Управлять им было совсем не просто, особенно с расстояния 380 тысяч километров. О миссии «Луноход-1» — #заминуту. В 1970 году в СССР появился первый магазин самообслуживания универсам, на Луну был отправлен Луноход-1, а комсомольцев обязали сдавать ленинский зачет, а все свои. Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Легендарный "Луноход-1" якобы подал сигнал – спустя почти 40 лет. В 2024 году США планируют отправить к южному полюсу тяжелый луноход Viper, в этом же году начнется новый этап китайских миссий.
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога
Рекордсмены по расстоянию, пройденному вне Земли. Конструкция «Лунохода-2» почти не отличалась от своего предшественника, который был доставлен миссией «Луна-17» на спутник в ноябре 1970 года. Основное изменение: выносная камера, которая была размещена на уровне человеческого роста, чтобы упростить управление перемещениями ровера по поверхности Луны. Высота обоих роверов без учета выносной камеры составляла 135 см, а масса второго из них — 840 кг. Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля. В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности.
При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней. Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду.
Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны — твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли?
То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение. Всемирно известный луноход Бабакина В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем.
Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей.
Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества.
Кроме того, эти телефотокамеры конструктивно объединены с расположенными ниже их датчиками лунной вертикали, представляющими собой круглую стеклянную чашу с радиальной калибровочной шкалой и свободно катающимся в ней металлическим шариком. Изображение калибровочных шкал и шариков передаётся как часть панорам [1] [5]. Все четыре панорамные телефотокамеры используют одноканальные фотоприёмники фотоумножитель ФЭУ-96, имеющий площадь фотокатода 3 мм2, на который передаётся свет с помощью системы оптико-механической развёртки [4]. Каждая панорамная камера имела фокусное расстояние 12,5 мм, относительное отверстие 1:6, расстояние фокусировки от 1,5 м до бесконечности. Панорамы могли передаваться с двумя скоростями 4 или 1 строка в секунду , соответственно полная 360-градусная панорама снималась за 25 или 100 минут.
В камерах использовалась автоматическая регулировка чувствительности по сигналу с постоянной времени 5…10 с, а также дополнительный режим работы с пониженной чувствительностью для съёмки Солнца. На задней части корпуса установлен изотопный теплогенератор, мерное ведомое колесо одометра , механический пенетрометр для исследования свойств грунта прибор оценки проходимости [1]. Оборудование в гермоконтейнере установлено на приборной раме, крепящейся на силовом шпангоуте днища. На этом же шпангоуте снаружи закреплены четыре кронштейна ходовой части, состоящей из восьмиколёсного движителя и индивидуальной эластичной подвески колёс. Статический прогиб подвески средних колёс составляет 60 мм, крайних — 21 мм; динамический прогиб подвески всех колёс составляет 100 мм.
Каждое колесо имеет индивидуальный редуктор и тяговый электродвигатель. В случае аварийного заклинивания редуктора или электродвигателя ось каждого колеса может быть по команде с Земли необратимо расцеплена с редуктором путём подрыва пироустройства, разрушающего выходной вал редуктора по ослабленному сечению; в результате заблокированное колесо становится ведомым. Эта возможность в ходе эксплуатации никогда не была использована [1]. Аппарат был рассчитан на передвижение даже в случае, когда ведущими останутся лишь по два колеса с каждой стороны [2]. Внешние устройства лунохода имеют пассивное терморегулирование.
Для управления «Луноходом-1» использовался специальный пульт. Пилотом аппарата был Вячеслав Довгань — кандидат военных наук и автор более 120 научных работ. Вячеслав Довгань за пультом управления «Луноходом-1» Успехи «Лунохода-1» «Луноход-1» проработал на поверхности земного спутника 302 дня и преодолел 10 540 метров со средней скоростью 0,14 километров в час. Максимальная скорость, которую он смог набрать, составила 2 километра в час. Важно отметить, что большую часть времени он находился в неподвижном состоянии и занимался сбором научных данных. При помощи своего оборудования он сделал и передал на Землю более 20 000 изображений, 206 панорамных снимков и 25 рентгеновских анализов химического состава лунного грунта. Также он часто использовал пенетрометр — устройство, которое вводит инструмент в вязкую среду и оценивает его густоту. При помощи него исследователи получили информацию о физических свойствах поверхности Луны.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте! О других советских достижениях в области космонавтики можно почитать в этом материале.
Первая – вперед!
- Советская Луна
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России — 11.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Арабский халифат и его распад
- История «Лунохода-1» и работа над ошибками: РКС публикует документ 1972 года с анализом миссии
- Борьба с неизвестностью
- Сообщить об опечатке
Гордость СССР: каким был первый луноход
Книжка Пелевина, разумеется, относится к разряду ненаучной фантастики, и педальным советский луноход никогда не был. «В связи с выходом из строя навигационной системы лунохода при посадке экипажу лунохода пришлось ориентироваться по окружающей обстановке и Солнцу. Установка «Лунохода-1» на посадочную ступень станции «Луна-17». В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий.
Маршрут Луна — Чернобыль. Кто придумал планетоход
В 1966 году советским конструкторам удалось изобрести шасси будущего Лунохода. Примечательно, что созданием ходовой части занимался в буквальном смысле весь Советский союз. Так, например, в создании шасси принимал участие Харьковский велосипедный завод: там выполняли регулировку и балансирование колес.
Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать. Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань — водитель второго экипажа. Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде — пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами.
Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись — и так девять-десять часов». Сложно было представить, что управляет луноходом человек, находившийся от транспортного средства... Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед водителем. Поэтому луноход с задержкой реагировал на команды водителя. Но это была не главная проблема». Для управления движением лунохода главный конструктор радиосистем Михаил Рязанский предложил применить малокадровую телевизионную систему. Система Рязанского предусматривала передачу не 25 кадров в секунду, как это принято обычным телевизионным стандартом, а одного кадра с временной фиксацией от трех до двадцати секунд — более быструю передачу данных каналы связи и счетно-решающие машины того времени обеспечить не могли. После обнаружения препятствия машина продолжала двигаться еще не менее восьми секунд, поэтому обычная скорость лунохода составляла не более двух-трех километров в час».
Вместе с нами находился главный конструктор лунохода. Мы вглядывались в полученную с помощью телекамер панораму Луны. Она простиралась впереди и сзади лунохода — спокойная, относительно ровная, очень похожая на один из участков лунодрома, где мы тренировались. Штурманская группа предложила вариант схода — вперед. Я посмотрел на Геннадия Николаевича Бабакина, а потом скомандовал: «Первая — вперед! Загорелся транспарант «Есть движение», и через 20 секунд «Луноход-1» коснулся поверхности Луны.
Второе измерение, 30 минут позже, позволило ученым триангулировать положение отражателя на Луне с точностью до 10 метров 32,8 фута. Дальнейшие уточнения месторасположения ожидаются в ближайшие месяцы. Ученые хотят добавить данные местоположения Лунохода-1 к другой информации в уже существующую сеть. В дополнении к советским отражателям, астронавты NASA поместили лазерный светоотражатель на поверхность Луны во время миссии Аполлон 1969-1972 на Луне. Эта информация используется для сбора представление о ядре Луны и его гравитационного поля.
Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода. Такой анализ проводился во время первого, второго, третьего и шестого лунных дней. Максимальное расстояние, на которое можно было безопасно перемещать самоходный аппарат, составляло 15 метров». Несколько замечаний также получил и наземный комплекс управления. Такая подробная «история болезни» первого лунохода и внимательно проделанная работа над ошибками позволили провести вторую лунную миссию на очень высоком уровне и существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными автоматическими станциями для исследования других планет. Уже несколько поколений специалистов РКС постоянно оттачивают технологии приборов на основе постоянного анализа опыта реальных космических полетов. Вот уже почти полвека с момента описанных в публикуемом документе событий «работы над ошибками» делаются по итогам каждой миссии и позволяют совершенствовать космические приборы с использованием лучших из доступных технологий. Сегодня РКС продолжает вести разработки в области систем телеметрии , связи и управления , которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению Луны. Специалисты холдинга в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан с нуля Восточный командно-измерительный пункт , модернизирован наземный комплекс управления, в том числе комплекс средств дальней космической связи, который успешно работает в рамках проекта «Экзомарс». В ближайшее время РКС примет участие в создании системы дальней космической связи на космодроме «Восточный». Одновременно инженеры холдинга постоянно повышают возможности и совершенствуют технологии производства бортовых систем телеметрии и готовы разработать и производить такие приборы для перспективных российских лунных аппаратов.
Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке
Эпоха советских луноходов | ИВАК» Космонавтика» А.Л. Кемурджиан – основатель научной школы космического транспортного машиностроения (к 50-летию «Лунохода-1»). |
«Луноходу» — 50: чем знаменит первый в истории аппарат по исследованию Луны – МБХ медиа | В готовом виде «Луноход-1» являл собой герметичный перевернутый усеченный конус с приборами на самоходном шасси. |
Советские луноходы: обзор, история и интересные факты | новости Ростова и области. |
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…» | Всемирно известный луноход Бабакина СССР, луноход. В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую. |
Луноход-1. К 50-летию первой Лунной колеи. 17 ноября 2020 г.
Аппарат Луноход-1 отправился в путешествие по поверхности Луны. | В итоге луноход в три раза перекрыл свой гарантированный ресурс. |
Аппарат Луноход-1 отправился в путешествие по поверхности Луны. | На днях канадский исследователь Фил Стук из Университета западного Онтарио сообщил, что обнаружил исчезнувший советский "Луноход". |
Неизвестные факты о советских луноходах | О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. |
Исследователь спутника Земли: 50 лет назад начал работать «Луноход-1»
Луноход имеет восемь мотор–колес, каждое из которых является ведущим. 50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности. Китайский луноход уже несколько месяцев успешно передвигается по обратной стороне Луны, которой мы — до сих пор — гордимся, [в том смысле], что сняли первые. Да-да, старый Луноход ее антенной сбил На самом деле ушло 2 поколения, нет преемственности, спецам платят крохи.
Как СССР создавал первый в мире планетоход-разведчик
Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну. Памятником лунной программе СССР стал «Луноход-3», который можно увидеть своими глазами. Книжка Пелевина, разумеется, относится к разряду ненаучной фантастики, и педальным советский луноход никогда не был. Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами. Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. Рис. 2. Места работы «Луноходов-1 и -2» на изображении видимого полушария Луны («Природа» №2, 2021).
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии | Всемирно известный луноход Бабакина СССР, луноход. В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС | В готовом виде «Луноход-1» являл собой герметичный перевернутый усеченный конус с приборами на самоходном шасси. |
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну | серия советских роботизированных луноходов, предназначенных для посадки на Луну в период с 1969 по 1977 год. |
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога
Каждое колесо имеет индивидуальный редуктор и тяговый электродвигатель. В случае аварийного заклинивания редуктора или электродвигателя ось каждого колеса может быть по команде с Земли необратимо расцеплена с редуктором путём подрыва пироустройства, разрушающего выходной вал редуктора по ослабленному сечению; в результате заблокированное колесо становится ведомым. Эта возможность в ходе эксплуатации никогда не была использована [1]. Аппарат был рассчитан на передвижение даже в случае, когда ведущими останутся лишь по два колеса с каждой стороны [2]. Внешние устройства лунохода имеют пассивное терморегулирование. Гермоконтейнер обеспечивается стабилизацией температуры с помощью двухконтурной активной циркуляционной системы терморегулирования, включающей контуры нагрева и охлаждения.
Контур нагрева соединяет изотопный теплогенератор, находящийся снаружи гермокорпуса, и внутренний теплообменник. Охлаждающий контур включает в себя радиатор-охладитель на верхнем основании гермоконтейнера и четыре испарителя-теплообменника, в которых газ-теплоноситель охлаждается за счёт испарения воды по незамкнутому циклу, то есть вода испаряется во внешнее пространство [2]. Испарители-теплообменники, расположенные на магистрали, соединяющей радиатор и гермоотсек, дополнительно охлаждают газ-теплоноситель во время движения при больших углах возвышения Солнца. Перемещение газа по магистралям и внутри гермоконтейнера обеспечивается системой заслонок и вентиляторов, управляемых автоматически. Ориентация контролировалась с помощью внутренних гироскопов [2].
Запуск и эксплуатация[ править править код ] Автоматическая межпланетная станция « Луна-17 » с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны. На поверхность Луны был доставлен пятиугольный вымпел с барельефом В. В 06:28 UT были откинуты пандусы, «Луноход-1» открыл крышки телекамер и передал панораму пандусов, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, а затем съехал на лунный грунт, проехал 20 м по поверхности и поднял крышку с солнечной батареей для зарядки аккумулятора. За первые трое земных суток луноход проехал 197 метров и в связи с наступлением лунной ночи перешёл в ждущий режим [2].
Он начал свой маршрут в Море дождей, и проехал по лунной поверхности 10540 метров.
Площадь, обследованная первым луноходом, равняется 80000 кв. Луноход передал на Землю 25 000 фотографий. Двигался он со скоростью 2 км. За время работы лунохода-1 состоялось 157 сеансов связи с Землей. Последний сеанс связи с первым луноходом состоялся 14 сентября 1971 года.
Таким образом, аппарат проработал в три раза дольше запланированного ресурса три месяца. Луноход-2 был доставлен на спутник Земли 15 января 1973 года. Местом посадки стал кратер Лемонье. Луноход-2 проработал 4 месяца. За это время он прошел 42 километра и передал на Землю более 80 тысяч кадров телесъемки.
Следующий луноход был уже китайским, и он оказался на спутнике Земли лишь в 2013 году. Как был устроен луноход Тогда, в семидесятые годы, картинки, марки и календари с изображением советских луноходов облетели весь мир. И облик этого чуда техники с тех пор запомнили все, кто хоть сколько-то интересуется освоением космоса: эдакая «кастрюлька» на колесах, обвешанная сложными антеннами и приборами.
В честь запуска был также назван Лунником выступ ледяного Берега Отса в Восточной Антарктиде, который открыла третья Советская антарктическая экспедиция в 1958 году. Подготовка к запуску Названа новая возможная причина крушения «Луны-25» Предшественницей «Луны-2» была станция «Луна-1», запущенная 2 января 1959 года.
Она стала первым в мире космическим аппаратом, который смог достичь второй космической скорости, справиться с земным притяжением и стал в конечном итоге искусственным спутником Солнца. Однако сесть на Луну и доставить туда советские вымпелы у АМС не вышло. После этого разработчики решили повторить попытку с помощью ракеты-носителя «Восток-Л» и модифицированного аппарата того же типа. Однако, несмотря на внесенные изменения, первый запуск 18 июня 1959 года закончился аварией. На 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, и в итоге ракету пришлось взорвать.
Позднее предпринято еще три попытки запустить следующую станцию из этой серии, но каждый раз возникали неполадки. В результате после третьей неудачной попытки ракету вместе с АМС сняли со старта, и запуск был отменен. Успешная попытка Несмотря ни на что, испытатели не сдались и продолжили работу над космической станцией. Журналисты в Союзе окрестили ее «второй советской космической ракетой». Запуск осуществлялся по траектории сближения без использования старта с орбиты.
Итоги миссии Аппарат «Луна-2» не обладал собственной двигательной системой — на нем были установлены научные приборы, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов.
Обязательно, скажем о том, что у "Лунохода-2" каждое колесо было оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Это было прорывным решением, тем более, в начале 1970-х гг. АМС "Луна-21" на поверхности Луны. Снимок, сделанный аппаратом LRO. Взято из открытых источников Второй луноход отличался от второго еще системой питания. Например, у "Лунохода-1" была установлена кремниевая солнечная панель, а вот у "Лунохода-2" уже использовался арсенид-галлиевые элементы. Благодаря им, на борту второго лунохода производилось до 1 кВт мощности.
Кроме того, атомное топливо, имевшееся на борту "Лунохода-2" использовалось для обогрева аппарата во время длительной лунной ночи, составляющей, бе малого 14 дней, что очень долго, а значит, сложная аппаратура могла бы за это время, попросту, замерзнуть. Ну и теперь, вернемся с Луны на Землю. Тут имеется ввиду то, что "Луноходом-2", как и "Луноходом-1" управлял целый экипаж, находящийся на Земле. Численность экипажа составляла 5 человек. Взято из открытых источников Управление аппаратом осуществлялось через специальное оборудование, имевшее большое количество кнопок.
Невозможное сделали молодые. Полвека назад начал работу Луноход-1
Общая начальная масса полония — 1,1—1,2 г, период полураспада 138 дней [3]. Бортовая электросеть обеспечивала питание потребителей постоянным током с напряжением 27 В. Источниками питания являются солнечная батарея и заряжаемая с её помощью буферная аккумуляторная батарея [1]. Иллюминаторы основной и резервной телекамер установлены на передней части корпуса на высоте 950 мм от грунта. Низкое расположение телекамер было признано создающим трудности для операторов, поэтому в «Луноходе-2» была добавлена выносная камера на высоте глаз стоящего человека. Как в телекамерах, так и на мониторе на рабочем месте водителя лунохода на Земле использовался телевизионный вещательный стандарт; видеосигнал преобразовывался электроникой лунохода в малокадровый сигнал для передачи по узкополосному каналу на Землю. Скорость передачи регулировалась по командам с Земли.
В центре управления сигнал вновь преобразовывался к стандартному видеосигналу. В камерах использовались специальные приёмные трубки — видиконы с регулируемой памятью пермахоны [2] типа ЛИ414, позволявшие экспонированное в сотые доли секунды изображение передавать в течение десятков секунд в узкой полосе частот с четкостью 500—600 линий [4]. Одна из телекамер находится строго по центру гермокорпуса, вторая смещена вправо на 400 мм, оптические оси обеих камер параллельны продольной оси лунохода [5]. Рядом с камерами находится остронаправленная антенна с электромеханическим приводом, обеспечивающим точное наведение антенны на Землю, и неподвижная коническая спиральная антенна, а также кронштейн с жёстко закреплённым оптическим уголковым отражателем [1]. На каждом из бортов корпуса установлены по две штыревые приёмные антенны и в приливах гермокорпуса по две панорамные телефотокамеры, снимающие панорамы перпендикулярно своей оси. Камера выдвинута так, чтобы крышка лунохода не перекрывала поле зрения сверху, её ось находится на высоте 1113 мм.
Эти камеры, работая вместе, позволяют получить стереоскопические изображения со стереобазой 2,3 м участков поверхности, находящихся на расстоянии 4,5 м впереди и сзади лунохода. Кроме того, эти телефотокамеры конструктивно объединены с расположенными ниже их датчиками лунной вертикали, представляющими собой круглую стеклянную чашу с радиальной калибровочной шкалой и свободно катающимся в ней металлическим шариком.
Неоценимую помощь в разработке первого в мире лунохода, советскому конструктору оказал президент Академии наук Мстислав Келдыш. Сергей Королев, совместно с Мстиславом, разработал документ «О запусках космических объектов в направлении Луны».
Благодаря работе советских изобретателей, весь мир смог увидеть первые фотографии обратной стороны Луны: «Нам первыми удалось сфотографировать ее обратную сторону, совершить мягкую посадку на лунную поверхность, создать первый искусственный спутник и даже доставить на Землю образцы реголита» - рассказывал Келдыш. Действительно, ранее американцы смогли показать фотографии видной человеческому глазу стороны Луны.
При движении она оставляла колею шириной 1,60 м. Перемещение по поверхности спутника осуществлялось в течение 11 лунных дней. С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии. Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов. Он проработал втрое дольше запланированного срока — до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах. Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров.
Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января. Принципиальных отличий от предыдущего зонда «Луноход-2» не имел, но некоторые усовершенствования в его конструкцию были внесены с учетом пожеланий операторов-водителей. В частности, на нем была установлена третья навигационная камера на высоте человеческого роста, что существенно облегчило управление машиной. Некоторые изменения коснулись и приборного состава, а масса аппарата составила уже 836 кг. Снимки с советского лунохода номер два были получены уже в количестве более 80 тысяч. Кроме того, он передал 86 телевизионных панорам. В условиях довольно сложного рельефа самоходный зонд функционировал 5 лунных дней 4 месяца , преодолел 39,1 км, подробно исследовал грунт и выходы скальных пород Луны. Расстояние до нашего естественного спутника на этот раз было определено уже с точностью до 40 см. К вопросу о нахождении луноходов В 2010 году на снимках, полученных американским Лунным орбитальным зондом LRO, были обнаружены и первый советский луноход, и второй. В связи с этими событиями распространилась информация о якобы «утерянных» советскими учеными, а ныне «найденных» аппаратах.
Специалисты, работавшие в лунной программе СССР, подчеркивают, что аппараты никогда не терялись. Их координаты были известны с достижимой для того времени точностью.
Главное что — ракетное топливо, самое тяжелое и сложное для доставки. А если там есть H2O, то его можно разделить на водород как топливо и кислород как окислитель, это вещи известные. А уровень международной кооперации в космосе вообще не позволяет сказать: а и не нужна нам своя станция, вот эти страны с нами поделятся данными, у нас с ними отношения нормальные? Наши исследования, планы, задачи, технологии — это всё не из публикаций берется. Есть межправительственное соглашение между Россией и КНР о создании обитаемой базы на Луне совместной. Но оно может осуществляться в течение десятилетий, это зависит от договаривающихся сторон и от интересов каждой из них. Для тех, кто придерживается этой условной теории про Стэнли Кубрика и съемки в павильоне, падение « Луны-25 » — аргумент в их пользу: смотрите, мы необитаемый аппарат не смогли посадить, а вы нам рассказываете про шесть успешных миссий «Аполлон» еще в 60—70-х годах… — Вы говорите с живым свидетелем. Когда американцы садились на Луну, это всё транслировалось в мировые сети, кроме Советского Союза, по понятным причинам.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Памятником лунной программе СССР стал «Луноход-3», который можно увидеть своими глазами. "В отношении "Лунохода-2" государством регистрации в международном реестре космических объектов числится Россия (по данным на 1973 год — СССР). Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. Впервые инженерная задача создания лунохода была сформулирована в коллективе главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева и поддержана президентом АН СССР Мстиславом. Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли.
Первая – вперед!
- День в истории. Луноход
- Что после этого случилось с аппаратом?
- Первые на Луне — советские аппараты
- Последние новости
Первый луноход
Одна из общепринятых теорий в том, что она была доставлена на Луну в результате падения комет, поскольку кометы у нас состоят в основном из космического льда. И кометы приходят либо с окраин Солнечной системы, либо даже из-за ее пределов, в последнее время два таких случая были установлены. На данный момент это задача фундаментальная. На станции [« Луна-25 »] была буровая установка, которая должна была углубиться на 40 сантиметров под поверхность и получить этот водный лед, исследовать там же на станции. Были бы ответы и на фундаментальные вопросы — что это за вода, откуда она появилась и насколько она пригодна для дальнейшего. Существуют разработки, их никто не закрывал: полет на Марс более экономичен с лунной поверхности. Главное что — ракетное топливо, самое тяжелое и сложное для доставки. А если там есть H2O, то его можно разделить на водород как топливо и кислород как окислитель, это вещи известные.
Всё изложенное и характеризует робототехническую сторону в человеко-машинном интерфейсе дистанционного управления «Луноходом-1». Тщательная отработка интерфейса, автоматических алгоритмов управления в системе местность—машина—пункт управления является важным аспектом творчества коллективов Г. Бабакина и А. Поэтому мы не разделяем сомнения авторов [16] в робототехнической природе «Лунохода-1». Напротив, на наш взгляд, именно лунный первопроходец стоит у истоков мобильной космической робототехники, а А. Кемурджиан и Г. Бабакин — основоположники этого направления космической техники. В последующие годы издательствами «Наука» и «Машиностроение» были изданы книги: «Автоматические станции для изучения поверхностного покрова Луны» А.
Кемурджиан, В. Громов, И. Черкасов, В. Шварёв ; «Динамика планетохода» Е. Авотин, И. Болховитинов, А. Кемурджиан, М. Маленков, Ф.
Шпак, под ред. Петрова и проф. Кемурджиана ; «Планетоходы» А. Кажукало, М. Маленков, П. Матвеев, В. Мишкинюк, В. Петрига, И.
Розенцвейг под ред. Кемурджиана ; «Передвижение по грунтам Луны и планет» В. Громов, Н. Забавников, А. Кемурджиан, И. Маленков, В. Наумов, Б. Назаренко, Ю.
Рождественский, под ред. Участники семинара «Планетоходы и наземные роверы для экстремальных условий», посвящённого А. Кемурджиану, на его могиле 02. В 1-м ряду слева-направо стоят: П. Сологуб, И. Воинов, Г. Иванян, Б. Кемурджиан, Л.
Кемурджиан, Р. Старовойтова, М. Довгань, И. Иванов, сотрудница Музея Космонавтики им. Циолковского Калуга. Хаханов, В. Доронин, Гарри Гамуля, член секции истории, О. Козлов, К.
Машков, В. Козырев, В. Комиссаров, А. Туробинский лицо видно частично , А. Егоров, Л. Вайсфельд, В. Лебедев, неизвестная, сотрудница Музея Космонавтики им. Громов, неизвестный, А.
Батанов, В. Крусанов, В. Куприянов, А. Воробьёв, А. Ульянов, И. Болховитинов лицо видно частично. Монография «Планетоходы» в 1993 году была переиздана в новой переработанной и дополненной редакции. В неё были включены результаты новых исследований и разработок, включая создание во ВНИИТрансмаш, на базе космического задела, робототехнического комплекса СТР-1.
Два специализированных транспортных робота этого комплекса, которые в июле-октябре 1986 г. Опасные продукты взрыва 4-го энергоблока сбрасывались вниз для последующего захоронения. Это позволило существенно снизить уровень радиации на кровлях третьего блока и исключить неуправляемое расползание этих продуктов по станции и территории под действием атмосферных процессов. Кемурджиан осуществлял общее руководство работами по созданию комплекса, а непосредственным руководителем разработки комплекса и руководителем 1-ой бригады его эксплуатации в августе 1986 года был его ближайший единомышленник П. Сологуб [17]. В своей совокупности опубликованные материалы по самоходным автоматическим шасси, которые в значительной мере были инициированы А. Кемурджианом, представляют собой основы проектирования и наземной отработки системы передвижения планетоходов. Понятно, что дальнейшее развитие этого направления в России, например, в части обобщения и реализации в новых объектах наработанного научно-технического задела, в значительной мере зависит от реализации отечественных космических программ.
К сожалению, сегодня существует опасность разрыва живой связи поколений специалистов этого профиля. Однако школа Кемурджиана не закрылась со смертью Александра Леоновича 24 февраля 2003 г. Химки, Моск. Баумана, 2013. May 26-28, 2015, St-Petersburg. DOI 10. Costes, Jhon E. Farmer and Edwin B.
Из-за этого станция ушла на другую орбиту и столкнулась с поверхностью Луны. Глава Роскосмоса позже объяснил , что столкновение с Луной произошло после того, как двигатель проработал 127 секунд вместо 84. Еще одной причиной аварии глава Роскосмоса назвал прерывание лунной программы на 50 лет. Он считает, что это решение было неверным. Детальные причины потери станции установит специальная комиссия. Пока неизвестно, когда она соберется и опубликуют ли результаты ее работы. Россия в современной истории еще не осуществляла таких сложных маневров, как посадка космического аппарата на Луну.
В результате было установлено: «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода 1А401 в модуляторе ФМ-1К». Причина неполадок была в конструкции и технологии изготовления диодов. Изменения были внесены максимально оперативно. Уже в конце 1970 году «предприятиями-изготовителями приняты меры по повышению надежности диодов». Также в документе содержится свидетельство гибели «Лунохода-1»: «После 7 лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавалось телевидение и телеметрия. Фактически в сеансах связи это соотношение не превышало 200». В тексте документа содержится интересная информация о работе малокадрового телевидения. Несмотря на то, что эта система отлично показала себя и работала без сбоев, на практике был выявлен ряд конструктивных недостатков, которые необходимо было устранить к следующей миссии лунохода. Речь идет о высоте установки камер и необходимости использования бленды. Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения». Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней. С учетом работы в ходе испытаний она наработала более 200 часов при ресурсе по техническому заданию — 150 часов в течение трех лунных дней.