1. Как только начались сильные обстрелы и бомбежки Ленинграда детей решили спасти и вывезли за город, прямо навстречу наступающим немцам. В 2023 году Северная столица и Ленобласть отмечают 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от.
Суперфосфат против супостата. Как спасли Ленинград от авиации нацистов
27 января исполняется 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда Ленинград – единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 9. День памяти жертв блокады Ленинграда | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». 27 января исполняется 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда Ленинград – единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 9.
Постпред при ООН Небензя сравнил ситуацию в секторе Газа с блокадой Ленинграда
Массовая бомбардировка 7 ноября не состоялась, как, впрочем, не состоялся больше ни один крупный налет на Ленинград. Ровно 82 года назад фашисты провели первую массовую бомбардировку Ленинграда. для лучшего сцепления с реальностью.
Начало блокады
- Следственный комитет Российской Федерации
- Первый авианалет на Ленинград
- Небензя сравнил ситуацию в Газе с блокадой Ленинграда - | Новости
- Бомбардировки немецкой авиацией Ленинграда в 1941–1943 гг.
Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом
- Бомбардировки немецкой авиацией Ленинграда в 1941–1943 гг. | Статья интернет-магазина «СПЕЦОБОРОНА»
- Читайте также:
- 97% погибли от голода. Как выживал блокадный Ленинград - Новости
- Читайте также
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Противник установил контроль над истоком Невы и заблокировал город с суши. Ни мирные жители, ни солдаты не собирались сдавать Ленинград врагу. Враг уверенно продвигался на восток, оккупируя всё новые территории. В самом начале противостояния в Прибалтике были разгромлены войска Северо-Западного фронта. Немцы двинулись дальше, сумев установить контроль над мостами через Двину, Островом, Псковом и другими населёнными пунктами. Параллельно 3-я танковая группа Гота из Прибалтики двинулась к Минску, чтобы сомкнуть клещи вокруг города.
А 4-я группа выдвинулась к Ленинграду. Никаких препятствий для выхода к Лужскому оборонительному рубежу у немцев не возникло. И вскоре начались бои уже на подступах к Ленинграду. В 4-й танковой группе насчитывалось порядка 700 танков два корпуса под командованием Рейнгарда и Манштейна. Сначала к Двине вышла группа Манштейна.
Танки Рейнгарда действовали севернее. Немцам удалось одержать победу в сражениях с советскими 3-м и 8-м механизированными корпусами. После этого стало окончательно понятно, что враг попытается захватить город. Однако с судьбой Ленинграда было не всё так однозначно, как могло показаться на первый взгляд. Решения Сталина по обороне Ленинграда Осада началась 8 сентября 1941 года после того, как противник полностью заблокировал город.
Положение было критическим, но сдавать Ленинград никто не собирался. Изначально Сталин решил, что город нужно защитить любой ценой, поэтому военные ресурсы были перераспределены в пользу Ленинграда. Туда же отправилось и несколько представителей высшего командования. Однако в Кремле прекрасно понимали риски, поэтому были готовы прибегнуть к запасному варианту — сдаче города. Уже в середине сентября 1941 года был разработал план «Д» на случай, если немцы всё же сумеют войти в город.
Для его реализации там «дремали» нелегальные ячейки, созданные Наркоматом внутренних дел и службой госбезопасности. Эти люди ориентировочно три сотни агентов входили в состав подпольной партийной организации, готовые по условному сигналу воплотить план «Д» в жизнь — взорвать или каким-то другим образом вывести из строя важные предприятия города и объекты инфраструктуры, в том числе мосты. По итогу фашистам ничего не должно было достаться, только руины. На всех предприятиях находились специальные люди, подготовленные к диверсионной работе. Но всё же план «Д» считался крайним вариантом.
Все агенты получили чёткий инструктаж, когда и как нужно совершить диверсии. Одна из улиц Ленинграда после обстрела немецкой артиллерией. Wikimedia Commons Надежда на то, что город удастся спасти, всё ещё была, поэтому в Ленинград был отправлен Георгий Константинович Жуков. Ему было поручено изменить ход трагических событий. И план, пусть рисковый, у него всё же был.
Жуков хотел объединить имеющиеся у него части с 54-й армией маршала Григория Ивановича Кулика, чтобы нанести мощный удар. По замыслу, это могло привести к деблокаде города. Но реализовать план у Жукова не получилось — во многом из-за разногласий с Куликом. До сих пор у историков и исследователей нет единого мнения на этот счёт. По мнению одних, замысел Жукова вполне мог реализоваться, поскольку противник не ожидал от защитников Ленинграда каких-либо активных действий.
Другие же уверены, что план провалился бы, обернувшись катастрофой с последующей «активацией» плана «Д». Дело в том, что Жуков, вставший во главе Ленинградского фронта 14 сентября, требовал от Кулика незамедлительной атаки в районе станции Мга. При этом Георгий Константинович считал, что для внезапного наступления нужно задействовать незначительные силы. Кулик с этим не был согласен, ссылаясь на неподготовленность операции. Однако он всё-таки попытался выполнить поставленную задачу.
И провалился. А уже 26 сентября место Кулика занял Михаил Семёнович Хозин. Однако и немцы не стали развивать успех. Они принялись готовиться к приближающейся зиме, укрепляли позиции. Соответственно, чем дальше, тем сложнее было защитникам города прорвать блокаду.
При этом Жуков не оставлял надежд на реализацию своего плана, но ему не хватало ресурсов — в первую очередь, человеческих. Известно, что он неоднократно просил у Кремля предоставить ему толковых военачальников, однако эти просьбы так и не были услышаны. В начале октября из Ленинграда был отозван и сам Георгий Константинович, которого задействовали в обороне Москвы. Силы ПВО не всегда могли справиться с вражескими самолётами. В один из таких налётов были уничтожены продуктовые склады.
По другой версии, они погибли из-за диверсии, но по сути колоссальной проблемы это не меняло. Уже в самом начале блокады город оказался в критической ситуации. Осенью и зимой 1941 года продовольственный вопрос не являлся приоритетным. Сталин тогда ещё не понимал, во что выльется блокада города, будет ли он спасён или нет. В целом ситуация на фронте в то время продолжала оставаться критической.
Немцы сумели провести операцию «Тайфун», нанесли советским войскам несколько сокрушительных поражений и организовали Вяземский «котёл», после чего подобрались уже непосредственно к Москве. Угроза для столицы была столь велика, что в Кремле всерьёз стали рассматривать вариант с задействованием армии, находящейся в Ленинграде. Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве. Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора. Wikimedia Commons Что же касается осаждённого города, то предлагалось всё же реализовать план «Д».
Вести бои внутри мегаполиса никто не собирался. На тот момент у Красной армии и не было соответствующего опыта. Более или менее крупные города, которые были взяты немцами в первые месяцы, советские командиры сдавали без боя. Они просто выводили войска, забирая с собой самое ценное и уничтожая важные объекты и инфраструктуру. Так было со Смоленском, Минском, Киевом.
Первые по-настоящему серьёзные городские бои произошли в Сталинграде, когда красноармейцы буквально вгрызались в каждую улицу, в каждый дом. По разным причинам ни прорыва блокады, ни уничтожения города не произошло.
Более того, в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней.
Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Блокада Ленинграда. Ситуация на фронте с июня по декабрь 1941 Попытки прорыва блокады.
Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены.
Один из командиров вспоминает в своих мемуарах, как в начале 1942 г. Выяснилось, что у большинства силы иссякали через 400 метров, а по плану командования нужно было пройти 800 метров. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм , несли тяжелейшие потери. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.
В январе же 1943 крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шоферов, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке».
Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась по водой.
Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно.
Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела еще две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев.
Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась черно-красной… — Из рассказа очевидца Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде. Неизвестный фотограф. Нормативы продовольствия Положение в осаждённом Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля.
Из хлеба почти исчезли примеси. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом. Сокращение уличных смертей Весной 1942 г. В марте 1942 г.
Возобновилась работа многих предприятий. Произошло радикальное снижение смертности, не в последнюю очередь из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев.
Активизация обстрела Пропуск блокадного Ленинграда на право прохода во время комендантского часа. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км.
Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Снятие блокады. Блокада снята. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера.
Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. Многие из этих людей в течение 1943 г.
В январе 1944 года блокада была полностью снята. Потери населения За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. На нём сооружён главный памятник блокаде.
Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили прах погибших после сожжения в печах завода в близлежащие карьеры. Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда.
В 1941—1944 гг. Умерших хоронили практически на всех кладбищах города Волковском, Красненьком и других. Звание Города-героя Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой , Сталинградом , Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество , проявленные жителями города во время блокады... Ущерб культурным памятникам Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.
Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором , памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам , находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Знаменитая Янтарная комната , подаренная Петру I королём Пруссии , была целиком вывезена немцами. Блокадные награды Медаль «За оборону Ленинграда» [16] Орденская лента к медали «За оборону Ленинграда» На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес.
По журналу боевых действий 768-го тяжелого артиллерийского дивизиона заметно, что среди целей бомбардировок преимущественно выбирались военные объекты: т ранспорт, вокзалы, склады, корабли ВМФ, оборонные заводы, площадки зенитных орудий. Взрывались жилые дома, оказавшиеся в зоне «пристрелки», и рушились больницы и школы — «стрельба протекала без инцидентов и помех, по плану». В немецких документах это называлось «беспокоящим огнем» — он и калечил детей, не успевших быстро добежать до ближайшего укрытия, и стариков, из-за немощи также не способных ускорить шаг.
Город преимущественно стали обстреливать по утрам в 6-7 часов, затем днем в 17-18 часов и около 22 часов. Время это было выбрано не случайно. В эти часы поражаемость населения была наибольшей, так как жители города шли на работу, возвращались с работы, а к 22 часам собирались в квартирах.
С ноября-декабря 1943 года обстрелы стали вести ночью. Цель преследовалась все та же: как можно больше вызвать жертв среди гражданского населения, которое в этом случае застигалось обстрелом в сонном состоянии. Для обстрела Ленинграда боеприпасы отпускались в неограниченном количестве.
В батареях всегда имелся достаточный запас снарядов. Артобстрел города проводился ежедневно, правда иногда были перерывы 2-3 дня. Обстрел происходил в указанное время, причем иногда несколько дней обстрел происходил только утром, а затем только днем или вечером, а в хорошую погоду город обстреливался и утром, и днем, и вечером.
Всего из 872 дней блокады Ленинград обстреливался из пушек в течение 611 дней. Последний обстрел наблюдался 22 января 1944 года16. В сентябре-декабре 1941 года от артобстрелов погиб 681 человек, были ранены 2269 человек.
Наибольшее количество жертв составляли люди, попавшие под обстрел на улицах 395 человек , на предприятиях погибли 218 человек. В январе-марте 1942 года бомбежки из орудий стали причиной смерти 519 человек, с апреля по декабрь — 595 человек. В 1943 году во время обстрела погибли 1410 блокадников, из них на улице 788 человек Число погибших возрастало и потому, что ориентиром для ударов артиллерии служили пожары, — тление которых начиналось еще до окончания обстрелов.
Среди находившихся в бомбоубежищах жертв, как правило, не было. Обычно крупными фугасными бомбами разрушались полностью только двух- и трехэтажные дома. Если дом был пятиэтажным, то обрушивалась только одна его секция: от пятого до третьего этажа.
Впрочем, всё зависело от состояния здания — так, в конце сентября 1941 года бомбой был «пробит насквозь» шестиэтажный Дом текстильщиков. Тяжелая бомба поразила и большой пятиэтажный дом на углу канала Грибоедова и Невского проспекта, «вырвав все этажи снизу доверху трубой диаметром метров в 10». После обстрелов замечали, как покосились двери и оказывались выбитыми оконные рамы в домах.
В октябре 1943 года наблюдались самые варварские, беспощадные многочасовые обстрелы города. Одной из попыток уменьшить число жертв было предупреждение блокадников о том, какая из сторон улиц являлась наиболее опасной. Во время обстрелов от горожан требовали укрыться в убежищах, «щелях», подворотнях, арках, подвалах и, наконец, за выступами домов, если вблизи не находилось более безопасного места.
Тем, кто не успел дойти до домовых убежищ, рекомендовали прятаться в нижних этажах — надеялись, что бомба не сможет пройти через крышу до фундамента. Считались безопасными лестницы, поскольку видели, что они оставались целыми в полностью разрушенных домах. В парадных укрывались не только потому, что они оценивались как нечто более прочное, «солидное», массивное, чем квартиры, но и вследствие внезапности тревоги — здесь быстрее всего можно было укрыться тем, кто оказался в минуту опасности на улицах.
О налетах и началах обстрела многие узнавали по звуку метронома — он начал работать 26 июня 1941 года. Во время тревог мерные удары метронома учащались, при отбое — замедлялись. Когда читаешь описания сцен обстрела вернее сказать, расстрела горожан, кажется, что прикасаешься к незаживающим ранам.
Искалеченным, окровавленным, испытывавшим невероятные муки раненым людям было не до пафосных слов. Прибежал папа, мы где-то раздобыли носилки, и вдвоем понесли маму в больницу. Я видела, как она страдает, она лежала на брезентовых носилках в луже крови, которая с каждой минутой становилась все больше».
Главным средством спасения от бомб считались бомбоубежища. Их готовили и проверяли еще до начала войны, и, как, выяснилось, делали это зачастую плохо, игнорируя многочисленные инструкции.
Первый самолёт противника был подбит огнём 15 батареи 192 зенитно-артиллерийского полка, в ночь на 23 июня Ju-88A из 1-й эскадрильи KGr. Все члены экипажа включая командира, лейтенанта Ханса Турмейера Hans Turmeyer были взяты в плен [10]. За точный огонь, командир 15 батареи 192 зенитно-артиллерийского полка Пимченков Алексей Титович был награждён Орденом Красной Звезды [11]. Роль финской авиации[ править править код ] Ленинград был блокирован немецкими войсками фон Лееб с юга и финскими с севера. Тем не менее, финская авиация не наносила ударов по самому городу в границах тех лет.
872 дня блокады Ленинграда: бомбежки, голод и ожесточенные бои за «Невский пятачок»
Осенью 1941 года началась блокада Ленинграда, постоянные бомбардировки и артобстрелы | Экономические разрушения и людские потери в Ленинграде с обеих сторон превысили потери в Сталинградской битве, битве за Москву или бомбардировке Токио. |
На заседании о признании блокады Ленинграда геноцидом назвали число бомбежек осажденного города | Главная» Новости» 27 января 1944 г день воинской славы россии день полного снятия блокады г ленинграда. |
Новости и события Российского исторического общества | Блокада Ленинграда впервые была прорвана, как мы уже говорили, в 1943 году, 18 января. |
Исторические предпосылки и положение города
- Осенью 1941 года началась блокада Ленинграда, постоянные бомбардировки и артобстрелы
- Небензя сравнил ситуацию в Газе с блокадой Ленинграда
- Историк Баир Иринчеев создал карту бомбардировок Ленинграда 1941−1944
- Материалы рубрики
- Читайте также:
- Как химик спас блокадный Ленинград от массовой бомбардировки
Блокада Ленинграда в архивных фотографиях
Ленинградская битва 1941–1944 | Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда. |
Ленинград. Авианалёты в начале блокады в 1941 (Александр Сергеевич Трофимов) / Проза.ру | 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. |
Следственный комитет Российской Федерации | Эксперт уверен, целью бомбардировок Ленинграда были не только военные объекты города, нацисты намерено били по жилым кварталам. |
День снятия блокады Ленинграда: история освобождения и подвиги | В начале блокады Ленинграда склады подверглись бомбёжке со стороны немецких войск и сгорели, вследствие чего город лишился части своих продовольственных запасов. |
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
Насколько опасные? У этого самолета схожие характеристики с нашим Ту-95. У американцев они имели тогда такие позывные: Скай Кинг — небесный король у бомбардировщика, и позывной пункта управления на земле Лук Бук, то есть справочник. И тогда были такие заголовки «Стрела сломалась над Испанией». Это В-52 «теряли» те боеприпасы, которые у них были на борту. А вот этот полет — он как напоминание о проклятом прошлом. И это, конечно, не бомбовая угроза, а ракетная. Они несут ракеты крылатые — типа нашей Х-101. В ядерном исполнении такие ракеты способны лететь на 5 тысяч километров.
Это откровенно изматывало людей, к тому же вперемежку с голодом, — отмечает Баир.
Идея написания книги пришла к Иринчееву и случайно, и нет. Название появилось из рассказов прабабушки Баира — Анны Дмитриевны Федоровой. Бабушка с недовольством говорит ей: «Отпустите, бомба в меня не влетит». А милиционер в ответ: «Бомба, может, и не влетит, а вот железный дождь от осколков может»… — вспоминает Баир. Работая в архивах, Баир Иринчеев заметил, что со временем «то ли от количества бомб, то ли от усталости очевидцев, а может, и от редевшего их числа, их откровения становились если не менее скудны, то как минимум менее скрупулезны». В итоге только за 1941 год у меня получилась сводная таблица на 516 страниц формата А4, — подсчитал Баир.
С результатами исследований Александр Дмитриевич прорвался на прием к заместителю генерала Куцевалова, который был тогда командующим ВВС Северо-Западного фронта. Петрову действительно пришлось прорываться — начальству приходилось решать гораздо более серьезные вопросы, чем те, с которыми мог появиться какой-то там химик. Генерал чуть было не отмахнулся от назойливого посетителя, но тот был настойчив и почти груб.
Вначале химик рассмешил предложением уничтожить одним махом пару-тройку немецких аэродромов. Но после предоставленных выкладок у советского командования появился четкий план действий. Только вот зависел он теперь не столько от людей и техники, сколько от погодных условий. За время, пока ждали погоды, в лаборатории Петрова были доставлены еще несколько образцов топлива с разных самолетов, базировавшихся на разных аэродромах. Результаты были почти одинаковы: немцы вынужденно летали не просто на плохом, а на еще и летнем топливе! В самом начале ноября были получены аэрофотоснимки с аэродромов Красногвардейск ныне — Гатчина и Сиверский. В Сиверском кроме уже известного количества самолетов было замечено свежее скопление из сорока бомбардировщиков. Штабом ВВС был разработан план по уничтожению этих самолетов, ведь было ясно, что в годовщину празднования Октябрьской революции Гитлер устроит большую бомбардировку колыбели этой самой революции. Для защиты города от немецких самолётов использовали аэростаты.
В преддверии праздника аэродромы и бомбардировщики было решено уничтожить любыми способами с любыми потерями. Но природа оказалась милостива, ночью на 6 ноября температура упала гораздо ниже, чем было нужно для осуществления плана, предложенного Петровым. Практически без потерь наши летчики накрыли аэродромы Сиверский и Гатчина плотным огнем.
Главную роль отвели войскам Невской оперативной группы Ленинградского фронта правый берег Невы и 54-й отдельной армии река Волхов. Они должны были выйти навстречу друг другу, двигаясь на Мгу и Синявино. Десантники должны были захватить город, после чего соединиться с 54-й армией. Проведение десантирования бойцов взял под личный контроль Георгий Жуков. Он приказал 16 сентября подготовить группу из разведчиков-водолазов из роты особого назначения и курсантов морского пограничного училища. Решить боевую задачу требовалось малыми силами, задействовав около двухсот человек. Однако высадить десант 19 числа не получилось из-за шторма. Следующая попытка произошла в ночь на 21 сентября. И она не увенчалась успехом из-за волнений на озере. Тогда решено было отправить десант следующей ночью. Теперь реализовать план помешала навигационная ошибка. Десант высадился в нескольких километрах от нужной точки, оказавшись в тылу 54-й армии. К тому же из-за непогоды несколько лодок перевернулось, двоих бойцов спасти не удалось. Остальные десантники вернулись на исходную позицию. Ответственный за операцию капитан-лейтенант Балтачи вскоре был отстранён от должности и по решению военного трибунала приговорён к восьми годам заключения. Ленинградцы расчищают улицы города. Wikimedia Commons Попытки высадить десант продолжались. В ночь на 24 сентября было отправлено две группы. Первая должна была высадиться недалеко от Шлиссельбурга и выдвинуться к крепости; вторая, состоявшая из разведчиков, — на Шлиссельбургской губе. Десантникам выполнить задачу не удалось. Катерам подобраться к берегу помешала каменная гряда. А вот разведотряд добрался до места назначения. После высадки сорок бойцов несколько километров шли по затопленной отмели. Затем они добрались до берега, рассредоточились и замаскировались. Провели разведку системы обороны, после чего ушли в расположение 54-й армии, прорвавшись через линию фронта. Утром 25 сентября произошла очередная попытка высадки десанта. Около двухсот человек отправились к Шлиссельбургу. Скомканная подготовка привела к провалу. Противник заметил советские катера и открыл огонь. Десантникам всё же удалось высадиться и даже закрепиться на берегу. Но потом атаку произвела вражеская авиация, следом ударили танки. Шансов на успех у десантников не было. К ночи сражение завершилось. Почти все десантники 175 человек погибли. Рано утром 27 сентября вновь был отправлен десант. Очередная попытка привела лишь к гибели 17 человек. Остальные бойцы вернулись. После этой неудачи Жуков пересмотрел план. Он приказал отправить стрелковый батальон 1-й дивизии НКВД 200 человек с орудиями и миномётами в крепость Орешек, в которой находился советский гарнизон. А оттуда десантники должны были добраться по невской протоке до Шлиссельбурга. Подготовка к операции заняла всего лишь несколько часов, поскольку Жуков потребовал осуществить высадку ночью этого же дня. С первого захода выполнить задачу удалось лишь одному тральщику. Ещё 130 десантников и орудия добрались до Орешка следующей ночью. Однако план так и не был осуществлён. Уже 1 октября операцию отменили, а бойцов вернули на исходные позиции. Ополчение Ленинграда Как только началась Великая Отечественная война в Ленинграде стали раздавать повестки. Но много было и тех, кто приходил в военкомат по собственному желанию. Поскольку добровольцев оказалось много, началось формирование дивизий и полков. Так как практически никто из ополченцев не являлся военным и не проходил соответствующей подготовки, то командирами были назначены кадровые офицеры. В общей сложности, в добровольческие отряды было призвано свыше 135 тыс. В начале добровольцев отправили на строительство стратегически важного оборонительного рубежа Кингисепп — Луга — озеро Ильмень. На участке в 175 км ленинградцы копали противотанковые рвы глубина от 10 до 15 метров , возвели 160 км эскарпов и соорудили свыше пятисот дотов и дзотов. После чего добровольческие отряды стали участниками боёв за Ленинград. Однако городское ополчение столкнулось со множеством проблем. Поскольку враг быстро добрался до города и осадил его, начались проблемы со снабжением. Это привело к тому, что у многих добровольцев отсутствовало оружие, форма. Затем вскрылись проблемы с медицинской помощью. Но когда фашисты попытались взять город штурмом, ополченцы были отправлены на передовую. Подвоз продуктов по Ладожскому озеру. Wikimedia Commons Особенно тяжёлые бои шли против танковых дивизий. На отдельных участках фронта неподготовленные люди просто бросали позиции из страха. Те, кто сумел пересилить себя и пошёл в бой, чаще всего погибали, поскольку остановить продвижение танков им было нечем. Потери среди добровольческих отрядов были колоссальные — ориентировочно, около 70 тыс. В сентябре немцы перешли в атаку по всему фронту от Финского залива до Пулковских высот. Основной удар пришёлся на участок Кискино-Галлерово, который предварительно обстреляли из артиллерийских орудий. Противника встретила 5-я дивизия Ленинградской армии народного ополчения. Несмотря на огромные потери, вчерашние мирные жители не пустили немцев дальше Пулковских высот. План противника по прорыву в тыл советских войск не удался.
В Петербурге прошло второе открытое заседание о признании блокады Ленинграда геноцидом
Почти 900 дней борьбы за выживание. Блокаду Ленинграда полностью сняли 78 лет назад — как это было | Артобстрелы Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и. |
День снятия блокады Ленинграда: история освобождения и подвиги | От бомбежек и разграбления огромные потери тогда понесли пригороды Ленинграда, где находятся памятники русской истории и культуры. |
Первый массированный налет вражеской авиации дал понять ленинградцам, что город осажден - ТАСС | Массированная бомбардировка Ленинграда, запланированная Гитлером на 7 ноября, была предотвращена. |
Бомбардировки немецкой авиацией Ленинграда в 1941–1943 гг. | Статья интернет-магазина «СПЕЦОБОРОНА» | Оборона Ленинграда. 1941 г. Двадцать девятого августа 1941 г. фашисты перерезали последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с центром страны. Город был окружен. |
872 дня блокады Ленинграда: бомбежки, голод и ожесточенные бои за "Невский пятачок".
Как писал главный архитектор Ленинграда Н. Баранов в книге воспоминаний «Силуэты блокады», на территории ипподрома разобрали остатки трибун, частично поврежденные при бомбежке, и построили объёмные макеты, имитирующие интенсивную городскую застройку соседских кварталов. Среди этой архитектурной декорации от Загородного проспекта до Обводного канала проложили как будто бы улицу Дзержинского ныне Гороховую , а улицу Марата «продлили» от Звенигородской улицы до Витебской железной дороги почти так, как она пролегает сейчас. На фотографии: Неразорвавшаяся бомба в одном из зданий Ленинграда.
Сложнее пришлось со знаменитой ТЭЦ на Фонтанке: четыре ее трубы, которые было никак не скрыть, пришлось разобрать. Рядом с особо ценными объектами, о которых точно было известно, что немцы знают о них и будут бомбить, возводили дублеры. Так, по воспоминаниям очевидцев, замаскировали нефтебазу «Ручьи»: неподалеку построили фанерные здания и цистерны, в которые налили немного мазута.
Настоящую базу укрыли полностью, а дублер — так, чтобы немецкие летчики не без усилий, но могли его обнаружить. В результате вражеская авиация неоднократно и очень достоверно, с дымом и огнем, стирала с лица земли ложную базу. После налета ее опять отстраивали, маскировали — и снова немцы бомбили не ту цель.
С железными дорогами было сложно: ведь надо было спрятать куда-то километры рельсов, а с высоты их очень хорошо видно. Чтобы не демаскировать пути, их закрашивали черной краской, а в некотором отдалении сооружали ложные поезда из фанеры. Маскировочную сеть и принцип дублеров использовали также в укрытии военных кораблей на Неве.
Они с риском для жизни закрашивали или зашивали мешковиной купола и шпили городских доминант. Лучшим ориентиром для немецкой артиллерии, которая стояла в районе Пулковских высот, был Исаакиевский собор. И сейчас в солнечную погоду его купол отлично видно от обсерватории даже без бинокля.
Поэтому его было решено замаскировать в первую очередь. Проще всего оказалось закрасить позолоту серой краской — под цвет петербургского неба. На фотографии: Купол Исаакия на фотопанораме военных лет.
Кирова Лучшим ориентиром для немецкой артиллерии, которая стояла в районе Пулковских высот, был Исаакиевский собор. Краску применяли и на многих других шпилях и куполах города. Но вот для Адмиралтейства такой способ не годился, потому что с тонкого сусального золота, которым покрыт один из главных символов города, краску без потерь смыть бы не удалось.
Для «Адмиралтейской иглы» из грубого брезента сделали чехол, который сначала закрепили на вершине, а затем сшили понизу огромными иглами. Такие же чехлы скрыли шпили Михайловского замка и колокольни Никольского собора. На фотографиях: Слева — Адмиралтейская игла тогда и сейчас.
Фирсова за работой. Лето 1943 г. Захарова и виолончелист А.
Сафонов ведут маскировочные работы на Никольском соборе. Июль 1942 г. Кирова Все эти работы проводил специально собранный из военных и спортсменов батальон: его бойцы проводили обмеры и предварительную подготовку к восхождениям на шпиль.
Саму маскировку особо сложных высотных объектов осуществляли всего пять человек — альпинисты, оставшиеся в осажденном Ленинграде. Их имена мы можем увидеть на памятнике, установленном рядом с Петропавловским собором. Чехол для шпиля Адмиралтейства весил полтонны.
Чтобы поднять его на верхотуру, привлекли на помощь летчика из подразделения аэростатов, которые обеспечивали защиту ленинградского неба от низколетящих самолетов и прицельного бомбометания. Он на небольшом шаре поднялся к верхушке иглы и после нескольких неудачных попыток закрепил там блок с веревкой. По этому канату альпинисты добрались до конца шпиля, накрыли мешком фрегат, шар и корону на острие и закрепили специальный блок с канатами, которым и подняли брезентовый чехол на шпиль.
Девушки-альпинистки под обстрелами, частно прицельными, сшивали полотнища свернутого валиком чехла, похожего на юбку-клеш, и раскатывали брезент. На фотографиях: Визель Т. Операция по укрытию шпиля Петропавловской крепости оказалась самой сложной, рассказывал уже в наше время Михаил Бобров.
Это происходило в декабре 1941 года, когда норма выдачи хлеба была снижена до 250 граммов для рабочих, а температура зачастую опускалась ниже 40 градусов. Все работы на шпиле Петропавловского собора альпинисты выполняли ледяными ночами, чтобы не привлекать внимания немцев, и отдыхали прямо в промерзшем соборе, рядом с надгробиями императоров. Но не все Уличные памятники, скорее, защищали, а не скрывали.
Небольшие, как, например, коней Клодта, снимали и прятали под землю. Скульптурные группы с Аничкова моста закопали неподалеку, в саду Дворца пионеров, и сверху насыпали холмики земли — будто клумбы. Блокадной весной там сажали овощи, а после освобождения города по этим холмикам быстро определили, где зарыты кони.
А статуи Летнего сада «похоронили» неподалеку от пьедесталов. На фотографиях: Снятие коней с Аничкова моста.
Днем Нева также была прекрасным ориентиром, с ее всем известной излучиной в центре города. А водоканал как раз и находился внутри этой невской излучины.
И потому на карте видно, как часто в том районе падали снаряды. И дело не только в том, что они защищали собственные дома, но и в том, как они это делали: совместно с МПВО грамотно и расторопно. К примеру, 8 сентября, уже спустя два часа после бомбежки, было сообщено, что основные очаги возгораний были ликвидированы. Исследователь обращает внимание и на свидетельства очевидцев.
И это понятно — чуть что, снова надо было бежать в бомбоубежище.
В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней.
В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро.
По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена.
Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей.
Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность.
Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные.
При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем.
Умершего от голода ленинградца родственники везут хоронить на кладбище. Колонна танков старшего лейтенанта Ильи Строгонова проходит по улице Урицкого на фронт, октябрь 1942 год. В это время сильно урезали норму выдачи хлеба. Жители блокадного Ленинграда набирают воду из разбитого водопровода на обледенелой улице. В январе 1943-го советские войска пробили брешь в обороне немцев, частично деблокировав город.
872 героических дня в жизни ленинградцев
«18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. После 17 октября 1943 года бомбёжки Ленинграда прекратились, однако попытки вражеских самолётов прорваться к городу продолжались, поэтому светомаскировка ещё долго и. Во время бомбежек погибло лишь 3% населения, 97% умерших скончались от страшного голода. Немцы сбросили на Ленинград 107158 фугасных и зажигательных бомб, выпустили свыше 150000 тяжелых артиллерийских снарядов. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.
На заседании о признании блокады Ленинграда геноцидом назвали число бомбежек осажденного города
Чаковский, «Блокада» Поразило другое: здесь почему-то было гораздо темнее, чем на других улицах города. Чаковский, «Блокада» На производство маскировочных сетей к 1942 году переключился прядильно-ниточный комбинат имени Кирова сейчас входит в состав холдинга «Бронка Групп» — прим. Это предприятие было основано в 1833 году Людвигом Штиглицем как Невская бумагопрядильная мануфактура. Комбинат находился практически рядом с замаскированным Смольным — на улице Красного Текстильщика. В мирное время он выпускал пряжу и катушечные нитки там, между прочим, производились нитки для вязания популярной торговой марки «Ирис». К концу 1941 года 2 тысячи работников ушли на фронт, а оставшиеся, в основном женщины, переквалифицировались из крутильщиц и намотчиц в сетевязальщицы.
Было организовано два цеха: в одном из них выпускали рыболовецкие сети для тех артелей, которые ловили рыбу в Неве и акватории залива и спасали ленинградцев от голодной смерти. В другом для нужд армии и флота вязали сети маскировочные. Все работы велись вручную: здание комбината было обесточено и станки по производству основной продукции законсервированы. Работающие цеха обогревали и освещали, насколько хватало мощности, вмерзший в землю паровоз и стоящий рядом с предприятием во льду Невы корабль «Коралл». Осенью 1941 года его из гражданского судна переоборудовали в тральщик, а зиму он провел, спасая завод.
В пустых же цехах было темно, полы обледенели и к станкам невозможно было притронуться — настолько там было холодно. На место умерших и выбывших по другим причинам взрослых работниц приходили подростки тогда ими считались до 16 лет. На вязании сетей и нашивке на них аппликаций-маскировок работали в разное время от 30 до 40 совсем юных тружеников. Народная книга памяти», на комбинате в основном работали 15-летние девочки. Самой сотруднице в тот момент было чуть больше шестнадцати, и она пришла работать туда вместо заболевшей матери.
На иллюстрации: «Девочки плетут маскировочные сети». Рисунок Н. По официальным данным, за время работы цеха комбинат произвел 20 тысяч квадратных метров маскировочных сетей, которые использовались, по воспоминаниям работниц предприятия, для маскировки важных городских объектов — даже Смольного! Плетение маскировочных сетей и нашивание на них аппликаций были одними из работ, доступных потерявшим зрение, в том числе и вследствие ранений, горожанам и бойцам Ленинградского фронта. О том, как трудно было этим заниматься, косвенно говорит то, что к такой деятельности привлекали только наиболее окрепших людей.
К 1943 году потребность в маскировочных сетях снизилась, поэтому комбинат постепенно возвращался к мирной продукции и к 1945 году снова делал нитки и пряжу. В 1960 году ПНК им. Кирова был награжден орденом Трудового Красного знамени. Сейчас это крупнейшее предприятие по выпуску швейных, вязальных, вышивальных ниток не только в России, но и в Европе. Сегодня предприятие, к слову, тоже не потеряло навык работы в условиях мобилизации: в конце марта этого года, на одном из пиков пандемии коронавируса, ПНК им.
Кирова перешел на производство армированных ниток для медицинских масок. Всего до конца апреля 2020 г. ПНК им. Кирова входит в состав холдинга «Бронка Групп», инвестирующего в стратегические отрасли российской экономики. Маскировать надо было и вокзалы, и стадионы, и любые кварталы, имеющие какие-то особенности, которые могли навести противника на цель.
Поэтому на крышах заводов строили бутафорские кварталы из фанеры — практически в натуральную величину. Часть цехов и территорий и вовсе «переделывали» под сады и скверы. С помощью фанерных декораций маскировали и другие крупные городские объекты. В самом центре Ленинграда, между Звенигородской улицей, Подъездным переулком, Загородным проспектом и Обводным каналом был ипподром, характерный овал которого отлично прослеживался с высоты и являлся ориентиром для врага. Как писал главный архитектор Ленинграда Н.
Баранов в книге воспоминаний «Силуэты блокады», на территории ипподрома разобрали остатки трибун, частично поврежденные при бомбежке, и построили объёмные макеты, имитирующие интенсивную городскую застройку соседских кварталов. Среди этой архитектурной декорации от Загородного проспекта до Обводного канала проложили как будто бы улицу Дзержинского ныне Гороховую , а улицу Марата «продлили» от Звенигородской улицы до Витебской железной дороги почти так, как она пролегает сейчас. На фотографии: Неразорвавшаяся бомба в одном из зданий Ленинграда. Сложнее пришлось со знаменитой ТЭЦ на Фонтанке: четыре ее трубы, которые было никак не скрыть, пришлось разобрать. Рядом с особо ценными объектами, о которых точно было известно, что немцы знают о них и будут бомбить, возводили дублеры.
Так, по воспоминаниям очевидцев, замаскировали нефтебазу «Ручьи»: неподалеку построили фанерные здания и цистерны, в которые налили немного мазута. Настоящую базу укрыли полностью, а дублер — так, чтобы немецкие летчики не без усилий, но могли его обнаружить. В результате вражеская авиация неоднократно и очень достоверно, с дымом и огнем, стирала с лица земли ложную базу. После налета ее опять отстраивали, маскировали — и снова немцы бомбили не ту цель. С железными дорогами было сложно: ведь надо было спрятать куда-то километры рельсов, а с высоты их очень хорошо видно.
Чтобы не демаскировать пути, их закрашивали черной краской, а в некотором отдалении сооружали ложные поезда из фанеры. Маскировочную сеть и принцип дублеров использовали также в укрытии военных кораблей на Неве.
Запасы продовольствия были катастрофически ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стаи снижаться, отмечается в «ВЭ». Дети блокады 1942 год. Автор: Борис Уткин. Место съемки: г. Ленинград С 20 ноября в результате пятого снижения рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г, с 25 декабря в связи с подвозом по «Дороге жизни» нормы стали увеличиваться.
Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети.
В декабре интенсивность воздушных налетов заметно снизилась, а в январе-апреле 1942 года они даже прекратились, зато стали более мощными артиллерийские обстрелы. Позднее количество налетов продолжало неуклонно сокращаться, в значительной мере и благодаря более точной пристрелке зенитных орудий.
Их интенсивность особенно снизилась в июне-июле 1943 года — тогда было совершено девять налетов. Последний раз город бомбили 17 октября 1943 года, налеты полностью прекратились 14 мая 1944 года. В разрушенной квартире, Ленинград 1942 г. Определяя способы разрушения города и подавления воли его жителей, противник не хотел лишний раз рисковать самолетами, даже если ответный огонь советской артиллерии не причинял ему большого ущерба. С октября 1941 года авиация бомбила город, как правило, только ночью и на значительной высоте — 5-7 километров. В этом случае ей не могли помешать аэростаты, и можно было не опасаться света прожекторов.
Пытаясь выяснить, где находятся самолеты противника, зенитчики обязаны были в большей степени доверять своему слуху и стрелять туда, где, как им казалось, слышался звук приближающихся бомбардировщиков. Не дожидаясь ударов зениток, немецкие летчики, быстро «отбомбившись», возвращались назад. Начавшиеся пожары делали их цель лучше видимой. Зенитки к этому моменту умолкали, и налет вскоре возобновлялся, при этом точность бомбометания увеличивалась: самолеты в сумерки обнаружить было крайне трудно, а языки пламени освещали под ними целые кварталы. В дневные часы авиация чаще обстреливала Дорогу жизни и железнодорожные составы за городом — здесь рассчитывать на крупные пожары не приходилось. Бомбардировками Ленинграда германское командование преследовало цель держать город в напряжении.
После очередного артобстрела, 1942 г. Со временем стала заметной «бессистемность» авианалетов, в которых принимали участие от 15 до 25 самолетов. Четкая сосредоточенность на каком-либо отдельном военном или производственном объекте проявлялась не всегда: ни один мост не был разрушен, транспортные и хозяйственные коммуникации не были выведены из строя; удивительным считалось и то, что зданию Смольного удалось уцелеть. Ленинградское направление после сентября 1941 года не считалось противником значимым , и, возможно, ограниченность ударов авиации обусловливалась не только опасением чрезмерных потерь, но и тем, что самолеты требовались в первую очередь на главных, стратегически важных театрах военных действий. Не раз отмечались и слухи о листовках , сброшенных с самолетов. Наиболее часто их разбрасывали в сентябре 1941 года, когда прорвавшийся к городу противник лихорадочно и путем разных «проб» пытался определить, какое из средств воздействия на горожан будет самым эффективным.
На город, однако, сыпались не листовки, а бомбы. Жертвы были значительными: бомбежка 6 сентября 1941 года унесла жизни 304 человек, 3854 получили ранения. В ноябре от бомб погибли 1382 человека и были ранены 8301 человек. Существенное снижение числа пострадавших 139 погибших и 829 раненых в январе-октябре 1943 года определялось не только более четким соблюдением правил безопасности на улицах и более точной работой зениток, но и сокращением авианалетов на Ленинград — артиллерийские обстрелы оценивались противником как более дешевый, чем атаки авиации, способ разрушить город и запугать его население. В январе-марте 1942 года авианалеты не проводились, хотя обстрелы в это время усилились. Ленинградцы выходят из бомбоубежища после отбоя тревоги, 1942 г.
В сентябре-декабре 1941 года немецкие самолеты сбросили на Ленинград 70 тысяч зажигательных и 3,5 тысячи фугасных бомб. Вероятно, о точности подсчетов с должной уверенностью говорить нельзя, но это соотношение сохранилось даже в начале 1943 года — тогда было сброшено 1652 зажигательные авиационные бомбы ЗАБ и 91 осколочная фугасная бомба ФАБ. Зажигательные бомбы в значительной мере удавалось сбрасывать с крыш железными клещами, палками и иными подручными средствами, если там находились люди. Дежурство на крыше считалось тяжелым, не все могли его нести. Боялись поскользнуться и упасть с крыши, заболеть на продуваемых ледяным ветром высотах, не знали, какие бомбы посыплются под ноги, зажигательные или осколочные, дававшие мало шансов выжить на открытых пространствах. Во многих домах проживали люди обессиленные , шатающиеся, не отходившие от умиравших детей и родителей, лежачие — они, если даже и хотели, служить подмогой не могли.
Малочисленные отряды МПВО, группы самозащиты и пожарные команды в одиночку, без поддержки жильцов, мало что могли сделать — отсюда и большое количество пожаров, потушить которые не удавалось до полного разрушения здания. Наиболее смертоносными оказывались ФАБ. Первый раз их сбросили, как отмечали очевидцы блокады, 30 сентября 1941 года: «Летела, мяукая… Осколки от зениток стучат по крышам, как горох». В авианалетах с самого начала проявилось то, что ленинградцы называли «немецкой аккуратностью» или «немецкой пунктуальностью». Примеры их приводятся в дневниковой записи, сделанной 3. Янушевич 12 ноября 1941 года: «Одно время зарядили начинать налеты в 8 часов вечера и повторять их до 1 или 2-х часов ночи, а иногда и до трех.
В этот день 39 снарядов попали в жилые дома, из них: - Обводной канал 143, два снаряда попали в квартиры 5-го этажа; - ул. Фонтанки, д. Софийская, д.
Дерптский, д. Газа, д. Якобишвили, два снаряда в квартире 2-го этажа не разорвались; - ул.
В вышеперечисленных домах были полностью разрушены или повреждены квартиры мирных граждан, там же прямо в своих квартирах пострадали 23 человека из них 8 были убиты, шел 1943 год многие ленинградцы к этому времени были в эвакуации, а многие умерли от голода в страшную зиму 1941-42 года, от того такое незначительное количество жертв от данного артобстрела. Особое внимание противник уделял обстрелам промышленных предприятий города, кроме знаменитого Кировского завода постоянным обстрелам подвергались и другие предприятия, так из оперативной сводки от 17. Затем, похоже, что немцы скорректировали огонь свой артиллерии и уже начиная с 11.
На территорию завода «Красный Автоген» на ул. Калинина, д. Кирова упало 63 снаряда, в результате получили повреждения стены и внутренние перегородки двух цехов, возник пожар, пострадавших нет.
На территорию завода «Пионер» упало 19 снарядов, в результате был разбит склад с хлорной известью, о пострадавших не сообщалось.