Васильев вечер, который так же, как и старый Новый год отмечают с 13 на 14 января, наши предки посвятили Василию Великому. Васильев день и Старый Новый год, который появился всего век назад, после календарной реформы. Еще праздник называют Щедрый вечер, Васильева коляда, Богатая кутья.
Вербное воскресенье 2024. Как в России празднуют Вход Господень в Иерусалим
Ответы : Что за праздник Васильев день? Что на него готовили? | 13 января отмечается праздник Васильева коляда или Васильев вечер. |
Щедрый вечер (Меланка, Васильев вечер) 2025 | Васильев день — праздник, отмечаемый православными в середине января. |
Вместо пальмовых ветвей: почему верба стала символом православного праздника
Васи́льев ве́чер — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января). У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье. Считалось, что в Васильев день вся нечисть выходит на Землю, оттого ночь с 13 на 14 прослыла страшной. Народный праздник Васильев вечер отмечается 13 января каждого года (31 декабря по старому стилю – на кануне Нового года).
В воскресенье православный мир отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим
Считается, что если освободить дом в этот день от ненужного, весь год пройдёт легко. А если выставить за порог старую обувь, это поможет избавиться от ссор и разногласий. Также Васильев день считался хорошим временем для мужской работы. Однако были и свои запреты: так, прежде всего нельзя было ходить в лес и охотиться — по причине начала «брачного сезона» у зверей. Чтобы поставить на стол дичь, следовало за ней отправиться накануне. Фото: unsplash. Кроме того, нельзя в Васильев день заниматься рукоделием, например, шить и вышивать — недаром в народе этот день ещё называли Днём трёх святителей-непрядильщиков. Также нельзя надевать новую одежду и одеваться в красное.
Кроме того, в этот день лучше не заниматься денежными вопросами и даже долги не возвращать — иначе впереди ждут финансовые трудности. А ещё не стоит привечать бездомных собак — так в дом могут проникнуть злые духи. Приметы на Трёхсвятие или Васильев день Наши предки много примет на Трёхсвятие связывали с погодой. Так, например, сильный ветер в этот день предвещает крепкие морозы.
Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Васильев вечер считается самым удачным временем для предсказания будущего и святочных гаданий. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. В древние времена люди верили, что в период Святок - с 6 по 18 января по земле разгуливает нечистая сила. И духи могут помочь как приоткрыть завесу будущего, так и навредить человеку. Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь.
Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции. Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок , щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т. Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания. Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля. Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем! Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул. Кесаретский поросенок - ритуальное блюдо, непременная принадлежность ужина в Васильев вечер, накануне Нового года. Свое название это блюдо получило, соответственно, по имени св. Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходился на 1 января по ст. В народе св. Василий Великий назывался Кесаретским; особенно этого святого чтили пастуха, так как он считался покровителем свиней. В этой же связи Васильев день крестьяне называли еще "свиным праздником". Приготовление блюд из свинины, приуроченное к святочному периоду, имеет общеевропейское распространение. Свиное мясо, свиная голова, колбасы и какое-либо печение в образе свиньи составляли необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок не только у русских, но и болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе. Закалывать свиней полагалось 30 декабря по ст. По печени и селезенке свиней крестьяне гадали о зиме: ровная и гладкая селезенка - зима будет суровая; если она к спине толще - холода наступят в конце зимы; печень, толстая в середине, - стужа начнется с половины зимы; расширение печени к брюху - морозы будут с перезимья, то есть после зимы. Вплоть до конца ХIХ в. В первом случае съедание праздничного поросенка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, должно было обеспечить благополучие в широком смысле для каждого данного крестьянского хозяйства. С идеей полноты жизни, в крестьянском понимании, соотносится, по всей видимости, то, что полугодовалого или нескольких месяцев поросенка зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был.
Дело в том, что в период святок, и особенно на старый Новый год - с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. Колядующие стучатся в двери домов и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа, воспевается тепло домашнего очага и желают радости в новом году, хорошего урожая, богатства и процветания. А хозяева одаривают их угощением или приглашают к праздничному столу. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит! Еще один обычай, связанный с кулинарией, — варение каши.
Старый Новый год, Васильев вечер: почему 13 января нельзя считать мелочь и носить темную одежду
Собрали приметы и запреты на 13 января, когда отмечают Васильев вечер. В Щедрый вечер традиционно проводились массовые народные гуляния. Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января. Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024. Васильев день — праздник, отмечаемый православными в середине января.
Васильева коляда, Васильев вечер
В этот день православные будут вспоминать торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его страстей страданий. О торжественном входе Спасителя в главный город Святой земли сообщают все четыре евангелиста — Матфей 21, 7-11 , Марк 11, 7-10 , Лука 19, 36-38 и Иоанн 12, 12-15.
Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье?
В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы.
Изображение из открытых источников Дата по старому стилю: 31 декабря. Именно ему приписывают изобретение иконостаса, а также авторство множества проповедей. Вечер этого дня назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости.
Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов.
Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы. Священник освящает вербы в субботу, на всенощном бдении, и в воскресенье, после Божественной литургии. На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.
Когда наступает Пасха — в полночь или утром? Подробнее Что есть в Вербное воскресенье?
Васильев вечер история праздника
Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит! Еще один обычай, связанный с кулинарией, — варение каши.
Канун Нового года своей обрядовостью напоминает канун Рождества, но в отличие от Святого вечера на стол в Щедрый вечер подавалась и скоромная пища. Характерной приметой новогоднего праздника было щедрование - давний народный обычай хождения по домам обход с пожеланием счастья и достатка. Песни-щедривки на протяжении всего времени оставались народными, не подверженными влиянию христианской религии. Более всего Новый год связан с девичьей ворожбой о замужестве. Ворожбой девушки пытались получить ответ на вопросы: ожидать ли замужество в новом году; куда замуж пойдет; кто будет мужем; будет ли брак счастливым.
Новогодняя ночь считалась в народе волшебной. Существует немало преданий и легенд о событиях этой ночи. Например, о том, что в новогоднюю ночь «открывается небо» и у Бога можно просить все, что пожелаешь. О том, что в эту ночь спрятанные сокровища выходят на поверхность и светятся. О том, что печь в эту ночь «гуляет, танцует» и спать на ней нельзя - пережитки давнего культа огня, домашнего очага. Аграрно-магический культ носит новогодний обряд засевания. С утра 14 января ходили посевальники - мальчики 7 - 14 лет и, совершая символическое посевание, пели здравицы и пожелания, за что хозяева давали им гостинцы. Василий в народе считается покровителем свиней: Свинку да боровка для Васильева вечерка.
Васильев день Новый год — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 14 января.
Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года, начало «Страшных вечеров». У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам. Обходные обряды славян — ритуальное хождение по домам с поздравлениями и благопожеланиями и другими магическими целями, обязательным элементом которого является одаривание или угощение хозяевами исполнителей обряда. Такой визит призван обеспечить каждой семье благополучие на весь год. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону малая свадебница. Посевание рус. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. Основное значение — славянские обрядовые реалии Рождества.
Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна. Наиболее насыщенным обрядами является вечер, когда Русская православная церковь почитает навечерие Богоявления Крещенский сочельник. День строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. Период перед Великим постом широко отмечался в календаре русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко — у сербов, болгар и македонцев, очень скромно — у украинцев и белорусов. Радоницкая неделя Радуницкая неделя, церк. Фомина неделя — праздничная неделя в народном календаре славян, начинавшаяся на Красную горку, и заканчивающаяся в субботу. Зелёные святки — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком.
Празднование было распространено у восточных славян повсеместно. У русских часто Зелёными святками называлась неделя, предшествующая празднику Троицы, у украинцев — период с четверга в иных местах со вторника седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи в иных местах по Троицу. У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. У западных славян подобные собрания не были регулярными.
В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью , кашу, пили пиво, вино, водку и т. Калинский пишет: В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо [2]. Это подтверждается материалами А.
Васильева коляда, Васильев вечер
Васильев день — праздник, отмечаемый православными в середине января. В православном церковном часослове 13 января отмечено, как торжество Отдание праздника Рождества. На Васильев вечер девушки любили гадать, чтобы узнать хоть какие-то факты из будущего.
Щедрый вечер (Васильев вечер)
Васильев день, который выпадает 14 января, отмечается в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Васильев день, который выпадает 14 января, отмечается в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Еще праздник называют Щедрый вечер, Васильева коляда, Богатая кутья.
Вербное воскресенье
Это подтверждается материалами А. Макаренко из Сибири: В Новый год одеть хорошую, новую одежду — будешь хорошо одеваться круглый год, сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных «еств» кушаний. Деньги не дают в этот день, чтобы не испытывать недостатка в них в течение года: наоборот — получать деньги можно, это — к прибыли [3]. Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год.
Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились. Также ночью следовало следить за погодой: если ветер дул с юга, это означало жаркий и благополучный год; если с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов и ягод. А вот много пушистого инея на деревьях предвещало хороший медосбор.
Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп» — деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Международный фестиваль бумажных змеев в Индии — бумажные змеи всех возможных расцветок, форм и размеров взлетают сегодня в голубое зимнее небо Индии. Бумажные змеи, несомненно, стали одним из воплощений мечты человека о полетах в небо. История создания и развития бумажных змеев впечатляет своей протяженностью и завораживает своей насыщенностью.
Поэтому неслучайно фестивали бумажных змеев проводятся во многих странах мира и привлекают и любителей, и профессионалов этого искусства. События, которые произошли 14 января в разные годы 1506 — в Риме найдена скульптура «Лаокоон и его сыновья» 1700 — Петр I повелел дворянам носить европейские костюмы 1814 — в Петербурге открылась для общего посещения Императорская Публичная библиотека 1929 — день рождения Московской области 1989 — день Рождения группы «Любэ» Сон в ночь с 13 на 14 января 2024 года В ночь с 13 на 14 января постарайтесь запомнить сон в подробностях и расшифруйте его правильно. Он может предсказать ваше будущее.
Народ встречал Иисуса ликованием, ведь накануне он воскресил друга своего Лазаря, который умер и был похоронен четыре дня назад. Люди постилали под ноги Иисусу пальмовые ветви и дорогие одежды, как сыну Божьему, потому что никто из смертных не мог совершить такого чуда. Но Иисус шел навстречу своей смерти.
Пройдет всего несколько дней, и та же толпа будет требовать от Пилата, указывая на Христа: "Распни Его, распни! Таков человек во все времена.
Васильев вечер: что можно и нельзя делать 13 января
Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января. Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024. Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января). Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье
- Васильев вечер: что за праздник, традиции и обычаи, дата и какие блюда готовят
- «Васильев вечер» — Межпоселенческий культурно-досуговый центр
- Васильев вечер: что можно и нельзя делать 13 января
Маланья или Васильев вечер: почему 13 января — самое удачное время для гаданий
Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились.
Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Таусень и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи cм. Название праздника происходит от церковного дня памяти Василия Великого , приходившегося на этот день 13 января по новому стилю. Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок [1] , который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году.
В 2024 году эта дата выпадает на понедельник. По старому стилю праздник приходился на 30 января, то есть последний день первого месяца года. Выбран он был не случайно: в течение января празднуются дни памяти многих иерархов, и Трёхсвятие как бы подводит итог, отдаёт дань уважения и почтения всем, кто стоял у истоков христианской церкви. Фото: wikimedia. Иногда из-за этого возникает путаница, например, при поиске ответа на вопрос, когда день святого Василия в России или какого числа Васильев вечер. Память святого Василия отмечается 14 января 1 января по старому стилю , в день его смерти, а Васильев вечер — накануне, 13 января 31 декабря по старому стилю. К февральскому Трёхсвятию эти праздники отношения не имеют. Тогда между верующими и богословами разразился спор о том, кого из отцов христианской церкви и Вселенских учителей почитать больше — Василия Великого, Григория Богослова или Иоанна Златоуста.
Все они открыто противоборствовали ереси, распространявшейся в церкви в то время, много писали и оставили после себя множество богословских сочинений, почитаемых до сих пор, а Василий Великий и Григорий Богослов и вовсе были друзьями и вместе несли служение в отшельничестве, а также составили сборник из выдержек трудов церковного учителя Оригена — «Филокалию». Тем не менее вопрос о том, кого из троих почитать больше, привёл к серьёзному расколу между верующими в Константинополе. Одни утверждали, что больше всех достоин Василий Великий, поскольку его добродетели вознесли его на ангельскую высоту: организатор монашества, строгий и требовательный к чистоте нравов, он был противником всего земного и низменного. Другие считали, что наибольших почестей достоин Иоанн Златоуст, который своим красноречием боролся с пороками и призывал грешников к покаянию, применял в повседневной жизни Слово Божие.
С идеей полноты жизни, в крестьянском понимании, соотносится, по всей видимости, то, что полугодовалого или нескольких месяцев поросенка зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был. До трапезы перед иконой зажигали свечу и молились Василию Великому, после чего старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: "Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились". Приподнимание или подбрасывание вверх ритуальной пищи, преследующее продуцирующие цели, свойственно традиционным обрядам как аграрной направленности , так и семейным приподнимание каши к потолку во время крестинной трапезы; поднимание и преломление пирога над головой невесты на свадебном пиру. Разделение поросенка на части называлось "кесаретского ломать"; причем жаркое действительно не резали ножом, а ломали руками. Так, в Орловской губ. В Курской губ. Эти семена покрывали скатертью и уж затем садились ужинать. Сначала ели горячее борщ , а после все вставали, и старший трижды поднимал блюдо с поросенком к иконе и ставил на то место, где под скатертью находились семена. После постановки блюда на место все присутствующие молились Василию Великому, чтобы в хозяйстве водились и свиньи, и другая скотина. Троекратно повторив действия с блюдом и чтение молитвы, семья садилась за стол и продолжала ужин. Во время вкушения кесаретского поросенка один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребенка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребенку кусок мяса под стол. Использование в новогодней трапезе именно свинины объясняется традиционными представлениями об особой плодовитости свиньи, что подтверждается реальной действительностью: из всех домашних животных свинья приносит наибольший по количеству приплод. Обряд съедания кесаретского поросенка представлял собой магическое действо, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия и благополучия в хозяйстве. После трапезы кости от съеденного поросенка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или "свинухe"; в некоторых местных традициях для этого выбирался кто-либо из гостей, и кости носили в свинарник по одной. Кесаретский поросенок был как достоянием отдельной семьи, так и всей общины: в центральных губерниях России односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросенка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь в пользу причта. Кесаретский поросенок являлся не только ритуальным блюдом новогодней трапезы. У зажиточных людей целую неделю от Рождества Христова до Нового года свиная голова стояла на столе. Этот обычай типологически близок использованию украшенной бантиками свиной головы в качестве принадлежности свадебного стола в связи с приписываемой свинье, в народных представлениях, продуцирующей силы. Вареные свиные ноги являлись традиционным угощением для колядующих. Как и другая ритуальная пища кутья, блины, кисель , приготовляемая к Святкам и другим праздникам, связанным с идеей "перехода", кесаретский поросенок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику, молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если - девушке - она выйдет замуж. Предсказательные свойства приписывались и непосредственно свиной туше. Былички, сюжет которых основан на изложении гадания со свиной тушей, были широко распространены у русских, и их рассказывание нередко было приурочено к святочному период. Мотив говорящей туши соотносится с традиционными представлениями о связи свиньи с нечистой силой, использующей, по поверьям, это животное в качестве коня. Приписывание народным сознанием свинье признака "нечистоты" обусловлено также влиянием христианства: церковь истолковывала образ свиньи как воплощение бесовской силы. В этом плане показателен евангельский сюжет об исцелении Иисусом Христом бесноватых в Гадаринской стране: изгнанные из больных, бесы вошли в свиное стадо Мф. Возвращаясь к кесаретскому поросенку как святочной ритуальной пище, следует отметить, что отголоском его обязательного присутствия в составе блюд трапезы Васильева вечера можно, вероятно, считать широко распространенное до сих пор у русских приготовление к новогоднему столу студня из свиных ног. Был и такой обычай. Когда девушки начинали гадать в Васильеву коляду, парни снимали калитку с петель и уносили куда подальше, а отцы гадальщиц должны были откупиться от «воров». Это было довольно весело, потому что во время возврата пели песни и отцы, и назойливые женихи, а также устраивались шутливые бои за калитку. Заговор 13 января, на деньги и богатство, на достаток в доме: 13 января насыпать в блюдце орехи или семечки. Лузгая их, приговаривать: «Мышиное, бельчиное богатство мною взято. Скорлупа с него снята. Раз щелчок, — принесите мне денег горшок, два щелчок, — дайте драгоценностей сундучок, три щелчок, — прошу роскоши мешок. Скорлупка, дробись, деньга из моей мошны не выводись». Скорлупу закопать в землю недалеко от дома на такую глубину, чтобы никакое животное не могло выкопать. Ритуал в Васильев вечер, чтобы быть здоровым: 13 января Взять свиной хвостик и наговорить на него такие слова: «Хвостик крючком, здоровье мое пучком. Как хвостик не выровнять, так и мой дух не сломить. Так тому быть». Хвост положить под матрас на три дня, а после кинуть его в свинарник, приговаривая: «Он домой — мое здоровье со мной». Обряд 13 января в Васильев вечер, чтобы не сглазили: Взять свиную косточку, заговорить ее такими словами: «Кость непростая, Василием заговорная.