Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими.
Почему именно сегодня тема исследования эмоционального интеллекта вновь приобрела актуальность
- Эмоциональный интеллект —
- 12 составляющих эмоционального интеллекта
- Почему важно развивать эмоциональный интеллект? | Rusbase
- 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
- Почему важен эмоциональный интеллект?
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект.
Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать.
Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей.
Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле?
Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник.
Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции.
Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы.
Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю.
И ты думаешь: «Как же мне вырулить из этой ситуации? И в тот момент, когда эта эмоция тобой завладела — гнев праведный, или обиды, или ещё что-то — ты прям это выплёскивал изо всех сил, но ты не понимал, что сейчас говоришь не ты, а твоя эмоция.
Эмоционально компетентный человек в такой ситуации способен понять, что сейчас что-то происходит, что-то идёт не так, как он хотел бы, и ему надо остыть. И он может просто сказать: «Я отойду на минуту». И отойти в ванную, умыться холодной водой, немножко прийти в себя, подышать и вернуться чуть-чуть в другом состоянии. Он способен сделать вот эту паузу, способен взять свои эмоции под контроль, а для этого нужно сначала понять, что с тобой что-то происходит.
Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица.
Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый.
Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще.
И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него.
Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность.
И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния».
Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т.
Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям.
Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них. Высокий Про человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее: Он распознает эмоции и чувства окружающих, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению, а также читая между строк. Он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и предпринимает попытки оказать помощь и поддержку.
Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер. А также умеет находить способы взять себя в руки и справляться с проблемными состояниями. Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям. Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых.
Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать. Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо?
Знаете, когда можно положиться на кого-то другого в команде. Имеете четкое представление о ценностях и целях, проявляете решительность. Как развить навык Практиковать самоосознанность можно постоянно. Главное — признать свои слабости и быть честным самим с собой. Определите навыки, над которыми вам нужно поработать, проанализируйте рабочие ситуации и события в своей жизни. Во время приступов фрустрации выясните ее причины и признаки, оцените свои чувства.
Управление собой self management Управление собой — способность контролировать разрушительные эмоции и импульсы. Это мощный управленческий навык , особенно востребованный во время кризиса. Люди нуждаются в поддержке, и уравновешенность лидера становится основой их спокойствия. Какими основными компетенциями в области управления собой вы обладаете? Эмоциональный самоконтроль: вы остаетесь спокойным под давлением и быстро справляетесь с расстройством. Знаете, как сбалансировать свои чувства для успешного выполнения задачи. Адаптивность: гибкость перед лицом изменений и неопределенности. Вы быстро находите новые способы решения проблем и умеете соблюдать баланс в условиях многозадачности. Ориентация на результат: вы стремитесь к совершенству.
Искренне цените обратную связь и постоянно ищете способы улучшить свою работу. Позитивное мышление: вы видите хорошее в людях и событиях. Эта ценная компетенция придает вам устойчивость и готовит почву для инноваций и новых возможностей. Курс «Школа развития лидеров» Подключайтесь к одной из ключевых программ Русской Школы Управления по развитию личной эффективности. Вы сможете раскрыть свой потенциал, обменяться профессиональным опытом и найти новую точку опоры для развития карьеры.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок. К чему приводит низкий эмоциональный интеллект? Из-за низкого уровня эмоционального интеллекта могут возникать недопонимания в общении, трудности с принятием решений, проблемы с самооценкой, что приводит к общей неудовлетворенностью жизнью. При этом ЭИ — это набор навыков, и их можно развить. Как развить эмоциональный интеллект? Для развития эмоционального интеллекта ребенка Яшин рекомендует говорить с детьми о чувствах, спрашивать, как прошел их день, и задавать предметные вопросы на тему эмоций. Например, если ребенок грустит, стоит спросить, что случилось и не ссорился ли он с кем-то. А если у него хорошее настроение — наоборот, поинтересоваться, появился ли у него новый друг, во что они играли и т. Вместе с этим необходимо расширять его эмоциональный словарь и объяснять, как называется та или иная эмоция. Часто у детей есть только интуитивное понимание того, что они испытывают. Если родители будут подсказывать и прямо объяснять, что такое обида, злость, ревность, ребенку будет легче понять себя, озвучивать собственные чувства и обсуждать их с другими.
К примеру, карточки с изображением эмоций, название которых нужно угадать. С дошкольниками и младшеклассниками можно заняться ролевым проигрыванием, в котором дети ставят себя на место родителей или учителей, чтобы понять причины их поведения.
А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет. Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день.
Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей. Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям.
Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ.
Но лучше это не откладывать В семье, на учебе, с друзьями и на работе — чтобы чувствовать себя комфортно во всех сферах, нужно развивать эмоциональный интеллект. В нашем материале рассказываем, что это такое, чем грозит его низкий уровень, а также как его все-таки прокачать. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект ЭИ — это способность человека понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также воспринимать и понимать эмоции других людей. Структурно эмоциональный интеллект состоит из двух аспектов: внутриличностный — управление собой; межличностный — умение выстраивать отношения с другими. Благодаря ЭИ человек понимает, что эмоции могут влиять как на его поведение, так и на окружающих — причем не только позитивно.
В диалоге с «Постньюс» практикующий психолог Мурат Сефербеков объяснил, что эмоциональный интеллект в первую очередь помогает человеку налаживать продуктивное общение, эмоционально оценивать ситуацию и понимать самого себя. Среди компонентов ЭИ можно выделить восприятие, понимание, управление и использование. Восприятие эмоций — это основной навык, который позволяет распознавать собственные эмоции. Понимание эмоций — более сложный навык, который позволяет воспринимать эмоции других людей, чувствовать их настроение видеть взаимосвязи и противоречия, разграничивать определенный спектр эмоций. Управление эмоциями — позволяет контролировать и регулировать свои эмоции, не поддаваться негативным импульсам и в подходящий момент включать позитивные реакции. Использование эмоций в мышлении — позволяет понимать мотивацию других людей и оценивать ситуацию с разных сторон, учитывая не только факты, но и реакции на события. На бытийном языке эмоциональный интеллект — это эмпатия не только межличностного характера, но и к ситуации.
Как внедрить постоянную привычку У каждой базовой эмоции есть оттенки. Когда научились замечать базовые эмоции, можно наблюдать за оттенками Например, можно завести будильник на каждые три часа. Как только он прозвучит — спросить у себя, какую эмоцию испытываете в этот момент, и записать в блокнот. Так делать один месяц. Затем вернуться к записям и проанализировать, какие эмоции испытываете часто, а какие не испытываете вовсе. Это поможет в дальнейшей работе над EQ. Как вести дневник, чтобы увидеть связь между эмоциями и реакцией «Я несколько месяцев наблюдала за эмоциями и увидела, что иногда веду себя агрессивно, особенно с близкими. Я обратилась с этим к психологу, и в ходе работы мы выяснили, что причина такой реакции у меня — неумение видеть раздражение и на этом этапе решать проблему. Я не искала выход из ситуации, раздражение росло и сначала превращалось в гнев, а потом в агрессию. Теперь я отслеживаю раздражение.
Как только его замечаю, стараюсь понять причины и, если это возможно, сразу решить проблему. Сначала это было сложно, но со временем стало получаться замечать раздражение в моменте. Сейчас я вижу, что у меня почти нет гнева и агрессии, так как практически все проблемы можно решить, если сразу их заметить». Юлия Маркевич Автор статьи, работает с психологом над развитием эмоционального интеллекта Не обязательно фиксировать эмоции на бумаге. Есть специальные приложения, в которых можно отмечать эмоции, а если есть желание, еще и вести мини-дневник — записывать обстоятельства и свои мысли. Например, это скрин из приложения Thera Шаг 2. Управлять своими эмоциями, то есть проживать их и отпускать. Например, у некоторых людей есть запрет на проявление эмоций, которые они считают негативными. Чтобы в этом разобраться, как раз и понадобится список. Допустим, вы заметили, что у вас никогда не бывает страха, это повод задуматься и понаблюдать.
Возможно, вы запретили себе его чувствовать. Вспомните, почему вы решили, что страх — это плохо. Так можно работать с любой эмоцией. Если разобраться самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу. Для управления эмоциями важно знать инструменты, которые помогают восстанавливаться после сложных ситуаций. Найти их можно самостоятельно — пробовать разные виды хобби, спорта и отдыха и отмечать, что вам помогает в конкретные моменты. Например, чтобы безопасно выпускать раздражительность и гнев, можно начать заниматься боксом.
Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума
Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума | Согласно концепции Дэниэла Гоулмана, эмоциональный интеллект состоит из пяти элементов, а именно. |
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции | В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. |
Пять составляющих эмоционального интеллекта. | С понятием «эмоциональный интеллект» я познакомилась в этом году, когда участвовала во Всероссийском конкурсе РДШ «Большая перемена». |
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Из чего состоит эмоциональный интеллект. В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Шкала WLEIS состоит из 16 пунктов, которая разделяет эмоциональный интеллект на четыре широких класса: самооценка эмоций (SEA), оценка эмоций других (OEA), использо-вание эмоций (UOE) и регулирование эмоций (ROE).
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Подкаст «Эмоциональный интеллект — что это, и зачем нужен» | В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. |
Эмоциональный интеллект (EQ): Компоненты и советы | С понятием «эмоциональный интеллект» я познакомилась в этом году, когда участвовала во Всероссийском конкурсе РДШ «Большая перемена». |
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Согласно концепции Дэниэла Гоулмана, эмоциональный интеллект состоит из пяти элементов, а именно. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам.
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится. Опасность для окружающих состоит в том, что при низком эмоциональном интеллекте снижена эмпатия — осознанное сопереживание, умение встать на место другого человека.
Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни
В частности, эмоции помогают: смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи; фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими; лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше. Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию.
Управление эмоциями. Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента.
На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации.
Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту.
Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями.
Злитесь вы или раздражены, охвачены тоской или только приуныли, ликуете или вам всего лишь приятно? Такие оттенки важно уметь различать. Чтобы стать более проницательным, подумайте о том, что значит для вас каждое слово в списке ниже. Представьте себя во власти каждой из этих эмоций. Видите ли вы разницу большую или незначительную в своих поступках в зависимости от того, что чувствуете? Наблюдая за собой, вы постепенно научитесь точно определять эмоции и степень их выраженности, а также события, которые их вызывают. Когда эмоции начинают управлять вашим поведением, вы должны вспомнить о своих ценностях и целях Вы можете свести к минимуму нежелательные реакции, если в процессе взаимодействия с другими людьми будете держать в уме важные для вас результаты и ценности. Предположим, вам предстоит указать подчиненному на недостатки в работе. Вас тревожит предстоящий разговор, и вы его постоянно откладываете.
Анализируя свои эмоции, вы осознаете, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Это хороший сотрудник, и вы боитесь незаслуженно его обидеть. Так проводить с ним беседу или нет? Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха, а значит, решиться на разговор справедливее по отношению к работнику, чем идти на поводу у своей тревоги. После этого небольшого анализа вы сбросите оковы сиюминутных эмоций и сделаете правильный выбор. Важно понимать, как эмоции влияют на поведение, как их истолковывать и управлять ими, чтобы не сбиваться на пути к цели, а, наоборот, руководствоваться ими как компасом. Источник Другой пример. Допустим, для вас ценны две вещи. Во-первых, вы убеждены, что нельзя бить детей, во-вторых, что никого нельзя унижать, особенно прилюдно. Итак, вы идете по улице с двухлетним ребенком.
Вы не держите его за руку, и внезапно он выбегает на проезжую часть прямо под колеса грузовика. В последний момент вы успеваете схватить его в охапку, уносите в безопасное место и там начинаете трясти его и кричать на всю улицу: «Ты что, дурак?! Потому что вы испытали эмоцию ужас огромной силы, видя, что ваш ребенок несется в объятия смерти. В вышеприведенном примере вы не хотели бить или унижать ребенка. Просто эмоции взяли верх над вашими ценностями и целями. Можно ли было спасти ребенка от опасности, не предавая свои ценности? Без сомнения, да. Можно было точно так же схватить его, но обнять и объяснить, как сильно вы испугались и что он ни в коем случае не должен больше так делать, то есть дать выход своим чувствам, но не противоречить своим идеалам. В этом и состоит суть эмоционального интеллекта. Вы способны культивировать и менять свои эмоции Благодаря рациональному мышлению вы можете менять свои установки, перенаправлять мысли и убеждения, тем самым культивируя одни эмоции и уменьшая влияние других.
Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис. Мотивация Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта. Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их. За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи. Хороший мотиватор может сподвигнуть целую группу людей к выполнению даже крайне сложных задач. А еще мотивация дает возможность лучше справляться с неудачами, оценивать ситуацию и возвращаться к работе.
Эмпатия Важнейшая часть развитого эмоционального интеллекта — умение считывать чужие эмоции и планировать свои действия исходя из того, как ощущают себя другие люди. Правильная трактовка эмоций дает возможность выбирать наиболее удачное время для принятия сложных решений. Сотрудники с развитой эмпатией умеют предугадывать реакцию окружающих и избегать возможных проблем и конфликтов. Обеспокоенность чужими мыслями и чувствами в коллективе создает в нем более здоровую и человечную атмосферу. В современном обществе, как бы банально это ни звучало, такой подход помогает повысить продуктивность, снизить общий уровень стресса и тревоги, а также сократить «текучку» за счет комфортной рабочей среды для всех и каждого. Социальная ответственность Этот навык дает человеку возможность осознать себя частью команды и научиться работать с другими людьми.
Такой вид ответственности обязывает человека отвечать за принятые решения и общий результат работы. Важный навык для тех, кто планирует занять лидерскую позицию. Чувствуя ответственность за итог деятельности, каждый сотрудник будет пытаться сделать максимум, чтобы команда не «провалилась». Не будет сотрудников-якорей, думающих, что все решат за них. Умение контролировать и нивелировать конфликты Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Умение не просто сглаживать конфликты, а разрешать их, четко осознавая причины и следствия.
Коллективы, состоящие из таких работников, показывают высокую эффективность в даже самых сложных ситуациях. Повышается продуктивность, любая деструктивность трансформируется в конструктивность. Конфликты воспринимаются как способ осознать ошибки и стать лучше. Как использовать EQ? Использовать его можно в самых разных жизненных ситуациях. Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты.
Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед. Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация.
Неплохо бы понимать, какие у нас есть возможности, чтобы управлять всем этим, и какие есть риски просадки производительности.
Разберёмся на примере такого софт-скилла как адаптивность. Вспомним, как мы пускаем изменения в жизнь? Я — с большим скрипом.
Вот пара кейсов. Годами банк плотно работал с почтовым клиентом Lotus. Эстетика его интерфейса — сугубо дело вкусовщины, его недолюбливали.
Скажем прямо, многие коллеги с нетерпением ждали перехода на Outlook. Но не я. Я привыкла, освоилась, завела себе папочки, подписи и даже не следила особо за этим милым внутрикорпоративным холиваром.
Но в одно прекрасное утро меня без обратного билета перевели в Outlook с радостным тезисом: «Поздравляем, вы в пилотной группе тестирования перехода». И всё, в Lotus письма больше не приходят, так и живи. И тут разрыв нарратива: новый UI, кнопочки новые, нет папочек, подписей.
Ну, спасибо! Другой пример. Я люблю комфортный и красивый тулинг.
У меня не было привычки работать с IDE, я с универа писала в Sublime Text, компилировала из консоли, всё классно. В Альфе я научилась работать с эклипсовской проприетарной IDE, знаю перспективы, где что ломается, как это чинить. Да, Eclipse, да, поговаривают, что даже тёмную тему можно как-то включить, но я привыкла, освоилась.
Всего делов — взять и перенастроить ВЕСЬ свой рабочий сетап. Я добрых два квартала смотрела на это и думала: «Не сегодня». Опять переделывать, опять привыкать.
И так много с чем. Мы все проходили через трансформации: меняли рабочий мессенджер, меняли протоколы, меняли стандарты, меняли приоритеты, едва поспевая за директивами бизнес-заказчиков. Тенденция налицо: мой развитый эмоциональный интеллект сопровождает изменения.
Система динамических критериев моего жизненного опыта соотносит усилия и результат, и решает: мы так хорошо поработали в прошлый раз, у нас есть изученный путь, зачем нам новый? А теперь представьте команду таких: «Зачем нам ретроспектива, у нас нет вопросов, зачем нам чат в Telegram, зачем переезжать на другой фреймворк, зачем новый X, весь прошлый год Y работал нормально»… Почему новое мы воспринимаем через недовольство и отрицание? Откуда берётся это раздражение?
Итак, знакомьтесь, мозг! Наука и кибернетика 1970-1990-ых годов рассматривала мозг как централизованный компьютер, телефонную станцию, универсальный диспетчер, распознающий инпут и генерирующий аутпут. В общественном сознании, нон-фикшн литературе и медиаполе надолго закрепился этот образ — утрированный и далёкий от реальности.
Мозг — сложнейшая самосозидающая и самосознающая инстанция. С одной стороны, это наше произведение, мы за него отвечаем. С другой, мы — его субъект.
Почему же концепция мозга-компьютера не состоялась? Первое — мы интуитивно понимаем, что это что-то сложнее, чем просто обработка информации. Второе, хронологически мы упёрлись в кризис центричности.
Это как Web 2. Описать архитектуру мозга нам поможет новое слово... Пластичность — свойство нервной системы изменять структуру и функции вследствие развития, полученного опыта или перенесённых травм.
Пластичность мозга имеет разные функциональные уровни. Нейронауки пристально изучают её, и именно пластичность помогает описать организацию мозга. Мы рассматриваем пластичность как способность обретать форму, придавать форму, а также уничтожать форму для приобретения и придания оной.
О, мой мозг: синапсы и созидание Обратимся к нейронным связям. Мозг — это колоссальная сеть нейронов такой степени сложности, что задачи на графах кажутся детской головоломкой. Вот перед нами нейроны с их ветвистыми отростками — дендритами, и хвостики-аксоны.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Но лучше это не откладывать В семье, на учебе, с друзьями и на работе — чтобы чувствовать себя комфортно во всех сферах, нужно развивать эмоциональный интеллект. В нашем материале рассказываем, что это такое, чем грозит его низкий уровень, а также как его все-таки прокачать. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект ЭИ — это способность человека понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также воспринимать и понимать эмоции других людей. Структурно эмоциональный интеллект состоит из двух аспектов: внутриличностный — управление собой; межличностный — умение выстраивать отношения с другими. Благодаря ЭИ человек понимает, что эмоции могут влиять как на его поведение, так и на окружающих — причем не только позитивно. В диалоге с «Постньюс» практикующий психолог Мурат Сефербеков объяснил, что эмоциональный интеллект в первую очередь помогает человеку налаживать продуктивное общение, эмоционально оценивать ситуацию и понимать самого себя. Среди компонентов ЭИ можно выделить восприятие, понимание, управление и использование. Восприятие эмоций — это основной навык, который позволяет распознавать собственные эмоции. Понимание эмоций — более сложный навык, который позволяет воспринимать эмоции других людей, чувствовать их настроение видеть взаимосвязи и противоречия, разграничивать определенный спектр эмоций.
Управление эмоциями — позволяет контролировать и регулировать свои эмоции, не поддаваться негативным импульсам и в подходящий момент включать позитивные реакции. Использование эмоций в мышлении — позволяет понимать мотивацию других людей и оценивать ситуацию с разных сторон, учитывая не только факты, но и реакции на события. На бытийном языке эмоциональный интеллект — это эмпатия не только межличностного характера, но и к ситуации.
Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру.
Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниелом Големаном — автором популярной книги под названием «Эмоциональный интеллект». Как правило, эмоциональный интеллект можно понимать как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или как определяющих его как совокупность способностей, обуславливающих эффективность обработки эмоциональной информации. Как описывали эмоциональный интеллект П. Саловея и Дж.
Эмоциональный интеллект — эмоциональная неграмотность Дефицит эмоционального интеллекта и межличностных компетенций может привести к серьезным трудностям в социальном функционировании. Кажется, что неспособность контролировать свои эмоции способствует негативному поведению, такому как агрессия, психологическое насилие, преступления, зависимости или депрессия. Оказывается, одного академического интеллекта недостаточно, чтобы быть успешным в жизни и чувствовать себя счастливым. Часто люди с высоким IQ иррациональны и даже безнадежно глупы.
Знание книг не обязательно должно соответствовать эмоциональному интеллекту — люди, которые чрезвычайно мудры в интеллектуальном смысле , могут не иметь возможности контролировать свои собственные побуждения в личной жизни и работе.
Самоподкрепление: доброта по отношению к самому себе и умение вознаграждать себя в определённых ситуациях и таким образом поддерживать мотивацию, адекватное настроение и т. Межличностный или интерперсональный интеллект Состоит из ряда других компетенций и навыков, определяющих наши взаимоотношения с окружающими: Эмпатия: способность понимать чувства других людей и причины их поведения. Этот навык позволяет нам предотвращать серьёзные конфликты. Человек не рождается эмпатичным, он приобретает эту способность во время эмоционального и социального развития, начинающихся в детстве. Эмпатия предполагает наличие трёх основных условий: жить так, как мы думаем, безусловное положительное восприятие другого человека и стремление поставить себя на место другого, не теряя при этом себя. Социальные навыки: способность взаимодействовать с окружающими. К данным навыкам относится ассертивность — коммуникационная стратегия, позволяющая человеку не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
Как использовать эмоциональный интеллект Конечной целью всех наших действий является поиск эмоционального равновесия. Эмоциональный баланс достигается тогда, когда каждая эмоция и чувство играет ту роль, для которой они предназначены. Поэтому крайне важно уметь различать эмоции, знать, как работать над ними, уметь принимать и выражать их. Работать над эмоциональным интеллектом необходимо для того, чтобы обрести стабильность в различных повседневных ситуациях. Человек, обладающий эмоциональным интеллектом, будет знать, как контролировать и направлять эту эмоцию для достижения определённой цели, а также научится выражать гнев здоровым для себя и окружающих способом. Эмоциональный интеллект связан с другими очень важными концепциями. Установлено, что люди, обладающие более высоким эмоциональным интеллектом, проявляют большую экстравертность, доброту, они эмоционально стабильнее, более открыты и сознательны. С другой стороны, эмоциональный интеллект также связан с невротизмом, употреблением психоактивных веществ и психосоциальными проблемами.
Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект. Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации.
Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться.
Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче.
Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать. Инструменты развития эмоционального интеллекта Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Осознанность Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг.
Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать. Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь.
Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше. Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов.
Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение». Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции.
Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью. Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений.
Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись.
В этом суть управления эмоциями. Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей.
Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух. Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы...