Писатель-фронтовик, последний советский классик скончался в Москве в возрасте 96 лет. Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни. Юрий Бондарев относится к числу немногих писателей «счастливого соединения имени и таланта, таланта и славы, заслуженной книгами». «Приношу глубокие соболезнования родным, близким Юрия Васильевича Бондарева. Юрий Васильевич — выдающийся писатель, фронтовик.
Навигация по записям
- Вечер памяти к 100-летию писателя Юрия Бондарева.
- Юрий Бондарев - "неуживчивый" с властями писатель! | Смена
- Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
- Последний писатель-фронтовик. Не стало Юрия Бондарева
- Памяти писателя-фронтовика Юрия Бондарева
- В печатном номере
Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался
Можно лишь сожалеть, что в последние десятилетия проза выдающегося русского писателя Юрия Бондарева находилась в информационной блокаде. Хочется отметить деликатность и человечность мастера и фронтовика, которую проявляет Бондарев при описании самых страшных подробностей смертоубийств. Один из тех, кто его подписал, был Юрий Бондарев, наряду с Петром Проскуриным, Василием Беловым, Валентином Распутиным, Александром Прохановым, Владимиром Бондаренко и другими писателями. С грустью узнала, что не дожил до 75-й годовщины Победы фронтовик, писатель Юрий Васильевич Бондарев. Писатель-фронтовик Юрий Бондарев, отказавшийся принимать награду из рук Ельцина, умер в Москве в возрасте 96 лет. Как видим, до нынешних дней, писатель Юрий Васильевич Бондарев на своём боевом посту, не боится полемики, и смело бросает свой офицерский вызов.
Юрий Бондарев: «Самое главное – не предать»
Известность ему принесли произведения о войне и послевоенной эпохе: повесть «Батальоны просят огня», романы «Тишина» и «Двое». В 1970 году вышел роман «Горячий снег», посвященный Сталинградской битве. По произведениям писателя были сняты знаменитые художественные фильмы. В 1994 году Юрию Бондареву был присвоен орден Дружбы народов, однако писатель отказался принять награду от тогдашнего президента. Он отправил телеграмму Борису Ельцину, написав, что «это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». В последнем интервью Бондарев сказал, что очень ждёт 75-летие Великой Победы.
Вы, конечно, спросите: почему? И тут я должен сообщить, что отвечает на этот вопрос автор колонки весьма необычно. Отвечает, припомнив давний телефонный разговор ещё с одним писателем — Григорием Баклановым, о чём счёл нужным поведать в газете. Поведаю вслед за ним и я — процитирую Швыдкого: «Миша, прошу Вас, никогда не упоминайте моё имя вместе с именем Бондарева!
И повесил трубку». Согласитесь, любопытный состоялся разговор. Вы не находите, что просьба писателя Бакланова, обращённая к «популярному театральному критику», была очень странной, как странно и то, что этот критик решил её обнародовать? Ведь звучит она по отношению к писателю Бондареву оскорбительно! Это что же такое запредельное должен совершить человек, какую крайнюю неприязнь должен у меня вызвать, чтобы недопустимым в любом контексте! То есть Бондарева и Бакланова, двух писателей фронтового поколения. Ключевое здесь слово — «понятно». Оно означает, что система координат, оценки, предпочтения, места в неписаной табели о рангах — всё давно и незыблемо определено, так что говорить на сей счёт, собственно, излишне. Вы спросите: кем определено?
Но это как бы само собой разумеется — «между ними». Так что приговор не только без сомнений и колебаний, но и безо всяких рассуждений: виноват во всём Бондарев. В чём конкретно — не имеет значения. Бакланов знает, Бакланову виднее. И вы обязаны, не думая, принимать: не был. Впрочем, к этому мы ещё вернёмся. А пока личное заключение Швыдкого в той его колонке: «Нынешние политические воззрения Бондарева суть пещерный сталинизм, делающий его для меня нерукопожатным». Отчеканил, как говорится. Учат жить разрушители Отечества Можно было бы нам и не вспоминать завещание Бакланова Швыдкому: мало ли подлостей на честную бондаревскую голову сваливалось.
Однако происходит потрясающее! Уже более десятка лет минуло с тех пор, как Швыдкой в правительственной газете огласил злобный баклановский вердикт, уже четыре года назад ушёл из жизни Юрий Васильевич, а доктор искусствоведения и специальный представитель президента РФ по международным культурным связям со всех публичных трибун, где только удаётся, продолжает рассказывать, как Бакланов заклеймил Бондарева. Сам я по телевизору слышал это множество раз — к месту и не к месту, что называется. Официальная нынешняя должность Михаила Ефимовича Швыдкого, названная выше, безусловно, поднимает статус его высказываний и оценок: представитель президента страны! Ссылка на Бакланова, как Швыдкой несомненно думает, также усиливает удар по Бондареву. Но давайте разберёмся, кто кого бьёт и почему. Страна после «перестройки» и антисоветского переворота в 1991-м понесла чудовищные потери. Мы знаем, Юрий Бондарев все силы свои положил, чтобы этого не произошло. А вот Бакланов со Швыдким, наоборот, упоённо работали на развал.
Собственно, за это Ельцин поднял «популярного театрального критика» сперва до высоты руководителя главного федерального телеканала, а затем и до министра культуры РФ. Что касается Григория Яковлевича Бакланова, он уже с трибуны памятной XIX партконференции яростно уничтожал Бондарева за его выступление. Когда же в поверженную страну явились оккупанты, стал одним из самых угодливых их пособников. Недавно, например, я прочитал глубочайшее исследование антисоветской и антироссийской деятельности фонда Сороса, проведённое моим коллегой — ветераном «Правды» Владимиром Ряшиным. Из него видно, что Г. Бакланов, возглавлявший редакцию журнала «Знамя», всемерно служил этому отъявленному врагу нашей страны, а тот в свою очередь щедро кормил и вознаграждал прихлебателя. Вред, нанесённый России Соросом и соросятами, поистине огромен. И вот один из этих соросят, апологет разрушительного «Открытого общества» Бакланов возводится в ранг учителя жизни для россиян! Специальный представитель президента РФ, опираясь на него, публично читает нотации молодым литераторам и всем другим, а истинного Патриота с большой буквы Бондарева превращает в ничтожество.
Нормально такое? Это же значит всё перевернуть с ног на голову! И каково было Юрию Васильевичу на закате жизни слушать это и читать… Что сказал бы он сам? А всё же веры в будущее он не терял до последнего. К счастью, всё явственнее виделось: стояние его за правду было не зря. Обозначившиеся перемены в жизни укрепляли надежду. Когда-то руководители некоторых федеральных телеканалов ручались, что фильмы по его книгам демонстрировать не будут. Провалилось: эти фильмы пошли один за другим. Да и как без них обойтись, если в их числе настоящие шедевры.
А киноэпопея «Освобождение», соавтором сценария которой стал Бондарев, — непревзойдённая по масштабам, мастерству и достоверности художественно-документальная панорама великой войны. Опровергла жизнь тех, кто вздумал вышвырнуть его из писателей «первого ряда». Классикой стали «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», «Тишина» и «Горячий снег», «Берег» и «Выбор», другие лучшие его романы, повести, рассказы. Этапным остаётся «Бермудский треугольник». Более того, наряду с «Как закалялась сталь» и «Молодой гвардией», рассказом Алексея Толстого «Русский характер» и поэмой Константина Симонова «Сын артиллериста» рекомендовано его «Горячий снег» включить в школьную программу по литературе. Другой вопрос — допустят ли это швыдкие… Велико обаяние не только его книг, но и личности. В почте «Правды» я читал и читаю немало писем, авторы которых восхищаются жизненной позицией героя Сталинградской битвы. Я и все мои товарищи поддерживаем Вас и от души желаем добиться победы! Сердце остановилось 29 марта 2020 года.
В те дни я был болен и, к величайшему сожалению, не смог проводить его в последний путь. Но мне рассказали о волнующем эпизоде при прощании с ним. Церемония была строго официальной, под государственным ныне триколором. И блюстители порядка, всполошившись, бросились вытеснять «нарушителей» из ритуального зала.
Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая идеология. Они ничего не боялись. Партийные, не партийные, они могли говорить то, что думают, что знают.
На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле. В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня". Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" повесть о войне. Ее все обсуждали. Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века. За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей".
Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто. По мотивам "Батальонов...
Но его творчество, хранящее горечь тех страшных лет, останется с нами и не даст забыть ни о том, как Юрий Васильевич защищал нашу Родину от нападения врага в строю, ни о его мирном подвиге на литературном поприще. Наиболее известные произведения автора — « Батальоны просят огня », « Горячий снег », «Родственники», «Последние залпы» по сей день не дают нам забыть о подвиге, совершенном нашими предками. Более ста художественных произведений Юрия Бондарева переведены на десятки языков мира, книги переиздаются и в настоящее время.
Дочь писателя-фронтовика Юрия Бондарева сообщила ФАН подробности его смерти
Интервью с писателем и живым классиком отечественной литературы Юрием Бондаревым, которое вышло по случаю 95-й годовищны автора. Юрий Васильевич Бондарев — советский писатель, публицист, сценарист, является членом Союза писателей, занимался общественной деятельность, участник Великой отечественной войны. 100 лет со дня рождения писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Кончина писателя-фронтовика Юрия Бондарева символизирует уход целого поколения, сказал РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.
Курсы валюты:
- Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев
- Лента новостей
- О насущном
- Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе»
- Другие статьи в рубрике "It`s my life..." (Россия)
- Юрий Бондарев - "неуживчивый" с властями писатель! | Смена
Ушел из жизни писатель Юрий Бондарев
Внимательно прочитал последний текст Вашей статьи и никаких замечаний у меня не возникло по существу её содержания: статья, как говорится, готова. В Вашей статье есть очень точные и тонкие наблюдения этим обладает не каждый теоретик литературы — вся часть о матери, об отношении Александра к матери — для меня это важнейшая часть романа. Из современной прозы если её можно назвать литературой начисто выпали естественные человеческие отношения, и она, проза, стала изображать лишь скелет действия; не литература, не жизнь людская, а запах серы из сточных канав — вот её малоароматический запах, который с наслаждением вдыхают дебилы… Спасибо за умный разбор романа. Одно пожелание: статья длинновата в первой части, может быть, за счёт цитат. Посмотрите, что удобно сократить.
К сожалению, пока не смогу приехать в Тверь — много всяческих забот. Но всё-таки в жизни всегда бывает «вдруг»… Крепко жму руку! Ваш Юрий Бондарев 23. Свою статью о «Непротивлении» я предложил «Нашему современнику», но ответа из редакции пока не получал.
Роман, изданный «Библиотекой журнала «Молодая гвардия», появился на прилавках наших тверских киосков и пользуется большим спросом — я интересовался у киоскёров. Меня это очень радует! Радует и то, что, несмотря на суровое время, интерес к подлинной литературе у массового читателя не пропал. Посылаю Вам газету «Литературная Тверь» с моей статьёй о «Непротивлении» в сокращённом варианте и статью о бедственном положении науки и образования в современной России.
Журнал «Наш современник», куда послал статью о романе, по-прежнему не отвечает, видимо думает, как поступить — печатать или воздержаться. Дозвониться до отдела критики, которым руководит Сергей Куняев, пока невозможно, никак не застать его на месте. Желаю Вам, Юрий Васильевич, всего самого доброго, крепкого здоровья и успехов! Прочитал Вашу статью «Бьют тревогу учёные России» - нужная, деловая и вместе чрезвычайно горькая статья честного учёного и писателя, болеющего за судьбу России.
Ведь безграмотная Россия — это страна рабов. И тут вспоминается и политика англичан в колониях, и Даллес, и Бжезинский, занимавшиеся «омертвлением» русской культуры… Вы пишете, что, возможно, надо бы мне напомнить Куняеву главному редактору журнала «Наш современник». Я вышел из редколлегии журнала 2 года назад. С искренним уважением, Юрий Бондарев.
Посмотрите мою статью «Куда идёшь, Россия» в «Советской России» за 14 июня. Она близка Вашим мыслям. Сердечно благодарю Вас за письмо и высокую оценку моей статьи о судьбе нынешних учёных, науки, творческой интеллигенции в целом в России. Ранее предлагал её и в «Правду», и в «Советскую Россию» - нигде не стали печатать.
Ваши искромётные статьи в «Советской России», в т. Неизменно восхищаюсь вашим острым, высокогражданственным пером пламенного публициста — патриота. Далеко не каждый нынче решится на столь смелую, принципиальную, бескомпромиссную позицию по отношению к прозападно — космополитическим узурпаторам несчастной России!.. Тем сильнее Ваше доброе, вдохновляющее влияние на честных русских сограждан.
Не нахожу слов от возмущения поведением Виктора Астафьева: ведь фронтовик же, подлинно русский талант — и вот так легко поддакивает отъявленным либералам — русофобам… Неужто не понимает, откуда ветер дует?.. Понимает, конечно, но творит нечто несуразное, обвиняя всех и вся в трагедии Великой Отечественной войны, в «лишних» жертвах с советской стороны и «напрасно» пролитой крови, и пр. Из «Нашего современника» до сих пор нет ни слова относительно моей статьи о «Непротивлении». Посылаю тверскую областную газету с небольшой моей рецензией на книгу воспоминаний о Валентине Пикуле, написанной его супругой Антониной Ильиничной.
Знаю, что к исторической романистике Валентина Савича Вы относитесь доброжелательно, в отличие от замшелых русоненавистников, навешивающих ему тьму грязных, оскорбительных ярлыков. Мне довелось видеть фото, на котором Вы с Валентином Савичем за дружеской беседой. Всего Вам наилучшего! Сердечно, Владимир Юдин.
По Вашему отзыву на дипломную работу Орловой я понял, что Вы одинаково серьёзно относитесь к литературе и к своим ученикам. В наше растрёпанное время это качество не так уж часто встречается в среде теоретиков, махнувших на нашу «прагматическую молодёжь» рукой. Если разрешите, позволю одно замечание. Всё-таки я написал тетралогию: «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение».
Роман этот наиболее резок в смысле социальном и философском. Интересно, почему он выпал из поля зрения Натальи Орловой? Не поймите, ради Бога, моё замечание за упрёк. В Москве у нас идут дожди, я же сижу на даче под пасмурным небом и пишу «Мгновения», где присутствует нечто иррациональное, как в нашей сверхфантастической жизни.
Прекрасно Вами сказано: «В. Пикуль — буян в литературе»! В самом деле — ведь с Пикуля началось нечто новое, свежее, непривычное в исторической литературе. Он кое-что поломал и кое-что смело построил.
Вы хорошо сделали, что написали статью о книге Антонины Ильиничны супруги писателя В. Книга её стоит доброго слова. Несколько дней назад разговаривал по телефону с А. Ивановым — и он сказал, что Ваша статья пойдёт у них, в «Молодой гвардии».
О «Нашем современнике» забудьте. Здесь дело не только в отсутствии внимания к автору статьи. С этим журналом что-то случилось… У меня, к примеру, нет желания печататься у них. Как-нибудь я всё-таки заеду к Вам в Тверь.
Всяческого Вам добра, дорогой Владимир Александрович! Юрий Бондарев. Сердечно благодарю Вас за письмо от 23 июля 1996 г.! Всецело разделяю Ваше мнение, что «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение» - это т е т р а л о г и я, то есть единый цикл романных повествований, объединённых общим пафосом патриотизма, высокой гражданственности, глубинным выражением выстраданного чувства Родины, а также общими принципами художественно-философской реализации, благодаря чему эти прекрасные творения стали классическими.
Полагаю, что и роман «Непротивление» объективно встроен в этот ряд произведений по тем же творческим принципам. Ваши слова, что Вы «вытащили на свет Божий главные наши болезни…», станут для меня ориентиром в понимании социально-философской сущности романа. Тут и чеховская лапидарность, и толстовская психологическая утончённость, и некая расшифровка социально-нравственного поведения сограждан в годину смуты и разврата, что безжалостно свалились на нашу Родину, а главное — Ваше необычайное умение выразить короткими штрихами трудные судьбы людей, нации, нашего многострадального Отечества… Судьбинность — вот, очевидно, ключевая отличительная особенность «Мгновений», этих философских мозаик, будто «списанных» с живой действительности… Мне пришла в голову мысль, что надо активно приобщить своих студентов и начинающих учёных к написанию дипломных работ и диссертаций по «Мгновениям», ведь именно русская литература в большей степени, нежели что-либо другое из искусства, формирует у молодёжи неизбывное патриотическое чувство. Пока есть в нашем Отечестве такие могучие, несгибаемые, не подвластные социальной конъюнктуре творцы пера, как Вы, Юрий Васильевич, русская литература, русский патриотический дух не оскудеет и не иссякнет.
Опять с большим интересом прочитал Вашу статью «Русофобия на марше». Тяжелейшие времена мы переживаем — и не завтра они кончатся… Демократическим ничтожествам, в том числе и русского происхождения, дана полная свобода испохабить, испакостить, унизить, разрушить нашу литературу, растлить души молодёжи, что, кстати, кое - в чём им удалось — этот рассчитанный и просчитанный на Западе духовный и не только разврат распространяется по России с надеждой обрести дебилов, тупоголовых рабов и роботов. Напишите, пожалуйста, чем живут сейчас студенты, с которыми Вы имеете дело? Вышло несколько книг «Мгновений», но в каждой они не полностью.
Задумываюсь — что Вам прислать? Всяческих Вам удач и благ! Сердечно тронут Вашим вниманием! С радостью воспринял сообщение о намерении «Молодой гвардии» напечатать мою статью о «Непротивлении».
Статья не Бог весть как удалась, но всё-таки поможет в какой-то мере читателю разобраться в сложных нравственно-философских коллизиях романа, шире привлечь внимание к произведению. После трёхнедельной поездки на Кубань — свою малую Родину и на Украину в г. Запорожье похоронена моя мать я только что вернулся в Тверь. Настроение от поездок архискверное, самое безотрадное.
Сельское хозяйство запущено, разворовано нынешними нуворишами, поля зарастают, не обрабатываются. Тяжёлая промышленность останавливается, рабочих отправляют в вынужденные отпуска. Мой коллега — профессор Запорожского института жаловался: ему платят 20 «лимонов», то есть около 600 тыс. Но народ терпит, зомбирован пропагандой, если не считать крупную забастовку донецких шахтёров.
Но долго так властям не удастся удержать народ, никакие побасенки о «прелестях» суверенизации Незалежной не успокоят и не помогут… Абсолютное большинство украинцев и русских, проживающих на Украине, за воссоединение с Россией. Собираюсь написать репортаж о поездке, вроде того, что писал в своей статье, опубликованной в «Советской России». На Украине воочию наблюдал, как люди с трепетным волнением и со слезами на глазах смотрели по ОРТ киноэпопею «Освобождение» - этот телеканал там принимают. Какой же прекрасный кинофильм создали Вы, Юрий Васильевич, с кинематографистами!..
Подлинно художественный документ истории. Крепкого здоровья и благополучия! Владимир Юдин. В вашей статье и письме Вы добавили острейшие детали, доказывающие повальное поглупление и деградацию милых «хохлов» и «кацапов».
Куда идём все мы?.. Связь с Украиной, теснейшая прежде, у меня прервалась. Мои переводчики а там переведены все мои вещи боятся, как я понял, звонить по телефону, даже письма писать — всё прослушивается и просматривается. Словом — в весёлые времена живём мы, Владимир Александрович, времена, которые представить невозможно было, но политика «плюралистов» - девка по панелям гуляющая, ногами и глазками играющая, в ожидании купюры в потной ладони.
Что ж, будем жить и исполнять свои обязанности. Искренне, Юрий Бондарев. Полученные мной от Вас письма боли, печали и гнева — так мне хочется их назвать — пополнились очередным, столь же метким, скорбным, хлёстким и метафорически ярким. Письма Ваши — жесткий, бескомпромиссный документ — приговор циничным перевёртышам, глумящимся над мало что берущим в толк народом… Я часто оперирую в работе вашей публицистикой, к примеру, статьёй «Куда идёшь, Россия?
Россия», 14 июня, 96 г. Социально-духовный хаос сотворили, нацию добивают при молчаливо — пассивной, угрюмо-терпеливой отрешённости народа от всего и вся… Но как при этом ведут себя иные наши — подлинно ли наши?.. Как безобразно, мелочно и гадко они продаются западным покровителям!.. Предают друг дружку с каким-то дьявольским сладострастием за кусок хлеба с маслом, за жалкую должностишку и пр.
Черпаю, Юрий Васильевич, из ваших писем великую духоподъёмность, вдохновляющую непримиримость. Посылаю Вам газету с выступлением побывавшего у нас в Твери Солженицына. Выступал он в областной библиотеке с горделивым видом мудрого пророка Моисея. Говорил, казалось бы, правильные вещи — о трудной исторической судьбе России, о многострадальном народе, но при этом разжигая себя каким-то фальшивым экстазом, оставаясь в душе, как мне показалось, равнодушным, холодным и злобным и по отношению к России, и к русскому народу… Очень не понравились его острые буравчики маленьких, бегающих туда-сюда, колючих глаз.
Слушал его и думал, о чём «Советская Россия» писала ещё 3 — 4 года назад: где ж Вы, наш «пророк», были со своей мудростью тогда, в октябре 1993-го, когда в Москве жестоко расстреливали мирных людей в упор из танков и карабинов?.. Я позволил себе принародно не согласиться с «пророком» по принципиально важному вопросу — о п о к а я н и и. Солженицын перед тем долго разглагольствовал о некоем всеобщем покаянии, мол, все мы повинны в собственной беде, только в разной степени… Я возразил: многострадальному народу России не в чем и не перед кем каяться. В чём, скажите, каяться, к примеру, доблестным участникам Великой Отечественной войны?!
Пусть кается тот, кто бросил и продолжает бросать Россию в пропасть. Попалась мне недавно на глаза статья публициста Кара - Мурзы в «Сов. По-моему, очень верно там сказано: «Я лично думаю, что надо честно сказать людям: так хорошо жить, как во время послесталинского советского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго и, возможно, никогда. Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всём пространстве социально-экономических ситуаций.
Сейчас даже трудно объяснить, как нас занесло в эту точку — настолько маловероятно в неё было попасть. Сегодня, видя, насколько слаб, податлив и греховен человек, как легко его соблазнить бусами и побрякушками, как мы должны преклониться перед русским народом первой половины XX века. Он самоотверженно, на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нём было, в меру своего развития, необычайно, необъяснимо эффективным.
Множество сил объединилось, чтобы нас с той точки столкнуть, и это удалось. Сойдя, мы сразу оказались в глубокой трясине, и нас засасывает всё глубже и глубже по всем показателям, и материальным, и духовным. И даже нет гарантии, что мы вообще выберемся на какую-либо твёрдую кочку. Ничего же иного, подобного советскому укладу, нам не светит.
Воз можно, для нас другой такой точки и нет…» Как живо перекликаются слова публициста с художественной тканью ваших романов, Юрий Васильевич!.. Ваше грустное письмо ещё раз подтвердило то, о чём я писал не раз, о чём думал в последние годы. Наш народ тяжко болен: к известным несурязностям его прибавился ещё один пункт: страсть к купюре, авось, царь — батюшка поможет и подбросит по доброте бескрайней миллиончики на красивую жизнь среди заграничных этикеток. Страшный вирус торгашества отравил души даже школьников: каждый второй хочет разбогатеть.
Знамя молодёжи — аполитичность. И это — самое противоестественное. Никогда в истории страна не была так развращена.
Грустно или радостно? Для меня в этот день оба чувства неотделимы, но главный аккорд, который слышит вся планета: "Мы победили!
Рассуждая об исторической памяти, Бондарев отметил, что видит попытки перечеркнуть уроки войны. Он также указал на опасность разрыва поколений. Подчеркнул, что люди не только "заблудились" в событиях военных лет, но и утратили живую нить, которая связывала их с победой дедов. По его словам, новой объединяющей силой стала акция "Бессмертный полк".
Бондарев в свое время стал одним из зачинателей так называемой «лейтенантской прозы». Признан одним из лучших прозаиков-баталистов ХХ века. Долгие годы возглавлял Союз писателей России. Начиная с 1990-х годов он стал посещать православные храмы. С болью в сердце пережил крушение СССР, выразив сущность происходящих в 1990-х годах событий фразой, ставшей крылатой: «Мы как самолет, поднявшийся в небо, но не знающий, куда приземлиться». Сегодня, 15 марта, Юрий Васильевич отмечает свой 92-й день рождения. Юрий Васильевич Бондарев получает Патриаршую литературную премию из рук Святейшего Патриарха Кирилла — Юрий Васильевич, если бы в мае 1945 года кто-то сказал вам, что вы станете известным на весь мир писателем, а в 91 год из рук Патриарха Московского и всея Руси получите Патриаршую литературную премию, как бы вы отреагировали на такое?
Его батальоны просили огня, потому что был горячим снег. Горячим не только и не столько от огня - от солдатской крови. Он был там, среди пуль и снарядов — сначала школьником на рытье оборонительных рубежей под Смоленском, потом курсантом — командиром миномётного расчёта в Сталинградской битве. Раненый, обмороженный, после кочевий по госпиталям он вновь и вновь возвращался на фронт. Две медали «За отвагу» - они из окопов, они вручались в передышках между атаками и обстрелами, между форсированием Днепра и освобождением Киева. Ау, соседи. Неужели и это имя, святое имя освободителя вашей столицы вам ничего не скажет, не прочистит мозги? Это исторический факт: оренбургский парень вошёл в Киев освободителем от фашистской чумы, а не ваш Бандера - захватчиком в Москву. Одумайтесь, вернитесь к понятиям чести и благородства. Сегодня, в день кончины правофлангового фронтовика и писательского бойца, мы имеем право и обязаны говорить и об этом. Он долгие годы был рядом с нами. Многие из нас дружили с ним, и потому утрата воспринимается в Союзе писателей очень остро. Мои последние с ним рабочие точки соприкосновения оказались крайне знаковыми. В марте 2014 года, в самый канун референдума в Крыму я попросил В. Ганичева отправить меня в Севастополь для моральной поддержки тамошних русских писателей. Тогда Юрий Васильевич и другие писатели-фронтовики написали обращение к писателям Крыма — Россия вас не оставит, мы рядом и вместе. Будем откровенны, полной уверенности у крымчан не было, что Россия пойдёт до конца, что Путин не сломится под сильнейшим давлением Запада. Но мы зачитали с Александром Бобровым это письмо, поднялись с писателями Крыма на Сапун-гору и подняли копию Знамени Победы. А потом было письменное приветствие Юрия Васильевича 15 съезду писателей России в 2018 году — пожелание следовать в литературе принципам высокой нравственности и патриотизма.
Юрий Бондарев
Юрий Бондарев — писатель-фронтовик, творчество которого стоит в одном ряду с произведениями Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Курочкина. Председатель ГД также отметил, что Юрий Бондарев отстаивал свою гражданскую позицию и был эталоном нравственности для многих поколений читателей. Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. Российский и советский писатель Юрий Бондарев скончался в Москве на 97-м году жизни. Ведь, кроме того, Юрий Васильевич Бондарев стал в определённом смысле символом непоколебимой гражданской позиции, что колоссально подняло его авторитет в глазах большей части российского общества.
«Мне посчастливилось не лгать…»
Звоните, когда случится быть в Москве. Всецело разделяю Ваше печальное заключение о нерадивом и преступном отношении власть имущих деятелей культуры к судьбе русского языка, как, впрочем, к литературе, культуре и всей духовной жизни… Безусловно, надо всеми силами — писатели своим художественным пером, учёные — фактами науки — противостоять разгулявшемуся по стране мракобесию и злу. Вот почему я послал свою статью в «Молодую гвардию», выступил по областному радио, заостряю внимание студентов на этом архиважном вопросе. Пусть люди хотя бы задумаются, ч т о, какая пропасть грозит им с потерей первооснов нашего великого и могучего русского языка… Был недавно в Москве. В редакции «Молодой гвардии» сообщили, что моя статья о «Непротивлении» в работе, готовится к печати, в каком номере — пока неизвестно. Я работаю сейчас над рукописью литературно — критической книги, запланированной к изданию весьма скромным тиражом в будущем году в Твери, в ней будет и большая статья о вашем творчестве. Сейчас готовлюсь к участию в конкурсе на должность заведующего кафедрой литературы XX века в Московском облпединституте, о чём Вам ранее сообщал.
По-моему надо соглашаться. Сожалею, что у Вас нет возможности побывать в Твери. Надеюсь, в более благоприятное время приедете. Желаю Вам всего самого доброго! Вы пишете, что готовитесь к участию в конкурсе на должность заведующего кафедрой в Московском пед. Интересно, кто сейчас там ректор?
Перловка — неподалёку от Москвы. Не знаю, какую зарплату Вы получаете в Твери, но, думаю, в Москве немного побольше. А это в нашей жизни нынешней — не последнее дело. Вы бываете в Москве — позвоните мне, пожалуйста, по тел. Я для Вас приготовлю своё второе собрание сочинений 6 томов или третье 9 томов , если подберу все тома. Работаю над «Мгновениями», изредка печатаю их.
Обдумываю роман, но конструкция его пока ещё не ясна, в некоем туманце, ибо настроение для обдумывания то и дело перебивается. Здоровья Вам и всяческих удач в Новом, 97 году, если он для всех нас будет поистине «Новым»! Сердечно тронут Вашим новогодним поздравлением! Примите и мои самые добрые пожелания в здоровье, неиссякаемого Вам творческого огня! Очень признателен Вам за добрые советы, пожелания — они мне чрезвычайно полезны и дороги! Ректор Московского обл.
Я всё ещё ломаю голову: «брать» Москву или «не брать»?.. Сдерживают мой порыв бытовые неудобства: житьё в общежитии, вне семьи — далеко не мёд, а реальной возможности приобрести свою квартиру в столице нет. Ездить почти ежедневно из Твери на электричке — тоже мало радости: билет на скором поезде дорогой, а электрички малопригодны стёкла разбиты, в вагонах царит лютая стужа, скамьи изуродованы бомжами, которые спасаются от холода в вагонах… , вдобавок электрички стали выбиваться из графика, опаздывают… Дочь моя учится в Тверском университете, жена работает учительницей в гимназии, то есть более-менее устроены и не хотят менять относительно налаженный быт. Что касается профессорской зарплаты, то она в столице, благодаря лужковской надбавке, немноим больше, чем в Твери, - что-то в размере полутора миллионов рублей, не решает даже самых насущных житейских проблем. С некоторых пор я перестал покупать даже необходимые для работы книги — иначе не хватит на хлеб насущный… Поверьте, нисколько не преувеличиваю. Идёт целенаправленный погром науки и вузов России из-за недофинансирования.
В ближайшем будущем грозят перевести периферийные вузы на свои, местные бюджеты — это будет окончательный сильнейший удар по университетам страны… К житейским трудностям мне не привыкать: я с детства приучен их преодолевать собственным упорством и целеустремлённостью. Но что делать одному в вузовской системе, где всем и вся заправляют псевдодемократические «общечеловеки», где навязаны пресловутая Болонская методология и пышным цветом распустилась дикая русофобия?! Бросаться безоглядно в драку, как это жертвенно делают прекрасные герои романа «Непротивление», и бесследно сгореть?.. По-моему, нынче нужны в стране какие-то иные, результативные способы активного противодействия оголтелым русоненавистникам. Между тем, патриотические ряды очень разрознены, растеряны, вижу, как даже единоверцы порой морально подавлены и нетерпимы друг к другу, часто раздавлены обстоятельствами, иные приспособились, стали «непротивленцами», конформистами. В Твери у меня есть небольшой круг крепких, порядочных друзей патриотического образа мысли.
В Москве же придётся всё осваивать с чистого листа. Начинать это в 50 лет — уже не просто. Вот Вам мой крик души, дорогой Юрий Васильевич, тормозящий окончательное принятие моего решения. Впрочем, есть ещё месяц всё обдумать и сказать себе «да» или «нет». Очень польщён Вашим намерением преподнести мне своё собрание сочинений! Непременно позвоню Вам в очередной приезд в Москву.
Не попадала Вам в руки новая книга критика Вл. Бондаренко «Реальная литература». Двадцать лучших писателей России» М. Вот вам образчик того самого конформизма, о котором я писал выше. В книге есть неплохая глава о вашем творчестве, но… в соседстве, с одной стороны, с К. Воробьёвым, а с другой — с Солженицыным.
Явная эклектика персон налицо. Но это ещё не всё. Критик злоупотребляет определениями типа: «литературные генералы», «вальяжные», «пресыщенные властью писатели», причём явно не по адресу. Наше время Бондаренко справедливо резко бичует, но называет его почему-то «бесцензурным». Вряд ли оно такое на самом деле: нынче цензура денежного мешка похлеще старой, советской. Стоит только заикнуться публично о нестерпимой русской боли, о трагедии Отечества — сверхбдительные «демократы» тут же затыкают тебе рот, шельмуют «русофилом»,«фашистом», «антисемитом» и пр.
Сделал Бондаренко и некоторый анализ вашего романа «Непротивление», но, как мне показалось, философской основы его не раскрыл, пошёл лишь по социальному срезу романа. Журнал выбивается из сил: прозаики не стали направлять свои произведения из-за невозможности редакции выплачивать авторам хоть какие-то скудные гонорары, плохая подписка — удручённые острыми материальными недостатками люди теряют интерес к периодике, к чтению… Может, предложите что-то из своих произведений? Сердечно, ваш Владимир Юдин. Ваша статья о Шолохове хороша — есть ещё на Руси, как говорится, поборники художества. Что касается всех ваших сомнений относительно переезда в Москву, то они весомы и разумны. С одной стороны, было бы прекрасно присутствие в Москве умного и прогрессивного учёного, с другой стороны — устраивать новый быт в современных условиях в нашей обезумелой стране — дело чудовищной трудности, хотя Вы и говорите, что «к житейским трудностям Вам не привыкать».
Но всё-таки у Вас — маленькая, но семья. Однако Вы сами понимаете, что в судьбоносных вещах — ничьи советы слушать нельзя. Тем не менее — семья это тыл, который не предаст. Я прочно верю в это. Интересно, прочитали ли Вы мою статью в «Советской России» от 9 января «В России всегда были несогласномыслящие»? В Вашей статье есть одна неточность: Вы поставили меня в ряд «почвенников», в то время как о деревне я ничего не писал.
Впрочем, это не имеет никакого значения — тематические определения. Разрешите искренне пожелать Вам всяческого добра! Юрий Бондарев, 20 янв. Душевно тронут Вашим вниманием, теплотой и высокой оценкой моей статьи в газете «Литературная Кубань». Вы, очевидно, читали в «Советской России» 25. Вашу статью в «Советской России» я, конечно же, прочитал: смелая, убедительная, тревожная относительно непредсказуемой судьбы нашего Отечества.
Я давно уже решил предложить мыслящему аспиранту научную тему для дипломной работы — «Юрий Бондарев — публицист». Принимаю Ваше замечание насчёт неверного причисления мной вашего имени к «почвенникам». Однако под этим термином я понимаю истинно русское, патриотичное, а потому и «почвенническое» направление в нашей современной литературе, не ограничивая этот термин тематической принадлежностью к так называемой «деревенской» прозе, как полагают иные критики. Впрочем, Вы правы: тематические определения очень условны и не играют никакой существенной роли в понимании смысла того или иного произведения. Главное — мировоззрение автора, его отношение к судьбе народа… В своём письме, Юрий Васильевич, Вы тонко заметили: «Семья — это тыл, который не предаст». Нынче, в эпоху смуты, повального ренегатства только и остаётся опираться на свой надёжный тыл — родную кровь.
К слову, странно, что в современной литературе почему-то нет до сих пор романа или повести с названием «Семья» условно, конечно. Семьи-то, конечно, есть, но большинство неудачных, нетвёрдых, в них бурлят драмы, страдания, измены, раздоры… Видимо, причина в острой социальной нестабильности, в отсутствии личных и общественных перспектив. Уже писал Вам, Юрий Васильевич, что письма ваши нередко приходят в «потревоженном» виде: так и вижу чей-то любопытный нос. Думаю, пусть, мол, просвещаются — но всё же как-то противно… От души желаю Вам крепкого здоровья и творческого огня! Наконец-то мне прислали 2-й номер «Молодой гвардии» - и я прочитал Вашу статью. Но… ведь эту статью я уже читал в рукописи, которую Вы мне показывали раньше.
Поэтому Вы знаете моё отношение к ней. Умная, хорошо написанная работа, что совсем редко встречаешь в нашей задушенной литературной критике. Её, критики, в общем-то, нет — она стала политизированной рекламой, в упаковке ложных восторгов, пошлых преувеличений и «демократического» слюнтяйства. Написал страничку по поводу «Литературной Кубани» и вот задаю себе вопрос: кому её посылать? Газет от Бакалдина Известный кубанский поэт и редактор краевой газеты «Литературная Кубань». Завтра буду в Москве и зайду на почту.
Так как у меня нет точного адреса Кондратенко В то время губернатора Краснодарского края. Немного замучен приездом гостей и родственников в связи с днём рождения — надо было встречать и, так сказать, позволять себе, а это уже моём возрасте утомительно. Крепко жму руку. Ваш Юрий Бондарев. Спасибо Вам большое за письмо и лестную оценку моей статьи! Свой возможный ответ В.
Бакалдину, пожалуйста, адресуйте в редакцию «Лит. Кубани» или ему на дом: 350000, г. Краснодар, ул. Чапаева, 83, кв. Сердечно благодарю Вас за присланную мне рекомендацию в члены-корреспонденты Петровской академии наук и искусств! Это меня ко многому обязывает и прежде всего — активно работать в избранном национально-патриотическом ключе, столь необходимом особенно сегодня, в пору всеобщего раздрая и смуты.
Всего самого доброго! Владимир Юдин, 25 марта 1997 г. Во-первых, поздравляю Вас со званием члена-корреспондента Петровской академии, что учёному это почётное звание не помешает. Во-вторых, просмотрел прессу, которую Вы прислали — получил серьёзную информацию, после чего стало грустно на душе. Мне давно ясно, что тёмные силы нацеленно разваливают науку вместе с литературой, до этого предельно изгадив кинематограф и театр, то есть великую русскую культуру постепенно подводят под приговор высшей меры наказания. Что касается Солженицына, то он настолько выказал себя в разрушении и клевете на русский народ, что сейчас его влияние на не-демократическую интеллигенцию и на читающую публику — ничтожно.
Крепко жму Вашу руку! Юрий Бондарев, 10 июня 98 г. Горячо поздравляю Вас — фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны с самым светлым праздником — Днём Победы! Крепкого Вам здоровья и благополучия! Лукашенко награду, носящую имя великого Шолохова. Заслуженно и очень справедливо!
Примите от меня мою книгу статей «Венок памяти», в которой есть глава «В тылу как на войне, или украденная победа», посвящённая вашему замечательному роману «Непротивление». Сердечно благодарю Вас за рекомендацию меня в члены-корреспонденты Петровской академии наук и искусств! На днях я получил сообщение из Петербурга о моём единогласном избрании. Сердечно, Владимир Юдин, 16. Интервью речь идёт о моём интервью с Ю. Бондаревым опубликовано в двух хороших газетах — в «Патриоте» и «Литературной Кубани» - эти газеты с публикациями мне прислали, кроме того мне звонил Ларионов и прислал письмо с очень хорошим отзывом В.
Интервью оказалось ко времени. Спасибо за доброе отношение к моей работе! С искренним уважением, ваш Юрий Бондарев. Глубоко и сердечно поздравляю Вас с наступающим юбилеем! Крепчайшего Вам здоровья и благополучия! Послал свою статью о вашем творчестве в «Советскую Россию».
Всего наилучшего, Вл.
В 1946 году Юрий Бондарев стал студентом Литературного института имени Горького. Юрий попал на семинар, которым руководил Константин Паустовский. Суровый реалист Бондарев, каким его знают читатели по повестям и романам «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Берег» не был похож на романтика Паустовского. Но уроки мастерства были направлены на выявление в каждом студенте его индивидуальных качеств.
Паустовский добивался, чтобы каждый из его учеников говорил «своим голосом». Юрий Бондарев вспоминал: «Во время войны мысль взяться за перо не приходила ни разу. И только после фронта странное состояние смутной потребности выразить что-то вернулось. Тогда я написал первые свои рассказы». Бондарев дебютировал как прозаик в 1949 году, когда учился на третьем курсе.
В журнале «Смена» был напечатан его рассказ «В пути». За ним последовали другие рассказы, опубликованные в журналах «Огонек», «Октябрь», «Советский воин», «Крестьянка», «Молодая гвардия». В 1953 году вышел первый сборник рассказов «На большой реке». В рассказах этих немало поэзии, тонких лирических пейзажей, человеческих чувств. Первая повесть «Юность командиров» опубликована в 1956 году.
Ее герои — курсанты артиллерийского училища, младшие офицеры, отозванные после ранения с фронта. В 1957 году появилась повесть «Батальоны просят огня», которая покорила читателей суровой и героической правдой о войне, следом за ней — «Последние залпы» 1959. В 1962 году вышел роман «Тишина». В этом произведении и его продолжении — романе «Двое» 1964 — Бондарев рисует жизнь молодых людей, прошедших сквозь испытания войны и ищущих свое место в мирной жизни. В 1969 году в журнале «Октябрь» была напечатана повесть «Родственники».
В этом же году увидела свет самая известная книга Юрия Бондарева о войне — «Горячий снег».
Война оставила глубокий след в жизни Юрия Васильевича и стала одним из главных лейтмотивов его творчества. За свою жизнь он написал несколько романов, в том числе «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Бермудский треугольник» и другие. Некоторые произведения автора были экранизированы.
Шукшина, А. Митты, А. Тарковского, Н. Михалкова, С. Соловьева, Михаил Ромм был ярким выдающимся человеком, к которому все понимающие кино люди относились с громадным уважением. Близко познакомились они на студии «Мосфильм», где был принят к постановке фильм «49 дней» по совместному сценарию Бондарева, Тендрякова и Бакланова. Фильм рассказывал о том, как баржу с четырьмя молодыми солдатами унесло в открытое море. Семь недель практически без еды и питья они дрейфовали на ней, пока их не заметили американские летчики. Ромму понравился сценарий, ему захотелось принять участие в этой работе, и ом стал редактором фильма. Сценаристы много и подолгу встречались с Михаилом Ильичем, человеком серьезным, глубоким и умным. С другим своим соседом Геннадием Фишем, литератором и переводчиком, Юрий Васильевич общался много и запросто. Его участок был вблизи, поэтому тот неизменно подходил к забору во время строительства дачи и одобрял ход реконструкции. Фиш был известен прекрасными очерками о скандинавских странах. Когда Юрий Васильевич собирался ехать по приглашению в Скандинавию, он проштудировал книги Фиша и был полностью подготовлен к командировке. С Александром Котовым Бондарев пытался разобраться в общности и различиях таких творческих областей как литература и шахматы. Ему было сверхинтересно столкнуться с представителем совсем другого умственного труда, ибо он считал, что в шахматах больше прагматизма, точности, они ближе к математике, технике, чем литература, хотя допускал наличие вдохновения и в шахматной игре. Произведения Юрия Бондарева много и часто печатались и печатаются за границей. В 1950-е годы он только один раз был за рубежом, но в последующие тридцать лет такие поездки стали регулярными. Приглашали издательские дома, коллеги-писатели, на международные конференции, симпозиумы, даже на собрания отдельных писательских организаций. Приглашали университеты и колледжи на встречи со студентами и преподавателями, в пятидесятые и шестидесятые годы сверхпопулярны были международные дискуссии писателей. Нужно было не только приезжать, но и обязательно выступать перед своими коллегами. В те времена советская литература была в большом почете за рубежом. Произведения Юрия Бондарева переведены на 85 языков народов мира. Эти поездки не только пропагандировали советскую литературу, они дали возможность Бондареву встречаться и разговаривать с самыми крупными американскими и европейскими писателями того времени, многими лауреатами Нобелевской и Пулитцеровской премий. Юрий Васильевич с большой теплотой вспоминает эти встречи. У Джона Стейнбека он был дома. Его очерки, объединенные в книгу «Русский дневник», с юмором описывали его встречи с простыми людьми, были лишены идеологического привкуса, столь горького во времена холодной войны. Жена запрещала Стейнбеку выпивать даже при гостях, а тот был большим любителем этого занятия. Когда Стейнбек пригласил Бондарева к себе, то усадил его рядом с собой и произнес со смешным акцентом: — Юрий! Далее застолье превратилось в своеобразную игру. Стейнбек внимательно следил за передвижениями жены по дому, и как только она отвлекалась, жестом показывал Бондареву на свой бокал и бутылку. Тот, старый солдат, не мог ему отказать и подливал. Джон быстро забрасывал содержимое в рот и после этого разговаривал с независимым видом. Диалог о судьбах литературы в наших странах продолжался. В 1963 году Стейнбек приезжал вторично в Советский Союз. К сожалению, Бондарева тогда в Москве не было. На многочисленных встречах с советскими деятелями культуры лауреат Нобелевской премии поддерживал войну США во Вьетнаме. В знак дружбы Стейнбеку приходилось пить бесчисленные мировые, что не лучшим образом отразилось на его здоровье. Последний был не только очень хорошим писателем, у него был безукоризненный вкус архитектора. Он с гордостью показывал свое имение: жилые комнаты, библиотеку, круглую комнату для курения, бассейн, комнату, в которой работали его помощники, собиравшие материалы для его биографических книг. Но встреча с Эрнестом Хемингуэем, к сожалению, не состоялась. Мери, его вдова, с которой Юрий Васильевич все-таки встретился, говорила ему, что Эрнест читал какие-то произведения советского писателя, был о них хорошего мнения, но что именно читал американский классик узнать, увы, не удалось. Начало 1990-х годов раскололо страну. Союз писателей СССР распался на множество организаций. В России возникло два творческих союза: Союз писателей России, объединивший писателей патриотического направления, и Союз российских писателей, куда вошли демократы. Бондарев был избран председателем Союза писателей России и руководил Союзом с 1991 по 1994 год, в самое тревожное время борьбы «перестройщиков» и «патриотов». В стране установился государственно-монополистический капитализм, строй победивших чиновников, олигархов и спецслужб, одинаково далекий как от идеалов социализма, так и от демократических ценностей. В октябре 1993 года Белый Дом, в свою очередь, обороняли патриоты, среди которых был и Юрий Бондарев. С тех пор многие оценки событий поменялись. Недаром публицист Леонид Радзиховский 16 лет спустя так охарактеризует события октября 1993 года: «Бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было по сути никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора, кто кого в землю закопает». За полтора года до этого произошли другие события, которые впоследствии и привели писателя в осажденный правительственными войсками Белый Дом. Основными действующими лицами были члены «Трудовой России» Виктора Ампилова.
Ушел из жизни писатель-фронтовик Юрий Бондарев
Именно благодаря Юрию Бондареву грандиозная, монументальная эпопея «Освобождение» получила человеческое измерение. Именно его герои с передовой позволяли понять боль войны и в то же время увидеть отвагу советского солдата. Он участник Сталинградской битвы и форсирования Днепра — знал, о ком и о чем он пишет. Писал о своих товарищах, писал о том, что прочувствовал и пережил. Уверена, его книги будут читать и новые поколения жителей нашей страны. Потому что это хорошие, честные книги, потому что они написаны прекрасным русским языком, потому что в этих книгах память о наших предках».
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. В марте 1942 года был призван на военную службу, в звании сержанта воевал на Сталинградском фронте, где командовал минометным расчетом. Был дважды ранен, войну закончил в Чехословакии.
С такими повреждениями Юрий Васильевич попал в госпиталь, откуда, вылечившись, отправился обратно на фронт. Тогда он помогал освобождать столицу современной Украины и форсировать Днепр. Там же его снова ранили и отправили в госпиталь.
Позже юноша получил медаль «За отвагу». Также Юрия Бондарева наградили и второй медалью. Ее выдали за освобождение города Каменец-Подольский от немцев. Но освобождением России и Украины дело не закончилось, писатель-фронтовик освобождал Чехословакию и Польшу. В 1945 его демобилизовали из-за ранений. Писать Юрий Бондарев начал рано — он создавал небольшие рассказы о прожитых годах на войне.
Позже от Константина Паустовского мужчина получал советы.
Вы хорошо сделали, что написали статью о книге Антонины Ильиничны супруги писателя В. Книга её стоит доброго слова. Несколько дней назад разговаривал по телефону с А. Ивановым — и он сказал, что Ваша статья пойдёт у них, в «Молодой гвардии». О «Нашем современнике» забудьте. Здесь дело не только в отсутствии внимания к автору статьи. С этим журналом что-то случилось… У меня, к примеру, нет желания печататься у них. Как-нибудь я всё-таки заеду к Вам в Тверь. Всяческого Вам добра, дорогой Владимир Александрович!
Юрий Бондарев. Сердечно благодарю Вас за письмо от 23 июля 1996 г.! Всецело разделяю Ваше мнение, что «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение» - это т е т р а л о г и я, то есть единый цикл романных повествований, объединённых общим пафосом патриотизма, высокой гражданственности, глубинным выражением выстраданного чувства Родины, а также общими принципами художественно-философской реализации, благодаря чему эти прекрасные творения стали классическими. Полагаю, что и роман «Непротивление» объективно встроен в этот ряд произведений по тем же творческим принципам. Ваши слова, что Вы «вытащили на свет Божий главные наши болезни…», станут для меня ориентиром в понимании социально-философской сущности романа. Тут и чеховская лапидарность, и толстовская психологическая утончённость, и некая расшифровка социально-нравственного поведения сограждан в годину смуты и разврата, что безжалостно свалились на нашу Родину, а главное — Ваше необычайное умение выразить короткими штрихами трудные судьбы людей, нации, нашего многострадального Отечества… Судьбинность — вот, очевидно, ключевая отличительная особенность «Мгновений», этих философских мозаик, будто «списанных» с живой действительности… Мне пришла в голову мысль, что надо активно приобщить своих студентов и начинающих учёных к написанию дипломных работ и диссертаций по «Мгновениям», ведь именно русская литература в большей степени, нежели что-либо другое из искусства, формирует у молодёжи неизбывное патриотическое чувство. Пока есть в нашем Отечестве такие могучие, несгибаемые, не подвластные социальной конъюнктуре творцы пера, как Вы, Юрий Васильевич, русская литература, русский патриотический дух не оскудеет и не иссякнет. Опять с большим интересом прочитал Вашу статью «Русофобия на марше». Тяжелейшие времена мы переживаем — и не завтра они кончатся… Демократическим ничтожествам, в том числе и русского происхождения, дана полная свобода испохабить, испакостить, унизить, разрушить нашу литературу, растлить души молодёжи, что, кстати, кое - в чём им удалось — этот рассчитанный и просчитанный на Западе духовный и не только разврат распространяется по России с надеждой обрести дебилов, тупоголовых рабов и роботов. Напишите, пожалуйста, чем живут сейчас студенты, с которыми Вы имеете дело?
Вышло несколько книг «Мгновений», но в каждой они не полностью. Задумываюсь — что Вам прислать? Всяческих Вам удач и благ! Сердечно тронут Вашим вниманием! С радостью воспринял сообщение о намерении «Молодой гвардии» напечатать мою статью о «Непротивлении». Статья не Бог весть как удалась, но всё-таки поможет в какой-то мере читателю разобраться в сложных нравственно-философских коллизиях романа, шире привлечь внимание к произведению. После трёхнедельной поездки на Кубань — свою малую Родину и на Украину в г. Запорожье похоронена моя мать я только что вернулся в Тверь. Настроение от поездок архискверное, самое безотрадное. Сельское хозяйство запущено, разворовано нынешними нуворишами, поля зарастают, не обрабатываются.
Тяжёлая промышленность останавливается, рабочих отправляют в вынужденные отпуска. Мой коллега — профессор Запорожского института жаловался: ему платят 20 «лимонов», то есть около 600 тыс. Но народ терпит, зомбирован пропагандой, если не считать крупную забастовку донецких шахтёров. Но долго так властям не удастся удержать народ, никакие побасенки о «прелестях» суверенизации Незалежной не успокоят и не помогут… Абсолютное большинство украинцев и русских, проживающих на Украине, за воссоединение с Россией. Собираюсь написать репортаж о поездке, вроде того, что писал в своей статье, опубликованной в «Советской России». На Украине воочию наблюдал, как люди с трепетным волнением и со слезами на глазах смотрели по ОРТ киноэпопею «Освобождение» - этот телеканал там принимают. Какой же прекрасный кинофильм создали Вы, Юрий Васильевич, с кинематографистами!.. Подлинно художественный документ истории. Крепкого здоровья и благополучия! Владимир Юдин.
В вашей статье и письме Вы добавили острейшие детали, доказывающие повальное поглупление и деградацию милых «хохлов» и «кацапов». Куда идём все мы?.. Связь с Украиной, теснейшая прежде, у меня прервалась. Мои переводчики а там переведены все мои вещи боятся, как я понял, звонить по телефону, даже письма писать — всё прослушивается и просматривается. Словом — в весёлые времена живём мы, Владимир Александрович, времена, которые представить невозможно было, но политика «плюралистов» - девка по панелям гуляющая, ногами и глазками играющая, в ожидании купюры в потной ладони. Что ж, будем жить и исполнять свои обязанности. Искренне, Юрий Бондарев. Полученные мной от Вас письма боли, печали и гнева — так мне хочется их назвать — пополнились очередным, столь же метким, скорбным, хлёстким и метафорически ярким. Письма Ваши — жесткий, бескомпромиссный документ — приговор циничным перевёртышам, глумящимся над мало что берущим в толк народом… Я часто оперирую в работе вашей публицистикой, к примеру, статьёй «Куда идёшь, Россия? Россия», 14 июня, 96 г.
Социально-духовный хаос сотворили, нацию добивают при молчаливо — пассивной, угрюмо-терпеливой отрешённости народа от всего и вся… Но как при этом ведут себя иные наши — подлинно ли наши?.. Как безобразно, мелочно и гадко они продаются западным покровителям!.. Предают друг дружку с каким-то дьявольским сладострастием за кусок хлеба с маслом, за жалкую должностишку и пр. Черпаю, Юрий Васильевич, из ваших писем великую духоподъёмность, вдохновляющую непримиримость. Посылаю Вам газету с выступлением побывавшего у нас в Твери Солженицына. Выступал он в областной библиотеке с горделивым видом мудрого пророка Моисея. Говорил, казалось бы, правильные вещи — о трудной исторической судьбе России, о многострадальном народе, но при этом разжигая себя каким-то фальшивым экстазом, оставаясь в душе, как мне показалось, равнодушным, холодным и злобным и по отношению к России, и к русскому народу… Очень не понравились его острые буравчики маленьких, бегающих туда-сюда, колючих глаз. Слушал его и думал, о чём «Советская Россия» писала ещё 3 — 4 года назад: где ж Вы, наш «пророк», были со своей мудростью тогда, в октябре 1993-го, когда в Москве жестоко расстреливали мирных людей в упор из танков и карабинов?.. Я позволил себе принародно не согласиться с «пророком» по принципиально важному вопросу — о п о к а я н и и. Солженицын перед тем долго разглагольствовал о некоем всеобщем покаянии, мол, все мы повинны в собственной беде, только в разной степени… Я возразил: многострадальному народу России не в чем и не перед кем каяться.
В чём, скажите, каяться, к примеру, доблестным участникам Великой Отечественной войны?! Пусть кается тот, кто бросил и продолжает бросать Россию в пропасть. Попалась мне недавно на глаза статья публициста Кара - Мурзы в «Сов. По-моему, очень верно там сказано: «Я лично думаю, что надо честно сказать людям: так хорошо жить, как во время послесталинского советского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго и, возможно, никогда. Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всём пространстве социально-экономических ситуаций. Сейчас даже трудно объяснить, как нас занесло в эту точку — настолько маловероятно в неё было попасть. Сегодня, видя, насколько слаб, податлив и греховен человек, как легко его соблазнить бусами и побрякушками, как мы должны преклониться перед русским народом первой половины XX века. Он самоотверженно, на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нём было, в меру своего развития, необычайно, необъяснимо эффективным. Множество сил объединилось, чтобы нас с той точки столкнуть, и это удалось.
Сойдя, мы сразу оказались в глубокой трясине, и нас засасывает всё глубже и глубже по всем показателям, и материальным, и духовным. И даже нет гарантии, что мы вообще выберемся на какую-либо твёрдую кочку. Ничего же иного, подобного советскому укладу, нам не светит. Воз можно, для нас другой такой точки и нет…» Как живо перекликаются слова публициста с художественной тканью ваших романов, Юрий Васильевич!.. Ваше грустное письмо ещё раз подтвердило то, о чём я писал не раз, о чём думал в последние годы. Наш народ тяжко болен: к известным несурязностям его прибавился ещё один пункт: страсть к купюре, авось, царь — батюшка поможет и подбросит по доброте бескрайней миллиончики на красивую жизнь среди заграничных этикеток. Страшный вирус торгашества отравил души даже школьников: каждый второй хочет разбогатеть. Знамя молодёжи — аполитичность. И это — самое противоестественное. Никогда в истории страна не была так развращена.
Перевёртыши, предатели, садо — мазохиисты, ничтожества всех рангов переворачивают Россию вверх дном, патриоты заняты артикуляцией языка, разъединены пятой колонной, зубатовщиной и прочими радетелями на соломенных ножках. Однако впадать в отчаяние — грех великий. Ваша программа по русской литературе была написана мной в содружестве с крупным литературоведом России М. Минокиным, предложена Министерству образования России - и отвергнута. Было бы полезно поговорить о ней на совете по русской литературе, где я председатель Международное сообщество писательских союзов , об этом следует подумать. К слову, в разделе «Литература 70-х — 80-х г. По-моему, вещи эти чрезвычайно слабые, наивные, опереточные… Всяческого Вам добра! Крепко жму руку! Очень польщён вашей похвалой в адрес нашей программы по русской литературе. Профессор М.
Минокин и я с удовольствием приняли бы участие в её обсуждении на Международном сообществе писательских союзов, как Вы советуете. Ваше мнение относительно книг Кондратьева и Васильева будет учтено, мы его вполне разделяем: художественный уровень их искусственно раздут либеральной критикой, а идейная несостоятельность очевидна. Наверное, Вам будет интересно узнать, как и чем живут провинциальные писатели. Посылаю нашу областную газету «Тверские ведомости». Было бы очень хорошо, если бы Вы переехали в Москву — предложение, которое Вам сделали, сверхсерьёзное. Но как с жильём? Вы спрашиваете моего совета. Чрезвычайно рад был бы помочь Вам, но — увы — в этой области у меня нет никаких связей. Знаю только, что цены на квартиры немыслимо астрономические: 1 кв. Знаю ещё и то, что в Москве несколько контор по сдаче, обмену и покупке жилья.
И, разумеется, связываться с ними надо лично, то есть коли Вы настроены решительно приехать надо в Москву и взяться за это дело со всей энергией. Выступление Солженицына прочитал. Я не верю ни одному слову этого надутого и самовлюблённого «пророка», за фразами которого полная пустота или банальность именно банальность. Горького он «не ставит высоко». Ему ли судить о Горьком! Горький по сравнению с малоталантливым Солженицыным — титан, поднебесная величина! Всяческого Вам добра и удач. Мне очень дорого Ваше мнение относительно моего трудоустройства в Москве. Несмотря на те немалые трудности, что меня ждут частые поездки в столицу из Твери, проживание в общежитии неизвестно, сколько времени и пр. Направляю Вам копию своих заметок о судьбе современного русского языка.
Может быть, найдёте время прочитать и высказать своё суждение и по заметкам, и по важнейшей проблеме сохранения русского языка в его благоуханной первозданности. Поздравляю Вас с наступающим Великим Октябрём! Это великий народный праздник, как бы его ни чернили и грязнили русоненавистники… Всего Вам самого доброго! Сердечно, Владимир Юдин, 26. Вашу статью об языке прочитал с болью и соучастием. Вы высказываете в ней много полезного — для сохранения нашего родного языка, но… Это «но» заключается в том, что люди власти, занимающиеся культурой, «заинтересованные в противоположную сторону», ничего делать не будут, убеждая доверчивых, оболваненных и простодушных, что англицизмы, галицизмы, германизмы и пр. Их задача — разрушение, растление духа, что стало совершенно очевидным. В одном месте Вашей статьи возник вопрос: кто из деятелей культуры, учёных и писателей вошли в Совет по русскому языку созданному на Олимпе? Относительно поездки в Тверь мне неловко ответить Вам прямо. Так или иначе — я прикован к даче, к столу, к книгам, к внукам, поэтому никуда не езжу уже несколько лет.
В своё время я изъездил почти всю Россию, почти половину мира и с некоторой поры сказал себе: стоп. Что происходит с нашими журналами? Почему не отвечают на письма? Да, видимо, потому, что мысль у всех направлена к одному — выжить в это немыслимое время… С великим праздником Вас! Крепко жму руку — Юрий Бондарев. Мой телефон: 3345992. Звоните, когда случится быть в Москве. Всецело разделяю Ваше печальное заключение о нерадивом и преступном отношении власть имущих деятелей культуры к судьбе русского языка, как, впрочем, к литературе, культуре и всей духовной жизни… Безусловно, надо всеми силами — писатели своим художественным пером, учёные — фактами науки — противостоять разгулявшемуся по стране мракобесию и злу. Вот почему я послал свою статью в «Молодую гвардию», выступил по областному радио, заостряю внимание студентов на этом архиважном вопросе.
Автор известных романов о Великой Отечественной войне умер в воскресенье, 29 марта, у себя дома в Москве. Его называли последним крупным писателем-фронтовиком, передает ОТР. Юрий Бондарев участвовал в боях под Сталинградом, форсировал Днепр и освобождал Киев, был несколько раз ранен. Тяжёлую, не всегда удобную, «окопную» правду о войне он рассказывал в своих романах.
Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе»
Как видим, до нынешних дней, писатель Юрий Васильевич Бондарев на своём боевом посту, не боится полемики, и смело бросает свой офицерский вызов. С грустью узнала, что не дожил до 75-й годовщины Победы фронтовик, писатель Юрий Васильевич Бондарев. Писатель-фронтовик, последний советский классик скончался в Москве в возрасте 96 лет. В Москве в возрасте 96 лет скончался советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Некоторые произведения Юрия Бондарева экранизированы, также он был одним из сценаристов киноэпопеи о войне «Освобождение». Советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в воскресенье в Москве на 97-м году жизни.
"Ревизор.ru" – в память о фронтовике, писателе, сценаристе, человеке строгих принципов.
- фотографии >>
- Горячий век Юрия Бондарева — КПРФ Москва
- Содержание
- Юрий Бондарев - "неуживчивый" с властями писатель! | Смена
- Юрий Васильевич Бондарев
- Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев - МК
Юрий Бондарев
В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии. Был дважды ранен. Награжден медалью «За отвагу». В 1946 году поступил в Литературный институт им. Горького, постигал тонкости письма под руководством Константина Паустовского. Известность ему принесли произведения о войне и послевоенной эпохе: повесть «Батальоны просят огня», романы «Тишина» и «Двое».
Юность Юрия Бондарева выпала на период Великой Отечественной войны. Когда началась война, Бондареву было 17 лет, и он вместе с другими такими же юношами рыл окопы под Смоленском. Потом в 1942 году он стал курсантом пехотного училища в Актюбинске, очутился под Сталинградом как раз в тот момент, когда танки Манштейна пытались прорвать наше кольцо вокруг окруженной 6-й немецкой армии Паулюса.
Юрий Бондарев в составе 2-й гвардейской армии участвовал в отражении этого удара. После он участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, был еще раз ранен — под Житомиром, освобождал Европу. Война оставила глубокий след в жизни Юрия Васильевича, стала одним из главных лейтмотивов его литературного творчества, в котором он без прикрас описывает тяжести военных лет, призывает помнить о том какую страшную цену заплатило его поколение за Великую Победу. Беззаветная любовь к Родине пронизывает все его произведения. Что бы ни случилось, что бы ни происходило, главное для его героев — отстоять Отчизну, положить за нее свою жизнь, если это потребуется. Действительно, его душа была переполнена и трагизмом, и героизмом, который он сам, фронтовой офицер, доносил уже после войны до следующих поколений. Его творчество стало основой для всестороннего осмысления героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Его сюжет — солдат в окружении, человек, брошенный в горнило трагедии. Может быть, поэтому талантливый прозаик, «последний советский классик» не искал собственного места в литературе — скромно нес служебную миссию «эха», хотел договорить за тех, кто навсегда остался в окопах. Человек, не боявшийся идти вразрез с мнением большинства — поддержка в 1991-м коммунистов и сравнение перестройки с неуправляемым самолетом стоила председателю Союза писателей карьеры «Вы подняли самолет в небо, а куда сажать будете? В итоге Юрий Васильевич на какое-то время выпал из поля внимания рейтинговой прессы, «вспомнили» о нем в день восьмидесятилетия. Или, как говорят в деревне, чувствую себя козлом на свадьбе», — с присущим ему юмором отвечал писатель. Он любил этот сельский колорит, с удовольствием в красках вспоминал школьные каникулы, которые проводил в деревне на Урале, детство, дядьев и соседей, сельских ребят, служивших в его батарее. Об этом рассказывал и в одном из своих последних интервью — «Культуре» удалось пообщаться с ним вживую, на даче в Ватутинках. Снискавший реноме «борца», он удивлял старомодной учтивостью несмотря на возраст патриарха, не позволял себе садиться, пока не рассядутся все дамы , принимал радушно, внимательно и заинтересованно слушал собеседника, запоминалась его вдумчивость, философичность. Как и многие люди его поколения, приветствовал русскую литературоцентричность. Ведь мы победили не армию — духовное зло.
Последнее интервью 15 марта Юрий Васильевич отметил 96-летие. А в преддверии ответил на несколько вопросов ТАСС. Он очень ждал 75-летие Великой Победы, отмечал, что 9 мая всегда встречает со смешанными чувствами. Грустно или радостно? Для меня в этот день оба чувства неотделимы, но главный аккорд, который слышит вся планета: "Мы победили! Рассуждая об исторической памяти, Бондарев отметил, что видит попытки перечеркнуть уроки войны.