Новости операция искра 1943

Операция «Искра»-наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота.

Покупка билета

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началась операция «Искра». Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны. Видеоподборку фотографий о наступательной операции "Искра", кульминацией которой стал прорыв блокады Ленинграда, опубликовал в своем Telegram-канале губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. О том, как советским войскам в ходе операции «Искра» удалось перекусить стальной ошейник гитлеровских дивизий, душивший город с сентября 1941-го, — в материале РИА Новости. Операция «Искра» По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ.

Покупка билета

Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Стратегическая наступательная Операция "Искра" в 1943. От Урицкой операции в итоге было решено отказаться, а Шлиссельбургская была переименована Сталиным в операцию «Искра» — она была назначена на начало января 1943 года. Подвиг января 1943-го вспоминают там, где проходила тяжелейшая операция «Искра» — на берегу Невы, у музея-диорамы рядом с Синявинскими высотами. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского.

Материалы рубрики

  • 12 января 1943 года - Началась "Операция «Искра" - Русский Исполин
  • В смертельном кольце
  • 18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда | Пикабу
  • Операция «Искра» — Википедия Переиздание // WIKI 2

Сложная местность для обороны и наступления

  • Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»
  • Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда - Знаменательное событие
  • Как прорывали блокаду Ленинграда
  • Операция Искра
  • Одна на всех: операция “Искра”
  • Подпишитесь на рассылку

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

Вскоре его подвиг повторил командир пятой роты 533-го полка 128-й стрелковой дивизии старший лейтенант Яков Богдан. Группа штурмовиков Ил-2 в воздухе Фото: waralbum. Их встретил огонь зениток. Ил-2, которым управлял летчик Иван Пантелеев, загорелся. Пламя подбиралось к кабине, но пилот вместе со стрелком Петром Сологубовым продолжали атаковать вражеские позиции. Они хладнокровно сбросили по целям все снаряды, а потом Пантелеев направил пылающий Ил-2 в гущу вражеских машин.

Вместе с бойцами Орлов заставил замолчать огневую точку гитлеровцев. Его не остановило ранение. После боя Орлова нашли на огневой позиции вражеского пулемета. Он и мертвый не выпускал из рук оружия. Советский санитар несет раненого бойца с оружием во время прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum.

На этом участке гитлеровцы в плен не сдавались, сражались до последнего патрона, выдерживали суровые рукопашные бои. Врач трудился практически без прикрытия в 100 м от вражеских автоматчиков. Осколком ему оторвало два пальца на руке. Все санитары погибли. Доктор сам перевязал себе кисть и, стиснув зубы, продолжал работать под обстрелом.

Его вынесли с поля боя со сквозной раной в стенке легкого. Восемь месяцев Краснопеев потом провел в госпиталях — не доктором, а пациентом. Но войну закончил в Берлине. Кстати, большую помощь врачам и сестрам милосердия оказывали в тех сражениях собаки. Ленинградским девушкам удалось на собачьих упряжках вывезти с поля боя около тысячи раненых.

Встреча фронтов Прорвать немецкую оборону удалось в районе рабочих поселков близ Синявинских высот. В тот же день был освобожден город Шлиссельбург, стоящий у истока Невы. Перешло под контроль Красной армии южное побережье Ладоги. Но — только узкая заснеженная полоска, без коммуникаций. Немецкая артиллерия простреливала этот плацдарм, но захватить его вермахт больше не мог.

Освободить станцию Мга и восстановить железнодорожное сообщение по линии Ленинград — Волховстрой не удалось. Значит, нужно было срочно строить новую ветку. Саперы Волховского фронта во время боя у проволочных заграждений Фото: waralbum. На несколько минут они забыли об усталости, о ранениях. Все понимали: это — прорыв, победа!

Разведка была активизирована по всей прифронтовой линии, враг не должен был разгадать намерения советского командования. Да и осведомленных о самом плане операции было немного, «Искра» разрабатывалась строго ограниченным кругом штабных сотрудников. Но в январе 1943-го, незадолго до начала наступательной операции, противнику стало известно о полной готовности советских войск к атаке. Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки.

В ночь на 11 января 1943 года войска заняли исходные позиции. Масштабы сражений и перелом фронта Захваченные после прорыва трофеи. На кону у Красной армии стоял не только крупнейший советский город, но и честь всего фронта. Нельзя было сдаваться и немцам. После сложнейших атак и неимоверных потерь в полночь 18 января радиодиктор объявил, что военная блокада прорвана.

Ленинградские улицы и проспекты накрыло всеобщее ликование. Не сдерживая эмоций, ленинградцы неустанно благодарили военных за прорыв блокады. Конечно, достигнутый результат в общевоенных масштабах выглядел достаточно скромно, ведь ширина образованного коридора составляла от силы 11 км. Основная суть заключалась в символическом значении прорыва. Улучшилось и материально-техническое снабжение города.

В ноябре 1942 г. План был утверждён, и И. Сталин предложил название операции — «Искра», объяснив это тем, что все попытки прорвать блокаду закончились неудачей, а теперь из этой искры должно разгореться «пламя».

Ночью 12 января советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника в полосе прорыва, а также по аэродромам и железнодорожным узлам в тылу. Ленинградский и Волховский фронты при взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом, Ладожской военной флотилией и авиацией дальнего действия начали наступление с целью разгрома «мгинско-синявинской» группировки противника и обеспечения надежной железнодорожной связи Ленинграда со страной.

На правом, на Мгу, — 45-я гвардейская дивизия полковника Анатолия Краснова. В центре были задействованы 268-я дивизия полковника Семена Борщева и 136-я генерала Николая Симоняка. Во втором эшелоне у Ленинградского фронта находились три стрелковых дивизии и две бригады тяжелых и средних танков. Резервы планировалось ввести в бой не позднее вторых суток операции. Борщев вспоминал, что на сборах Говоров не давал поблажек никому. Когда один из артиллеристов принял неправильное решение, командующий Ленинградским фронтом заметил ему, что он «стреляет» по своим войскам, и тут же отстранил от занимаемой должности.

Лестницы и багры в качестве оружия пехоты Старались учесть все. Например, чтобы в бою не терять управление войсками, дивизии Духанова были дополнительно оснащены радиостанциями. Будучи артиллеристом по воинской специальности, Говоров образовал несколько артгрупп из 1870 орудий и минометов — от дальнобойной до контрминометной. В отдельную группу были сведены дивизионы «катюш». Нашлось место и сверхмощной 406-миллиметровой морской пушке.

Покупка билета

Операция "Искра": 18 января советские войска прорвали блокаду Ленинграда - Толк 18.01.2022 Операция "Искра". Кто руководил сражением, зачем в небе кружили аэростаты и сработал ли секретный план генерала Симоняка?
12 января 1943 года - Началась "Операция «Искра" - Русский Исполин Операция «Искра» По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ.
В Петербурге опубликовали архивные фото времен прорыва блокады Операция «Искра» стала первым шагом к спасению города на Неве.

Пока держится Ленинград - держится весь фронт

  • В смертельном кольце
  • Операция 'Искра'
  • Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.
  • Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады

104 Прорыв Ленинградской Блокады Операция Искра 1943 год Великий перелом История России XX век

TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.
Одна на всех: операция “Искра” Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года.
Операция "Искра": 18 января советские войска прорвали блокаду Ленинграда - Толк 18.01.2022 Операция «Искра» стала первым шагом к спасению города на Неве.
Операция «Искра». Как прорывали блокаду Ленинграда под гимн «Интернационал» После начала операции «Искра» 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.

Пятая попытка

Говоров и Мерецков получили указания подготовить операцию с условным наименованием «Искра» к 1 января 1943 года. Операция «Искра» в историографии Операция «Искра» в официальной российской историографии имеет точные временные рамки 12 — 30 января 1943 года. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны. От Урицкой операции в итоге было решено отказаться, а Шлиссельбургская была переименована Сталиным в операцию «Искра» — она была назначена на начало января 1943 года. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.

Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда

Операция Искра С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда | Пикабу Операция "Искра". Кто руководил сражением, зачем в небе кружили аэростаты и сработал ли секретный план генерала Симоняка?

«Январский гром» после «Искры»: как Ленинград освобождали от блокады

По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжелых зимних условиях под обстрелами и в мороз буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. За время эксплуатации дороги свыше 15 тыс. На Дворцовой площади было воссоздано историческое фото: рядом с аркой Главного штаба установлен танк КВ-1 из музея «Битва за Ленинград» им. Историю боевой машины поведала выставка из фотохроники военных лет и фоторабот по восстановлению КВ-1 до ходового состояния. Акцию организовал военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа при поддержке регионального отделения РВИО в Ленинградской области. Корреспондент портала «История.

РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни». Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера.

Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург.

Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И.

По побережью Ладожского озера начала строиться насыпь железной дороги, чтобы подстраховать город на случай неудачи операции по разблокированию и попытаться снабжать его сухопутным путем. Вот с такими вводными мы подошли к 12 января 1943 года - дню начала операции «Искра». В этот день была очень плохая погода, авиация летала плохо, но артиллерия отработала, как нужно, пехота пошла в атаку. Со стороны Волховского фронта принимали участие в наступлении 2 ударная и 54 армии - те люди, которые пытались прорвать линии обороны противника весь предыдущий год.

Они были здесь не новичками. К тому же им придали большое количество артиллерии, в том числе реактивной, авиации. Со стороны Ленинграда тоже были опытные бойцы, которые всю блокаду провели в городе. Для немцев это наступление стало полным шоком. Они ждали, что русские перейдут в наступление, когда Нева замерзнет окончательно, чтобы переправить танки.

Ждали наступления у Невского пятачка, но на него пришелся лишь отвлекающий удар. В течение первых двух дней немцы не вводили в бой резервы, так как ждали наступления через Любань. И пусть в первые три дня наше продвижение шло медленно, но ставка на двойной удар и артиллерию оправдалась. Генерал Леонид Говоров, командующий Ленинградским фронтом, грамотно маневрировал и использовал пушки. Легкие танки Т-60 стали надежной опорой дивизий, которые наступали навстречу Волховскому фронту.

Сказалась и хорошая подготовка штурмовых батальонов: с помощью альпинистского снаряжения бойцы преодолевали ледяные подступы, взрывали насыпи укрепрайонов под прикрытием артиллерии.

Усилив оборону боевыми группами из состава 61-й, 121-й и 217-й пехотных дивизий, немецкие войска остановили наступление 54-й армии [43]. Безуспешные попытки продолжить наступление предпринимались частями 54-й армии до 27 февраля.

В итоге соединения армии продвинулись на 3—4 км на 5-километровом участке фронта и не выполнили главную задачу, что не помешало К. Мерецкову в своих мемуарах положительно оценить результаты наступления: «54-я армия проводила операцию, направленную на то, чтобы не позволить врагу создать под Мгой сильную группировку с целью ликвидировать только что созданный коридор к югу от Ладоги. Армия нанесла удар в сторону Чудова, сумела отвлечь на себя фашистские войска, предназначенные для прорыва к Шлиссельбургу, и свою задачу выполнила».

На службе народу [8]. Продолжение наступления 67-й и 2-й ударной армий[ править править код ] В ходе продолжения операции «Искра» в феврале 67-я армия и 2-я ударная армии должны были решить несколько задач: взять штурмом немецкий узел обороны в районе 1-го, 2-го Городков и 8-й ГРЭС , захватить Синявинские высоты и во взаимодействии с 55-й и 54-й армиями разгромить мгинско-синявинскую группировку противника. Таким образом, была восстановлена сухопутная связь с Невским «пятачком» и небольшой выступ во фронте в этом районе был срезан.

Всего части 67-й армии сумели продвинуться на 5 километров, но из-за значительных потерь дальнейшее наступление были вынуждены прекратить [44]. Бои сразу же приняли крайне ожесточённый характер. Так, в течение 10 дней части 2-й ударной армии силами 35 батальонов штурмовали высоту 43.

Одновременно 73-я морская стрелковая бригада, 80-я и 364-я стрелковые дивизии, а затем и 64-я гвардейская стрелковая дивизия, усиленные значительной артиллерийской группировкой, штурмовали высоту с отметкой 50. Высоты несколько раз переходили из рук в руки, но в конечном итоге части 21-й немецкой пехотной дивизии и 540-го штрафного батальона при поддержке нескольких танков «Тигр» сумели удержать их в своих руках. После нескольких дней относительного затишья 12—13 февраля атаки частей 2-й ударной армии на Синявинские высоты возобновились и продолжались до конца февраля, но вновь успеха не достигли [46] [47] [45].

Таким образом, наступление 2-й ударной армии успеха не имело и было прекращено [44]. В результате части 128-й, 18-й и 11-й советских стрелковых дивизий попали в окружение и понесли тяжёлые потери, а линия фронта сместилась севернее дороги Синявино — Гонтовая Липка [48]. Войскам всех четырёх армий 54-й , 55-й , 67-й и 2-й ударной было предписано временно прекратить наступление и закрепиться на занимаемых рубежах, а командующим фронтов к 3 марта представить соображения по проведению очередной совместной наступательной операции [49].

Несмотря на то, что наступление Северо-Западного фронта в феврале, так же, как и под Ленинградом , не достигло поставленных целей, советское командование всё-таки рассчитывало осуществить план «Полярная Звезда» в марте, но уже с более скромными целями [50]. Согласно очередному плану Ставки ВГК Северо-Западный фронт переходил в новое наступление 4 марта в направлении Старой Руссы , а 55-я армия Ленинградского фронта и 8-я армия Волховского фронта — 14 марта, получив прежнюю задачу — окружить и уничтожить мгинско-синявинскую группировку противника. Обескровленные 67-я и 2-я ударная армии должны были присоединиться к наступлению только в случае успеха на флангах [50].

В начале марта 1943 года из-за резко изменившейся обстановки на южном фасе советско-германского фронта операция «Полярная Звезда» была фактически отменена. Войска Северо-Западного фронта всё-таки начали наступление 5 марта. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не сумели подготовиться к наступлению к 14 марта и начало операции было перенесено на 5 дней.

К этому моменту войска Северо-Западного фронта, не добившись успеха, уже завершали операцию, которая была окончательно прекращена 17 марта. Продолжение наступления, 19 марта — 2 апреля 1943 года[ править править код ] 19 марта 55-я армия начала наступление из района Красного Бора в направлении Ульяновки. В начале операции войска армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километров и продвинуться вперёд до 2,5 километров.

В дальнейшем, после ожесточённых боёв, передовые части армии продвинулись на 8—10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки [52]. Соединения 55-й армии до начала апреля неоднократно пытались возобновить наступление, но успеха так и не достигли. Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново.

На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино.

Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом.

Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь.

В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия.

Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55].

Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага.

Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой.

Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта.

В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские.

Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки.

Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление.

Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами.

Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов.

На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2.

В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация.

Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях.

Она предвещала большую Ленинградскую Победу, которая наступит годом позже", - написал губернатор. Подборка опубликованных фотографий была подготовлена совместно с Архивным комитетом.

Операция "Искра" проходила с 12 по 30 января 1943 года.

Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы

Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. О том, как проходила операция «Искра» мы расскажем в следующих публикациях. Операции было присвоено кодовое наименование «Искра» и назначена дата готовности к ней — 1 января 1943 года. 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. 80 лет назад в 1943 году началась наступательная операция "Искра", результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда.

Операция «Искра»: как это было

Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц: «Третье письмо на Каму», 18—19 января 1943 года... О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо. Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале.

Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом. За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось.

И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. Из них 8 км — по прифронтовым районам.

Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток. Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение.

На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли.

На протяжении минувшего 1942 года Красная Армия два раза пыталась прорвать блокаду Ленинграда в ходе Любанской и Синявинской операций, однако обе попытки оказались безуспешными. Ленинград, а вместе с ним войска Ленинградского фронта и Балтийский флот, уже 16 месяцев находились в полной изоляции от основной части СССР, сообщение с ней осуществлялось лишь по «Дороге жизни» на Ладожском озере. На начало 1943 года войска Ленинградского фронта держали оборону на южных и юго-восточных подступах к городу рубеж Урицк — Пушкино — южнее Колпино — правый берег Невы , а также на Карельском перешейке, на северных рубежах. К решению об очередной попытке прорыва блокады Ленинграда ставка ВГК пришла на волне успехов советских войск под Сталинградом. Масштабное контрнаступление и окружение группировки Паулюса зимой 1942-го в корне переломило ситуацию на фронте, создав хорошие предпосылки для новых стратегических операций.

В ноябре 1942 года командованием Ленинградского фронта были внесены предложения о подготовке третьего, решающего наступления. К участию в ней привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, позиции которых разделялись 15-километровым коридором — так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ, или «бутылочное горлышко». Он подходил к Ладожскому озеру и замыкал блокадное кольцо. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов — с запада изнутри кольца и с востока. Общий контроль от Ставки за операцией осуществляли Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и генерал армии Георгий Константинович Жуков, звание Маршала которому было присвоено в разгар операции «Искра», 18 января 1943 года. Непосредственное выполнение поставленных задач на главном направлении возлагалось на 67-ю армию Ленинградского фронта командующий — генерал-лейтенант М.

Духанов и 2-ю ударную армию Волховского фронта командующий — генерал-лейтенант В. Ударная группа Волховского фронта должна была нанести главный удар в направлении Синявино и, прорвав немецкую оборону, соединиться с Ленинградской группой, которая в свою очередь должна была наступать ей навстречу, перейдя по льду Неву и прорвав оборону на участке Дубровка — Шлиссельбург. Действия 2-й ударной армии поддерживались 8-й командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков и 54-й командующий — генерал-лейтенант А. Сухомлин армиями, действия 67-й армии — 55-й армией командующий — генерал-лейтенант В. Авиационную поддержку войскам Ленинградского и Волховского фронтов осуществляли соответственно 13-я командующий — генерал-полковник авиации С.

Рыбальченко и 14-я командующий — генерал-лейтенант авиации И. Журавлёв воздушные армии, кроме того, артиллерийскую поддержку оказывали корабли Ладожской военной флотилии и Балтийского флота.

Он прикрывал приморские фланги фронта, поддерживал сухопутные войска своей авиацией и огнём корабельной артиллерии. Кроме того, флот удерживал ряд островов в восточной части Финского залива, чем прикрывал западные подступы к городу. Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота. Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО.

Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов.

Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду. Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус. Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии.

Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное. Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера.

Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf.

N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов. Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин. На каждый километр фронта приходилось 10—12 дзотов и до 30 орудий и минометов, а вдоль всего берега Невы протянулись траншеи полного профиля.

Здесь имелись две линии траншей, синявинский узел сопротивления, отсечные позиции, а также опорные пункты. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Этот рубеж являлся позицией дивизионных резервов до одного полка немецкой группировки. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район. Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной.

Он сам не выезжал в Ленинград, ему было достаточно смотреть на планы и понимать, что там происходит. Главной идей было - ударить с двух сторон. Почерк Жукова угадывался в том, что фронты выступают и взаимодействуют между собой одновременно. Еще одна визитная карточка Жукова - оперативная маскировка. Немцы, конечно, ожидали, что зимой русские снова попытаются прорваться. Но где и какими силами, они не знали.

Наши войска были тщательно замаскированы и передвигались только по ночам. Им запретили любое радиообщение. Времени на раскрытие местонахождения прибывших из тыла частей Красной армии у немцев просто не было. Второй важный момент - подготовка кадров. Командиры и солдаты получили время на обучение. Были организованы штурмовые батальоны с танковой поддержкой в каждом полку.

В тылу обоих фронтов построили копии немецких укреплений, которые наши штурмовики ежедневно атаковали, нарабатывая наступательную практику. Солдатам выдали даже «кошки» для штурма ледяных валов. Важная роль принадлежит Генеральному штабу во главе с маршалом Александром Василевским.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий