О буднях и праздниках православных людей на континенте рассказал в беседе с радио Sputnik Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. Тут, для краткости, стоит дать слово самому экзарху всея Африки, митрополиту Леониду (Горбачеву) по поводу того, какое значение он придает тому, что его, епископа Русской Церкви, «извергает из сана» Церковь Александрийская.
Интервью Патриаршего экзарха Африки архиепископа Леонида (Горбачева) РИА «Новости»
Решение Синода Александрийской церкви он назвал канонически ничтожным. Вы видите все собственными глазами: ведется миссионерская, образовательная просветительская работа, в Россию прибывают первые послушники и абитуриенты семинарии, слушатели образовательных курсов уже приступили к занятиям, реализуются гуманитарные программы на континенте, не прекращается литургическая жизнь, растет число клириков, совершаются массовые крещения, ведется катехизаторская деятельность", - сообщил митрополит Леонид. Экзархат за неполный год набрал мощные обороты и уверенно движется вперед.
На основе этого, а также исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, Синод постановил «считать решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными». Решение об образовании Патриаршего экзархата Африки было принято в связи с тем, что на тот момент 100 приходов Александрийского Патриархата во главе с их настоятелями заявили о желании перейти в лоно Русской Православной Церкви.
Но после того, как предстоятель Александрийской православной церкви патриарх Феодор II выступил союзником константинопольского патриарха Варфоломея, вмешавшегося в церковную жизнь на Украине и благословившего создание Православной церкви Украины, Русская православная церковь разорвала с александрийцами отношения. Папа и патриарх Александрийский Феодор II Сейчас ряд экспертов сводит исключительно к «украинскому фактору» конкуренцию Московского и Александрийского патриархатов в Африке.
Однако проблемы скрыты глубже. Как отмечает заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин, комментируя переход священников Александрийского патриархата в Патриарший экзархат Африки, «помимо признания Православной церкви Украины, у них были и другие поводы уйти. Например, многих африканских клириков не устраивало то, что подавляющее большинство руководства Александрийской церкви — греки. Сам же патриарх Феодор II воспринимал это как незыблемую догму». Поэтому когда Варфоломей обвиняет Московский патриархат в «ереси этнофилетизма» и связи ее с «прошлым и настоящим Русского мира», это является попыткой Фанара оправдать свои собственные «грехи» перед африканскими верующими, которых дискриминируют греки. В то время как рукоположение местных православных, пока в диаконы и иереи, а после, что выглядит очевидным, воздвижение их в сан епископский, показывает наднациональность Русской православной церкви.
Отдельным фактором, сформировавшим религиозный спектр Африки, стало появление на континенте католицизма и протестантизма, пришедших с колонизаторами. Впоследствии в Африке появилось немало групп, которые отошли от церквей западного направления и создали свои учения, сочетая элементы христианства и местные традиции. Это отражает стремление африканцев к поиску возможностей исповедовать веру во Христа без связи с церквями, запятнавшими себя участием в работорговле, поддержке колонизаторов, а также в межплеменных конфликтах. В последние годы разочарование африканцев в западных церквях усилилось из-за взятого теми курса на отказ от библейского нравственного учения в пользу однополых браков, трансгендеризма и т.
Появление Патриаршего экзархата Африки Русской православной церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента. Православие отвечает стремлениям африканцев, не имея описанных выше проблем западных церквей, но при этом являясь изначальной Церковью Христа. Александрийская православная церковь имеет древнюю историю присутствия на континенте, однако уже с эпохи раннего средневековья была сосредоточена на окормлении греческого населения африканских стран. Только в ХХ веке начался её некоторый рост за счёт поглощения африканских неканонических групп, уже ассоциировавших себя с православием.
Однако несмотря на отдельные успехи, в целом Александрийская церковь разочаровала африканцев, будучи в большей степени сфокусированной на насаждении так называемого эллинизма и грекофильства и не учитывая самобытность африканских культур в своей пастырской работе. На наших глазах происходит уникальное историческое событие — взрывной рост последователей Русского православия на Чёрном континенте. Всего за год и восемь месяцев деятельности Патриаршего экзархата Африки количество африканских приходов Русской православной церкви увеличилось с пяти до двухсот пятнадцати, а количество стран, где есть эти приходы, выросло с четырёх до двадцати пяти. Подавляющее большинство священников и прихожан составляют африканцы.
Именно Русская православная церковь может стать и уже становится мостом, соединяющим наши страны и народы и открывающим друг другу самое лучшее в нас. При этом для Русской церкви чужды методы прозелитизма и экспансионизма. Она открывает двери для всех, кто жаждет духовного обновления в рамках христианской традиции. В то же время она расположена к сотрудничеству с иными конфессиями и религиозными общинами.
У нас обширная повестка для взаимодействия: защита традиционных основ человеческой жизни, морали и нравственности, утверждение религиозных свобод, миротворчество, гуманитарная работа. Стоит отметить, что в политической жизни Африки имеют место конфликты, для эскалации которых нередко пытаются использовать религиозный фактор. Происходят гонения на христиан в ряде африканских стран. Мир — это то, в чём особенно нуждаются сегодня многие страны и народы, и Русская православная церковь приходит в Африку с вестью о мире, добрососедстве и взаимопонимании.
Как отзывается у африканских народов принципиальная позиция Русской церкви и Российского государства по защите традиционных духовных, в том числе семейных, ценностей? Одним из важнейших направлений работы Патриаршего экзархата Африки является защита канонического порядка, традиционных христианских ценностей и религиозных свобод, о чём особо упомянул Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём выступлении на пленарном заседании Второго саммита Россия — Африка 27 июля 2023 года в Санкт-Петербурге. Сегодня мы находимся в процессе цивилизационного перехода, который сопровождается неизбежными катаклизмами и конфликтами, однако ведёт к нашему общему преображению. Русская цивилизация проходила уже не раз через различные метаморфозы.
И мы понимаем, что за последнее тридцатилетие наша страна достигла того момента, когда, если бы мы продолжили двигаться по инерции в навязанной нам извне парадигме, мы бы уже утратили себя, свою субъектность, цивилизацию по имени Россия. У нас очень много общего с теми здоровыми силами в мире, с которыми мы сегодня должны укреплять наше сотрудничество. Сейчас мы находимся также в процессе борьбы двух ценностных систем. И наступает время для того, чтобы мы с вами наконец-то определились в своём выборе.
Мы никогда не рассматривали Африку как источник доходов, не вели колонизаторскую политику на этом континенте. Африка всегда была для нас полновесным, равным партнёром. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать стремление каждого государства ориентироваться на собственные национальные интересы, этнокультурные особенности. И в этом смысле, конечно же, мы продолжаем линию, начатую некогда Советским Союзом, внёсшим решающий вклад в деколонизацию африканского континента.
Мы — не Запад. Мы не торгуем дружбой и совершенно на других основаниях выстраиваем наши международные отношения. Мы не хотим по примеру наших западных соседей заново колонизировать африканские и любые другие страны под видом экономического сотрудничества на капиталистических принципах. Это не в наших интересах.
Выбрать муниципалитет
Африка» в Дзене: Дело, инициированное против митрополита Леонида (Горбачёва) в Высшем общецерковном суде, отозвано. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид прокомментировал в интервью RT утверждения в западных СМИ о том, что рост влияния РПЦ в Африке воспринимается некоторыми как попытка России укрепить своё влияние на континенте. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки. Митрополит ЛЕОНИД. Присутствие Русской православной церкви на территории Африки не является беспрецедентным новшеством.
Поиск по меткам
- Главное сегодня
- Главное сегодня
- «Русская Православная Церковь пришла в Африку навсегда»
- Экзарх Африки обратился в ФСБ из-за оскорбления студентов из Танзании | 360°
Митрополит Леонид: для нас важно спасение каждой души в Африке
На фото: таким он был тогда, таким он стал теперь. О причинах открытия дела в отношении экс-главы Патриаршего экзархата Африки, равно и его отзыва - не сообщается. На новость отреагировал председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов: С африканской земли выражаю радость о том, что дело против владыки Леонида отозвали из церковного суда и ему самому определили место служения и содержания на покое. Здесь, в Африке, владыку благодарно помнят и молятся о нем. Верю, что эта пауза в жизни очень активного и талантливого человека лишь временно послана ему Господом, чтобы набраться сил перед будущим церковным послушанием.
По его мнению, приход в Африку РПЦ — это очень важно, и сейчас православное духовенство и паства получают большую духовную поддержку. Он особо отметил возможность получения образования — многие африканские священники не имели возможности учиться в детском возрасте, а РПЦ даёт им такую возможность.
Но то, что я вижу теперь, вселяет в меня чувство радости. Если бы не РПЦ, целый континент присоединился бы к расколу и утратил возможность спасения. РПЦ открыла перед нами огромные возможности, которых раньше в греческой церкви у нас не было. Нам выделяют много стипендий на обучение. Возможно, у нас появятся монастыри — мы этого действительно хотим. В этом поколении многие молодые люди нуждаются в помощи церкви, потому что существует множество искушений.
Без РПЦ в Африке пришлось бы очень тяжело», — заключил монах. По его словам, сейчас в Нигерии 5 священников, которые были приняты в РПЦ, присоединиться к Русской церкви хотели бы и многие другие, но они опасаются из-за возможных санкций со стороны греческой церкви. Африка — это целина», — уверен нигериец. Он привёл в пример собственную страну. По его мнению, в греческой церкви работы с паствой почти не было, православный храм в многомиллионном Лагосе посещали единицы. После перехода в РПЦ началась активная катехизация населения, регулярно священники выезжают и в деревни.
Эти слова подтвердил священник Герман Эдиянгу из Уганды.
А по факту, последствия такой «догматической гибкости» принесли самому Феодору II и Александрийской Церкви самые неожиданные и далеко не самые приятные последствия. И дело даже не в том, что РПЦ прервала с Александрийским патриархом молитвенное общение.
Это было максимально мягкое решение потому, что общение прекратилось именно с патриархом, как отдельным епископом, а не со всей Александрийской Церковью. Куда интереснее было то, что с этим же самым Александрийским патриархом прервало общение огромное количество священников Александрийской Церкви. И не просто прервало, а очень захотело перейти в РПЦ.
В свою очередь, Русская Церковь несколько лет «тормозила» этот процесс перехода. И вот здесь снова нужно прояснять термины и особенности взаимоотношения Поместных Церквей в Православии. В церковной жизни и политике есть такое понятие, как «каноническая территория».
Это, скажем так, та территория, где активно действует та или иная Поместная Церковь. При этом одной Поместной Церкви вторгаться на каноническую территорию другой — нельзя. Если происходит такое «вторжение», то это значит, что такие церковные структуры находятся в состоянии раскола.
Грубо говоря, не признают друг друга в качестве легитимных Православных Церквей. Экзархат же, в свою очередь, — это как раз некая церковная территория за пределами страны, где находится административный центр той или иной Церкви. И Африканский экзархат появился явно за пределами России, это раз.
А два — именно на канонической территории Александрийского Патриархата. При том, что, повторимся еще раз: молитвенное общение Русская Церковь разорвала только с главой Александрийской Церкви, но не со всей этой Церковью целиком. Но тут, что называется, в силу вступила коллизия момента.
Ровно потому, что несколько лет подряд африканские священники в количестве более сотни человек просились именно в РПЦ.
Во встрече приняли участие председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов, благочинный приходов в Замбии иерей Варнава Нташа, местные клирики и личный секретарь митрополита. После обсуждения общих вопросов владыка побеседовал индивидуально с каждым клириком. В завершение встречи духовенству были переданы набор богослужебной утвари и памятные подарки. Богослужение совершалось на бемба, английском, французском и церковнославянском языках. По окончании Литургии архиерей обратился к пастве с приветственным словом.
Благочинному приходов в Замбии иерею Варнаве Нташа владыка вручил богослужебное Евангелие на английском языке.
За первые семь месяцев работы РПЦ удвоила число своих клириков в Африке
взял актуальное интервью у митрополита Леонида (Горбачёва), недавно назначенного патриаршим экзархом Африки: О расколе на Украине. Пресс-конференция по итогам первого зарубежного визита Патриаршего Экзарха Африки митрополита Клинского Леонида в Уганду 18–21 мая состоялась в рамках проект. 25 апреля на Патриаршем подворье – в храме Всех святых на Кулишках г. Москвы – Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид встретился со слушателями курса русского языка как иностранного, организованного в Московском педагогическом государственном университете. О буднях и праздниках православных людей на континенте рассказал в беседе с радио Sputnik Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. Вместо митрополита Клинского Леонида на должность исполняющего обязанности Патриаршего экзархата Африки был назначен епископ Зарайский Константин, официальный сайт РПЦ. Главная Новости Митрополит Леонид совершил Божественную Литургию и освятил 200 антиминсов для Патриаршего Экзархата Африки.
Синод РПЦ освободил от должности Патриаршего экзарха Африки
Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид считает, что приостановка поминовения патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священным синодом Александрийской православной церкви будет означать разрыв отношений с Русской. Здесь митрополит Леонид уже затронул интересы преемника митрополита Илариона на посту главы ОВЦС, митрополита Антония (Севрюка), курирующего европейские структуры РПЦ и до 2022 года бывшего экзархом Западной Европы. Решение Синода Александрийского Патриархата от 22 ноября 2022 года об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида не имеет. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид дал интервью телеканалу «Спас», которое можно считать программным не только для Африки.
Читайте также
- Новые публикации
- Патриарший экзарх Африки: Тысячи людей погибают за исповедание Христа - - 08.06.2023
- Горбачева могли наказать за гласность / / Независимая газета
- Представитель РПЦ обратился в ФСБ из-за оскорбления студентов из Танзании - | Новости
Африка переходит в РПЦ
Патриарший экзархат Африки Русской православной церкви (в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий) возглавил митрополит Клинский Леонид. 17 декабря 2022 года Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид прибыл в столицу Королевства Марокко Рабат. Об этом 8 сентября рассказал РИА Новости патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. 27 июня 2022 года состоялась встреча Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида с Патриархом Коптским Тавадросом II, сообщает ТАСС.
В РПЦ прокомментировали переговоры о встрече папы римского с патриархом Кириллом
Монастырь был основан в далёком 1891 году на территории Эстонии. Опуская длинную историю, желающих могут всё прочитать в библиотеке или интернете, скажу, что последствием русско-шведских военных "отношений" стало подписание Ништадтского мирного договора от 30 августа 1721г. Пункт 10-ый гласит: - Також в таких уступленных землях не имеет никакое принуждение в совести введено быть; но паче евангелическая вера, кирхи и школы, и что к тому принадлежит, на таком основании, на каком при последнем свейском правительстве были оставлены и содержаны, однакож в оных и вера греческого исповедания впредь також свободно, и без всякого помешательства отправлена быть может и имеет. Подумайте, что бы сделали и делают другие, на правах победителя.
Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.
И Господь мне дал понимание, что это будет глубоко и символично и будет прослеживаться связь с нашим Отечеством. И конечно, было принято правильное, на мой взгляд, решение, назвать ее в честь великой московской подвижницы — блаженной матушки Матроны», — рассказывает митрополит Клинский Леонид, патриарший экзарх Африки. Патриарший экзархат Африки — это наместничество за пределами метрополии Русской православной церкви, образованное в декабре 2021-го.
А мать Матрона — первая, кто принял в нем постриг. Сейчас она практикуется, чтобы потом в будущем возглавить женский монастырь в Кении. И, возможно, это будет не одна Кения, потому что близлежащие страны, которые тоже входят в пастырскую ответственность экзархата, также присоединятся.
Я думаю, что она будет одной из основательниц женской монашеской обители», — уверен митрополит Клинский Леонид. А еще мать Матрона сама обучает монашеским послушаниям других африканцев, которые, как и она, приехали в Россию и хотят стать частью русского православия. В экзархате рассчитывают, что миссия церкви распространится и на другие африканские государства.
Рукополагал африканцев сам патриарший экзарх, митрополит Леонид, который находится в Марокко с визитом. Напомним, что под конец прошлого года Священный синод Русской православной церкви принял решение о создании Патриаршего экзархата Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Также члены Синода постановили принять в юрисдикцию Русской православной церкви 102 клирика Александрийского патриархата из восьми стран Африки и назначили патриаршим экзархом Африки архиепископа Ереванского и Армянского Леонида, который стал митрополитом Клинским. Как рассказывал летом этого года РИА Новости митрополит Леонид, «в дальнейшем, конечно, если мы будем развиваться такими темпами, какими мы развиваемся пять месяцев, у нас встанет вопрос по западу и по востоку, но это перспектива, это будущее». Год спустя после учреждения Патриаршего экзархата Африки можно сказать, что темпы его развития хорошие, и это вызывает острую реакцию Константинопольского патриархата, взявшего на себя роль «защитника» Александрийского патриархата. Оба эти патриархата относятся к «греческим Церквам», отстаивая эллинизацию мирового православия. Сто лет назад, в 1920-е годы Фанар и Александрийский патриархат заключили сделку — признание за первым ответственности за православную диаспору во всём мире в обмен на закрепление за вторым всей территории Африки». До недавнего времени Московский патриархат признавал статус Александрийского в Африке, а между русскими и александрийским патриархами царило согласие.
Но после того, как предстоятель Александрийской православной церкви патриарх Феодор II выступил союзником константинопольского патриарха Варфоломея, вмешавшегося в церковную жизнь на Украине и благословившего создание Православной церкви Украины, Русская православная церковь разорвала с александрийцами отношения. Сейчас ряд экспертов сводит исключительно к «украинскому фактору» конкуренцию Московского и Александрийского патриархатов в Африке.
Африка переходит в РПЦ
Архиепископ Ереванский и Армянский Леонид был назначен патриаршим экзархом Африки, теперь он митрополит Клинский. 30 июня в Клину с официальным визитом побывал Митрополит Клинский Леонид Патриарший экзарх Всея Африки. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) начал свою первую божественную литургию в качестве экзарха Русской православной церкви (РПЦ) на континенте в храме «Мар-Мина» в Гизе, передает корреспондент РИА Новости.
Что еще почитать
- Новости партнеров
- Экзарх Африки заявил, что Александрийская церковь не может лишить его сана - Российская газета
- Митрополит Леонид: для нас важно спасение каждой души в Африке
- Новости дня
- Митрополит: тысячи христиан гибнут в странах Африки