Новости список литературы для егэ 2024 по литературе

В данной статье мы подобрали максимально подходящую литературу для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе в 2023/2024. Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024 скрывает в себе несколько не самых очевидных моментов, я помогу вам с ними. Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2024 году.

Опубликованы проекты тестовых заданий ЕГЭ 2024 года: кем заменят Пушкина и Гоголя

А это очень большой материал! Надо напомнить, что и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя изучают практически девять лет подряд. Каждый год в каждом классе обязательно есть что-то из Пушкина, из Лермонтова. Кроме того, в «обновленный» Стандарт полного среднего образования внесли обязательный список произведений, изучаемых в этот период, и этот список жестко определил, что дОлжно изучать а значит — и проверять в выпускных классах. При этом программа 10—11 классов дико перегружена. Причем Чехов — и рассказы, и драматургия.

Плюс еще бы хорошо добавить зарубежную литературу. Потом 11 класс, по программе это XX век. XX век ближе к нам, но на него совсем не остается времени. Бедные преподаватели не успевают дать целиком программу 10 класса. Если они знают, что будут два года работать со своим классом,Чехова часто переносят на 11 класс, хотя бы «Вишневый сад».

И я так делал, и мои коллеги тоже. Так же «сдвигают» «Мёртвые души» учителя 9 класса, если они знают, что большинство детей потом будут учиться у них в десятом. Видите, какой сдвиг происходит? А теперь представьте, что, помимо всего этого, еще надо повторить ключевые произведения, пройденные с 5 по 9 класс, а это тоже не маленькие тексты. Что школьник помнит о «Капитанской дочке», что он помнит о «Ревизоре», о «Тарасе Бульбе», «Песне о купце Калашникове»?

Если ребенок не интересуется классической литературой, это никак не актуализируется в его дальнейшей жизни, не обсуждается в его кругу, он не смотрит кино, не ходит на спектакли. В его повседневной культуре образы из «Капитанской дочки» тоже никак не фигурируют, они не актуализируются так, как актуализируются образы, скажем, из «Гарри Поттера». И поэтому, конечно, все забывается. Вы сами помните имя и фамилию «капитанской дочки»?

Но в таком случае про Булгакова с Солженицыным точно следует забыть. Альтернативный вариант - дополнительные занятия для нуждающихся не всегда возможно, в школах лютый дефицит словесников, особенно профессионалов.

Наконец, самый очевидный - доверить эту задачу репетиторам, что не всякий родитель может себе позволить из-за дороговизны, а это только укрепляет неравенство и, кроме того, вымывает учителей из школы: все большее число их предпочитает уйти на вольные хлеба в репетиторство, чем играть по нынешним правилам. Я - категорически противник нынешнего формата ЕГЭ и стоящей за ним концепции предмета литературы как предмета, не предполагающего чтение художественных произведений - только их «изучение», «прохождение» ну-ка, «пройдите» за 6 часов «Тихий Дон» или за 1 час - «Мы» Замятина!

Учителя оплакивают «солнце русской поэзии» и собираются жаловаться на самый верх. Большинство видят происки Запада — а кто еще мог покуситься на самое святое? Русская классика была востребована в прошлом. Но теперь она ничто, и даже вредна, так как потворствует либеральным идеям, которые чужды нашим традициям. Вспомните того же Чацкого, вернувшегося из-за границы и тут же начавшего учить всех жить, а ведь он выставляется как положительный персонаж», — высказывают и такое мнение в Сети. Кому помешал предмет, сеявший «разумное, доброе, вечное»? Или кто-то посчитал, что слишком много стобалльников, и поэтому задачу им требуется усложнить?

Два года назад моя дочь заработала 100 баллов по литературе, и могу сказать точно, что это и прежде было совсем непросто. Пять сочинений на разные темы по определенному алгоритму и структуре — это не угадать «цвет глаз лошади Вронского», как меня убеждал как-то один наш известный депутат. Для того чтобы сдать очень хорошо ту же литературу, следует не просто успеть все написать, переключаясь с одной темы на другую, но четко и стройно изложить свои мысли, аргументировать их, чтобы следствие вытекало из причины, а не наоборот.

Как и книга, ваш дневник может быть бумажным вести записи можно в обычной тетрадке или цифровым можно записывать все важное в текстовом редакторе. На этапе чтения подготовка заключается в сохранении на будущее таких важных моментов, как: название произведения; автор можно также выписать важные моменты биографии ; история создания произведения; содержание краткий пересказ с сохранением самого основного ; характеристики главных героев; цитаты, которые могут пригодиться при написании сочинения; ваше отношение к позиции автора и личное мнение относительно актуальности проблемы.

Что не надо делать Помимо того, что можно и нужно делать на этапе подготовки к ЕГЭ, выпускники часто тратят много времени на совершенно ненужные действия, которые в итоге не помогают повысить результат, а только отбирают драгоценное время. Заучивание текстов произведений читательский дневник значительно эффективнее. Трата времени на работу со сложными текстами раздела С и вообще позициями из дополнительного раздела , если вы не идеально владеете материалом из основной колонки.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024

Инфоурок › Литература ›Другие методич. материалы›Список литературы для итогового сочинения 2023-2024 по разделам. образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по литературе включен Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2024 года по литературе. Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2023 2024 учебном году рекомендованной подготовки к истории 2022 Обновленный список года Литрекон на лето 3 класс переходим 4 ОГЭ сдачи ФИПИ обществознанию хронологическом порядке www 2021 Литература Кодификатор. Кодификатор по литературе — это перечень всего, что может встретиться в экзамене: он начинается с перечня необходимых терминов, а далее идут все произведения русской литературы в хронологическом порядке, начиная от «Слова о полку Игореве». Рособрнадзор объяснил изменение ЕГЭ по литературе (сдается выпускниками по окончании 11-го класса) обновлением образовательных стандартов.

Демоверсия ЕГЭ 2024 по литературе

Список произведений для ЕГЭ по литературе 2024 года был недавно утвержден и содержит следующие произведения. Рособрнадзор объяснил изменение ЕГЭ по литературе (сдается выпускниками по окончании 11-го класса) обновлением образовательных стандартов. Из заданий ЕГЭ по литературе 2024 года были исключены русские классики, такие как Пушкин, Лермонтов, Фонвизин, Грибоедов. Следующей (основной) составляющей кодификатора ЕГЭ по литературе за 2022 год является непосредственно список произведений, которые должны быть прочитаны и проанализированы выпускником.

Книги для ЕГЭ 2024 по литературе

Учитель может, конечно, часть времени на уроках тратить на повторение программы 5-9 класса которую изучали 5 лет - и которая к 10 классу напрочь вымывается из головы! Но в таком случае про Булгакова с Солженицыным точно следует забыть. Альтернативный вариант - дополнительные занятия для нуждающихся не всегда возможно, в школах лютый дефицит словесников, особенно профессионалов. Наконец, самый очевидный - доверить эту задачу репетиторам, что не всякий родитель может себе позволить из-за дороговизны, а это только укрепляет неравенство и, кроме того, вымывает учителей из школы: все большее число их предпочитает уйти на вольные хлеба в репетиторство, чем играть по нынешним правилам.

Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов ; А. Одно произведение по выбору экзаменуемого ; А. Рассказ «Матренин двор»; А. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В. Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н.

Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Розов, М. Рощин произведение одного автора по выбору Еще многие просят названия произведений второй половины XX века, тех авторов, что просто перечислены. Составил для вас список: Проза второй половины XX века: Ф. Абрамов "Деревянные кони" , Ч. Айтматов "Плаха" , В. Астафьев "Царь-рыба" , В. Быков "Сотников", "Обелиск" , В. Гроссман "Жизнь и судьба" , С. Довлатов "Заповедник", "Компромисс" , В. Кондратьев "Сашка" , В. Некрасов "В окопах Сталинграда" , Е. Носов Рассказы, 1959 , В. Распутин "Прощание с Матерой" , В. Тендряков "Расплата" , Ю. Трифонов "Дом на набережной" , В. Ахмадулина "Осень", "Ночь", "Мы расстаемся" , И. Бродский "Не выходи из комнаты", "Элегия", "Стансы" , А. Высоцкий "Песня о друге", "Я не люблю", "Грусть моя, тоска моя" , Е. Евтушенко "Мой пёс", "Женщинам", "Цензура равнодушием" , Н. Заболоцкий "Не позволяй душе лениться", "В новогоднюю ночь", "Старая актриса" , Ю. Кузнецов "Цветы", "Стихия", "Русский лубок" , Б. Окуджава "Грузинская песня", "У поэта соперников нету" , Н. Рубцов "Поэт", "Березы", "В горнице" , Б. Слуцкий "Голос друга", "Сон", "Совесть" , В.

В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана» А. Поэма «Медный всадник». Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» «Отделкой золотой блистает мой кинжал…» , «Три пальмы», «Молитва» «В минуту жизни трудную…» , «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» «В полдневный жар в долине Дагестана…» , «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода…» , «О Муза! Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь». Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать» В. Маяковский: «А вы могли бы? Поэма «Облако в штанах» С. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» М. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница.

ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене

Говорят, что Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети сдают до 9-го класса, а в старшей школе они уже пройдены — это странно. Возможно, интерес к литературе проснулся в старшей школе, и ученик начинает подготовку к экзамену, извините, с Гончарова?! Да, там, безусловно, остались аллюзии, отсылки к Пушкину. Сравните с этим, сравните с тем. Но это вообще не то, это совершенно иные задания, которые не конкретизируют данного автора, и они не записаны в Кодификаторе. Вот в чем вся проблема. То есть ребенок, который решил сам готовиться без репетитора, залезает в Кодификатор, видит все эти фамилии и понимает, что 11 произведений он осилит, а Пушкина с Гоголем он вообще не берет в расчет. Он, например, тогда сдавал математику, а потом решил сдавать литературу» Анна Дмитриева, учитель московской школы Как изменится обучение и сама подготовка к экзамену?

Произведения золотого века под золотым веком русской литературы подразумевают XIX век. Однако, по словам эксперта, об изменениях в преподавании сейчас судить рано — необходимо, чтобы учителя и репетиторы сперва пришли в себя и пересмотрели прежние методики. При качественной подготовке тяжело пропустить какой-то этап, потому что теряется линия развития и, соответственно, логика становления литературы такой, какой мы ее знаем. Именно по этой причине литературу зачастую преподают, идя по хронологии. С другой же стороны, всё, что в Кодификаторе было представлено до Островского, резко потеряло практическую значимость, потому что о Пушкине могут теперь спросить разве что в одном задании большом сочинении , и то, если повезет, а также ученик может использовать его произведения в задании на сопоставление и тоже если повезет. Те же, кто привык именно к традиционному в каком-то смысле академичному подходу, вряд ли что-то будут менять в своих программах. А кто же из них окажется прав, покажут результаты следующего лета и отзывы вузов через пару лет, — резюмирует эксперт.

Александр Соколенко предполагает, что экзамен может стать проще, потому что ученикам нужно детально помнить меньше произведений. Необязательными становятся и большие произведения первой половины золотого века, например, «Мертвые души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова или «Евгений Онегин» Пушкина. То есть нужно наизусть знать все детали, которые вы привлекаете в аргументации. Вот в этом плане экзамен может стать попроще. Другая проблема с более новыми произведениями в том, что они изучены не так подробно, как те, которые убрали из основного списка. Однако, по мнению Александра, это тоже нестрашно. То есть, например, в критериях нет правильных или неправильных аргументов.

Эксперты по проверке ЕГЭ рассматривают привлечение деталей образов, характеров в аргументации. А что касается того, как готовиться, я думаю, что существенно не поменяется.

Гумилёв, Н. Клюев, В. Хлебников, В. Ходасевич Из литературы первой половины XX века И. Бунин стихотворения: «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья... Ахматова поэма «Реквием» стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Сероглазый король», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Всё расхищено, предано, продано…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был.

Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...

Достать чернил и плакать!.. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?

Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы... Шолохов роман-эпопея «Тихий дон», рассказ «Судьба человека» М. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» допускается выбор А. Абрамов, Ч.

Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В. Быков, В.

Гроссман, С. Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В.

Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин произведения не менее трех авторов по выбору Поэзия второй половины XX века: Б. Ахмадулина, И.

Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е.

Он, например, тогда сдавал математику, а потом решил сдавать литературу» Анна Дмитриева, учитель московской школы Как изменится обучение и сама подготовка к экзамену?

Произведения золотого века под золотым веком русской литературы подразумевают XIX век. Однако, по словам эксперта, об изменениях в преподавании сейчас судить рано — необходимо, чтобы учителя и репетиторы сперва пришли в себя и пересмотрели прежние методики. При качественной подготовке тяжело пропустить какой-то этап, потому что теряется линия развития и, соответственно, логика становления литературы такой, какой мы ее знаем. Именно по этой причине литературу зачастую преподают, идя по хронологии.

С другой же стороны, всё, что в Кодификаторе было представлено до Островского, резко потеряло практическую значимость, потому что о Пушкине могут теперь спросить разве что в одном задании большом сочинении , и то, если повезет, а также ученик может использовать его произведения в задании на сопоставление и тоже если повезет. Те же, кто привык именно к традиционному в каком-то смысле академичному подходу, вряд ли что-то будут менять в своих программах. А кто же из них окажется прав, покажут результаты следующего лета и отзывы вузов через пару лет, — резюмирует эксперт. Александр Соколенко предполагает, что экзамен может стать проще, потому что ученикам нужно детально помнить меньше произведений.

Необязательными становятся и большие произведения первой половины золотого века, например, «Мертвые души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова или «Евгений Онегин» Пушкина. То есть нужно наизусть знать все детали, которые вы привлекаете в аргументации. Вот в этом плане экзамен может стать попроще. Другая проблема с более новыми произведениями в том, что они изучены не так подробно, как те, которые убрали из основного списка.

Однако, по мнению Александра, это тоже нестрашно. То есть, например, в критериях нет правильных или неправильных аргументов. Эксперты по проверке ЕГЭ рассматривают привлечение деталей образов, характеров в аргументации. А что касается того, как готовиться, я думаю, что существенно не поменяется.

Кроме того, наверняка учителя и репетиторы могут из этого обширного списка литературы выбрать то, что им кажется выгоднее в плане наличия определенных тем и мотивов, — утверждает Александр. Анна Дмитриева считает, что без классики, например без «Евгения Онегина» или «Капитанской дочки» Пушкина, сдать экзамен будет невозможно — ученикам проще использовать произведения для аргументации. А если ты не читал «Капитанскую дочку» — однозначно провалишься. В произведениях серебряного века нужно знать литературный стиль, литературное направление.

То есть если есть тема родины, то вы можете писать по Маяковскому, вы можете писать по Пушкину. Вы можете тему поэта раскрывать на творчестве Лермонтова или на творчестве Маяковского. Но писать по золотому веку проще, потому что он более просчитан и рассмотрен.

Пушкина и Гоголя не будет в ЕГЭ-2024? Комментирует преподаватель литературы Михаил Павловец

Узнайте, какие произведения попали в список литературы ФИПИ для сдачи ЕГЭ по литературе в 2023 году и будут ли изменения в структуре экзамена. Подготовка к сочинению по литературе ЕГЭ. Если вы планируете сдавать ЕГЭ по литературе в 2024 году, предлагаем досконально ознакомиться со спецификой экзамена и внимательно изучить список рекомендуемой литературы, составленный экспертами ФИПИ.

Список литературы ЕГЭ

Перечень достаточно длинный, поэтому приводим его в двух файлах формата jpeg. Работая с каждым пунктом перечня для подготовки, педагоги рекомендуют вести читательский дневник. Как и книга, ваш дневник может быть бумажным вести записи можно в обычной тетрадке или цифровым можно записывать все важное в текстовом редакторе. На этапе чтения подготовка заключается в сохранении на будущее таких важных моментов, как: название произведения; автор можно также выписать важные моменты биографии ; история создания произведения; содержание краткий пересказ с сохранением самого основного ; характеристики главных героев; цитаты, которые могут пригодиться при написании сочинения; ваше отношение к позиции автора и личное мнение относительно актуальности проблемы.

Что не надо делать Помимо того, что можно и нужно делать на этапе подготовки к ЕГЭ, выпускники часто тратят много времени на совершенно ненужные действия, которые в итоге не помогают повысить результат, а только отбирают драгоценное время.

Учитель может, конечно, часть времени на уроках тратить на повторение программы 5-9 класса которую изучали 5 лет - и которая к 10 классу напрочь вымывается из головы! Но в таком случае про Булгакова с Солженицыным точно следует забыть. Альтернативный вариант - дополнительные занятия для нуждающихся не всегда возможно, в школах лютый дефицит словесников, особенно профессионалов. Наконец, самый очевидный - доверить эту задачу репетиторам, что не всякий родитель может себе позволить из-за дороговизны, а это только укрепляет неравенство и, кроме того, вымывает учителей из школы: все большее число их предпочитает уйти на вольные хлеба в репетиторство, чем играть по нынешним правилам.

Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты. Эксперт надеется, что большинство преподавателей литературы проявят здравомыслие, когда будут составлять программу обучения. Поэтому изучение Пушкина в 5—9-м классе не равно его изучению в 10—11-м. Как минимум с возрастом появляется возможность осветить больший круг тем. Каждому знакомо чувство, которое возникает при перечитывании классики уже после школы. В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель. А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса. Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков. Что-что, а Пушкина ни Пелевин, ни Прилепин не заменят, да и сами они вряд ли хотели бы для себя такой незавидной судьбы и вряд ли имеют такие амбиции. А вот что касается представления относительно современной литературы, то здесь есть о чем подумать. Вряд ли это было бы плохим нововведением, но при условии что нам не придется отказаться от чего-то более раннего. И, конечно, это требует предварительной очень тщательной подготовки на всех уровнях: от учебников до педагогов. Александр Соколенко, напротив, считает, что добавление новых авторов дает ученикам больший выбор из произведений. А какое именно произведение и какого автора вы рассматриваете, вы можете выбрать сами. В кодификаторе лишь дается перечень классических произведений, которые можно привлекать.

Лирический герой. Пафос героический, трагический, комический. Трагическое и комическое. Стих и проза. Системы стихосложения тоническая, силлабичекая, силлабо-тоническая. Стихотворная строка. Стихотворный метр. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Акцентный стих. Белый стих. Содержание и форма. Сюжет и фабула.

Список литературы ЕГЭ

Зарубежная поэзия в пробной версии экзамена появилась еще в прошлом году: тогда школьники должны были провести литературный анализ стихотворения Райнера Марии Рильке. Особых сложностей эта задача у выпускников не вызвала, замечает Шипилова. Школьнику все равно, кто написал текст, который лежит у него прямо перед глазами», — говорит эксперт. По словам преподавателя, стихотворения зарубежных авторов могут попасться ученикам только в заданиях с развернутым ответом, где обсуждаемые тексты приведены целиком. Одна из четырех тем большого сочинения, которые ученику предлагают на выбор, может быть посвящена европейской прозе, однако у школьника всегда есть еще три альтернативные темы. Подготовил Егор Спесивцев.

Стихотворный метр. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Акцентный стих. Белый стих. Содержание и форма. Сюжет и фабула. Композиция кольцевая, рамочная. Сцена, эпизод. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Функционально-смысловые типы речи повествование, описание, рассуждение Художественная литература и устное народное творчество.

Жанры фольклора Художественный вымысел. Автор, повествователь, рассказчик.

Роман "Обломов" И. Роман "Отцы и дети" Ф. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium! И тем она верней... Стихотворения: «Заря прощается с землею... Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» и др.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" Н. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей... Роман-хроника "История одного города" избранные главы Ф. Достоевский роман "Преступление и наказание" Н. Роман "Что делать? Роман-эпопея "Война и мир" Н. Пьеса "Вишнёвый сад" А. Из литературы первой половины XX века А. Рассказы и повести: "Гранатовый браслет", "Олеся", "Куст сирени", "Поединок" и др.

Рассказы и повести: "Кусака", "Рассказ о семи повешенных", "Ангелочек" и др. Пьеса "На дне" М. Рассказы, повести, романы: "Старуха Изергиль", "Макар Чудра" и др. Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник" и др. Поэзия Серебряного века: И. Анненский, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, М.

Волошин, Н. Гумилёв, И. Северянин, В. Соловьев, Ф. Сологуб, В. Хлебников и др. Поэма "Двенадцать" А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...

Поэма "Облако в штанах" В. Стихотворения: «А вы могли бы? Поэма "Чёрный человек" С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи... Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница.

Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и др. Поэма "Реквием" А. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...

Если вы повторно проверяете знания с 5 по 9 класс, учителя, помимо основного курса, который они должны за два года «поднять», должны еще так или иначе повторить целых пять лет с 5 по 9 класс. А это очень большой материал! Надо напомнить, что и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя изучают практически девять лет подряд. Каждый год в каждом классе обязательно есть что-то из Пушкина, из Лермонтова. Кроме того, в «обновленный» Стандарт полного среднего образования внесли обязательный список произведений, изучаемых в этот период, и этот список жестко определил, что дОлжно изучать а значит — и проверять в выпускных классах.

При этом программа 10—11 классов дико перегружена. Причем Чехов — и рассказы, и драматургия. Плюс еще бы хорошо добавить зарубежную литературу. Потом 11 класс, по программе это XX век. XX век ближе к нам, но на него совсем не остается времени. Бедные преподаватели не успевают дать целиком программу 10 класса. Если они знают, что будут два года работать со своим классом,Чехова часто переносят на 11 класс, хотя бы «Вишневый сад». И я так делал, и мои коллеги тоже. Так же «сдвигают» «Мёртвые души» учителя 9 класса, если они знают, что большинство детей потом будут учиться у них в десятом.

Видите, какой сдвиг происходит? А теперь представьте, что, помимо всего этого, еще надо повторить ключевые произведения, пройденные с 5 по 9 класс, а это тоже не маленькие тексты. Что школьник помнит о «Капитанской дочке», что он помнит о «Ревизоре», о «Тарасе Бульбе», «Песне о купце Калашникове»? Если ребенок не интересуется классической литературой, это никак не актуализируется в его дальнейшей жизни, не обсуждается в его кругу, он не смотрит кино, не ходит на спектакли. В его повседневной культуре образы из «Капитанской дочки» тоже никак не фигурируют, они не актуализируются так, как актуализируются образы, скажем, из «Гарри Поттера». И поэтому, конечно, все забывается.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий