Главная > Новости храма > Празднование Собора Трех Святителей. Сегодня состоялась последняя Литургия Преждеосвященных даров в домовом храме Академии Святителя Алексия.
Вербное воскресенье в храме святителя Феодосия Черниговского
Собор Трех вселенских учителей и святителей | Много храмов названо было на Руси именем Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. |
Собор трёх святителей 12 февраля, традиции, история, запреты и приметы в этот день | Расписание богослужений 13-19 ноября 2023 г в семинарском храме Трёх святителей г. Симферополь на Гоголя, 16. |
Собор Трех Святителей Черняховской Епархий РПЦ МП | У этого праздника есть и другие названия – Собор трех святителей или Васильев день. |
В храме Трех святителей города Симферополя прошла торжественная архиерейская литургия | В день памяти собора трех святителей божественную литургию возглавил епископ борисоглебский и Бутурлиновский Сергий. |
Собор Московских святых
Крестильный храм кафедрального собора Рождества Христова освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в 988 году. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме святителя Василия Великого села Васильевское Новгородского района. Лазаря, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил Божественную литургию, в храме Трех Святителей в с. Ольховка.
Храм святителя Николая Чудотворца на Трех Горах украсили росписи с видами Москвы
Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…»[4]. Так, родители святителя Василия — Василий Старший и Емилия — были потомками мучеников и исповедников за веру Христову. Нужно сказать и о том, что святая Емилия изначально готовила себя к подвигу девства, но, как пишет ее сын святитель Григорий Нисский, «поскольку была она круглой сиротой, а в пору юности цвела такой красотой телесной, что молва о ней многих побуждала искать ее руки, и возникла даже угроза, что если она с кем-либо не сочетается браком по доброй воле, то претерпит какое-нибудь нежелательное оскорбление, затем что обезумевшие от ее красоты уже готовы были решиться на похищение»[5]. Поэтому святая Емилия вышла замуж за Василия, имевшего славу образованного и благочестивого человека.
Так что родителей святителя Василия объединяла прежде всего любовь ко Христу. Святитель Григорий Богослов восхваляет этот по-настоящему христианский брачный союз: «Супружество Василиевых родителей, состоявшее не столько в плотском союзе, сколько в равном стремлении к добродетели, имело многие отличительные черты, как то: питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания, посвящение Богу части своего имущества… Оно имело и другие добрые качества, которых достаточно было, чтобы наполнить слух многих»[6]. Но главной добродетелью Василия и Емилии были их дети: «Чтобы одни и те же имели и многих и добрых детей, тому найдем, может быть, пример в баснословии.
О родителях же Василиевых засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, довольно имели у себя похвальных качеств, и, имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному благочадию превзошли бы всех… Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А сие показывает блаженнейшее число[7] иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем так, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели — напротив того, они обратили сие в избрание только рода, а не образа жизни»[8]. В такой семье воспитывался святитель Василий и его братья и сестры.
Родители, избравшие путь христианской добродетели, подражая в этом своим родителям — засвидетельствовавшим свою веру мученичеством и исповедничеством, воспитали детей, явивших в своей жизни всё разнообразие христианского подвига. Семья святителя Григория Богослова, самого ближайшего друга святителя Василия Великого, также явила пример христианской святости. Отец святителя Григория, тоже Григорий по имени, был епископом города Назианза; мать его звали Нонной.
Святитель Григорий с большой любовью пишет о своей матери: «Она знала одну красоту — красоту душевную — и старалась сохранить или уяснить в себе, по мере сил, образ Божий… Она знала одно истинное благородство — быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство — иждивать свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников»[9]. Святая Нонна была не только добродетельной христианкой, верной женой, но еще и наставницей для мужа: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей. Она сама и словом и делом направляла его ко всему превосходному.
Москвы, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского церковного округа г. Москвы, настоятель храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г.
Москвы; игумен Григорий Качалов , благочинный Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла, Патриаршего подворья на Дубровке г. Москвы; протоиерей Александр Салтыков, и.
Москвы; протоиерей Владислав Свешников, почетный настоятель храма Трех святителей на Кулишках г. Москвы; протоиерей Сергий Селезнев, благочинный Москворецкого церковного округа г. Москвы, настоятель храма Михаила Архангела в Овчинниках г.
Москвы, за усердное служение Церкви Божией был награжден правом ношения креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Владыка прочитал молитву о Святой Руси.
Новгород Великий; XV в. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения. Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи — в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря Пицунда, ныне в Абхазии. Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были — «слава Богу за всё! Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа. Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице. В IV веке после Р. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен греч.
Причиной возникновения арианства было несогласие Ария с учением Александра Александрийского, утверждавшим, что «Бог есть во Троице Единица и Единица во Троице». Читайте также: Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть? Споры о Троице вдруг захватили всех — так жителей Восточной Римской империи волновали вопросы веры, настолько это было для них живо и актуально. О Боге и о соотношении Лиц Троицы спорили даже на улицах, площадях и в банях люди совершенно разных сословий и званий. Как не без иронии писал другой великий каппадокиец, младший брат Василия Великого Григорий Нисский, «одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах копейках , а они философствуют о Рожденном и Нерожденном.
Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».
Последний российский император Николай II, его жена и пятеро детей были расстреляны в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1981 году Русской Православной Церковью за рубежом причислены к лику мучеников, а в 2000 году канонизированы Русской Православной Церковью и почитаются как святые Царственные Страстотерпцы. В 2018 году в микрорайоне Южное Измайлово был выделен участок для строительства храма в рамках программы «200 Храмов» и началось строительство малого деревянного храма, посвященного святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу. Жизнь общины на этом месте началась с первой Литургии под открытым небом, которая была совершена Владыкой Пантелеимоном 17 июля 2018 в день памяти 100-летия расстрела царской семьи. С лета 2018 на месте будущего храма регулярно проходят богослужения — молебны с Акафистами Святым Царственным Страстотерпцам и Святителю Николаю, Всенощное бдение с исповедью, а также заупокойные литии. После службы наш приход собирается на чаепития и общение. Будем рады видеть вас среди наших прихожан! История 17 июля 2018 17 июля 2018 17 июля 2018 на месте будущего храма прошла первая Литургия под открытым небом, которая была совершена Владыкой Пантелеимоном, епископом Орехово-Зуевским. Иоанн Ермилов, и на ранее заложенном фундаменте началось возведение стен храма. Храм был готов. Владыка Пантелеймон перенес освящение нового храма на более благоприятное время. Пасхальная Вечерня 19 апреля 2020 прошла с ограничением числа прихожан, и богослужения были временно приостановлены. Но продолжилась работа над внутренней отделкой храма.
Собор трёх святителей
В храме было три престола — Трёх святителей, Покрова Пресвятой Богородицы и святых бессребреников Космы и Дамиана. По заамвонной молитве состоялось славление празднику, после чего архимандрит Андрей обратился к верующим со словом проповеди, в котором рассказал о жизненном подвиге трех великих святителей. В Храме Трёх Святителей был крещён великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин, в ней же крестили сестру Ф. И. Тютчева (в обоих случаях несовершеннолетний будущий поэт был восприемником), а также отпевали его малолетнего брата.[5]. Храм святителя Василия Великого. 25 ноября, в день памяти Священномученика Александра Нижнетуринского, Преосвященный Феодосий — епископ Нижнетагильский и Невьянский, временно управляющий Серовской епархией, совершил Божественную Литургию в храме в честь Трех Святителей в городе. 12 февраля православные христиане отмечают Собор трех святителей или Трехсвятие.
Собор трёх святителей православные отмечают 12 февраля
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2024 год Новости.
Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер к. XI вв.
Григория мню, и Василия, и Иоанна. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода XI в. Три Святителя — совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г. Ко второй половине XI в. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха 1042-1055 : напр. С распространением синаксарной легенды в XIV в.
Три святителя на славянской почве В месяцесловы южнославянских, то есть болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в. Тогда же появляются первые изображения - псковская икона Три Святителя с св. Параскевой XVв. К происхождению праздника В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре.
Как святыню, а не как оберег «от злых духов». Этот Праздник о Любви, а не о веточках, не перепутайте». После праздничной службы на территории собора не протолкнуться. Все в ожидании освящения вербы. Радостный момент благословения. Малый храм на территории собора Трех Святителей. Благословленные и радостные люди.
Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Волянский. Завершая богослужение, митрополит Серафим поздравил всех собравшихся в храме с воскресным днем и обратился к пастве со словом проповеди на тему евангельского чтения о Страшном Суде. После этого священник Владислав Тараканов обратился к митрополиту Серафиму с приветственным словом.
Unsupported Browser
В День памяти трех святителей ковчег выносится на середину храма для благоговейного поклонения верующих святыне. Молитва О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии! Пресс-служба Архиерейского подворья Покровская церковь г.
Москвы; игумен Григорий Качалов , благочинный Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла, Патриаршего подворья на Дубровке г. Москвы; протоиерей Александр Салтыков, и. Москвы; протоиерей Владислав Свешников, почетный настоятель храма Трех святителей на Кулишках г. Москвы; протоиерей Сергий Селезнев, благочинный Москворецкого церковного округа г. Москвы, настоятель храма Михаила Архангела в Овчинниках г.
Москвы, за усердное служение Церкви Божией был награжден правом ношения креста с украшениями. Проповедь перед причастием произнес иерей Глеб Киселев, клирик храма преподобного Андрея Рублева в Раменках г. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Минусинского и Курагинского Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
Насколько близки они были к Богу! Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии.
Новости епархиальных монастырей В празднование Собора трех святителей митрополит Псковский Арсений совершил Литургию в Спасо-Елеазаровском монастыре 12 февраля 2024 года, в празднование Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную литургию в Трехсвятительском соборе Спасо-Елеазаровского женского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон Иващенко ; игумен Филагрий Кривых; старший клирик Спасо-Елеазаровского монастыря протоиерей Сергий Иванов и клирик обители иерей Георгий Горский; насельник Псково-Печерского монастыря иеромонах Кронид Калашников ; настоятель храма Успения Божией Матери в Бутырках города Пскова иерей Сергий Саввин; настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского с Залужья города Пскова иерей Константин Быков, клирики храмов епархии.
Диаконский чин возглавил клирик храма святых Жен Мироносиц города Пскова протодиакон Сергий Завьялов.
Собор Трех вселенских учителей и святителей
11 февраля 2024 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий возглавил Божественную литургию в краснодарском храме Трех святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. 30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и И. После чтения святого Евангелия владыка-настоятель произнëс слово в память Собора Трёх Святителей, в котором рассказал о духовном и богословском подвиге этих святых отцов. Собор трёх святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Храм Трех Святителей Вселенских. В 1740 году прихожане соборной Андреевской церкви, в то время ещё деревянной и неотапливаемой, обстоятельно описав неудобства проведения богослужений вЧитать.
12 февраля. Собор трех святителей
В 1084 году митрополит Евхаитский Иоанн увидел во сне трех святителей, которые повелели ему установить общий для них праздник, сказав. В одном из этих переулков с XVII века стоит храм святителя Николая Чудотворца на Трех Горах. Протоиерей Николай Косых – настоятель храма трёх святителей Г. Ульяновска.
Саратовские святители вернулись в Троицкий кафедральный собор
За богослужением молились прихожане храма и паломники. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор. В завершение богослужения духовенство совершило славление Царице Небесной, по окончании которого Владыка Нестор обратился к молящимся с архипастырским словом Завершились торжества традиционным крестным ходом Накануне престольного праздника настоятель храма Державной иконы Божией Матери протоиерей Димитрий Кротков в сослужении симферопольского духовенства совершил всенощное бдение.
Для трудников 12 февраля 2023 года в день памяти Вселенских Великих учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в храме Серафимо-Саровской обители была совершена Божественная литургия. Накануне было отслужено Всенощное бдение с литией. Правящему Архиерею сослужили и.
Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. Три святителя в византийских литературных источниках Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св.
Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер к. XI вв. Григория мню, и Василия, и Иоанна. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода XI в. Три Святителя — совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона.
Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г. Ко второй половине XI в. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха 1042-1055 : напр. С распространением синаксарной легенды в XIV в. Три святителя на славянской почве В месяцесловы южнославянских, то есть болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в. Тогда же появляются первые изображения - псковская икона Три Святителя с св.
Красная луна. Такой оттенок луны в этот день предсказывал усиление ветра.
Ветреная погода. Сильный ветер в праздник Собор трех святых предвещал год с большим количеством осадков. Рожденные в этот день Забота о лесных жителях. Люди, родившиеся 12 февраля, считались предназначенными к заботе о лесных животных и птицах, что отражает глубокую связь человека с природой и его ответственность за сохранение её богатства. Эти традиции и приметы являются неотъемлемой частью народного культурного наследия, отражая вековые наблюдения и верования наших предков. Запреты в Собор трех святых В этот праздник, почитаемый в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, церковные традиции предписывают верующим соблюдение определенных ограничений. Сегодня особенно важно избегать любых конфликтов и разногласий, поскольку святые неодобрительно относятся к тем, кто допускает ссоры и раздоры. Воздержание от гнева, ревности и необоснованных обвинений призвано способствовать гармонии и взаимопониманию среди людей. Предания утверждают, что урегулирование старых конфликтов в этот день благоприятствует восстановлению дружественных семейных связей на протяжении всего последующего года. Поэтому в Собор трех святых особенно ценится прощение и стремление к примирению.
Также существует поверье, что выставление на улицу старой обуви способствует избавлению от непонимания и ссор в будущем.
Собор трёх святителей православные отмечают 12 февраля
АФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ К ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ В ПАРИЖЕ БЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ПЕВЧИХ В ХОР ХРАМА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ О Подробнее. В Соборе Трёх Святителей г. Советска состоялась праздничная литургия, которую отслужил настоятель храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Славска Неманского благочиния иерей Ростислав Ерощенко. Лазаря, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил Божественную литургию, в храме Трех Святителей в с. Ольховка. Собор Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Храм в честь Трех Святителей многие века занимал особое место в духовной жизни Саранска.
Вербное воскресенье в Могилеве. Фоторепортаж из собора Трех Святителей
МУЗЕЙ ИЛИ ХРАМ? РЕПОРТАЖ О ХРАМЕ ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ В САРАНСКЕ / ВЕРНЁМ ЖИЗНЬ ХРАМУ | Традиции Трехсвятия или Собора трех святителей Одна из главных традиций Собора трех святых связана с детьми. |
Петрозаводская епархия | 12 февраля, в Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Трёхсвятительском храме города Красноярска. |
В храме Трех святителей города Симферополя прошла торжественная архиерейская литургия | Традиции Трехсвятия или Собора трех святителей Одна из главных традиций Собора трех святых связана с детьми. |
Собор Трех вселенских учителей и святителей — Томская Духовная Семинария | Сайт о храме Трех Святителей на Кулишках,История,Гимнография,Творчество прихожан,Регентские курсы. |
Собор Трех вселенских учителей и святителей — Томская Духовная Семинария | Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме святителя Василия Великого села Васильевское Новгородского района. |
Собор трёх святителей
На семье святителя Григория исполнились слова святого апостола Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» 1 Кор. Святая Горгония повторила подвиг своей матери — обратили мужа в христианство: «Она всецело посвятила себя Богу. Но, что особенно хорошо и достойно в ней уважения, она и мужа своего склонила на свою сторону и имела в нем не строптивого господина — благого сослужителя. Мало сего: самый плод тела, то есть детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо весь род и всё семейство, как единую душу, очистила и приобрела Богу… В продолжение жизни она служила для детей образцом всего доброго, а когда отозвана отселе — оставила после себя домашним волю свою как безмолвное наставление»[13].
О семье третьего великого святителя и учителя Церкви Иоанна Златоуста известно гораздо меньше, чем о семьях святителей Василия и Григория. Его родителей звали Секунд и Анфиса Анфуса , они были знатного происхождения. Еще будучи ребенком святитель Иоанна потерял отца, поэтому его воспитанием занималась мать, полностью посвятившая себя заботе о сыне и старшей дочери, имя которой не сохранилось. В сочинении «О священстве» святитель Иоанн приводит слова матери, описывающие все тяготы ее жизни: «Сын мой, я сподобилась недолго наслаждаться сожительством с добродетельным отцом твоим; так угодно было Богу.
Смерть его, последовавшая вскоре за болезнями твоего рождения, принесла тебе сиротство, а мне преждевременное вдовство и горести вдовства, которые могут хорошо знать только испытавшие их. Никакими словами невозможно изобразить той бури и того волнения, которым подвергается девица, недавно вышедшая из отеческого дома, еще неопытная в делах и вдруг пораженная невыносимой скорбью и принужденная принять на себя заботы, превышающие и возраст, и природу ее»[14]. Более 20 лет прожила мать святителя во вдовстве, что стало ее христианским подвигом. Святитель Иоанн писал об этом так: «Когда я был еще молод, помню, как учитель мой а он был суевернейший из всех людей при многих удивлялся моей матери.
Желая узнать, по обыкновению, от окружавших его, кто я таков, и услышав от кого-то, что я сын вдовы, он спросил меня о возрасте моей матери и о времени ее вдовства. От столь мужественной и терпеливой матери получил свое воспитание святитель Иоанн, и сам проявлявший немало мужества и терпения в своем пастырском служении, находясь на столичной кафедре. Хотя родители святителя Иоанна и не прославлены в лике святых, нельзя не назвать святой семью, в которой родился и был воспитан величайший церковный проповедник и пастырь.
В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости 311 г. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства 381 г. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ — каждый избирал свой путь.
Это была эпоха, во многом схожая с современной. Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры Евхаристический канон составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство греч. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений.
Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования — возлюбленный ученик Христа, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон Иващенко ; игумен Филагрий Кривых; старший клирик Спасо-Елеазаровского монастыря протоиерей Сергий Иванов и клирик обители иерей Георгий Горский; насельник Псково-Печерского монастыря иеромонах Кронид Калашников ; настоятель храма Успения Божией Матери в Бутырках города Пскова иерей Сергий Саввин; настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского с Залужья города Пскова иерей Константин Быков, клирики храмов епархии. Диаконский чин возглавил клирик храма святых Жен Мироносиц города Пскова протодиакон Сергий Завьялов. Богослужебные песнопения исполнили хор обители под управлением монахини Веры Солениковой и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.