А длится служба в среднем около двух часов. Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия.
Словарь. Богослужение
Царские часы Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. 9-й час обычно совершается перед вечерней и открывает собой вечернее богослужение грядущего церковного дня, хотя в то же время сам по себе является последней службой уходящего дня, на 9-м часе читаются тропарь и кондак дня уходящего. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. Суточным кругом богослужения называются службы, которые совершаются ежедневно в течение суток.
Какие службы есть в Церкви?
- Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
- Часы (церковная служба). Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
- Роль часов в церковной службе
- Содержание
- Роль часов в православном богослужении | AI помощник
Что такое изобразительные часы в православии
Для сравнения возьмем иных певцов, которые не поют церковные песнопения например, оперные или эстрадные. Сколько они сил и энергии тратят, чтобы подготовиться к выступлению. А для кого их выступления? Для людей. Спрашивается, почему же тогда, когда речь идет о пении Богу, о пении Тому, Кто выше всех людей, Кто создал этот мир, все и всех, что в нем, встречается, зачастую такое несерьезное отношение? Спевки зачастую не проводятся, потому что регент не проявляет инициативу либо, потому что на эти спевки просто не собрать самих певчих.
Они как в той евангельской притче Лк, гл. В результате, страдает богослужение, в сторону клироса начинают посматривать прихожане, и что самое ужасное, иногда даже священнику приходиться отрываться от молитвы и делать замечания клирошанам. Неужели в этот момент не сгорает совесть от стыда и не хочется ли сделать все, только чтобы еще раз такой ошибки не повторить? Дорогие певчие и чтецы, задумайтесь, а как лично вы относитесь к подготовке к службам. Может быть, все-таки стоит пожертвовать какими-то своими делами и уделить время подготовке к службе.
Ведь это не для кого-нибудь, а для Самого Господа. А сколько радости и благодарности вы увидите потом в глазах священника и прихожан, после правильно и благоговейно спетой службы. К чтецам написанное может относиться в той части, что часто приходиться слышать неправильно произнесенные ударения. Но, если вы заметили, что ошиблись в ударении, стоит после службы уделить внимание тем словам, с которыми бывают проблемы с ударениями, чтобы в следующий раз прочитать правильно. Поначалу ошибаются все новички, но почему-то не все считают должными исправляться и совершенствоваться.
Так будем же уделять должное время Господу, отодвигать остальные дела на второй план. И увидите, Господь обязательно вознаградит за ваши жертвы. Но вернемся непосредственно к литургике. Единственный текст, который не поется в рамках богослужения, это проповедь. Тексты и песнопения служб подразделяются на изменяемые и неизменяемые.
Неизменяемые песнопения — это те, текст которых не зависит от конкретной службы и остается неизменным, например, «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», «Символ веры», «Отче наш». Изменяемые соответственно — это те песнопения, текст которых может меняться стихиры, тропари и пр. Изменяемые песнопения зависят от дня седмицы и дня года. Песнопения могут быть - - имеющие указание гласа; - не имеющие указание гласа. Именно гласовые песнопения составляют основу богослужения.
В современной практике, к сожалению, не все регенты придерживаются традиции максимального использования в службах гласовых песнопений, возможно, желая тем самым внести разнообразие, поскольку петь постоянно на один и тот же глас, может показаться скучным. Однако, при этом, видимо, либо забывают либо не знают о том, что даже разнообразных напевов одного какого либо гласа существует несчетное множество. Такие напевы никак не будут являться однообразными, и поскольку они построены в допустимых рамках гласового песнопения музыкальной структуры песнопения , они не будут являться сложными для разучивания певчими. Также на практике не всегда поют стихиры на положенные по уставу так называемые Подобны, соответствующие определенным гласам. Если открыть, например, Минею возьмем 01.
Роману Сладкопевцу «глас 1, Подобен «Небесных чинов». Это означает, стихиры Роману должны исполняться на мелодию 1го гласа «Небесных чинов». На практике, часто поют просто обычным напевом 1го гласа, которым были спеты тропари на «Господи воззвах». Разумно поступают те регенты, которые придерживаются таким указаниям богослужебных книг. Поскольку тем самым и устав исполняется, и вносится разнообразие в привычные гласовые напевы.
Ежедневное совершение каждого из них будь то общинное или индивидуальное со временем было признано обязательным для каждого клирика, включая малые чины, и для монашествующих. Соответствующие богослужебные тексты содержались в «Бревиарии см. В результате реформы, осуществленной после 2-го Ватиканского собора см. Суточный круг богослужений открывается Предначинанием Invitatorium , за которым следуют Хвалы утренние Laudes Matutinae; в среде русских католиков именуется просто «Утреней см. К ней может также присоединяться Час чтений см.
В середине дня совершается Дневной Час Hora media , который, в зависимости от времени, когда его совершают, может называться Часом третьим ок. Ранним вечером совершается Вечерня см. Богослужения суточного круга в латинском обряде содержат ряд постоянных структурных элементов, входивших в них еще в раннее средневековье; к их числу относятся: Псалмодия Psalmodia , содержащая псалмы или песни Canticum из Ветхого и Нового Завета; антифоны см. АНТИФОН — строфы, обрамляющие псалмы или песни либо повторяющиеся между их стихами; чтение Lectio , которое остается кратким на всех литургических часах, кроме часа чтений однако на великих часах краткое чтение может быть заменено пространным ; ответ на слово Божие Responsio ad Verbum Dei ; песнь из Нового Завета постоянная для завершения Утрени, Вечерни и Повечерия; заключительная молитва [часа] Oratio [conclusiva] Horae , меняющаяся в зависимости от часа, дня недели или дня церковного года. Часовые службы в латинском обряде включают в себя постоянный для каждого Часа гимн, 3 псалма с антифонами, краткое чтение и заключительную молитву разница между дособорным и послесоборным Часом незначительна; однако изменяемые части варьируются не с недельной периодичностью, а с четырехнедельной, за исключением заключительных молитв, у которых периодичность двухнедельная.
Тем не менее, 4 часовых службы в течение дня сведены в сущности к одной на выбор; Час первый сравнительно позднего происхождения вовсе упразднен. С 1568 переиздавался неоднократно. VI promulgatum.
Земная и небесная Церковь вместе совершают Божественную литургию. Священнослужители заходят в царские врата к алтарю, устанавливает Святую Чашу и дискос на престол, накрывают Дары пеленой или воздухом и хор допевает песнь Херувимов.
Великий вход — символ торжественного шествия Христа на Голгофу и смерть. После того, как состоялось перенесение Даров, начинается просительная ектенья, которая готовит прихожан к важнейшей части литургии, к таинству освящения Святых Даров. Все собравшиеся поют молитву «Символ веры». Хор начинает исполнять евхаристический канон. Евхарические молитвы священника и пением хора вступают в чередование.
Священнослужитель рассказывает об установлении Иисусом Христом великого Таинства причащения перед Своими добровольными страданиями. Слова, которые Спаситель говорил во время Тайной Вечери, воспроизводятся священником громко, во весь голос, указывая на дискос и святую Чашу. Далее, идёт Таинство причащения: В алтаре священнослужители дробят святой Агнец, занимаются причащением и готовят Дары для верующих: царские врата раскрываются; диакон выходит со святой Чашей; открытие церковных царских врат — символ отворения гроба Господня; вынос Даров говорит о явлении Господа после воскрешения. Перед причащением священнослужитель читает специальную молитву, а прихожане повторяют текст вполголоса. Все причащающиеся кладут земной поклон, складывают руки крестом на груди и возле чаши называют имя, полученное при крещении.
Когда причащение состоялось необходимо поцеловать край Чаши и отойти к столу, где дают просфору и церковное вино, разбавленное горячей водой. Когда все присутствующие причастились, чаша заносится в алтарь. В неё опускаются части, которые были вынуты из принесённых и служебных и просфор с молитвой Господу. Затем священник читает благословенную речь верующим. Это является последним появлением Святых Даров.
Затем они переносятся на жертвенник, что ещё раз напоминает о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения. В Последний раз верующие поклоняются Святым Дарам, словно Господу и приносят благодарность Ему за Причащение и хор исполняет благодарственную песнь. В это время Диакон кладёт краткую молитву, вознося благодарность Господу за Святое Причащение. Священник складывает антиминс и напрестольное Евангелие на Святой Престол. Возглашая громко окончание литургии.
Окончание Божественной литургии Затем священнослужитель произносит заамвонную молитву, последний раз даёт благословение молящимся прихожанам. В этот час он держит крест лицом к храму и кладёт отпуст. Церковное слово «Отпуст» происходит от значения «отпускать». Он содержит благословение и короткое прошение Бога о милости священнослужителем православного народа.
Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы. Треугольники Поезда. Современные железнодорожные технологии Узлы и агрегаты автомобиля. Четырехтактный цикл работы двигателя Поиск по сайту:.
Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
Это соборное действие, когда люди друг другу рассказывают, какой замечательный и прекрасный наш Бог. Неслучайно 103-й псалом, с которого начинается служба, это хваление: «Благослови, душе моя, Господа». Структура всенощной может сперва казаться запутанной, но любое богослужение — и вечерня, и утреня, и литургия, и даже молебен с панихидой, строятся по одному принципу: вхождение, предстояние и отпуст, объясняет отец Алексей. По смыслу это радость входа к Богу, радость предстояния перед Его престолом, радость от совершения совместной молитвы, плоды которой мы понесем с собой в мир. Кроме того, помимо изменяемых частей у всенощного бдения есть и неизменяемые, которые повторяются из раза в раз. Постепенно они становятся все более знакомыми и понятными. Разобраться в тонкостях Устава можно с помощью интернета и специальной литературы, но отец Алексей советует искать прежде всего живых наставников: «Мне больше нравится, когда объясняет человек, у которого в глазах вдохновение. Книжек много, но, по моему опыту, часто люди не воспринимают прочитанное как некую цельность. Лучше всего когда есть учитель, проповедник или какие-то приходские беседы о богослужении».
Как стать полноценным участником богослужения? Следить за текстом и благодарить Бога «Еще один источник вдохновения на всенощном бдении — его тексты, — отмечает отец Алексей Власов. Это пир славословия, пир исповедания веры как радостного преломления всех граней жизни». Вечерня и утреня — это богослужения благодарения и своего рода благословение времени, напоминает священник. Уклад жизни традиционных обществ подразумевал утренний выход на работу и возвращение с работы вечером, это сопровождалось молитвой. Вечерние и утренние молитвы из нашего молитвослова содержат больше аскетического самоанализа и покаяния, чем благодарения Господа, отмечает отец Алексей. Поэтому всенощная нашу потребность в благодарении Бога помогает восполнить, а благодарственный настрой, в свою очередь, способствует тому, чтобы быть активным и вдохновенным в молитве — и домашней, и храмовой. Но чтобы в полной мере насладиться текстами всенощного бдения, их надо понять, что удается далеко не всегда — читать могут неразборчиво, обороты церковнославянского языка могут быть не ясны и так далее.
Надо всегда опровергать такие взгляды. Если рассказать о том, зачем этот гимн нужен, какое место он занимает в службе, какое он древнее несет вдохновение, тогда становится понятно, что во время него делать и как молиться».
Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». Третий час. Начало третьего часа обычное: «Благословен Бог наш».
Заключительная молитва: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Шестой час. Заключительная молитва: «Боже и Господи силам». Девятый час.
В ней говорится о том, что вокруг Господа ангельское воинство, которое Его непрестанно прославляет. Это действо является входом Великим. Земная и небесная Церковь вместе совершают Божественную литургию.
Священнослужители заходят в царские врата к алтарю, устанавливает Святую Чашу и дискос на престол, накрывают Дары пеленой или воздухом и хор допевает песнь Херувимов. Великий вход — символ торжественного шествия Христа на Голгофу и смерть. После того, как состоялось перенесение Даров, начинается просительная ектенья, которая готовит прихожан к важнейшей части литургии, к таинству освящения Святых Даров. Все собравшиеся поют молитву «Символ веры». Хор начинает исполнять евхаристический канон. Евхарические молитвы священника и пением хора вступают в чередование. Священнослужитель рассказывает об установлении Иисусом Христом великого Таинства причащения перед Своими добровольными страданиями.
Слова, которые Спаситель говорил во время Тайной Вечери, воспроизводятся священником громко, во весь голос, указывая на дискос и святую Чашу. Далее, идёт Таинство причащения: В алтаре священнослужители дробят святой Агнец, занимаются причащением и готовят Дары для верующих: царские врата раскрываются; диакон выходит со святой Чашей; открытие церковных царских врат — символ отворения гроба Господня; вынос Даров говорит о явлении Господа после воскрешения. Перед причащением священнослужитель читает специальную молитву, а прихожане повторяют текст вполголоса. Все причащающиеся кладут земной поклон, складывают руки крестом на груди и возле чаши называют имя, полученное при крещении. Когда причащение состоялось необходимо поцеловать край Чаши и отойти к столу, где дают просфору и церковное вино, разбавленное горячей водой. Когда все присутствующие причастились, чаша заносится в алтарь. В неё опускаются части, которые были вынуты из принесённых и служебных и просфор с молитвой Господу.
Затем священник читает благословенную речь верующим. Это является последним появлением Святых Даров. Затем они переносятся на жертвенник, что ещё раз напоминает о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения. В Последний раз верующие поклоняются Святым Дарам, словно Господу и приносят благодарность Ему за Причащение и хор исполняет благодарственную песнь. В это время Диакон кладёт краткую молитву, вознося благодарность Господу за Святое Причащение. Священник складывает антиминс и напрестольное Евангелие на Святой Престол. Возглашая громко окончание литургии.
Окончание Божественной литургии Затем священнослужитель произносит заамвонную молитву, последний раз даёт благословение молящимся прихожанам. В этот час он держит крест лицом к храму и кладёт отпуст.
Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней. Третий и Шестой часы являются дневными службами в течение дня , в нынешней практике, они, чаще всего, читаются перед Литургией и в это время совершается проскомидия приготовление веществ для Евхаристии с поминаниями людей. В богослужениях периода Великого поста, в современной практике все часы служатся вместе один за другим, с присоединением «изобразительных». Виды Часов в современной богослужебной практике. Общая схема часа представляет собой следующее последование: - Трехпсалмие в каждом часе свои 3 псалма ; - Тропари дня с краткой библейской песней два-три стиха какого-либо псалма ; - Трисвятое по «Отче наш»; Кондак дня и 40 раз «Господи помилуй»; - Молитва «Иже на всякое время... На шестом часе после тропарей часа добавляется ветхозаветная паремия с прокимном отрывок текста Ветхого Завета, как правило, из книги пророка Исайи.
Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами. Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа: 1-й час — утренняя молитва, — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
рТБЧПУМБЧЙЕ ДМС "ЮБКОЙЛПЧ"
Счет времени суток по Св. Писанию и Типикону отличается от современного. По восточному времяисчислению ночь делилась на 4 части по 3 часа в каждой — стражи, причем ночь начиналась с заходом солнца. Подобным образом ведется и времяисчисление Типикона, по которому: 1-й час соответствует нашему 7-у часу утра, 3-й час соответствует нашему 9-у часу утра, 6-й час соответствует нашему 12-у часу дня, 9-й час соответствует нашему 3-у часу после полудня в повествованиях о жизни подвижников часто упоминается, что они не вкушали пищи до девятого часа, то есть до 15. Интересно отметить, что на Святой Горе Афон и по ныне отсчет времени суток ведется, начиная с заката солнца, монастырские врата затворяются и часы переводятся на полночь. Возможно, по той причине, что в эти часы совершились столь печальные события в жизни Спасителя, службы часов являются наименее торжественными. Что воспоминается на каждом из часов, отражено в псалмах частично и в тропарях после псалмов и после «Отче наш» каждого часа.
Диатаксис патриарха Филофея быстро распространится по Афону и константинопольским епархиям. Южная Италия, последний оплот студийского влияния, примет новосавваитский устав двумя веками позже, когда папа своим распоряжением 1587 года повелит монастырю Сантиссимо-Сальваторе в Мессине заменить свой студийского устав савваитским. В России митрополит Алексий первым в 1365—1378 годах введет савваитский устав в основанный им Чудовский монастырь. Этапом, разрезом, вехой в литургической жизни России будет произведение о богослужении подлинного исихаста, митрополита Киприана, ученика святого Филофея Коккина сначала на Афоне 1364—1373 , а потом в Константинополе 1373—1375. Митрополит Киприан ввел в Русскую Церковь в 1378—1401 годах савваитский устав как на приходах, так и в монастырях. Широкое распространение савваитского устава, составление богослужебной Псалтири, а также новых богослужебных книг, адаптированных к иерусалимскому чину, принесло Русской Православной Церкви богослужебное единообразие. Сочинение о богослужении митрополита Киприана имело целью, с одной стороны, исихасткое обновление, основанное на фундаменте святоотеческой монашеской традиции, а с другой стороны, — укрепление единства Константинопольской Церкви со славянскими Церквями. Монах Афанасий Высоцкий в 1401 году составил в монастыре Богородицы Перивлепты в Константинополе первый русский савваитский устав, называемый «Око церковное», который подводит итог и сочетает различные традиции: савваитскую, студийскую и святогорскую. Троице-Сергиева лавра в 1429 году примет новосавваитский устав, а потом в 1441 году за ней последует Новгород и в 1494 году — далекий Соловецкий монастырь. Стоглавый собор 1551 утвердил богослужебный труд митрополита Киприана, тогда как патриарх Никон в середине XVII века предпринял попытку согласовать обычаи богослужения Русской Православной Церкви с книгами грекоязычной Церкви, таким образом навязывая и упрочивая бытование новосавваитских уставных элементов в русской богослужебной практике.
Службы суточного круга Для наглядности мы подытожим основные моменты развития богослужений суточного круга в третий и четвертый период развития византийской богослужебной практики. Утреня Изначально утреня начиналась с 50 псалма; все, что следует до него, происходит из древнего ночного последования: 1. Шестопсалмие встречается в ночном последовании древнего Часослова «6-й час ночи» ; 2. Гимн пророка Исайи «От нощи утренюет дух мой» Ис. Три кафизмы Псалтири. В изначальную основную монашескую савваитскую структуру утрени из константинопольского песенного последования вводятся 12 молитв, великие и малые ектеньи, сугубая ектенья, просительные ектеньи и молитва преклонения главы. Из всенощного бдения песенного устава происходит корпус антифонного пения Полиелея псалмы 134, 135, 136 и возжжение света. Степенны — продукт поэтического дара великих студийских гимнографов, и в сущности они представляют собой три малых антифона, тогда как прокимен и Евангелие взяты из песенного чина. Чтение святоотеческих текстов является чисто монашеской практикой. Древний тропарь ипакои идет из Палестины, кондак сейчас — единственный остаток из «вступления» к пространным константинопольским кондакам, тогда как воскресные эксапостиларии написаны императором Константином VII Порфирородным 913—959.
Позже новосавваитская богослужебная традиция составит каноны из 9 песен, сначала только для воскресной службы, а в дальнейшем это распространится на службы каждого дня недели. Известное сегодня «Царское» последование в начале утрени, впервые появляется в XII веке в императорских монастырях, тогда как в XV веке его использование распространяется на все Часословы. Вечерня Как на утрени, так и на вечерне в изначальную основную монашескую савваитскую структуру вводятся из константинопольского песенного последования: 7 молитв, великая и малые ектеньи, сугубая ектенья, просительные ектеньи, молитва преклонения главы, каждение, возжигание света, вход, прокимны с чтениями, аниксандарии, лития и отпустительны тропари. Они не предполагают присутствие священника, и заключительные молитвы появляются в рукописях Часословов только в начале XII века. В тот же период времени монастырский чин часов заменяет соответствующие часы песенного устава. Остаток чинопоследования третьего и шестого часа песенного устава, которое совершается в полдень в дни Великого поста вместо третьего и шестого часа, сейчас представляет собой антифонное пение тропаря пророчества и соответствующее чтение из Триоди на последовании шестого часа. Междочасия четырех часов представляют собой остаток древнего Часослова и появляются в Часословах около 2-й половины XI века, а также в Типиконах начало XII века. Оно состоит из трех различных частей и дошло до нас в двух редакциях — студийской и савваитской. Молитва, завершающая 1-ю часть «Господи, Господи, свободивый нас от всякой стрелы летящей днем», является не чем иным, как молитвой второго антифона песенного последования вечерни в древнейшем дошедшем до нас Евхологии Barberini gr. Вторая часть происходит из песенного последования всенощной «и тотчас же 50-й псалом и обычный канон всенощной», оставшуюся же часть всенощной составляют евангелистарии, 5 евангельских отрывков, читаемые на буднях 1-й недели Великого поста.
В третьей и последней части 69 псалом и т. В новосавваитском уставе кодифицируются различные изводы повечерия, существующие после XII века. В новосавваитских Часословах в конце XIV века появится «малое повечерие», которое происходит из последней части великого повечерия. Полунощница Изначальная форма полунощницы как ночной службы появляется уже у Ипполита и Василия Великого и сейчас входит в первую часть утрени в виде Шестопсалмия.
Суточный круг богослужения. Суточный круг богослужения в православной. Суточный богослужебный круг схема. Богослужебный круг православной церкви схема. Суточный богослужебный круг православной церкви.
Схема суточного круга православного богослужения. Суточный круг богослужений схема. Седмичный круг богослужения православной церкви. Вечерня утреня часы. Расписание богослужений на седмицу. Вечерня утреня 1 час. Часы перед Божественной литургией. Годовой богослужебный круг православной церкви. Недельный круг богослужения в православной церкви схема.
Годовой богослужебный круг православной церкви схема. Церковный суточный круг богослужений. Суточный богослужебный круг православной церкви схема. Седмичный богослужебный круг православной церкви. Годовой круг богослужений православной церкви. Богослужебные часы. Богослужебный круг. Суточный и недельный круг богослужений. Суточный круг богослужения для мирян.
Богослужебный суточный круг для мирян. Недельный круг богослужения в православной церкви. Годовой круг богослужения в православной церкви схема. Богослужебные круги в православной церкви. Суточный богослужебный круг. Седмичный круг богослужений схема. Византийские Богослужебные часы. Византийские часы и церковные службы суточного круга. Церковная книга на богослужении.
Структура православного богослужения. Часы в православии схема. Православные праздники годовой круг богослужений.
Слово «бдение» значит: бодрствование. Недельный круг богослужений Желая сделать своих чад насколько можно чище, набожнее и сосредоточеннее. Церковь постепенно придала молитвенное воспоминание не только каждому часу дня, но и каждому дню недели. Так, с самого начала существования Церкви Христовой «первый день недели» был посвящен воспоминанию о воскресении Иисуса Христа и сделался торжественным радостным днем, то есть праздником. В понедельник первый день после воскресенья прославляются бесплотные силы - Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии; Во вторник - прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных; В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня день постный. В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец. В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня день постный. В субботу - день покоя, - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Годовой круг богослужений По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Св. Лиц: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых. Проявление милости Божией к известному народу, местности или городу, например, избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т. Таким образом каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, важным событиям, а также и особым священным событиям - праздникам и постам. Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения Пасха. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта 4 апреля н. Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых. По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.
Что происходит в алтаре, когда читают часы?
Первый Час. Служба Первого Часа является первой службой дня и как бы продолжением Утренней службы, и, исключая дни, когда служатся Царские Часы, всегда совершается сразу же после Утрени. Приходящий на богослужение на несколько часов как бы «выпадает» из суеты, вслушивается в чтение и пение – и тут обнаруживает, что и строй служб другой, чем в обычные дни. Часы – краткие богослужения, установленные Церковью для освящения каждого времени суток (при этом сутки по древней традиции делятся на 4 части); позднейшая традиция связала службы часов с воспоминаниями о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа. Стоит обратить внимание на тот факт, что если в древнееврейской традиции в указанные часы молитва совершалась частным образом, то в христианстве она приобрела характер общественного богослужения. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики.
Виды богослужений в Православии
Поэтому утверждать авторитет слова Христова — значит одновременно утверждать его преемственность с откровением, выраженным в Ветхом Завете». Состав вечерней службы Вечернее богослужение в Православной Церкви открывается последованием, именуемым «вечерня». Это благодарение Господа за уходящий день. Будничная вечерня называется вседневной, а праздничная — великой. Последняя служится, как правило, в составе всенощного бдения, о котором будет сказано ниже. На вечерне совершается каждение, поются псалмы, ектении, стихиры, тропари. Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи». Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма.
Праздничная утреня может дополняться полиелеем — торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом. Воскресная утреня также включает чтение Евангелия. Наконец, 1-й час — краткое последование, дополняющее вечернюю службу. Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день. Всенощное бдение — праздничная вечерняя служба Вечернее богослужение кануна воскресенья и великих церковных праздников именуется всенощным бдением или всенощной. Как и вечерня, утреня в нём более торжественна. На всенощном бдении они объединяются друг с другом, а также с 1-м часом в единую службу. Совершаемая на всенощном бдении великая вечерня сопровождается литией — благословением елея, хлеба, вина и пшеницы.
В монастырях перед всенощным бдением также служится особая малая вечерня, которая является сокращённой версией вседневной. Архиепископ Аверкий Таушев рассказывает о всенощном бдении: «Всенощное бдение бодрствование ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа» «Литургика». Происхождение вечернего богослужения Вечерняя служба своими корнями уходит в Ветхий и Новый Заветы. Так, ветхозаветные законы предписывали ежевечерние жертвоприношения животных, хлеба и вина Богу прообраз искупительной Жертвы Христа , а также воскурение фимиама сегодня превратилось в каждение ладана. Также на всю ночь с молитвами зажигались храмовые светильники как символ Божественного света во тьме ночи.
Также он опубликован во многих изданиях молитвослова. Каждый из часов посвящен определенным событиям Священной истории: Первый час — соответствует 6 часам утра по современному исчислению времени. На нем вспоминается изгнание Адама и Евы из Рая, а также неправедный суд над Спасителем у иудейского архиерея Каиафы. В современной богослужебной практике Первый час обычно читают по завершении утрени, если она служится вечером.
Третий час — посвящен Сошесствию Святого Духа на апостолов. Он соответствует нашим 9 часам утра, но на практике читается перед Литургией вне зависимости от времени ее начала , а Великим постом — перед Изобразительными. Шестой час — посвящен распятию Христа. Читается вслед за Третьим. Соответствует 12 часам дня. Девятый час — соответствует 15 часам дня по нашему времени. На нем мы вспоминаем кончину Спасителя на Кресте.
В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов Деян. В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле. В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер. По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому. По Уставу Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени по окончании вечернего богослужения , третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие царские , пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели. На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия отрывок из Священного Писания. В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На них не читаются псалмы, другие молитвы. Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др. Вседневные часы совершаются во все остальные дни года. Правила поведения На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения? И можно ли уходить с первого часа? Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно. Поэтому если нам приходится выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, нужно просить у Бога прощения. Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал. Но еще в первые века христиане старались освящать молитвой третий, шестой и девятый часы, в книге Деяний мы читаем, как апостолы молятся в часы шестой и девятый Деян. И для нас, современных христиан, ничего, в сущности, не изменилось, нам также необходимо освящать молитвой свое пребывание на этой земле. Нельзя считать чтение часов чем-то второстепенным, во время их чтения нужно постараться не отвлекаться на написание записок, покупку свечей. Это нужно сделать заранее, чтобы вспомнить события Евангельской истории и, не отвлекаясь, помолиться Богу словами псалмов. Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день. Что такое богослужебный круг? Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный ежедневный , седмичный недельный и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям. Какие службы входят в суточный круг? В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке. Вечерня Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом. Утреня Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название.
Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинательных молитв, трех псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа священника и заключительной молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время». Молитвословия междочасий помещены в Следованной Псалтири и Иерейском Молитвослове. По уставу, междочасия совершаются только в седмичные, и притом будничные, дни. Отменяются междочасия в период времени празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января, в седмицы мясопустную и сырную, в течение всей Страстной и Пасхальной седмицы, а также седмицы, следующей за праздником Пятидесятницы. В настоящее время междочасия почти повсюду вышли из употребления. В те дни, когда по уставу литургия соединяется с вечерней, а также в те дни, когда литургия вообще по той или иной причине не совершается, бывает особое последование, которое носит название «Изобразительных», или «Обедницы». Если последование Изобразительных бывает вместо литургии не в посту, то оно совершается непосредственно после службы 6—го часа; а в дни поста последование Изобразительных совершается после 9—го часа. Изобразительные начинаются двумя псалмами, обычно входящими в состав первой части литургии: псалма 102—го «Благослови, душе моя Господа…» и 145—го «Хвали, душе моя, Господа…» Затем, как на литургии поется песнь, славящая воплотившегося Господа «Единородный Сыне и Слове Божий…» затем заповеди Блаженства, после которых, если Изобразительные совершаются вместо литургии, читается Апостол и Евангелие, затем после троекратного «Помяни нас, Господи…» воссылается Ангельское славословие Триединому Богу: «Свят, свят, свят», читается символ веры который опускается, если потом следует полная литургия , молитва: «Ослаби, остави…» «Отче наш», кондаки по уставу, 40 раз «Господи, помилуй», «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…» возглас иерея, молитва «Всесвятая Троице…» и отпуст, если следует дальше литургия, а если литургии нет, то далее идет «Буди имя Господне…» чтение псалма 33—го «Благословлю Господа на всякое время… «и «Достойно есть…» и отпуст. Великим постом первые два псалма 102—ой и 145—й и «Единородные Сыне» пропускаются, и Изобразительные начинаются прямо с пения заповедей Блаженства, причем после каждой заповеди Блаженства, припевается: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем».
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
Возможно потому что, литургия апостола Иакова не совершается в настоящий момент за редким исключением не как обязательная. Служебником пользуются священнослужители, то есть священники иереи и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Однако надо очень хорошо понимать, что всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя.
Также существует Архиерейский служебник. Ясно из названия, что он используется только архиереями. В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства.
Книги, используемые на клиросе. Помимо указанных выше служб суточного круга часослов включается в себя 17-ю кафизму, употребляемую за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице. Название этой книги состоит из двух частей: греческие слова, означающие «восемь» и « глас».
Дословный перевод названия этой книги — Осьмогласник. Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из восьми частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами.
Как уже указывалось, первый день церковной седмицы — это неделя. Седмица начинается со своей вершины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы знаем, начинается с вечера.
Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется «в субботу вечера», а кончается, естественно, службой «в субботу утра». Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа. Началом времени действия Октоиха в годовом круге является неделя Всех святых второе воскресение после Троицы , в земле российской просиявших Эта неделя всегда будет неделей 1го гласа.
С этого времени Октоих является основной книгой до великопостных дней, когда уже вступает в свои права сначала Триодь постная, а затем с Пасхи — Триодь цветная. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни — значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.
Про время действия Триоди постной и цветной скажем главное: в будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены также в Цветной Триоди. Про Минею было уже сказано достаточно.
Назовем только виды Минеи: месячная, общая и праздничная. Не упоминавшаяся еще праздничная Минея не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Она представляет собой некую выборку из месячной Минеи, содержащей двунадесятые праздники — Господские и Богородичные, праздникик некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых.
Триодь постная. Эта книга содержит молитвословия великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, в течение которых Триодь Постная все больше и больше входит в богослужение.
Затем наступает Четыредесятница в полном смысле этого слова — это 6 седмиц Поста и, наконец, совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. Полунощница перед пасхальной заутреней — это последняя служба, которая служится по Триоди Постной. Триодь цветная.
Она включает в себя молитвословия пасхального периода. Это период богослужения Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба Триоди Цветной.
В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения. В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки.
Также несколько раз в год установлены особенные часы, которые Церковь называет великими, а народ — царскими в воспоминание древне-византийской традиции, когда в определенное время в кафедральном соборе присутствовал император.
Существуют также Великие царские Часы - совершаются в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних; а также Часы пасхальные — часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. Все они имеют свои особенности последования. Оно является как бы изображением, отражением литургии, так как содержит изобразительные псалмы антифоны , Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия.
Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвящённых Даров. В просторечии изобразительны называют обедницей. Изобразительны возникли в практике келлиотского монашества Палестины.
Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху?
Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений! Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения 16:00-18:00. В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей.
Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00. После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца. Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба.
Однако куличи уже не благословляются. Красивые поздравления с Пасхой можно найти по ссылке. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу? Значение праздника Радоница Радоница — особый праздник, который связывает прошлое и будущее.
В этот день принято поминать усопших родных и близких. Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений — все зависит от внутреннего устава храма. Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах.
Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить! Больше информации о Радонице здесь. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Троицу? Дата празднования Троицы или Пятидесятницы зависит от даты Светлого Воскресения.
Важно: в преддверии праздника Троицы обязательно устраивается Троицкая Родительская Суббота, особенностью которой является специальное заупокойное богослужение. Это специальная Заупокойная Литургия, после которой можно и нужно посетить кладбище и помянуть усопших. Вечер Родительской Субботы отмечен праздничным Всенощным бдением. Во многих храмах освящаются букетики из веточек и лекарственных трав.
Советы о том, как говорить с детьми о Троице по ссылке.
Литургия Преждеосвященных Даров, или для чего причащаться вечером
О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Среднее время богослужения длится от часа до трех часов и больше в зависимости от праздника, количества верующих, наличия или отсутствия причастия, исповеди, елеопомазания. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви сегодня: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу?