Памирцы не считают себя их словам их предки остались в этих краях после сразу,менталитет не зависит от на Мургабе.
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
По сути, Памир — осколок Российской империи. Памирцы-исмаилиты до сих пор в большинстве своем ассоциируют себя как подданных именно той империи. У них рассказы о том, как русские 120 лет назад спасли Памир от геноцида, передаются из поколения в поколения даже вопреки официальным установкам. В школах этого не преподают, а практически каждый памирец знает историю о том, как «Белый царь» помог их предкам. Поэтому и установление мемориальной доски было принято так тепло. Сейчас на бывших наших национальных окраинах идет такая тенденция, что сносятся памятники нашей общей истории — в Украине, Прибалтике, в Средней Азии Ташкент.
А на Памире наоборот, установлен памятный знак! Говоря об особом отношении к русским на Памире, стоит сказать и о том, что поискам Захарчева активно способствовали и местные жители — руководитель Фонда им. Кивикэса А. Бекмуроди, тележурналист Т. Гадомамадов, глава района М.
Джошбаев, директор турфирмы «Pamir-Fortess Co» У. Абибов и сотрудник Таджикского национального парка Т. Ну и, конечно же, простые памирцы, которые, узнав о цели нашего приезда, делились своими версиями и воспоминаниями», — говорит Захарчев. По словам руководителя Фонда имени Эдуарда Кивикэса Айдибека Бекмуроди, одну из улиц Хорога они планируют назвать именем офицера русской армии финна Эдуарда Кивикэса. В этом городе уже есть отель его имени.
С точки зрения истории, это, конечно, открытие. Но главное — в другом. Памирцы, десятками лет хранившие нашу совместную историю, поняли, что и Россия тоже не забыла это. Многие памирцы восприняли это как огромный шаг России к восстановлению прежних теплых и добрых русско-памирских отношений». Фото Н.
Дополнительная информация.
Вот в это время Ага-хан напомнил о себе, организовав снабжение Памира через Афганистан и Киргизию. В Бадахшане он строит мосты, дороги, электростанции, школы. С приездом памирцев в Северную столицу у нас появились приверженцы редкого для России религиозного направления — исмаилизма. Шииты считали, что возглавлять мусульман должен имам — потомок пророка, а не выборный халиф. В 760 г. Они отбросили шариат и предельно упростили обряды, уйдя таким образом от «исламской глобализации».
Исмаилиты считают, что обращенные народы должны оставаться такими, какие они есть. Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация. И это существенно отличает их от таджиков и узбеков. Памирцы религиозны, но религия не мешает здешним девушкам ходить с открытыми лицами и непокрытой головой, учиться наравне с мужчинами, свободно общаться. Исмаилитские намазы совершаются не пять раз в день, а трижды. Мечети памирцам заменяют джамаатханы — дома собраний.
Как выяснилось, практически все прилегающие к этим горам территории считают себя частью исторического Памира.
Более того, не только племена Таджикистана как те же памирцы , но и ряд афганских народностей причисляет себя к этносам Памира. Если говорить о памирцах, то они — не один народ, а ряд объединённых племён. Но почему же их родина и они сами получили такое необычное название? В старину на территории, что сегодня принято называть Памиром, существовало несколько княжеств, ряд которых сохранял относительную независимость от соседних народностей и их государств. К таким принадлежал и Мургаб, который историки назовут восточным Памиром или просто Памиром. Он представлял собой лишь небольшую часть полунезависимых владений. В дальнейшем, по аналогии с названием региона, стали именовать и народности, проживающие в нём, — памирцами.
Что интересно, несмотря на смену официального именования Памира, прежнее название остаётся приоритетным в разговорной речи и художественной литературе. Что за народ? Ответить однозначно, какие народности являются предками памирцев, не сможет ни один современный историк. Конечно, строится масса предположений, но не стоит забывать, что речь идёт о группе народов, а потому и предки могут быть разными. Да и сами памирцы с ходом времени не потеряли своей загадочности.
Это 16-17 часов на машине. Автобусы вместе с Советским Союзом исчезли. Была ещё дорога на Ош. Но Рахмон с кыргызами поссорился. Они её закрыли.
Ещё 5 лет назад из Хорога можно было самолётом в Душанбе улететь. Теперь нельзя. Бадахшан совсем закрыли", - рассказала cronos. После 80-х годов новых дорог в Горном Бадахшане так и не появилось Отсутствие сколь-либо значимых инвестиций в пусть и богатый, но малонаселённый Горный Бадахшан с населением около 300 тысяч человек, вкупе с фактической оторванностью автономии от внешнего мира привели к невероятному уровню безработицы. По информации памирских активистов она сегодня составляет до 80 процентов. В свою очередь массовая безработица ведёт к активному оттоку людей из области, а также способствует росту преступности. Отсюда и наблюдаемая политизация жителей ГБАО в виде выдвигаемых требований к официальному Душанбе, которые всё чаще перерастают в акции протеста. Главным из этих требований является напоминание, что Горный Бадахшан всё же является автономией, которой стал ещё во времена Российской Империи в силу своих исторических, языковых и культурных отличий от остальной части нынешнего Таджикистана. Местные активисты считают, что официальный Душанбе должен учитывать мнение бадахшанцев, и как минимум согласовывать со старейшинами назначение всех первых руководителей автономии, а ещё лучше дать возможность выбирать себе председателя области. Случайных людей в Горный Бадахшан никогда не назначали.
А те, кто приходил, всегда с людьми советовались. Узнавали, что делать надо, какие проблемы есть. Теперь всё не так. Рахмон не любит Памир. За всё время только Ёдгор Файзов всех устраивал. Но он всего 3 года председателем был, вместо него Рахмон поставил генерала Мирзонабота, который мало кому нравится. Говорят, это у так называемого "Пешвои миллата" Лидера нации со времён гражданской войны осталось, когда бадахшанцы выступали против его Народного фронта. С тех пор и мстит", - поделился своим мнением с CA Cronos ныне живущий в России сторонник "памирских активистов" Зафар Бахтибекзода.
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
Памирцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Сегодня вечером в фойе «Пионера» откроется выставка фотографа Ксении Диодоровой — истории памирцев, живущих между Москвой и родным кишлаком. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши. Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм.
Протестующих на Памире поддержали в США и Германии
И теперь большая часть из них шииты-исмаилиты, в отличие от таджиков, которые перешли в суннизм. Язгулямцы На их горной родине до сих пор преобладает отгонное скотоводство, земледелие невозможно или используется периодически. Памирцы состоят, по крайней мере, из пары десятков бОльших и меньших народов. Крупнейшими из них являются шугнанцы и ваханцы — численность каждого из этих этносов превышает 100 тысяч человек. На третьем месте находятся сарыкольцы, их около 50-ти тысяч, но основная часть живет не в Таджикистане, а в Китае. Остальные народы исчисляются не в десятках тысяч, а в тысячах, а некоторые — даже в сотнях человек.
Памирцы отличаются от таджиков в плане внешности, они более светлые, и являются приверженцами иного направления исламской веры. Как малые народы, они намного сильнее сплочены. Исторически это были стойкие люди с сильной воинственной культурой — их главным занятием веками было сопровождение и защита купеческих караванов и набеги на них. В настоящее время многие памирцы занимаются перевозкой достижений сельского хозяйства Афганистана, которые запрещены во всех странах мира. Поскольку в советское время часть из них была в добровольно-принудительном порядке переселена на равнину, много памирцев сегодня проживают в других регионах страны.
Ну и некоторые получали образование или находили работу в столице, и навсегда остались там.
Ребенок может начать отставать по математике после перехода в старшую школу 5-6 класс или после поступления в университет. Новая обстановка не всегда дает возможность сконцентрироваться на учебе и поэтому начинают возникать проблемы с оценками. Кому нужен репетитор по математике Сейчас довольно распространены частные уроки или репетиторство. Благодаря качественным и системным занятиям с репетитором ученик может устранить пробелы в знаниях, подготовиться к контрольной работе, экзамену или олимпиаде.
У школьного учителя просто физически нет времени на индивидуальную работу с каждым учеником. Конечно, есть факультативы и дополнительные занятия, но, как правило, на них ученики переписывают контрольные или самостоятельные работы или занимаются темой, которую запланировал учитель, а не темой, которая не понятна ученику.
Тогда семейному клану придется отойти в сторону, чего Эмомали Рахмон допустить не может. А потому он заранее очищает дорогу от тех, кто представляет угрозу транзиту. Горный Бадахшан всегда держался особняком от Душанбе. Включение региона в состав Таджикистана памирцы — а именно так называют себя памирские горцы — считают историческим недоразумением. В XIX веке памирцы, уставшие от постоянных набегов китайцев, киргизов, узбеков и таджиков, попросились в подданство Российской империи. Северный сосед не возражал, включил Памир в состав Бухарского эмирата, но управлял им напрямую. В регионе построили дороги, ЛЭП, инфраструктуру, соединяющую его с Таджикистаном.
В 1940 году через ГБАО проложили Памирский тракт — главный инфраструктурный проект, связывающий центр и периферию. Зависимость от Душанбе стала привычной, но жители региона подчеркивали, что идентифицируют себя в первую очередь как памирцев, а потом уже как таджиков. Они причисляют себя к исмаилитам и считают себя более светскими, чем таджикские сунниты После распада СССР автономия пыталась выйти из-под контроля Таджикистана, но начавшаяся в 1992 году гражданская война показала, что в одиночку, как и полтора столетия назад, с внешними угрозами памирцам не справиться. После окончания войны в 1997 году автономный статус Горного Бадахшана был закреплен в Конституции Таджикистана. Разговоры о самостоятельном развитии региона больше не велись, но жители всегда болезненно реагировали на попытки центра усилить влияние на регион. Протесты, начавшиеся в ноябре 2021 года и не прекращающиеся до сих пор, вспыхнули по той же причине: памирцы испугались, что Рахмон намерен лишить ГБАО статуса автономии и с этой целью взялся за зачистку политической активности в регионе. Конкуренты власти Триггером нынешнего обострения стал бытовой конфликт годичной давности. Гулбиддин Зиебеков, житель Хорога — административного центра ГБАО — вступился за честь родственницы, к которой приставал заместитель местного прокурора. Тот попросил прощения, и инцидент, казалось, был исчерпан.
Но прошлой осенью против Зиебекова возбудили уголовное дело, обвинив его в том, что извинения у чиновника он выбил силой. Для ареста Зиебекова в регион отправили группу спецназа. Зиебеков пытался бежать, по нему открыли огонь, и он погиб. Местные жители в знак протеста вышли на митинг, потребовали уволить руководителя региона Алишера Мирзонабота и расследовать преступление. Центр отреагировал на случившееся по-своему. Ответственность за разгул преступности в регионе и подстрекательство к протестам власти возложили на бадахшанских старейшин и авторитетов. Среди них много полевых командиров, участвовавших в гражданской войне в 1990-е годы и до сих пор популярных в народе. Претензии к Мамадбокирову большинство памирцев назвали надуманными. Сам он выпустил видеообращение с призывом оставить ГБАО и местных жителей в покое.
От меня требуют сдаться силовым структурам. В чем моя вина? Или я вступил в группировку вроде ИГ? Власть давит на меня 30 лет.
Именно с этого периода в СССР отношение к национальным меньшинств изменилось. Теперь уже главы советских государств хотели покончить с полу-этническим состоянием республик. Поэтому через два года 1939 г памирцы при новой переспи были «включены под шрифтом «таджики»». Каландаров в своей видео-лекции рассказывает о том, что ещё в 1959 году памирские народы числились в списках народов СССР, но в то же время указывалось их «Основное название национальности, к которому относятся самоназвания». К примеру, во время переспи 1959 г.
Также как и в 1979 году. В последующих переписях — 1959, 1970 и 1979 годов — памирцы уже никаким образом не выделялись.
Памирцы - загадка Средней Азии.
А ГКНБ установило постоянное наблюдение за родственниками погибших. И при первой попытке что-либо провести, их могут жестко наказать, вплоть до заключения под стражу и последующего осуждения на длительный срок. Ситуация напряженная и ею воспользовались жители Памира, проживающие за рубежом Таджикистана. В документе сообщается о том, что команду на уничтожение мирных граждан дал сам президент республики, что репрессии в отношении памирцев продолжаются до сих пор.
Большинство памирцев ГБАО старших лет владеют русским языком, среди них высокий процент лиц, имеющих высшее образование [11]. Этногенез и история [ править править код ] Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона [4]. Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины.
В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту. Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв.
Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой.
Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в. В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан [17]. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу.
При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления.
В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия наукяры , «чокар» — слуги. В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ. В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй. В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло.
Группу молодых людей — преимущественно выходцев из Таджикистана, которые устраивали драки по всей Москве и снимали весь процесс на видео — во вторник вечером доставили в Чертановский суд столицы для избрания меры пресечения. Полиция обратила на них внимание после избиения 16-летнего подростка на Каширском шоссе. Видео попало в сеть и вызвало большой резонанс. В ходе расследования выяснилось, что лишь это одна из многих потасовок, в которых участвовала группа драчунов. Себя они называли «памирцами», часто устраивали драки с незнакомцами, провоцировали на скандал, после чего снимали избиение на телефон. В суд вместе с обвиняемыми в хулиганстве приехали их многочисленные родственники. Мать одного из них заявила, что это просто детские шалости, за которые нужно наказывать в административном порядке. В том же духе высказался и адвокат одного из несовершеннолетних участников инцидента Абусупьян Гайтаев.
These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc. Advertisement Advertisement Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads. Others Others Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.
Марафон наций. Памирцы. Выпуск от 9 декабря 2022 года
Мечети памирцам заменяют джамаатханы — дома собраний. На любом уровне у исмаилитов есть духовный лидер. В каждом памирском селе найдется халиф, с которым люди согласовывают многие вопросы своей жизни. Отличает памирцев от таджиков и язык. В советское время каждый третий памирец имел высшее образование, сегодня этот уровень немного снизился. Петербургский памирец Бахтибек Бердов родился в самом высокогорном городе в СНГ — в Хороге, на высоте 2200 метров над уровнем моря, где тополя растут только вдоль городских улиц на фоне горных пиков, гремят три горные речки и где тысячу лет назад проходил Шелковый путь. Отслужив в армии, Бердов в 1987 г. Он — чемпион Европы и четырехкратный чемпион Петербурга по карате. Посвятил себя педагогике, в конкурсе «Учитель года-2003» занял второе место. Не счесть, скольким своим молодым землякам он помог получить образование, которое очень ценится среди памирцев.
Бердов создал региональную общественную организацию — диаспору представителей памирских народов в Петербурге. В самом начале общественной деятельности когда еще не остыли страсти после гражданской войны лидер петербургских памирцев находился в оппозиции официальному Душанбе, но позже пересмотрел свои взгляды и стал приглашать в диаспору таджиков, а также сотрудничать с таджикскими властями и посольством Таджикистана в России.
Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи.
В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно.
А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме.
Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни.
В приданом невесты джурабы есть обязательно. Обычаи и нравы Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение.
В результате пешеходы были вынуждены обходить дерущихся мигрантов по проезжей части. По результатам мероприятий, как сообщили в краевой прокуратуре, в отношении всех 15 иностранных граждан приняты решения о привлечении к административной ответственности «с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации». Популярное за сутки.
Центральная Азия представляет собой регион, в котором в разные эпохи соприкасались крупные культурные и языковые общности. Так, первые исследования, основанные на изучении митохондриальной ДНК и Y-хромосомных линий, показали, что генетическое разнообразие жителей этого региона — одно из самых высоких в Евразии. Это объясняется многочисленными волнами потоков генов в регион из Европы, Западной, Южной и Восточной Азии, включая те, что произошли уже в историческую эпоху. Анализ древней ДНК показал, что в происхождении популяций Центральной Азии приняли участие некоторые крупные общности. Среди них выделяется население Бактрийско-Маргианского археологического комплекса — одной из цивилизаций бронзового века. Генетически эта популяция восходит в первую очередь к земледельцам эпохи неолита, жившим в Передней Азии. В эпоху развитой и поздней бронзы на обширных землях к северу от нее, от Каспия до Енисея, проживали представители андроновской археологической культуры. Кроме того, с железного века по Центральной Азии распространяется восточная предковая компонента. Вместе с тем в регионе долгое время проживали и относительно изолированные группы, сохранявшие свою генетическую самобытность. Например, в минувшем году выяснилось , что популяция Таримского бассейна ранней и средней бронзы, от которой до наших дней сохранились многочисленные мумии, происходила главным образом от древних северных евразийцев, оказавшихся в Сибири еще в эпоху палеолита. Для этого они прочитали с высоким покрытием более 30 раз геномы 131 человека, относящихся к двум языковым семьям.
Как путешествие русского доктора Регеля чуть не привело к геноциду памирцев
Памирцы возмущены, что их автономия, упомянутая даже в названии региона — по сути формальность, раз даже губернатора им назначают из Душанбе. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши. Заявление "памирцы – не таджики" нередко можно услышать во время бесед с выходцами из Горного Бадахшана. Любопытная деталь – по уверениям бадахшанских "активистов".
комментарии
- Памирцы — чем интересен народ “крыши мира”?
- Карамшо Мамаднасимов
- Почему на Памире ныне не спокойно
- Памирские активисты обратились к Рустаму Эмомали: «Мир в ГБАО находится под угрозой»
- Памирские исмаилиты. Кто они?
- Памирцы — народ с уникальной культурой
15 мигрантов после массовой драки в Туапсе выдворят за пределы России
Интересно, что в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, среди небольшой части памирцев царили проафганские настроения. Памирцы не считают себя их словам их предки остались в этих краях после сразу,менталитет не зависит от на Мургабе. Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане. Таджики-Памирцы-Горный Бадахшан. Это народ который относится к индо-европейской группе языков Арийский (восточно Иранский) с расовой точки зрения так же они арийцы! кто такие памирцы. Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам.
Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.
Уважаемые общественные деятели памирской диаспоры, политические активисты и другие инакомыслящие были принудительно возвращены или тайно выданы из Российской Федерации в сотрудничестве с российскими службами безопасности и задержаны сразу после прибытия в Таджикистан. В течение нескольких месяцев после мая 2022 года многим памирцам в России, выражавшим политическое инакомыслие или добровольно участвовавшим в общественной деятельности памирской диаспоры, неофициально угрожали насильственным возвращением со стороны сотрудников таджикских или российских служб безопасности. Многим памирским беженцам грозила депортация из ряда стран Европы и других стран, где они искали международной защиты. Вернувшись в Таджикистан, многие члены семей памирских беженцев неоднократно подвергались посещениям и угрозам со стороны таджикских служб безопасности по поводу местонахождения членов их семей за границей. Страны, насильно возвращающие памирцев в Таджикистан, нарушают принцип невыдворения, краеугольный камень международного права в области прав человека и права беженцев, который запрещает перевод кого-либо в место, где он может подвергнуться преследованиям или другим серьезным нарушениям прав человека. Насильно возвращенным в Таджикистан памирцам грозят произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого обращения, насильственные исчезновения и несправедливые судебные разбирательства. Риски для граждан Таджикистана, на которых нацелены власти и которые были принудительно возвращены в Таджикистан, видны на примере Абдуллохи Шамсиддина.
Несмотря на многократные предупреждения о риске задержания и пыток в Таджикистане, 18 января 2023 года Германия депортировала его в Таджикистан. Он является этническим таджиком и тесно связан с несколькими лидерами оппозиционной партии Исламского возрождения Таджикистана. По прибытии в Таджикистан его подвергли принудительному исчезновению, а затем, как сообщается, содержали в одиночном заключении сотрудники КГБ. Amnesty International провела интервью с двумя лицами, которые были допрошены различными службами безопасности во время или после подавления в мае 2022 года, но не были арестованы и могли покинуть страну, а также с пятью лицами, которые были задержаны или допрошены до мая 2022 года. Почти все собеседники, которые говорили при строгой анонимности, сообщили о вербальном насилии во время допросов, которое направлялось не только на допрашиваемого, но и на его родственниц, этнических памирцев и их религиозное общество исмаилитов. Многие собеседники также сообщили о физическом насилии во время допросов, включая избиение кулаками, дубинами и металлическими предметами, электрические удары и лишение сна.
По словам собеседников, которых подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения, это было в основном направлено на получение информации от них и вынуждение их обвинить себя и других. За незначительными исключениями те, кто был произвольно арестован и официально заключен под стражу во время и после подавления в мае 2022 года, были осуждены по несправедливым судебным решениям, многие из них по необоснованным обвинениям в участии в организованных преступных группах статья 187 Уголовного кодекса. Эксперты ООН недавно выразили беспокойство относительно потенциально негативного влияния этого чрезмерно широкого определения терроризма на соблюдение процессуальных норм.
В социальных сетях памирцы пишут на своих языках, обсуждают особенности своего народа, создают алфавит, на котором пишут сообщения, комментарии, посты. Конфессиональная особенность В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами — исмаилитами. В Дарвазе, Вандже и Мургабе живут мусульмане суннитского толка, хотя в Язгуляме, население стало суннитами только с первой четверти XX века. Не будем вдаваться в философию религии, хотя исмаилизм имеет ряд серьезных отличий от других направлений в исламе.
Высказывание ученого Абусаида Шохуморова:«Исмаилизм это попытка приспособить ислам под современную иранскую зороастрийскую почву» — многое объясняет. Следует признать, что в отличие от других территорий, где ислам насаждался огнем и мечом, памирцы добровольно приняли его. Принятию исмаилизма на Памире способствовало прибытие исмаилитских дои проповедников , в том числе известного поэта и просветителя Носири Хисрава, на Памир. У исмаилитов имеется духовный глава, власть и авторитет которого передаются по наследству. Имам времени Ага-хан с 1957 г. Своего духовного лидера памирцы уважают и почитают.
Наступление на Памир В первые дни 2022 года в ГБАО заблокировали интернет и мобильную связь, что породило слухи о желании центра провести очередную спецоперацию по усмирению местных жителей. Попытки журналистов узнать, что происходит в регионе, сталкивались с противодействием властей. Так, крупнейшее издание «Азия-Плюс» отказалось писать о событиях в Хороге из-за давления.
Памирцы по всему миру выступали с требованием прекратить давление на ГБАО. В свою очередь, Рахмон убеждал внешних партнеров, что за протестующими стоят радикальные афганские группировки, которые хотят дестабилизировать ситуацию в регионе. На саммите ОДКБ, который проводился 16 мая в Москве , страны-участницы поднимали вопрос безопасности в Таджикистане, но Рахмон заверил, что справится сам. Пока политик заручался поддержкой союзников, в ГБАО снова вспыхнули протесты. Катализатором стало решение душанбинского суда приговорить Чоршанбе Чоршанбиева, бойца ММА, выходца из Горного Бадахшана, к восьми годам и шести месяцам тюрьмы. По версии следствия, Чоршанбиев призывал памирцев к насильственному изменению конституционного строя. На улицы Хорога вышли до тысячи жителей. Они требовали освободить Чоршанбиева, отправить в отставку местные власти и довести до конца расследование убийства Зиебекова. Кроме того, демонстранты требовали выплатить компенсации пострадавшим в ходе спецоперации в ГБАО в 2012 году и грозили бессрочной акцией протеста, если Душанбе не услышит их требования.
Еще одной подстрекательницей протестов назвали журналистку Улфатхоним Мамадшоеву. Вечером, когда толпа протестующих приблизилась к центральной площади, по ним начали стрелять резиновыми пулями. В результате один человек погиб, шестеро были ранены. Но местные жители вышли на протесты в своих районах. Под раздачу попали все местные авторитеты, обвиненные в связях с террористами и попытках дестабилизировать ситуацию в республике «Преступники при поддержке международных террористических организаций получили за пределами страны оружие и боеприпасы, а также привлекли иностранных наемников для осуществления террористических актов и других форм провокации», — объяснили цели спецоперации в Министерстве внутренних дел Таджикистана. Весь день 18 мая в Хороге и Рушане стреляли. Местным жителям запретили покидать дома, тем не менее минимум восемь человек погибли. МВД Таджикистана сообщило, что он погиб «в результате разборок криминальных групп». Он призвал власти страны прекратить давление на памирцев и напомнили, что 30 лет назад в Таджикистане началась гражданская война.
Если не прекратить очередной виток насилия, страна может снова оказаться перед угрозой нового широкомасштабного конфликта, предостерегли в ООН Мина замедленного действия «Эта антитеррористическая спецоперация проходит под грифом "секретно". Это означает, что власть вправе не сообщать общественности подробностей. Так она и поступает. Родственникам погибших не выдают их тела», — рассказал таджикский политолог и очевидец событий Муниршо Саидов. Подавление протестов оправдывают тем, что многие памирцы якобы связаны с афганскими радикалами. Жителей других регионов запугивают и призывают не высовываться Муниршо Саидовтаджикский политолог Объяснение, что за протестами в ГБАО стоят афганские радикалы и террористы, находит понимание за пределами Таджикистана, считает эксперт. При этом власти, по его словам, умело жонглируют информацией. Западу они объясняют, что памирцы всегда были лояльны России, и страна может усилить свое влияние в регионе.
Вот только в отличие от Урала, к месторождениям полезных ископаемых Памира добраться сложно — к ним ведут только полузаброшенные грунтовые дороги, что петляют меж горных вершин. Про асфальтированные же трассы в ГБАО уже практически не заикаются. Единственная асфальтированная дорога, которая связала Душанбе с основными населёнными пунктами Горного Бадахшана — Хорогом, Мургабом и Кулмой - была построена ещё в 1940 году. В начале 80-х годов всё при том же Союзе её расширили, после чего о ней практически забыли. Власти всё делают, чтобы в Памире хуже было. От мира, можно сказать, почти отрезали. При Союзе можно до Душанбе через перевал Хубурубот на автобусе добраться. Всего за 8-9 часов. На машине - быстрее на час. Но после войны Гражданская война в РТ 1992-1997 годов — прим. Эмомали Рахмон Хубурубот для нас закрыл. Теперь мы, чтобы выехать из страны, должны через Хатлон область в Таджикистане — прим. Это 16-17 часов на машине. Автобусы вместе с Советским Союзом исчезли. Была ещё дорога на Ош. Но Рахмон с кыргызами поссорился. Они её закрыли. Ещё 5 лет назад из Хорога можно было самолётом в Душанбе улететь. Теперь нельзя. Бадахшан совсем закрыли", - рассказала cronos. После 80-х годов новых дорог в Горном Бадахшане так и не появилось Отсутствие сколь-либо значимых инвестиций в пусть и богатый, но малонаселённый Горный Бадахшан с населением около 300 тысяч человек, вкупе с фактической оторванностью автономии от внешнего мира привели к невероятному уровню безработицы. По информации памирских активистов она сегодня составляет до 80 процентов. В свою очередь массовая безработица ведёт к активному оттоку людей из области, а также способствует росту преступности.
Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. Мировые новости. Как и другие памирцы, язгулями рослые, статные, очень красивые, и как нигде на Памире среди них много беловолосых и голубоглазых людей почти европейского типа.
Памирцы — народ с уникальной культурой
- Восстание против поработителей
- Как живут в Москве памирцы - Москвич Mag
- Поделиться
- «Памирцы», отпущенные из СИЗО, выложили издевательские посты в Интернете - НОВОСТИ ГОРОДОВ
- Таджикистан. Древнейшие горцы Памира (Игорь Красин) / Проза.ру