«Баядерка» ❤️ Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. Премьера балета состоялась 23 января 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге.
До начала спектакля
- Состав исполнителей
- Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
- Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
- Главные новости
- Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка» // Новости НТВ
«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)
По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство. Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации 4. Михайловский театр вправе: 4. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте. Пользователь вправе: 4. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи , получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.
Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации. Пользователь Сайта обязуется: 4. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.
Мариус Петипа и Сергей Худеков разработали сюжет и постановку, обратившись к сюжету древнеиндийской драмы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу» поэта Калидасы.
Идея спектакля о человеческой судьбе быстро завоевала интерес зрителя. С тех пор «Баядерка» стала неотъемлемой частью репертуара балетного театра, продолжая покорять сердца зрителей на сценах России.
Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму.
Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка. Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи.
Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели.
Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы. Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу.
Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер. Всё это подготавливало дальнейшее развитие русского балета, приведшие его к мировому первенству. С-1 Упорное стремление московской балетной труппы найти новые пути, которые приблизили бы балет к запросам зрителей, не встречало поддержки у петербургской дирекции. Несмотря на это, руководители балета в Москве продолжали свои поиски. В тот период значительно повысился интерес общества к серьёзной музыке. Это было связано с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий. Разрыв между симфонической и оперной музыкой, с одной стороны, и музыкой балетных спектаклей, с другой, становился всё более очевидным. Основным сочинителем балетных партитур в те годы был Минкус.
Алоизий Федорович Минкус 1827-1907 С-2 родился в Вене, где и получил музыкальное образование. Свою деятельность как создатель музыки для танцев и как дирижёр он начал в родном городе, руководя оркестром, пытавшимся конкурировать с оркестром знаменитого Иоганна Штрауса. В 1853 году Минкус принял предложение князя Юсупова и, приехав в Россию, стал руководить его крепостным оркестром. В 1855 году Минкус был приглашён скрипачом сначала в оркестр петербургской итальянской оперы, а затем на то же положение в Московский Большой театр. Здесь он впервые выступил как балетный композитор, написав в 1862 году музыку к балету «Два дня в Венеции». Последующие удачные музыкальные композиции создали ему имя, и в 1864 году Минкус был назначен «штатным балетным композитором» московских театров. В 1867 году композитор пишет музыку к балету Сен-Леона «Золотая рыбка». Однако широкое признание пришло лишь после появления в Москве балета «Дон Кихот».
Как и партитуры пуни, музыка Минкуса на всём протяжении сценической жизни этого спектакля подвергалась постоянным изменениям, дополнениям и искажениям, так что до нас дошла лишь небольшая часть сочинения, но она-то и есть наиболее известная и популярная. Как музыкант Минкус был изобретательнее и требовательнее к себе, чем пуни. Об этом свидетельствует отзыв критики, находившей музыку, написанную для «Баядерки», «слишком серьёзной» для балета. Однако партитуры Минкуса, несмотря на их большую танцевальность и мелодическое богатство, всё же не выходили за пределы своего узкого назначения и не выдерживали никакого сравнения с балетными сценами в операх русских композиторов. Эта музыка служила хореографу подспорьем для зримых композиций, которые он стремился создать, такую музыку часто называют прикладной служебной. Композитор получал точные указания не только о количестве номеров, из которых состоял балет, но и о продолжительности, темпах и других особенностях каждого. Прикладная музыка была ритмически разнообразна. Композиторы, превосходно зная танец, могли приспособиться к любой его нужде.
Это была не столько музыка, чтобы её слушать отдельно, - с этих позиций её можно упрекать и в наивности и в поверхности, - сколько музыка, чтобы при ней танцевать, и в этом качестве она была превосходна. С-3 Взгляд на балетную музыку как на какой-то низший вид музыкального творчества, заниматься которым — несерьёзное дело, сложился в середине XIX века, в период кризиса балета.
Впрочем, девадаси или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня" могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников.
Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие.
Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета "Баядерка". Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников.
В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним.
Баядерка: история о любви
«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете.
Либретто балета Баядерка
В балете остается образ. Насколько она балерина может достать из человека эмоции», — отмечает педагог. Конечно, суждения на основе одной постановки не могут быть адекватны. Поэтому будем ждать новых визитов в наш театр звезд мирового балета. Что касается наших артистов, то особенно меня поразила Дарья Тихонова, я изначально предполагал, что «Баядерка» — это идеальный вариант именно для нее. Важно, чтобы роль была близка исполнительнице эмоционально, тогда каждое ее появление на сцене будет вызывать сильнейшие чувства, создавая ощущение реальности происходящего. Вспоминая язык Константина Станиславского, зритель должен верить артисту, и я действительно поверил Тихоновой. Эдгар Дега. Балерины на поклонах.
Возможно, вынужденное отсутствие последней в прошлом сезоне сказалось на недоразумении, заставляющем её до сих пор пребывать в статусе солистки. Думается, что это явление временное. Небольшой осадок остался от декораций. В первом и третьем акте в качестве фона была выбрана индийская обсерватория Джантар-Мантар. Выглядела она несколько искусственно. Вероятно, авторы идеи хотели тем самым придать балету восточный лоск, погрузить зрителя в совершенно иной мир, отличный от наших европейских представлений. Задумка интересная, однако, как мне кажется, она не вполне удалась — отчасти из-за «непрозрачности» подобной отсылки, а отчасти из-за указанной выше неестественности. Во второй картине первого акта в глаза бросалась колонна, колыхавшаяся от малейшего движения артистов по сцене.
Вероятно она была сделана не из мрамора или какого-либо другого твердого материала, а из бумаги.
Во втором акте образ дополнит настоящая индийская парча. Все великолепие столь сверкающей «Баядерки» создала Ангелина Атлагич. Количество страз, которое ушло только на костюм золотого божка, не поддается исчислению. Художнику пришлось придумывать, как уменьшить блеск камней в и без того искрящемся танце Джулиана Маккея. Восточную роскошь в «Баядерке» каждый сценограф создавал, отдавая дань последним тенденциям своей эпохи.
Среди изменений, внесенных Петипа в это возрождение, был перенос сцены «Королевство теней» из заколдованного небесного замка на полностью освещенной сцене в темное и скалистое окружение на вершинах Гималаев. Петипа увеличил количество танцоров в кордебалетном корпусе с тридцати двух до сорока восьми, сделав иллюзию нисходящего духа еще более эффективной в знаменитой вылазке баядерок. В марте 1903 года сцена «Царство теней» была исполнена самостоятельно во время гала-представления в Петергофском дворце в честь государственного визита кайзера Вильгельма II. Это самый ранний известный случай, когда сцена «Королевство теней» исполнялась как самостоятельное концертное произведение.
Возрождение Вагановой 13 декабря 1932 года великий педагог советского балета Агриппина Ваганова представила свою версию «Баядерки» для Кировского балета бывшего Императорского балета. Ваганова переделала танцы балерины для своей звездной ученицы Марины Семеновой , которая танцевала Никию. Сюда входили тройные пируэты на пуантах на пальцах ног и быстрые пируэты на пальцах ног. Хотя возрождение Вагановой не нашло постоянного места в репертуаре, ее модификации танцев Балерины стали эталоном. Возрождение Кировского балета 1941 года В 1940 году Кировский балет вновь задумал возродить «Баядерку», на этот раз в постановке балетмейстера и премьер-министра Вахтанга Чабукиани. Эта версия станет окончательной постановкой «Баядерки», из которой будет основано почти каждое последующее производство. Хореография персонажа Никии пережила ренессанс в исполнении балерины-виртуоза Дудинской, редакции которой до сих пор остаются стандартом. Хотя ее интерпретация трагической Никии считалась неподходящей для звездной балерины, она, тем не менее, преуспела в «Царстве теней», где преобладали строгие академические образцы Петипа. В Вариации де Никии часто называемой дуэтом шарфов Пономарев и Чабукиани изменили первоначальную постановку Петипа - изначально этот вариант требовал, чтобы Никия исполняла свою вариацию в одиночку, с длинной вуалью, соединенной проволокой с мухой. Вариация была изменена, так что теперь Солор будет держать один конец завесы, пока Никия танцует, уходя со сцены на полпути через ее соло за сценой.
Возрождение пережила и хореография «Солора» с участием великого танцовщика-премьера Чабукиани. Хотя танцы для роли Солора стали намного более заметными с тех пор, как «Баядерка» была исполнена в Императорской России, изменения хореографии Чабукиани стали стандартом для всех выступающих танцоров-мужчин. В 1977 г. Хотя в России «Баядерка» считалась классикой, на Западе это произведение было практически неизвестно. Первая западная постановка сцены «Королевство теней» была смонтирована Евгенией Федоровой в Муниципальном театре в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Премьера имела оглушительный успех и считается одним из важнейших моментов в истории балета. Двигательный импульс - это это основа для описания Петипа движения, вытекающего из самого источника. Он перетекает от простого к сложному, но мы всегда осознаем его источник, глубоко в спине танцора, и его вибрацию, когда она распространяется по расширяющимся дугам вокруг зала. Это танец, который нужно чувствовать, а также видеть, и Петипа дает ему много времени, чтобы пролезть под нашу кожу. Как терпеливый инструктор, он открывает пьесу единственной темой из двух фраз в темпе адажио арабески камбре порт де бюстгальтер , повторяемой снова и снова, пока все танцоры не выйдут на сцену.
Затем, в том же темпе, с танцорами, стоящими напротив нас колоннами, он создает набор мягких вариаций, расширяя профиль начального изображения с двух измерений до трех. Позиции развиваются естественным образом за счет рычагов тела - веса, противовеса. Диагонали четко выражены... Хореография считается первым выражением грандиозного симфонизма в танце, предшествовавшим на семнадцать лет виртуозным замыслам Иванова для окончательной "Лебединого озера"... Сюжет "Царства теней" на самом деле не смерть, хотя все в нем, кроме героя, мертвы. Это Елисейское блаженство, и его окружение - вечность. Длинная, медленная, повторяющаяся арабесковая последовательность создает впечатление грандиозного крещендо, которое, кажется, аннигилирует все время. Нет причин, по которым это не может продолжаться вечно... Балет передается из поколения в поколение, как легенды, приобретает патину ритуализма, но «Баядерка» - это настоящий ритуал, стихотворение о танцах, памяти и времени. Кажется, что каждый танец добавляет что-то новое к предыдущему, например, изучаемый язык.
Балет отягощается этим знанием, которое вначале было лишь изначальным высказыванием, а в коде оно изрядно взрывается отчетливым великолепием. Первый полнометражный спектакль «Баядерка» был поставлен балетмейстером Натали Конус для Иранской национальной балетной труппы в 1972 году. Для этой постановки партитура Минкуса была оркестрована из фортепианной редукции Робина Баркера. Стокгольм, 2007. Фото Матса Беккера. Польский национальный балет в постановке Натальи Макаровой «Баядерка», Варшава, 2016.
Честно сказать, мало что понимаю в этих адажио, па — де-де и фуэте. Но я не пишу рецензию на постановку, а хочу поделиться своими яркими впечатлениями о посещении театра, о его внутреннем убранстве, о музыке, и конечно, о самом балете.
Я чувствую, воспринимаю и наслаждаюсь этой музыкой и красивым зрелищем на сцене. Впечатления нереальные! Завораживающая хореография в великолепном исполнении талантливых артистов! Открывается занавес, артисты и оркестр погружают в прекрасный мир искусства, доставляя истинное наслаждение и на время заставляя забыть о реальном мире. Музыка Минкуса просто завораживает и не отпускает до самого конца балета. Своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствует созданию яркого зрелищного спектакля. В театре я отдыхаю душой, заряжаясь положительной энергией, которая так необходима в бешеном ритме или унылой обыденности повседневной жизни.
Либретто балета Баядерка
Гамзатти умоляет, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал, но подоспевшая невольница Айя удерживает баядерку. Дочь раджи произносит смертный приговор Никии. Второе действие Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своего горя. Взор ее устремлен к любимому.
По распоряжению Дугманты невольница вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит Никию. Баядерка понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает Никии противоядие, если она забудет Солора. Но баядерка остаётся верна своей любви и умирает. Третье действие Солор безутешен.
Солор над священным огнём клянётся Никии в вечной любви и верности. Великий брамин, увидев их, решает отомстить влюблённым.
Картина вторая Зал во дворце раджи Дугманты. Раджа приказывает позвать баядерок, чтобы они развлекли его и его гостей. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина — Солора, с которым она обручена с детства. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!.. Появляется Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим.
Гамзатти подслушала этот разговор и приказывает невольнице привести Никию. Гамзатти рассказывает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает танцевать у неё в этот день. Никия польщена такой честью, но тут Гамзатти, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха.
Молодой человек пытается всячески уйти от этого поступка, но не может твердо настоять на своем решении. После разговора Дугманта и Солора к радже приходит брамин и рассказывает, что видел тайное свидание баядерки Никии и богатого кшатрия Солора. Это известие приводит в ярость отца Гамзатти, он желает совершить убийство непокорной.
Брамин напоминает, что жизнь девушки не принадлежит земному миру, мстить за ее смерть станет сам бог Вишну, а потому убить надо Солора. Гамзатти очень рада, что ее мужем станет красавец Солор и решает устроить празднество, она приглашает к себе Никию, чтобы договорить о танцах на следующий день. Во время разговора она показывает баядерке изображение своего жениха, Никия приходит в отчаяние. В порыве чувств девушка хватает нож и бросается на дочь раджи, от верной смерти Гамзатти спасает верная прислужница. В гневе баядерка убегает из покоев дочери раджи. На следующий день девушки танцуют для Гамзатти в честь ее будущей свадьбы, среди танцовщиц есть и Никия.
Гамзатти отправляет в подарок сопернице прекрасную корзину с цветами, на дне которой лежит ядовитая змея.
В их редакции Солор из «мимического» персонажа превратился в «танцующего», наделенного развернутой танцевальной основой. В этой партии блистал сам Вахтанг Чабукиани, а после его отъезда в Тбилиси, вплоть до дебюта в этой роли Бориса Брегвадзе , лучшим Солором на сцене Ленинградского Кировского театра был Семён Каплан [8]. Известно, что, когда в 1961 году он бежал из СССР, с этого балета началась его блистательная карьера в Париже, а через много лет «Баядерка» стала последним спектаклем, поставленным Р.
Нуриевым в Гранд Опера см. Со времени первого представления балета прошло 150 лет. И именно столько времени балет «Баядерка» живет на сценах многих музыкальных театров. Однако не погибла и самая первая версия балета в хореографии Мариуса Петипа.
Так получилось, что через несколько лет записью балетов увлекся режиссёр Петербургской балетной труппы Николай Григорьевич Сергеев 1876—1951 , он записывал балетный репертуар труппы по методике, разработанной его учителем, танцовщиком В. Именно по его записям балет в хореографии М. Петипа был перенесен в московский императорский Большой театр см. Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года Н.
Сергеев эмигрировал и вывез рукописи с записями балетов с собой. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. Коллекция балетных записей после смерти Н. Сергеева сменила несколько владельцев и, наконец, в 1969 году попала в Гарвардский университет, США.
Библиотека Гарвардского университета открыла доступ к коллекции, и ныне балеты из репертуара Петербургской императорской труппы восстанавливаются по записям Сергеева в музыкальных театрах разных стран. Спектакль «Баядерка» по хореографии Мариуса Петипа осуществил петербургский балетмейстер Сергей Геннадьевич Вихарев в 2002 году на сцене Мариинского театра в Петербурге [9]. Таким образом, Сергей Вихарев через 102 года вернул балет на ту самую сцену, на которую перенёс свой спектакль сам великий балетмейстер в 1900 году и откуда балет «Баядерка» шагнул на мировые сцены. Правда, необходимо учитывать, что все современные возобновления хореографии балетов М.
Петипа — это не полностью возобновления, а отредактированные возобновителями; вряд ли ныне возможно восхищаться танцевальными пируэтами пухленьких — по понятиям XXI века — танцовщиц конца 19 века; уж слишком изменилась танцевальная эстетика за минувшее столетие.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
Балет рассказывает историю двух любовных треугольников, в которых участвует храмовая танцовщица — баядерка Никия. «Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений. «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете.
Вы точно человек?
Балет рассказывает историю двух любовных треугольников, в которых участвует храмовая танцовщица — баядерка Никия. История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора. 27, 28 и 29 февраля Большой театр приглашает на балет «Баядерка» в постановке Юрия Григоровича с участием ведущих артистов балетной труппы.
Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"
Ради любви Никия готова нарушить свой священный обет и бежать из храма. Но не боги, а земная власть разрушает ее надежду на земное счастье. По приказу всевластного раджи Солор должен жениться на его дочери, а Никия призвана исполнить ритуальный танец на их свадьбе. Роковой укус змеи, подложенной в корзинку с цветами ее счастливой соперницей, она встречает как избавление от всего земного.
Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника, не ожидал такой развязки. Он напоминает Дугманте, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну, и настаивает на убийстве Солора. Но раджа непреклонен. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Когда Никия соглашается, Гамзатти подводит соперницу к портрету жениха, и баядерка узнает в нем своего возлюбленного.
Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка говорит, что предпочтет смерть разлуке с любимым. В Ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Подоспевшая невольница едва удерживает ее. Никия убегает. Гамзатти клянется, что ее соперница умрет. Картина 3 Площадь перед дворцом раджи. Начинается празднество в честь помолвки Солора и Гамзатти.
Возникновение Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз финальная торжественная сцена произведения был написан самим хореографом. Литературным источником содержания балета «Баядерка» послужила драма «Шакунтала» «Сакунтала» , написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете «Бог и баядерка». Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета «Сакунтала». Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году. Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета «Баядерка» поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или «девадази», что в переводе означает «божья рабыня» могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки — это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Важно Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета «Баядерка». Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра. Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета «Баядерка». О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам. Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров. Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным. Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
Неслучайно в качестве места действия создатели выбрали Индию, далекую и экзотическую страну, популярную в романтических произведениях. Персонажи балета — брамины, факиры, баядерки, живущие при храме. Этот балет прекрасен своими массовыми сценами, передающими все очарование и роскошь Востока.
Балет Баядерка
История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора. «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете. Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание.
поиск по сайту
- Об этом событии пишут
- Балет "Баядерка": содержание, авторы, отзывы
- Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет" | WORLD PODIUM
- Как создавался балет
- «Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)
- Содержание
Баядерка (балет)
От имени Солора баядерке вручают корзину цветов. Никия оживляется, ее медленный танец горя и скорби переходит в радостную пляску счастья. Неожиданно из корзины выползает змея и смертельно жалит девушку. Никия понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Владеющий противоядием Брамин предлагает спасти Никию, если она согласится полюбить его, но баядерка отказывается. Верная клятве, данной Солору, она умирает. Второе действие Царство теней Солор безутешен. Тоска по Никии и отчаяние от случившегося, заставляют его искать забвения.
Солор повелевает факиру Магадавее отвлечь его от тяжелых раздумий, вызвав образ любимой. Под чарами факира Солор погружается в глубокий сон. Грезы уносят Солора в царство теней. Тени возникают перед ним из мрака. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Среди них Солор видит и прекрасную Никию. Тень прекрасной баядерки влечет его за собой.
Солор навсегда остается со своей возлюбленной Никией в царстве теней... Красноярская публика впервые увидит ее на сцене в гала-концертах оперы и балета 22 и 23 сентября, открывающими наш 46-й творческий сезон. Хворостовского Сергей Бобров оставит свой пост. Причина добровольной отставки, по его словам, — желание заняться собственными проектами. Сергей Бобров 20 лет проработал в Красноярске, 16 из них — в статусе художественного руководителя театра. Хворостовского после длительного перерыва, связанного с рождением малыша, выйдет ведущая солистка театра Мария Куимова-Литвиненко. Хворостовского принимает у себя в гостях высококлассного профессионала, опытного и внимательного педагога— заслуженную артистку России, ведущую солистку Большого театра, доцента кафедры хореографии ГИТИСа Елену Андриенко.
Увидеть её в роли Катарины на сцене Театра оперы и балета имени Д. Хворостовского можно будет 12 и 20 ноября, причём с разными партнёрами в роли художника Сальватора Розы. Согласно документу солистке балетной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д. Хворостовского Екатерине Булгутовой присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации. В ноябре была новая роль — в рамках балетного форума состоялась премьера «Раймонды». Юрий исполнял партию Жана де Бриена. Возобновление ряда лучших спектаклей действительно ведётся в нашем крае целенаправленно.
Так, в самом конце минувшего сезона на сцену вернулись комическая опера "Дочь полка" Г. Доницетти и балет "Баядерка" Л.
У Петипа конструкция балета была простой и близкой к гениальности: нарастающий темп буйных, пылких «индийских» сцен встреча баядерки Никии с Солором, решение раджи женить Солора на своей дочери, решение убить Никию и ее приходящаяся на разгар праздника смерть обрывается меланхолией «Теней», где призрачные девы сходят с гималайских гор. Это — сон Солора; с его пробуждением «Тени» уступают место цветастым танцам, обрываемым «гневом богов» — землетрясением, которое разрушает дворец раджи и погребает всех под его обломками. Редактируя балеты Петипа, важно соблюсти баланс: мало couleur locale — страдают и «Тени», уменьшается контраст. Именно это и происходит в версии Натальи Макаровой, вымаравшей ключевые характерные номера балета — «Индусский танец» и вариацию Ману. Макарова в прямом смысле сглаживает перепады рельефа «Баядерки»: изгибающийся пандус, с которого в картине «Тени» у Петипа змейкой сходят девушки, заменен на невысокую наклонную подставку без изгибов, а выразительные мрачные скалы — на невзрачный зеленый сад. Величественное шествие с небес на землю превращено в обыкновенную прогулку, эффект от мистического явления идеального белого балета в повседневной суете земного мира сведен на нет.
Любопытно, что на афишах отсутствуют всякие упоминания об авторах номеров, со временем дополнивших оригинальную хореографию «Баядерки»: в списках авторов не значатся ни Николай Зубковский, ни Владимир Пономарев, ни Вахтанг Чабукиани — присутствует лишь горделивая фраза «Наталья Макарова по Мариусу Петипа». Замечательной балерине, впрочем, так и не удалось стать толковым хореографом: собственный танцевальный текст Макаровой в последней картине — к моменту ее отъезда из Ленинграда уже давно отсутствовавшей в мариинском спектакле — несколько суматошен и невнятен. Премьерная публика Музтеатра, судя по всему, видела «Баядерку» впервые в жизни и даже эту покоцанную, сжатую и не слишком умную версию великого балета Петипа принимала с восторгом — которого, впрочем, оказался вполне достоин не только безупречно проведший свою роль Сергей Полунин в партии Солора, но и весь исполнительский ансамбль, вплоть до призванных в ряды Теней учениц Московского хореографического училища. К публике вопросов нет: в конце концов, сегодняшняя ценовая политика Большого театра не способствует ознакомлению широких зрительских масс с достижениями балетного хозяйства. Есть — к театральному начальству. Понятно, что Музтеатру очень хотелось иметь «Баядерку» в репертуаре: сохранившиеся спектакли «золотого классического века» можно по пальцам пересчитать, а их присутствие в афише — знак принадлежности к высшей театральной лиге, попасть в которую так стремился в последние годы МАМТ с его амбициозной репертуарной политикой купили лицензию на спектакли Ноймайера — и станцевали лучше, чем в Большом, купили лицензию на балеты Килиана — и опять победили в соревновании со старшим коллегой, отлично станцевали «Майерлинг» Макмиллана — и собираются в этом году поставить его же «Манон». Понятно, что худруку балетной труппы Игорю Зеленскому не слишком хотелось работать с редакциями «Баядерки», уже представленными на отечественном рынке в Большом идет версия Юрия Григоровича, в Мариинке — Пономарева—Чабукиани. Но почему бы тогда не заказать новую редакцию какому-нибудь знающему человеку?
Очевидно, что самым эффектным ходом было бы возвращение на сцену реконструкции оригинального спектакля Петипа, осуществленной в 2002 году в Мариинке Сергеем Вихаревым и вследствие местных интриг исчезнувшей из репертуара, — но Музтеатру, боюсь, ее не потянуть в силу объективных причин: народу в труппе не хватит. Но зачем было привозить в Москву именно версию Макаровой — только из-за магии имени? В 1988 году в Лионе американец Энди Дегроут сотворил «Баядерку», действие которой происходит в Хиросиме 1945-го, Брюсселе 1993-го и на дискотеке в Токио в 2021-м. Десять лет назад голландец Адриан Лютейн поставил «Баядерку» для голландской труппы «Интроданс» — мне довелось видеть акт «Теней», в котором хореограф, используя прежний «змеиный» ход, придумал оригинальное пластическое решение: тени были гнущимися, вьющимися, мягкими — и при этом не менее пугающими и не менее прекрасными, чем у Петипа. Быть может, Музтеатру стоило предложить отанцевать либретто Сергея Худекова? По крайней мере, был бы хоть какой-то шанс. Премьерой макаровской «Баядерки» МАМТ добровольно признался в готовности довольствоваться вторыми ролями на столичной балетной сцене — до недавнего времени казалось, что у Музтеатра амбиции все-таки несколько выше. Действие перенес в Индию, главной героиней сделал храмовую танцовщицу Никию, пострадавшую от коварства возлюбленного, воина Солора.
Тот по ходу действия клянется в любви два пальца воздетой руки, устремленные в небо , обещает жениться те же пальцы, указующие на воображаемое обручальное кольцо , но в итоге предпочитает дочь раджи Гамзатти большая сцена с радостными танцами. Никии, по долгу службы явившейся танцевать на помолвку, по приказу соперницы вручают корзинку с ядовитой змеей раскрашенная гуттаперча, чья «активность» зависит от ловкости пальцев танцовщицы. Солор, потрясенный смертью баядерки, употребляет опиум посредством кальяна и погружается в наркотические грезы, в процессе коих ему являются тени умерших дев с Никией во главе грандиозное гран-па с виртуозными танцами обоих. Тень баядерки вопиет о возмездии указание на небо всеми пальцами воздетой руки , и оно-таки наступает: начинается землетрясение, храм, где собираются соединить свои судьбы Солор и Гамзатти, рушится, погребая их под обломками. Чтобы зритель не сомневался, по чьей вине произошла катастрофа, Петипа заранее указывает на виновницу — тень Никии мелькает то тут, то там, отвлекая жениха от невесты. Занимательная история, рассказанная кудесником русской сцены, быстро стала блокбастером, лишившись, правда, сцены разрушения храма. Редакторы сочли, что реальное наказание вполне может быть замешено метафорическим, танцевальным. Мнения коллег не разделила прославленная балерина Наталья Макарова, в 1980-м вернувшая означенную сцену в постановку Американского балетного театра.
В этом варианте спектакль отныне будут представлять и в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, украсившем свои афиши изображением несравненной Натальи Романовны в роли баядерки. Если версию Макаровой востребовали ради «наказания», не стоило было и затевать постановку. Финальные объяснения героев имеют смысл лишь при показе масштабных разрушений тяжесть наказания должна быть соразмерна тяжести преступления , а небольшая сцена «Стасика» для таковых не приспособлена. Посему возмущение природы изобразили, не прибегая к машинерии, с помощью видеопроекции, причем взамен бурных катаклизмов в духе канала «Дискавери» публика получила супрематическое движение белых пятен и красных полос. Остальное оформление художники — Пьер Луиджи Самаритани и Иоланда Соннабенд — очаровательная полянка, где горит священный огонь, уютные покои раджи, лужайка перед дворцом, сияющие цветами радуги костюмы — выдержано в реалистическом духе и соответствует масштабам театра. То есть вопреки величественному замыслу Мариуса Ивановича, выпускавшего на сцену бутафорского слона в натуральную величину, тяготеет к камерной, почти интимной драме. Апофеозом живописного интима становится некогда близкий космическому путешествию выход теней, обернувшийся бесхитростной девичьей прогулкой. Вместо схождения с Гималаев читай: длинного, уходящего в бесконечность пандуса тени спускаются с мини-пригорка аккурат в раскидистые кусты.
На столь прелестном фоне страсти героев рискуют стать домашней разборкой ветреного мужчины и его верных подруг. В том, что этого не произошло, — заслуга премьера «Стасика» Сергея Полунина, изобразившего своего персонажа почти Чайльд Гарольдом. Этот Солор зависает в прыжках, словно раздумывая, стоит ли ему возвращаться на грешную землю, устремляет вдаль затуманенный взор и явно переживает разлад между мечтой и действительностью. Последняя материализуется в обликах Гамзатти Эрика Микиртичева и Никии Наталья Сомова , и вместе, и врозь посягающих на прайвеси воина. Первую он роскошным жестом отбрасывает в руки раджи получайте, папа, свою активную дочку. А вторая к финалу своего земного пути утомляет героя настолько, что даже всплакнуть над телом он не в состоянии — не дожидаясь конца агонии, тихо ускальзывает в кулису. Дамы, разумеется, пребывают в тени великолепного Полунина, хотя в сольных фрагментах выглядят достойно. Но если на сцене в это время присутствует премьер, безропотно отдают ему львиную долю зрительского внимания.
В достоинства спектакля, кроме Полунина, стоит записать компактность хорошо для детских утренников , два антракта пригодятся для корпоративных вылазок и прекрасные возможности для муштры женского кордебалета — «теневой» ансамбль, единый в 32 лицах, публика проводила овацией. В список недостатков можно занести отсутствующие хиты — индусский танец и танец «Ману», а также неожиданный просчет мастера балетных аранжировок Джона Ланчберри. Музыку Лео Минкуса, конечно, трудно назвать шедевром, однако и там попадаются неплохие мелодии вроде предсмертного танца Никии. И надо же так случиться, что именно этот лирический оазис исказили странные паузы, по мысли сэра Джона означающие прерывистое дыхание героини, но на деле мешающие и балерине, и оркестру. Коммерсант «Баядерку» придавило камнями 21 октября 2013, Татьяна Кузнецова «Баядерка» — балет про недозволенную любовь храмовой танцовщицы к храброму воину, про ее убийство знатной соперницей и про гнев богов, обрушивший храм на злоумышленников,— был поставлен Мариусом Петипа в 1877 году. Балету повезло: он подвергался разным редакциям, но успешно пережил советскую власть, потеряв только акт с финальным катаклизмом. А главный шедевр спектакля — сцена «Тени», в которой обкуренному герою-воину привиделась погибшая баядерка в окружении множества таких же невинных душ,— получил самостоятельную жизнь в качестве одноактного балета. Многоактную «Баядерку» мечтает иметь в репертуаре каждый театр: это пропуск в высшую балетную лигу.
Место действия балета — древняя Индия. Персонажи — брамины, факиры, танцовщицы баядерки , живущие при храме с самого детства и участвующие в религиозных церемониях. В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство… Воспользовавшись экзотическим сюжетом, Мариус Петипа развернул серию классических танцев, изысканно украшенных элементами восточной пластики «Индусский танец», «Танец со змеей». А фантастическая картина «Тени» из 3-го акта до сих пор остается непревзойденным по красоте и гармонии шедевром и часто исполняется как отдельный концертный номер. На протяжении своей сценической истории хореография балета претерпела неизбежные, порой значительные изменения.
Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки исполняют священные танцы, среди них и прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к её ногам все богатства Индии. Никия отвергает домогательства верховного жреца. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магедавея незаметно сообщает Никии, что Солор придет к ней. Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир. Но великому брамину удаётся подслушать разговор влюблённых. Солор умоляет Никию о любви, но баядерка не может выбрать между служением религии и чувствами. Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и просит богов о каре. Это храбрый воин Солор. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Раджа посылает за женихом. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Раджа объявляет Гамзатти и Солора женихом и невестой. Является великий брамин. Он хочет поведать радже некую тайну. Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть.