В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. В этой статье мы расскажем о синдроме отличника у взрослых.
Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника | Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. |
Опаснее, чем кажется: признаки и последствия синдрома отличника — 01.12.2023 — Статьи на РЕН ТВ | Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. |
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться? | В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? |
Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом | «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. |
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться | РБК Стиль | «Подскажите, пожалуйста, как матери, имеющей синдром отличника и страдающей чрезмерной самокритикой, воспитать ребенка в другом русле? — интересуется пользовательница под ником Sova. |
«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо
Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе. Что такое синдром отличника? В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
Синдром отличника: как не задавить ребенка собственными амбициями | | Педиатры, психологи и педагоги выделяют у современных детей особое состояние — «синдром 7 сентября». |
Синдром отличника: как воспитать у ребёнка адекватное отношение к оценкам — Блог Тетрики | О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. |
Синдром отличника: от депрессии до тика
Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте. Само стремление «быть на высоте» уходит корнями в детско-родительские отношения. Часто таким образом ребёнок пытается обратить на себя внимание, добиться своей значимости перед родителями и заслужить их любовь. Обычно желание демонстрировать свою успешность является проявлением неуверенности в себе, причинами которой может быть совокупность различных факторов. Ребёнок может думать, что его недостаточно любят, что он недостаточно красив или успешен, возможно, его часто сравнивают с другими детьми, которые добились больших результатов. Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если». То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно. Представьте только, какое давление и стресс испытывает ребёнок?
Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.
Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу — «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому». Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства". Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте. Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом — стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным — человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата. А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими. Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений. Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию?
А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности. Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности. Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется». Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих. В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах: 1.
Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека. Школьная успеваемость не является показателем интеллекта. Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецируя собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей. Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих. А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний.
Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. И, в конце концов, что для вас важнее?
Компенсация собственных неудач — родители пытаются за счёт ребёнка исправить свои ошибки. В таком случае на школьника перекладываются мечты и стремления родителей, которые они не смогли воплотить сами. Например, мама всегда мечтала играть на фортепиано и поэтому отдаёт дочь в музыкальную школу, даже если та не хочет. Завышенные требования. Чаще всего с этим сталкиваются дети, которые воспитываются в достигаторстве установка: успех превыше всего. Дефицит внимания.
Ребёнок, который получает от родителей излишнюю похвалу и подарки вместо внимания и времени, начинает измерять их любовь своими победами и успехами. Любовь, которую нужно заслужить. Если ребёнок чувствует, что родители любят его только, когда он успешен — это может вытечь в вечное достигаторство и проблемы с восприятием критики в будущем Заниженная самооценка ребёнка. За хорошей успеваемостью в школе и успехами в увлечениях ребёнок может прятать свою низкую самооценку и стремиться к победам, чтобы получить признание окружающих. Строгое воспитание. Если родители наказывают, ругают или токсично игнорируют ребёнка за каждую провинность или плохую оценку, он будет делать всё, лишь бы снова не нарваться на эти сильные моральные лишения. Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника? Большинство родителей не замечает синдром у своих детей — они учатся хорошо, прилежны, учителя и преподаватели отзываются о них только положительно и всегда хвалят. Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: 1.
Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе.
Человек так сильно боится ошибиться на глазах у других, что начинает избегать моментов, где его могут осудить. Он может замкнуться в себе и перестать ходить на мероприятия и встречаться с друзьями. Третье: боязнь ошибок и желание быть лучше могут негативно повлиять на самооценку. Даже при всех успехах человек может ощущать себя недостаточно хорошим, потому что внутри сидит критик, который постоянно его упрекает и мешает просто радоваться жизни. Из-за этого люди с синдромом отличника могут упустить много светлых и радостных моментов в своей жизни", — считает психолог. Как справиться с синдромом отличника: советы психолога Людям, у которых есть этот синдром отличника, справиться с ним бывает порой непросто. Когда человек хочет облегчить себе жизнь и перестать зацикливаться на своих успехах и в то же время неудачах, нужно придерживаться определенной стратегии. Первым делом нужно осознать эту проблему. Если вы видите в себе подобные проявления, значит, надо что-то менять. Нет единого рецепта избавления от этого состояния. Но есть методы, которые могут помочь. Важно принять себя таким, какой есть. Понять, что идеальных людей не существует, разрешить ошибаться и не судить себя строго. Ставить реальные цели. Выбирать задачи, которые можно выполнить. Разбить большие на маленькие этапы, чтобы чувствовать удовлетворение от достижения этой цели. Постарайтесь утихомирить своего критика.
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
Мне он приглянулся больше того, который давали на уроке, и я стала дома им пользоваться. Мама увидела это до сих пор не понимаю, как она распознала и начала орать, что я вяжу неправильно. Дальше я отчетливо помню, что я каким-то образом упала на пол, и она била меня и руками, и ногами. Причём, в итоге до неё дошло, что это просто ещё один способ вязания тех же самых петель. Не помню финала этой истории, к сожалению. А однажды по какой-то причине, также связанной со школой, она поранила мне запястье маникюрными ножницами. Рука болела, она замотала мне ее бинтом, и на следующий день в школе я что-то соврала про свою травму. Мне ужасно стыдно было кому-то рассказывать, что меня бьют. Ужасно стыдно было перед соседкой-подружкой, которая жила этажом ниже. Потому что слышимость была очень хорошая.
Мне скоро 30. Я до сих пор отчетливо помню, как папа обещал мне устроить «Варфоломеевскую ночь» за какой-то проступок. Он давал мне только материальное. Обеспечивая меня всем необходимым и отправляя на отдых, оплачивая репетиторов. Иногда думаю, что хорошо, что у меня было хотя бы это.
Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни.
Как выбраться из этого? Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия. Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься.
Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника». Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они? Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т.
Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе. Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства. Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем. Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих.
Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает. Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве.
Вы неидеальны, и это здорово! Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»? Вы — отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно. Невозможно быть лучшим во всем: варить самый лучший кофе, писать самые лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром. В конце концов, это скучно и занудно, ведь интерес жизни в том, чтобы учиться чему-то новому, открывать в себе новые грани, взаимодействовать с другими и получать у них опыт.
В случае же, когда вы и так все выполняете идеально, вам нечему учиться, нечего узнавать. Поэтому не бойтесь быть профаном — как правило, это начало увлекательного путешествия. Смещайте фокус с результата к процессу, наслаждайтесь обучением , поэтапным ознакомлением с разными видами деятельности, занимайтесь над тем, к чему распложена у вас душа, а не то, что популярно среди знакомых или высоко ценится в обществе. Если вам нравится класть плитку на пол — почему бы не заняться этим и не добиться высокого мастерства? Наслаждаетесь чистотой в помещениях и аккуратностью обстановки? Откройте свою клининговую организацию.
Ставьте в приоритет именно свои потребности.
Общество Газета. Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка 16 декабря - NVL. Очень важно научить ребенка правильно воспринимать не только успехи, но и поражения, что бы избежать неврозов и проблем в будущем В образовательной системе оценки порой становятся своего рода клеймом на ученике.
В случае, если клеймо появляется как "гордости класса" и "отличника", жизнь такого ученика в последствии может складываться нелегко. Методист и директор образовательного контента онлайн - школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри рассказал, как меняется жизнь в будущем с таким знаком отличия. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе.
Синдром отличника — один из «побочных эффектов» отличной учебы. Как распознать его? Что происходит с ребёнком, когда в его жизни появляется навязчивая идея — всегда учиться исключительно хорошо?
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Рассказываем, чем может обернуться идиллическая картина и почему синдром отличника у ребенка — это плохо. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. Рассказываем, что такое синдром отличника, о его признаках и симптомах у детей и взрослых. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life.
Дети ведут себя как дети
- Виктор Глебов
- Синдром отличника: как не задавить ребенка собственными амбициями |
- Description
- Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку. Ответственные родители при выявлении у ребенка признаков психологического комплекса сразу задают вопрос, как справиться с синдромом отличника.
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
Курышкина Проводится анализ достаточно малоизученного в психологии понятия «синдром отличника» и наличия ситуативной тревожности в условии оценки качества выполненных заданий и в ее отсутствии. Ключевые слова: «синдром отличника», ситуативная тревожность, тревожность, невротический перфекцио-низм, перфекционизм, внешняя оценка, творчество. Об авторах: Постановка проблемы Коцуба «Синдром отличника» до сих пор остается неопределенным понятием в психологии. Коро-риментальной работы заключается в том, что это лева. По мнению К. Хорни, перфекционистские стремления способствуют ббк 88. По мнению А. Автор говорит о том, что существует основная триада невротического типа реагирования: гиперсоциальность, сензи-тивность и тревожность [захаров, 2000, с. Хамачек выделяет два типа перфекционизма, а именно: здоровый и невротический. Автор рассматривает невротический перфекционизм как чрезвычайную озабоченность людей ошибками в собственной деятельности. Такие люди сильно сомневаются в качестве полученного результата, для них важны оценки и ожидания значимого окружения.
Перфекционисты чувствуют, что их родители, учителя, работодатели предъявляют высокие требования, и невозможность соответствовать им для них равнозначно потери их принятия [Hamachek, 1978]. Сомнения в собственных действиях. При этом оценка своей деятельности другими людьми играет более важную роль, чем собственная оценка. Это опасно тем, что человек с «синдромом отличника» не в состоянии адекватно оценивать собственную деятельность, его приобретенный опыт сводится к ограничению оценки своего труда только другими людьми. Психологические исследования «синдрома отличника» очень важны в изучении особенностей формирования личности ребенка.
Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом. Авторы выделяют три типа перфекционизма: Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе. Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других.
Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение. Для этого коуч Элизабет Скотт советует провести анализ выгод и издержек — разделить лист на две части и записать все плюсы и минусы присутствия синдрома отличника в вашей жизни. Цель упражнения в том, чтобы увидеть не только положительные моменты, связанные с одобрением на работе и аккуратным выполнением задач, но и вытекающие из этого проблемы — постоянный страх неудачи, невозможность делегирования, переработки. Это поможет перестать воспринимать перфекционизм как благо, что очень важно на старте. Проблем добавляет и склонность к выставлению себе ультиматумов: «я должен выложиться по полной, иначе все будут считать меня неудачником».
Такие дети одиноки, как правило, в коллективе их дразнят ботаниками и вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу. Перфекционист так называют тех, для кого несовершенный результат неприемлем. А затем и работника, который задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Просто любите своих детей — за то, что они есть, помогайте им выбирать цели, но не держите их за руки, когда они пробуют разные увлечения, поддерживайте во всем, — подытоживает специалист. Портрет юного перфекциониста Ребенок стремится быть первым любой ценой, болезненно воспринимает даже малейшую критику и плохо переносит похвалу в чей-то в адрес, кроме своего. Для него не существует других оценок, кроме пятерки, на балл ниже — это уже катастрофа вселенского масштаба. Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы. Причины появления синдрома Родители, пережившие в детстве неуспех, стараются достичь всего того, чего не смогли когда-то, через своего ребенка. Так за счет детских побед они подтверждают свой статус и поднимают свою самооценку. Любовь родителей заслуживается ребенком через пятерки и успехи. Только ими он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу и ласку. С раннего детства родители только негативно реагировали на ошибки сына или дочери, забывая о том, что без промахов тоже никак. Все это уже сформировало заниженную самооценку, к которой в школе добавился стресс от попадания в новую среду.
Она звучит нейтрально или скорее негативно? Есть ли реальные подтверждения того, о чем вы думаете? Остановить ее. Бранч и Вилсон советуют вслух проговаривать слово «стоп», как только иррациональная мысль появляется и начинает отвлекать на себя внимание. Другие возможные способы — переключение фокуса на другие темы, медитация, отвлечение с помощью музыки. Заменить иррациональную мысль на рациональную. Это, пожалуй, самый сложный, но самый важный шаг. После того как вы зафиксировали и остановили деструктивные размышления, попробуйте сформулировать здоровый ответ на них. Например, вместо «я ничтожество» проговорите «я могу чувствовать себя ничтожеством из-за слишком высоких требований к себе, но на самом деле я многого добился и заслуживаю любви и понимания».
Синдром отличника: от депрессии до тика
Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Для психики опасно то, что дети с синдромом отличника перестают отделять себя от своих достижений – плохие оценки, неудачи, критика воспринимается ими, как «это я плохой, никчемный, глупый». Синдром отличницы возникает у тех людей, которые недополучили любви в детстве.
Симптомы синдрома отличника
- Спасите отличника! «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей - Воспитание и психология
- Как не допустить синдрома отличника у ребенка?
- Синдром отличника: как воспитать у ребёнка адекватное отношение к оценкам — Блог Тетрики
- Синдром отличницы – что это
- Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
- Синдром отличника у ребенка. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника