Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь. При этом самих бобров есть было нельзя, так как их плоть считалась мясом животного происхождения.
Секс и алкоголь во время Великого Поста 2023: священник назвал главный грех для верующих
Читайте также: Как поститься 6 января тем, кто желает в Рождественскую ночь Причаститься — Все про Сочельник Блюда без масла: блиц-рецепты «Вареная пища без масла» — это значит можно не только сварить кашу, суп или запечь картофель в фольге, но и потушить овощи в т. Можно отварить макароны или фунчозу и подать с томатным соусом, с которым, к слову, хороша и отварная красная фасоль. А запеченный баклажан советуем отведать с отварным бурым рисом и соевым соусом. Пареная репа — звучит дешево, но это «песня» для пп-шниц — отличная замена картошечке, особенно с сушеным лучком или др. А салатик из цветной капусты или др овощей можно сдобрить майонезом из … авокадо…без масла. Рецепт соуса из авокадо без масла. Основа: спелый авокадо — 1 шт, соевое молоко — 150 мл, лимонный концентрированный сок — 50 мл, соль и совсем чуть сахар. Остальное чеснок, перец - на ваше усмотрение. Все в блендер. Но главная палочка-выручалочка всех постящихся в дни строгого поста — это «овощи-гриль». Быстро, вкусно, постно.
Подходят грибы, кабачки, баклажаны, помидоры, свекла, морковь, тыква, репа, перец фаршированный рисом, спаржа, лук, фенхель, цветная капуста и брокколи. Сочные стейки лосося или филе скумбрии — в рыбный день. А картофель фри, без грамма жира приготовленный в Аэрогриле, весело расходится не только в пост. Продукты помещаются на специальную съемную решетку, а во время приготовления лишний жир и другая жидкость скапливается на дне чаши объемом 3,2 л. Можно приготовить с хрустящей корочкой мясо, рыбу, картофель, запечь фаршированные овощи. Отменной получится выпечка. Стоимость - менее 4-х тысяч рублей.
Установлен Великий пост был в первые века христианства в память о том, как Иисус 40 дней голодал в пустыне перед выходом на проповедь. Даты начала и окончания поста каждый год разные, поскольку они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста — 48 дней, начинается он по окончании Масленицы за семь недель до Пасхи. В 2023 году пост продлится с 27 февраля по 15 апреля включительно. Вступить в Великий пост Церковь призывает без каких-либо обид и злости, для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Принято делать это в заключительный день масленичной недели — Прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье 2023: что означает, зачем просить прощения Первые шесть недель Великого поста называются Четыредесятницей в память о Христе, голодавшем в пустыне , а последняя — Страстной неделей, или седмицей. Она же посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. В целом период Великого поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха.
По его словам, послабления в правилах рекомендованы детям до 14 лет, беременным женщинам, болеющим, представителям тяжелых физических профессий, а также тем, кто планирует поститься впервые. Церковный Устав о принципах питания в пост наиболее строгие ограничения — в Первую и Страстную седмицу; употреблять в пищу мясо и птицу запрещено; в будние дни разрешен один прием пищи, а в выходные — два; понедельник, среда и пятница — разрешается холодная пища без масла; вторник и четверг — разрешена горячая пища без масла; можно разбавлять рацион небольшим количеством растительного масла и вина по выходным; в последний день перед Пасхой не едят. Как видим, даже устав допускает частичные послабления для мирян в виде бокала вина по выходным. Винная оговорка Если углубиться в историю, то можно легко обнаружить факт — ритуал принятия вина в церковные праздники и посты, пришедший в нашу культуру из Сирии и Византии, допускает употребление разбавленного алкоголя. Однако россияне не придерживаются этого правила кстати, современные диетологи настоятельно рекомендуют разбавление сладких вин простой водой для снижения колоража. По этой причине священнослужители и запрещают вино в пост. Разрешение получить, конечно, можно, но при условии употребления вина по всем историческим правилам, то есть в разбавленном виде.
Меню на каждый день на Великий пост Можно ли в пост рыбу? В этом году Великий пост выпадает на период с 18 марта по 4 мая. В это время принято ограничивать себя в пище и веселье. Что можно, а чего нельзя — в нашем материале. Суть Великого поста Считается, что Великий пост установлен в память о подвиге Христа, который после своего Крещения находился в пустыне 40 дней без еды и воды. Есть и вторая версия возникновения Великого поста. На заре христианства перед крещением люди должны были усиленно молиться и поститься. Крестины проводили всего несколько раз в год по большим праздникам.
Чем заменить запрещенные во время поста продукты
В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Список того, что нельзя есть во время Великого поста, состоит из шести продуктов. К продуктам, запрещенным в пост, также относят рыбу и икру, но это ограничение отменяется во время нестрогих постных дней, в некоторые православные праздники. Чем заменить запрещенные продукты во время поста.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Так, запрещено есть и пить продукты животного происхождения, кроме рыбы и молочных продуктов. Нельзя в Великий пост, как и любой другой период и день злиться, ссориться, ругаться, раздражаться, обижать родных и близких, унывать, сплетничать, таить обиды и зависть. Разрешенные и запрещенные продукты в Великий пост, правила питания по дням. Во все дни Рождественского поста по средам и пятницам предписано сухоядение — употребление в пищу продуктов, которые не подвергались термической обработке.
Можно ли есть рыбу в Великий пост-2023
Рыбаками были апостолы и многие из их учеников. Там, где зародилась наша религия, рыба была сравнительно недорогим продуктом повседневного употребления. Тогда как получение молочных продуктов и яиц требовало долгого труда: нужно было вырастить скот или птицу, получить молоко или яйца, что-то из них приготовить — а затем позаботиться о том, чтобы приготовленное не пропало в жарком южном климате. Поэтому сыр, кисломолочное и даже яйца стоили дороже, чем рыба, которую достаточно было просто засыпать солью и высушить на солнце. Но при чем здесь пост? При том, что в постные дни на пищу тратилось меньше средств, чем в непостные — а разницу древние христиане жертвовали на нужды общины или раздавали нищим, в денежном или продуктовом выражении. В усилении доброго делания и заключался для них главный смысл поста — а рацион питания был вторичен. Он, этот смысл, и сегодня ровно тот же самый — однако напоминания о том, что пост неравноценен голоданию, зачастую ушей постящихся не достигают.
В наше время при наличии средств можно накрыть просто роскошный «постный» стол: экзотические грибы, королевские креветки, кальмары, крабы, устрицы...
Если же человек будет употреблять в пищу кровь животного, он приобретет лик того животного, чью кровь съел. К нечистому мясу относят: дохлых животных без выпущенной крови , раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц. Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода. Почему нельзя есть крольчатину, конину, зайчатину? Этот запрет связан с тем, что в пищу допустимо применять только пищу тех животных, которые имеют раздвоенное копыто, или жуют жвачку. К этим животным относят: коз, коров, овец, и тех, что по современным меркам классифицируются как парнокопытные.
Зайцев есть также нельзя, потому что это животное хоть и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт.
Это во-первых. А во-вторых, важна сбалансированность питания. То есть в Великий пост налегать на хлеб, булки и выпечку, пусть и постную, не стоит? Ольга Касымова: Легкие углеводы лучше ограничить. В черный список стоит включить и газированные напитки, сахар - чтобы не создавать излишнюю стрессовую нагрузку на поджелудочную железу. Крупы, овощи - сырые и тушеные, паровые, бобовые, свежие фрукты - вот основной рацион, а разнообразить меню можно уже орехами, морепродуктами, грибами. Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма. Ольга Касымова: Конечно.
Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает. И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим. Есть по часам? Во сколько? Ольга Касымова: Небольшими порциями, каждые два-три часа небольшими порциями - чтобы не создавать нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Священники, давая рекомендации к Великому посту, советуют выходит из чатов и соцсетей, в которых, как мы знаем, часто кипят нешуточные страсти.
А что на это скажет доктор? Ольга Касымова: Полностью с этим согласна. Говоря про здоровье в Великий пост, почему-то забывают упомянуть, как важно соблюдать режим вообще, и режим сна и бодрствования в частности. Сон в дни Великого поста должен быть полноценным. Мой совет - если вы устали, чувствуете, что ваши силы истощены, найдите возможность, отдохните в течение дня, хоть чуть-чуть. И вы увидите, что сил прибавилось, дела пошли веселей. При этом мы, врачи, не советуем отказываться и от ежедневных физических нагрузок. Не надо их чрезмерно увеличивать, но те упражнения, та физзарядка, которую вы делали и до Великого поста, она должна быть сохранена. Подводя итог скажу: соблюдая пост, надо вводить ограничения постепенно.
Зайцев есть также нельзя, потому что это животное хоть и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт. Запрет на употребление крольчатины и зайчатины связан еще и с тем, что убивают этих животных ударом по затылку, а значит, кровь остается в животном, а православным есть мясо с кровью нельзя. Запрет на употребление крабов, раков, рыбы без чешуи Что касается крабов, раков, а также рыбы без чешуи, запрет на их употребление связан с тем, что эти существа в основном питаются падалью со дна рак и краб ест останки животных, а такие рыбы без чешуи, как угорь, сом, также не брезгуют падалью , а значит, являются нечистыми. Кроме того, такой запрет связан с тем, что в рыбу без чешуи гораздо проще забраться различным паразитам, а значит, человек съев такую рыбу, может заразиться опасным заболеванием или глистами. Считается также, что в рыбе без чешуи есть определенное количество крови, которую выпустить нельзя. Можно ли православным есть свинину?
Относительно свинины, здесь также не все так просто.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Перед тем как отправится за покупками, с собой возьмите список постных продуктов: - крупа овсяная, гречневая, рисовая, булгур, перловая, кукурузная, пшеничная, ячневая ; - овощи свекла, шпинат, картофель, спаржа, морковь, перец, капуста, чеснок, лук ; - грибы белые, шампиньоны, опята, вешенки, лисички , можно употреблять в любом виде - и в свежем, и в сушеном, и в замороженном. Вот такие можно употреблять постные продукты. Перечень довольно широк. Советуем придерживаться его во время поста. Соевые постные продукты В магазинах еще продаются готовые мясные и молочные изделия, которые изготовлены из сои. Они обогащены витаминами, Омега-3 кислотами, микроэлементами, изофлавонами. Эти постные продукты имеют множество достоинств: 1. Их не надо в холодильнике хранить.
Они быстро готовятся. Сою можно отнести к полноценному источнику белка. Снижают риск возникновения опухолей молочных желез и сердечно-сосудистых заболеваний. Регулируют холестерин в крови.
Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания. Во второй-шестой неделе блюда из постных продуктов по дням могут выглядеть так: Понедельник — гречневая каша на воде, на обед приготовить капустный суп и картофельные котлеты, на десерт съесть фрукты, а на ужин выпить чаю без сахара.
Вторник — утром можно съесть вкусную овсяную кашу, на обед — вермишелевый суп, салат из овощей, перловую кашу с грибами. От ужина лучше воздержаться. Среда — начать день можно с рисовой каши, а на обед съесть грибы и салат из капусты. Ужин лучше пропустить. Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления. Пятница — попробуйте ячневую кашу, сварите гороховый суп, а также сделайте фруктовый салат, на ужин можно полакомиться гречкой под грибной подливкой.
Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью. Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать. Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения. А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба.
Можно без проблем употреблять макароны, разные крупы, овощи и фрукты, сухофрукты и зелень, домашние приготовления и овощную консервацию. Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи. В 2023 году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля. Пасха 2023 года у католиков приходится на 9 апреля.
Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю и может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта.
Вторник Завтрак: рисовая каша с ягодами, хлебцы. Напиток — чай. Обед: свежие щи с капустой, луком, морковью и картофелем, соленые огурцы, хлебцы. Напиток — томатный сок.
Ужин: запеченные яблоки с брусникой, сухарики, Напиток — чай с медом. Среда Завтрак: бутерброды с креветками, огурцами и дольками лимона. Напиток — кофе без молока. Обед: салат из помидоров, огурцов, зелени, зеленого лука, приправленный соком лимона и горчицей, черный хлеб. Напиток — морс из ягод. Ужин: молоко из тыквенных семечек, орехи, хлебцы.
Напиток — чай с медом. Четверг Завтрак: картофельные фрикадельки, жареный сыр тофу. Обед: вареники с грибами и соевой сметаной, черный хлеб. Напиток — морковный сок. Ужин: ленивые голубцы, сухарики. Напиток — чай с лимоном.
Пятница Завтрак: тосты с бананами и медом. Напиток — кофе с соевым молоком. Обед: гречка, запаренная с вечера кипятком, с добавлением пюре из авокадо и кусочков лимона. Ужин: салат из груши, руколы и орехов, заправленный клюквенным соком, сухарики.
У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями.
Что нельзя есть в пост
В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. Конкретные списки продуктов, которые разрешено или запрещено есть во время поста, зависят от дня недели. Мы подскажем, когда в Великий пост в 2024 году можно употреблять рыбу, но сначала уточним про семь седмиц. Конкретные списки продуктов, которые разрешено или запрещено есть во время поста, зависят от дня недели. В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости.
Что можно и нельзя есть в течение Страстной недели?
Маркиш заявил, что взрослым тоже не нужно морить себя голодом во время воздержания. Он рассказал, как быть, если хочется его нарушить и съесть какое-то лакомство. Хочется пирожное — съешьте яблоко, салат, сварите картошку», — объяснил священник. Он заключил, что голод могут испытывать только те, кто к этому подготовлен.
На прилавках супермаркетов, рынков можно найти большой ассортимент таких товаров. Перед тем как отправится за покупками, с собой возьмите список постных продуктов: - крупа овсяная, гречневая, рисовая, булгур, перловая, кукурузная, пшеничная, ячневая ; - овощи свекла, шпинат, картофель, спаржа, морковь, перец, капуста, чеснок, лук ; - грибы белые, шампиньоны, опята, вешенки, лисички , можно употреблять в любом виде - и в свежем, и в сушеном, и в замороженном.
Вот такие можно употреблять постные продукты. Перечень довольно широк. Советуем придерживаться его во время поста. Соевые постные продукты В магазинах еще продаются готовые мясные и молочные изделия, которые изготовлены из сои. Они обогащены витаминами, Омега-3 кислотами, микроэлементами, изофлавонами.
Эти постные продукты имеют множество достоинств: 1. Их не надо в холодильнике хранить. Они быстро готовятся. Сою можно отнести к полноценному источнику белка. Снижают риск возникновения опухолей молочных желез и сердечно-сосудистых заболеваний.
Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней. Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой. С какими проблемами могут столкнуться постящиеся? Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения.
Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться. Из рациона убирают продукты с животными белками и жирами, но вводят больше продуктов, богатых быстрыми углеводами. Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз. Главной причиной, вызывающей тяжелое состояние - срыв после нескольких дней воздержания, потому что едят в Великий пост в основном растительные продукты. Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового. Жирная пища способствует тому, что отток панкреатических ферментов из поджелудочной железы блокируется. Иными словами, эти ферменты начинают самопереваривать поджелудочную железу. Также наиболее часто с проблемами во время соблюдения поста сталкиваются люди, страдающие диабетом. У них развивается гипогликемия: недостаток углеводов приводит к снижению до критических показателей уровня глюкозы, а нехватка глюкозы вызывает голодание мозга, в запущенных случаях — гипогликемическую кому.
Как питаться после окончания поста Религиозная традиция предписывает больше месяца придерживаться строго Великого поста, а потом в первый день празднования Пасхи верующие разговляются и устраивают пышные застолья. Но такой резкий переход от легкого растительного питания к жирным мясным блюдам и сдобной выпечке наносит значительный вред здоровью. Чтобы праздник Пасха был светлым и радостным, медики рекомендуют с осторожностью подходить к пасхальному застолью. Не стоит забывать, что переедание наносит вред ЖКТ, печени и поджелудочной железе.
В случае, когда есть индивидуальные особенности и проблемы со здоровьем, это необходимо обсудить с врачом и представителем духовенства. Реклама Иеромонах Макарий отметил, что есть родители, которые пытаются заставить маленьких детей следовать жестким правилам поста. Как он считает, это недопустимо.
Дети должны есть то, что им советуют врачи.
Священник объяснил, что делать при желании съесть запрещенные продукты в пост
Загрузить Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск 12 марта 2022 07. Омский священник отвечает на 10 самых популярных вопросов про пост Также расскажем о том, в чем еще нужно ограничить себя во время поста, а кому поститься крайне противопоказано. В минувший понедельник, 7 марта, для всех православных начался Великий пост, который продлится до 23 апреля. Зачем поститься?
Почему нельзя есть некоторые продукты? И о чем еще нужно помнить в этот период? Мы подготовили подборку из 10 самых популярных вопросов про пост — на них нам ответил настоятель омского храма, иерей Александр Лемешко. Александр Лемешко Александр, в чем для верующих главный смысл поста? В чем его цель? Самое простое — научиться воздерживаться в пище.
То есть это своеобразная тренировка, духовная практика: чтобы не чувства и страсти владели человеком, а чтобы он сам мог управлять ими.
Ореховый продукт будет в разы питательнее и полезнее для организма, нежели овсяные или гречневые варианты. Незаменимых молочных продуктов сегодня уже нет. Вместо сливочного масла можно купить масло гхи, так как в процессе приготовления из него выпариваются молочные белки — лактоза и казеин. Кому нельзя соблюдать пост? Моральный аспект поста полезен для человека, но любое ограничение в продуктовом наборе обязательно должно быть компенсировано другими доступными продуктами или добавками к пище.
Однако детям, беременным, кормящим, людям с диабетом и заболеваниями желудочно-кишечного тракта ЖКТ не рекомендуется соблюдать пост. Людям с тяжёлыми физическими нагрузками можно соблюдать пост не в полной мере, так как в их случае компенсировать недостаток полезных веществ будет непросто.
Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский.
Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются. Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи.
Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи.
Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов.
Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению.
Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков.
Добавьте в нее мелко нарубленную тыкву.
Напиток — зеленый чай. Обед: вегетарианский борщ, легкий салатик из свежей капусты с мелко натертой морковью. Полдник: в духовке приготовьте картофельные рулетики с грибами.
Напиток — компот из яблок. Ужин: потушите репку с морковью. В качестве десерта — клюква, которую перемешайте с медом.
Вот еще один вариант. Завтрак: картофельные оладушки, салат из редьки. Обед: суп-пюре из брокколи, салат из корня сельдерея, яблок, брюквы.
Полдник: овощное рагу. Напиток — яблочно-клюквенный мусс.