Новости пароход челюскин история

87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. Теперь неуправляемый пароход «Семен Челюскин» двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов.

В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»

Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого кораблем «Челюскин».

Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"

Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики.

В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг.

Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики. В научном плане было широко исследовано Чукотское море: его течения, взаимодействия этих течений, ветра, сопротивление берега движению льда.

Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом.

Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.

И придумали: Карина. В честь Карского моря, где она появилась на свет. Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях. Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов? Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять. И не занимать. Правда, она произведет на свет сына Владимира только 15 сентября 1934-го, уже в нормальных условиях, и тот получит фамилию и отчество своего прославленного родителя. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды. В начале сентября «Челюскин» получил новые вмятины, усилилась течь... В один из осенних дней к дрейфующему во льдах «Челюскину» подъехали несколько собачьих упряжек: это чукчи из близлежащего поселка нанесли свой визит для обмена пушнины на «огненную воду». Восьмерых заболевших членов экспедиции отправили в поселок к чукчам. И тут, благодаря удачному дрейфу, льдины сами в начале ноября вынесли пароход в Берингов пролив! Все вздохнули с облегчением… Однако что может человек против мощи арктической стихии? Льды повернули вспять, и «Челюскин» снова вынесло в Чукотское море. Пароход был раздавлен и затонул, о чем говорит радиограмма О. Шмидта: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Один человек погиб, 104 оказались на льду. Запасов горючего и продовольствия, палаток и теплой одежды должно было хватить надолго. Президент США Рузвельт обратился к советскому правительству с предложением помощи: на Аляске уже тогда существовал отряд полярной авиации, способный за день перевезти всех «челюскинцев» на Большую Землю — в США или в поселки Чукотки. Неожиданно для всех Америка получила категорический отказ от предложенной ею помощи. Лишь один человек позже 11 апреля, по особому решению Совнаркома был перевезен американским самолетом на Аляску, в больницу города Нома. Это был тяжело заболевший О. Шмидт, спасти которого иначе было невозможно. В течение долгих недель менее десятка советских летчиков перевезли всех попавших в беду полярников на Большую Землю. Последний рейс был сделан 13 апреля — через два месяца после начала зимовки на льдине. Семь летчиков были впервые удостоены звания Героя Советского Союза. А всего наград было очень и очень много, никого из «челюскинцев» не обошли орденами и медалями, обиженных не было не в пример человеку, в честь которого назвали корабль — С. Их суть: по маршруту следовал не один, а два совершенно идентичных парохода, построенных датчанами: «Челюскин» и «Пижма». На «Пижме», переделанной под «плавучий барак», якобы находились около 2000 зэков политических и уголовников , которых везли на оловянные рудники Колымского края. И якобы именно поэтому советское правительство отказало американцам, предложившим помощь арктического летного отряда: тогда пришлось бы спасать и зэков, а попади они в Америку… В общем, «Пижму» якобы взорвали, пустив ко дну всех находившихся на ней арестантов. А некоторые вроде бы и спаслись, оказались в США.

Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?

Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2 , служившем «Челюскину» для ледовой разведки см. Записки лётчика М. Бабушкина, 1941. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы [11]. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске. Чествования[ править править код ] С Чукотки бухта Провидения , 21 мая 1934 года на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку 28 мая , далее, во Владивосток 7—9 июня , а оттуда, на специальном литерном поезде специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности в Хабаровск 10 июня и до Москвы [12]. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград.

Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Одновременно с ними звания Героя Советского Союза был удостоен также лётчик Сигизмунд Леваневский , хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел и ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца. За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены двое американских бортмехаников , Клайд Армстед англ. Clyde Armistead и Уильям Левери англ. William Lavery , 20 апреля 1934 года [14] [15].

Занимались домашними делами: шили рукавицы, писали стенгазету. Когда услышали самолёт, радости не было предела… Сами влезть в самолет не могли, подсаживали мужчины. Ляпидевский расстроился, увидев, какие мы грузные и толстые. На нас были надеты малицы и валенки колоссального размера». Тогда он забрал всех детей и женщин, которых на льдах было 12 человек. Операция по спасению продлилась ещё более месяца. Людей вывозили в ближайшее чукотское поселение Ванкарем. Большинство членов экспедиции были спасены с 7 по 13 апреля. Советские воздушные асы совершили невероятное: они не только добрались до лагеря челюскинцев, но и за 24 рейса спасли с дрейфующей льдины 102 человека! Ледовое поле разрушалось, а 9 апреля серьёзно пострадала взлётная полоса. Но лётчики продолжали летать! Последними ледовый лагерь покинули капитан «Челюскина» Воронин и радист Кренкель. Через сутки мощный шторм полностью разрушил лагерь. Спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов.

В том же году с полярной экспедицией на борту был отправлен в рейс с целью пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию. Капитаном на корабле был опытный моряк — полярник В. Этому походу придавалось большое значение в освоении Северного морского пути, простирающемуся от новоэемельских проливов до порта Провидение на 5600 км. Но продолжительная суровая зима в тех широтах и короткое полярное лето обусловливают тяжелую ледовую обстановку, в изучение которой следовало внести свой вклад снаряженной экспедиции. Руководителем экспедиции был назначен полярный исследователь ученый Отто Юльевич Шмидт. Он в 1929 и 1930 гг. До Берингова пролива все шло по плану. Ежедневно проводились наблюдения за перемещением льдов, атмосферные наблюдения, другие исследования. С большой землей поддерживалась устойчивая свяэь. В Беринговом проливе пароход был затерт льдами и вынесен в Чукотское море.

На борту оборудовали специальное помещение, в котором можно было укрыться в случае вынужденной остановки в Арктике и провести долгое время даже с выключенными паровыми машинами. На первом этапе экспедиции «Челюскин» направился из Ленинграда в Мурманск с промежуточным заходом в Копенгаген. По пути выявились некоторые недостатки в конструкции парохода. В частности, судно развивало чуть меньшую скорость, чем заявлял производитель. Вскрылось несовершенство системы автоматической смазки машинных механизмов. Кроме того, неудовлетворительно работала система переключения двигателя с переднего на задний ход, что значительно ухудшало маневренность во льдах. Пароход «Челюскин» в Архангельске Третьего августа 1933-го судно вышло из Мурманска и взяло курс на Владивосток. Цель экспедиции — доставка продовольствия, угля и строительных материалов на остров Врангеля. Ожидалось, что пароход достигнет места назначения за месяц. Кроме того, планировалась отработка маршрута по Северному морскому пути: челюскинцы должны были доказать его пригодность для доставки грузов на Дальний Восток неледокольными судами. Начальник экспедиции Отто Шмидт не сомневался в успехе, технике и подчиненных. К этому времени условия плавания в арктических водах стали комфортнее: на побережье по маршруту базировались самолеты разведки, действовала разветвленная сеть радиостанций. Предполагалось, что на сложных участках «Челюскину» помогут полноценные ледоколы. Первого сентября пароход подошел к мысу Челюскина. Команде уже довелось побороться со льдами в Карском море. Пароход получил несколько внушительных вмятин.

Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?

Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. путешественника С.И. В этом материале мы подробно рассмотрим гибель парохода «Челюскин» и его спасение, также вы узнаете историю ледокола «Красин» и барка «Крузенштерн». В Беринговом проливе «Челюскин» был затёрт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 г. затонул, раздавленный льдами. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене.

Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев

Из-за сильного течения и мутной воды, что связано с близостью к Берингову проливу, ранее не удавалось получить качественное изображение судна. Удалось рассмотреть носовую и среднюю части парохода. По словам исследователей, видеокадры позволяют идентифицировать «Челюскин», хорошо просматриваются прямоугольные иллюминаторы.

До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении.

Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом.

Эвакуация[ править править код ] «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев [8]. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.

Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года.

Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н. Круглосуточная служба новостей.

Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев. Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или американских «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена. Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение. Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности".

В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»

85 лет назад началась экспедиция парохода "Челюскин", закончившаяся гибелью корабля, но и пониманием, что Россия может и должна покорить Арктику. В 2006 году участники очередной экспедиции нашли затонувший пароход «Челюскин» и подняли с него несколько фрагментов. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан.

Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев

Первые из них были безрезультатны. К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка. В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин».

Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказались 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.

Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики.

Трубка выпада из зубов завхоза, он метнулся ниже к спардеку, где было вровень с поверхностью льда. В это мгновение с кормы на него обрушились бочки с горючим, ящики, кирпичи. В тот же миг он исчез вместе с "Челюскиным" под вздыбленным льдом. Чудо спасения После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море. Он совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружил лагерь потерпевших крушение парохода, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.

Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский. Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей. Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем. За спасением челюскинцев следил весь мир.

Все западные газеты того времени писали, что челюскинцы обречены на гибель. В успех спасательной операции не верили. Летописец событий Воспоминаний о челюскинской эпопее осталось достаточно много. На мой взгляд, самые непредвзятые, беспафосные из них принадлежат нашему земляку Александру Миронову. На "Челюскине" он был матросом 2-го класса. Он был профессиональным моряком, а после службы стал писателем.

Его школьным учителем был классик белорусской детской литературы Янка Мавр. В Минске его квартира находилась в знаменитом доме напротив цирка, хотя мемориальной доски в его честь там нет.

Другой летчик, Маврикий Слепнев, под предлогом необходимости доставки в лагерь Шмидта ездовых собак, высадил бортмеханика Билла Левари в фактории Ванкарем и полетел дальше один [1]. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были удостоены орденов "Красная Звезда" 103 человека, включая погибшего Б. Могилевича [7]. Куканов — именно он, за два месяца до гибели "Челюскина", на единственном имевшемся в распоряжении ОГПУ немецком «юнкерсе» полярной авиации за 13 рейсов смог вывезти на материк в район мыса Северного 93 «пассажиров Дальстроя» с транспортов «Хабаровск» и «Анадырь» [1] ; ордена Трудового Красного Знамени получили радисты Т. Хааполайнен, Л. Шрадер, Е. Силов, механик рации Мыса Северного С.

Семенов, начальник полярной станции Уэлен Н. Хворостянский и член Чрезвычайной тройки Я. В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов. Поиски затонувшего судна Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Экспедиции 1974 и 1978 9 года были безрезультатны. К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка [8].

Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»

Ледяные торосы пробили корпус "Челюскина" в нескольких местах, в бортах образовались огромные дыры. Судно стремительно погружалось под воду, однако люди успели эвакуироваться. На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, он замешкался на палубе корабля, и его придавил сместившийся груз. На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей — члены семей полярников, направлявшихся на остров Врангеля. По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Нелегкие будни Первые три дня на льду дались челюскинцам тяжело: все жили в брезентовых палатках при температуре ниже 30 градусов по Цельсию. Потом жизнь удалось обустроить. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна стройматериалам построили бревенчатый барак, кухню и сигнальную вышку. Была даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся!

По вечерам Отто Шмидт читал коллегам лекции по философии. Каждые сутки гидрологи и геодезисты определяли точное место лагеря. Дрейф льда не прекращался, а значит нужно было регулярно вычислять координаты своего местоположения. Подготовкой взлетно-посадочной полосы для самолетов полярной авиации поочередно занимались все участники экспедиции, разбившись на бригады. Он на протяжении всего дрейфа жил вместе с двумя товарищами в пяти километрах от основного лагеря, приглядывая за полем, служившем аэродромом. Погосов взял на себя ответственность за прием и отправку самолетов, руководил действиями бригад по уборке снега. Семеро смелых К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского.

Поиски проводились в сложнейших условиях: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильный ветер и пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й ее нашел. Он вывез на "большую землю" женщин и детей.

Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку.

Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола.

Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю.

Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд.

Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад.

Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы. Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…». Это послание было отправлено уже из ледового лагеря.

Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич.

История освоения российской Арктики За год до "Челюскина" из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледокол "Александр Сибиряков", и сразу после этого успеха было образовано Главное управление Северного морского пути — Главсевморпуть, в задачи которого входило СМП освоить, создать на его протяжении поселки и инфраструктуру. Руководителем Главсевморпути стал Отто Шмидт. Никто тогда не мог знать, что экспедиции "Челюскина", несмотря на то что сам пароход затонул, суждено было стать не только звездным часом Шмидта, прославить его и других участников на весь мир, но и подчеркнуть масштаб и фундаментальность работы СССР в Арктике, а также мастерство и превосходство русской авиации. Впервые в истории освоения Арктики экспедиция, к тому же столь многочисленная, была полностью спасена. Начало экспедиции Перед экспедицией судно прошло из Ленинграда в Мурманск, чтобы устранить обнаруженные дефекты и окончательно сформировать команду. Особенно это относится к экспедициям, в которых люди в течение долгого времени должны будут работать вместе и когда нет возможности обновить состав и заменить оказавшихся непригодными. В этой экспедиции подбор был особенно труден ввиду больших ее размеров и разнообразия задач".

Основную часть команды составили сибиряковцы — участники предыдущего похода. Кроме того, был подобран научный состав, радиоработники, хозяйственники, "машинная" часть команды, представители печати и искусства, присутствие которых Шмидт считал особенно важным, строительные рабочие, а также уборщицы. Работали женщины, впрочем, великолепно", — писал Шмидт в книге "Поход "Челюскина". Из мурманского порта судно вышло в 04. На трудных участках планировалось проводить "Челюскин" ледоколами. На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. А также 2 995 т угля, 500 т воды, продовольствие на полтора года, объем снабжения для острова Врангеля на три года, 26 коров и 4 поросенка, которые в ходе экспедиции стали взрослыми боровами. Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина.

В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море.

Экспедиция 1933 год, 16 июля — «Челюскин» отправился из Ленинграда в сквозной рейс по трассе Северного морского пути, имея на борту 112 человек 53 — экипаж, 29 — участники экспедиции, 18 — зимовщики, следующие на остров Врангеля, 12 строителей , а также 800 т груза для доставки на остров Врангеля и 3500 т угля. Руководителем экспедиции был профессор О. Шмидт, капитаном назначили опытнейшего моряка В. Воронина оба они возглавили плавание парохода «Александр Сибиряков», который в 1932 году прошел по трассе Северного морского пути с запада на восток за одну навигацию. Воронин в течении долгого времени не соглашался принимать должность капитана «Челюскина», формально ссылаясь на неважное здоровье. На самом деле причиной тому были непростые взаимоотношения с начальником экспедиции О. Кроме этого, опытный капитан полагал, что идти в Арктику на обычном грузовом пароходе без сопровождения ледокола довольно рискованно. По пути на Север «Челюскин» сделал заход в Копенгаген, где специалисты верфи-строителя на протяжении шести дней устраняли разные дефекты. Потом пароход перешел в Мурманск, который покинул 10 августа. Хроника событий 13 августа — пароход «Челюскин» вышел из пролива Маточкин Шар в Карское море и сразу же попало в тяжелый лед; двигаться вперед удавалось с большим трудом. С «Челюскина» на подошедший ледокол «Красин» было перегружено около 800 т угля, и 20 августа вечером ледокол начал проводку судна. К 8 утра следующего дня «Красин» вывел «Челюскин» на свободную воду и взял курс на Диксон. В Чукотском море снова встретили сплошные льды. В ноябре помощь «Челюскину» безуспешно пытался оказать ледорез «Ф. В скором времени руководству экспедиции стало понятным, что следует готовиться к неизбежному дрейфу. Пришлось заниматься рациональным распределением грузов, обеспечивать экономию угля. Радисты наладили устойчивую связь с внешним миром.

Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»

Эпопея «Челюскина» Летом 1932 г. пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем. Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». 19.06 1933) «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники а Флаг СССР Класс и тип судна ледокольный пароход Ледовый класс *100 A1 (strengthened for navigation in ice).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий