Лид — 25 февраля в Измайловском парке прошел праздник для детей из многодетных и приемных семей «Масленица Добра».
Развлекательная программа для населения «Ряженые-наряженные»
Мастер-классы в этих локациях будут чередоваться с рассказами об исторической кухне и кулинарными шоу. В шале на переходе от Манежной площади к площади Революции мастер-классы будут проходить целый день и ежедневно! На площади Революции гости могут посетить «Дом музыки» и «Дом масок», гости которых будут играть на гуслях и делать традиционные масленичные аксессуары. Мастер-классы в обоих шале начинаются в 12.
На Школьной улице откроется «Город мастеров» - отличное место, чтобы познакомиться с народными художественными промыслами и сделать уникальный сувенир для дома или в подарок. К примеру, 21 февраля в 18. Также на этой площадке будет работать одна из пяти фестивальных блинных школ.
Их студенты станут «отличниками» масленичной кухни! На Школьной в 16. Другие блинные школы расположатся на улицах Тимирязевская и Хачатуряна, на Сиреневом бульваре в Троицке и на площади Юности в Зеленограде.
И у каждой — особый характер и колорит! Школа на Тимирязевской специализируется на нежных блинных десертах. В пятницу там можно будет испечь, среди прочего, блины с апельсиновым соусом и черникой в 15.
Гости «Блинного клуба» на улице Хачатуряна узнают, что для блинов подходит самая разная мука, например, полбяная мастер-класс в 16. В Троицке акцент сделают на старинных рецептах блинов разных регионов России и других стран: в пятницу это будут гречишные блины по старинному Тульскому рецепту мастер-классы в 15. А в Зеленограде — на сытных и экзотических блинах: 21 февраля в 16.
На окружных площадках фестиваля гостей ждет редкая возможность узнать, как жили, работали и праздновали Масленицу жители разных эпох. Так, на Городецкой улице все желающие смогут почувствовать себя ювелиром, жившим несколько веков назад. И какая же Масленица без уличных представлений!
Любимцами гостей столичных фестивалей уже давно стали ростовые куклы — яркие, со своим «характером» и неповторимым обаянием. Шоу с их участием в пятницу можно посмотреть в Троицке, на площади Юности Зеленограде, на улицах Хачатуряна и Тимирязевской с 17.
Гурманов ждут в «Рыбном дворе» в 18:15 — они смогут научиться готовить пряженые пирожки с тельным. А в павильоне «Хлебные традиции» в 18:45 приготовят оладьи с оригинальным яичным соусом сабайон.
Для тех, кто придет провожать зиму на фестиваль «Московская Масленица», приготовили еще один сюрприз. На память о празднике гостям подарят 1500 разноцветных бумажных масок. В субботу и воскресенье их можно выбрать в «Доме масок» на переходе от Манежной площади к площади Революции. Но по-настоящему маски пригодятся тем, кто захочет присоединиться к карнавальным шествиям ряженых — смешных, веселых, жутковатых, пестрых и очень выразительных реконструкторов-окрутников.
В 13:00 на центральных площадках начнется большой фестиваль всея окруты — уличное представление с участием масленичных персонажей. В 15:00 гости увидят карнавальное действо в итальянском стиле: ряженые Исохадорес и Мамутонес познакомят их со старинными обычаями. Ярким финалом проводов зимы должно стать грандиозное шествие, в котором будут участвовать более полутора сотен реконструкторов из России, Италии, Венгрии, и, конечно, гости «Московской Масленицы». Оно начнется в 17:00.
В бревенчатой деревеньке на Манежной площади 1 марта будут выступать уличные театры. Они покажут спектакли «Босиком по сказке» в 12:00 и 18:00 и «Лодка» в 17:00. А любителей фольклора и русской старины приглашают на концерт ансамбля «Ивановы дочки» в 13:30. На бульваре Дмитрия Донского в воскресенье можно послушать народные песни на мордовских языках в исполнении группы «Ойме» в 16:00.
В 18:00 с казачьими песнями и танцами здесь выступят артисты ансамбля «Есаул». На Профсоюзной улице гостей ждут кавер-версии русских народных песен, которые исполнит группа «Три богатыря» в 16:00 , и «средневековые» спектакли, их представят участники творческого объединения «Грюнвальд» в 17:00 и 18:00. В сквере у Гольяновского пруда можно услышать живое звучание флейт, вистлов, окарин, баву, бансури, хороводные мотивы и электронную музыку группы «Покров-этно» в 16:00.
Детвора делилась на две команды. Одна защищала снежную крепость, которую строили ещё с понедельника, другая — её осаждала. Василий Суриков, «Взятие снежного городка», 1891 год. Кулачные бои устраивали тоже в четверг. Состязание носило ритуальный подтекст борьбы зимы с весной, зла с добром. Оно проводилось с соблюдением правил: бились до первой крови, упавших не трогали, в рукавицы запрещалось подкладывать предметы.
После боя мирились и шли в трактир. Фёдор Солнцев, «Кулачный бой», 1836 год. Пятый день — «Тёщины вечеринки». В пятницу наставала очередь тёщи наведаться в дом к зятю. Ранним утром он присылал за ней зватых. Мать жены могла пожаловать к обеду или ужину, при этом она приводила с собой подружек, чтобы те видели, как её уважают в доме дочери. Шестой день — «Золовкины посиделки». В предпоследний день недели девушки ждали в гости сестёр мужа — золовок — и своих подруг.
Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем. Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года. Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем. Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела. Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет.
В Ярославле проходит открытый конкурс масленичных кукол «Краса Масленица – 2023»
Кроме того, в 15:00 в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» состоится музыкально-игровая программа «Здравствуй, Масленица». Кроме того, в 15:00 в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» состоится музыкально-игровая программа «Здравствуй, Масленица». На Пушкинской поляне гостей развлекали ряженые. Встречайте Масленицу, Зиму-матушку, да ряженых! Пришла Масленица, привела народ весну кликать.
Масленица ряженые
В Перми набережная реки Камы станет одной из главных площадок празднования Масленицы. устраивать ряженые шествия. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников. В прошлом году масленичные гуляния из-за карантина отменили, но за год до этого ряженых на московских улицах было особенно много.
Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Программа
Тем, кто заказывал исследования и оплачивал экспедиции, нужно было понять, что называется, загадочную русскую душу. Их не интересовали сами песни, сказы, былины, их волновало только то, можно ли на этом что-то построить. И параллельно вы для себя собирали этнологический материал? Да, это уже шло для себя, походя. И я столкнулся с тем, что до наших дней сохранилось очень многое. Даже ряжение — и сейчас есть такие места, где можно получить такую инициацию от старых людей. Проводятся общедеревенские обряды, на которые можно поехать и непосредственно поучаствовать, вживую получить и информацию, и опыт. Более того, за границей об этом знают даже лучше, чем у нас: в России сохранилось несколько традиций, признанных ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества. Такие обряды, как похороны Костромы, Конь-Русалка я видел в 1990-х годах в деревне Оськино Курской области, в деревне Шутилово, когда еще старушки были живы и их проводили.
Сейчас-то там в основном это все поддерживается за счет заезда молодых фольклористов, а старушек две-три остались. Не могу сказать, что мы что-то реконструируем: наше поколение все-таки застало живую традицию ряжения. У меня даже родители, помню, рядились на свадьбе на второй день: мама, например, во врача. И во многих семейных фотоальбомах это можно увидеть, и до сих пор в деревнях такая традиция сохранилась, хотя и трансформировалась. Тут как с битьем бокалов на свадьбу — все знают, что это надо сделать, но никто уже не помнит, для чего. И это называется потеря смыслов. Спрашиваешь у пожилой женщины: «Вы для чего Кострому хороните? Из года в год это делается».
То есть ритуал связан с продолжением некой традиции. Конечно, если антрополога спросить, то он ответит, что это продуцирующая магия, восходящая корнями к определенным мистериям. А бабушки таких слов не знают и знать не хотят. Они понимают, что если этого не будет, то жизнь безвозвратно изменится. Делают по инерции то, что когда-то давно предками было запущено. Сохраняют некий уклад, устой. И замечательно, потому что деньги любят тишину, а традиции любят глупость. Когда человек начинает задавать вопросы, он теряет мифологическое сознание.
Любое традиционное явление сохраняется в той среде, которая сопротивляется любым изменениям. Вот приедет к ним священник, спросит: «Зачем вы это делаете? Вы же все православные».
Часть обрядов сохранилась с глубокой древности: выпечка блинов, пиршество, кулачные бои, посещение кладбища, сожжение чучела и обычай просить прощения.
Есть традиции, которые появились намного позднее: взятие снежной крепости, воздержание от мяса. При этом Масленица всегда была неделей для общения. Телефонов и скоростного транспорта не было — встретиться с близкими было не так легко, как сейчас. Первый день Масленицы называется «Встреча».
В понедельник готовились к предстоящим увеселениям, пекли блины, делали чучело, лепили снежные укрепления. Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они молились за души усопших близких. Питер Артсен, «Пекарня», 1560 год Второй день — «Заигрыши». В деревнях устраивали смотрины.
Следующие 60 дней свадьбы не играли, и у молодёжи была возможность после заигрышей лучше узнать друг друга. В этот день люди всех возрастов катались со снежных горок. В ход шли перевёрнутые скамьи, старые корыта. Для детей делали специальные салазки с рулём-коньком.
Выражение «отправиться к тёще на блины» отсылает именно к среде масленичной седмицы.
Продолжит работу «Выставочный зал» с изысканным меню и напитками. В парке развернется большая ярмарка. У гостей будет уникальная возможность приобрести сувениры и изделия из лозы, мыла, глины, керамики. Масленичные активности Во время Масленицы можно покататься на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, и пони.
Некрасова «Карабиха» запланированы интерактивные занятия «Традиции празднования Масленицы», соревнования команд Зимы и Весны, мастер-классы по изготовлению масленичной куклы, театрализованная игровая программа на свежем воздухе и многое другое. Продолжительность программы — 2,5 часа. Стоимость — 900 рублей с человека; 23 февраля в Музее истории Ярославля запланирована мини-экскурсия, на которой каждый желающий сможет примерить на себя образы жениха, невесты или другого участника старинного обряда сватовства в красочных национальных костюмах и угоститься блинами. Цена — 300—330 рублей; 25 февраля Ярославский музей-заповедник приглашает на широкий музейный двор окунуться в стихию праздничной культуры русского народа и стать участниками увлекательного действия.
Для гостей праздника на территории музея — ряженые, масленичные игры, исторический тир, театр Петрушки, музыкальные выступления и хороводы, фотозона. Основные мероприятия запланированы с 12 до 16 часов; 26 февраля широкая Масленица пройдет в селе Вятском.
В Ярославле проходит открытый конкурс масленичных кукол «Краса Масленица – 2023»
Ряженые есть и в нашей национальной культуре, — говорит реконструктор Габор Петте. Не меньшее внимание привлекали итальянцы — они называли себя мамутонес и исохадорес — в черных и белых масках, со звенящими колокольчиками в руках. Вообще реконструкторы-иностранцы стали масленичной новинкой этого года. По словам представителей оргкомитета фестиваля «Московская Масленица», на Сырную неделю впервые в этом году в столицу приехали 100 реконструкторов из Болгарии, Венгрии и Италии. Они знакомили горожан со своей культурой. На протяжении всей недели показывали уличные представления и концерты, проводились гастрономические шоу, лекции по истории старинных ремесел, игры и мастер-классы. Кстати, последних на «Московской Масленице» было более двух с половиной тысяч — почти в два раза больше, чем в прошлом году. Завершились гулянья сжиганием чучела Масленицы, которое раньше во многих регионах России называли Авдотьей, или Дуней. Или же закопать его в снег и даже похоронить.
При этом обряд сопровождался веселыми шутками.
Большую масленичную программу подготовили в городских музеях. В Доме И. Провожать зиму и встречать весну будут веселыми играми на улице, загадками, рассказом о традициях русского чаепития и масленичных гуляний, с чаем и блинами в уютной атмосфере музея. Гости знакомятся с историей праздника, на свежем воздухе пробуют силы в традиционных забавах, замешивают тесто, играют в шалыгу, затем на мастер-классе изготавливают небольшую куклу Масленицу. В самый разгар праздника приходят ряженые — Козел и Медведь. Череповецкий ансамбль песни и танца «Русский Север» художественный руководитель — народный артист России Евгений Максимов 26 февраля проведет в областной столице три программы.
Декорации, костюмы и все предметы вплоть до лопаты и тележки связаны вручную.
В Польше ряженые одевались в вывернутые кожухи, водили по дворам "туроня" и "козу". Они также мазали лицо сажей. В Чехословакии были распространены масленичные шествия ряженых. В Словакии это шествие возглавлял "туронь". Ряженые мазали прохожих сажей и обсыпали пеплом.
В Югославии ряженые одевались в одежды из овчины, мехом наружу, "украшенные" колючими ветками, хвостами животных, колокольчиками. Маски делали из кожи, дерева и даже из металла. Среди зооморфных масок особое распространение получили маски с рогами. Причем маски и колокольчики переходили по наследству от отца к сыну. В Нидерландах на Масленицу фермеры собирают необъезженных лошадей. Их тщательно чистят, в гривы и хвосты вплетают яркие бумажные цветы.
Отличалось и тесто для блинов. Такой рецепт был только в нашем регионе. Марина Крылова, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника: «Гречишные. Но ведь с одной гречихи она не такая клейкая. Если берешь часть муки гречишной, столько же берём пшеничной. Они, правда, красные получаются, из-за цвета гречки, но уж больно вкусные — рыхловатые, спорые, насыщенный аромат у них такой получается». В первый день масленичной недели изготавливали Чучело — символ праздника.
Здесь особых традиций не было, главное — фантазия. А вот сжигали Костромскую масленицу по-особому.
Вести Чувашия
В рамках празднования общегородского мероприятия «Прощай, Масленица» были объявлены два конкурса: «Чудо-сани 2024» и «Ряженый-наряженный» на лучший уличный костюм. Кроме того, в 15:00 в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» состоится музыкально-игровая программа «Здравствуй, Масленица». По словам представителей оргкомитета фестиваля “Московская Масленица”, на Сырную неделю впервые в этом году в столицу приехали 100 реконструкторов из Болгарии.
Похожие новости
- Другие новости
- Фоторепортажи
- {{news.summary}}
- Чучело Масленицы
- Древний праздник Масленица » Перуница
- Фотоконкурс с масками ряженых «Московской Масленицы» запустили в Instagram
Масленица: самые шокирующие обычаи
Взрослые, дети и ряженые перетягивают канат на ярмарке в честь празднования традиционного русского зимнего праздника Масленица (Масленичная неделя). это яркое и веселое мероприятие, которое проводится во время празднования этого древнего славянского обряда. 26 февраля в городском сквере собрались жители Еманжелинска на шумном и веселом празднике «Масленица хороша – широка ее душа». Так как Масленица была связана с поминовением усопших родственников и характеризовалась ритуальными бесчинствами ряженых, нет ничего удивительного в том, что вплоть до конца XIX. В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу.