возрасте, однако многие старинные обычаи сохранились до сих пор.
Например, многие башкиры приглашают на свадьбу муллу с метрической книгой для официального заключения брака. Посещение муллы с прочтением никаха своего рода брачный договор между женихом и невестой в исламе проводится после обмена подарками или отдачи калыма — выкупа за невесту. Для проведения обряда заранее готовится сладкая вода, которая, по поверьям, приобретает защитные свойства и оберегает жениха и невесту после вступления в брак.
Мулла спрашивает согласия у молодых и их отцов и после чтения никаха дает выпить волшебную воду суженым. Это гулянья после выплаты калыма, которые могут продолжаться с утра до вечера на протяжении двух-трех дней. Раньше, если калым выплачивался не полностью, на туй приглашали только родственников жены.
Для гостей устраивались танцы, игры и даже скачки. Следующий важный этап башкирской свадьбы — обживание дома мужа после туя. С древних времен невесту провожали к жениху все соседи, родственники, друзья.
До сих пор существует пословица: «В доме жениха ложись камнем». Чтобы новоиспеченная жена осталась в доме мужа навсегда, ее встречают со всеми почестями: под ноги кладут белую подушку на удачу и счастье — невеста должна наступить на нее правой ногой. В сельской местности до сих пор существует ритуал знакомства невесты с дорогой на родник.
Он нужен не только для того, чтобы молодая жена запомнила окрестности вокруг нового дома, но и для умасливания духа воды. Подойдя к роднику или другому водоему, новобрачная берет в рот монету и бросает ее в воду, приговаривая: «Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни! Жених перед свадьбой сбривал бороду, что символизировало отказ от беззаботной холостяцкой жизни.
На девичнике у невесты молодые девушки красили друг другу пальцы хной и желали скорейшего замужества. Свадьба проходила в два дня, первый — на стороне невесты, второй — в доме у жениха. Традиционные гуляния начинались с исполнения торжественной мелодии «Такъсим», потом шла веселая и жизнерадостная музыка «Пешраф».
Важной частью свадьбы всегда были танцы. Первыми танцевали сестра и брат невесты или жениха. Всех, кто танцевал на свадьбе у крымских татар, одаривали деньгами.
Однако самым главным, разумеется, был танец жениха и невесты. Гости собирали вокруг молодых хоровод, а они исполняли старинный танец «Хоран оюны». Он был не белым, а красным, синим или зеленым.
Но и у нее есть множество современных интерпретаций. Например, букет можно не бросать, а подарить, и если у невесты много подружек, подготовить маленький букет для каждой из них, чтобы никому не было обидно. Можно использовать ленты — одну из них привязать к букету, а другие просто приложить к нему, и пусть каждая подружка выберет ленточку. Та, которая возьмет привязанную ленту, и станет счастливой обладательницей букета.
Лепестки цветов как правило, это розы различных расцветок, от бордово-красных до белоснежных, но можно выбрать и любые другие подходящие цветы , разноцветные конфетти говорят о том, что семейная жизнь молодых должна быть наполнена любовью, романтикой, сильными эмоциями и впечатлениями, уважением друг к другу. Чтобы церемония выглядела празднично, материал для осыпания раздают гостям в красивых плетеных корзинках, украшенных лентами, бутонами цветов, аппликацией, или в бумажных пакетиках, оформленных в полном соответствии с тематикой свадьбы. Считается благоприятным знаком, если после бракосочетания молодых встречает как можно больше народа, обязательно с присутствием маленьких детей. Когда свадебный кортеж уезжает, дети наперегонки собирают разбросанные монеты и конфеты.
Для ребятишек это веселая игра, а для новобрачных — яркое пожелание скорого рождения первенца. Свадебный каравай Каравай, который обязательно пекли на свадьбу на Руси, сулил молодым благополучный дом, полный достатка. Его круглая форма и золотистый цвет символизировали солнце, дарующее свет и тепло, радость в жизни. Свадебный пирог обильно украшали вылепленными из теста фигурками, изображающими спелые колосья, солнце, пары голубей или лебедей, гроздья рябины, цветы и листья — все то, что отображает в сознании людей взаимную любовь и семейное благополучие. Каравай выносили на чистом, вышитом невестой самостоятельно, рушнике, встречая молодых на пороге дома жениха. К нему обязательно прилагалась чашечка с солью. Молодые отламывали куски от хлеба, макали в соль и съедали. Смысл данного ритуала достаточно прост — они оставляли позади все горести и соленые слезы, вступая в новую, счастливую жизнь.
А величина отломленного куска говорила о том, какого пола будет первенец: девочка или мальчик. Рушник бережно хранили в семье молодых, как часть невестиного приданого. Позднее появилась другая примета, связанная с размером кусков: у кого он больше, тот и будет верховодить в новой семье. Бросание букета невесты В старину составлением букета для своей избранницы занимался исключительно жених. Ведь эти цветы символизировали силу его чувств. Сегодня этот обычай практически не используется: букет подбирают невесты к своему платью. А, как известно, жениху видеть свадебный наряд до дня «Х» строго запрещено. С букетом и бутоньеркой связаны самые живучие, романтичные традиции русской свадьбы: финальная часть «выкупа невесты», когда прошедший огонь и воду, героически преодолевший встающие на пути препятствия, жених наконец добирается до вожделенной награды в лице своей избранницы.
Именно тогда он дарит ей роскошный свадебный букет. Если девушка принимает дар — значит, она согласна выйти замуж; раньше любимая вынимала из подаренного ей букета цветок и передавала его жениху, в знак своей благосклонности. Счастливый избранник прикалывал растение к своему костюму, демонстрируя всему свету, что невеста идет под венец по доброй воле. Сегодня нарушать идеально выверенную композицию, составленную лучшими флористами, не принято. Поэтому, бутоньерку заказывают вместе со свадебным букетом, заранее. Но, при желании можно соблюсти этот красивый, трогательный обычай; бросание букета невесты в стайку незамужних подружек — еще один, свято соблюдаемый, обычай. Редкая свадьба обходится без смешных попыток девушек поймать наперегонки брошенные цветы. Этим жестом невеста делится своей удачей с незамужними подружками.
Считается, что самая ловкая и быстрая счастливица выйдет замуж до истечения года, причем брак будет благоприятным. На современных свадьбах довольно часто наряду с букетом бросают подвязку невесты. Данный обычай пришел к нам из Средневековой Европы. Жених торжественно и красиво снимает подвязку с ножки нареченной, и кидает ее своим холостым друзьям. Невеста должна станцевать со счастливчиком, поймавшим ее элемент гардероба. Также есть примета, что этому парню вскоре быть женатым. Первый поцелуй Изначально жених и невеста впервые целовались на своей свадьбе, в присутствии родственников, уважаемых старейшин, почетных гостей. Считалось, что при поцелуе объединяется не только дыхание — соединяются души молодых.
Прилюдный поцелуй объявлял всем присутствующим, что отныне пара представляет собой единое целое. Сегодня добрачные отношения пар менее целомудренны. Но, как волнителен первый поцелуй, произведенный перед всеми друзьями и родственниками! Он словно закрепляет права молодых друг на друга, добавляет романтики и любви в отношения. Традиция горько на свадьбе Крики «Горько! Практически на каждой свадьбе можно услышать эти веселые возгласы. Откуда пошел данный обычай? Как ни странно, к поцелуям данное слово, по одной из версий историков, не имеет никакого отношения.
Изначально в обязанности невесты входило с почетом обнести всех гостей водкой или иным крепким алкогольным напитком. Присутствующие забирали с подноса рюмки, взамен отдариваясь деньгами или другими ценными подарками, после чего выпивали подношение и кричали «Горько! Вторая версия ближе по смыслу к современному обычаю: данное слово кричали гости во время поцелуя жениха и невесты, чтобы отогнать злых духов.
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. Традиции свадьбы в России можно условно разделить на: досвадебные традиции и обычаи (смотрины невесты, сватовство, обручение, девичник, посиделки жениха он же мальчишник). В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. В этой статье расскажем какие свадебные традиции актуальны на сегодняшний день и от каких лучше отказаться.
Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
В России большинство пар старается придерживаться хотя бы самых основных. Все обычаи несут в себе смысловую нагрузку, о которой мы часто уже не помним, выполняя все неписанные правила, скорее, по привычке, чтобы было, как у всех. Попробуем разобраться, что символизируют обычаи и традиции на свадьбе в России. Свадебное платье Первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь свадебные традиции в России, - это свадебное платье. Романтичное и воздушное, скромное и невинное, роскошное и элегантное - оно может быть любым, главное, чтобы невеста чувствовала себя в нем самой красивой в свой день. Несмотря на это, большинство девушек выбирают белые наряды. И лишь в редких случаях соглашаются на то одеяние, в котором кто-то уже выходил замуж. Обычно это мамино платье, если у нее сложился счастливый брак. Почему именно белое и новое? Цвет этот символизирует юность и невинность. Поэтому многие женщины, выходя замуж во второй раз, выбирают синий или вариации цвета шампанского, считая, что свой белый наряд они уже надевали.
Новое платье символизирует новую жизнь, которая начинается со дня заключения брака. Кстати, белый цвет в традиции свадьбы в России пришел из Европы. Издавна наши девушки выходили замуж в красных платьях, что символизировало плодородие. Мода изменчива, в том числе и на свадебные образы. Многие современные невесты стремятся уйти от традиционных цветов, добавляя к своему наряду яркие или, наоборот, нежные ленты или другую отделку. Красный сейчас выбирают только самые неординарные и экстравагантные особы. Фата История фаты как атрибута свадебного наряда насчитывает около двух тысяч лет. Римские невесты скрывали лица под вуалью в знак скромности, целомудрия и тайны. Лишь после церемонии муж мог снять эту завесу с любимой. На Востоке же фата не украшала молодую, а держалась между будущими супругами, чтобы они не могли касаться друг друга до своей первой ночи.
Свадебные традиции в России обязывают невест, первый раз выходящих замуж, надевать фату. Если брак второй, то это становится ненужным. Сегодня к этому обычаю относятся уже не так серьезно. Фата воспринимается, скорее, как аксессуар, дополняющий прическу, наряду с диадемой например. Иногда вместо нее надевается маленькая вуалька, прикрепленная к шляпке. Можно и вовсе обойтись без этого элемента гардероба.
Свадебные гуляния, как правило, проходили два-три дня, но иногда свадьбы гуляли и по целым неделям. Ранним утром самого волнительного дня — свадьбы, жених должен был отправить своей избраннице так называемую «женихову шкатулку», которая была наполнена сладостями, украшениями и принадлежностями для венчания. Мама невесты в день свадьбы по традиции передавала своей дочери семейный талисман или оберег, который являлся символом их рода. Невеста же в свою очередь должна была передать этот оберег своей дочери в день ее свадьбы. Семейная реликвия не продавалась ни при каких обстоятельствах и всегда хранилась в доме. Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста обязательно должна была в день свадьбы очень много плакать. На Руси ни одна свадьба не могла обойтись без таинства венчания: жених приезжал за невестой и они вместе с гостями отправлялись в храм. В тот транспорт обычно повозка , на котором передвигались жених и невеста, клали шкуры пушных животных: верили, что эти шкуры отгоняют нечистые силы.
С точки зрения летописца брак у полян, состоявший в «ведении» к жениху невесты и в принесении за ней приданного, был ближе к христианской, византийской форме брака. Это обуславливалось влиянием христианства, христианских понятий и византийских законов, еще ранее введения христианства при св. Брак, совершавшийся в форме так называемого «ведения» жен, перейдя к полянам, принялся первоначально у людей высшего звена, впоследствии распространился везде, вытеснив брак посредством похищения или умычки. Последний способ заключения брака является древнейшим семейным славянским обрядом, долго хранившимся в быту древнерусского человека. Брак посредством похищения является грубым. Похищение, свидетельствующее само по себе о крайней грубости. У Нестора «умычка» настолько низкий и грубый обряд, что не заслуживает даже название брака «брака у них не бываше». Браком называется у летописца «ведение» жен, имевшее место у полян. Большая часть свадебных обрядов была связана с родителями жениха и невесты. Уважение к родителям, их авторитет, признание их власти — это характерная черта русской семьи, что описано еще в Домострое XVI века. В тексте Домостроя отца, хозяина дома называют государем, точно также как правителя государства. Признание власти родителей было характерно для всех славянских племен. Так, например, у полян было принято, чтобы устройством брака занимались родители, жених практически не принимал ни в чем участия — невесту уже приводили к нему, никто не спрашивал взаимного согласия молодых. Куликов И. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, г. Владимир При этом у других племен, например древлян, радимичей, согласие родителей вообще не имело значения, представители племен просто похищали понравившихся им женщин. Единственное, что могло свидетельствовать в пользу существования свадебного обряда — это обычай похищать девушек только у воды. В отдаленную эпоху жизни наших предков, в эпоху, когда в силе был обряд «похищения» или «умычки» невест, воде придавалось большое значение при заключении брачного союза. Реки, ручьи, озера были местами, где часто заключались браки язычника — славянина. Достаточно было объехать свадебному поезду трижды вокруг озера, чтобы считать брак совершенным. Впоследствии долгое время, по принятии нашими предками христианской веры, обряд этот держался в народе, заменяя собою церковный чин венчания. Насколько крепко держался этот обряд в быту славянского древне — русского человека, видно из того что в половине XIX века он проводился в Витебской губернии среди раскольников. Молодой парень, условившись с девушкой, отправлялся к священному озеру, объезжал его трижды вокруг и тем самым как бы скреплял брачный союз. В Костромской губернии существовал обряд, по которому во время гуляний людей на Красной горке, в первый день Фоминой недели, парни обливали водой тех девушек, которые им приглянулись. На той девушке, которую парень облил водой, он по обряду и должен был жениться. В основе указанных свадебных обрядов, связанных со священным почитанием славянами воды, лежат древние мифологические представления. Религия славянских племен состояла, с одной стороны, в поклонение стихийным божествам, с другой, в почитании душ умерших предков. Вода, как одна из стихий мира, без которой невозможна жизнь живого существа на земле, имела в глазах древних славян большое значение. Поливание, плескание водой, употреблявшееся при заключении брачного союза в Древней Руси, имело значение освящения, заменявшего собою в те времена церковное венчание. Не только языческие обряды составили русский свадебный обряд. Этот обряд вообще можно назвать «собирательным», поскольку в него вошли греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские и восточные элементы. Так, например, к греческой и римской традиции относятся венки, обручальные кольца, свечи, соединение рук и свадебные дары. В римской мифологии богиня Венера считалась покровительницей брака. Ее имя было Suada, что этимологически близко слову «свадьба». У греков, римлян и древних пруссов существовала традиция, перешедшая в русский свадебный обряд — осыпание новобрачных хмелем. У римлян и древних германцев существовал и обычай передачи ключа жене, как символа хозяйской власти. Этот обряд также был заимствован на Руси. Нельзя не сказать и о таком обязательном атрибуте любой русской свадьбы, сохранившимся до сих пор, как свадебный каравай. Это важный символ бракосочетания. Считается, что он пришел из Рима, в частности от римского обряда conffareatio. Confarreatio — это древнейший религиозный обряд при браке между патрициями, которым завершалось вступление жены в законное и социальное сожительство с мужем. Жена по отношению к мужу становилась «filiae loco», так как она из рук отца переходила «in manum» мужа. Ее приданое имущество поступало во владение мужа, для себя она ничего не могла приобретать, только для мужа. У римлян новобрачные должны были вкушать пирог, сделанный из муки, воды, соли и меда. На Руси после введения христианства с изготовлением свадебного каравая было связано множество правил и ограничений. Выпекали караваи из пшеницы — символа плодородия. Замешивать тесто доверялось только замужней женщине, которая была счастлива в браке и имела много детей. Так она делилась своим счастьем с будущей семьей. Перед тем, как замешивать тесто, эта женщина должна была умыться, помыть руки, надеть на голову платок, а на шею нательный крест. Замешивалось тесто под молитву — читали «Отче наш» и «Богородицу». Каравай украшали сложными узорами, в частности веточками калины, которые на Руси считались символом любви. Не просто было и поставить каравай в печь — сделать это мог только женатый, счастливый в браке мужчина, который также во время процесса читал молитву. Подносила молодым каравай, как правило, мать жениха. Подносился каравай на сведенных концах расшитого рушника после венчания в церкви. А вот традиции ломать каравай сначала не было — молодые должны были только трижды его поцеловать. После этого каравай разрезали обычно это делал ребенок и угощали гостей. Караваи пекли, как правило, многослойными и делили в соответствии с установленным порядком. Молодые получали верхушку, середина доставалась гостям, а низ отдавали музыкантам, игравшим на свадьбе причем в этот низ часто запекали монетки. Если кто-то из молодоженов вступал в брак не в первый раз, то каравай уже не выпекали. Как известно, в настоящее время существует традиция отламывать от каравая по кусочку. Эта традиция пришла из Англии, где было принято, чтобы молодожены целовались через горку маленьких пирожков. Существовал на Руси и обряд разувания обряд снимания сапога. Перед тем как новобрачные отправятся спать, жених клал в один из своих сапог деньги, золотые и серебряные. Невеста должна была снять один сапог по своему выбору. Если ей удавалось снять сапог, в котором находись деньги, она не только получала их за свой труд, но с этого дня уже не обязана была снимать с мужа сапоги. Если невеста попадала впросак, то не только теряла деньги, но и наделялась обязанностью постоянно снимать сапоги с мужа. Этот вариант обряда разувания считается более поздним по отношению к обряду простого разувания, когда новобрачная должна была перед первой брачной ночью снять мужу сапоги. Этот обряд символизировал покорность и являлся заимствованием германского обряда. В Германии молодая жена снимала сапог с мужа и клала его в изголовье кровати, что символизировало господство мужчины над женщиной. Иностранцы, в начале XVI века посещавшие Россию, говорили о том, что обряд разувания не ограничивается в России простым сниманием сапога с мужа, но имеет продолжение — муж ударяет жену голенищем сапога или плетью, чтобы приучить ее к покорности. Большое значение для правильного проведения свадьбы имела жареная курица. Это также заимствованный обычай, заимствован он у немцев. Встречался данный обычай и у других народов. У литовцев, например, на первый день бракосочетания муж разрывал принесенную ему к постели жареную перепелку и отдавал часть жене. В особенности в свадебных обрядах очень важное место занимал культ птиц и ужей, как символов вечной жизненной силы. Изображениями птиц и ужей украшали сакральный обрядовый хлеб — каравай. Искусно изготовленные фигурки птиц вешали над свадебным столом. У немцев же была традиция подавать новобрачным так называемую «брачную» или «любовную» жареную курицу. У русских с XV века существовала традиция подносить в первый день бракосочетания молодоженам жареную курицу, а также украшать фигурками птиц свадебный каравай. Обряд, который на первый взгляд кажется чисто русским, - надевание кокошника на новобрачную, разделение косы на две и заплетание — на самом деле является заимствованием у татар. На голову татарской невесты, перед выездом на венчание, надевали покрывало с полукруглой налобной частью, напоминавшей по форме кокошник. Русские невесты стали надевать кокошник по аналогии. Это привело к тому, что за новобрачных начало вступаться духовенство. Например, церковный статут Ярослава, относящийся к XI веку, требовал уплаты пени с родителей невесты в пользу архиерея, если невеста, выданная замуж против своей воли, кончала с собой. Это право распоряжаться судьбой детей по своему усмотрению поддерживалось силами обрядов. Так, например, высоко было значение сватов и свах, которые засылались родителями жениха к невесте. Этот обычай засылания сватов сохранился вплоть до ХХ века, но видоизменился. Во-первых, сваты стали приходить к невесте не от родителей жениха, а от него самого, помимо этого жених зачастую стал брать с собой сватов только для поддержки и соблюдения обычаев сватовства. Сватовство могло проходить по поручению жениха, но эти случаи редки. Как правило, сватов засылали все-таки родители жениха. При этом разрешение на брак давали родители невесты, даже если сама невеста была против. Невеста могла быть вообще не знакома с женихом, это не имело никакого значения для успешного сватовства. Журавлев Ф. Перед венцом. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Успешное сватовство завершалось росписью приданого — так называлось составление списка того, что давалось в приданное невесте. В эту роспись включалось все движимое и недвижимое имущество. Составленная роспись передавалась родителям жениха через сватов. Жених не мог увидеть эту роспись до того момента, когда заключался сговор, то есть принималось решение о браке. Жених не имел право, и видеться с невестой до сговора. Обязанность посмотреть на невесту возлагалась на так называемых смотрильщиц. Эти женщины приходили в дом невесты, родители показывали им свою дочь, а смотрильщицы осматривали ее, проводили беседу, после чего сообщали жениху, достойна ли его невеста.
Очень часто было так, что жених первый прибывал на место венчания и ожидал свою суженую. Невесте сообщали, что жених ее ждет и она сама отправлялась в церковь. Таким образом невесты страховались от возможного клейма брошенной невесты. В теплые времена года весна, лето, осень дорога от дома до церкви была устлана цветами, а на свадьбах богатых людей вместо цветов была ковровая дорожка, которая стелилась до самого алтаря. По окончании ритуала венчания молодые обедали каждый в своем родительском доме, а жениху разрешалось забрать невесту только после того, как он получит благословение родителей. И именно на этом этапе свадебного дня с жениха требовали выкуп за красавицу невесту. И уже после всех этих испытаний свадебное веселье продолжалось. Само гуляние проходило в доме родителей жениха.
«Если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут». К открытию готовится выставка «Русская свадьба»
Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. Свадьба — это целый набор традиций и обычаев, и отдельное важное место занимает подготовка к ней. История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах.
Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры
А традиция разбивания бокалов впервые упоминается в конце XV века, когда дочь великого князя московского Ивана III выходила замуж за великого князя литовского Александра. Выставку дополнили документы из Тульского государственного архива. Экспозиция интерактивная: можно увидеть и сватовство, и послушать свадебные песни, и узнать свадебные воспоминания жителей разных губерний. Вести-Тула Ещё больше новостей — в официальном телеграм-канале тульских «Вестей».
Заходите, подписывайтесь и будьте уверены, что Вы в курсе всех происходящих в Тульской области событий. Сделай мир немного ярче — поделись статьёй с друзьями!
Переход невесты в новый статус сопровождался причитаниями и плачем, будто по покойнице. Грибков «Благословение на свадьбу» 1886 А вот в южных областях России свадьба — праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний. Ритуалы в бане помогали выяснить, здорова ли невеста В бане за пару недель до свадьбы собирались важнейшие женщины: сваха, мать жениха и повитуха. При мытье они внимательно смотрели, нет ли у невесты физических изъянов, синяков, ссадин, кожных болячек. Достаточно ли она здорова, чтобы быть матерью, сможет ли выносить и родить детей? Вот почему так важно было, чтобы на теле девушки не было ни царапинки. Ведь если что-то могло показаться старшим женщинам подозрительным, могла расстроиться вся свадьба.
А за физический изъян сваты были вправе просить увеличить размер приданого. Поэтому семья невесты с момента сватовства освобождала девушку от работы в поле и оберегала ее здоровье. Накануне свадьбы дня или рано утром в свадебный день невеста шла в баню с подругами или с родителями. Там ее омывали как покойницу, со специальными песнями, а после одевали в праздничный наряд. Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню 1801 Девичник День накануне свадьбы — последняя встреча с незамужними подружками. На девичнике подруги расплетали невесте косу и заплетали в прическу замужней женщины под песни и причитания.
Корзухин «Девичник», 1889 Первый день свадьбы В самом архаичном варианте обряда утром невеста шла в баню, ее провожали подруги. Затем приезжал жених, и гости пировали. Все оставались в доме невесты, а молодым стелили в одной комнате.
Ведущим вечера выбрали Николая Баскова , так как именно он вел свадьбу самой звездной матери Михаила 13 лет назад. Ранее певица Жасмин показала фотографию со свадьбы сына Михаила и Евы Хачатурян.
Жених чокался с невестой, стараясь, чтобы вино из его рюмки перелилось в рюмку невесты. Это должно было обеспечить главенство в дом. После выкупа жених одаривал и невесту. Невенчанный брак считался незаконным а родившиеся в таком браке дети — незаконнорожденными и не получали наследства.
Не венчали в субботу, вторник и четверг, поскольку брачная ночь приходилась бы на канун постных дней среда и пятница и воскресный праздничный день. Лучшим днем для венчания была первая половина дня Светлого христова Воскресенья. Не проводили венчание также все дни многодневных постов и двунадесятых и престольных праздников, праздников были запретными для венчания. Регистрировались не только браки, но и рождение детей, а также смерти прихожан. Родословная семьи может стать прекрасным подарком на свадьбу и стать семейной реликвией, которая передается следующим поколениям. В 19 веке в начале обряда проходило обручение — жених и невеста давали свое согласие на брак и обменивались кольцами. После чего священник благословлял новобрачных, а на их головы надевали венцы. В заключении обряда молодые выпивали вино из одной чаши и троекратно обходили аналой. Таинство венчания в Православной Церкви и сегодня сегодня проводится по этим канонам.
Принять таинство венчания могут христиане, зарегистрировавшие брак официально, и только по взаимному согласию. Все о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви. Свадебный пир и «Горько! После каравай бережно делили за столом. Свадьба в Ярославле. Каравай ВАЖНО: Сейчас зачастую родители ждут молодых с иконой и караваем перед банкетом, возникла традиция «кто откусит больший кусок, тот и будет хозяином в семье». Следует подумать, уместно ли такое состязание с использованием священного хлеба, которым только что благословляли молодых. Руководил свадебным пиром дружка. Новобрачные не могли прикасаться к еде и питью, им не полагалось плясать и даже разговаривать между собой.
Во время свадебного застолья новобрачные должны были целоваться. Это происходило в игровой форме. Гости кричали «горько! Свадьба в Удмуртии «Из девицы в молодицу! Во время ритуала звучала повивальная песня. Свадебное застолье СОВЕТ Вы можете вспомнить эту интересную традицию и во время банкета поменять не только платье, как сейчас модно, но и головной убор. Раньше заплетали две косы и прятали их под кокошник, сороку или повойник. Завершался свадебный пир проводами молодых на брачную постель. Застолье продолжалось и на следующий день.
Третий день свадьбы включал в себя взаимные визиты родственников новобрачных.
Свадьбы народов России
Потом на протяжении всего банкета каравай стоит на столе у молодожёнов. Под конец банкета, молодые отламывают по кусочку каравая, и угощают им гостей. Считается, что когда молодые отведают каравай с солью, то никогда в жизни не будут ссориться. Также еще считается, что кто наибольший кусок из молодоженов отломает, тот и будем главным в семье. Стоит отметить, что в некоторых традициях, молодожены не отламывают, а откусывают каравай, конечно это очень весело и забавно смотрится со стороны. Кто первый станет на рушник На свадьбе может быть проведено несколько традиций с рушниками, при чем для каждого обряда используется отдельный рушник. Популярная традиция со свадебным рушником происходит для того, чтоб определить кто ж в семье будет главным хозяином, именно для этого использует венчальный рушник.
Такой рушник стелют свидетели перед молодожёнами в ЗАГС и вот кто первый жених или невеста ступит на него, тот и будет главным в семье. Стоит отметить, что нельзя чтоб сначала на рушник стал кто-то другой, кроме молодожёнов. Также нельзя для этой традиции выбирать полотно с изображением голубей или обручальных колец, или чтоб рисунок был в центре рушника, Лучше всего выбрать рушник с орнаментами, узорами по бокам изделия. Бросание букета и подвязки невесты Пожалуй, самые любимые традиции всех гостей на свадьбе — бросание букета невесты и бросание подвязки. В проведении данных традиций принимают участие молодожены, незамужние девушки и холостые мужчины. В основном бросание букета невесты происходит таким образом: выходят все незамужние девушки и становятся в ряд или несколько рядов.
Потом жених и невеста щедро присаливают хлеб и угощают друг друга — это, мол, последняя соль, которой они отведают в совместной жизни. А дальше будет только мед! Мало кто сейчас вспомнит, но на Руси юные девицы шли замуж вовсе не в пышных и белых платьях, а в красных, расшитых жемчугами и камнями сарафанах.
Кроме того, они за время церемонии успевали сменить несколько нарядов — от траурного на этапе «плача и покорности судьбе» до яркого и веселого к концу праздника. И только со времен Екатерины Второй русские девы стали представать перед женихами в белом — на западный манер. Белый считается символом непорочности и невинности, но в современном мире не возбраняется жениться в подобных нарядах и во второй или третий раз.
Вот только фату рекомендуют не надевать. В какой-то момент на пиру молодая жена позовет своих незамужних подружек и предложит им поймать свадебный букет. Считается, что словившая цветы девушка следующей наденет подвенечный наряд.
Эта традиция не исконно русская, а заимствованная, но не из США, как многие считают, а с соседней Украины. Главный свадебный обычай в России — первая брачная ночь. Сейчас ей уделяется меньше внимания, ведь люди перед венчанием успевают годик-другой пожить вместе.
Но когда-то именно первая ночь по-настоящему скрепляла брак, и девушка официально прощалась с девичеством. А до этой поры брак не считался скрепленным и истинным. Если все происходило по плану, то устраивали второй день гуляния, еще веселее первого.
Как правильно?
Подумаешь вся помада осталась на каравае с начала праздника. Свадебный макияж у хорошего мастера ведь такой дешевый. Про вывихнутые челюсти во время этой традиции вообще молчим, такое тоже частенько случается! Возвращаемся к отдельному ужину с родственниками, где они смогут исполнить все свои ритуалы. Свадебный каравай «Горько» на свадьбе Горько! Когда все покушали и начинаются поздравления, то каждый раз это нервный тик, когда понимаешь, что тост заканчивается. Все кричат «горько» и кайфуют, а вам с этим разбираться на протяжении нескольких часов. Поэтому многие пары ставят табу на данную традицию и уведомляют всех гостей об этом заранее, например, в приглашениях.
Даже вводят штрафную систему — вот до чего доводят! Программа на банкет Качественная программа с движем и конкурсами? Тут могу лишь посоветовать тщательнее подходить к выбору ведущего и не нарваться на тамаду. Кстати, хороших ведущих разбирают заранее! Поэтому лучше подумать об этом минимум за пол года, чтобы на вашу дату был понравившийся вам человек! По поводу звукового сопровождения туда же, профессиональные ведущие всегда работают сразу со своими проверенными диджеями, с которыми так же можно заранее обсудить плейлист. Ведущий на свадьбе Кража невесты Надеемся, что кража невесты уже канула в лету, но если есть такие мыслишки, то пожалуйста не надо! Время, настроение и атмосфера будут категорически нарушены. Гадание на мальчика или девочку А гадания на мальчика и на девочку в наше время вводят гостей в ступор.
В крайнем случае, не трясите деньги с гостей! Предоставьте атрибут, которым они смогут голосовать в отдельно отведённом месте, может складывать конфетки в красивые коробочки. Ну или можно придумать с ведущим активность на эту тему. Танец молодоженов Опять же позитивная пауза! Танец молодых это топ! А также танец невесты с отцом.
И зовите просто так, чтобы делили с вами удовольствие и радость!
А взамен мы посоветуем осуществить довольно молодой свадебный обряд, но очень красивый — посадите плодовое дерево. Например, яблоню. Обряд будет символизировать, что ваша семья только-только пускает корни. Но очень крепко врастает в родную землю и украшает её. Это, согласитесь, гораздо полезней, чем цеплять замки на перила моста — традиция родом из Италии, которая к нам не имеет никакого отношения. Зажигать свечу разрешается в исключительных случаях: на рождение малышей, годовщины бракосочетания и при других важных событиях. Свадебные обереги В старину практически каждая молодая жена делала для себя куколку-оберег, которая называлась Роженица.
Обрядовая кукла «Неразлучники». Её делает в подарок молодым кто-то из близких, желательно, сам имеющий благополучную семью. Основа изделия — деревянная палочка-перекладина, общая для двух фигурок. На эту обёрнутую тканью «руку» надеваются две фигурки из лоскутков — справа муженёк, слева жёнушка. Куклу молодожены вешают на стену в своем доме как оберег семьи и залог благополучия. Когда рождаются детки — их маленькие куколки из ниток нужно добавлять на общую «руку», между родителями. В светском случае можно сделать это сразу после росписи в ЗАГ Се.
Свершать обряд может пожилой добродетельный человек, чья семейная жизнь благополучна, или обе матери молодых. Новобрачные крепко берутся за руки невестина правая и женихова левая , этот замок оборачивается длинным красно-белым полотенцем, завязывается несколькими узлами. Молодые остаются связанными вплоть до прибытия в дом жениха, где уединяются и освобождают свои руки, а узел вместе затягивают накрепко — этот рушник с узлом теперь будет оберегом их семьи и символом её прочности. Его хранят в красном углу. Фото с сайта sv-nn.
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
В России за много столетий праздник обрастал разными традициями, обычаями и суевериями. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. В разных регионах России существовали свои традиции и особенности сватовства. Свадебные традиции и обычаи в россии.