В преддверии Дня святого Валентина митрополит Рязанский и Михайловский Марк дает подробный ответ на все эти вопросы.
День Святого Валентина — праздник не для всех
День святого Валентина знают практически в каждом уголке земного шара. Кстати, официальным католическим праздником День святого Валентина сегодня не является, как и официальным выходным днем. Депутат Государственной Думы Виталий Милонов раскритиковал современную интерпретацию католического праздника Дня Святого Валентина. День Святого Валентина считался общецерковным праздником в Римско-католическом христианстве вплоть до 1969 года.
Не существует праздника в честь Валентина
День святого Валентина: католический праздник. День святого Валентина ежегодно отмечается в католическом и протестантском мире 14 февраля. праздник День святого Валентина, какова история праздника, кто такой святой Валентин, что празднуют в этот день сейчас. В Индии например предложили вовсе 14 февраля переименовать из Дня Святого Валентина в День обнимания коров.
День Святого Валентина вне религий, конфессий и ханжей
Тогда ещё приглашали и потенциальных женихов [17] [ неавторитетный источник ]. На балах в честь праздника была популярна игра. Ведущий брал две шляпы — мужскую и женскую, затем девушки и мужчины писали записки со своими именами и складывали их в эти шляпы женщины в женскую, мужчины в мужскую , после этого тянули записки — женщины из мужской шляпы, мужчины из женской [18] [ неавторитетный источник ]. Таким образом образовывались пары, которые не должны были расставаться весь вечер. Часто после праздника играли много свадеб [17] Валентинка — символ праздника[ править править код ] Валентинки-печенюшки Валентинка — открытка , обычно в форме сердца , которую принято дарить любимым людям в День святого Валентина. Традиционный цвет валентинки — красный или розовый. Они символизируют любовь и преданность. Самая старая валентинка была найдена в одной из английских библиотек [19].
Она была написана в 1477 году. В любовном послании девушка просит молодого человека доказать свою любовь и сообщает, что она во что бы то ни стало добьётся для них приданого от матери. Создание первой «валентинки» приписывают также герцогу Орлеанскому в 1415 году. Он сидел в темнице и таким образом, возможно, боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене [12]. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», так же, как и он — её «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца» [20]. Сахаров пишет, что день святого Валентина «отмечается 14 февраля согласно календарям ряда западных христианских церквей», и отмечает, что «в Римско-католической церкви память св.
Валентина мученика, пострадавшего в Риме в сер.
В Британии незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца, смотрят в окно на прохожих и верят, что первый мужчина, которого они увидят, и есть суженый. А вот в Саудовской Аравии этот праздник официально запрещен. А вот в России праздник с традицией дарить валентинки и подарки любимому человеку пришел в 90-е годы XX века, но толком не прижился. И практически каждый год перед 14 февраля россияне выступают с идеями отменить этот "чужой" праздник. Так, в 2011 году в Белгородской области чиновники запретили праздновать День святого Валентина, так как он противоречит русской культуре и портит молодежь. В 2015 году депутат фракции ЛДПР Алексей Диденко подготовил обращение к Российскому союзу промышленников и предпринимателей, чтобы они не использовали праздник с целью маркетинговых рекламных кампаний. Депутат заявил, что День святого Валентина несвойственен нашей стране, так как у православных принято отмечать день памяти Петра и Февронии.
Нужно отметить, что тогда ещё христиане преследовались и подвергались всяческим гонениям. Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей. Отсюда пошла традиция писать своим возлюбленным письма. Со временем поздравлять друг друга с праздником стали не только молодые влюблённые, которые недавно познакомились, но и пары, которые уже долго живут в браке.
В 18 веке во Франции историк Тиллермон впервые предположил, что День святого Валентина был введён для замещения языческого обряда Луперкалий, который отмечался 15 февраля. Это древний римский праздник женского плодородия, отмечавшийся накануне праздника богини Юноны. Празднование дня влюблённых соотносилось с народным поверьем, которое отразилось у английских поэтов Джефри Чосера и Джона Гауэра в балладах, где поется: «В этот день птицы начинают искать себе пару». Коммерческий праздник Почему День святого Валентина такой популярный? Красивые легенды о святом Валентине легли в основу многих стихов и песен, это поспособствовало популяризации этого праздника, который постепенно распространился на всю Европу. Сейчас многие делают на дне влюблённых бизнес, для предпринимателей главное, чтобы люди покупали валентинки и таким образом доказывали свою любовь. Бизнесмены очень радуются, что в этот день у них такие хорошие продажи. И конечно же, этот праздник получил столь широкое распространение благодаря и им тоже. И, наконец, в этот день есть хорошие традиции, которые нравятся людям.
А если быть более точным — как минимум, к трем святым мученикам Валентинам, память которых, согласно древним мартирологам, совершалась 14 февраля. Двое из этих мучеников пострадали в Риме во второй половине III в. Один из них был епископом г. Интерамна, сейчас это г.
Терни в Италии. Этот святой был известен чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников ко Христу, за что и был казнен в 269 г. Другой мученик Валентин был священником в Риме, иных сведений о нем нет. Позже неподалеку от Фламиниевых ворот была построена небольшая церковь в честь мученика Валентина, а сами ворота переименованы в Валентиновы.
О третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене. Когда и кем было положено начало общецерковному почитанию святых мучеников 14 февраля доподлинно неизвестно. Есть мнение, что это сделал папа Геласий в конце V в, прославив римских мучеников в лике святых. Папа Геласий I был известен достаточно активной деятельностью за свой короткий понтификат с 492 по 496 гг.
Так, он утвердил окончательный канон Нового Завета, выступал против ереси монофизитства и добился запрета в Риме луперкалий. Последнего стоит коснуться особо. Луперкалиями в Риме называлось празднование в честь бога Луперка Луперк — одно из прозвищ Фавна. Совершалось празднование 13-15 февраля.
Италийцы почитали его как доброго бога гор, лесов, полей, который ниспосылал плодородие полям, людям и животным. Луперк считался оплодотворяющим и посылающим милости божеством. Также «задачей» Луперка было оберегать стада от волков и прочих неприятностей. Его святилище было одним из самых древних в Риме, находилось в гроте на Палатинском холме.
В этом гроте-святилище в день праздника он назывался dies Februtus, т. После жертвоприношения двое знатных юношей приводились к месту заклания козлов, один из жрецов касался их лба жертвенным окровавленным ножом, другой отирал кровь шерстью, намоченной молоком. Затем следовала ритуальная трапеза, по окончании которой жрецы-луперки разрезали шкуры жертвенных козлов на ремни. После луперки, обнажившись и прикрыв бёдра козлиной шкурой, что символизировало облик божества, брали в руки связки ремней, окунали их в жертвенную кровь и начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма.
По дороге они наносили удары этими ремнями всем встречным, преимущественно женщинам, которые к тому же охотно подставляли себя под эти удары. Считалось, что они дадут им плодовитость и легкие роды, удачу в любви и т. Луперкалии продолжали совершаться в Риме даже после христианизации империи. Имеет смысл предположить, что, добившись запрета луперкалий, папа Геласий попытался христианизировать фестиваль, придал благочестивый характер и «назначил» ему покровителя — святого Валентина, память которого выпадала на 14 февраля.
Однако не вполне понятно, кто из святых Валентинов мог быть назначен покровителем праздника, и какая благочестивая форма празднования пришла на смену совсем не благочестивым луперкалиям? Очевидно, что ответа на этот вопрос мы уже не узнаем — нет никаких исторических документов, отражающих эти аспекты. Известно лишь, что в 496 г. В итоге они были заменены шествием с зажженными факелами в день праздника.
Но нет более никаких упоминаний, что это действие стало традиционным. Еще в IX в.
Жертвоприношения, удары плетьми и секс на одну ночь: как появился День святого Валентина
В преддверии Дня святого Валентина митрополит Рязанский и Михайловский Марк дает подробный ответ на все эти вопросы. День Святого Валентина начали отмечать в школах, университетах, устраивать в этот день вечеринки и праздничные концерты. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день.
Чужой праздник или хорошая традиция? 14 февраля – День святого Валентина
Клавдий II, узнав об этом, велел бросить священника в тюрьму, а вскоре подписал указ о его казни. Ореолом романтики окутаны и последние дни жизни Святого Валентина. Согласно легенде, в него влюбилась слепая дочь тюремщика, но Валентин, как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства. Однако в ночь перед казнью 13 февраля написал ей трогательное письмо, где рассказал о своей любви. А девушка, получив послание после казни священника, прозрела.
Предполагается, что именно оттуда берет начало традиция писать в День Святого Валентина любовные записки — «валентинки». По версии католической церкви, Святой Валентин действительно исцелил слепую девочку — дочь сановника Астерия, который уверовал во Христа и принял крещение. Клавдий после этого приказал казнить Валентина. То есть Валентин пострадал за веру, а потому и был причислен к лику Святых.
Есть предположение, что Церковь ввела День Святого Валентина в противовес популярному языческому празднику Любви, который не смогли искоренить с приходом христианства. Примерно в это же время появляется легенда, призванная объяснить, почему Святой Валентин покровительствует влюбленным. Так или иначе, через двести лет Валентина провозгласили Святым, покровителем всех влюбленных. Однако в 1969 году в результате реформы богослужения Святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви.
Основанием для этого послужил тот факт, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. Валентинка Самой первой поздравительной открыткой-валентинкой в мире считается записка, которую отправил Карл, герцог Орлеанский своей супруге из лондонского Тауэра, где находился в заключении в 1415 году. Ими обменивались в качестве подарков. Влюбленные делали открытки из разноцветной бумаги и подписывали красочными чернилами.
Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».
Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные, факты, избегая домыслов и фантазий. Первое, что подтверждается римскими мартирологами — это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270-го года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников — Хронографе 354 года.
О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны современный город Терни. О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло — в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше — источники говорят по-разному.
Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима. Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина — известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима.
В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни. В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом. Как было сформулировано в соответствующем акте: « … как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».
Рождение традиции В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов. Ранняя церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл.
Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд — так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.
Такими образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».
Святой Валентин упомянут, как славный Мученик, в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «Императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты.
По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже. Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза, не вполне, впрочем, точна — в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений.
В узника влюбилась дочь охранника, и это было взаимно, и перед казнью возлюбленного девушка получила от него признание в любви, подписанное: «Твой Валентин»… Есть и другие легенды. В общем, традиция отмечания Дня влюбленных пришлась Европе по вкусу. А потом праздник шагнул и за пределы континента. К нам День влюбленных пришел в 1990-е годы. До этого его функцию худо-бедно выполняли праздники, приуроченные к 8 марта и 23 февраля. Влюбленные могли в эти дни, так сказать, официально выказывать знаки внимания своим суженым, независимо от того, является ли девушка поборницей женского равноправия, а юноша — военнослужащим. Но открыточка в честь Международного женского дня или Дня армии и флота — это же не «валентинка», получение которой куда определеннее и приятнее! Да и блеск тех советских праздников значительно потускнел. Неудивительно, что едва пал железный занавес, как к нам вместе со всем западным пришел и этот праздник, наверное, волнующий влюбленных россиян не меньше, чем волновали луперкалии древних римлян!
В России также чтут созвучный Дню святого Валентина праздник День семьи, любви и верности. Отмечается он 8 июля в день памяти святых князя Петра и его жены Февронии, по православной традиции покровительствующих семье и браку. Семья и верность — понятия, конечно, наиважнейшие, но в них отсутствует «дурман» влюбленности. А это на нем, на этом восхитительном «дурмане», замешано все, что происходит во многих странах мира в Валентинов день. Хотя, конечно, День Петра и Февронии, отмечаемый 8 июля, — прекрасный повод повторюсь, куда без него!
В церковном значении особых богослужений на День святого Валентина нет. Но всё это остается на усмотрение настоятелей на местах, которые могут организовать какие-либо богослужения, благословление влюбленных.
И конечно, по их просьбе, если подходит пара влюбленных, то с удовольствием благословляем. Но без предусмотренных определенных обрядов, исключительно по инициативам на местах и самих влюбленных, которые желают божьего благословения. Пресс-секретарь Саратовской епархии, иерей священник Михаил Федоров: — Четырнадцатое февраля в нашей церкви не отмечается никак и никогда не будет. Кроме того, по средам у нас венчания не проводятся. Ахмед-хаджи Махметов, заместитель муфтия Саратовской области по общественным отношениям: — Никаких праздников, связанных с женщинами и любовью, в исламе нет.