Масленица-2024: как отмечать один из самых «вкусных» праздников в году? Празднование масленицы начиналось строго в одно и то же время — с 21 марта по 28 марта, что было обусловлено днём весеннего равноденствия. Об истории праздника и его традициях, о его отражении в творчестве русских классиков знакомит сценарий урока «Масленица». Масленичные задоринки «Масленицу встречаем, зиму провожаем» состоялись 3 марта в Паршиновской сельской библиотеке.
В клубно-досуговых учреждениях Шумерлинского муниципального округа прошла Широкая Масленица
Масленичная неделя имеет глубокую историю, строгие традиции и приметы. Начало масленичной недели зависит от Пасхи – большого весеннего праздника. Кстати, все дни недели в Масленицу имели шуточные названия. Масленица — веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины, чучело Масленицы. Праздник стал именоваться Масленицей лишь с XVI века, когда был включён в церковные праздники и по времени сдвинут почти на месяц ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица стала предшествовать. Праздник Масленицы традиционно ассоциируется у нас с весельем: гуляньями, плясками, блинами. Между тем некоторые масленичные обычаи и традиции, как древние, так и современные, могут показаться шокирующими.
Масленичные потехи (Полурядинский СДК)
масленица История празднования масленицы. Один из самых древних славянских народных праздников, дошедших до наших дней. По популярности в области обрядов праздник Масленицы занимает у россиян второе место после украшения новогодней елки. масленица История празднования масленицы. Один из самых древних славянских народных праздников, дошедших до наших дней. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Как положено на празднике: веселились от души, гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.
Славянский Праздник Масленица
До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Кульминацией праздника стало традиционное масленичное угощение блинами. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Масленичная, или Сырная неделя празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Масленица — праздник, сохранившийся у славян с языческих (дохристианских) времен. Когда в России отмечают Масленицу. История праздника. Как проходит Масленичная неделя: традиции, обряды, что едят на Масленицу.
К своим истокам прикоснись. Масленица
Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи а до 17 века четырнадцати дней масленицы имел своё название. К началу 20 века все названия перемешались — древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное — блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом.
Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки славили Бога Ярила, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Каждый блин символично означал один солнечный день, потому пекли блинов как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год.
Почему же праздник называется Масленица? Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла.
Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца.
Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны.
Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса — покровителя скотоводства. Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы.
Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели — не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста.
По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие».
Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком.
Отмечается в течение недели, предшествующей Великому посту.
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Праздник сохранил большое влияние дохристианской славянской мифологии. И западноевропейский карнавал, и Масленица знаменующие переход от старого года к новому, от зимы к весне [2].
Сохраняются традиционные обряды и атрибуты народного празднования Масленицы — сжигание чучела Масленицы, забавы, гулянья. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей.
Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин.
Проводы зимы. Россия, XVII век.
Дети утром делали соломенную куклу, наряжали ее и возили в салазках. Вторник — «заигрыш». В этот день с утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках. Молодцы высматривали невест, а девушки украдкой поглядывали на суженых.
Раньше народ толкался около уличных кукольных балаганов, а по вечерам ряженые ходили по домам. Да и сегодня никто не мешает пойти в гости и даже устроить там небольшой самодеятельный концерт. Среда — «лакомка». Со среды уже официально начинается «праздник живота». В этот день тёщи приглашали зятьёв на блины, а для развлечения любимого зятя созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла, как у тёщи головушка болит, да как зятёк-то тёще спасибо сказал.
Четверг называется «разгулом» или «широким четвергом». В этот день празднества подходят к середине. При Иване Грозном по четвергам велись жаркие кулачные бои. После них мужикам не страшно было исполнить и вторую свою обязанность — послать тёще приглашение на блины. Пятница — «тёщины вечерки». В этот день зятья угощали тёщ блинами, иногда со всею роднёй.
Впрочем, есть и другая версия: в пятницу именно зятья должны нагрянуть к тёщам на блины. Что больше по душе — выбирайте сами. Главное, этот день должен пройти под девизом: «блин не клин , живота не расколет! Суббота — «золовкины посиделки» для любознательных: золовка — сестра мужа.
Вторник или «Заигрыши».
Волнительный день для незамужних девиц, ведь именно во вторник к девушкам приходили сваты. Среда или «Лакомка». По традиции в этот день зятья приходили к тещам на блины. Также в среду в деревнях варили пиво. Четверг или «Разгуляй».
Начинались массовые народные гуляния. В этот день устраивали катание на лошадях «по солнышку». Все, у кого была лошадь, запрягали сани и скакали по часовой стрелке вокруг деревни. В четверг устраивали любимую всеми игру — взятие снежной крепости, проводили кулачные бои. Пятница или «Тещины вечерки».
В этот день к зятю на блины с ответным визитом шла теща. Причем она могла взять с собой подруг или родственниц. Суббота или «Золовкины посиделки». К молодой жене брата приходили его сестры, которых она должна была порадовать подарками.
Масленица по-библиотечному
Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо.
Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.
Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.
Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды.
Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.
Так что над масленицей умничать нечего.
Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом.
Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл.
Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.
Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем.
Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.
Сжигание чучела всегда сопровождается зачастую частушками, хороводами, песнями и танцами. История праздника. Сейчас масленицу принято считать праздником принятым православной церковью.
И это на самом деле так. Но мало кто знает, что масленица - это праздник изначально языческий. Еще во времена, когда на Руси не было православия, наши предки верили во множество Богов. Одним из них был Бог Солнца. В честь этого у наших предков сложилась традиция печь лепешки в форме круга, символизирующие весеннее солнце, позднее их заменили на блины. Традиции праздника. Понедельник, вторник и среду народ готовился к празднику: заготавливали большое количество дров, украшали двери и наличники изб, сооружали снежные горки. Основная часть праздника приходилась на оставшихся четыре дня.
Целые дни детвора и взрослые проводили во дворе, лишь изредка заходя домой съесть парочку блинов и выпить горячего чая. Ребята строили большую снежную крепость и разбивались на две группы: одна группа - защитники, а вторая - атакующие. Одни должны были защищаться, а другие атаковать. Что касается женщин, то те надевали свои самые красивые наряды, посещали театральные постановки, а также смотрели на кулачные бои. Что касаемо кулачных боев, то здесь не все так просто. Мужчины очень долго готовились к этому: тренировались не один месяц. Перед боем обязательно было хорошо покушать и сходить попариться в баню. С его помощью, как они считали, они выйдут из боя победителями.
В этот день люди потихоньку начинали печь блины.
Еду, оставшуюся от Масленицы, никогда не выбрасывали, это считалось плохой приметой. Знаменитая картина Сурикова «Взятие снежного городка» Приметы и поверья Масленицы Как любой старинный праздник, Масленица имеет множество примет и поверий, в том числе: Дождь накануне Масленой недели — хороший урожай грибов осенью Заморозки под Масленицу обещают мягкое и урожайное лето. Чем больше хозяйка испечет блинов, тем более богатым будет год.
А если хозяйка поленится и будет печь мало — урожая в этом году не будет. Снег на Масленой неделе — богатый урожай гречки. Если девушка встретит на Масленицу подвыпившего человека, то в этом году удачно выйдет замуж. Пышные и золотистые блины — признак богатого урожая, а прилипающие и неудачные блины сулят неудачи и неприятности.
Хозяева, которые скупятся на масленичные угощения, могут разориться в течение года. Если на Масленицу отдать или выбросить старые вещи, то в скором времени появятся обновки. Простить старые обиды — значит, пусть в жизнь добрые события. Хороводы вокруг чучела Масленицы Запреты, или чего нельзя делать на Масленицу Масленица, как любой праздник, имеет свои правила и традиции.
В том числе и запреты, а именно: работать по дому можно только в первые три дня; нельзя отказывать от дома гостям; нельзя сидеть дома, когда проходят гуляния; следует воздерживаться от мяса, отдав предпочтение маслу, молоку, сметане, сыру или рыбным продуктам; не рекомендуется переедать, особенно в последние дни праздника, ведь за ними наступает Великий пост. Самый большой в истории блин был испечен не в нашей стране, как родине праздника, а в Великобритании, в 1994 году. В диаметре этот гигантский блин достигал 15 метров, толщина его была 2,5 см. С тех пор рекорд не побит.
Масленица в 2021 году В этом году первый день Масленицы приходится на 8 марта Международный женский день. Этот день в нашей стране является выходным, а значит, у хозяек будет время напечь блинов и пригласить в дом гостей. Современная жизнь вносит свои поправки, но мы стараемся отдавать дань старинным русским традициям. Во многих городах к масленичным торжествам относятся очень ответственно.
На площадях устраивают народные гуляния, неизменным атрибутом которых становится угощение блинами и сжигание чучела Масленицы. Также в этот день проходят различные конкурсы, игры и представления. Как празднуют Масленицу в городах Еще сохранилась добрая традиция просить прощения в последний день Масленицы.
Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞
Традиции Масленицы: история и обычаи праздника в России. Масленица. торжества и праздники. Масленица по дням недели. Богослужения Масленицы. Как провести Масленицу — совет священника. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Масленица — самый веселый, шумный, любимый народный праздник. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы.
Содержание
- История Масленицы
- Масленичная неделя «Мы Масленицу встречали, в библиотеку зазывали»
- Современные масленичные гуляния в России
- Доклад "Масленица" • СПАДИЛО
- Традиции и обряды праздника
Масленица: история, обряды и обычаи
Об истории праздника и его традициях, о его отражении в творчестве русских классиков знакомит сценарий урока «Масленица». Фольклорный праздник «Масленица-блинница, весны именинница» порадовал читателей библиотеки №6. Гости праздника вспомнили обряды и обычаи масленичной недели, узнали, что празднуется Масленица целую неделю и каждому его дню народ дал особое название. Краткое описание документа: Масленица-праздник, который отмечали ещё наши предки-славяне. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. Изначально Масленица — это языческий праздник. По разным данным, праздник посвящался либо Яриле, богу Солнца, либо Велесу, покровителю плодородия, сельского хозяйства и домашнего скота.