20-летняя Мария Хорева — не только известная балерина, но и, что пока редкость среди «балетных», поклонник фитнеса. Прима-балерина. • Победительница (в паре с Кимином Кимом) проекта телеканала «Россия-Культура» «Большой балет» (2016). Одна из солисток театра Рената Шакирова была назначена новой примой-балериной.
«Конкурентка отдала мне самое дорогое – пуанты»
Партия очень многогранная и очень красивая. Можешь быть мягким таким, а потом раз — и становишься кочерыжкой, и идешь, как кочерыжка. Можно изобразить, как будто руку заклинило, начинаешь эту руку двигать и обратно становишься мягким», — рассказывает он. Наверное, не только артист, но и зритель воспринимает этого героя по-своему — то веселым, то злым, но каждый раз с ностальгией по детству. Балет окутывает какими-то теплыми чувствами, пусть в нем есть и сцены драки, и сожжения нечести в огне. На показе можно было увидеть много детей — все они не отрывали своего внимания от сцены, успевая периодически задавать вопросы взрослым. По сюжету балет отличается от оригинальной сказки Тукая, но не обошлось без известной сцены, когда злодею зажимают пальцы в бревне. А героиня, девушка-птица Сююмбике, добавляет истории романтичности. В постановке много национального колорита — это и костюмы, и характерные движения в танце, и некоторые нотки в музыке.
Спектакль прошел при полном аншлаге, как и лекция, предшествующая ему. В этом году фестиваль стал примечательным не только юбилеем Рудольфа Нуриева, но и его наполнением — это не только спектакли, но и лекции, кинопоказы и творческие встречи. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен».
Шакирова ещё будучи студенткой Академии Русского балета исполнила несколько сольных партий в спектаклях Мариинского театра и даже принимала участие в ответственных гастролях балетной труппы. С 2015 года она на постоянное основе служит в Мариинском театре. Так же интересна ее интерпретация и лирических ролей — порывистая Джульетта, мечтательная Маша в "Щелкунчике", нежная Ширин в "Легенде о любви"», — рассказали в пресс-службе Мариинки.
С тех пор Рената успела станцевать взрывную Лауренсию на выпускном спектакле, победить в паре с Кимином Кимом на телевизионном конкурсе «Большой балет», стать солисткой Мариинского театра и пополнить свой багаж самыми разными партиями — от озорной Китри в «Дон Кихоте» до романтической Джульетты в балете Лавровского. Па-де-де "Диана и Актеон" из балета"Эсмеральда" Первая солистка Мариинского театра Рената Шакирова начала свой путь на Театральной площади, еще учась на первом курсе Академии Вагановой. В первом же сезоне своей работы она станцевала большие партии, да еще и стала победительницей проекта «Большой балет».
А перелет тяжелый. Мы прилетели, на следующий день репетиции… Я стою и не понимаю. Мне делают замечания, я говорю: Да. Да, сейчас исправлю!. Потом поворачиваюсь к партнеру я готовилась с Кимином : Подожди, что мне сейчас сказали?. Педагоги заволновались, говорят: Надо отказываться!. Но потом успокоились, через 2 дня прошла акклиматизация, я собралась, и мы очень упopно работали. Я говорю: Все, у меня нет сил!. А мне: Нет, давай дальше, дальше!. В такие моменты думаешь: Все, я сейчас упаду!. А потом щелчок — и раз, второе дыхание. Хотелось показать спектакль на уровне. Тяжелые гастроли были позади, и не хотелось понижать планку. Хотелось ее только поднимать и поднимать. Это подбадривало и давало сил. Во время гастролей, я так понимаю, всегда cyмacшедший ритм. Город никогда посмотреть не удается? Нет, бывают свободные моменты. Свой первый Лондон я очень хорошо запомнила. Так как я была тогда еще ученицей, было не так много спектаклей и удавалось гулять, наслаждаться городом, музеями. Я веду активный образ жизни и люблю много гулять. Даже когда настраиваюсь перед спектаклем, люблю погулять немного. За день до спектакля — чуть-чуть отвлечься, посмотреть город, погулять в парке, на велосипеде покататься, встретиться с подругами. У меня есть подруга, которая не в театре работает, — с ней поговорить, провести время удается. Получается, что рецепт от выгорания — это прогулки и общение с друзьями. А есть еще какие-то хобби, на которые вы отвлекаетесь? Я люблю все делать своими руками. Началось это с того, что на одну партию мне нужна была диадема. В Академии или не было, или она мне не подходила, и я подумала, что сделаю сама. Мне говорят: Как сама?! Так я начала делать сама диадемы. Я люблю шить, вышивать бисером, делать прически. Сейчас даже выучилась на визажиста и могу профессионально сделать макияж. Это, конечно, удобно для сцены. Много занятий, остается находить на все это время смеется. Фото Андрея Петрова Было когда-нибудь желание что-то изменить в костюме — что-то пришить или наоборот убрать? Было, конечно. Даже получилось однажды, что надо было выступать и не было костюма, и я его сама сшила. Для какой партии? Это было в отпуске, нас пригласили станцевать. Я танцевала адажио из балета Кармен-сюита и сама сделала красный купальник с юбочкой. Нашла ткань, сделала выкройки и дома на швейной машинке сама сшила себе костюм. А обычно в театре все шьется в костюмерном цехе? Как все это происходит? Когда исполняешь первый раз какую-то партию, костюм сначала идет из подбора. И в дальнейшем могут сшить новый костюм. И если совсем ничего не подходит, тоже шьют новый костюм. Бывала так, чтобы вы танцевали в костюме, в котором до этого на сцену выходил кто-то из любимых артистов? Да, в Дон Кихоте танцевала в пачке Жени Образцовой. Вопрос по поводу вашего телевизионного опыта. Когда вы только выпустились из АРБ и были приняты в Мариинский театр, вас пригласили поучаствовать в телевизионном конкурсе Большой балет. Чем отличался этот опыт от театральных спектаклей? Это проще или тяжелее — танцевать на камеру? Все, что в первый раз, всегда кажется сложнее. Для меня это был необычный опыт. Бывало до этого, что на спектаклях снимали или приходили на репетиции — так что с камерой мы были знакомы. Но это было совершенно другое. В студии построили сцену. Не было зрителей, было только жюри. Не могу сказать, что у меня был большой опыт участия в конкурсах.
В Мариинском театре представили новую приму — Ренату Шакирову
Уроженка Узбекистана Рената Шакирова стала новой примой-балериной труппы Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Талант Ренаты Шакировой был заметен и всем очевиден еще в годы ее учебы в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой — еще студенткой, она выходила в сольных партиях в спектаклях Мариинки, и даже ездила с театром на гастроли. Солистка Мариинского театра Рената Шакирова стала примой-балериной. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на исполняющего обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрия Фатеева.
Мариинский театр представил новую прима-балерину: это уроженка Башкортостана Рената Шакирова
первая солистка Мариинского театра. артистка балета, в настоящее время первая солистка балета Мариинского театра. Рената Шакирова и Филипп Стёпин в "Крестьянском па-де-де" из балета "Жизель". Прима-балерина. • Победительница (в паре с Кимином Кимом) проекта телеканала «Россия-Культура» «Большой балет» (2016).
Героиня дня: новая прима Мариинки Рената Шакирова, уроженка Ташкента.
Рената Шакирова стала новой прима-балериной Мариинского театра | Солистка Мариинского театра Рената Шакирова стала новой примой-балериной. |
Первая солистка Мариинского театра Рената Шакирова стала прима-балериной | 08.03.2024 | Крым.Ньюз | Анюту исполнят Надежда Батоева/Рената Шакирова/Мария Ширинкина/Мария Хорева/Оксана Скорик/Анастасия Лукина/Мей Нагахиса/Елена Свинко/Александра Хитеева. |
Рената Шакирова: «Русский балет — не просто техника, это танец души» | Рената Шакирова родилась в Ташкенте, в 2015 году окончила Академию русского балета, в том же году присоединилась к труппе Мариинки. |
Рената Шакирова стала новой примой-балериной Мариинки | Танец Ренаты Шакировой – это всегда про энергию, темп, динамику и темперамент, поэтому Китри в «Дон Кихоте», Гюльнара в «Корсаре» или Катерина в «Каменном цветке» в исполнении балерины впечатляют и восхищают техничностью и задором. |
Metro заканчивает цикл экскурсий по петербургским театрам
- В Мариинском театре представили новую приму — Ренату Шакирову
- Рената Шакирова: «Трудности закаляют!» |
- Рената Шакирова стала прима-балериной Мариинского театра
- Навигация по записям
- В Мариинском театре представили новую приму — Ренату Шакирову
Ко дню рождения балетной пачки: 11 молодых балерин, за которыми стоит следить в Instagram
Балерине Ренате Шакировой прочили большое будущее, когда студенткой Академии русского балета имени Вагановой она уже выходила на сцену Мариинского театра в сложнейших Рубинах Джорджа Баланчина. лась в мир балета и за рекордное время исполнила множество ведущих партий репертуара. Талантливая первая солистка Мариинского театра, Рената Шакирова, была торжественно провозглашена прима-балериной - высшим званием в балетной искусстве. Солистка Мариинского театра Рената Шакирова стала новой примой-балериной, сообщает ТАСС. Солистку Мариинского театра Ренату Шакирову назвали новой примой-балериной, сообщается на сайте организации.
У Мариинского театра появилась новая прима – Рената Шакирова
- Рената Шакирова
- Участник СВО: «Чиновников надо отправлять на фронт, чтобы острее чувствовали несправедливость»
- ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)
- Навигация по записям
- Евгений Пономарев — LiveJournal
- «Конкурентка отдала мне самое дорогое – пуанты» | Невское время
Рената Шакирова: «Русский балет — не просто техника, это танец души»
Это было очень почетно и неожиданно, поскольку обычно Дудинская вела либо класс усовершенствования артисток балета, либо занималась с девочками со второго курса. Первый курс она никогда до нас не брала. Прошло очень, очень много лет, и Наталия Михайловна неожиданно мне призналась, что взяла тогда наш класс из-за меня. Нет, я не была лучшей ученицей. У нас «лучшими» считалось три девочки, среди них я была третьей. Я понравилась Дудинской, потому что была курносая, представляете?
Она полюбила меня за нос! Постоянно потом говорила на репетициях: «Ритка, танцуй носиком! Это — твое! За спиной Куллик, в отдалении, Константин Сергеев. Автор фотографии — Павел Маркин.
Сейчас я думаю, что нас свела судьба. Мы так сблизились, что я жить без нее не могла. До сих пор не могу. Мне не хватает ее безумно. Когда я начинала учиться, в нашем классе было семнадцать человек.
Когда заканчивала, — семь. Я всегда была самая маленькая. И самая упрямая. Помню, стояла у станка рядом с голландской печкой. И вот все поднимают ножку с одной ноги сначала вперед, потом в сторону, потом назад.
А я назад не могу, потому что мешает печка. В принципе, я могла остановиться в этот момент. Но я так не могла! И когда все делали движение ногой назад, я снова делала движение ногой в сторону. Я всегда находила возможность не останавливаться.
Это упрямство — эстонское. Это мое дорогое «наследство». Наталия Михайловна никогда нас не хвалила. Меня совершенно не за что было хвалить: данные были — не очень. Кроме любви к танцу, координации и музыкальности, ничего выдающегося у меня не было.
Все очень-очень среднее. Репетировать со мной было непросто. У меня такой характер иногда проявлялся: Дудинская сделает мне замечание, а я ей в ответ: «А мне так неудобно». Или: «А я так не хочу». После таких выходок я на месяц выпадала из поля ее внимания.
Она меня просто игнорировала. Не кричала она никогда не кричала , не била никогда никого не била , не щипала никогда никого не щипала. Она просто переставала тебя замечать. И это было самое страшное. Наталия Михайловна говорила: «Пропустишь один день в классе, будешь наверстывать два дня.
Два дня пропустишь — четыре дня придется наверстывать». Это — правда. Все ее ученицы старались занятия не пропускать. Хотя девочкам в училище официально разрешалось не заниматься в дни менструации: можно было прийти на урок и сидеть в уголочке — просто смотреть. Маргарита Куллик и Наталия Дудинская обсуждают сцену из балета «Золушка».
В классе Дудинской этой привилегией никто не пользовался. Мы не обращали внимания на месячные — мы занимались. Нам было важно не пропустить урок, понимаете? Мы сурово были воспитаны. Я потом и спектакли свои ни разу в жизни не пропускала из-за критических дней.
Дудинская сама была очень волевая, и учениц своих такими воспитывала. Ее невозможно было разжалобить. Еще она почему-то очень верила в целебную силу таблеток с названием «Этазол». Голова болит? Выручит этазол.
Нога болит? Нужно выпить этазол. Только в этазол верила. Один из типичных диалогов на уроке: — Ритка, что ты так вяло сегодня танцуешь? Да причем здесь нога?!
Танцуй носиком! Кто у нас в училище был звездой? Володя Ким. Он учился на четыре года старше, не только наш класс — все училище ходило на него, необыкновенно талантливого, смотреть. Еще Фарух Рузиматов был у нас звездой.
Все родители специально покупали билеты в Кировский театр на «Дон Кихот», чтобы посмотреть, как там Фарух в первом акте, изображая уличного мальчишку, играет в карты. Он делал это уморительно! Он с малых лет был большим артистом. Да, у него изначально не было хороших стоп, но кто это замечал? Кто это помнит?
Труд перетрет все, если не вдаваться в подробности. Автор фотографии — Владимир Зензинов. Я терпеть не могла участвовать в международных конкурсах, а Наталия Михайловна все время меня на них пихала. Она понимала, что для молодой артистки — это прекрасная практика и наилучшая возможность быть всегда на виду. Это было еще в годы в СССР: тогда все этапы конкурсных соревнований артистам оплачивало министерство культуры страны, а кто поедет от Советского Союза на международный конкурс, решалось после жестких отборов в Москве.
Никакой самодеятельности, как сегодня, когда можешь за свои деньги участвовать в каком угодно конкурсе. Не один раз так было, что в моей возрастной категории отбирали на следующий — международный — этап Нино Ананиашвили, и ставили ее в пару с Андрисом Лиепой. Они оба были на год старше меня. И вот когда их отбирали, про меня говорили: «Куллик — девочка хорошая, но ей еще рано». Сейчас я понимаю, что это было справедливо.
И вот меня все отодвигали, отодвигали.
Потом поворачиваюсь к партнеру я готовилась с Кимином : Подожди, что мне сейчас сказали?. Педагоги заволновались, говорят: Надо отказываться!. Но потом успокоились, через 2 дня прошла акклиматизация, я собралась, и мы очень упopно работали. Я говорю: Все, у меня нет сил!. А мне: Нет, давай дальше, дальше!. В такие моменты думаешь: Все, я сейчас упаду!.
А потом щелчок — и раз, второе дыхание. Хотелось показать спектакль на уровне. Тяжелые гастроли были позади, и не хотелось понижать планку. Хотелось ее только поднимать и поднимать. Это подбадривало и давало сил. Во время гастролей, я так понимаю, всегда cyмacшедший ритм. Город никогда посмотреть не удается?
Нет, бывают свободные моменты. Свой первый Лондон я очень хорошо запомнила. Так как я была тогда еще ученицей, было не так много спектаклей и удавалось гулять, наслаждаться городом, музеями. Я веду активный образ жизни и люблю много гулять. Даже когда настраиваюсь перед спектаклем, люблю погулять немного. За день до спектакля — чуть-чуть отвлечься, посмотреть город, погулять в парке, на велосипеде покататься, встретиться с подругами. У меня есть подруга, которая не в театре работает, — с ней поговорить, провести время удается.
Получается, что рецепт от выгорания — это прогулки и общение с друзьями. А есть еще какие-то хобби, на которые вы отвлекаетесь? Я люблю все делать своими руками. Началось это с того, что на одну партию мне нужна была диадема. В Академии или не было, или она мне не подходила, и я подумала, что сделаю сама. Мне говорят: Как сама?! Так я начала делать сама диадемы.
Я люблю шить, вышивать бисером, делать прически. Сейчас даже выучилась на визажиста и могу профессионально сделать макияж. Это, конечно, удобно для сцены. Много занятий, остается находить на все это время смеется. Фото Андрея Петрова Было когда-нибудь желание что-то изменить в костюме — что-то пришить или наоборот убрать? Было, конечно. Даже получилось однажды, что надо было выступать и не было костюма, и я его сама сшила.
Для какой партии? Это было в отпуске, нас пригласили станцевать. Я танцевала адажио из балета Кармен-сюита и сама сделала красный купальник с юбочкой. Нашла ткань, сделала выкройки и дома на швейной машинке сама сшила себе костюм. А обычно в театре все шьется в костюмерном цехе? Как все это происходит? Когда исполняешь первый раз какую-то партию, костюм сначала идет из подбора.
И в дальнейшем могут сшить новый костюм. И если совсем ничего не подходит, тоже шьют новый костюм. Бывала так, чтобы вы танцевали в костюме, в котором до этого на сцену выходил кто-то из любимых артистов? Да, в Дон Кихоте танцевала в пачке Жени Образцовой. Вопрос по поводу вашего телевизионного опыта. Когда вы только выпустились из АРБ и были приняты в Мариинский театр, вас пригласили поучаствовать в телевизионном конкурсе Большой балет. Чем отличался этот опыт от театральных спектаклей?
Это проще или тяжелее — танцевать на камеру? Все, что в первый раз, всегда кажется сложнее. Для меня это был необычный опыт. Бывало до этого, что на спектаклях снимали или приходили на репетиции — так что с камерой мы были знакомы. Но это было совершенно другое. В студии построили сцену. Не было зрителей, было только жюри.
Не могу сказать, что у меня был большой опыт участия в конкурсах. Это было буквально два раза — Гран-при Михайловского театра и конкурс Русский балет в Москве. Но это было в театре со зрителями. А здесь нет зрителей, перед нами только жюри. Конечно, было очень сложно.
Вагановой — еще студенткой, она выходила в сольных партиях в спектаклях Мариинки, и даже ездила с театром на гастроли. В труппу она была принята сразу по окончании учебного заведения — в 2015 году. В 2016 году в паре с Кимином Кимом стала победительницей проекта телеканала «Россия-Культура» «Большой балет».
Когда мы еще учились в Академии русского балета имени Вагановой и каникулы были два месяца, поначалу мы были безумно рады лету, планировали — кто на море, кто домой… Но с каждым годом все лучше понимали: чем больше мы отдыхаем, тем труднее нам восстанавливаться.
Я чувствовала сама, по своему телу — я могу неделю просто отдыхать, а потом тело требует движения. Поэтому отдых получается активный. И я очень рада танцевать в театре до самого последнего момента. Кто-то имеет возможность выходить в отпуск раньше, но я всегда танцую до последнего и самая ранняя пташка, которая выходит. Летом спектаклей очень много. Прошел фестиваль Звезды белых ночей, были новые постановки, а завершением сезона стали масштабные гастроли в Лондон. У нас примерно три недели был безумный график. Что вы танцевали в Лондоне? Главную партию в балете Дон Кихот — Китри, па де труа и двойку лебедей в Лебедином озере, балет Инфра МакГрегора, трио теней в балете Баядерка… Когда вы только выпускались из Академии русского балета, вы уже танцевали на сцене Мариинского театра.
Я была еще ученицей, и это был мой первый Лондон — три года назад. Когда на вас возлагались большие надежды и сравнивали с Дианой Вишневой, это мешало или наоборот помогало? Это не мешало, но это была ответственность — мне, ученице, доверяли такие сложные партии. И впервые ученицу позвали на гастроли с театром. Юрий Валерьевич Фатеев, исполняющий обязанности заведующего балетной труппы Мариинского тетра меня позвал. И, конечно, было очень страшно. Хотелось показать себя не просто ученицей, а уже артисткой. Есть рецепты, чтобы не волноваться на сцене? Что вы делаете перед спектаклем?
Рецепт — много репетиций смеется. Если я знаю, что у меня было достаточно репетиций, процент волнения падает. Еще, наверное, настрой. Это может быть подготовка к спектаклю, к образу. Танцевать Дон Кихот — это почувствовать себя настоящей Китри, посмотреть другие балеты, вдохновиться, прочитать что-то про это время… Тогда уходит волнение. Тогда не думаешь о том, что у тебя первое выступление или сложные технические элементы. Зритель чувствует, где настоящие эмоции, а где человек играет, поэтому хочется передать образ. В балете Рубины. Некоторые артисты балета говорят, что не любят смотреть записи с другими исполнителями — они боятся начать копировать кого-то на сцене… Копировать неправильно, но какие-то моменты можно пробовать.
Перед новой партией я смотрю много разных версий спектакля, разных балерин, и мы с моим педагогом Маргаритой Гаральдовной Куллик работаем и смотрим, что мне подходит, а что мы ищем дальше. От каждой балерины я могу взять что-то, что мне ближе. А копировать — это неправильно. Это то, как чувствует та балерина. Это становление — искать себя. Интересно еще, что каждый спектакль непохож. И настрой бывает разным, даже погода влияет смеется. Есть ли интриги в театре или это стереотип о том, что в балете всегда присутствуют интриги? И дeвoчка, которая танцевала эту же партию в другом составе, подходит ко мне и говорит: Слушай, Ренат, у меня такой же размер, хочешь, я тебе свои пуанты дам?.
Для меня это было шоком. Но я поняла, что как ты относишься к людям, так будут относиться к тебе. В Петербурге. Фото Андрея Петрова. Кто вам нравится из балерин старшего поколения? В Академии для меня эталоном была Диана Вишнева. Многие говорят, что я на нее похожа. Может быть, что-то есть схожее… Когда я поступала, у меня не было таких феноменальных данных. Мне приходилось трудиться.
И мне рассказывали, что Диана Вишнева тоже много чего добилась своим трудом. Это было для меня эталоном, тем, к чему я стремилась. И, конечно, Ульяна Вячеславовна Лопаткина. Когда я увидела ее на сцене вживую, это была магия. Каждый ее жест проработан до кончиков пальцев. На сцене не видно при этом, что она работает, это в ней самой. Также многие говорят мне, что я похожа на Нинель Кургапкину. Но если говорить про балерин XX века, то и у Кургапкиной, и у Майи Плисецкой, и у Натальи Дудинской актерское исполнение на такой высоте! Сейчас все сложнее в техническом плане — мы и поднимаем ноги выше, и у нас такие трюки, которые не делали раньше.
Но насколько в этих записях яркие образы! Каждая балерина была в своем стиле. Были еще различия — кто-то исполнял романтические балеты, у кого-то образы были яркие, энергичные. Сейчас мы, конечно, исполняем разные партии, мы разноплановые артисты, но актерское мастерство и умение передать стиль надо брать у балерин прошлого поколения. Сейчас вопрос об амплуа тоже бывает актуален.