§ 43. Агнатическое и когнатическое родство. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. Особенности этого вида родства.
Семейное состояние. Понятие римской семьи
Все члены в такой семье подчиняются власти одного. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Агнатическое родство могло быть близким и далеким.
Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства -- их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра -- родственники второй степени, дядя и племянник -- третьей. Боковое родство может быть полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным при общем отце и единоутробным при общей матери От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака. Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения legitimatio , которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения: 1 представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2 последующим браком родителей; 3 изданием императорского рескрипта. Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усыновлением. Существовали две его формы: arrogatio -- при усыновлении persona sui juris и adoptio -- при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте. Не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние. Только римский гражданин, вступив в римский брак мог основать римскую семью. В древнейший период семью характеризовал ряд особенностей: 1 моногамической семьи. В состав семьи включались: 1 жена и дети; 2 жены сыновей подчиненные не власти мужей, а власти домовладыки. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава —домовладыка. Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Она прекращается только со смертью или по воледомовладыки.
Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах. Таким образом, можно выделить три формы брака: 1. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти. Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия 4 г. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна auctoritas tutoris , после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников. Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества позднее сословиям , либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия 445 г. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия 18 г. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами consobrini , а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Браку и условиям его заключения предшествовало обручение.
Отцом семейства признавалось лицо, не имевшее находящегося в живых прямого предка по мужской восходящей линии или же лицо эманципированное, то есть освободившееся из-под власти своего pater familias. Власть домовладыки складывалась из трех элементов: - власть над женой — manus marit a lis; - власть над детьми а также их семьями, если дети уже состояли в браке — patria potestas; - власть над всем имуществом семьи рабы, вещи, животные — dom i nica potestas. Как указывал И. Покровский, «древнеримская семья была построена на принципе абсолютной власти домовладыки над женой и детьми: manus mariti и patria potestas были ее краеугольными камнями. Эта абсолютная власть домовладыки объединяла семью, придавала ей характер некоторого юридического единства. На ней, а не общности крови покоилось родство…Перед третьими лицами эта маленькая монархия была закрыта личностью домовладыки». В случае, если домовладыка умирал или утрачивал свою правоспособность вследствие capitis deminutio maxima или media , то его семья распадалась и на ее месте образовывались несколько новых семей за счет того, что свободные подвластные становились независимыми и образовывали новые ячейки общества. Римское право различало два вида родства: 1. Агнатское родство - agn a tio. Такая форма родства признается наиболее древней и влиятельной в римском обществе. Агнатское родство распространялось по мужской линии, однако включало в себя не только кровных родственников, но и других подвластных домовладыки. Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные. Нааиболее существенное влияние агнатское родство оказывало на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью другого домовладыки сын будучи усыновленным, дочь — в качестве супруги домовладыки или его подвластного , то они лишались покровительства прежнего pater familias и не имели права наследовать за ним. Когнатское родство - cogn a tio. Эта форма родства подразумевает родство по крови. Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат. В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство cogn a tio могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству.
Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство
Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством. § 43. Агнатическое и когнатическое родство. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. Агнатическое и когнатическое родство. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство
По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.
Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться.
В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами. Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье. Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом. Приданое и предбрачный дар С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого.
Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец или другой домохозяин. Оно устанавливалось в форме обещания которое было двух видов или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку. Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа. Со временем закон установил правило, по которому он только пользовался им, но не становился его владельцем. В случае расторжения брака в зависимости от причин этого приданое в разных размерах возвращалось женщине. Оно полностью передавалось ей, когда развод происходил из-за мужчины. Со временем стал применяться обычай получения невестой предбрачного дара от жениха. Это происходило до заключения брака.
В римской правовой семье существовал запрет на дарение между мужем и женой. Это имущество шло на нужды семьи, им продолжал управлять мужчина. Женщина получала предбрачный дар в собственность в определенных случаях. Расторжение брака В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого , воля домохозяина в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов , развод сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина , получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора. Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания.
Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка.
Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения», писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias патерфамилиас. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу жену, детей, кабальных, других лиц. Это объединение основывалось не на кровной связи ее в ту пору еще не знали , а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены примаки , а также все другие лица. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лиц чужого права persona alieni juris.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками. Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.