Новости почему страстная неделя так называется

Другое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм).

Страстная неделя — как ее провести?

Страстная седмица: гид по неделе страстная неделя Христа - почему ее так называют?
Что значит страстная неделя Эта неделя называется Страстной седмицей.
ПОЧЕМУ СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ Таким образом, название "Страстная неделя" объясняется тем, что этот период посвящен страданиям Иисуса, которые были перенесены им ради спасения человечества.

Страстная неделя — как ее провести?

это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Собственно Страстная неделя (или седмица) носит такое название потому, что слово «страсть» означает «страдание». Почему воскресенье перед Страстной неделей называется Вербным?

Страстная неделя у христиан

Разбираемся в слайдах журнала «Фома». Великий пост, который иначе называют святой Четыредесятницей, заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем, как раз на сороковой день отсюда и название — «четыре десятка». В одном из церковных песнопений следующего дня — Лазаревой субботы — так и говорится: «Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим». Страстная седмица продолжает Великий пост — все ограничения Великого поста сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже, но это совершенно особый период. В переводе с церковнославянского «страсть» означает страдание. Во время Страстной седмицы христиане вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. А кульминацией становится молитвенное проживание Церковью страданий и смерти Спасителя. В богослужебных текстах этих дней находят отражение Его арест, допросы, издевательства, распятие и погребение. Время личного покаяния, сосредоточенности на проблемах собственной души, составляющих основное содержание Великого поста, завершилось.

Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными. На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что верующие приходят в церковь с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Христиане накануне стараются обязательно посетить всенощное бдение в храме и освятить веточки вербы, которые потом хранят до следующего Вербного воскресенья. Сегодня соблюдающие Великий Пост могут позволить себе более разнообразную пищу — можно есть рыбу, использовать растительное масло и даже разрешается выпить немного красного вина. Порадуйте близких рыбкой — например, имбирно-медовым лососем и другими вкусными постными блюдами!

Церковь особо чтит эти дни, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков. На какие даты приходится Страстная неделя в 2024 году В 2024 году Пасха отмечается 5 мая, соответственно, Страстная седмица предшествует этой дате. Что означают дни Страстной недели Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе. Расскажем о предпасхальных днях подробнее. Великий понедельник В этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета — о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также о проклятии Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся душу. Патриарх начинает чин мироварения. Этот ритуал совершается раз в год и представляет собой изготовление особого освященного ароматического масла миро , применяемого для помазания после крещения. Варят миро в течение трех дней. В составе — смесь из 50 различных масел, трав и душистых смол. В России этот процесс происходит только в одном месте — малом соборе Донского монастыря в Москве. Освящают готовое миро в Великий четверг, а после рассылают по епархиям и благочиниям Русской православной церкви.

Он представляет собой изготовление священного ароматического масла — миро. Его применяют для помазания после крещения. В течение трех дней варят миро. В его составе имеется смесь из 50 масел, трав и смол. В России миро варят в малом соборе Донского монастыря в Москве. Его освящают в Великий четверг. После этого миро рассылают по епархиям и благочиниям Русской православной церкви. Также в церкви вспоминают грешницу, которая омыла ноги Иисуса, а также помазала их миром. Молитва с поклонами в среду читается в храме последний раз на неделе. Также по преданиям считается, что Иисус Христос искупил грехи людей. После среды до Троицы отмечаются поклоны во время литургии. Именно в Великую среду верующие исповедываются. На ней вспоминают страдания Христа. Все люди, которые пришли в храм, стоят с зажженными свечами.

Страстная неделя 2023: что означает каждый день

Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христовы — Его предательство, суд над Ним, обвинение в богохульстве, истязания, издевательства и позорную смерть. Страстная неделя называется так из-за событий, происходивших в последние дни жизни Иисуса Христа перед его распятием и воскресением. по христианской традиции неделя, которая предшествовала воскрешению Иисуса.

Страстная неделя в 2024 году: что можно и нельзя есть перед Пасхой

Они съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Поэтому Бог вынужден был изгнать их из рая и лишить их вечной жизни. Но Милостивый Бог не мог взирать спокойно на нарушение Его Божественного замысла о вечном блаженстве людей. Он послал на землю Сына Своего Единородного, Которого любил больше всего, для того, чтобы Он искупил людей от этой клятвы и снова смог унаследовать жизнь вечную. Люди, благодарные за такую невиданную и незаслуженную милость Божию, вспоминают события Великой Пятницы и посвящают этому событию самый строгий пост. Многие не принимают пищи вообще в этот день. В то же время верующие усиливают и душевный пост. Они скорбят и плачут, вспоминая Страдания Христовы и Страшную Крестную смерть, и спешат в храмы на службы. Богослужения Страстной седмицы На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году. Они неторопливы, полны скорби и величия.

На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой». Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам. В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни. Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе. Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира. Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением.

Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения. На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения. Страстная седмица: день за днем Каждый день Страстной недели называется Страстным, или Великим, и посвящен особому воспоминанию. Великий Понедельник В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа. Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос.

Иосиф питал всех приходящих к нему хлебом во время голода, а Иисус Христос стал для всех притекающих к Нему Хлебом жизни.

Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка. Петр стал отказываться перед всеми: — Я не знаю, о чем ты говоришь. Когда он отошел к воротам, его увидела другая женщина. Она сказала стоявшим рядом: — Этот человек был с Иисусом Назарянином. Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека. Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему: — Ты и в самом деле один из них, тебя и выговор твой выдает.

Тогда Петр начал клясться и божиться: — Я не знаю Этого Человека! И тотчас пропел петух. И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». И, выйдя наружу, он горько заплакал. Там они начали обвинять Его: — Мы установили, что Он совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем. Пилат спросил Иисуса: — Ты Царь иудеев?

Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе: — У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека. Но они настаивали: — Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда. И узнав, что Иисус Христос был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал. Стоявшие там первосвященники и учители Закона усиленно обвиняли Иисуса Христа.

Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату. В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: — Вы привели ко мне Этого Человека и сказали, что Он подстрекает народ. Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чем вы Его обвиняете. Ирод тоже не нашел в Нем никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти. Поэтому я прикажу бичевать Его, а затем отпущу, — потому что на праздник он должен был отпустить одного из заключенных.

Тогда все в один голос закричали: — Смерть Ему! Отпусти нам Варавву! Варавва был заключен в темницу за поднятый в городе мятеж и за убийство. Пилат же хотел отпустить Иисуса и еще раз спросил их. Но они продолжали кричать: — Распни, распни Его! Пилат в третий раз спросил: — За что? Какое зло сделал Он?

Я не нашел за Ним никакой вины, за которую Он мог бы быть приговорен к смерти. Я прикажу бичевать Его, а затем отпущу! Но они продолжали громко кричать и настаивать, чтобы Иисус Христос был распят. В конце концов криками они добились своего. Пилат согласился выполнить их требование. Он освободил, как они и просили, того, кто находился в темнице за бунт и за убийство, а Иисуса отдал на их волю. Когда Иисуса повели на распятие, конвоиры схватили некоего Симона из Кирины, шедшего с поля, взвалили на него крест и заставили нести его за Иисусом.

Среди множества людей, шедших за Иисусом, были и женщины, которые били себя в грудь и рыдали о Нем. Иисус повернулся к ним и сказал: — Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне, плачьте лучше о себе и о своих детях. Наступает такое время, когда будут говорить: «Блаженны бесплодные, не рожавшие и не кормившие грудью! Тогда люди скажут горам: «Падите на нас! Ведь если с молодым и зеленым деревом делают такое, то что же будет с сухим? С Иисусом вели на казнь и двух преступников. Когда они пришли на место, называемое Лобным, там распяли и Его, и преступников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него.

Иисус Христос говорил: — Отец, прости им, ведь они не знают, что делают. Солдаты разделили между собой одежду Иисуса, бросив жребий. Народ стоял и смотрел. Начальники же смеялись над Ним: — Он спасал других! Солдаты тоже насмехались над Ним. А над Иисусом на кресте была надпись: «Это Царь Иудеев». Один из распятых преступников оскорблял Его, говоря: — Разве Ты не Христос?

Спаси Себя и нас! Другой же унимал его и говорил: — Побойся Бога! Ведь ты приговорен к тому же. Мы наказаны справедливо и получили по заслугам, а Он не сделал ничего плохого. И он сказал: — Иисус, вспомни меня, когда придешь в Свое Царство! Было около шестого часа дня, и по всей земле стало темно, и это продолжалось до часа девятого.

Начало XV в. Таким образом, самые главные службы Страстной седмицы, да и всего церковного года, совершаются в четверг, пятницу и субботу. В этот день верующие стараются по возможности оставить все дела, чтобы пойти в храм на Богослужение. Великий Четверг В народе его называют также Чистым Четвергом. Соответственно, в этот день хозяйки занимаются генеральной уборкой. А может быть название говорит как раз о том, что все должно быть убрано заранее, чтобы пойти в храм хотя бы к службе Страстей Христовых? Утренняя служба в этот день бывает длиннее обычного, потому что Литургия Василия Великого совершается на вечерни. Из песнопений этого дня также особенно трогателен тропарь дня «Егда славнии ученицы», который поется на утрени после «аллилуиа». Когда славные ученики просвещались на вечери умовения ног , тогда нечестивый Иуда, заболев недугом сребролюбия, омрачился безумием, и вот предает беззаконным судьям Тебя, праведного Судию. Смотри, любитель богатства, на того, кто удавился из-за них: не подражай несытой душе, которая дерзнула на такое в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе. Россия В этот день за Литургией приготовляется годовой Агнец запасные Святые Дары для причащения больных и умирающих вне времени совершения Литургии. Этот обычай, существовавший в Древнерусской церкви, сохранился и у старообрядцев-поповцев. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что в начале Тайной Вечери Господь омыл ноги своим ученикам, показывая пример служения ближним. В память об этом древнерусские Уставы содержат «Чин омовения ног»: в соборе епископ омывал ноги двенадцати священникам, в монастыре игумен — братии. В новообрядческой церкви этот чин, не совершавшийся на протяжении XX века, в настоящее время восстанавливается. В старообрядчестве этот обычай не сохранился. Икона омовение ног из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вечером в четверг совершается павечерница и утреня Великого Пятка в церковной традиции день начинается с вечера. Это одно из самых важных богослужений церковного года, когда читается двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях, крестной смерти и погребении Господа. Молящиеся внимают им, держа в руках зажженные свечи. Перед Евангелием и после него хор поет: «Слaва страстeмъ твои1мъ, гDи» земной поклон. Евангелия чередуются с антифонами — особенными стихерами, которые попеременно исполняют правый и левый крылос. Четырехчастная икона Страсти Христовы. Новгородская таблетка из Софийского собора. XV век В новообрядческой церкви вошла в употребление так называемая Пассия passio — страдание лат. Авторство Пассии приписывается митрополиту Петру Могиле, однако сам Акафист Страстям Христовым, являющийся центром Пассии, сочинен архиепископом Херсонским Иннокентием Борисовым сравнительно недавно — в 19 веке. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Совершается она по другому графику, нежели служба страстей Христовых. Последование пассии бывает 4 раза в год по числу Евангелистов : во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья или пятницы Великого поста, по вечерам. Однако бывают случаи, что в некоторых местах Пассию совершают каждый день. Критики этого Богослужения, например архимандрит Киприан Керн , отмечают латинское происхождение этой службы. Другие авторы отмечают нелогичность проведения этого богослужения в первых неделях Великого поста, поскольку молитвословия Страстей Христовых в это время нарушают линеарность и последовательность годового богослужебного круга. Библиотека Русской веры Читать онлайн Великая Пятница Ночью, после Тайной Вечери, Господь Исус Христос пошел со своими учениками молиться в Гефсиманский сад, был взят воинами, судим у первосвященников Анны и Каиафы, после чего подвергся поруганиям со стороны служителей первосвященников. Вспоминая все это, и верующие ночь на Великий Пяток проводят в бодрствовании. Великий Пяток — день самого строгого воздержания и сугубой молитвы, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Исуса Христа, которые претерпел Он нашего ради спасения, чтобы избавить нас от власти греха и смерти и даровать вход в жизнь вечную. Желая мысленно последовать на Голгофу, в течение всего дня верующие не вкушают пищи. Поздно вечером они собираются в святые храмы к утрени. На этой утрени читаются 12 Евангелий, в которых подробно изложены прощальная беседа Исуса Христа, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие воинами, суд над Ним у первосвященников Анны и Каиафы, Пилата и Ирода, крестные страдания, смерть и погребение. Верующие же стоят все это время с зажженными свечами. Стоит отметить, что в городах традиция совершать службу в ночь на Великий Пяток уже почти утрачена, однако по-прежнему остается в некоторых местностях, например на юге Украины — прим. Шествие на Голгофу Ведение ко кресту. Андрея Рублева. Вместо неё служат «Царские часы», составленные святителем Кирилом Александрийским V век. Они намного продолжительнее обычных, ведь помимо псалмов, содержащих пророчества о крестных страданиях Господа, читаются также паремия, Апостол и Евангелие. В песнопениях, чтениях Апостола и Евангелия на каждом часе говорится о страдании и искупительной жертве Сына Божьего, «взявшего на Себя грехи всего мира». Особенностью Царских часов Великого Пятка можно назвать то, что в этой службе повторяются многие стихеры и Евангелия, читавшиеся накануне вечером. Словно второй шанс для тех, кто не смог вечером прийти в храм. Вечером в пятницу совершается вынос на середину храма Плащаницы — писаной или шитой иконы, изображающей положение Господа во гроб. Затем совершается Боготелесное погребение: при чтении 17-й кафизмы поются краткие стихи, полные глубокого смысла и умиления. После умеренной, скромной трапезы и отдыха совершается павечерница с каноном «На боготелесное погребение и плач Богородицы», написанным в X веке Симеоном Логофетом. В некоторых местностях богомольцы, издалека приезжающие в храм к святому Празднику Пасхи, после павечерницы оставались в храме до начала Светлой заутрени. Во время ожидания читали вслух книгу Деяний апостольских. В настоящее время этот обычай постепенно уходит, ведь почти все имеют возможность приехать в храм ближе к полуночи, на машине. На ней читается канон «Волною морскою», написанный несколькими авторами: преподобным Космой Маиумским братом преподобного Иоанна Дамаскина , Марком, епископом Идрунтским и инокиней Кассией. Канон изображает смятение неба и земли в минуты смерти Господа и воспевает любовь и славу погребенного Спаса, сходившего в ад и неразлучно пребывающего с Богом Отцом. Он полон такого глубокого смысла, что будет повторен еще раз, в начале пасхальной службы перед Крестным ходом. Чтобы и те, кто не смог помолиться ранее за службами, а пришел только на пасхальную, услышал вдохновенные и торжественные слова канона, объясняющего смысл и значение предпасхальных событий. Ведь только после скорбных и торжественных служб Страстной седмицы открывается в полной мере торжество и радость Пасхи! Нисшествие Христа в ад изображается трогательным с хоругвями и свечами обнесением Плащаницы вокруг храма при колокольном, медленном, так сказать, погребальном звоне. После этого верующие возвращаются в храм и прикладываются к Плащанице. Великая Суббота Утром в храме читаются часы, как перед обычной службой, но Литургия совершается после вечерни. На ней в песнопениях изображается печаль ада о потере своей власти. На вечерни читается 15 паремий — отрывков из ветхозаветных книг, в которых рассказывается о сотворении мира, пасхе ветхозаветной, содержатся пророчества и прообразы Пасхи новозаветной. Чтение множества длинных паремий сохранилось с тех времен, когда накануне Пасхи совершалось крещение оглашенных. Происходило это во время службы, когда христиане слушали паремии. Так начинается Литургия и в наши дни.

Церковь особо чтит эти дни, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков. Почему неделя называется «Страстная» Страстная неделя в Церкви говорят «седмица» — это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на крестную смерть, нестойкость и даже отречение от него самых близких учеников, его крестный путь — то есть, буквально, дорогу с крестом на спине на Голгофу, распятие, смерть на кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа в ад. Страстная неделя 2023, характеристика каждого дня Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе. Великий понедельник, 10 апреля: посвящен патриарху Иосифу. Также в этот день в церкви совершают чин мироварения, совершаемый один раз в год. При этом изготовляется масло «мира», которое позже применяется при крещении. Обычным людям в этот день нужно украшать своё жилище. Великий вторник, 11 апреля: в этот день в церкви в виде молитвы рассказывают прихожанам о проповеди Иисуса в Иерусалимском храме. По традиции женщины в этот день стирали и подготавливали наряды на праздник.

Страстная неделя

Это самый скорбный день страстной недели, день печали и самого строгого поста. Даже тем, кто не постился в течение Великого поста, священники настоятельно рекомендуют воздержаться в эту пятницу от употребления скоромной пищи, алкоголя и сексуальных отношений. Суббота В субботу верные ученики хоронят тело Иисуса Христа. Суббота — самый таинственный день Страстной недели.

Пока тело Христа лежит в гробу, душа его сходит в ад, где прощает древних пророков и праведников, живших до рождения Иисуса. Ад стонет от злости, так как Христос устанавливает свою власть даже в царстве дьявола. Остается всего несколько часов до Пасхи - великого дня, ознаменовавшего победу над смертью.

Страстная неделя для христианина Для христианина Страстная неделя — время строгого поста и покаяния.

В наши дни по традиции утреня Великой пятницы служится вечером четверга. И это — главная богослужебная тема, раскрывающая мистическое значение Великого Пятка Страстной недели. Читается двенадцать отрывков из четырех Евангелий, в которых раскрывается вся картина самых страшных моментов евангельской истории: от предательства до Его крестной смерти. Евангельские чтения чередуются с особыми, принадлежащими только этому дню песнопениями — антифонами. Первый фрагмент текста из Евангелия от Иоанна Ин. Господь говорит прямо о Своем Божественном достоинстве. Далее Он дает своим ученикам заповедь, ставшую центральной в христианском вероучении: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» Ин. Любовь проявляется в Церковном единстве верующих. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есма.

Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси» Ин. У этого единства красивый поэтический образ: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» Ин. Условием этого плодоносного единства выступает единство со Христом: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» Ин 15. В песнопениях, следующих за чтением евангельского текста, Церковь призывает верующих на самом трудном отрезке пути к Святой Пасхе очистить свои чувства, и принести души в жертву ради Христа. Эта жертва заключается во внимании, отвержении от житейской суеты: «Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его, души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас». Житейская суетность в эти дни представляется опасной, и на это указывают другое песнопение, в котором рефреном служат слова: «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети». То есть Иуда не вразумился ни тогда, когда Господь воскресил Лазаря, ни тогда, когда Христа встречал народ криками «Осанна! Ни умовение ног, когда вместе с остальными учениками Иуде были Господом вымыты и отерты ноги, ни то, что Христос дал понять Иуде, что знает о замыслах предателя, не остановили его и не заставили задуматься.

Второе Евангелие рассказывает, как в Гефсиманском саду после иудина поцелуя взяли Господа, отвели к первосвященнику Анне, и об унижениях, которые Он там претерпел Ин. Фрагмент заканчивается рассказом о троекратном отречении апостола Петра, которое было предречено Господом. В антифонах, следующих за чтением, слышно недоумение в отношении Иуды: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость».

Каким образом ученик превратился в предателя? Ведь Иуда не был лишен дарования исцелений, не был лишен возможности причаститься с апостолами и оставался апостолом даже тогда, когда Господь знал о предательстве. Говорит ему Иисус: ты сказал. Но Я говорю вам: отныне будете видеть Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего на облаках небесных» Мф. В этом же фрагменте рассказано об отречении апостола Петра и об его раскаянии. В следующих за Евангелием антифонах воспевается вольное страдание Христа за нас: «Емшым Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси Господи: аще и поразисте Пастыря, и расточисте дванадесять овец ученики Моя, можах вяшше, нежели дванадесяте легеонов представити ангелов. Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе» Напряжение нарастает. Четвертый фрагмент Иоан. Он же принимает удары от человеческих рук, которые Сам же создал: «Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая. Тому поклонимся».

Шестой фрагмент евангельского текста дополняет рассказ предыдущего чтения. По наущению иудейских руководителей народ потребовал помилования преступника Вараввы, а невинному Христу требовали смерти: «Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» Мф. Римские легионеры издеваются над Христом, о чем рассказано и в конце пятого чтения и в начале шестого. Терновый венец, ударение тростью по голове, долгий путь на голгофу с крестом на плечах и, наконец — распятие… Песнопения окружающие это чтение, раскрывают смысл страданий Богочеловека Христа: «Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Господь искупил нас от проклятия тем, что пригвоздился на Кресте и пролил за нас Свою кровь. Следующие евангельские чтения, седьмое Мф. После восьмого Евангелия читается канон-трипеснец, в конце которого поется очень известный текст: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя».

Благоразумный разбойник, исповедавший Христа Царем, в дар получил райское «гражданство» за свое исповедание. Девятый фрагмент евангелия — самый страшный Ин 19. Тяжко страдающий Господь поручает заботам апостола Иоанна свою Матерь. Потом исполняет все, чему должно было свершиться по пророческим книгам: вкусил уксуса, умер прежде, чем стали перебивать голени казненным с целью ускорить смерть. Господь остался с не перебитыми костями, что имело в прообразом ветхозаветный пасхальный агнец, вкушая которого иудеи не должны были ломать его кости. В одной из стихир после девятого евангельского чтения поется: «Кийждо уд святыя Твоея плоти, безчестие нас ради претерпе: терние, глава; лице, оплевания; челюсти, заушения; уста, во оцте растворенную желчь вкусом; ушеса, хуления злочестивая; плещи, биения; и рука, трость; всего телесе протяжения на Кресте; членове, гвоздия; и ребра, копие. Пострадавый за ны, и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием, и вознесый нас, Всесильне Спасе, помилуй нас». Сошедший к нам по человеколюбию и тем возвысивший значение и ценность человеческого существа, Христос претерпел бесчестие каждой части Своего Тела.

В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху. Что запрещено делать в Страстную неделю Самое главное, что нужно знать каждому верующему — на это неделе самый строгий пост. Этот пост затрагивает не только еду, но и душу человека. Строго-настрого запрещено делать что-то плохое, ругаться, обижать людей, распускать сплетни и тому подобное. Что касается именно поста, то в понедельник желательно есть фрукты и овощи, а также хлебобулочные изделия и мед с орехами. Во вторник и среду разрешается есть неприготовленную сырую еду и обязательно кушать все без масла. В четверг можно уже готовить, но только растительную еду. В пятницу правильно будет воздерживаться от пищи до конца службы. В субботу рекомендации похожи на те, что были для четверга.

Тогда Иисус Христос сказал дереву: — Пусть же от тебя никогда больше не будет плодов! Дерево сразу же засохло. Увидев это, ученики удивились: — Как это дерево могло так быстро засохнуть? Иисус ответил им: — Говорю вам истину: если вы будете верить, не сомневаясь, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, но даже если вы скажете этой горе: «Поднимись и бросься в море», то так и будет. Если вы верите, то получите все, о чем бы вы ни попросили в молитве. Когда Иисус вошел в храм и стал учить народ, к Нему подошли священники и старейшины с вопросом: — Какой властью Ты все это делаешь, и кто дал Тебе эту власть? Поэтому вы должны делать все, что они говорят, но делам их не подражайте, потому что они проповедуют одно, а делают другое. Они взваливают на плечи людей тяжелые ноши, а сами и пальцем не пошевельнут, чтобы хоть чуть-чуть сдвинуть этот груз. Они все делают напоказ: их коробочки с текстами из Писания становятся все шире, и кисточки на краях одежды — все длиннее. Им нравится занимать почетные места на пирах и в синагогах. Они любят, когда их приветствуют на площадях и когда люди обращаются к ним: «учитель». Вас же пусть не называют «учитель», потому что у вас один Учитель — Господь, а все вы — братья. И ни к кому на земле не обращайтесь «отец», потому что у вас только один Отец, Который на небесах. Пусть вас не называют «наставник», потому что у вас один только Наставник — Христос. Самый великий из вас будет вам слугой, потому что каждый возвышающий себя будет унижен и каждый принижающий себя будет возвышен. Горе вам, учители Закона и фарисеи! Вы закрываете от людей Небесное Царство, сами не входите в него и не даете войти тем, кто хочет. Вы разоряете дома вдов и напоказ долго молитесь. За это вас ждет самое суровое наказание. Вы проходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного человека, а когда вы его обращаете, то делаете его вдвое больше достойным ада, чем вы сами. Горе вам, слепые поводыри! Вы говорите: «Если кто поклянется храмом, это еще ничего не значит, но если кто поклянется золотом храма, то он связан своей клятвой». Вы — слепые безумцы! Что важнее: золото или храм, освятивший золото? Вы говорите: «Если кто поклянется жертвенником, то это еще ничего не значит, но если кто поклянется даром, принесенным на жертвенник, тот связан своей клятвой». Что важнее, дар или жертвенник, который освящает дар? Клянущийся жертвенником поклянется и всем, что на жертвеннике. Клянущийся храмом клянется и Тем, Кто обитает в храме. Клянущийся небом клянется престолом Божьим и Тем, Кто сидит на нем. Вы даете десятую часть с мяты, укропа и тмина,а самым важным в Законе — справедливостью, милостью и верностью — вы пренебрегаете. И то нужно делать, и другого не оставлять. Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара из вашего питья, а верблюда проглатываете. Вы очищаете чашу и блюдо снаружи, но внутри они полны тем, что вы награбили в своей алчности и распущенности. Слепой фарисей! Очисти сначала чаши и блюда внутри, тогда и снаружи они станут чисты. Вы- как побеленные гробницы,которые снаружи выглядят красиво, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты. Так и вы снаружи можете показаться людям праведными, но внутри вы полны лицемерия и беззакония. Вы строите гробницы пророкам, украшаете надгробные памятники праведникам и говорите: «Если бы мы жили во времена наших отцов, то мы бы не проливали вместе с ними крови пророков». Тем самым вы свидетельствуете о себе, что вы сыновья тех, кто убил пророков. Ну что же, продолжайте пополнять чашу злодейств ваших отцов! Змеи, отродье змеиное! Вы еще надеетесь избежать осуждения и не попасть в ад? Вот, Я посылаю к вам пророков, мудрых людей, учителей, а вы некоторых из них убьете и распнете, других будете бичевать в ваших синагогах и гнать из города в город. И потому падет на вас вина за кровь всех праведников, пролитую на земле, от крови Авеля и до крови Захарии, сына Берехии, которого вы убили между храмом и жертвенником. Говорю вам истину: наказание за все эти преступления падет на нынешнее поколение. Евангелие от Матфея 23:1-36 Великий четверг В первый день праздника Пресных хлебов ученики спросили Иисуса: — Где нам приготовить Тебе Пасхальный ужин? Иисус ответил: — Идите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит, что Его время уже подошло, и Он хочет в твоем доме отпраздновать Пасху со своими учениками». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили Пасхальный ужин. Вечером Иисус и двенадцать учеников возлегли у стола. Когда они ели, Иисус Христос сказал: — Говорю вам истину: один из вас предаст Меня. Ученики сильно опечалились и один за другим стали спрашивать Его: — Не я ли, Господи? С Сыном Человеческим все произойдет так, как о Нем сказано в Писании, но горе тому человеку, кто предаст Сына Человеческого! Лучше бы ему вообще не родиться. Тогда Иуда, предатель, тоже спросил: — Не я ли, Учитель? Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал Своим ученикам со словами: — Возьмите и ешьте, это тело Мое. Затем Он взял чашу, поблагодарил за нее Бога и подал им со словами: — Пейте из нее все. Это Моя кровь завета, проливаемая за многих людей для прощения грехов. Говорю вам, что Я уже не буду пить плода виноградного до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца. Они спели и пошли на Елеонскую гору. Тогда Иисус Христос сказал им: — В эту ночь вы все отступитесь от Меня, ведь написано: «Я поражу Пастуха, и разбегутся овцы».

Страстная неделя: история и традиции

С 18 по 23 апреля православные отмечают Страстную седмицу, или Страстную неделю. Страстной неделю перед Пасхой называют из-за того, что в это время вспоминают Страсти (страдания) Господни и последние дни его земной жизни. Почему неделя называется Страстной. Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящён событиям из жития Спасителя. В названии Страстной недели слово «страсть» означает «страдание», ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе.

Что значит страстная неделя

Страстной седмицей называется последняя неделя поста перед Пасхой 2019 – и это время особо строго воздержания во всем: и в еде, и в поведении верующих. Таким образом, название "Страстная неделя" объясняется тем, что этот период посвящен страданиям Иисуса, которые были перенесены им ради спасения человечества. Страстной называется шестая неделя Великого поста, которая идет перед самым главным праздником в христианстве, Пасхой.

ПОЧЕМУ СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

Пасха Редактировать Поминовение предков Считалось, что в Страстной четверг раскрывается небо и предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы. Поэтому у болгар и сербов на Страстной неделе принято было посещать кладбище и поминать покойников. Женщины раздавали на кладбище обрядовые хлебы просфорки, лепешки, часто в нечетном количестве и из пресного теста и устраивали поминальный обед дома; оставляли на могилах коливо и крашеные яйца; пускали специально приготовленные хлебы по воде; жгли на могилах свечи, украшали цветами кресты и памятники. В Болгарии к числу поминальных относили три последние дня Великого поста либо Страстную субботу, когда женщины посещали могилы и совершали там названные действия. В Страстной четверг предков также «поили», для чего поливали могилы вином и водой, выставляли горшки с водой у домов, раздавали на кладбище кувшины для воды. В этот день, сразу же после первых петухов, женщина шла к источнику, набирала там несколько кувшинов воды и отправлялась с ними на кладбище, где выливала по 1-2 кувшина на каждую принадлежащую семье могилу. Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании переливании проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших.

Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы. Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников. Редактировать Очистительные обычаи. Страстной четверг Страстной четверг повсеместно назывался в народе «Чистым», так как у православных славян на него приходились основные очистительные ритуалы Страстной недели в католическом мире они могли совершаться утром в Страстную пятницу.

Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы, омывшись ею, избавиться от болезней главным образом — кожных и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней ; мыли и высушивали на солнца предметы домашней утвари например квашню ; приносили домой ветки можжевельника и жгли их дома на листе железа, а затем перешагивали через огонь в апотропеических целях; окружали дом магическим кругом объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др , оберегая дом и домочадцев от всякого зла, от проникновения в дом змей, лягушек и др. Другие обычаи Страстного четверга Страстной четверг был единственным днем в году, когда, как считалось, можно было увидеть домового: для этого брали свечу, принесенную домой с вечерней службы в церкви, и пасхальное яйцо и шли на чердак, где оставляли домовому яйцо, чтобы и он мог «разговеться» на Пасху. Если человеку показывался мохнатый, в шерсти, домовой, то ожидали богатства и удачи, если голый, без шерсти, — нищенства. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот: для этого под угол дома выкладывали для него еду. Ночью ходили в лес, где сняв с себя крест, призывали лешего и расспрашивали его о судьбе.

Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно. Эта нить использовалась потом в народной медицине: ею перевязывали руки, чтобы они не болели при жатве; вплетали ее в рыболовную сеть, чтобы улов был больше, и т.

Люди, благодарные за такую невиданную и незаслуженную милость Божию, вспоминают события Великой Пятницы и посвящают этому событию самый строгий пост. Многие не принимают пищи вообще в этот день. В то же время верующие усиливают и душевный пост. Они скорбят и плачут, вспоминая Страдания Христовы и Страшную Крестную смерть, и спешат в храмы на службы. Богослужения Страстной седмицы На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году.

Они неторопливы, полны скорби и величия. На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой». Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам. В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни. Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе.

Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира. Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением. Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения. На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения. Страстная седмица: день за днем Каждый день Страстной недели называется Страстным, или Великим, и посвящен особому воспоминанию. Великий Понедельник В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа.

Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос. Иосиф питал всех приходящих к нему хлебом во время голода, а Иисус Христос стал для всех притекающих к Нему Хлебом жизни. Воспоминание целомудренного Иосифа в Великий понедельник побуждает христиан провести Страстную седмицу как можно чище. Евангельское чтение в этот день напоминает о иссохшей смоковнице, которая прообразует фарисеев и законников, не дающих духовного плода. Господь призывает своих учеников молиться, так как человек без веры и молитвы мертв. В Великий понедельник служится литургия Преждеосвященных даров.

Подумайте о том, что лично вы думаете о поступке Иисуса Христа. Как Его поступок касается лично вас. В конце статьи вы найдете таблицу с параллельными местами из разных Евангелий об этом событии. Пасхальная неделя по дням: последние дни Христа Воскресенье Когда они подошли к Виффагии и Вифании — селениям, расположенным у Елеонской горы неподалеку от Иерусалима, — Иисус послал вперед двух учеников. Отвяжите его и приведите сюда. Если вас спросят: Зачем вы это делаете? Ученики пошли и нашли осленка, привязанного на улице к наружной стороне двери.

Они стали его отвязывать, и стоявшие там люди спросили: — Что вы делаете? Зачем отвязываете осленка? Ученики ответили, как велел Иисус, и люди их отпустили. Они привели осленка к Иисусу, набросили на него свои плащи, и Иисус сел на него. Многие начали расстилать свои плащи на дороге, другие расстилали зеленые ветви, срезанные ими в поле. И те, кто шел впереди, и те, кто шел позади, громко кричали: — Осанна! Благословен Тот, Кто приходит во Имя Господа!

Благословенно наступающее Царство предка нашего Давида! Осанна в вышине небес! Войдя в Иерусалим, Иисус прошел в храм. Он осмотрел все, но было уже поздно, и Он вместе с двенадцатью отправился в Вифанию. Евангелие от Марка 11:1-11 Великий понедельник Когда Иисус вошел в Иерусалим, весь город пришел в волнение и все спрашивали: — Кто это? Народ отвечал: — Это пророк Иисус из Назарета, что в Галилее! Иисус вошел в храм и выгнал оттуда всех, кто там продавал и покупал.

Он опрокинул столы менял и прилавки торговцев голубями. В храме к Нему подошли слепые и хромые, и Он исцелил их. Священники и учители Закона, увидев чудеса, которые совершал Иисус, и услышав, как дети кричат в храме: «Осанна Сыну Давида! Евангелие от Матфея 21:10-17 Великий вторник Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал голод. Увидев у дороги инжир, Он подошел к нему, но не нашел на нем ничего, кроме листьев. Тогда Иисус Христос сказал дереву: — Пусть же от тебя никогда больше не будет плодов! Дерево сразу же засохло.

Увидев это, ученики удивились: — Как это дерево могло так быстро засохнуть? Иисус ответил им: — Говорю вам истину: если вы будете верить, не сомневаясь, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, но даже если вы скажете этой горе: «Поднимись и бросься в море», то так и будет. Если вы верите, то получите все, о чем бы вы ни попросили в молитве. Когда Иисус вошел в храм и стал учить народ, к Нему подошли священники и старейшины с вопросом: — Какой властью Ты все это делаешь, и кто дал Тебе эту власть? Поэтому вы должны делать все, что они говорят, но делам их не подражайте, потому что они проповедуют одно, а делают другое. Они взваливают на плечи людей тяжелые ноши, а сами и пальцем не пошевельнут, чтобы хоть чуть-чуть сдвинуть этот груз. Они все делают напоказ: их коробочки с текстами из Писания становятся все шире, и кисточки на краях одежды — все длиннее.

Им нравится занимать почетные места на пирах и в синагогах. Они любят, когда их приветствуют на площадях и когда люди обращаются к ним: «учитель». Вас же пусть не называют «учитель», потому что у вас один Учитель — Господь, а все вы — братья. И ни к кому на земле не обращайтесь «отец», потому что у вас только один Отец, Который на небесах. Пусть вас не называют «наставник», потому что у вас один только Наставник — Христос. Самый великий из вас будет вам слугой, потому что каждый возвышающий себя будет унижен и каждый принижающий себя будет возвышен. Горе вам, учители Закона и фарисеи!

Вы закрываете от людей Небесное Царство, сами не входите в него и не даете войти тем, кто хочет. Вы разоряете дома вдов и напоказ долго молитесь. За это вас ждет самое суровое наказание. Вы проходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного человека, а когда вы его обращаете, то делаете его вдвое больше достойным ада, чем вы сами. Горе вам, слепые поводыри! Вы говорите: «Если кто поклянется храмом, это еще ничего не значит, но если кто поклянется золотом храма, то он связан своей клятвой». Вы — слепые безумцы!

Что важнее: золото или храм, освятивший золото? Вы говорите: «Если кто поклянется жертвенником, то это еще ничего не значит, но если кто поклянется даром, принесенным на жертвенник, тот связан своей клятвой». Что важнее, дар или жертвенник, который освящает дар? Клянущийся жертвенником поклянется и всем, что на жертвеннике. Клянущийся храмом клянется и Тем, Кто обитает в храме. Клянущийся небом клянется престолом Божьим и Тем, Кто сидит на нем. Вы даете десятую часть с мяты, укропа и тмина,а самым важным в Законе — справедливостью, милостью и верностью — вы пренебрегаете.

И то нужно делать, и другого не оставлять. Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара из вашего питья, а верблюда проглатываете. Вы очищаете чашу и блюдо снаружи, но внутри они полны тем, что вы награбили в своей алчности и распущенности. Слепой фарисей!

Евангелие от Матфея 21:10-17 Великий вторник Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал голод. Увидев у дороги инжир, Он подошел к нему, но не нашел на нем ничего, кроме листьев. Тогда Иисус Христос сказал дереву: — Пусть же от тебя никогда больше не будет плодов!

Дерево сразу же засохло. Увидев это, ученики удивились: — Как это дерево могло так быстро засохнуть? Иисус ответил им: — Говорю вам истину: если вы будете верить, не сомневаясь, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, но даже если вы скажете этой горе: «Поднимись и бросься в море», то так и будет. Если вы верите, то получите все, о чем бы вы ни попросили в молитве. Когда Иисус вошел в храм и стал учить народ, к Нему подошли священники и старейшины с вопросом: — Какой властью Ты все это делаешь, и кто дал Тебе эту власть? Поэтому вы должны делать все, что они говорят, но делам их не подражайте, потому что они проповедуют одно, а делают другое. Они взваливают на плечи людей тяжелые ноши, а сами и пальцем не пошевельнут, чтобы хоть чуть-чуть сдвинуть этот груз. Они все делают напоказ: их коробочки с текстами из Писания становятся все шире, и кисточки на краях одежды — все длиннее.

Им нравится занимать почетные места на пирах и в синагогах. Они любят, когда их приветствуют на площадях и когда люди обращаются к ним: «учитель». Вас же пусть не называют «учитель», потому что у вас один Учитель — Господь, а все вы — братья. И ни к кому на земле не обращайтесь «отец», потому что у вас только один Отец, Который на небесах. Пусть вас не называют «наставник», потому что у вас один только Наставник — Христос. Самый великий из вас будет вам слугой, потому что каждый возвышающий себя будет унижен и каждый принижающий себя будет возвышен. Горе вам, учители Закона и фарисеи! Вы закрываете от людей Небесное Царство, сами не входите в него и не даете войти тем, кто хочет.

Вы разоряете дома вдов и напоказ долго молитесь. За это вас ждет самое суровое наказание. Вы проходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного человека, а когда вы его обращаете, то делаете его вдвое больше достойным ада, чем вы сами. Горе вам, слепые поводыри! Вы говорите: «Если кто поклянется храмом, это еще ничего не значит, но если кто поклянется золотом храма, то он связан своей клятвой». Вы — слепые безумцы! Что важнее: золото или храм, освятивший золото? Вы говорите: «Если кто поклянется жертвенником, то это еще ничего не значит, но если кто поклянется даром, принесенным на жертвенник, тот связан своей клятвой».

Что важнее, дар или жертвенник, который освящает дар? Клянущийся жертвенником поклянется и всем, что на жертвеннике. Клянущийся храмом клянется и Тем, Кто обитает в храме. Клянущийся небом клянется престолом Божьим и Тем, Кто сидит на нем. Вы даете десятую часть с мяты, укропа и тмина,а самым важным в Законе — справедливостью, милостью и верностью — вы пренебрегаете. И то нужно делать, и другого не оставлять. Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара из вашего питья, а верблюда проглатываете.

Вы очищаете чашу и блюдо снаружи, но внутри они полны тем, что вы награбили в своей алчности и распущенности. Слепой фарисей! Очисти сначала чаши и блюда внутри, тогда и снаружи они станут чисты. Вы- как побеленные гробницы,которые снаружи выглядят красиво, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты. Так и вы снаружи можете показаться людям праведными, но внутри вы полны лицемерия и беззакония. Вы строите гробницы пророкам, украшаете надгробные памятники праведникам и говорите: «Если бы мы жили во времена наших отцов, то мы бы не проливали вместе с ними крови пророков». Тем самым вы свидетельствуете о себе, что вы сыновья тех, кто убил пророков. Ну что же, продолжайте пополнять чашу злодейств ваших отцов!

Змеи, отродье змеиное! Вы еще надеетесь избежать осуждения и не попасть в ад? Вот, Я посылаю к вам пророков, мудрых людей, учителей, а вы некоторых из них убьете и распнете, других будете бичевать в ваших синагогах и гнать из города в город. И потому падет на вас вина за кровь всех праведников, пролитую на земле, от крови Авеля и до крови Захарии, сына Берехии, которого вы убили между храмом и жертвенником. Говорю вам истину: наказание за все эти преступления падет на нынешнее поколение. Евангелие от Матфея 23:1-36 Великий четверг В первый день праздника Пресных хлебов ученики спросили Иисуса: — Где нам приготовить Тебе Пасхальный ужин? Иисус ответил: — Идите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит, что Его время уже подошло, и Он хочет в твоем доме отпраздновать Пасху со своими учениками». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили Пасхальный ужин.

Вечером Иисус и двенадцать учеников возлегли у стола. Когда они ели, Иисус Христос сказал: — Говорю вам истину: один из вас предаст Меня. Ученики сильно опечалились и один за другим стали спрашивать Его: — Не я ли, Господи? С Сыном Человеческим все произойдет так, как о Нем сказано в Писании, но горе тому человеку, кто предаст Сына Человеческого! Лучше бы ему вообще не родиться. Тогда Иуда, предатель, тоже спросил: — Не я ли, Учитель? Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал Своим ученикам со словами: — Возьмите и ешьте, это тело Мое. Затем Он взял чашу, поблагодарил за нее Бога и подал им со словами: — Пейте из нее все.

Это Моя кровь завета, проливаемая за многих людей для прощения грехов. Говорю вам, что Я уже не буду пить плода виноградного до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца.

Страстная неделя — как ее провести?

Страстная неделя, также известная как Чистая неделя, считается самой строгой частью поста. Страстная седмица Первым и древнейшим свидетельством выделения Страстной недели как особого времени литургического года являются дошедшие до нас «Воспоминания» Сильвии Аквитанской (Этерии), которая около 385 г. Страстной неделей или Страстной седмицей называют период перед празднованием Пасхи, когда православные вспоминают события между входом Христа в Иерусалим (так называемым Вербным воскресеньем) и его Воскресением (Пасхой).

Страстная седмица

Страстная неделя - Форум С понедельника, 10 апреля, у православных идет Страстная неделя, которую также называют Страстной седмицей Великого поста.
Вопросы о религии. Почему на Страстной седмице Великий четверг называют чистым Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.

Страстная неделя (страстная седмица)

Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК. Персональные данные ФЗ 152.

Можно печь куличи и красить яйца. В субботу православные завершают все приготовления к празднику и украшение дома. Они приходят в церковь, чтобы освятить куличи и пасхи.

Что нельзя делать В пятницу и субботу верующим не разрешена трудоемкая физическая работа. В эти дни нельзя шуметь, устраивать вечеринки, застолья и праздники. Запрещено ссориться, брать и давать деньги в долг. Строгое питание Страстная неделя — самая строгая в Великом посте. Первые три дня седмицы — понедельник, вторник и среда — отведены под «сухоядение».

В четверг разрешено есть вареные и тушеные блюда без масла. В пятницу верующие не едят целый день. Накануне Пасхи — в субботу — готовят горячую еду без масла и пьют вино.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления , к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы. Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Иисуса Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой.

Другая тема — проклятие смоковницы — прямо связана с исторической ситуацией. Согласно Евангелию Мк. Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает. Великий Вторник — единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё наше внимание обращено на 2 притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах. Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения Евхаристии , умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы. Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников.

Очистительные обычаи. Страстной четверг Страстной четверг повсеместно назывался в народе «Чистым», так как у православных славян на него приходились основные очистительные ритуалы Страстной недели в католическом мире они могли совершаться утром в Страстную пятницу. Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников - для того, чтобы, омывшись ею, избавиться от болезней главным образом - кожных и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней ; мыли и высушивали на солнца предметы домашней утвари например квашню ; приносили домой ветки можжевельника и жгли их дома на листе железа, а затем перешагивали через огонь в апотропеических целях; окружали дом магическим кругом объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др , оберегая дом и домочадцев от всякого зла, от проникновения в дом змей, лягушек и др. Другие обычаи Страстного четверга Страстной четверг был единственным днем в году, когда, как считалось, можно было увидеть домового: для этого брали свечу, принесенную домой с вечерней службы в церкви, и пасхальное яйцо и шли на чердак, где оставляли домовому яйцо, чтобы и он мог «разговеться» на Пасху. Если человеку показывался мохнатый, в шерсти, домовой, то ожидали богатства и удачи, если голый, без шерсти, - нищенства. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот: для этого под угол дома выкладывали для него еду. Ночью ходили в лес, где сняв с себя крест, призывали лешего и расспрашивали его о судьбе.

Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно. Эта нить использовалась потом в народной медицине: ею перевязывали руки, чтобы они не болели при жатве; вплетали ее в рыболовную сеть, чтобы улов был больше, и т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий