Крестопоклонная неделя посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Отсюда пошло название предстоящей недели – Крестопоклонная, т.е. неделя, в которую все верующие христиане призываются к особому почитанию Честного и Животворящего Креста Господня. — Во время 40-дневного поста мы словно «распинаем» себя, на людях начинают сказываться усталость и уныние, — пояснили журналисту «Известий Мордовии» значение Крестопоклонной недели представители Саранской епархии.
19 марта 2023. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
новости прихода. В статье мы подробно рассмотрим, как проходит Крестопоклонная неделя Великого Поста в 2024 году. 19 марта 2023 года, в Неделю Крестопоклонную, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе. Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. 7 апреля, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы, Божественную литургию возглавил ключарь собора иеромонах Иларион (Хроль).
Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная: что нужно делать и можно кушать
Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу. Неделя третья Великого поста называется Крестопоклонной – на воскресной службе Церковь прославляет Святой Крест Господень и плоды крестной смерти Спасителя. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Третье воскресенье, 7 апреля, и следующая, четвертая, седмица Великого поста называются Крестопоклонными.
Значение Великого поста
- Оренбургская епархия РПЦ
- Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы
- Объявления
- Неделя Крестопоклонная Великого поста
- Навигация по записям
Проповедь настоятеля Храмового комплекса прп. Сергия Радонежского на Рязанке
- Третья неделя Великого поста Крестопоклонная.
- Неделя Крестопоклонная Великого поста |
- Неделя Крестопоклонная Великого поста
- Оренбургская епархия РПЦ
Третья Неделя Великого поста, Крестопоклонная. Часы и Литургия
Самое время вспомнить про крестные страдания Иисуса Христа. О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди книга, где содержатся порядок и тексты богослужения написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны. На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия «Слава в вышних Богу…» , когда хор поет Трисвятое «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» , священник, держа Крест на главе, выходит из северных левых дверей алтаря и становится перед Царскими вратами. Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой. После этого аналой кадится с четырех сторон и начинается поклонение Кресту.
Наш телеграмм канал в котором каждый вечер в 19:07 выходить крутой гороскоп на завтра подписаться Есть традиция: после каждого исполнения тропаря молящиеся кладут земные поклоны. Собственно поклонение Кресту происходит по окончании пения тропаря. Хор поет песнопения стихиры , начинающиеся словами: «Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер…» Молящиеся по очереди подходят к центральному аналою с лежащим на нем Крестом, делают два земных поклона, затем целуют Крест и делают еще один земной поклон. Подобным же образом поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу последующих семи дней за Крестопоклонным воскресеньем. В понедельник и среду утром, во время чтения первого часа так же поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», поются стихиры и молящиеся, совершая земные поклоны, прикладываются ко Кресту. А в пятницу, когда заканчивается чтение часов, священник уносит Крест в алтарь. Евангелие Крестопоклонной недели Возьми крест свой.
Любой человек имеет свои трудности, болезни, печали и грехи, то есть свой собственный Крест. Крестопоклонная неделя напоминает, что нести этот крест надо без ропота, благодаря Господа и помня о безмерных мучениях и последующем воскресении Христа. Становится понятным, что страдания на Кресте — главный поступок Иисуса, в которого веруют христиане. Это одновременно и огромная помощь людям, и необыкновенно жёсткий диагноз им же. А когда помощь приходит в таком безграничном объёме, это уже не просто помощь, а именно спасение. Спасение же необходимо, если угроза увеличена бессилием перед ней. Когда Крест вынесен на середину храма, священнослужители вместе с прихожанами совершают перед ним три поклона, сопровождая их песнопением: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твоё славим». Поэтому эта неделя и называется Крестопоклонной. В течение недели делается четыре таких поклонения: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. Торжественные тексты молитв, возносимых во время поклонений к кресту, необычайно красивы и поэтичны, с множеством иносказаний и художественных олицетворений библейских персонажей.
Евангелия не сообщают особых подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Обретение Креста Господня состоялось в 326 году, когда он был найден святой царицей Еленой во время ее паломничества в Иерусалим: …божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх Макарий встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях. Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме. Аньоло Гадди, 1380 год Впервые в сохранившихся текстах подробная история обретения Креста появляется у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он повествует о том, как царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь. Все немногие указания историков, ближайших по времени к поискам, сводятся к тому, что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, однако не в самом Гробе. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Исуса Христа: Воины, как повествует история, сперва нашли мертвым на кресте Исуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало. Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок: Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы. Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». Место обретения отмечено красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон обнесена металлической оградой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня — два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время, и верующие поклонялись честному древу. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Захватчики вывезли Древо Животворящего Креста, которое хранилось в городе с того времени, как было обретено равноапостольной Еленой. Война продолжалась еще долгие годы. Объединившись с аварами и славянами, персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Пресвятой Богородицы. Персы были разгромлены. Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события. В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню.
Эта сила опытно познается всяким христианином, любящим Крест, носящим его на груди, осеняющим себя крестным знамением. Без Креста нет Христа. Без любви ко Кресту, и хотя бы интуитивного понимания святости Креста нет и подлинного христианства. Любовь ко Кресту — это любовь ко Христу. Именно Крест — образец иконопочитания. Православные христиане поклоняются не кресту как предмету, а Распятому на нем Иисусу, освятившему Крест и сделавшему его духовным орудием. Христианство немыслимо без Креста. Почитание икон и Креста — догмат Церкви, это означает, что непочитание оных — это не личное мнение или желание человека, а заблуждение, несовместимое с православной верой. Крест — главный символ Распятого Господа. Но что такое символ в христианском понимании? В древнегреческом языке «символ» означал соединение, а также средство, осуществляющее соединенность. Известный церковный деятель Русского зарубежья, протопресвитер Александр Шмеман 1921-1983 в своей книге «Великий пост» замечал, что во всех песнопениях этого воскресенья говориться о Кресте, но не о страданиях на нем, а о победе и радости. Некоторые песнопения прямо взяты из пасхальной службы. Мы достигли середины Великого поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче»,- объясняет о. Александр Шмеман. Об этом жизнеутверждающем значении поклонения кресту говорится и в богослужебных текстах. Сам же Великий пост сравнивается в них с 40-летним пребыванием евреев в пустыне: «Как евреи Ветхий Израиль страдали тогда от жажды, а вода в Мерре месте их стоянки. Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев подчеркивает: крест — это символ человеческого спасения, потому что за грехи всех людей на нем умер Христос. При этом Иисус умер « по писанию» - именно так, как писали и предсказывали об этом ветхозаветные пророки в священных книгах Но самое необычное в том, что Христос умирает в пространстве, которое представляет собой как бы «дворец дьявола»: в Библии небо считается принадлежностью Бога, а земля отдана Творцом «сынам человеческим». А Христос умирает на кресте, в пространстве между небом и землей — в понимании Его современников и первых христиан, именно «в поднебесной» обитают силы зла. Поэтому крест очень символичен», - добавляет о. Олег Стеняев. Святые отцы также сравнивают крест Христов с райским « древом жизни», чьи плоды даруют бессмертие, и называют его « новым живоносным древом». Потому — то православные и поклоняются Кресту как Христу, и обращаются к нему как к живому, что в Кресте обитает живая сила живого Бога. Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь» - произносим мы в вечерних молитвах. Крест не личность. Сила, в нем обитающая, не автономна. Но Бог так устроил, что в крестном начертании действует неизреченная Божия сила. Господь таинственно присутствует в Кресте Своими энергиями. Мы не поклоняемся Кресту как Богу, но поклоняемся Богу, обитающему в Кресте.
Крестопоклонное воскресенье Великого поста
Крестопоклонная неделя — Великий пост 2024 | Предание.ру - православный портал | Неделя крестопоклонная (греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресенья) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая так же называется «Крестопоклонной». |
Крестопоклонная неделя. | Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с журналом «Фома» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог. |
Крестопоклонная неделя. | 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы. |
Please wait while your request is being verified... | Перевод: Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания. |
Также рекомендуем
- Архив новостей
- 3-я неделя Великого поста
- Крестопоклонное воскресенье Великого поста
- Неделя Крестопоклонная
- Неделя третья Великого поста и четвертая седмица
«Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная». Прот. Дионисий Крюков
В отличие от среды, в пятницу на утрене имеется полный канон Кресту помимо двух трипеснцев , но отсутствует светилен Креста. На место Креста поверх центрального аналоя полагается икона Иисуса в терновом венце , или святцы. Основная статья: Средокрестная неделя В среду этой недели отмечалось окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник [16] , связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем. В воскресенье на четвёртой неделе седмице Великого Поста в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню , поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье».
Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст [17]. На этой неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы.
Кроме того, смысл Крестопоклонной недели ещё и в том, что помогает верующим в их стремлении пройти испытание Великим постом до конца. Не секрет, что многие устают соблюдать пост и поддаются искушению. Возле Креста верующие вспоминают подвиг Иисуса и вновь обретают силы.
В дни недели верующие выпекают особые хлебцы, которые называются "крестцы". А в субботу третьей седмицы в храмах проводят всенощное бдение. В центр храма выносится Животворящий Крест, перед которым священники и прихожане совершают три поклона.
О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди книга, где содержатся порядок и тексты богослужения написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста».
Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны. На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия «Слава в вышних Богу...
О празднике Крестопоклонная неделя посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Она напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост.
19 марта 2023 года. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Десятки величайших святых как древних времен, так и современности начали свой путь к святости услышав эти слова. Эпизоды, когда они услышали в храме или прочитали в книге этот отрывок и их жизнь перестала быть прежней — один из самых распространенных в житийной и биографической литературе. Это текст нас учит о том, что для жизни вечной необходима решимость и усилия, необходимо погубить душу свою, чтобы спасти ее — именно такой предикативной аллегорией Христос описывает то напряжение духа, которое только и способно дать человеку новую жизнь. А вот о деталях этого пути, об искушениях и нюансах этого восхождения от земли на небо мы с вами услышим ровно через семь дней. С третьей неделей Великого поста! С воскресным днем!
В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную. И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста. Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.
Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог. Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания — несением креста… Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит». Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.
Ты имеешь глаголы вечной жизни» Евангелие от Иоанна 6:68. Ученики Христовы, постоянно находясь рядом с единственным Источником истинной жизни, как никто другой, осознали второстепенность любых иных ценностей и обманчивость любого другого пути. Осознали настолько полно и так искренне приняли призыв Учителя взять крест свой и следовать только за Ним, что оставили всё в этом мире и отдали земную жизнь за Господа и Его Евангелие, чтобы вечно радоваться с Ним в Царстве Небесном. Господь Иисус Христос, Творец Вселенной, не послал для спасения людей ни Своих святых Ангелов, ни пророков, но пришёл к нам Сам в смертном теле, чтобы побыть с нами, утешить нас в нашем несовершенстве, чтобы прожить все наши немощи вплоть до страшной смерти и исцелить тем самым ту пустоту, которую мы ощущаем в отсутствие Бога и которую может заполнить только Он Сам, если мы позволим Ему. Вот о чём говорит сегодня Апостол Павел: мы имеем Первосвященника Господа, «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» Послание к Евреям 4:15. Как легко и прекрасно следовать за Тем, Кто уже прошёл все возможные искушения, Кто знает все наши слабости, и потому готов показать нам единственно верный путь через болото жизни, путь, ведущий к Нему Самому!
Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян [18]. На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой. Они уверяли детей, будто этот стук происходит от «ломанья» поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд [19].
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная | Крестопоклонную седмицу Великого поста иногда называют средопостной, потому что хронологически это, действительно, середина поста. |
Неделя третья Великого поста и четвертая седмица | Домой Блог Новости Неделя Крестопоклонная. |
Крестопоклонная неделя 2023: когда начинается и заканчивается 3-я седмица Великого поста | Крестопоклонная неделя начнется с вечера субботы, когда в центр храма будет торжественно вынесен Животворящий Крест Господень. |
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная — Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ульяновске | В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. |
Please wait while your request is being verified... | КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ — [греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως; слав. ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. |
Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
В субботу на этой неделе, 6 апреля, будет отмечаться вторая великопостная Родительская суббота — особый день поминовения усопших. В воскресенье, 7 апреля, церковь будет праздновать Неделю Крестопоклонную в церковном понимании Неделя — это воскресенье. В этот день все верующие поклоняются кресту Господню, на котором Он претерпел Свои страсти. В 2024 году торжество приходится на воскресенье. Другие факты В песнопениях третьей недели Великого поста появляется доминирующая тема, связанная с воскресным чтением древней иерусалимской традиции — притча о блудном сыне. В древнем Иерусалиме до XI века во второе воскресенье поста в качестве евангельского чтения литургии читали притчу о блудном сыне. Впоследствии библейские чтения были заменены на константинопольские, однако в песнопениях сохранились иерусалимские темы, так что 3-ю неделю можно назвать "седмицей о блудном сыне". Оно было установлено в древности, чтобы в середине поста поддержать духовные силы верующих. Это напоминание о том, что именно Крест является главным орудием спасения христиан, а также о том, что он — символ не только искупительной смерти Иисуса Христа, но и его воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Спасителем. Богослужения в третью неделю Великого поста Великий пост — совершенно особенный период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом.
С третьей седмицы Четыредесятницы церковь начинает особенно ободрять и укреплять тех, кто соблюдает пост. В чтениях этой недели им приводятся примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. В среду и пятницу, как в среду и пятницу всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия преждеосвященных Даров. В субботу проходит поминовение усопших. Во время всенощной в воскресенье торжественно выносится украшенный цветами Животворящий Крест и трижды поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Это песнопение сопровождается совершением трех земных поклонов. После этого верующие подходят целовать крест. Вынос креста осуществляется для того, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа, а также укрепить постящихся в их маленьком духовном подвиге. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "Крестопоклонными". Верующие просят Господа о воздержании от пороков и об укреплении веры.
Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят в рубрике «Евангелия Великого поста». Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с журналом «Фома» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог. Просто крест, — священник Константин Пархоменко о Кресте и распятии С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню.
На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога. Крест как главный образ нашего спасения, — о значении креста в жизни христианина Протоиерей Алексей Уминский Сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания, и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит. О комфорте и кресте «Реплики» Александра Ткаченко Видимо, по большому счету, мое христианство еще и не начиналось даже. Все эти годы Бог лишь готовит меня через обстоятельства моей жизни к чему-то иному, куда более серьезному и важному, к обстоятельствам, когда необходимо будет выбирать между комфортом и крестом.
Неделя Крестопоклонная Великого поста Размещено на 19. В храмах Колпашевской епархии совершалось всенощное бдение с изнесением Честного Креста и Божественная литургия. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Мы прикладываем большие усилия, чтобы достичь успеха в карьере, обустроить свой быт, и успокаиваемся в этом суетливом благополучии. Но однажды каждый из нас, заглянув внутрь себя, обнаруживает такую бесконечную пустоту, которую невозможно заполнить ни покупками, ни работой, ни даже семейным счастьем. Однажды Господь спросил Своих учеников, не хотят ли они покинуть Его, как это сделали многие, кто слышал Его слова и не принял их. Апостол Пётр со свойственной ему горячностью и даже некоторой грустью ответил на это Господу: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» Евангелие от Иоанна 6:68. Ученики Христовы, постоянно находясь рядом с единственным Источником истинной жизни, как никто другой, осознали второстепенность любых иных ценностей и обманчивость любого другого пути.
Крестопоклонная неделя Великого поста: история и традиции
Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, при пении «Святый Боже» Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни, выносится в среду верующих для поклонения и лобызания его. В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. — Во время 40-дневного поста мы словно «распинаем» себя, на людях начинают сказываться усталость и уныние, — пояснили журналисту «Известий Мордовии» значение Крестопоклонной недели представители Саранской епархии. 9 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил Божественную литургию [ ].
Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная: что нужно делать и можно кушать
Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста — до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение. Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.
Сегодняшний праздник Креста — это, по сути, прославление знамени христианского воинства, Церкви Христовой. По толкованию учителей Церкви, христианин может получить благодатную помощь креста Господня только через несение своего собственного креста, который так же необходим для спасения, как был необходим крест Христов. Один из самых почитаемых в православии проповедников святитель Феофан Затворник отмечал: Вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем». Неслучайно к окружавшим Его ученикам и народу Иисус Христос обращался со словами: «Возьми крест свой и следуй за Мною». У каждого человека — свой крест и свои обстоятельства. Многочисленные кресты человеческие Феофан Затворник подразделяет на три основных вида. Первый — это «кресты внешние» разнообразные скорби, беды, лишения , второй — «кресты внутренние» рождающиеся из борьбы со страстями и грешными желаниями и третий — это крест полной преданности в волю Божию, на который, по словам святителя, «восходят уже совершеннейшие христиане».
И крест этот по словам старца Паисия Святогорца, посылается не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы мы по нему, как по лестнице, взошли на небо. Господь и хотел бы не посылать нам креста, но человек так устроен, что без креста он не умеет спасаться. Крест необходим нам как горькое лекарство для исцеления нашего падшего естества, унаследованного от прародителя Адама. Нужно сказать, что крест, то есть лишения, скорби болезни и тому подобное, неизбежен в нашем мире для всех людей, однако одним он может послужить во спасение, а другим — в осуждение и гибель. Во спасение — если мы правильно относимся к нему, то есть несем его с терпением и доверием Богу. В осуждение — если относимся неправильно, то есть несем с ропотом, обидой, озлоблением, без покаяния. В этом случае крест становиться для человека гибельным. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада».
Для тех же, кто несет крест с терпением и благодарением Богу, он становиться не только спасительным, но и легким. Приведем еще слова Святителя: «Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: иго Мое благ, и бремя Мое легко есть, сказал Господь». Как нам преобразить наш крест, в Крест Христов? Святитель Игнатий отвечает: «Крест твой тогда изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, - когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение: благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело». Таким образом, из этих слов мы видим, что неизбежный жизненный крест может быть как спасительным, так и гибельным. И зависит это от того, как мы к нему относимся. Яркий пример того и другого отношения дают два распятых со Христом разбойника: один из них, признав себя злодеем, достойным казни, спася и вошел в Рай, другой же ропотом и хулой оттолкнул свое спасение и погиб.
Так побеждали мир апостолы Христовы, которые, чем больше на них обрушивалось бед и скорбей, тем больше они горели любовью к Богу, так что никто и ничто не могло отлучить их от Христа. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашем». Воспоем же Славу Кресту Христову и помолимся ему. А преподобный Ефрем Сирин 373 оставил настоящий образец размышлений о Кресте и крестных страданиях Христа. Приведу небольшой отрывок: Крест — воскресение мертвых. Крест — упование христиан. Крест — жезл хромых. Крест — утешение бедных.
И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни.
Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение. Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: "все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились" Гал. И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость 1 Кор.
Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь. Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание Исх.
Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной. Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: "Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его". Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены! Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество да не будет! Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе" Мф.
Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: "Иисуса ищите Назарянина, распятого" 1 Кор. Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: "пронзенного копьем", но: "распятого". Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться.
Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому. Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками Быт. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами Втор.
Исаия: "всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям" Ис.