Согласно официальной информации, Ленин и его жена Надежда Крупская потомства не имели. Тем не менее вождю пролетариата приписывают сразу нескольких внебрачных детей.
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
Репрессированы расстреляны, погибли или сидели в лагерях - 11 человек. В 1938 и 1950 годах был осужден за контреволюционную деятельность, в общей сложности 17 лет провел по лагерям и ссылкам. Жена Георгия Сафарова. В 1937 году был отстранён от работы в Коминтерне и арестован. Приговорён к 8 годам лагерей. В 1939 года приговорен еще к 4 годам лишения свободы за «незаконное хранение оружия» - револьвера, хранимого в память о революционной деятельности. Убит 22 апреля 1942 года. По свидетельствам очевидцев, Платтен болел и не мог работать, тогда конвоир вывел его в кусты и застрелил. Первая жена Г. В 1934 году арестована и выслана в ссылку в Якутию на 5 лет.
Затем арестовывалась также в 1937, 1946 и 1951 годах и была освобождена только в 1954 году, будучи тяжело больной. Умерла в доме престарелых. В 1934 году арестован, исключён из партии и вскоре осуждён на десять лет тюрьмы по делу «Московского центра». В 1936 году приговорён к высшей мере наказания по делу Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра. Сын Г. В 1934 году после убийства С.
Но в ходе революционной борьбы она влюбилась в родного брата своего мужа и вышла за него замуж. От него она родила еще одного мальчика.
В 1907 году ее сослали в Архангельскую область, куда приехал и Владимир Арманд, ее второй муж. Но он там заболел туберкулезом, ему разрешили отбывать ссылку в других местах, более благоприятных. Инесса Федоровна принимала активное участие в создание Лениным третьего интернационала. Она была очень видной деятельницей международного женского движения. И не случайно, когда произошла в нашей стране великая октябрьская революция, она заняла одну из видных должностей в Москве. Потом она занималась женским движением. Но болезнь сказывалась. И в 1919 году она уехала на Кавказ, чтобы лечиться и ухаживать за другими больными товарищами.
К сожалению, там она заразилась холерой и умерла.
На нем френч цвета хаки. На Крупской — белая блузка, которые она предпочитала в жизни. На другом фото вождь мирового пролетариата держит кошку на руках. На еще одном цветном фото — Ленин с сестрой Марией Ульяновой, на которой светло-голубая юбка.
Из весны 1878 года я запомнила особенно ясно, что как Володя, так и Оля много болели малярией, которую матери никак не удавалось победить. Особенно злыми и упорными были приступы этой болезни у Володи. Мать серьезно начала беспокоиться и пригласила какого-то специалиста. После его посещения я увидела мать в слезах: "Доктор нашел, что у Володи есть что-то в легких, что его надо бы в Италию везти, а на какие это средства? Благоприятный результат был достигнут переездом не в Италию, а немного ближе - через дорогу".
Оказалось, что в подвале квартиры Косолапова которую Ульяновы снимали в Симбирске под полом стояла вода, чем и можно было объяснить упорную малярию. Когда Владимир Ильич был еще ребенком, его возили к одному из лучших русских окулистов казанскому профессору Адамюку. Не имея, очевидно, возможности точно исследовать мальчика и видя на дне его левого глаза кое-какие изменения, профессор принял этот глаз за плохо видящий от рождения. Матери ребенка было сказано, что помочь горю нельзя. Ленин всю жизнь жил с мыслью, что он левым глазом ничего не видит.
Уже в последние годы его жизни оказалось, что левый глаз был просто близорук в 4 - 4,5 диоптрии. Были ли у Ленина романтические увлечения до женитьбы на Крупской? Никаких свидетельств о том, что он испытывал юношескую влюбленность, нет. Сестра Ольга перезнакомила брата со всеми своими гимназическими подругами, он с удовольствием помогал им готовить уроки. Но девочки стеснялись его - серьезного, начитанного.
Однажды, когда Ольга заболела, она попросила брата передать записку подруге Вере Юстиновой. Но свидание не состоялось. Вера сказала, что Владимир убежал от нее, а он - что убежала Вера, сконфузившись перед старшеклассником.
СПУТНИКИ #18. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ
Ленин с Крупской в 1904 году за два месяца 400 километров пешком прошли по швейцарским горам. Надежда Крупская и Владимир Ленин: страсть, замешанная на революционной борьбе. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская.
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает
История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин. История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. Репродукция картины художника Н. А. Сысоева "В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции в Кашино".
Тайна бездетности Ленина и Крупской: почему у вождя пролетариата не было детей
Так ли уж хотел он, чтобы Крупская была с ним? Ленин и Крупская сознательно отказывались от нормальных буржуазных отношений в семье, они воспринимали свой союз в первую очередь и главным образом как сотрудничество ради дела революции. И все же пусть эти двое никогда не высказывали при других чувств, что связывали их, очевидно, что Ленин и Крупская в 1897 году были вполне приятны друг другу и считали, что в обозримом будущем им будет удобно и хорошо жить и работать вместе. Итак, Надежда, сосланная в Уфу, испросила разрешения посетить Ульянова на правах невесты, и, когда она приехала к Володе в Шушенское, они быстро поженились, чтобы больше не разлучаться. В 1910 году в Париже тридцатилетний Ульянов познакомился с Инессой Арманд и влюбился.
Инессе - под таким именем ее все знали - было тогда 36, она занималась марксистской работой и уже была матерью пятерых детей и вдовой. Подрывной работой Инесса начала заниматься еще в России. В Париже она примкнула к большевикам. Судя по архивным фотографиям, Инесса Арманд была очень красива.
Отношения между Лениным и Инессой развивались постепенно. Позже в письмах к Ленину Инесса очень красноречиво рассказывала о тех днях.
Другой главной причиной невозможности иметь детей была базедова болезнь Крупской, которая особо активно начала проявлять себя в период второй эмиграции, в 1912-1913 гг. Именно там известные врачи Багоцкий и Ландау поставили Надежде Константиновне этот страшный диагноз. Владимир Ильич повёз её на лечение в Швейцарию к врачу с мировым именем Теодору Кохеру, который назначил операцию. В Берне, в ожидании операции, Владимир Ильич ежедневно навещал жену в больнице. Почти месяц родные не получали никаких известий.
Лишь 26 июля он сообщил матери: «Операция, видимо, сошла удачно, ибо вчера уже вид был у Нади здоровый довольно, начала пить с охотой. Операция была, по-видимому, довольно трудная, помучили Надю около трех часов — без наркоза, но она перенесла мужественно. В четверг была очень плоха - сильнейший жар и бред, так что я перетрусил изрядно. Но вчера уже явно пошло на поправку, лихорадки нет, пульс лучше и пр. Она была для него не просто «удобным человеком», как в своё время писал известный лениновед Дмитрий Волкогонов. А вот потерять близкого, дорогого его сердцу человека Ленин боялся, - подчеркнула Елена Горбунова. В экспозиции есть и последнее письмо Ленина от 5 марта 1923 года 6 марта произошёл очередной инсульт , которое он уже смог только продиктовать.
Оно адресовано Иосифу Виссарионовичу Сталину, возглавившему партию большевиков и вставшему во главе государства после смерти Ленина. Эти слова как нельзя лучше передают отношения Ленина к Крупской. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего и говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня». В январе 1924 года самочувствие Владимира Ленина резко ухудшилось. В последние дни его жизни рядом с ним была Надежда Крупская. С тех пор моя жизнь шла следом за его жизнью, я помогала ему в работе, чем и как могла», - писала в воспоминаниях Надежда Константиновна.
Это постановления ЦК партии: о деревенских библиотеках и об изданиях популярной литературы для них 1925 г. Она инициировала всесоюзную перепись библиотек в 1934 году, библиотечные и библиографические съезды.
Отдельные историки упрекают Крупскую в том, что она поддержала восстановление цензуры, организовав изъятие из библиотек антихудожественной и контрреволюционной литературы, из-за чего все антисоветские книги оказались только в научных библиотеках, да и то в спецхране. По этому поводу Крупская писала, что Ленин никогда не затрагивал вопросы чистки фондов. Он всегда говорил: надо комплектовать их как можно богаче. Жаль, она не добавила, что Ильич однажды даже написал в ЦК партии: как только освободим территорию, занятую белогвардейцами, все их книги, статьи, манифесты, листовки нужно собрать и разместить в библиотеках, чтобы люди читали и видели, что они готовили для страны. Вклад Крупской в обучение библиотекарей — ещё одна большая тема. Напомню лишь, что в 1930 году она организовала Московский библиотечный институт ныне Московский государственный институт культуры. Кстати, когда в США задались вопросом, почему Советский Союз первым покорил космос, американские учёные ответили своему президенту так: во-первых, у русских весьма большая сеть библиотек, поэтому они очень квалифицированно готовятся к своим достижениям во всех областях техники; во-вторых, у них вузы и школы работают лучше наших. А теперь мы сами вынуждены признать, что отстали.
У нас плохие библиотеки, новое поколение мало читает. А ведь Надежда Константиновна на первое место всегда ставила библиотечное обслуживание детей и молодёжи. У нас пропущена эра «цифры». Недавно в Международной академии информатизации по этому вопросу была конференция. Там с сожалением отмечалось, что цифровую экономику до библиотек так и не довели. И вот ещё что: мы теряем сеть библиотек. Директор нашей библиотеки ставит вопрос, что надо хотя бы постараться крупные московские библиотеки с их старинными укладами и редкими фондами сберечь, воспользовавшись тем, что некоторые из них защищают свой статус объектов культурного достояния. Этот факт часто недооценивается, в том числе и историками Компартии, это касается и наследия Крупской.
Не было бы в нашей Советской стране столь много библиотек — не было бы и Победы в Великой Отечественной войне, не было бы и других достижений. Творчество Крупской нужно изучать и изучать. Она была повседневно теснейшим образом связана с низовыми библиотеками страны. Она каждый день получала оттуда десятки и сотни писем и горела желанием как-то им помочь. И помогала. Нынешние же власти этого не делают. Они не знают того, что происходит на местах, или просто отмахиваются от этих проблем. Они сокращают 500—700 библиотек в стране ежегодно, вместо того чтобы озаботиться хотя бы стабилизацией сети муниципальных, детских и юношеских библиотек.
А Крупская, наоборот, стремилась к расширению этой сети во всех направлениях. И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа. Я помню из своего детства, когда к нам в село возвращались после учёбы в Москве или в другом городе молодые люди с «поплавком» на груди это такой значок, выдававшийся по окончании вуза , то на них все смотрели с уважением. И какая это была гордость для их родителей! Надежда Константиновна сделала всё, чтобы библиотеки органично вписались в это новое отношение к знанию и просвещению. Они были связаны с важнейшими этапами развития Советской страны. Национализация, коллективизация, индустриализация, строительство Днепрогэса, подъём целины — всему этому помогали библиотеки. Я помню в советские годы, когда работал методистом в юношеской библиотеке, то два месяца провёл на строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Там в каждом посёлке были библиотеки. И я с коллегами приезжал туда из Москвы оказывать методическую помощь. В советские годы динамика подъёма библиотечного дела была большая. А что сейчас? Позвольте, я зачитаю то, что сообщил научно-методический отдел Российской библиотечной ассоциации: «Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. Многие из оставшихся переведены на сокращённый режим работы.
Такие потери в нашем деле были только в годы Великой Отечественной войны. Я недавно по этому поводу написал статью, в которой задал вопрос: кто у нас и с кем сейчас воюет? Библиотекарь в советские годы был просветителем. И этот постулат в вузовские программы заложила именно Крупская, которая была основателем институтов культуры в двух наших столицах. Сейчас библиотекарей для этой просветительской роли там не готовят. И это большая проблема. Государство никак не может понять, что оно хочет от библиотек. Ныне идёт их перепрофилирование в культурно-досуговые центры.
В связи с этим я всем говорю, что вы можете поскакать здесь хоть зайчиком, но главное в работе любой библиотеки — это обращение людей к её информационным ресурсам. Сейчас идёт полная дискредитация библиотечного дела. В Архангельской области был случай, когда стали изымать из фондов даже произведения Толстого, Лермонтова, Пушкина… И такие вопиющие случаи из-за того, что во главе многих управлений культуры находятся неграмотные, непрофессиональные люди. А нынешний министр культуры? Я понимаю, что он не обязан во всём разбираться одинаково хорошо. Но почему в его многочисленном окружении нет ни одного специалиста библиотечного дела? Не понимаю, как можно строить культурную политику без профессиональных людей? Библиотека — это не место для развлечения.
Увы, сегодня книга теряет свою былую сакральность, и саму библиотеку всё реже сравнивают с храмом. И ещё. В 1929 году вышла брошюра Крупской «Что писал и говорил Ленин о библиотеках». Увы, сегодня в учебных программах вузов культуры этой брошюры нет. Задавая этот вопрос, прежде всего хочется продолжить разговор о проблеме кадров. Ныне стали забывать, что Ленинградский институт культуры, как и многие библиотеки страны, носил имя Крупской. И сегодня, когда в библиотечном деле кризис, мы по-настоящему можем осмыслить, что сделала Надежда Константиновна Крупская — ведь большое видится на расстоянье. А это 350 тысяч только массовых библиотек, появившихся в некогда лапотной, безграмотной России всего за 20 лет.
Я помню, как к нам в Ленинку, где я работала в советское время, приезжали коллеги из Западной Европы.
Дело в том, что Крупская была бесплодной. Незадолго до свадьбы Надежда Константиновна попала в тюрьму и простудилась. Возникшие осложнения болезни затронули и внутренние органы. Возможно, Крупская могла бы вылечиться, но условия жизни революционерки были тяжелыми.
Годовщина свадьбы Ленина и Крупской
Тогда Иосиф Виссарионович принялся грубить Надежде Константиновне. Та пожаловалась Каменеву, и Сталину пришлось извиняться. Однако вскоре генсек вновь нахамил супруге вождя. На этот раз за Крупскую вступился сам Ленин. Ильич отправил Сталину записку с требованиями извиниться перед Надеждой Константиновной, в противном случае пригрозил ему полным разрывом отношений. Ситуация не изменилась и после смерти Ленина. Крупская продолжала мешать Сталину. Так, по словам Светланы Аллилуевой, Надежда Константиновна была против выставления тела своего мужа на всеобщее обозрение. Впрочем, Юрий Лопухин, автор издания «Как умер Ленин. Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет. Мало того, она выступала на съезде с речью, посвященной памяти Владимира Ильича, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея.
Однако общей картины это не меняет.
Да, она привлекает своей яркостью, необычностью, умением "не погружаться в быт". А вот для обычной жизни, для "рутины" приспособлена мало. Кстати, у Ленина Луна тоже, скорее всего, в Водолее. И он тоже не ценил и не любил "быт". Они понимают и принимают друг друга на уровне бессознательного — привычки, склонности, "нравится — не нравится". Но у Инессы Луна в оппозиции к Урану. Это дважды необычная женщина. Резкие, сумасбродные поступки, чудачества на грани возможного.
Часто под влиянием Урана складывается "брак-дружба", "гражданский брак". Отношения, основанные на общих интересах, на уважении. Но не на "страсти". А необычных, странных и сумасбродных поступков в ее жизни было немало. Как и бывает при Луне в таком резком аспекте к Урану. Жена Армандов После смерти отца Инесса оказалась вместе с сестрой в Москве, у тети, которая учила музыке детей богатого промышленника Арманда. Все шло прекрасно. В браке родилось четверо детей. Но через десять лет Инесса бросает мужа и уходит к его 18-летнему брату Владимиру Арманду.
Инесса была старше Владимира на 11 лет. Да и поступок был, говоря мягко, неординарный. У них с Владимиром рождается еще один сын. Владимир начинает партийную работу. Листовки, взрывчатка, нелегальные встречи на квартире Армандов. Безбедную жизнь обеспечивает бывший муж. В итоге они были арестованы, попали в ссылку, бежали. В 1908 году Владимир скончался от туберкулеза в Швейцарии. А в 1909-м Инесса встречает Ленина, книги которого в свое время привели ее к революционной деятельности.
Ей 34 года, ему — 39. Надежде Константиновне Крупской — 40 лет. Похоже, что Инесса Арманд до этого времени жила страстями. Ей нужны были необычайные, удивительные обстоятельства, эмоции. Есть люди, в основном женщины, для которых "чувства" — это и есть жизнь. Страсти, мужчины, романы, "любовь с первого взгляда" и так далее. Иначе они начинают скучать, хиреть, мечтать о несбыточном и раздражаются бытом и житейскими обязанностями. Дочь оперного певца и актрисы, француженка Инесса, судя по всему, была именно из таких людей. Но осталась ли она похожей на героиню буржуазного романа?
Скорее всего, что нет. Революционная работа, жизнь рядом с Лениным и Крупской, идеи социализма, образование закончила за год курс экономического факультета в Брюсселе — все это поменяло ее очень сильно. Ну какой мог быть у них роман с Ильичом? Ленин в письмах постоянно советует ей заниматься физкультурой, ходить на лыжах например. Читать классиков марксизма.
Она знала, что это никакие не враги народа, это соратники ее мужа. Сталин не послушал… Она как пробка вылетела из его кабинета на глазах у всех… Протоиерей Александр Ильяшенко: Но, простите, пожалуйста, Владимир Михайлович, я вас прерву — для Ленина они не были врагами народа, но для народа кем они были? Профессор Владимир Лавров: Если говорить о настоящем враге рода человеческого и о тех, кто служил этому врагу рода человеческого, то, конечно, это бесы, это те, кого Федор Михайлович Достоевский очень точно определил в известном романе.
Конечно, этими бесами были и Зиновьев, и Каменев, но надо сказать, что и Владимир Ильич, и Сталин — тоже. Причем именно они возглавляли всё это бесовство. Ленин и Н. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Август-сентябрь 1922 года Полупочести, полуопала Но что касается Надежды Константиновны… Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Однако, когда стали убивать ее знакомых, которых она знала годами и десятилетиями, а она прекрасно понимала, что это не какие-то английские шпионы, вот тут она и поняла, что в стране творится кошмар. Она не была столь волевым человеком, чтобы бросить вызов, но иногда она пыталась заступиться. И можно представить, в каком кошмаре она сама жила.
Ведь она не была глупенькой и отдавала отчет в том, что происходит. И понимала, к чему это может еще привести. И, конечно, я не думаю, что она собиралась выступить на съезде, но все равно Сталин убирал таких людей, которые хоть на что-то были способны, которые хоть что-то человеческое сохранили и смели понимать. Он даже угрожал ей. Интересная такая угроза или шутка прозвучала, когда что-то Крупская попыталась по-своему сказать, он ответил, что «а мы назначим вдовой Ленина другую». Протоиерей Александр Ильяшенко: Это как-то зафиксировано? Потрясающе… Профессор Владимир Лавров: Это зафиксировано. То ли шутка, а с другой стороны, Сталин слова на ветер не бросал.
Он взял бы и назначил другую или развел бы… Протоиерей Александр Ильяшенко: Посмертно. Профессор Владимир Лавров: Понимаете, ей же все передавали. Вот так жить… Причем, вроде бы ей оказывали какие-то почести — в президиум сажали, разрешали перед пионерами выступать, делиться воспоминаниями. А с другой стороны, ее отстраняли, отстраняли и отстраняли от работы, позволили, в конце концов, только библиотечным делом заниматься, то есть третьестепенным все-таки. И она чувствовала, что она в эдакой полуопале. И те, кто рядом, тоже чувствовали. Но она и сама сыграла, хотя и далеко не главную роль, но все-таки это была идея Надежды Константиновны, что школа должна не обучать, а воспитывать коммунистов, потрясающая идея. Это ее предложение закрыть исторические факультеты, филологические факультеты, философские факультеты… Протоиерей Александр Ильяшенко: То есть гуманитарное образование просто было пресечено, в том числе, по ее идее.
Был погром гуманитарного образования в России. То есть Крупская еще с одобрения Ленина в силу своих коммунистических взглядов просто творила зло, творила то, что совершенно не соответствовало интересам российского народа. При этом Надежда Константиновна была все-таки лично несчастна. Она же очень переживала, особенно когда ей хотелось внуков понянчить, а она ведь даже детей не нянчила. И здесь возникает вопрос: почему? Какие есть документы об этом? Есть два письма. Мама Ленина, Мария Александровна, написала ей, когда еще она была в ссылке: «Когда птенчики будут?
Протоиерей Александр Ильяшенко: А почему, не объясняется? Профессор Владимир Лавров: Нет, не написано, почему. Есть историческая статья, автор которой докопался до записи врача в Уфе, который осматривал Надежду Константиновну. И там диагноз — генитальный инфантилизм. Но насколько это соответствует действительности, не берусь судить. Что можно сказать точно: сохранилось письмо Владимира Ильича своей маме, где он пишет, что из-за женской болезни Надежда Константиновна должна несколько недель лежать. Однако какая женская болезнь, не пишет. В эмиграции у нее была базедова болезнь, о чем сохранились документы.
Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда.
Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления.
Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание!
Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний.
В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей.
Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.
Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования.
Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации.
Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло.
Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной.
Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо.
Поход на молодежь
Когда Ленин заболел воспалением легких, за ним ухаживала Крупская, чем и добилась его расположения. Подписывайтесь на "Комсомолку", чтобы комментировать пост! надежда_крупская, владимир_ленин, новости. Подписывайтесь на "Комсомолку", чтобы комментировать пост! надежда_крупская, владимир_ленин, новости. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой.
Оставляйте реакции
- А была как Скарлетт Йоханссон: почему сестры Ленина обзывали Крупскую селедкой | 2023-07-20
- Революционная молодость вождя
- Когда был Ленин маленький
- Первые симптомы
- «Если придут жандармы, революционеры могли вылезти через окно»
- «Похожа на селёдку»
СПУТНИКИ #18. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ
В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом? Когда Ленин заболел воспалением легких, за ним ухаживала Крупская, чем и добилась его расположения.