На территории монастыря в память о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебного долга построена церковь Пимена Угрешского.
30 августа — память преподобного Пимена Угрешского
12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил определить преподобного Пимена Угрешского (1810-1880) небесным покровителем работников Федеральной службы исполнения. В соборе Святейший Владыка поклонился ковчегу с частицей мощей святителя Николая Чудотворца и честным мощам преподобного Пимена Угрешского, а затем возглавил служение.
Преподобный Пимен Угрешский. День памяти — 30 августа
Влияние преподобного Пимена Угрешского на духовную жизнь Московской епархии после его блаженной кончины приумножалось его духовными чадами. Поздравляю с первой Божественной литургией в этом храме преподобного Пимена Угрешского, которого так почитал теперь приснопамятный владыка митрополит Вениамин. Идея постройки храма в честь преподобного Пимена Угрешского принадлежала митрополиту Оренбургскому и Саракташскому Вениамину. 18 июля в пензенском храме во имя преподобного Пимена Угрешского состоялось торжественное богослужение и посвящение в сестры милосердия. 18 июля в пензенском храме во имя преподобного Пимена Угрешского состоялось торжественное богослужение и посвящение в сестры милосердия. Храм преподобного Пимена Угрешского стал местом, где могут обратиться к молитве сотрудники ФСИН и их близкие.
Митрополит Вениамин возглавил богослужения в Димитриевском монастыре
- Преподобный Пимен Угрешский (1880) | 30.08.2022 | Московский Данилов монастырь
- Осенью 2023 года патриарх Кирилл освятит храм Пимена Угрешского в Оренбурге - новости Орска
- Митрополит Кирилл провел чин малого освящения храма Пимена Угрешского
- Митрополит Вениамин возглавил богослужения в Димитриевском монастыре
- В дзержинской обители почтили память погибших сотрудников ФСИН
- category menu
Путешествия
- Архиерейское богослужение в день престольного праздника храма преподобного Пимена Угрешского
- Оценки жизни и деятельности
- Митрополит Кирилл провел чин малого освящения храма Пимена Угрешского
- Содержание
- Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл освятил храм Пимена Угрешского в Оренбурге
Преподобный Пимен Угрешский: традиции и верования в День Вдовьи помочи
Он вознес молитву и об упокоении души митрополита Вениамина. Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Источник: ТГ-канал «Оренбург православный» Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин ушел из жизни после продолжительной болезни 6 сентября. Владыка не дожил до своего дня рождения меньше недели, 12 сентября ему исполнилось бы 70 лет. Временным управляющим Оренбургской епархией назначили митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Ранее сообщалось, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уже этой осенью может посетить Оренбург.
Обитель трёх святых Кроме того, что он покровитель строительства он монастыри строил , но он очень помогает в наше время болящим людям - исцеляет онкозависимых. Тысячи людей получили исцеление от мощей преподобного, а вместе с тем возможность жить дальше, молиться и трудиться. Я знал и знаю таких людей лично. Давайте будем молиться ему, чтобы он помогал нам. Он дивный угодник Божий, собеседник святителя Филарета и других святых, настоящий авва монахов того времени. Как архимандрит он поднял на высочайший уровень общежительные обители Московской епархии. Тысячи тысяч людей пришли на его погребение и столько же приходят к нему с просьбой, молитвой и благодарением. В 21 год Пётр Дмитриевич поступил в Новоезерский Кириллов монастырь, затем год подвизался в Оптиной пустыни, а в 1934 году оказался в Николо-Угрешском монастыре, который возглавил его духовный наставник отец Иларий. В 1853 году по уходу на покой настоятеля иеромонах Пимен был возведён в сан игумена и назначен настоятелем обители.
В 1871—1883 годах он был настоятелем Коломенского Свято — Троицкого Ново — Голутвина монастыря23 и привёл эту оскудевшую обитель в цветущее состояние, преобразовав её в декабре 1871 года при поддержке святителя Иннокентия, митрополита Московского, из штатного монастыря 2—го класса в общежительный. В сан архимандрита о. Сергий был возведён 14 марта 1873 года. В 1883—1896 годах он настоятельствовал в Иосифо — Волоколамском монастыре24. С 14 июня 1873 года архимандрит Сергий был помощником благочинного общежительных монастырей архимандрита Пимена, после смерти которого был назначен на эту ответственную должность 31. За свои труды архимандрит Сергий был удостоен нескольких правительственных наград: ордена св. Анны 3—й степени 16. Анны 2—й степени 15. Владимира 4—й степени 24. Скончался он 17 ноября 1897 года. Постриженником прп. Родился он в 1835 году в семье мещан, поступил в Борковскую пустынь Владимирской епархии 29 февраля 1856 года, перевёлся на Угрешу 11 июня 1857 года, где был пострижен 13 марта 1860 года. Менее чем через полгода о. Каллиста возвели в сан иеродиакона. Должность эконома была не только ответственной, но и весьма почётной, однако иеромонах Каллист в конце декабря 1864 года предпочёл вернуться на Угрешу на довольно скромное послушание смотрителя богадельни. Прежде богатый монастырь, где располагалась летняя резиденция коломенских епископов, стал в 1764 году заштатным, оскудел и был приписан к Коломенскому Старо — Голутвину монастырю. Бобренёв монастырь вновь стал самостоятельным в 1865 году и постепенно начал возрождаться, во многом, благодаря строителю о. Каллисту, который рачительно распоряжался довольно скудными средствами. При монастыре было открыто училище для мальчиков на 30 учеников, приходящих на занятия из окрестных селений, где собственных школ ещё не было. В 1870—е годы в обители проживало около 30 насельников25. Тогда в трёх из девяти мужских монастырей Ново — Голутвине, Бобренёве и Николо — Берлюковской пустыни , входивших, помимо Николо — Угрешского, в благочиние архимандрита Пимена, настоятелями были угрешские постриженники. В их числе строитель Берлюковской пустыни игумен Нил Николай Лукич Скоронов , родившийся в 1824 или 1825 году в г. Скопине Рязанской губернии в купеческой семье. Он поступил в Николо — Угрешский монастырь 2 июля 1853 года, был пострижен 23 марта 1857 года, возведён в сан иеродиакона 28 июля 1857 года и вскоре в сан иеромонаха. Обязанности казначея о. Нил исполнял с 25 августа 1867 года около трёх лет, а 28 марта 1870 года его назначили строителем Николо — Берлюковской пустыни, которую он привёл в цветущее состояние. Архимандрит Нил 1880-е гг. За свои труды о. Нил был награждён золотым наперсным крестом 8 апреля 1873 года, возведён в сан игумена 27 апреля 1876 года. В 1879 году за организацию помощи раненым он был награждён крестом Общества Красного Креста. Являясь настоятелем Николо — Берлюковской пустыни, игумен Нил часто бывал на Угреше, пользовался любовью и уважением насельников. После кончины архимандрита Пимена по желанию братии он 20 ноября 1880 года был назначен настоятелем Николо — Угрешского монастыря, 1 апреля 1887 года его возвели в сан архимандрита. При нём был построен и в основном отделан Спасо — Преображенский собор, а также Никольская часовня. К сожалению, до их освящения архимандрит Нил не дожил. Он скончался 6 мая 1893 года и был похоронен в крипте под алтарём Спасо — Преображенского собора. Архимандрит Валентин Начало 1890-х гг. Следующий настоятель Угрешской обители, архимандрит Валентин Василий Леонтьевич Смирнов , родился в 1834 году в семье священника. Окончив курс Николо — Перервинского духовного училища, он в 1849 году поступил в Синодальный хор малолетним певчим. С 1853 года он 11 лет исполнял послушания в разных монастырях Московской епархии. Сначала он стал послушником Симонова монастыря, 12 декабря 1855 года его перевели в Иоанно — Златоустовский монастырь, а 24 июля 1859 года — в Николо — Угрешский монастырь. Пострижен он был 22 июля 1865 года, возведён в сан иеродиакона 21 сентября 1865 года, в сан иеромонаха — 11 февраля 1873 года. С 28 марта 1873 года он был ризничим. Той весной разразился голод в Самарской губернии, и в монастыре объявили сбор денег на нужды голодающих. Ризничий Валентин пожертвовал больше всех — 9 рублей. Казначей иеромонах Мелетий дал 5 рублей, а в основном монахи и служители обители жертвовали по 1 рублю, послушники — от 15 до 50 копеек. Всего было собрано 44 рубля 45 копеек26, что немало для общежительного монастыря, где доходы, кроме штатного жалования, между членами братии не разделялись. Валентин стал угрешским казначеем. Право носить наградной наперсный крест он получил 25 февраля 1885 года. Во время отлучек, отпуска и болезней архимандрита Пимена в 1870—е годы иеромонах Валентин управлял монастырём. С 1880 года он входил в комиссию по строительству Спасо — Преображенского собора, и в самом начале его настоятельства, 24 августа 1894 года, этот величественный храм был освящён. Ещё до высокого назначения ему доверяли освящение храмов в монастырях благочиния. В 1894 году архимандрит Валентин освятил обновлённый соборный храм в Екатерининской пустыни. Деятельность архимандрита Валентина получила правительственное признание. Он удостоился нескольких государственных наград: за отлично — усердную службу ордена св. Анны 3—й ст. Анны 2—й ст. Архимандрит Валентин управлял Николо — Угрешским монастырём до своей кончины в 1905 году. Погребён он был в крипте Спасо — Преображенского собора. Вид на колокольню и храмы Николо-Угрешского монастыря с берега среднего пруда. При архимандрите Валентине казначеем монастыря сначала был иеромонах Вассиан Василий Назарович Смирнов 27, который родился в 1837 году в крестьянской семье, обучался в народном училище и поступил в братство Николо — Угрешского монастыря 30 мая 1867 года. Постригли его 19 декабря 1870 года, возвели в сан иеродиакона 5 мая 1871 года. Вассиана назначили ризничим 10 июня 1876 года, возвели в сан иеромонаха 14 ноября 1876 года. После кончины архимандрита Пимена с 18 августа по 20 ноября 1880 года он управлял монастырём. Братским духовником о. Вассиан стал 19 марта 1886 года, а 12 ноября того же года его наградили набедренником. В казначейской должности его утвердили 25 августа 1893 года. С 15 сентября 1893 года он также был духовником Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря, что в Подольском уезде. Однако угрешским казначеем о. Вассиан пробыл недолго, потому что 17 декабря 1893 года его назначили настоятелем Свято — Екатерининской пустыни28 в сане строителя — иеромонаха. За усердное служение он был награждён наперсным крестом 6 мая 1895 года, возведён в сан игумена 16 мая 1899 года. Игумен Вассиан настоятельствовал в Екатерининской пустыни до своей кончины весной 1902 года.
Его отец служил церковным старостой, и юный Пимен часто бывал в храме, где будущий преподобный питал свою душу духовной мудростью. В свои 17 лет он сделал решительный выбор и посвятил свою жизнь служению Церкви. Отправившись в монастырь, Пимен постепенно продвигался вперед и уже к 24 годам был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря в Москве. В дальнейшем он был посвящен в сан иеромонаха, а позже — в архимандрита за его посильные заслуги перед Церковью. Протяженность его земного пути составила 70 лет, за которые он не только построил пять храмов, но и совершил множество благочестивых деяний. Запреты дня Вдовьи помочи 30 августа в народе известен как день Вдовьи помочи, и это не случайно. В древние времена на Руси была распространена традиция помощи вдовам и сиротам, лишившимся главы семьи. Этот день был наполнен заботой о тех, кто остался в одиночестве и нуждался в поддержке.
В оренбургском храме Пимена Угрешского к приезду патриарха Кирилла завершаются отделочные работы
"Московский патруль": в Подмосковье отреставрировали храм преподобного Пимена Угрешского | К 1866 году относится событие, весьма важное для Угрешского монастыря, принесшее великую честь отцу Пимену и заслужившее ему всегдашнюю, нескончаемую благодарность тысяч. |
Преподобный Пимен Угрешский: «обычный» святой: petrpavelhram — LiveJournal | Пимена Угрешского (Празднование его памяти было установлено Московской Патриархией в 2004 г.) Прп. |
В Оренбурге освятили храм, который будет открывать патриарх Кирилл | К 1866 году относится событие, весьма важное для Угрешского монастыря, принесшее великую честь отцу Пимену и заслужившее ему всегдашнюю, нескончаемую благодарность тысяч. |
В Оренбурге завершают отделочные работы в храме Пимена Угрешского
В Николо-Угрешском монастыре почтили память погибших сотрудников УИС | Радио 1 | Богослужебные песнопения Божественной литургии исполнили архиерейский хор под управлением иерея Александра Ромашкова и хор храма преподобного Пимена Угрешского. |
Православные новости | Им стал преподобный Пимен Угрешский, которого причислили к лику святых в 2004 году – Самые лучшие и интересные новости по теме: ФСИН, благословение, небесный покровитель. |
В Оренбурге освятили храм, который будет открывать патриарх Кирилл | 21 сентября 2023 года епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий осмотрел строящийся храм в честь преподобного Пимена Угрешского в Оренбурге. |
"Православный календарь": День памяти Пимена Угрешского | Архимандрит Пимен(Мясников), настоятель Николо-Угрешского монастыря, был причислен к лику святых в 2000 года решением Синодальной комиссии по канонизации. |
Преподобный Пимен Угрешский (1880)
Богослужебные песнопения исполнил хор Николо-Угрешского монастыря под управлением О. После сугубой ектении была вознесена молитва об избавлении от вредоносного поветрия. Проповедь по запричастном стихе произнес благочинный монастыря иеромонах Филарет Иглицкий.
Душа замирает — отец Пимен в этом ряду. Но у каждого свой путь, свой неповторимый подвиг. В чем же его, Пимена, святость? Но надо понимать, что всё-таки суть святости не в том, что человек построил храм, а в чём-то другом.
Вот эта суть порой ускользает», — говорит насельник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Филарет. Как в сердце человека приходит это понимание: как же холодно в безбожном мире. И где она «Теплота» — «Угреша»? Святитель Игнатий Брянчанинов писал «Когда я был пятнадцатилетним юношей, несказанная тишина возвеяла в уме моем и сердце». И отец Пимен говорит в своей книге о любви к безмолвию как о высшей ценности монашества. И одно из имён Господа — «Начальник тишины».
Святые непостижимым образом видят друг друга, опознают безошибочно, и обязательно прикасаются друг к другу где-то на жизненном пути, передают эту тайну святости. Судьба послушника Петра как никакая другая говорит о том, что Ангел-хранитель есть у каждого — и небесный, и земной. Для него таким ангелом был святитель Игнатий, впоследствии епископ Кавказский и Черноморский, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, величайший богослов, златоуст XIX века. Они были земляками, оба из Вологды. Отец Дмитрия был Вологодским предводителем дворянства. В Прощенное воскресение я пришел в церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Брянчанинов уже стоял впереди... Когда они встретились, их беседа началась в два часа дня, а закончилась утром, когда ударили к утрене. После беседы с ним Пётр утвердился в намерении вступить в монашество. Отец Филарет, один из нынешней братии Николо-Угрешского монастыря говорит: «Наше поколение, наш призыв, скажем так, пришёл в церковь в 1980-е гг. Да, мир меняется с пугающей скоростью. Но монастырь — это всё же то, что вне времени.
Днесь и вовеки. Один из признаков, что монастырь жив и свят, это — паломники, богомольцы, которых можно увидеть здесь множество, в любое время года. Так было всегда, и сегодня, и сто, и тысячу лет назад. Пеший богомолец, странник, паломник, идущий по русской дороге, от монастыря к монастырю в поисках истины, Духа Святаго — неотъемлемая часть тогдашнего Русского мира. Кто-то становился странником, то есть, посвящал этому всю жизнь. Котомочка с сухарями, жестяная кружка или походный чайник и обязательно посох.
Так они шли через всю Россию: к чудотворной иконе, к источнику целебному, к мощам святых, к старцу за советом, который изменит судьбу. Всё это можно увидеть на старых фото. Вот так из Вологды в Киев шёл и паломник Пётр. В своих воспоминаниях он подробно перечисляет многочисленные монастыри. Для будущего созидателя, строителя это — бесценный опыт. Их красота и полнота ведь означает, что в каждом из них подвижник, святой.
Как происходит эта встреча: учитель — ученик, старец — послушник? Вновь в судьбе Пимена рука Святителя Игнатия. Я имел от отца Игнатия, к тому времени настоятеля Лопотова монастыря, письмо к двум старцам Оптиной пустыни — Леониду и Иларию, — писал Пимен. Дух старчества, воспоминание о нём, бесценные беседы и наставления остались в сердце на всю жизнь». Дальше в его жизни — Угреша, и это само по себе чудо. Когда-то, ещё в Вологде, юродивый Николка предсказал ему: «Ой, попадешь ты к Николе, а Никола никуда не ходит».
И точно, будущий преподобный безвыездно прожил сорок лет в обители Святителя Николая. И остаётся до сих пор. Здесь покоятся его святые мощи. И вновь в его судьбе, уже в третий раз, святитель Игнатий. Отца Игнатия Брянчанинова назначили настоятелем в Николо-Угрешский монастырь, но как лично знакомый императору он был направлен в Сергиевскую пустынь. Митрополит московский Филарет спросил святителя Игнатия, не укажет ли он кого на своё место в Угрешу, и отец Игнатий указал на отца Илария, у которого Пётр будущий Пимен был келейником.
Лазил я с фонарем и под собор, и на паперть. Помню до мелочей те свои ощущения… Всё монастырское было мне так дорого и близко, как будто было оно моей родовой собственностью, отеческим наследием, мною полученным», — вспоминал Пимен. До 1764 года обитель Угрешская имела рыбные ловли на Волге, соляные варницы в Тотьме, две приписных пустыни, не говоря уже о лесных угодьях, которые измерялись вёрстами… Несчастье ли, искушение ли это было в истории Угреши... В 1825 г. Знали, что в ризнице хранятся ценности и большие деньги. Заказали молебен Пресвятой Богородице.
Все пятеро были вооружены кистенями и ломами. А братии тогда всего-навсего было десять человек, к тому же рассеянных по кельям. Но Господь уберёг верных своих монахов. Разбойники не совершили убийство и не смогли забрать деньги. В смятении они взяли, что смогли. Ограбили ризницу, ободрали оклады с икон и ушли.
Утром иеромонах увидел разорённый храм. Послал за настоятелем.
О том, что патриарх Кирилл посетит Оренбургскую область, стало известно еще в прошлом году. Тогда митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин напомнил, что предстоятель РПЦ запланировал поездку на 2023 год. Известно, что патриарх Кирилл проведет богослужения, встретится с руководством нашего региона и верующими. Читайте также:.
Пимена Угрешского 29. Пимена Угрешского 29 октября 2923 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни, Высокопреосвященнейший митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, временно управляющий Оренбургской епархией, совершил Божественную литургию в храме преподобного Пимена Угрешского на Малой Земле.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Оренбургской и Казанской епархий, а также ректор Оренбургской духовной семинарии иерей Пётр Панов.
В оренбургском храме Пимена Угрешского к приезду патриарха Кирилла завершаются отделочные работы
В день памяти преподобного Пимена Угрешского священноархимандрит обители совершил в ней Божественную литургию, а накануне Всенощное бдение. В завершение богослужения митрополит Кирилл обратился к верующим со словом: Поздравляю с первой Божественной литургией в этом храме преподобного Пимена Угрешского. Два века спустя, в продолжение традиции духовного просвещения, в день памяти преподобного Пимена Угрешского после Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе. Преподобный Пимен Угрешский, архимандрит Русской Православной Церкви, являлся многолетним настоятелем Николо-Угрешского монастыря.
В дзержинской обители почтили память погибших сотрудников ФСИН
Осенью 2023 года патриарх Кирилл освятит храм Пимена Угрешского в Оренбурге - новости Орска | В православной церкви 30 августа празднуется День святого преподобного Пимена Угрешского, многолетнего настоятеля подмосковного Николо-Угрешского монастыря. |
Патриарх Кирилл определил преподобного Пимена Угрешского небесным покровителем ФСИН | В завершение богослужения митрополит Кирилл обратился к верующим со словом: Поздравляю с первой Божественной литургией в этом храме преподобного Пимена Угрешского. |
В дзержинской обители почтили память погибших сотрудников ФСИН | Пимен Угрешский известен как неутомимый строитель подмосковного Николо-Угрешского монастыря, наместником которого последние 20 лет был епископ Вениамин. |
В Пензе отметили день памяти Пимена Угрешского | ГТРК «Пенза» | Пимена Угрешского. |
Патриарх Кирилл определил преподобного Пимена Угрешского небесным покровителем ФСИН | "Московский патруль": в Подмосковье отреставрировали храм преподобного Пимена Угрешского. |
Неделя 12-я по Пятидесятнице. Память преподобного Пимена Угрешского. Фоторепортаж. Видео
Во время богослужения прихожане имели возможность молиться перед ковчегом с частью мощей преподобного Пимена Угрешского, слушая посвящённый ему канон накануне его блаженной памяти. Святой Пимен Угрешский является покровителем учащих и учащихся, так как во время своей земной жизни много потрудился на поприще просвещения. Кроме того, имеется много свидетельств его помощи в исцелении от различных болезней, в том числе онкологических.
Для него, строителя и молитвенника, сорок шесть лет, проведенные здесь, на Угреше, были наполнены неустанными трудами на ниве Христовой и молитвой благодарности Господу. Святой архимандрит Пимен наставлял людей, обращающихся к нему за советом, каждое дело начинать с молитвы. И сам всю свою жизнь следовал этой заповеди, возводя обитель не только материально, но и духовно. Он непрестанно молился о том, чтобы на этом святом месте Господь воссоздал монашескую общину, которая готовила бы людей для вечной жизни, для горнего Иерусалима. Преподобный Пимен, сам в детстве не получивший образования, в 1866 году открыл на Угреше народное училище, которое могли посещать дети из бедных семей.
Но, будучи опытным человеком, многолетним администратором, почему-то не взял с собой никого в свидетели. Выйдя, он объявил, что деньги пропали. Известный своей распорядительностью и честностью московский полицмейстер Шульгин и знаменитый сыщик Сорокин взялись за дело. Надежды раскрыть преступление было мало, но все от мала до велика, праведники и грешники, даже действующие воры помогали им, понимая, как ужасно случившееся. И сыщики Божьей милостью всё нашли и всех задержали. Разбойники сознались в грабеже и намерении убийства, и пошли на каторгу. Но денег при них не было. Они, независимо друг от друга, упорно твердили, что не нашли их. И подозрение Сорокина пало на наместника Израиля... Всё раскрыли сыщики, в том числе и грех наместника. Всё нашли и доказали. Трещина в самом сердце тогдашнего православного мира. Двойное предательство. Бес дважды посмеялся. Игумен Израиль был лишён сана и сослан. Но ассигнации так и не нашлись. И только через много лет по его смерти в его постели нашлись эти ядовитые предательские деньги. А он, погубив свою душу, никак не мог ими воспользоваться в той святой стране. В течение десяти лет было два игумена — Израиль и Аарон, у первого был грех сребролюбия, второй подвержен был слабости пьянства. Оба были отрешены митрополитом от управления, сосланы с запрещением священнодействовать. Лишены монашества. Страшная судьба. Иначе тогда быть не могло. В той святой стране, на чистой воде грех человеческий был виден отчётливо. Святая Русь — это не камни святые, не архитектура, а святые её жители. Святые сапожники и святые сыщики, святые крестьяне, каменщики, князья. Да, были и злодеи, и воры, были и предатели. Но «мне отмщение и Аз воздам». В святой стране преступление уже само по себе и есть наказание. Преемник отца Израиля игумен Аарон в продолжение своего семилетнего правления не только не исправил то, что было сделано, но вообще к монастырю был не расположен. Из-за слабости пьянства боялся любых гостей, в том числе и богомольцев. И всячески пытался не возвысить, а принизить обитель, чтобы её закрыли, просто превратили в приходскую церковь по причине ветхости, и он наконец зажил бы спокойно, без страха. В 640-летней истории обители это был мимолётный эпизод. Но смертельно опасный. Если дальше идти по такому пути, то это смерть монастырю, а если мы берём монастырь как образ России, то гибель России. Как пронзительно ясно отец Пимен видел, как человек падает в эту бездну. Он писал: «Описание жизни этих двух игуменов покажется кому-то соблазнительным, но скажу в своё оправдание, что не ради осуждения тревожу память своих предместников, но ради назидания, дабы в резких чертах показать, до чего может уклониться человек в каком бы звании он ни был, ежели не будет постоянно блюсти себя... Монах же в особенности! Ибо строго судит Господь и жестоко наказует он инока, уклонившегося от правой стези». Фотографии XX века донесли до нас вид разрушенных храмов, расстрелянных священников. Но оказывается совсем не обязательно пережить революцию и гражданскую войну, чтобы пришла вот такая мерзость запустения, которая есть внешнее выражение отречения, предательства, греха. Преподобный Пимен писал: «Собор наш главный был весьма ветх, так что пришлось местами разбирать стены по причине трещин. Ветхость их обнаружилась неожиданно. Я осматривал работы и шел по своду и вдруг провалилась правая нога моя, провисла сквозь свод, едва не поплатился я при этом жизнью. Выбрался невредимым, не скажу, что это меня очень испугало. Но не прошло трёх часов и весь свод над алтарем обрушился. К счастью, в это время рабочих там не было, а то многие бы пострадали. Это меня потрясло». А если бы, не дай Бог, свод обрушился бы во время литургии и священники бы погибли... До такого состояния была доведена обитель. Неудивительно, что в столице всерьёз задумывались — не упразднить ли монастырь вообще... На место нерадивых настоятелей пришёл игумен Иларий, искренний молитвенник и человек добрый, но далёкий от понимания мирского, ошибающийся в людях, кроме того, он был весьма несведущ во всём, что касалось хозяйственной стороны, как описывал его Пимен. Есть такой глубоко прочувствованный возглас почти любого православного человека: «Господи, дай мне способность не видеть чужие грехи! Молиться, любить всех ближних и дальних и видеть только свои грехи». Это спасительно и для нас, простых, грешных мирян, и для великого святого. Но для отца Пимена возможен ли был такой путь? Была ли у него такая возможность — не видеть чужие грехи? Похоже, что не было. Потому что и по судьбе своей, и по должности настоятеля он обязан был Божиим даром видеть насквозь человеческую природу. И он видел всё ясно.
Архиерею сослужили секретарь Тольяттинской епархии иерей Дионисий Бунцев, благочинный Жигулёвского благочиния Тольяттинской епархии иерей Кирилл Зимин, настоятель Вознесенского храма с. Жигули протоиерей Димитрий Калагаев. В диаконском чине служил клирик Преображенского кафедрального собора диакон Артемий Панков.
Осенью 2023 года патриарх Кирилл освятит храм Пимена Угрешского в Оренбурге
В небесной канцелярии интересные перемены: преподобный Пимен Угрешский назначен патриархом Кириллом на пост покровителя Федеральной службы исполнения наказаний. На территории монастыря в память о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебного долга построена церковь Пимена Угрешского. После соборной молитвы на площади около храма преподобного Пимена Угрешского прошел торжественный митинг. Храм преподобного Пимена Угрешского, расположенный на территории Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, является единственным в России храмом-памятником.
Преподобный Пимен Угрешский: традиции и верования в День Вдовьи помочи
Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и к празднику Святой Пасхи иерей Василий Лосев, секретарь епархиального совета Одинцовской епархии, руководитель Юридической службы Московской митрополии, настоятель храма святителя Николая Мирликийского г. Красногорска, был удостоен права ношения палицы. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Павел Галушко, руководитель пресс-службы Московской митрополии, благочинный Лосино-Петровского церковного округа Балашихинской епархии , настоятель храма святителя Николая Мирликийского городского округа Лосино-Петровский Московской области.
По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг Преображенского собора. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар обители Святейший Владыка передал пасхальное яйцо.
Доучивался преподобный Пимен у своего двоюродного дедушки Фёдора Ивановича Скулябина, человека грамотного, всю жизнь работавшего приказчиком и бывавшего по торговым делам в Китае. В то время он был 80—летним старцем, но успел многому научить внука Петра Мясникова, будущего преподобного Пимена15. Духовный писатель Д. Благово, много лет проживший в Угрешском монастыре на послушании, отмечал, что архимандрит Пимен затруднялся самим процессом письма16, но это касалось значительных по объёму «Воспоминаний преподобного Пимена», богословских трудов записанных Д.
Благово и длинных деловых бумаг, подготовленных в канцелярии обители. Короткие записи рукой о. Пимена 1—2 строчки мы обнаружили в исходящих журналах17 Николо — Угрешского монастыря за 1858—1862 годы. Всего этих записей 31, в основном они касаются выдачи увольнительных билетов насельникам на деловые поездки, паломничества, свидания с родными.
Видимо, о. Пимен не хотел затруднять канцеляристов и делал краткие записи собственной рукой. Но встречаются среди них и строки другого содержания. Пимен Угрешский.
Стенопись Спасо-Преображенский собор 2010 г. Все эти документы и рабочая записка преподобного Пимена свидетельствуют о том, что он имел довольно разборчивый, «энергичный» почерк, писал достаточно грамотно для своего времени, но знаков препинания почти не ставил. Дело касалось подтопления лугов, принадлежавших крестьянам деревни Ванилово Бронницкого уезда, «мельничной водой Николо — Угрешского монастыря». К письму прилагался неоконченный черновик доклада митрополиту Московскому Филарету, написанный не архимандритом Пименом19.
До 1764 года деревня Ванилово принадлежала Николо — Угрешскому монастырю, потом при секуляризации монастырских земель была пожалована графу А. После его смерти деревню унаследовала А. В 1763 году по ревизской сказке в ней числилось 127 душ. Близ этой деревни, в 55 верстах от монастыря на реке Нерской, была монастырская мельница, которая находилась во владении монастыря по указу МДК от 22 июня 1730 года.
В 1763 году мельница была передана Коломенскому архиерейскому дому. С 1796 года угрешский игумен Ионафан вёл обширную переписку с казённой палатой и МДК о возвращении мельницы, которая перешла к Ново — Голутвину монастырю. Хлопоты Ионафана в конце концов увенчались успехом: 15 июля 1800 года Коломенский уездный суд решил дело в пользу Угрешского монастыря: мельница вернулась в его владение и в последующие годы сдавалась в аренду20. Недостаточная пропускная способность мельничной плотины, видимо, и стала причиной подтопления крестьянских сенокосов летом 1853 года после обильных дождей.
Коломенский уездный землемер Дагаров направил 18 июня 1853 года в монастырь отношение с требованием командировать депутата для решения возникших проблем21. Бумаги тогда шли по почте не менее недели. Сразу после получения отношения о. Пимен исполнил требование, поручив разобраться в деле священнику Иоанну.
В записке говорится, что «исследование по сему делу уже было сего года 27—го июня». Крестьянам для покоса предоставили монастырские луга. Сложный вопрос был решён преподобным в максимально короткие сроки, тогда как указ духовной консистории на этот счёт вышел только 23 июля, а до Угреши дошёл лишь 12 августа 1853 года. Если бы о.
Пимен помедлил до этой даты, крестьяне могли бы остаться без сена и понести значительные убытки. Формально дело было урегулировано только в ноябре— декабре 1853 года. Таковы были бюрократические процедуры того времени. Последователи архимандрита Пимена Итогом деятельности преподобного Пимена Угрешского стал не только возрождённый Николо — Угрешский монастырь, но и целая плеяда последователей, продолживших его дело на Угреше и в других монастырях епархии.
Одним из них был архимандрит Сергий Порфирий Петрович Свешников 22, родившийся в 1830 году в семье московских купцов. В Угрешский монастырь он поступил 24 сентября 1846 года, был пострижен 25 сентября 1851 года, рукоположён в иеродиакона 1 марта 1853 года, в иеромонаха — 10 апреля 1853 года. В 1854 году о. Сергий был назначен ризничим, затем в 1855 году — казначеем, должность которого занимал до августа 1867 года.
В этом качестве он несколько раз упоминается в «Воспоминаниях архимандрита Пимена». За время пребывания на Угреше о. Сергий получил две награды: набедренник 13. В 1871—1883 годах он был настоятелем Коломенского Свято — Троицкого Ново — Голутвина монастыря23 и привёл эту оскудевшую обитель в цветущее состояние, преобразовав её в декабре 1871 года при поддержке святителя Иннокентия, митрополита Московского, из штатного монастыря 2—го класса в общежительный.
В сан архимандрита о. Сергий был возведён 14 марта 1873 года. В 1883—1896 годах он настоятельствовал в Иосифо — Волоколамском монастыре24. С 14 июня 1873 года архимандрит Сергий был помощником благочинного общежительных монастырей архимандрита Пимена, после смерти которого был назначен на эту ответственную должность 31.
За свои труды архимандрит Сергий был удостоен нескольких правительственных наград: ордена св. Анны 3—й степени 16. Анны 2—й степени 15. Владимира 4—й степени 24.
Скончался он 17 ноября 1897 года. Постриженником прп. Родился он в 1835 году в семье мещан, поступил в Борковскую пустынь Владимирской епархии 29 февраля 1856 года, перевёлся на Угрешу 11 июня 1857 года, где был пострижен 13 марта 1860 года. Менее чем через полгода о.
Каллиста возвели в сан иеродиакона. Должность эконома была не только ответственной, но и весьма почётной, однако иеромонах Каллист в конце декабря 1864 года предпочёл вернуться на Угрешу на довольно скромное послушание смотрителя богадельни. Прежде богатый монастырь, где располагалась летняя резиденция коломенских епископов, стал в 1764 году заштатным, оскудел и был приписан к Коломенскому Старо — Голутвину монастырю. Бобренёв монастырь вновь стал самостоятельным в 1865 году и постепенно начал возрождаться, во многом, благодаря строителю о.
Каллисту, который рачительно распоряжался довольно скудными средствами. При монастыре было открыто училище для мальчиков на 30 учеников, приходящих на занятия из окрестных селений, где собственных школ ещё не было. В 1870—е годы в обители проживало около 30 насельников25. Тогда в трёх из девяти мужских монастырей Ново — Голутвине, Бобренёве и Николо — Берлюковской пустыни , входивших, помимо Николо — Угрешского, в благочиние архимандрита Пимена, настоятелями были угрешские постриженники.
В их числе строитель Берлюковской пустыни игумен Нил Николай Лукич Скоронов , родившийся в 1824 или 1825 году в г. Скопине Рязанской губернии в купеческой семье. Он поступил в Николо — Угрешский монастырь 2 июля 1853 года, был пострижен 23 марта 1857 года, возведён в сан иеродиакона 28 июля 1857 года и вскоре в сан иеромонаха. Обязанности казначея о.
Нил исполнял с 25 августа 1867 года около трёх лет, а 28 марта 1870 года его назначили строителем Николо — Берлюковской пустыни, которую он привёл в цветущее состояние. Архимандрит Нил 1880-е гг. За свои труды о.
Для него, строителя и молитвенника, сорок шесть лет, проведенные на Угреше, были наполнены неустанными трудами на ниве Христовой и молитвой благодарности Господу. Святой архимандрит Пимен наставлял людей, обращающихся к нему за советом, каждое дело начинать с молитвы.
И сам всю свою жизнь следовал этой заповеди, возводя обитель не только материально, но и духовно. Он непрестанно молился о том, чтобы на этом святом месте Господь воссоздал монашескую общину, которая готовила бы людей для вечной жизни, для горнего Иерусалима. Преподобный Пимен, сам в детстве не получивший образования, в 1866 году открыл на Угреше народное училище, которое могли посещать дети из бедных семей.
Архимандрит Угрешский удивительным образом сумел соединить в своей жизни духовное и материальное. Для него, строителя и молитвенника, сорок шесть лет, проведенные на Угреше, были наполнены неустанными трудами на ниве Христовой и молитвой благодарности Господу. Святой архимандрит Пимен наставлял людей, обращающихся к нему за советом, каждое дело начинать с молитвы.
И сам всю свою жизнь следовал этой заповеди, возводя обитель не только материально, но и духовно. Он непрестанно молился о том, чтобы на этом святом месте Господь воссоздал монашескую общину, которая готовила бы людей для вечной жизни, для горнего Иерусалима.