Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Восстание в Твери против Ордынцев. Впрочем, об этом в третьем очерке, а пока перейдем к эпизоду номер три так никем и не отснятого исторического блокбастера «Москва против Твери»12. В) сопротивление реформам Петра I — восстание под руководством К. Булавина; Г) ордынское владычество над Русью — восстание в Твери против Щелкана. Антиордынское восстание в Твери было жёстко подавлено московским князем при поддержке Золотой Орды и Суздальского княжества.
Арабский халифат и его распад
- Антиордынское Тверское восстание
- Ордынское посольство
- Смотрите также
- Накануне тверских событий
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Действия Ивана Калиты
Что, если бы не было Тверского восстания
Это была не просто княгиня. Кончака приходилась родной сестрой хану Узбеку. Именно ее браком с Юрием Даниловичем, скорее всего, объясняется большое потепление в отношениях Орды и Москвы. На беду, Кончака тверского плена не выдержала и умерла в темнице. Юрий Данилович отправился к хану и рассказал ему о своей скорби.
Смерть Кончаки он представил, как намеренное убийство. А ведь у Узбека и без того были поводы для недовольства Тверью. Михаила Ярославича вызвали в Орду, ханский суд приговорил его к смерти и казнили. История получила кровавое продолжение.
Разумеется, монголы и Дмитрия предали смерти. Ярлык давал право на сбор дани Тверское восстание — следующий акт этой драмы. Хан Узбек, стремившийся к уравнению конкурентов, в 1326 году отдал ярлык именно Александру. И все шло хорошо, пока в Тверь не приехал с визитом ханский родич Шелкан или Чолхан.
Дальше началась типичная средневековая дичь. Чолхан поселился в княжеском дворце, а его законно хозяина выставил, устроив то, что летопись называет «великим гонением на христиан». Отношения ордынцев с тверичами накалились до предела, а 15-го августа произошел взрыв. Люди Чолхана пытались отобрать кобылу у дьякона Дудко.
Возмущенные жители города вступились за своего. Так и началось восстание. Как и положено восстанию, было оно бессмысленным и беспощадным. Перебили не только людей Чолхана, но просто всех ордынцев, каких нашли, включая постоянно живших в Твери купцов.
Самого же Чолхана сожгли вместе с княжеским дворцом. Роль Александра Михайловича в этой истории до конца не понятно. Князь то ли сам все это организовал, то ли присоединился к восставшим лишь тогда, когда понял, что бунт уже не остановить.
Суд Золотой Орды считался выше местного. Русские люди не выдерживали условий, в которые их поставили завоеватели. Производство затормозилось, все вело к утрате политической независимости.
Восстание в Твери стало закономерностью негодования произволом поработителей правящих кругов и простых людей. Крепло у народа стремление постоять за свои обиды. В сентябре 1326 ордынцы казнили тверского князя Дмитрия Грозные Очи , а ярлык на княжение передали следующему в семействе брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно. Ключевым моментом выступления тверских жителей против монголо-татар в 1327 году стала стычка между ними и ордынским баскаком Щелканом Чолханом. Он приехал в город летом 1327 года и привез с собой большую свиту.
Новый ставленник был двоюродным братом хана Узбека. В русских летописях его чаще всего называют Щелканом. Новый наместник разместился в княжеских палатах. Его люди вели себя нагло, занимались грабежом и избиением местного населения. В городе стали говорить, что Щелкан стремится устранить тверского князя, а самостоятельно править городом. Горожане боялись, чтобы их не принуждали к принятию ислама.
Безоговорочным толчком для начала восстания стало столкновение татар с дьяконом Дудко, произошедшее 15 августа 1327. В летописях сказано, что он пошел напоить своего коня на Волгу. Там его подстерег одним из окружения Щелкана, захотевший отобрать у дьякона кобылицу. Дудко позвал на помощь горожан, находившихся поблизости. Стычка дошла до кровопролития. Тверское владение в первой половине XIV века занимало территорию меньшую, чем в настоящее время.
Однако там все было густо заселено, благодаря проходящим по нему торговым путям верхней Волги. В 1317 году возле Бортенево местный князь Михаил одержал победу в сражении с московским князем Юрием. Ход событий Жители города хотели удержать правление князя Александра. Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей. События развивались достаточно стремительно. Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия.
На противостояние действительно вышел народ.
В Лицевом летописном своде XVI века сохранилась миниатюра с его упоминанием. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. За последнего вступился простой народ и начались нападения на татар по всему городу. Чолхана и его окружение заперли в деревянном княжеском дворце и сожгли. Восстание в Твери 1327 год. Разгром восстания и последствия Узнав, что в Твери произошло восстание, московский князь Иван Калита решил использовать его в своих интересах. Он ставил целью получить ярлык на великокняжеский престол во Владимире. Князь поехал в Золотую Орду к хану Узбеку и предложил свою помощь в подавлении бунта.
Хан дал ему войско под командованием пяти темников. Следовательно, можно предположить, что численность его равнялась 50 тыс. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать».
Судя по всему, никакого реального основания у этих слухов не было, но их хватило, чтобы люди заволновались. Пассивность тверского князя. Несмотря на всё происходящее, он смиренно терпел, и советовал терпеть жителям, которые приходили к нему жаловаться на произвол Щелкана и его людей. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. Когда оно началось, князь Александр Михайлович не предпринял никаких попыток успокоить народ.
Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды
Седельникова "Песня о Щелкане и близкие к ней по происхождению"2 возникновение первоначального текста памятника отнесено к творчеству скоморохов времени Грозного; самый же сюжет произведения истолкован как сатирическое отображение событий XVI века, скомороший памфлет на Грозного Азвяк и его шурина Михаила Темрюковича Щелкан. Тем самым автор отрицал возможность "признать за данной песней значительное старшинство перед всеми остальными великорусскими историческими песнями"3. Тверское событие 1327 г. Выводы А. Седельникова не встретили возражений и были приняты в последующих работах по русскому фольклору4. Нужно отметить, что построение А. Седельникова представляется чрезвычайно искусственным и мало убедительным. Попытка связать содержание "Песни" с событиями XVI в. Однако, как увидим ниже, при ближайшем анализе оказывается несомненным, что "Песня" без всяких натяжек и надуманных построений целиком отвечает событиям 1327 г. Лурье высказал мысль, что "удалые Борисовичи" "Песни" - это не князь с братом, а тверской тысяцкий с братом6. При этом автор сослался на генеалогию бояр Шетневых; их родоначальником был Борис Фёдорович Половой, внук которого, Михаил Шетнев, был тверским тысяцким; после Михаила эта должность закрепилась в их роде7.
Писцовые книги XVI в. В перечнях владений "бояр и детей боярских тверич" Борисовичи стоят на первом или втором месте, что свидетельствует об их политическом и родовом весе. Старший и наиболее крупный землевладелец Василий Петрович Борисович, доживавший свой век в Москве, имел сёла и деревни в разных волостях, но основной массив земель 109 деревень и починков был в волости Кавь. Среднее поколение Борисовичей к концу XVI в. Землями Никиты владела "Стефанида, жена Борисова", с сыновьями Матвеем, Александром и Василием, служившими на государевой службе9. Очень характерно, что землевладение Борисовичей, в отлична от большинства других владельцев Тверского края, подтверждалось "крепостями старинными", частью погоревшими в тверском Спасском соборе "в великий пожар". Можно установить, что под "старинными крепостями" писцы разумеют акты времени великого князя Бориса Александровича10. Таким образом, история Борисовичей углубляется до первой половины XV в. Это время отстоит всего на 100 лет от 1327 г. Однако источники позволяют заполнить и этот разрыв.
В тех же писцовых книгах упоминаются владения тверского Михаило-Архангельского монастыря, "что кладутца Борисовичи". Старший из Борисовичей XVI в. Тот же Василий 1 "Былины. Исторические песни". II, стр. Под ред. IV - V, стр. Русский фольклор, стр. Роль Твери в создании национального государства. История Тверского княжества, стр.
Писцовые книги Московского государства. Петра Шетнева на стр. Там же, стр. Писцовая книга Потапа Нарбекова 1626 г. Здесь упомянуты не какие-либо другие Борисовичи, а именно потомки Бориса Полового. Об этом свидетельствует посвящение храма Архангелу Михаилу - патрону первого в роде Шетневых тысяцкого, Михаила Фёдоровича Шетнева, который," повидимому, и положил основание Михайловскому монастырю, ставшему местом погребения их рода. Характерно, что тверской тысяцкий поставил свой храм не в Кремле, где были княжеская усыпальница - Спасский собор - и княжеская дворцовая церковь Михаила Архангела3 , а вне Кремля, на Загородском посаде "старой, богатой Твери", как бы подчёркивая этим свою социальную связь с демократическими слоями городского населения. Таким образом, можно считать доказанным, что Борисовичи "Песни о Щелкане" - реальные исторические участники событий 1327 г. Сперанский и В. Следует напомнить подмеченное В.
Борзаковским отличие судьбы тверских тысяцких от участи тысяцких в Москве и Рязани. Если о последних мы знаем в связи с упоминанием об их трагических убийствах и связанных с этим волнениях, то о судьбе тверских тысяцких таких сообщений нет4. Видимо, здесь между тысяцкими, боярством и княжеской властью не возникало тех острых политических противоречий, которые вели к гибели тысяцких и, наконец, к исчезновению этой должности. Выступление тысяцкого во главе восстания 1327 г. Вспомним киевское восстание 1068 г. У тверских тысяцких Борисовичей ненависть к татарам подогревалась свежими воспоминаниями о предке их рода, черниговском боярине Феодоре, казнённом в 1246 г, в Орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Любопытно, что именно около церкви-усыпальницы Борисовичей происходили торжественные встречи останков погибших в Орде тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича. Изложенное со всей определённостью свидетельствует о том, что "Песня о Щелкане" в варианте Кирши Данилова говорит о вполне реальных деятелях восстания 1327 г. Это вновь ставит вопрос о времени появления "Песни о Щелкане", которое, на наш взгляд, может быть значительно приближено к 1327 году. Первый и наиболее интересный вариант содержится в первой части Тверского летописного сборника6 ; второй, отличаясь от первого по содержанию и стилю изложения, приписывает руководство восстанием князю Александру7 , тогда как в первом выступают безыменные тверские горожане.
К этой же группе принадлежит рассказ I Псковской летописи. Сохраняя руководящую роль Александра Тверского, этот рассказ пропитан похвалами ему и дополнен весьма сочувственным описанием его пребывания во Пскове8. Рассказ о шевкаловщине в Тверском сборнике носит характер вставного, записанного со слов повествования. Его начало вполне фольклорно: злые татары посоветовали хану погубить князя Александра и других русских князей, чтобы прочнее владеть Русью; - Шевкал берётся уничтожить христианство и князей и полонить их семьи. Это вступление по смыслу сближается с началом "Песни о Щелкане". Далее следует изложение деятельности Шевкала в Твери. Придя сюда, Шевкал согнал князя Александра с отцовского двора и занял его. Начались надругательства над народом, на- 1 Писцовые книга Московского государства, Ч. Автор анонимной статьи "Загородский посад в 1626 г.
Подавление восстания в Твери московским князем Иваном Калитой Согласно одной из версий, шапка Мономаха, традиционный головной убор русских князей и царей, была даром хана Узбека Ивану Калите Узнав о происходящем в Твери, где Щелкан и все его люди уже были перебиты, московский князь решил воспользоваться ситуацией. Он предложил хану Узбеку подавить восстание, и тот согласился, пообещав взамен сделать Ивана Калиту великим князем Владимирским, чего тот и добивался. Получив от Узбека 50 тысяч воинов, Иван Калита с помощью дружины Суздаля разграбил и разорил Тверское княжество, утвердив тем самым своё главенство на Руси. Тверской князь Александр бежал сперва в Великий Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как Орда требовала его выдачи. Митрополит всея Руси Феогност даже отлучил Александра от церкви, и заодно под отлучение попал весь Псков, который рискнул ему помочь.
Монголы сами накажут смутьянов. Хан подтвердил законность правления именно Твери и с татарским воинством, Михаил устремляется на Москву. Под Торжком состоялась битва войска Твери и Москвы, при широком участии татар и новгородцев. В ходе которой Москва была разбита. Так началась почти вековая вражда Москвы и Твери за лидерство, лютая и жестокая, как никогда еще не было на Руси... В 1326 году, сын Михаила Тверского получил ярлык на великокняжеское правление. Александр Михайлович спокойно правил ровно год. В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан Щелкан пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие. Жители Твери ужасались творимым бесчинствам и кротости своего князя, умоляли его защитить их, но тот лишь твердил о терпении... По городу ползли слухи, что Щелкан не уйдет, а вскоре всех христиан они заставят обратиться в ислам. В один из летних дней, дьякон Дудко вел свою лошадь мимо татарских воинов, те решили отнять годного коня силой и начали бить священника, чтобы увести лошадь с собой. Терпение населения лопнуло - грянул бунт. Татар убивали повсюду и без разбора: пеших и конных, вооруженных и мирных купцов.
Вряд ли он подталкивал людей к бунту. Главные участники в Твери были простые люди. Александр Михайлович симпатизировал повстанцам. После первого победного столкновения с ордынцами он позвал на помощь других русских князей. Только больше никто не захотел участвовать в этих событиях. Некоторые князья даже стали предателями и помогали монголо-татарам в подавлении восстания. Основные моменты восстания В противостоянии 1327 года историки выделяют 3 ступени. Каждая из них связана с возрастанием повстанческого движения. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Произвол, который чинили его подчиненные, вызвал у горожан большое недовольство. Страсти накалялись на протяжении всего лета 1327 года. Разгневанные горожане княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, убили. Всю осень продолжались кровавые стычки. Узбек решил, что горожан надо наказать. Он нашел себе помощника — московского князя Ивана Даниловича Калиту. Тот отправил для подавления восстания русско-татарское войско под командованием Федорчука. События происходили зимой 1327-1328 года. Это был карательный поход. Восстание отличилось крайне жестоким характером. Возмущенные, жители Твери убили не только приближенных лиц Щелкана, но и всех с монголо-татарским происхождением. Не пощадили даже купцов. Чолхана с его слугами заперли в княжеском замке и сожгли живьем. Скрыться удалось лишь ордынским пастухам. Они сели на лучших лошадей, доскакали на них до Москвы, а оттуда до Орды. Так поработители узнали о произошедших трагических событиях. Это было крупное поражение Чолхана. А впереди тверчан ждала жесткая расправа московско-ордынскими войсками. Подавление восстания Летописи дают четкий ответ на то, кто подавил народный бунт в Твери.
Важная информация
- Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?
- Антиордынское восстание в Твери – причины, итоги и политическое значение
- Восстание в Твери в 1327 г.
- Восстание в твери против щелкана
- Причины и предпосылки
Восстание в твери против щелкана
первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Православное восстание в Твери. Восстание против монголо-татар в Твери 1327 г. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. В 1327 году в Твери стихийно вспыхнуло народное восстание против ордынцев.-3. Антиордынское восстание в Твери было жёстко подавлено московским князем при поддержке Золотой Орды и Суздальского княжества. Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи.
Антиордынское восстание в твери
Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды | Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. |
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги | Восстание в Твери против Щелкана. В Твери вспыхнуло восстание против насилий чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом). |
Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу.
Москва против Твери. Неотснятый блокбастер
В г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. На тот момент тверской князь Александр Михайлович был великим князем Владимирским и мог надеяться на поддержку других русских князей в борьбе против Орды. Бунт Твери против Орды. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. 15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. Летом 1327 года из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан (Щелкан, Шевкал).
Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)
Прошел слух, что Чолхан намеревается остаться сам править в городе и что жителей собираются заставлять принимать ислам. В итоге население поднялось на восстание. Он узнал о событиях в Твери. В источниках сообщается, что он отправился в Золотую Орду к Узбеку и предложил свое участие в походе против Твери. В науке считается, что Иван Данилович хотел сам получить великокняжеский ярлык. Было ясно, что вследствие восстания у Александра Михайловича Узбек должен был забрать его и совершить карательный поход на город.
Хан выделил достаточно многочисленное войско для подавления антиордынского восстания в Твери. Его возглавил, согласно летописям, военачальник Федорчук. Это был татарин, принявший христианство. Монголы вторглись на территорию тверского княжения и разорили ее, как и саму столицу. Тверской князь уехал в Великий Новгород.
Разгром повстанцев Восстание получило общенародный характер. Отмечается, что в нем приняли участие все слои народа.
Поделиться: Что произошло? Главенство это имело вполне материальное выражение — ханский ярлык. Получивший его наделялся также правом сбора дани со всех северо-восточных земель. А сборщик дани для Орды, как известно, собирал ее не только для Орды. По крайней мере на первых порах, успех сопутствовал именно Твери. Иногда это соперничество доходило до открытых войн. Своеобразный апогей — Бортневская битва, произошедшая в декабре 1317 года. В тверские земли вторгся ордынец Кавгадый.
Действовал он, вероятно, в связки с московским князем Юрием Даниловичем. К тому же, одновременно с Кавгадыем, на Тверь напали еще и новгородцы. Тверской князь Михаил Ярославич решил проблему самым смелым способом. Он разбил новгородцев, а затем атаковал войско Кавгадыя, к которому присоединились силы Юрия Московского. Тверичам сопутствовал успех. Ордынцы и москвичи были разбиты. Кавгадый сдался Михаилу Ярославичу, а вот Юрию Москвоскому удалось ускользнуть. Впрочем, куда важнее, что в плену у тверичей оказалась княжеская супруга — Кончака. Это была не просто княгиня. Кончака приходилась родной сестрой хану Узбеку.
Именно ее браком с Юрием Даниловичем, скорее всего, объясняется большое потепление в отношениях Орды и Москвы. На беду, Кончака тверского плена не выдержала и умерла в темнице. Юрий Данилович отправился к хану и рассказал ему о своей скорби. Смерть Кончаки он представил, как намеренное убийство. А ведь у Узбека и без того были поводы для недовольства Тверью. Михаила Ярославича вызвали в Орду, ханский суд приговорил его к смерти и казнили.
Монголы въезжают в православный храм во время службы. Кадр из фильма «Орда» Последние записи:.
Рассказ о 1327 г. Политический смысл этого включения очевиден: согласно этому рассказу, Александр не повинен в восстании, это - стихийное возмущение народа, не внявшего призывам князя к терпению. Это было очень существенно для тверского князя, только что облечённого, волею хана, великокняжеским достоинством. Эта версия оправдывала его перед судом истории и ограждала от возможных преследований со стороны хана1. В этом смысле вторая версия рассказа о Шевкале отражает противоположную тенденцию. Не народ восстал, но князь призвал тверичей к оружию, он приказал зажечь двор отца своего, где скрывались татары, - за это и обрушивается на Тверь карательная экспедиция Калиты и затем начинается преследование Александра. Мы уже отмечали книжный характер данной обработки сюжета. Решив истребить тверичей, собравшихся в день праздника Успения, Шевкал не знал? Александр, призывая народ к оружию, говорит: "Не аз почах избивати" и пр.
Столкновение с татарами изображено как организованное выступление народа. Но в то же время во второй версии сохраняется вступление к рассказу вполне фольклорного типа, отражавшее носившиеся а народе в связи с приездом Шевкала тревожные слухи. Сохраняется и точная дата события - 15 августа, на праздник Успения. Для этой второй летописной версии о восстании 1327 г. Эта особенность рассматриваемого рассказа позволяет выяснить время его возникновения. Повествование о Шевкале нашло вторичное отражение в том же Тверском сборнике, в его последней части - "Летописце княжения Тферского благоверных великих князей тферьских", составленном по инициативе князя Бориса Александровича3. Задачей этого произведения, возникшего в 1455 г. Центральной фигурой "Летописца" является князь Михаил Александрович, которому посвящен обширный текст. Приступая к биографии князя Михаила, автор упоминает о его отце, а в связи с этим рассказывает и историю о Шевкале. Шевкал представлен как "притеснитель православного града Твери", "христианский губитель" и "церковный боритель".
Александр выступает защитником православия. Напротив, пришедший с татарами "Иван Московский... Гибель Александра в Орде 1339 изображена как мученическая кончина за веру: "Получи желание свое, еже за христианы течение съверьшити, и въсприят мучениа добро победный венец от рукы Вседрьжителя"4. В этой версии "Летописца" князя Бориса Александровича, повидимому, и следует видеть источник вполне книжной версии рассказа о Шевкале, условно названного нами вторым типом рассказа и носящего на себе следы московской политической редакции5. Лурье показал связь сюжета "Песни о Щелкане" с изображениями на рогатине князя Бориса Александровича тверского, тем самым вскрыв большую популярность этого произведения в Твери первой половины XV века. Автор склонен отнести к этому времени возникновение и "Песни о Щелкане"6. Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом".
Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в. С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов. Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту. Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М.
Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу. По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод. Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем". Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро. Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь".
Многие люди, ограбленные донага, замёрзли; "Се же великое зло сътворися грех ради наших; Бог бо казнить человека человеком, тако сего бесерменина навёл злаго за нашу неправду, мню же, - поясняет сводчик, - и князей ради, понеже живяху в которе. Много имам писати, но то оставим". Далее под 1284 г. Братья Ахмата, оставленные им в слободах, бежали к нему в Курск. Олег потребовал, чтобы Святослав шёл Орду держать ответ перед ханом, но тот отказался. Олег привёл татар "и уби князя Святослава по царёву слову, и потом брат Святославль князь Александр уби князя Олега и Давида сына его, на едином месте, и сътворил радость диаволу и его поспешнику бесерменину Ахмату"4. Политическая мораль этого повествования совершенно недвусмысленно подчёркнута автором и более ярко и сильно была выражена столетием раньше в "Слове о полку Игореве". Это-гибельность для Руси княжеских "котор", которые к тому же осложнялись устанавливавшимся двоевластием в самой Орде. Оттенённые в конце повествования взаимное истребление князей я роль в этом татар как бы дополняли курской иллюстрацией те кровавые раздоры, которые происходили в среднерусских княжествах. Рассказ о баскаке Ахмате ярко иллюстрирует отмеченную К.
Марксом политику, которая состояла в сталкиваний княжеских интересов и в истощении русской силы в бесплодных "которах".
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?
первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). Восстание против монголо-татар в Твери 1327 г. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. Антиордынское восстание в Твери было жёстко подавлено московским князем при поддержке Золотой Орды и Суздальского княжества. Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко. О них может говорить, например, такой факт: в тверских селах Троице-Сергиева монастыря обрабатывалась лишь одна шестьдесят седьмая часть пашни, пахавшейся накануне Смуты.