После повторного отказа Константина Павловича от престола Сенат в результате долгого ночного заседания 13—14 декабря 1825 года признал юридические права на престол Николая Павловича. После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем (хотя из очереди престолонаследия был исключён: согласно манифесту 1826 г., после Николая и его сыновей престол наследовал четвёртый брат, Михаил Павлович). В завещании своем наследие престола он предоставил великому князю Николаю Павловичу; но великий князь отказался, объявив себя к тому не готовым, и первый присягнул императору Константину I. Ныне же получено известие, что и цесаревич решительно отказывается. В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая.
Почему Константин Павлович отказался от короны Российской империи
Отказавшись от престола, Константин позволил другим политическим силам попытаться найти компромисс и установить стабильность в государстве. Однако почему он отказался от престола? С формальной точки зрения именно он был наследником престола, поскольку у его старшего брата, императора Александра I, не было сыновей. Константин от престола отказался давно, а потом еще и вступил в морганатический (неравный) брак. Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Константин уступал свое право на престол брату Николаю, сославшись на свой морганатический брак. Одной из главных причин отказа Константина Павловича от престола были семейные обстоятельства.
Почему Константин отказался от престола в пользу Николая — великая история самопожертвования
С этим решением он надеялся, что Россия сможет развиваться и процветать, учитывая потребности и желания своих граждан. Отказ от престола был выражением политической воли Константина Павловича. Константин Павлович стремился провести реформы и модернизировать Россию. Семейные обстоятельства также повлияли на решение Константина отказаться от престола. Он надеялся, что его отказ придаст энергии и силы России, а его брат сможет реализовать новые идеи.
Исторический фон Константин Павлович, будучи вторым сыном императора Павла I и внуком Екатерины II, неожиданно оказался на российском престоле. В 1825 году, после смерти Александра I, Константину предложили принять корону, но он отказался от нее в пользу своего младшего брата, Николая. Принятие Константином престола могло вызвать диссидентские движения и потенциальные внутренние конфликты, поскольку во времена его правления были неудовлетворенные желания по реформированию и протесты против самодержавия. Кроме того, у Константина было слабое здоровье, а его жена была иностранкой.
Эти факторы, вероятно, повлияли на его решение отказаться от престола. Отказ Константина Павловича от престола привел к тому, что его брат Николай I стал императором Российской империи. Николай I правил весьма жестко, подавляя любые проявления оппозиции и продолжая абсолютистскую политику. Этот период в истории России получил название «эпоха Николая I» и был периодом растущего насилия и политического протеста.
Внутренняя политическая обстановка Внутренняя политическая обстановка во время правления Константина Павловича оказалась глубоко нестабильной и конфликтной. Первым и самым значимым фактором были непрекращающиеся внутренние разногласия и борьба за власть внутри самой династии Романовых. Наследственный престол после смерти его отца Павла I Западная Европа считала утраченным легитимностью. Сами динамовы переживали очередную внутреннюю полемику, чтобы выбрать правителя: можно ли перейти от отца к сыну, а не от брата к брату.
Более того, внутренние проблемы и дискуссии только усугублялись вследствие многочисленных военных конфликтов, в которые эта самая Россия втянулась в начале ХIХ века, подрывавших политическую устойчивость страны. Например, неудачная Война 1805-1807 годов с Наполеоном наполовину лишила Россию внешней значимости. Также стоит отметить несоответствие между политическими амбициями Константина и его реальными способностями как правителя. Несмотря на то, что он имел образование, рукастость и ораторские навыки, Константин не обладал необходимыми управленческими качествами и решительностью.
Он сам не был особо заинтересован в политике и предпочитал заниматься научными исследованиями, поэтому руководство страной стало для него бременем и ограничивалось больше по его желанию. Наконец, консервативные круги своими частыми и острой критикой правлении Константина Павловича только подталкивали принца к решению отказаться от престола в пользу братца Николая. Под давлением общественного мнения и страхом перед возможным восстанием, Константин принял эту тяжелую, но избирательную решение.
Портрет великого князя Николая Павловича. Историк Евгений Пчелов объясняет, как вообще возникла ситуация междуцарствия 1825 года Павловский Акт о престолонаследии В день своей коронации, состоявшейся на Пасху, 5 апреля 1797 года, император Павел I утвердил Акт о престолонаследии документ был обнародован от имени императора и его супруги императрицы Марии Федоровны. Его положения были разработаны будущим императором еще 4 января 1788 года. Этот документ, по сути, отменил петровский Устав о наследии престола 1722 года, вводя четко определенный порядок престолонаследия в России. К моменту коронации семья Павла I состояла из пяти дочерей и трех сыновей — Александра, Константина и Николая двое из них были уже женаты ; четвертый сын, Михаил, родился в 1798 году.
Поэтому за будущее династии можно было не беспокоиться. Павловский акт исходил из следующих названных в нем причин: «…дабы государство не было без наследников. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать.
Константин, согласовав предварительно свои действия с Александром I, написал письмо, проект которого был рассмотрен императором и собственноручно им исправлен.
В ответном письме от 2 февраля 1822 г. Александр I благословил решение брата.
Почему Константин Павлович отказался от короны Российской империи 25 января 2019 16:46 История с отречением Константина Павловича достаточно хорошо известна прежде всего потому, что она спровоцировала политический кризис в Российской империи, закончившийся восстанием декабристов. Однако почему он отказался от престола?
С формальной точки зрения именно он был наследником престола, поскольку у его старшего брата, императора Александра I, не было сыновей. Отличился он и во время войн с Наполеоном — после "Битвы народов" под Лейпцигом Константин Павлович получил золотую шпагу с надписью "За храбрость". После окончания войны он стал командующим польском армией. Да, Царство Польское пользовалось поначалу значительной автономией и располагало своей армией, хоть численно и ограниченной.
Но вот на этой должности наследника престола постигла неудача — добиться взаимопонимания с подчиненными он не сумел. Здесь, правда, стоит заметить, что это вообще была довольно сложная задача для любого человека, назначенного Петербургом.
Престол был отдан Николаю, так как Константин отказался от него.
Первая попытка полноценной революции, направленная на отмену самодержавия, путём создания конституционной или дуалистической монархии или вообще создание республики. Но что послужило главной причиной восстания? Правильно, в декабре 1825 года, в Российской империи был период политической неопределённости. После смерти Александра I, престол должен был унаследовать Константин Павлович, брат умершего царя, однако он отказался.
Но почему? Давайте узнаем! Александр впоследствии, стал императором.
Николай был умным, начитанным и образованный, однако он всегда слушался более старших и опытных. Он бы мог стать хорошим исполнителем: министром или губернатором. И он бы точно отдавал всего себя делу.
Однако, он вовсе не был готов стать правителем государства, и самому принимать решения. Ну и он также, был младшим в царской семье. Поэтому, считалось, что если дети Александра ещё не вырастут, то Константин вступит на престол.
Благодаря его успешному правлению, династия стала более устойчивой и уважаемой, что принесло ей долгие годы мирного и процветающего существования. Преимущества решения Константина: Передача власти молодому и энергичному Николаю Стабильность и непрерывность в правлении Получение опыта и подготовка Николая к будущему правлению Успешное продолжение дела Константина Возможность реализации новых идей и реформ Рост и процветание страны Укрепление династии и повышение ее престижа Благополучие государства Решение Константина отказаться от престола в пользу Николая было стратегическим шагом, направленным на обеспечение благополучия государства. Константин осознавал, что Николай обладает необходимыми качествами и способностями для управления страной и достижения ее процветания. Первая причина — Константин понимал, что он сам неспособен полностью посвятить себя делам государства из-за своих личных предпочтений и интересов. Он предпочел отдать власть в руки человека, который будет готов работать целенаправленно и эффективно для процветания страны. Вторая причина — Константин видел в Николае единственного способного кандидата, способного укрепить силу государства и противостоять внешним угрозам. Николай обладал сильной политической волей и умением принимать решения в сложных ситуациях. Это делало его идеальным претендентом на престол, чтобы обеспечить благополучие страны.
В целом, решение Константина отказаться от престола в пользу Николая было обусловлено его стремлением к благополучию и процветанию государства. Он видел в Николае лидера, способного взять на себя ответственность за будущее России и обеспечить ее стабильность и развитие. Личные качества Николая Николай был человеком с искренним и открытым сердцем. Он отличался великодушием и милосердием, всегда готовым помочь другим. Его доброта и сострадание к людям были понятны всем, кто с ним сталкивался. Будучи мужественным и решительным правителем, Николай обладал высокой степенью ответственности. Он отличался честностью и справедливостью, всегда стараясь принимать правильные и сбалансированные решения. Николай умел руководить, но при этом всегда слушал мнение своих советников и учитывал интересы своего народа.
Николай также проявлял выдающийся интеллект и образованность. Он был глубоко осведомлен о политической ситуации в стране и за рубежом, следил за событиями в науке и культуре.
Зорин блестяще рассмотрел в своей знаменитой работе «Кормя двуглавого орла», посвящённой формированию государственной идеологии Российской империи. Греческий проект, как мы все знаем по тому, что Святая София находится в городе под названием Стамбул и все ещё не вернула себе статус православной святыни, не осуществился, Александр умер бездетным, Константин счастливо женился в Польше его жену звали не Иоанна Груздинская, а не Конституция, это важно!
Эта история остаётся неразгаданной и по сей день, интригуя любителей мистики своими необъяснимыми подробностями... Все потому, что многим он знаком лишь по одной фразе: Цель оправдывает средства.
Дескать, для политической цели можно пожертвовать чем угодно. На самом деле, мудрость этого философа простирается гораздо дальше. Я выбрал пять его цитат, которые многому могут научить и нас. Как-будто и не было 500 лет, которые нас разделяют. Макиавелли называют "отцом темной морали". Не могу с этим согласиться.
Он просто провел огромную работу по анализу успешных и не очень поступков сильных мира сего... Плацкарт поднялся по ценовой планке уже до уровня купе, а купе и вовсе уже сложно себе позволить. Иной раз проехать одну ночь на поезде туда-обратно составляет десятки тысяч рублей. Читайте внимательнее и запоминайте.
ПОЧЕМУ КОНСТАНТИН ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПРЕСТОЛА
Как только новости о кончине Александра достигли столицы, армия и гражданские чины давали присягу Константину. Кто добровольно отказался от русского престола. Отказ великого князя Константина Павловича от престола послужил одной из причин восстания. Как только новости о кончине Александра достигли столицы, армия и гражданские чины давали присягу Константину. После повторного отказа Константина Павловича от престола Сенат в результате долгого ночного заседания 13—14 декабря 1825 года признал юридические права на престол Николая Павловича. Константин Павлович, который с 1815 года постоянно находился в Варшаве, немедленно отправил в Петербург свое подтверждение отречения от прав на престол. Почему от престола отказался константин.
Какие правители добровольно отказались от русского престола и почему
Греческий проект, как мы все знаем по тому, что Святая София находится в городе под названием Стамбул и все ещё не вернула себе статус православной святыни, не осуществился, Александр умер бездетным, Константин счастливо женился в Польше его жену звали не Иоанна Груздинская, а не Конституция, это важно!
Греческий проект, как мы все знаем по тому, что Святая София находится в городе под названием Стамбул и все ещё не вернула себе статус православной святыни, не осуществился, Александр умер бездетным, Константин счастливо женился в Польше его жену звали не Иоанна Груздинская, а не Конституция, это важно!
Отличился в Битве народов под Лейпцигом, а после окончания войны с Наполеоном был направлен на должность командующего польской армией.
Беззаботная жизнь служивого вояки вполне устраивала цесаревича, к тому же его манеры поведения не слишком согласовались с теми, которыми обязан был обладать русский царь. И хотя Пушкин, например, считал Константина Павловича человеком умным, хоть и не лишенным буйного романтизма, ближайшие родственники отзывались о нем более прямолинейно. Бабушка огорчалась «бесчинным и бесчестным» поведением внука, опасаясь, что за его выходки «его где ни есть прибьют». Переживал за Константина и старший брат Александр, который в письме их общему воспитателю Лагарпу писал, что брат «горяч, своеволен, а его прихоти часто не согласуются с разумом».
По словам историка Дмитрия Мережковского, приближенные называли цесаревича «деспотичным вихрем», при этом с теми, кто был сильнее или весомее по положению, Константин проявлял робость. Не исключено, что следующий после Александра наследник престола объективно оценивал свои личностные качества, потому после смерти Александра или ее инсценировки всеми силами уклонялся от непосильной ноши — управления Империей. Гавот в самое сердце Напомним, что по настоянию бабушки Константин женился первый раз еще в 16 лет, но с юной кобургской принцессой Юлианной брак не заладился с первых дней. Очень уж любил супруг устраивать барабанные марши в супружеских покоях и слишком мало внимания уделял юной жене.
И уже вскоре возбужденная толпа кричала: «Ура, Константин! Образовалось противостояние: с одной стороны — мятежники и подстрекаемый народ, с другой — защитники нового императора. Пытавшихся уговорить мятежников вернуться в казармы офицеров, толпа закидала поленьями из разобранной поленницы возле Исакиевского собора. Один из мятежников - герой Кавказской войны Якубович, пришедший на Сенатскую и назначенный командующим Московского полка, сослался на головную боль и исчез с площади. Потом он несколько часов стоял в толпе, окружавшей императора, а затем подошел к нему и попросил позволения лично уговорить бунтовщиков сложить оружие. Получив согласие, он направился к цепи в качестве парламентера и, подойдя к В. Кюхельбекеру, сказал вполголоса: «Держитесь, вас жестоко боятся».
После чего удалился. Сегодня на Майдане его бы записали в титушки. Генерал Милорадович тоже отправился к бунтовщикам на переговоры и был убит выстрелом Каховского. Герой Каховский, если посмотреть на него через увеличительное стекло, окажется весьма интересной личностью. Смоленский помещик, проигравшийся в пух и прах, он приехал в Петербург в надежде найти богатую невесту, но это ему не удалось. Случайно он познакомился с Рылеевым, и тот втянул его в тайное общество. Рылеев и другие товарищи содержали его в Петербурге за свой счет.
Почему константин отказался от престола в пользу николая кратко
Много написано о том, почему Константин отказался от Российского престола в 1825 году. Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше. Почему император Константин решил покровительствовать христианам? Имела ли Церковь право отказаться от предложенного императором сотрудничества? Почему от престола отказался константин. Почему же Константин отказался от престола? Одни историки говорят: «Он не хотел быть царем из эгоизма, из нежелания нести тяжкое бремя власти, изматывающую ответственность за страну, династию, словом, он уклонился от долга, хотел пожить тихой супружеской жизнью.
Император на 16 дней. Почему от Константина I сбежала жена-принцесса
Ведь это лишало его прав на престол. Однако есть любопытные свидетельства. Мол, Константин испытывает к трону «природное отвращение». А сам Александр I до самой смерти править не желает. И когда-нибудь отречётся. Так что Николай должен готовиться к тому, чтобы стать императором.
Константин Павлович. Wikimedia Commons Разговор состоялся ещё до того, как Константин женился на польской графине Жанетте Грудзинской. Так что вовсе не морганатический брак помешал Константину Павловичу занять трон. Тем более что по закону права престолонаследия лишались лишь дети от морганатического брака, а не сам великий князь. В 1822 году Константин твёрдо заявил старшему брату, что наследовать ему не собирается.
А в следующем году Александр издал манифест об отречении Константина. Правда, манифест был секретным. Александр I запечатал его в конверт, который велел вскрыть только после своей кончины. О документе знали, кроме Александра, всего несколько человек. Самое невероятное, что в их число не входили наиболее заинтересованные лица— Константин и Николай.
Междуцарствие 19 ноября по старому стилю 1825 года Александр I умер в Таганроге. Николай, получив это известие в Санкт-Петербурге, немедленно присягнул Константину, который находился в Варшаве.
Голицын и граф А.
Аракчеев ]. Затем цесаревич подтвердил своё отречение в письмах к брату и матери — вдовствующей императрице Марии Фёдоровне , отправленных с младшим братом — великим князем Михаилом Павловичем. В Санкт-Петербурге известие о смерти Александра I было получено 27 ноября 9 декабря.
Согласно официальной версии, выдвинутой бароном М. Корфом на основании мемуарных записок самого Николая I, в тот же день будущий император, не знавший об отречении Константина Павловича и существовании Манифеста 1823 г. Вслед за этим на заседании Государственного совета был вскрыт пакет с копией Манифеста 1823 г.
Тем не менее, по распоряжению Николая Паловича, к присяге Константину Павловичу были приведены Государственный совет, Сенат, центральные государственные учреждения и Санкт-Петербургский гарнизон, а Сенат разослал по стране указы с предписанием присягать императору Константину I. На Санкт-Петербургском монетном дворе начаты работы по подготовке к чеканке константиновского рубля. Цесаревич отказался, ответив вторым письмом брату, написанным 2 14 декабря [доставлено в Санкт-Петербург 6 18 декабря], в котором настаивал, что всё должно быть сделано в соответствии с волей Александра I.
В ответ на первое письмо Константина Павловича от 3 15 декабря Николай Павлович отправил в Варшаву второе послание с согласием занять престол лишь после приезда Константина в Санкт-Петербург, повторного отказа брата от престола и с его благословения. Константин Павлович в своём третьем письме от 8 20 декабря, полученном Николаем Павловичем 12 24 декабря, заверил брата в своей преданности, но в Санкт-Петербург приехать отказался, настаивая на том, что для вступления Николая на престол достаточно обнародования Манифеста 1823 г.
В ответном письме от 2 февраля 1822 г. Александр I благословил решение брата. Текст отречения хранился в специальном конверте, на котором рукой Александра I сделана надпись: «Хранить в Успенском соборе вместе с актами о наследовании престола, а в случае моей кончины, прежде всякого другого действия, раскрыть московскому епархиальному архиерею и военному генерал-губернатору в самом Соборе».
Члены тайных обществ могли отомстить царю и всей царской фамилии. Многие в России и после подавления восстания не понимали, как мог великий князь Константин Павлович добровольно отказаться от трона. Подозревали, что его принудил отречься от престола младший брат Николай. Время после смерти царя Александра было поворотным в судьбе страны. От одного слова Елизаветы после 19 ноября 1825 года во многом могла зависеть судьба России.
Но её никто ни о чём не спрашивал. Да и что бы она могла — убитая горем, тяжелобольная да вдобавок в такой дали от столицы?.. Офицеры-дворяне вывели 3. Мятежники встали в каре у «Медного всадника». Перед ними стояли верные дому Романовых войска. Николай I, первый день император, лично руководил войсками. Генерал-губернатор Петербурга герой войны 1812 года граф Милорадович подъехал к мятежникам, уговаривал их мирно разойтись. Он говорил, что с обеих сторон товарищи по оружию, русские, что нельзя проливать кровь. Боевой генерал умел убеждать солдат и офицеров. В войсках его любили.
Видя, что воины уже готовы разойтись, заговорщик отставной поручик Каховский из пистолета смертельно ранил графа Милорадовича. Началась перестрелка. Восстание, как знать, может, и удалось бы, но его руководитель князь полковник Сергей Трубецкой струсил. Его ждали мятежники, а он сидел в Генеральном штабе и из окна смотрел на площадь. Князь Трубецкой ждал, соберутся ли ещё восставшие. У Николая I было 36 орудий, к 3 часам дня к нему подошло большое подкрепление. Царь не хотел стрелять. Но подступали ранние декабрьские сумерки. Нужно было решаться. После четырёх часов противостояния Николай I отдал приказ стрелять по мятежникам картечью.
Они бежали. Елизавета была потрясена декабрьскими событиями в Петербурге у здания Сената. Она осуждала и поведение Николая, и поведение мятежников. В письме от 10 февраля 1826 года к своей матери из Таганрога она писала: «Вы спрашивали, знали ли я об отречении великого князя Константина. Да, я знала, что он уже давно о нём объявил, знала в своё время и то, что обнародованные теперь письма действительно были написаны [речь идёт о письмах великого князя Константина к Александру I о добровольном отречении от престола от 14 января 1822 г. Но вместе со многими я думала, что, когда время придёт, он не исполнит того, что говорил. Будучи уверена, что не увижу сей жестокой минуты, я мало об этом думала и не знала, что существует акт, обличённый в столь строго законной форме. Мой Государь считал, что все затруднения, связанные с неизвестностью престолонаследия, им предотвращены: всю же беду вызвала поспешность Николая, которую хочу приписать только излишнему его усердию. Он знал о существовании формального акта, кроме того, несколько часов спустя по прибытию печального известия, Совет вскрыл копию акта, хранящуюся в Сенате. Нужно было не торопиться с приведением к присяге Константина.
Николай действовал стремительно, и Совет пошёл у него на поводу.
Почему брат Николая I князь Константин отказался от трона Российской империи?
Также стоит отметить, что Константин Павлович был пронизан идеями свободы и равенства, что привело его к отказу от престола. Он не хотел быть символом неравенства и привилегий, а стремился к такому обществу, где каждый человек мог бы быть свободным и равным перед законом. Таким образом, отказ Константина Павловича от престола можно объяснить его принципиальным отношением к власти, нежеланием участвовать в политических интригах и неуверенностью в своих способностях. Это был акт мужества и самопожертвования во имя высоких моральных идеалов. Возрастные факторы Возрастное состояние Константина Павловича также стало одной из причин его отказа от престола. На момент его вступления на трон в 1825 году, ему уже было 46 лет. С учетом того, что средняя продолжительность жизни в то время была значительно меньше, Павел I уже достиг пожилого возраста. Великая часть предыдущих монархов России умирала в относительно молодом возрасте, поэтому старый взгляд на 46-летнего монарха начал возникать. С возрастом у Константина Павловича также возникли проблемы со здоровьем, и он не испытывал уверенности в своих силах, чтобы безупречно руководить страной. Кроме того, Константин Павлович был отцом 10 детей и женат уже на третьей женщине в то время, когда это было непривычным и порочащим образом жизни.
Некоторые источники указывают на то, что он хотел уйти из политической арены, чтобы посвятить больше времени семье и личной жизни. Государственная политика События, связанные с отказом Константина Павловича от престола, имели непосредственное отношение к государственной политике того времени. Решение отказаться от престола было принято под влиянием политических обстоятельств и кризиса, с которым столкнулась Российская Империя. Константин Павлович, старший брат Николая II, согласно тогдашнему законодательству, имел первое право на престол в случае отсутствия наследника от предыдущего монарха. Однако, Константин Павлович отказался от этого права, не принимая принцеповский титул и официально отказавшись от наследия. Причины его отказа могут быть связаны с государственной политикой и общей обстановкой в стране. В то время Российская Империя столкнулась с политическими, экономическими и социальными проблемами. Растущие требования населения и неспособность правительства эффективно реагировать на них создали серьезные напряжения в сословиях и обществе в целом. Отказ Константина Павловича от престола можно рассматривать как проявление его осознания кризиса в государственной политике и попытку предостеречь Россию от возможного усиления социально-политического конфликта.
Это решение было политическим актом, с которым Константин Павлович выразил свою глубокую заботу о проблемах, с которыми столкнулась страна. Таким образом, государственная политика и общая обстановка в Российской Империи играли важную роль в принятии решения Константином Павловичем отказаться от престола. Это решение можно рассмотреть как попытку предостережения от дальнейшего ухудшения политической и социальной ситуации в стране. Вопрос-ответ: Почему Константин Павлович отказался от престола?
Присоединяйтесь к нашему активному сообществу, где пользователи не только получают качественные ответы на свои вопросы, но и имеют уникальную возможность зарабатывать баллы за активность на сайте. Накопленные баллы могут быть обменяны на денежное вознаграждение, что делает ваши посещения нашего ресурса не только увлекательными, но и выгодными. Участвуйте в наших захватывающих акциях и конкурсах, где вы можете выиграть ценные призы и поделиться своими знаниями с другими участниками. PRO — это не просто платформа вопросов и ответов, а целое сообщество людей, где знание ценится, а активность вознаграждается.
Рождается ребёнок, я его либо поднимаю в воздух и произношу формулу, что я тебя принимаю в семью, либо прохожу мимо, и ребёнка выставляют на улицу. Если зима, он быстро умирает, если нет, дольше покричит.
Если кто-то хочет подобрать - пожалуйста, не запрещается. Это были законы о детях. Повторяю, то, что нам это кажется чудовищным, это потому, что мы выросли, хочешь, не хочешь, в христианской цивилизации. Я не говорю про гладиаторские игры, когда людей убивали на потеху, и считалось воспитанием мужества смотреть, как одни люди убивают других. Сразу же после того, как церковь была легализована, началось постепенное изменение законов. Уже император Константин начал изменять законы. Интересно, что получалось какое-то противоречие. Одним из первых он, например, запретил использовать рабынь-христианок для проституции и запретил распродавать членов семей рабов в разные руки. При том, что официально у рабов не было семей. По закону они не могли жениться.
Это показывает уже христианское понимание брака, что если рабы в церкви провозглашены мужем и женой, то каким-то образом государство это признаёт, хотя они даже не расписаны в муниципалитете, потому что форма брака - это роспись в муниципалитете. Далее, Константин запрещает клеймить лица преступников, потому что лицо отражает образ божий. Гомосексуалистов он приговаривает к гладиаторским играм, но потом гладиаторские игры тоже отменяют, и тогда вводят сожжения заживо за гомосексуализм, то, чего в римских законах не было. Меняются законы о браке. Супружеская неверность со стороны мужа признаётся также поводом для развода, признаётся, что это такое же нарушение, как и супружеская неверность со стороны жены, что для римлян было совершенно неслыханным. Более того, когда говорят о многих дарах Константина, о том, что церкви предоставлялась собственность, деньги, безусловно. Но церковь была первым во всей истории мира, если мы говорим о церкви как о земном институте, земным институтом, который целенаправленно, постоянно занимался социальной работой, то есть тем, что мы сегодня называется социальной работой, понятно, что тогда она так не называлась. Ещё даже когда у церкви не было возможности иметь собственность, всё равно она кормила неимущих. Когда папа Дамас приобрёл это кладбище, катакомбас, в конце 2 века, для того, чтобы хоронить неимущих. Похороны стоили денег.
Это при том, что хоронили не только христиан, а вообще всех неимущих, кому удавалось помочь. Церковь открывала больницы и странноприимные дома, чего не было до этого. То есть были отдельные римские меценаты, которые время от времени какую-то больничку открывали, но он сегодня есть а завтра его нет. Такой институции, которая делала это постоянно, из поколения в поколение, и считала это своим долгом, тоже не было. Средства нужны были для этого. Естественно, были средства, были злоупотребления. Была критика епископов, которые вели роскошный образ жизни. Но все понимали, что это неправильно. Все понимали, что так не должно быть. И основное представление было, что деньги церкви - это сокровищница для бедных.
Мы больше знаем из первых веков про римскую церковь, потому что то время наиболее документировано, и в то время, когда Рим был столицей империи, она была самой богатой, до основания Константинополя, когда Константин основал Константинополь, тоже было очень важное решение... Там доходы делились на 4 части: одна часть шла на содержание храмов, одна часть на содержание клириков, одна часть на социальную работу, и четверть шла епископу. Епископская четверть - это был такой резервный фонд. Потому что всегда нужно было иметь свободные средства. Скажем, рабыню-христианку куда-то продают, чтоб можно было её сразу выкупить. Или варвары набег устраивают, похищают каких-то людей, тоже заплатить выкуп. То есть епископская четверть - это был резервный фонд, который всегда необходимо было иметь на какие-то срочные расходы. Это было такое нормальное распределение. И, конечно, помощь государства в осуществлении миссии, то есть того главного поручения Христа: "Идите и крестите все народы, крестите их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Церковь получила новые возможности для осуществления этой миссии.
Имела ли церковь право отказаться от этого дара и закрыться в самой себе? Я ещё раз повторяю, чем больше возможностей, тем, безусловно, больше почвы для злоупотребления. За всё, конечно, приходится платить. Но в конечном итоге всегда соотносишь возможность влиять на общество, влиять на законодательство. Да, церковь не была революционным институтом, она не проповедовала немедленную отмену рабства, или эмансипацию женщин, всеобщее равное тайное голосование и прочее. Для этого должно пройти время. Ну, и понятно, что рабство, никто не думал, что его можно отменить, потому что социальное неравенство заложено в обществе, оно всегда было, и мы видим, что когда рабство было отменено, 20 век принёс такие формы рабства, которые никаким Неронам и Калигулам не снились: те же самые концлагеря, убийства, газовые камеры. Поэтому сама по себе отмена рабства ничего не даёт. Но вот эта гуманизация отношения к людям, это, собственно, то, о чём пишет апостол Павел. Он возвращает беглого раба его хозяину, но пишет такое письмо, которое мы все знаем, что тот, очевидно, его отпустит сам.
Чтобы каждый оставался в том звании, в котором призван. И в самой церкви нет ни раба, ни свободного, потому что разницы нет, нет ни скифа, ни грека, ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, потому что все и во всём - Христос, говорит апостол Павел. Действительно, если государственного брака для рабов не было, то в церкви они признавались мужем и женой. Точно так же, как и любой патриций, то есть люди приходили в церковь, провозглашали себя мужем и женой, получали благословение церкви, ещё, конечно, чина венчания ещё не было, и долго ещё не будет, но было церковное благословение, вместе причащались, и это был церковный брак. Таинство брака было с самого начала, если не было чина венчания, это не значит, что не было таинства брака, таинство брака было всегда. И вот эта возможность влиять на общество, изменять общество, эта возможность помогать бедным и обездоленным, эта возможность миссионерства, миссии, которая осуществлялась с помощью государства, я думаю, она была неоценима. Такой принципиальной перемены в доконстантиновской и послеконстантиновской церкви не было. Церковь оставалась та же самая, просто если она не воспользовалась этими возможностями, она не была бы церковью. Если перебросить мост в современный мир, то опять же часто говорят о сращении церкви и государства, и должна ли церковь сотрудничать с государственными органами не проще ли отказаться от всего этого. Но тогда церковь не будет иметь возможности приходить в больницы, чтобы причастить людей, которые, может быть, впервые получают возможность.
Церковь не сможет приходить в армию, чтобы изменять атмосферу, а она действительно изменилась за последние годы, дедовщина ушла. У церкви не будет возможности проповедовать в тюрьмах, приходить в учебные заведения. Это та сегрегация, которая имела место в советское время, когда церковь имела право существовать только в четырёх стенах и ничем другим не заниматься. Есть ли смысл возвращаться к ней и оставлять людей без возможности в кризисный момент обратиться к церкви, встретиться со священником и получить помощь и ответы на свои вопросы?
Wikimedia Commons Разговор состоялся ещё до того, как Константин женился на польской графине Жанетте Грудзинской. Так что вовсе не морганатический брак помешал Константину Павловичу занять трон. Тем более что по закону права престолонаследия лишались лишь дети от морганатического брака, а не сам великий князь.
В 1822 году Константин твёрдо заявил старшему брату, что наследовать ему не собирается. А в следующем году Александр издал манифест об отречении Константина. Правда, манифест был секретным. Александр I запечатал его в конверт, который велел вскрыть только после своей кончины. О документе знали, кроме Александра, всего несколько человек. Самое невероятное, что в их число не входили наиболее заинтересованные лица— Константин и Николай. Междуцарствие 19 ноября по старому стилю 1825 года Александр I умер в Таганроге.
Николай, получив это известие в Санкт-Петербурге, немедленно присягнул Константину, который находился в Варшаве. Только скорость доставки новостей была такова, что главные участники событий узнавали о произошедшем только через несколько дней. А вскоре случилось неизбежное: вскрыли конверт с манифестом об отречении и огласили его на заседании Госсовета. Вроде бы стало ясно — трон должен занять Николай. Но петербургский генерал-губернатор Михаил Милорадович неожиданно заявил, что манифест не имеет силы, поскольку не был опубликован. И члены Госсовета, без особых колебаний, присягнули Константину. Начался обмен письмами между Варшавой и Санкт-Петербургом.
Николай умолял старшего брата приехать в столицу, чтобы на месте разъяснить ситуацию.
Царь на две недели: русский князь, имя которого вычеркнули из истории
Как только новости о кончине Александра достигли столицы, армия и гражданские чины давали присягу Константину. СНОВА отправили к нему гонца, и снова великий князь Константин решительно подтвердил отказ от престола. Его следующий по старшинству брат, цесаревич Константин Павлович, в 1820 г. вступил в морганатический брак с графиней И. А. Грудзинской (с июля 1820 княгиня Лович) и в 1822 г. в официальном письме к Александру I отказался от своих прав на престол. После смерти Александра I, престол должен был унаследовать Константин Павлович, брат умершего царя, однако он отказался. Одной из основных причин отказа Константина от престола стал религиозный конфликт. Однако почему он отказался от престола? С формальной точки зрения именно он был наследником престола, поскольку у его старшего брата, императора Александра I, не было сыновей.