Новости памирцы и таджики чем отличаются

Граница, которая разделила памирские народы между Таджикистаном и Афганистаном. Памирцы составляют три процента от общего состава населения Таджикистана и никаким образом не могут представлять угрозы его существованию.

Кто такие Памирские таджики?

В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи. памирцы и таджики чем отличаются: 50 фото и видео. Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков.

ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ

Памирцы говорят на памирских языках, которые отличаются от таджикского языка. Чем памирцы отличаются от таджиков? Как уже говорилось, термин «памирцы» обычно используется в отношении группы иранских жителей Горного Бадахшана в Таджикистане и провинции Бадахшан Афганистана. 9. По Таджикистану проходит знаменитый Памирский тракт, который авторитетные географические и туристические издания постоянно включают его в топы самых красивых дорог мира. лентам новостей всегда показывают таджиков(называя гастербайтером из Средней Азии)ни похожие на истинные таджики,в большенство случаев(это узбаки,турки,лакаи,баллосы,)и другие нации представляют нас Таджиков как они.2.А памирцы у них другой черта лицо,народ очень. Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. На территории современного Таджикистана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая, в горных областях Памира и Гиндукуша, проживают так называемые памирские народы.

Высокогорная граница как результат компромисса двух империй: Британской и Российской

  • Чем отличаются памирцы и таджики сходства и различия
  • Потомки воинов Александра Македонского
  • Памирцы: уникальный народ с богатым наследием
  • Чьи потомки иранцы?
  • Есть ли нормальные таджики?

Как развивалась ситуация

  • Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков - Скачать видео
  • Есть ли нормальные таджики?
  • Таджик сегодня – кто это?
  • Чем Памирские народы отличаются от Таджиков?, Видео, Смотреть онлайн
  • Чем Памирские народы отличаются от Таджиков?, Видео, Смотреть онлайн
  • Отличие памирцев от таджиков

Что значит Памирец?

Правда, утверждается, что Кааба несколько раз перестраивалась, а значит, основной камень и причина поклонения — меньшего размера, чем на фотографиях. Фактически, как пишется в статье в википедии, «камень представляет собой осколки камня чёрно-красного цвета, скреплённые цементным раствором…» Исмаилитов в мире насчитывается 15-20 миллионов, 300 тысяч из них — в Памире. Может быть, столько же в Афгане. И разбросаны они по всему миру.

В том числе, в богатых странах- Америке, Канаде, Европе. Они туда иммигрировали когда-то. И многие из них ныне — бизнесмены, помогают финансами Фонду Ага Хана.

Ещё один признак лёгкого ислама — то, что женщины сами могут подать руку при встрече с мужчиной. Особенно, при встрече с близкими после некой разлуки. Это виделось несколько раз.

В Таджикистане такое можно встретить только в Памире, наверно. Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. Зато поощряются добрые деяния, помощь ближнему и дальнему, какой бы ни был он веры.

Вообще, памирцы всегда славились хорошим отношением к делу, к образованию. Однажды в советское время Памир официально занимал первое место в СССР а по другим данным, и вообще в мире по среднему проценту на душу населения высшего образования!!! То есть, были самыми образованными.

И при Советах же много памирцев занимали высокие посты в других городах Таджикистана, то есть далеко НЕ в памирских городах. Вот это горцы!.. Правда, это со слов самих же памирцев.

А то, как мы знаем, «каждый кулик хвалит своё болото», а порой доказывая это в ожесточённых спорах но памирцы далеко не самые ожесточённые люди, как мне показалось. Ещё у памирцев лошадей нет по крайней мере, не видал ни разу , даже в низинах Памира, где потеплее. По сему, и кумыза нет в отличие от соседствующих киргизов.

Но много молочных изделий, особенно, у чабанов летом, когда почти все коровы со всех кишлаков сгоняются в горы месяца на три. Там у них бывают все те же молочные продукты, что у киргизов, только кумыза нет. Гостеприимство памирцев Но памирские чабаны в целом явно погостеприимнее киргизских будут, как и вообще другие жители Памира.

Здесь в Памире приглашения на чай слышатся постоянно а где чай, там и покушать … В день пешком проходится км по 25-30, и км по 10-50 на машинах. И остаться голодным тут в окружении селений почти невозможно. Да и с ночлегом проблем тоже нет.

Либо кто-то пригласит, либо можно в какой-нибудь дом попроситься. Такое ощущение, что в каждом втором доме могут принять. Причём, однажды даже хозяин гестхауса домашняя гостиница сам пригласил ночевать у него бесплатно об этом особом эпизоде в следующем выпуске … Пожалуй, памирцы — самая гостеприимная нация из всех виденных за все годы путешествий с 2004 по 2019 годы.

Культурные различия между памирцами и таджиками являются важным аспектом их идентичности и способствуют сохранению уникальности и разнообразия этого региона Центральной Азии. Традиции и обычаи У памирцев традиции играют особую роль в их повседневной жизни. Они придерживаются старинных обычаев и верят в духовную мощь своих предков. Основные традиции памирцев связаны с семьей и общиной. Они отводят большое значение браку и семейным ценностям. Важными традициями являются свадьба, рождение ребенка и похороны.

Отмечается также ряд религиозных праздников, которые сопровождаются ритуальными обрядами и традициями. Таджики, с другой стороны, также придерживаются традиций и обычаев, которые формировались на протяжении веков. Важным аспектом их культуры является уважение к старшим и традиционная роль главы семьи. Таджики хорошо знакомы с религиозными обрядами и праздниками и следуют им. Религия играет важную роль в их повседневной жизни и традиционных обычаях. Оба народа отличаются также в своих национальных кулинарных традициях.

У памирцев популярными продуктами являются мясо, молочные продукты и овощи. Особенно славятся пироги и разнообразные блюда из теста. В то время как у таджиков, акцент делается на блюдах из риса, фасоли и мяса. Популярным является плов — национальное блюдо Таджикистана. Таким образом, традиции и обычаи памирцев и таджиков имеют свои отличительные особенности, но они олицетворяют их богатую культуру и наследие. Эти традиции по-прежнему важны в их повседневной жизни и способствуют сохранению их уникальной культурной идентичности.

Язык Таджики, в свою очередь, говорят на таджикском языке. Этот язык является национальным языком Таджикистана и относится к западной группе иранских языков. Он имеет близкую связь с дари, диалектом персидского языка. Таджикский язык также имеет свои грамматические и лексические особенности, отличные от памирского языка. Однако в современном мире оба этих языка взаимопонятны. Многие памирцы, особенно молодое поколение, говорят на таджикском языке, так как он является общепризнанным языком коммуникации на территории Таджикистана.

Также, многие таджики обладают некоторыми навыками владения памирским языком, особенно если они выросли в местах, где проживают памирцы. Интересно отметить, что оба этих языка имеют письменную форму.

По данным Л. Ошанина 4 , горные таджики и памирцы отличаются от узбеков значительным ростом бороды, менее развитой складкой верхнего века, меньшим процентом особей с наличием эпикантуса и более узким лицом узбеки 141—142 мм, горные таджики и памирцы 130—140 мм.

В то же время отметить какие-либо отличия узбеков от горных таджиков и памирских народов в головном указателе не удается. Материалы Киргизской археолого-этнографической экспедиции также показывают, что разница между узбеками и таджиками проявляется в признаках, отражающих долю монголоидной примеси, и в ширине лица, но незаметна в головном указателе 5. Между тем узбеки представлены в материалах Киргизской экспедиции группой без родовых делений, характеризующейся наименьшим включением монголоидного компонента. Таким образом, и из соматологических сопоставлений видно, что таджики, особенно горные, и памирские народы отличаются более грацильным лицевым скелетом, и отличие это, судя по рассмотренным выше краниологическим данным, нельзя объяснить только монголоидной примесью в составе узбеков.

Гипотеза о разных европеоидных компонентах в составе узбеков, с одной стороны, горных таджиков и памирцев — с другой, представляется необходимой. Какой вывод можно сделать из всех этих фактов и сопоставлений? В принципе можно отказаться от идеи связи памиро-ферганской расы с массивным андроновским типом и считать, что только грацильные средиземноморцы в результате перестройки черепной коробки во времени дали начало темнопигментированным брахикефалам, объединяемым под понятием памиро-ферганской расы. Чистыми представителями этой расы являются горные таджики и еще больше памирцы.

Москва подчеркнула важность «создания новой архитектуры евразийской безопасности в качестве одного из элементов многополярного мира». Москва поблагодарила Душанбе за оперативное содействие таджикистанских ведомств расследованию теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле». Перед выступлением группы «Пикник» в зал ворвались вооруженные люди и открыли огонь по зрителям. После этого прогремели взрывы, возник пожар. Жертвами теракта стали 144 человека. Это гражданин Таджикистана 2003 года рождения Джумохон Курбонов. Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету.

Ru» в Дзен и Telegram.

Чем отличаются памирцы и таджики сходства и различия

Разница и особенности Памирцев и таджиков: все, что вам нужно знать 33 фото. Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? изображения. Зеленоглазые и светловолосые: чем уникальны лица таджиков? Как живут таджики у себя на родине: 02 февраля 2015, 11:01 - новости
МИД Таджикистана выразил обеспокоенность массовыми случаями отказа во въезде в РФ Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана».
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков - Скачать видео Хотя формально народности таджикского Памира (или Горно-Бадахшанской автономной области) и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии.
Разница и особенности Памирцев и таджиков: все, что вам нужно знать Сегодня говорим о Памире и его свободолюбивых жителях.
Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся????? Пами́рцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем.

Чем персы отличаются от таджиков?

Чем отличаются Памирцы от Таджиков,все ответы тут. - YouTube Сегодня говорим о Памире и его свободолюбивых жителях.
Что значит Памирец? Ответы на вопрос: 23 памирцы живут на памире, а таджики в России.

Бадахшан — памирцы, разделенные на «крыше мира». Часть первая, Таджикистан

По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4].

Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им.

То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [4].

Среди памирских народов с XIX века распространена легенда об их происхождении от греческих воинов Александра Македонского , или даже от самого Александра Македонского, чем объясняется распространение голубоглазых или зеленоглазых представителей у памирских народов [37]. Никаких научных подтверждений этой легенде нет. В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод.

Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным, затворничество женщин отсутствовало. Исторические условия развития, экономическая отсталость, влияние исмаилитского духовенства и особенности исмаилитской идеологии обусловили сходство многих черт общественности и семейной жизни памирцев, в том числе значительных пережитков патронимии и сословного деления, более длительное бытование больших и неразделённых семей, патриархально-феодальных начал в семье, пережитков древних верований и т. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клёцки, болтушка, лепёшки , в дроблённом виде для густой или жидкой каши , фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, «ширчой» чай с молоком, с добавлением сливочного масла — чай с молоком пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди[ когда? Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом.

К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причём горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Гуйбози човган, конное поло — памирская спортивная игра Таджикская ССР. Земледелие, скотоводство Основное занятие памирцев — земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством.

В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. Скот не отличался хорошим качеством, был маловыносливым и низкорослым. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах йеел , вдали от кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака.

Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Кисляков 1949: 38-39 Области расселения памирцев отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней.

Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки».

Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья.

Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу.

Tortik513 Какой интересный и красивый народ! Разве корона бываеть нация. Придумали себе. Тажик появылся в 12 веке нашего эра а до етого их небыло , незнають откуда их загнали??? В Помире всегда записано 3 нации. Памирские Уйгуры и киргизы называются по своим национальным именам, а таджики этого региона называются нетаджиками. Где логика?

А есть как минимум две сферы, в которых мы могли бы преуспеть. Во-первых, медицина. Несмотря ни на что, у нас только в Москве сейчас более 120 практикующих врачей. Ну и, во-вторых, строительная отрасль. Если здесь создать какой-то проект, то он бы генерировал дополнительный капитал, который нам нужен для наших социальных задач. Если в бизнесе памирцы пока не преуспели, то в социальной и культурной сфере у них есть чему поучиться. За четверть века трудовой миграции они выработали здесь огромный опыт. Началось все с организации. Выходцы из одной деревни связаны друг с другом. Когда-то, еще до эры интернета, они лично встречались каждую неделю, обсуждали свои проблемы, планировали общие дела.

Теперь вместо уличных встреч — чаты в вотсапе. В таком чате может быть от сотни до 300—400 человек. Во главе группы стоит «раис», на иранских языках — председатель. Он отслеживает, какие проблемы возникают у земляков. Кто заболел, кто потерял работу, у кого трудности с жильем или с документами, а кто не может оформить ребенка в школу или детский сад. Кишлачные группы объединяются по районам Бадахшана — шугнанский, рушанский, ишкашимский и т. Все вместе они образуют единую сеть, которая в 2012 году была зарегистрирована как региональная общественная организация «Нур». Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел. Это основной доход диаспоры. Правда, есть и еще один источник дохода.

Небольшие суммы памирское землячество получает от Фонда развития духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV. На эти деньги «Нур» арендует офис и платит две ставки — бухгалтеру и офис-менеджеру. Но вся остальная деятельность финансируется из членских взносов. В составе «Нура» девять отделов: по спорту, культуре, социальным вопросам, образованию, по делам женщин и т. Культурный отдел организует мероприятия вроде тех, на которых выступает Абдумамад. Иногда это камерные встречи для земляков. Но проходят и огромные фестивали , например «Памир—Москва» и «Крыша мира», где выступали не только памирские, но и известные российские музыканты. Образовательная работа сосредоточена преимущественно в офисе организации на «Кожуховской». Там ежедневно идут уроки для детей. Община оплачивает учителей русского и английского языков, а также математики для памирских детей, которым трудно учиться в московских школах.

Пока сил и возможностей организовать образование для детей по другим предметам не хватает. Например, нет преподавания родного языка, и некоторые дети начинают его забывать. Приоритет отдается русскому и другим главным школьным дисциплинам. Это важнее всего. Это предупреждает потенциальные проблемы, когда люди плохо говорят по-русски, когда у них низкая квалификация. И чем больше эта пропасть, тем больше рисков ненужных проблем. И мы занимаемся с нашими детьми, чтобы они были хорошими, квалифицированными специалистами, чтобы у них было максимум взаимоотношений с российским обществом, чтобы они общались со своими сверстниками, а не варились в собственном соку, — рассказывает Карамшо. Но больше всего сил уходит на социальную работу. Диаспора взяла на себя работу с детьми, больными ДЦП, для которых организуют кружки и творческие мастерские. Их родители работают целыми днями и не в силах заниматься этим сами.

Фактически землячество взяло на себя роль социального государства, поддерживая нуждающихся и слабых. Эта традиция взаимопомощи восходит к общинному наследию памирских кишлаков, где соседи издревле помогали друг другу, вместе заботились о сиротах и вдовах. Значение этой работы особенно выросло во время эпидемии, когда тысячи мигрантов одновременно оказались без работы и средств к существованию. В «Нуре» уже в марте создали кризисный штаб, в который вошли главы всех комитетов и раисы районов. Силами волонтеров организовали горячую линию, на которую стекались самые неотложные проблемы.

МИД Таджикистана выразил обеспокоенность массовыми случаями отказа во въезде в РФ

Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т.

В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку. До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде еще не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба лепешек. Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном.

На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких Гинзбург 1937: 17-24.

Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл — доисламский и исламкий. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплащает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов.

Столб Мухаммад — основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений.

Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длинее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырехступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.

Ваханский язык, как разговорный, занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязычным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведётся обычно на ваханском языке [12]. На деньги фонда Ага-хана с начала XXI века в ГБАО кое-где строятся платные школы, в них изучают один из 2 европейских языков на выбор , арабский и русский. Обучение в них ведётся с пятого класса [14].

Для некоторых памирских народностей, проживающих в Китае, языками межнационального общения являются уйгурский и китайский. В Афганистане таковыми являются дари и в меньшей степени пушту [12]. Согласно Конституции Афганистана, памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. В законодательстве Таджикистана декларируется свобода применения памирских языков [15].

Большинство памирцев ГБАО старших лет владеют русским языком, среди них высокий процент лиц, имеющих высшее образование [11]. Этногенез и история[ править править код ] Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона [4]. Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы.

Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту. Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане.

Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.

Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в.

Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в. В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан [17]. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г.

Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17].

Село сохраняет патриархальные устои на основе исламских традиций. Ковры ручной работы стоят очень дорого, но не делают женщин-ткачих зажиточными Обитателей таджикской глубинки отличает гостеприимство и простодушие. Люди живут бедно, но с достоинством. Как в любом патриархальном обществе здесь принято уважать старших, рано создавать семью, рожать много детей и строить отношения согласно предписаниям Корана.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Её предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой».

Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

На четыре женщины в Таджикистане приходится один мужчина. Дисбаланс эксперты связывают с трудовой миграцией. Ежегодно более миллиона трудоспособного населения страны, в основном это мужчины, уезжает на заработки в соседние страны. Светлана Глушкова Видео: почему из Таджикистана уезжают люди Численность и состав населения, продолжительность жизни Последняя перепись 2010 г.

На июль 2016 эксперты оценивают численность в 8,330 млн человек. Возрастная пирамида типична для страны третьего мира. Обращает внимание численное преимущество возраста 25—29 лет, над группами 15—24 года. Первые рождены на закате советской эпохи, вторые — во время общественных потрясений и гражданской войны.

Пирамидальная структура диаграммы чётко выражена На 2016 г. Женщины Таджикистана Говоря о женщинах в Таджикистане, обычно делают упор на бесправие в сельской глубинке, где их положение низведено к ведению домашнего хозяйства и покорности мужу. Согласно данным неправительственных организаций, 47 процентов таджикских мужчин считают, что роль женщины в основном заключается в рождении ребёнка, его воспитании и сидеть дома. За последние 20 лет сотни женщин покончили жизнь самоубийством по причине насилия в семье.

Это явление в основном наблюдается в сельских районах, где проживают до 70 процентов населения Таджикистана. Мужчины-нарушители в зависимости от тяжести содеянного подвергаются следующим видам наказания: штрафу от 1 тыс. Тем не менее многоженство существует в скрытой форме из-за недостатка мужчин брачного возраста.

Российский МИД пока не давал прямых комментариев по поводу ограничения въезда в РФ граждан Таджикистана, однако замглавы министерства Михаил Галузин призвал страны Центральной Азии ориентировать их граждан на следование всем нормам российского законодательства. Как развивалась ситуация Об участившихся случаях недопуска граждан Таджикистана в Россию стало известно в начале недели. Как писало издание «Азия-Плюс» , российские пограничники перестали пропускать машины с таджикистанскими номерами через казахстанско-российскую границу в Оренбургской области. Очень быстро образовался затор из примерно 180 автомобилей. При этом пограничники говорили водителям и пассажирам, что «система неисправна», но продолжали пропускать детей, стариков и граждан других стран. Мы застряли между Казахстаном и Россией.

Другим гражданам разрешают. Около 180 машин, большинство с таджикскими номерами. В каждой машине от 5 до 10-12 пассажиров, большинство из которых женщины и дети», — рассказал один из очевидцев. Другой застрявший на границе мужчина сообщил, что пограничники заявили ему, что не пропустят, «пока не будет приказа изнутри».

Глубинка Таджикистана

Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото Плюс ко всему существуют памирцы, которые свой язык потеряли, говорят на таджикском, но таджиками себя НЕ осознают.
Кто такие Памирские таджики? - Ответы на вопросы про технологии и не только Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков.
Отличие памирцев от таджиков Памирцы исповедуют исмаилизм, а большинство местных жителей являются шиитами-исмаилитами, что довольно нехарактерно для данной территории.
Есть ли нормальные таджики? 33 фото. Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? изображения. Зеленоглазые и светловолосые: чем уникальны лица таджиков? Как живут таджики у себя на родине: 02 февраля 2015, 11:01 - новости
Памирцы: самый загадочный народ СССР: matveychev_oleg — LiveJournal Всего памирцев насчитывается около 300 тысяч человек.

Есть ли нормальные таджики?

Памирцы имеют свои особенности в исполнении религиозных обрядов и праздников. У памирцев также есть своя традиционная одежда, которая отличается от таджикской национальной одежды. Она часто яркая и красочная, отражая культурное наследие этого народа. Памирцы также известны своими ремесленными навыками, особенно в ткачестве и вышивке.

Они создают уникальные и красивые изделия, которые являются популярными среди туристов. В целом, памирцы — это уникальный этнический народ, который имеет свои своеобразные особенности в языке, культуре, религии и традициях. Их уникальное наследие вносит значительный вклад в общую культуру Таджикистана.

Таджики Таджики языково и культурно тесно связаны с другими памирскими народами, такими как памирцы, юзбеки, хазардаги и другими. Однако существуют и определенные различия между этими группами. Таджики — мусульмане суннитского толка, как и большинство жителей Таджикистана.

Ислам играет значительную роль в их жизни и культуре. Таджики отличаются своей гостеприимностью и традиционными ценностями. Одной из особенностей таджикской культуры является также высокая ценность, которую они придают семейным узам.

Семья играет важную роль в жизни таджиков, и члены семьи обычно тесно связаны. В течение многих столетий таджики развивались в окружении различных народов и культур, что влияло на их язык и обычаи. Однако они сохраняют свою идентичность и уникальные черты, делая их отдельным этносом.

Культура и традиции Памирцы: У памирцев богатая и уникальная культура, которая формировалась веками. Одним из важных элементов памирской культуры является приверженность традициям и обычаям, передаваемым из поколения в поколение. Памирцы придают большое значение семье и достоинству личности.

Традиционная одежда памирцев отличается яркими цветами и узорами. Женщины носят платья, украшенные вязаными элементами, золотыми украшениями и платками на голове. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «чахона».

Памирцы также известны своим музыкальным наследием. Они играют на таких инструментах, как рубаб, сетор и гитара сарод.

Больше по теме 53 На территории современного Таджикистана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая, в горных областях Памира и Гиндукуша, проживают так называемые памирские народы. Соседние народы применяют к ним слово «памири», то есть «памирцы». Но этот термин относится не к одному народу, а к нескольким родственным и самостоятельным. Памирцы говорят на языках восточноиранской группы индоевропейской семьи. Это самостоятельные языки. Но также они обычно владеют таджикским это вариант персидского языка фарси , урду и дари. Говорят они на них потому, что это государственные языки стран, в которых памирцы проживают. Ну, и просто людей, владеющих ими, значительно больше.

Общая численность памирцев составляет около 300 тысяч человек. Это, конечно, мало, учитывая многонаселённость вышеназванных стран. Да к тому же надо учесть, что это цифра ВСЕХ представителей памирских народов. А не какого-то одного.

Памир - это горная система на юге центральной Азии и севере Гималаи, расположенная преимущественно на территории современного Таджикистана, но также охватывающая территории Пакистана, Китая и Афганистана.

Давным-давно, где-то в 2008 году, работая главным инженером в сфере альтернативной энергетики, я услышал рассказ нашего штатного водителя, который был родом из Таджикистана. В годы военных действий в стране он был вынужден бежать и оказался в Крыму. Однажды он начал рассказывать мне о том, что в высокогорных районах Таджикистана проживают удивительные и невероятные люди, явно выделяющиеся на фоне общего населения этой страны. Глаза у них сплошь голубые, зеленые, реже карие, но с такими оттенками, которых нигде и никогда он больше не видел. Но самое интересное в его рассказе было то, что звали они себя Ариями, и в определенные дни года мужчины одевали типичные доспехи русского воина картинка будет ниже, правда очень плохого качества и совершали небольшие марши по улицам поселков тем самым отдавая дань, как они говорили, своим великим предкам.

Отзывался он о них в крайней степени трепетности, как буд-то берёг эту тайну. Участник шествия богатырей в Таджикистане. Кому интересно ищите. Если честно, в 2008 году еще не было столько информации в открытом доступе, да и интернета не было в таком количестве как сейчас, но тем не менее, его рассказ задел меня, потому что был по-настоящему искренним. И я ему поверил.

Таджикистан же до сих пор — терра инкогнита постсоветского туризма. Историческая область Бадахшан располагается на территории двух стран — Таджикистана и Афганистана В Бадахшан стоит ехать по нескольким причинам, но все их можно назвать настоящими: настоящие горы — до 7 500 метров высотой; настоящая этнография — в соседних поселках живут крошечные, но отдельные народы со своей собственной ветвью ислама — исмаилизмом и своеобразным укладом жизни; настоящая машина времени — люди по обе стороны границы живут практически так же, как их предки и 100, и 500 лет назад. В таджикском Бадахшане витает дух настоящей опасности — на другом берегу Пянджа продолжаются бесконечные вялотекущие бои , которые иногда докатываются до таджикских застав. Горы Памира И очень важный нюанс — в Таджикистане почти все жители, а в Афганистане некоторые старожилы говорят на русском, что позволяет глубже проникнуться духом региона, больше понять про местную жизнь и существенно упростить путешествие. Наркотрафик через эту границу — самая известная часть путешествия героина из Золотого полумесяца в Россию и Европу. Граница визуально никак не охраняется.

Но, по словам местных, контакты с той стороной сильно ограничены. Общение с жителями Афганистана не приветствуют и осуждают главы местных общин. Поэтому переход границы чреват не столько государственным наказанием, сколько риском отлучения от общины, что является для памирцев мощным стимулом никогда даже не думать о посещении соседней страны. К тому же к афганцам местные в основном относятся пренебрежительно, считая их дикими и некультурными. Все это не мешает одному из самых известных в мире наркопотоков — опиаты из Афганистана переправляют в огромных количествах и без перебоев. Но участвуют в этом совсем не простые жители местных кишлаков, а серьезные люди в погонах и при галстуках.

Таджикский Бадахшан: как попасть и что смотреть В Таджикистане с 1994 года — уже 26 лет — правит бывший директор совхоза Эмомали Рахмон. До 2007 года фамилия звучала как Рахмонов, но потом вечный президент выбросил колонизаторское окончание фамилии. Страна в целом очень безопасная, хотя бывают редкие эксцессы типа ужасного убийства иностранных велосипедистов террористами из ИГИЛ запрещенная в России террористическая организация. Коррупция в Таджикистане цветет буйным цветом, но для туристов начали делать послабления. С 2018 года увеличили до десяти дней срок , в течение которого можно не делать регистрацию. А на въезде в страну выдают бесплатные сим-карты.

Это не говоря о том, что в Таджикистане действует безвизовый режим для всех жителей СНГ, Грузии и Украины — для въезда достаточно действующего загранпаспорта. Его получение — процедура формальная, но необходимая. Можно попытаться проехать без пропуска, но рано или поздно придется давать взятки в непрогнозируемых размерах или вообще попасть под суд. Мне пришлось отдать 50 долларов решалам в милиции в Хороге для оформления пропуска, что в 25 раз дороже официальной стоимости пропуска. Поэтому лучше его получить заранее и не переплачивать.

Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.

Памирцы используют памирский диалект, который отличается от более широко распространенного таджикского языка. Памирцы исповедуют исмаилизм, а большинство местных жителей являются шиитами-исмаилитами, что довольно нехарактерно для данной территории. Чем памирцы отличаются от таджиков? Как уже говорилось, термин «памирцы» обычно используется в отношении группы иранских жителей Горного Бадахшана в Таджикистане и провинции Бадахшан Афганистана.

Памирцы и таджики: сравнение культуры, традиций и особенностей

Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы. До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в "понедельнике, их мама родила". Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути, проходил по памирским горам. Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы. Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения. На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра. Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных.

Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит. Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам.

В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан [17].

В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями.

Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р.

Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления. В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия наукяры , «чокар» — слуги.

В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ. В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй.

В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло. Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18]. Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев.

Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19]. Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия[ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс.

Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.

Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты - исмаилиты - низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23]. Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24].

Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости.

Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация[ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж.

В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу.

Фото: sitravels. В истории были миграционные волны данных народов на территорию современного Памира, в результате которых и произошло смешение различных культур, создав по-настоящему уникальную этническую группу. Местные также поговаривают, что памирцы являются потомками Александра Великого, который отправлялся в труднодоступные горные долины Памира в IV веке до н. Представители данных народов действительно имеют поразительно европейские черты для людей, живущих в столь отдаленном районе Центральной Азии.

Памирцы — потомки малых иранских народов. Фото: globusturspb. История Памира отмечена конфликтами из-за установления власти на территории. Соседние киргизы были постоянными соперниками. В то время как афганские и узбекские правители соперничали за контроль над горным Бадахшаном, где памирцы жили на протяжении XVIII и XIX веков, эти земли также были желанными для русских и британцев.

К 1904 году Россия аннексировала данные земли. После трех лет непрерывной борьбы земли Памира были переданы под власть Советского Союза и в 1925 году объявлены Горно-Бадахшанской автономной областью, которая позже вошла в состав Таджикистана. Памир уже давно населен людьми. Зачастую они используются лишь в бытовой сфере, так как главенствующую роль среди языков Памира занимает таджикский. Этот язык там давно используют в литературной, религиозной и фольклорной деятельности, что позволяет изучать его детям в школах, а также использовать в качестве международного во время встреч с иностранными делегациями.

Постепенно многие диалекты, существующие на территории горного массива, тоже вытесняются таджикским языком.

Как живётся таджикским пенсионерам Восточное почитание старшего поколения не вполне соответствует финансовой обеспеченности пенсионеров. Таджикские мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины — в 58 лет. Средняя пенсия составляет 230 сомони около 30 долларов США. Обеспечением стариков занимается Агентство социального страхования и пенсий при правительстве республики В 2015 г. Власти Таджикистана с удовлетворением встретили результаты исследования. Простой народ — со скепсисом. Возможно, иностранные специалисты чрезмерно доверились официальной статистике.

Культурная жизнь Таджикская культура своими корнями уходит в средневековую персидскую. Персы и таджики близкородственные народы. И те и другие почитают Рудаки, Авиценну, Фирдоуси как своих. С XIX века среди таджиков усиливается просветительская роль России. Совместное проживание русских и таджиков в одном государстве породило феномен современной таджикской культуры. Мирзо Турсун-заде прославил свою родину в стихах В 1929 начал действовать драматический театр, в последующие годы открылся музыкальный театр и балетная школа. С 1931 г. В советское время происходило формирование национальной творческой интеллигенции и научно-преподавательских кадров.

Наиболее популярны и любимы в народе выступления фольклорных ансамблей. Выдающийся просветитель Мирзо Турсун-заде 1911—1978 является классиком как таджикской, так и советской литературы. Русские в Таджикистане Судьбы русских в Таджикистане во многом схожи с участью русских в других среднеазиатских республиках. Массовый въезд по призыву и в добровольном порядке пришёлся на советский период. Численность русских увеличилась до уровня второй основной общины. А развал СССР повлёк за собой их исход в начале 90-х. А ещё от советских времён в Таджикистане остались русские. Правда, очень мало — на всю страну лишь 35 тысяч человек с татарами и другими пришедшими с запада народами — чуть больше 40 тысяч , меньше, чем памирцев и даже отдельно взятых шугнанцев , узбеков и киргизов.

В 1989 году русских здесь было 388 тысяч — то есть община сократилась более чем в 10 раз. Самый характерный русский типаж Таджикистана — это интеллигентная старушка с печатью невзгод на лице. Но российское влияние и присутствие не исчезло. На таджикско-афганской границе есть погранзаставы, полностью укомплектованные российскими пограничниками.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий