«Падучая болезнь, которою Достоевский страдал с детских лет, много прибавила к его тернистому пути в жизни. Отмечая, что в молодости у Достоевского «не было серьёзной горячей любви к какой-нибудь женщине» по причине того, что «он слишком рано начал жить жизнью умственной», и творчество, а затем и политика отодвинули личную жизнь на второй план. На это Достоевский ещё при жизни ответил: «Меня называют психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Я его жду. На днях я писал моему другу барону Врангелю, что, несмотря на все, постигшие меня горести, я все ещё мечтаю начать новую счастливую жизнь. Эту свою живучесть он называл кошачьей и сам удивлялся способности строить планы и открывать новую главу жизни в 45 лет. Однажды Анна Григорьевна застала его в особенно тревожном настроении. Он сказал ей, что «стоит в настоящий момент на рубеже и что ему представляются три пути: или поехать на Восток, в Константинополь и Иерусалим он даже запасся рекомендательными письмами для русского посольства в Турции и, быть может, там навсегда остаться, или поехать заграницу на рулетку и погрузиться всей душой в так захватывавшую его всегда игру, или наконец жениться во второй раз и искать счастья и радости в семье». Она не подумала о том, почему он ставил на одну доску уход в святость, прыжок в азарт и создание семьи, и посоветовала ему жениться вторично. Что за меня кто-нибудь согласится пойти? Какую же жену мне выбрать: умную или добрую? Потом он спросил её, почему она не выходит замуж. Она ответила, что сватаются двое, оба прекрасные люди, она их очень уважает, но не любит, а ей хотелось бы выйти замуж по любви.
Они так полюбили беседовать по душам, так привыкли друг к другу за четыре недели работы, что оба испугались, когда «Игрок» подошел к концу. Достоевский боялся прекращения знакомства с Анной Григорьевной. Он не шутил, говоря, что предпочитает добрую жену умной: именно доброты со стороны женщин недоставало ему в жизни, и в Анне Григорьевне он почувствовал прежде всего нежное сердце. После Аполлинарии ему было внове встретить женщину, основным достоинством которой была доброта. Марья Димитриевна тоже пожалела его в первые месяцы их знакомства, но это было мимолетно и не удержалось, потом роли переменились, ему приходилось жалеть её, да и с тех пор прошло свыше десяти лет. И впервые за это десятилетие он встретил существо, проявлявшее к нему подлинное участие: она думала о том, чтобы ему было удобно, чтоб он во время ел и спал, тревожилась о его здоровье и об его писательстве, интересовалась его материальным устройством и душевным покоем. Он совершенно не был приучен к такой роскоши. Ее заботы и трогали и смущали его, но это было приятное, радостное смущение. И кроме того, он увидал, до чего она была ему нужна, и это тоже являлось новостью.
Их связывало литературное сотрудничество. Она, действительно, помогла ему, как никто раньше не помогал, и опять-таки это был для него первый опыт: молодая девушка оказалась товарищем и помощницей в самом важном для него деле — творчестве. Другие женщины скорее ему мешали, а эта ему содействовала. Мог он найти лучшую подругу? Но он все же колебался: разве мог он мечтать о большем, чем дружба? Он отлично понимал, до чего жалок и смешон пожилой, некрасивый мужчина, добивающийся любви молоденькой девушки. А смешным он быть не хотел, самолюбие его было как открытая рана, и он не желал прибавлять нового отказа к обидам прошлого. В 26 дней он написал и продиктовал десять листов, план его был осуществлен. Через несколько дней, 8 ноября, Анна Григорьевна пришла к Достоевскому, чтобы сговориться насчет работы над окончанием «Преступления и наказания».
Он явно обрадовался её приходу, но был то весел, что грустен, то странно возбужден. Вместо делового разговора он принялся рассказывать ей о своих снах и вдруг разразился вдохновенной импровизацией: он хотел написать роман о пожилом и больном художнике, встречающем молодую девушку Аню. Он подробно описывал и художника, и его жизнь, и его творческие искания. Когда он упомянул имя «Аня», Анна Григорьевна тотчас же подумала об Анне Васильевне Корвин-Круковской: он рассказывал ей об этой бывшей невесте и получил от неё сегодня письмо из-за границы. Она совершенно забыла в этот момент, что её тоже звали Анной. Посвятив её в план романа, Достоевский спросил, считает ли она психологически возможным, чтоб молодая девушка полю-била такого старого и больного человека, как его герой художник. Анна Григорьевна, увлекшись проектом нового произведения, начала горячо доказывать, что это вполне вероятно, если у героини хорошее сердце. В её любви тогда не будет никакой жертвы, а болезнь и бедность не так уж страшны, любят не за внешность и богатство. Он помолчал, как бы колеблясь, а потом сказал: «Поставьте себя на её место, представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой.
Что бы вы мне ответили? Лицо его при этом выражало страшное смущение и сердечную муку. Анна Григорьевна, оправившись от изумления и неожиданности, поняла, что это не просто литературный разговор. Достоевский начал писать «Игрока» у смертного одра Марьи Димитриевны. Роман этот был об Аполлинарии. И закончил он его благодаря Анне Григорьевне. Так это произведение странным образом соединило невидимыми нитями три самых больших любви его жизни. Но в тот момент, когда Достоевский делал предложение своей стенографистке, он ещё не подозревал, что она займет в его сердце ещё большее место, чем все другие его женщины. Он наполовину повиновался инстинкту, тому глухому и тайному голосу, который всегда руководил им в ответственные минуты.
Но он наполовину следовал расчету. Он доверял Анне Григорьевне, он чувствовал, что она родная и добрая, но он не был в неё влюблен, он только верил в обещание любви. Эта надежда подкрепляла умственные соображения, толкнувшие его на решительный шаг. Она была добра, она была ему нужна, он томился в одиночестве, он искал в браке душевной поддержки, и только брачная привычка могла освободить его от непостоянства чувственности, от этой качели пола, с её утомительными взлетами и падениями. Он уважал брак, как освященное церковью и Богом сожительство, дававшее религиозную основу и оправдание эротизму; и брак представлялся наилучшим ручательством против измены и обмана. В браке и семье видел он окончательное закрепление и оформление своего существования, он хотел к чему-нибудь прилепиться, иметь хоть что-нибудь постоянное, твердое, на что можно было бы положиться и что можно было бы противопоставить, как спасительный контраст, вихревому раздору и движению его мыслей и образов. В молодости он был на краю душевной болезни — излечение пришло от шока ареста и ссылки. Сейчас ему нужно было излечение другого рода: эмоционально, физически, сексуально следовало ему обзавестись женой и семьей, чтоб в личное и семейное уходить из своего фантастического мира видений и идей, неистребимых страстей и жгучих страданий. И кроме того, было в нем всегда тайное стремление отказаться от собственной необыкновенности, не быть ни гением, эпилептиком, богоискателем, каторжником, развратником, идеалистом, — а стать как все.
Брак был ему необходим, он сознавал это и готов был жениться на Анне Григорьевне «по расчету», как он называл все это сплетение сознательных выкладок и инстинктивных стремлений. О любви с первого взгляда с его стороны и речи быть не могло. Он даже не сразу разглядел женщину в строгой и аккуратной своей секретарше. Уже по окончании «Игрока», в день его рождения, Анна Григорьевна пришла его поздравить в новом платье, лиловом, вместо обычного черного, оно делало её выше и стройнее, он впервые ощутил тогда её женскую привлекательность — и это поразило его, как чудесное открытие. Он и не подозревал, что она может пробудить желание. Его прежде гораздо более привлекало соединение её серьезности и жизнерадостности: она работала, как взрослая, о когда он стал ездить к ней в дом, веселилась, как дитя. Они все носили очки и выглядели, как старые и скучные профессора зоологии». Она была настолько им очарована, что попросту не замечала ни его морщин, ни его тика, ни усталого выражения его глаз, ни седеющих висков. Во время короткого жениховства оба были очень довольны друг другом.
Достоевский каждый вечер приезжал к невесте, привозил ей конфеты, рассказывал о своей работе: в ноябре он закончил третью часть «Преступления и наказания» и приписывал это её благотворному влиянию. Припадки эпилепсии стали реже, да и нервность его как будто уменьшилась. Она видела его веселым и благодушным, и сама резвилась и хохотала, а он оживал, молодел, дурачился. Ноябрь и декабрь прошли, как идиллия, и только одно тревожило Анну Григорьевну: как только у Достоевского заводились деньги, у всех его родственников немедленно открывались спешные, неотложные нужды, и авансы и гонорары испарялись в несколько часов. Бывало, он получит 400 рублей из «Русского Вестника», а на другой день на все его расходы останется 30 рублей. Отказывать он не умел и считать деньги был совершенно неспособен. Однажды в декабрьский вечер он приехал озябший, дрожа от холода, на нем было легкое осеннее пальто, шубу он заложил. Анна Григорьевна закричала, что он простудится, заболеет, и заплакала от огорчения. Слезы её совсем его поразили: «Теперь я убедился, — сказал он ей, — как горячо ты меня любишь».
Впрочем, он ежедневно получал новые доказательства силы и искренности её чувств. Оба хотели обвенчаться как можно скорее, но главным препятствием было отсутствие средств. У Анны Григорьевны были свои две тысячи рублей, завещанные ей отцом, и Достоевский отказывался тратить их на свадьбу, настаивая, чтобы они целиком пошли на покупку вещей для невесты. Он очень любил выбирать для неё платья и обновы, заставляя её примерять их, и она обо всем с ним советовалась и была уверена, что у него отличный вкус и понимание женских нарядов, хотя она знала, что он плохо различал цвета. Мать Анны Григорьевны купила для дочери шубы, мебель и серебро. Достоевский отправился в Москву для переговоров с Катковым, редактором «Русского Вестника», об авансе на устройство новой жизни. Письма его к невесте в конце декабря 1866 и начале января 1867 года очень нежны, и некоторые выражения в них весьма для него характерны: «тебя бесконечно любящий и в тебя бесконечно верующий, твой весь… ты — мое будущее, все — и надежда, и вера, и счастье, и блаженство, — все… целую тысячу раз твою рученьку и губки о которых вспоминаю очень … скоро буду тебя обнимать и целовать тебя, твои ручки и ножки которые ты не позволяешь целовать.
Михаил Кедровский Однажды Анна Ахматова высказалась в том смысле, что, слава Богу, читатель не знает, из какой непристойности рождается высокое искусство. С удивлением и сожалением приходится признать, что интимная жизнь наиболее одаренных людей за редким исключением являет собой пример ничтожности и вызывает порой брезгливые чувства. Федор Михайлович Достоевский через год после окончания Инженерного училища, которое курировал сам император, оставил военную службу и пустился в неведомое земное плавание. Прокормиться творчеством для большинства людей всегда была непосильная задача вне зависимости от таланта. Нужны случай, стечение обстоятельств. Всевышнего я сюда бы не подключал ибо ему интересна наша душа и, по-видимому, безразлично то, чем мы занимаемся официально. Товарищ его был уже известен в литературных кругах, знал лично Некрасова и Белинского. Так что достаточно было написать приличную вещь. Отнести ее куда надо и кому надо не составляло проблемы. Первую повесть Достоевского «Бедные люди» Григорович показал Белинскому. Ранним утром в начале июня 1845 года Виссарион Григорьевич лично явился на съемную квартиру двух товарищей и со слезами на глазах назвал Ф. Дворника послали за шампанским. Нашему писателю было 23 года. Вещица принесла немалую славу и деньги. Достоевского стали приглашать в редакцию модного либерального журнала «Современник». Там царила Авдотья Панаева — одна из первых красавиц Петербурга и жена издателя. Она вскружила голову юному дарованию. Достоевский признался в неземной любви к замужней женщине, рыдал у нее на коленях значит, был допущен. Потом еще сильнее рыдал на груди Григоровича, когда узнал от него, что соблазнительная красотка живет с Николаем Алексеевичем Некрасовым в мужниной шикарной квартире, а супруг, то есть Иван Иванович Панаев, спокойно обитает вместе с ними, сохраняя свой семейный и общественный статус. Главный редактор и издатель «Современника» делили одну женщину на двоих и обсуждали одновременно творческие планы.
И тут Анна проявила смекалку - рукопись была сдана под расписку приставу той полицейской части, где проживал Стелловский, за несколько часов до истечения срока. Спустя 8 дней Неточка вновь пришла к Федору Михайловичу, чтобы договориться о работе над завершением «Преступления и наказания». Однако тот заговорил с девушкой о новом романе — истории старого художника, пережившего много страданий, который встречает молодую девушку по имени Анна. Спустя годы она вспоминала: "Поставьте себя на ее место, — сказал он дрожащим голосом. Скажите, что вы бы мне ответили? С этим надо примириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств». Из ее воспоминаний. Первые месяцы их супружеской жизни были тяжелы для молодой женщины: как известно, писатель всю жизнь страдал от эпилепсии, и Анна мучилась от осознания, что ничем не может ему помочь. Терзали ее и сомнения: ей казалось, что муж вдруг разочаруется в ней и разлюбит. Кроме того, многочисленные родственники Достоевского, с которыми ей приходилось жить под одной крышей, относились к ней с пренебрежением, а пасынок мужа и вовсе откровенно издевался. Чтобы сменить обстановку и не дать браку разрушиться, Анна Григорьевна предложила супругу отправиться в путешествие в Европу, ради которого ей пришлось заложить драгоценности, доставшиеся в приданое. Сам же Федор Михайлович был беден: как только появлялся даже самый маленький гонорар, родственники прибегали с различными просьбами, в которых тот был не в силах отказать. Вообще он был человеком очень добрым и наивным: писатель был готов отдать последнее, не замечая даже явного обмана. В путешествие супруги отправились с тяжелым сердцем, так как Достоевский боялся, что страсть к рулетке, возникшая в предыдущие заграничные поездки, объявится вновь. Девушка пообещала матери записывать все, что будет происходить, в записную книжку — так родился уникальный дневник жены писателя, в котором были описаны многие подробности их тогдашней жизни. В 1867 году, во время поездки, Анна нашла увлечение, которое оставалось с ней на протяжении всей жизни — коллекционирование почтовых марок, — и стала одной из первых филателисток в России. Вот что она пишет в «Воспоминаниях»: «Очень меня возмущало в моем муже то, что он отвергал в женщинах моего поколения какую-либо выдержку характера, какое-нибудь упорное и продолжительное стремление к достижению намеченной цели. Сказано — сделано. Я затащила Федора Михайловича в первый попавшийся магазин письменных принадлежностей и купила на свои деньги дешевенький альбом для наклеивания марок. Дома я тотчас слепила марки с полученных трех-четырех писем из России и тем положила начало коллекции. Наша хозяйка, узнав о моем намерении, порылась между письмами и дала мне несколько старинных Турн-и-Таксис и Саксонского Королевства. Так началось мое собирание почтовых марок, и оно продолжается уже сорок девять лет...
В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной младше его на 20 лет Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником. Федор Достоевский и Аполлинария Суслова В 1866 году, не успевая написать в срок роман, что грозило ему потерей авторских прав на собственные сочинения, Достоевский нанял стенографистку, 20-летнюю Неточку Сниткину. Она помогла ему сдать вовремя новое произведение — «Игрок» — и стала верной супругой и любовью всей жизни. Они поженились в 1867 и прожили вместе 14 лет. Супруга родила писателю четырех детей. Двое из них умерли в детстве. Дочь когда отец умер, ей было 11 была сложным в общении человеком. Посмертный интерес к книгам Достоевского обеспечил семье финансовую стабильность, поэтому она ни в чем не нуждалась, пыталась попасть в светское общество, писала пьесы, однако, не оцененные литературными критиками высоко. Любовь унаследовала от отца слабое здоровье, много болела, лечилась на европейских курортах. Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия. С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи. Федор пробовал писать, но понимал, что нелестных сравнений с отцом ему не избежать, поэтому писал «в стол». Свет увидели лишь его статьи, посвященные коневодству. После Октябрьской революции сын Федора Михайловича разорился, кое-как сводил концы с концами, читая лекции. В 1920 году он умер, по некоторым данным, от голода. Сын Достоевского Супруга родила сыну писателя двоих детей. Одного по традиции назвали Федором. В 16 лет подросток умер от брюшного тифа. Младший сын Андрей выжил и дожил до глубоких лет.
Что стало с детьми Достоевского, Толстого, Есенина и других классиков
До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных[180]. Отмечая, что в молодости у Достоевского «не было серьёзной горячей любви к какой-нибудь женщине» по причине того, что «он слишком рано начал жить жизнью умственной», и творчество, а затем и политика отодвинули личную жизнь на второй план. Достоевский хорошо знал жизнь петербургского дна. Большинство столичных жриц любви в 40-е годы XIX века составляли либо немки, либо уроженки остзейских губерний. Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. Говорят, проститутки отказывались от повторного времяпровождения с ним, по причине извращенности желаний поручика Достоевского. Кроме того, автор очень умело связывает эпизоды из личной жизни Достоевского с его произведениями, что позволяет лучше понять всю гениальность художественного дара русского писателя и философа, а также истоки его творческого вдохновения.
Достоевская (Констант, Исаева) Мария Дмитриевна
Он признавался мне потом, что был приятно поражен моим уменьем себя держать. Он привык встречать в обществе нигилисток и видеть их обращение, которое его возмущало. Разговор незаметно коснулся петрашевцев и смертной казни. Федор Михайлович погрузился в воспоминания.
Но эти минуты представлялись мне годами, десятками лет, так, казалось, предстояло мне долго жить! На нас уже надели смертные рубашки и разделили по трое, я был восьмым в третьем ряду. Первых трех привязали к столбам.
Через две-три минуты оба ряда были бы расстреляны, и затем наступила бы наша очередь. Как мне хотелось жить, Господи Боже мой! Как дорога казалась жизнь, сколько доброго, хорошего мог бы я сделать!
Мне припомнилось все мое прошлое, не совсем хорошее его употребление, и так захотелось все вновь испытать и жить долго, долго… Вдруг послышался отбой, и я ободрился. Товарищей моих отвязали от столбов, привели обратно и прочитали новый приговор: меня присудили на четыре года в каторжную работу. Не запомню другого такого счастливого дня!
Я ходил по своему каземату в Алексеевском равелине и все пел, громко пел, так рад был дарованной мне жизни! Затем допустили брата проститься со мною перед разлукой и накануне Рождества Христова отправили в дальний путь. Рисунок из книги Леонида Гроссмана «Достоевский» Анна Григорьевна была поражена: этот «по виду скрытный и суровый человек» изливал перед ней свою душу, делясь самыми сокровенными переживаниями.
Он принял на себя долги скончавшегося старшего брата. Долги были вексельные, и кредиторы беспрестанно грозили писателю описать его имущество, а самого посадить в долговое отделение. Кроме того, на содержании Федора Михайловича находился 21-летний пасынок и семья умершего брата.
Помощь нужна была и младшему брату — Николаю. Договориться с кредиторами не представлялось никакой возможности. Писатель впал в отчаяние.
В это время в его жизни появился хитрый и предприимчивый человек — издатель Ф. Он предложил три тысячи за издание полного собрания сочинений Достоевского в трех томах. При этом Федор Михайлович обязан был в счет той же суммы написать новый роман в установленный срок — к 1 ноября 1866 года.
В случае невыполнения этого обязательства Достоевский должен был выплатить издателю неустойку, а права на все сочинения переходили в собственность Стелловского. В сущности, выбора у Федора Михайловича не было. Он согласился на кабальные условия контракта.
Документы были составлены, Стелловский деньги заплатил, но Достоевский не получил ни копейки. Вся сумма была перечислена кредиторам. Федор Михайлович был поглощен работой над романом «Преступление и наказания», и когда наконец вспомнил о заключенном контракте, времени для создания нового полноценного романа было катастрофически мало.
Писатель был на грани нервного срыва. Когда Анна Григорьевна впервые пришла помогать Достоевскому, до срока сдачи романа «Игрок» оставалось двадцать шесть дней. Произведение существовало лишь в черновых заметках и планах.
В столь сложных обстоятельствах в лице Анны Григорьевны Федор Михайлович впервые встретил деятельную помощь: «друзья и родственники вздыхали и охали, сокрушались и сочувствовали, давали советы, но никто не вошел в его почти безнадежное положение. Вы ведь не запьете?.. Так началась совместная работа Федора Михайловича и Анны Григорьевны.
И с этого моменты юная девушка с каждым днем все меньше принадлежала себе, беря на свои хрупкие плечи бремя жертвенного служения… «Что вы бы мне ответили? Случилось практически невозможное. Талант писателя вряд ли сыграл бы решающее значение, не будь рядом скромной девушки, самозабвенно кинувшейся в бой за благополучное будущее писателя, а, как оказалось совсем скоро — и свое собственное.
Анна Григорьевна каждый день приходила к Достоевскому, стенографировала роман, возвращаясь домой, часто ночами, переписывала обычным языком и приносила в дом Федора Михайловича. К 30 октября 1866 года рукопись была готова. Ударная работа была позади, и Федор Михайлович вернулся к последней части и эпилогу «Преступления и наказания».
Разумеется, при помощи стенографистки «Я хочу просить вашей помощи, добрая Анна Григорьевна. Мне так легко было работать с вами. Когда Анна Сниткина 8 ноября 1866 года пришла к писателю, чтобы договориться о работе, Достоевский заговорил о новом романе.
Главный герой — пожилой и больной художник, много переживший, потерявший родных и близких — встречает девушку. Через полвека Анна Григорьевна вспоминала: «»Поставьте себя на ее место, — сказал он дрожащим голосом. Скажите, что вы бы мне ответили?
Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михайловича и сказала: — Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь! Объяснение состоялось. Предложение было сделано, согласие — получено.
Ей — 20, ему — 45. Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами.
Веселая и серьезная, жизнерадостная и остро чувствующая чужую боль Анна вступила на тернистый путь семейной жизни. Жизни с гением. Более того, «мачеха» была на год младше «недоросля».
Он постоянно жаловался отчиму на Анну Григорьевну, а когда оставался с ней наедине, не брезговал никакими средствами, чтобы побольнее обидеть ее. На глазах же у отца Паша был сама предусмотрительность: ухаживал за Анной во время ужинов, поднимал оброненные ею салфетки. И с прочими родственниками было ничуть не легче.
Они держались с Достоевской высокомерно. Как только Федор Михайлович получал аванс за книгу, откуда ни возьмись, объявлялась вдова его брата Эмилия Федоровна, или младший безработный брат Николай, или у Павла появлялись «неотложные» нужды — например, необходимость купить новое пальто взамен старого, вышедшего из моды.
Я ходил по своему каземату в Алексеевском равелине и все пел, громко пел, так рад был дарованной мне жизни! Это была тяжесть не разочарования, а сострадания. Позже Достоевский напишет жене: «Ты меня видишь обыкновенно, Аня, угрюмым, пасмурным и капризным; это только снаружи; таков я всегда был, надломленный и испорченный судьбой; внутри же другое, поверь, поверь! Однако эта страсть к игре, которую Федор Михайлович не мог победить много лет, исчезла так же внезапно, как появилась, благодаря незаурядному терпению и необычайной мудрости его молодой жены. Итак, Анна Григорьевна Сниткина стенографировала роман, дома, часто ночами, переписывала обычным языком и приносила в дом Федора Михайловича. Потихоньку он сам стал верить, что все получится. И к 30 октября 1866 года рукопись была готова!
Рабочий кабинет Достоевского в последней петербургской квартире Но когда писатель пришел с готовым романом к издателю, оказалось, что тот… уехал в провинцию и неизвестно когда вернется! Принять рукопись в его отсутствие слуга не согласился. Заведующий конторой издателя рукопись тоже отказался принять. Это была подлость, но подлость ожидаемая. Со свойственной ей энергичностью, к делу подключилась Анна Григорьевна — она просила мать посоветоваться с юристом, и тот велел нести труд Достоевского нотариусу, заверить его поступление. Но к нотариусу Федор Михайлович… опоздал! Однако он все-таки заверил свой труд — в управлении квартала под расписку. И был спасен от краха. Кстати, заметим, что Стелловский, с чьим именем был связан не один скандал и не одна подлость в судьбе писателей и музыкантов, окончил свои дни печально: умер в психиатрической больнице, не дожив до 50 лет.
Итак, «Игрок» окончен, камень свалился с плеч, но Достоевский понимает, что со своей молодой помощницей он не может расстаться… И предлагает после небольшого перерыва продолжить работу — над «Преступлением и наказанием». Анна Григорьевна тоже замечает в себе перемены: все ее мысли — о Достоевском, прежние интересы, друзья, развлечения тускнеют, ей хочется быть рядом с ним. Объяснение их происходит в необычной форме. Федор Михайлович как бы рассказывает сюжет задуманного им романа, где пожилой, видавший виды художник влюбляется в молодую девушку… «Поставьте себя на минуту на ее место, — сказал он дрожащим голосом. Скажите, что вы бы мне ответили? Ей — 20, ему — 45. Правда, для нее этот первый год оказался годом как счастья, так и нелегкого избавления от иллюзий. Она вошла в дом известного писателя, «сердцеведа» Достоевского, которым восхищалась порой даже чрезмерно, называя его своим кумиром, но реальная жизнь грубо «сдернула» ее с этих блаженных небес на твердую землю… Первые трудности «Она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо…» — говорил Достоевский о своем первом браке с Марией Исаевой. И действительно, первое супружество писателя, продлившееся 7 лет, почти с самого начала было несчастным: они с женой, имевшей очень странный характер, по сути, и не жили вместе.
Как же Анне Григорьевне удалось составить счастье Достоевского? Уже после смерти мужа, в разговоре с Львом Толстым , она говорила правда, не о себе — о муже : «Нигде так не выражается характер человека, как в обыденной жизни, в своей семье». Вот тут, в семье, в быту, и дало о себе знать ее доброе, мудрое сердце... После безмятежной и мирной домашней обстановки Сниткина — теперь Достоевская — вошла в дом, где вынуждена была жить под одной крышей со взбаломошным, непорядочным и избалованным пасынком Федора Михайловича Павлом. Попрекал ее неумением вести хозяйство, беспокойством, которое она доставляет и без того болезненному отцу, а сам постоянно требовал денег на свое содержание. Анна Достоевская. И прочие родственники держались с Достоевской высокомерно. Вскоре она подметила: как только Федор Михайлович получает аванс за книгу, откуда ни возьмись, объявляется вдова его брата Михаила, Эмилия Федоровна, или младший безработный брат Николай, или у Павла появляются «неотложные» нужды — например, необходимость купить новое пальто взамен старого, вышедшего из моды. Однажды зимой Достоевский вернулся домой без шубы — отдал ее в залог, чтобы предоставить Эмилии 50 рублей, которые срочно понадобились...
Родные пользовались добротой и безотказностью писателя, из дома исчезали вещи — то китайская ваза, подаренная друзьями, то шуба, то серебряные приборы: все приходилось закладывать. Так Анна Григорьевна столкнулась с необходимостью жить в долг, и жить очень скромно. И спокойно, мужественно эту необходимость приняла. Еще одним тяжелым испытанием была болезнь писателя. Достоевская знала о ней с первого дня их знакомства, но надеялась, что от радостной перемены жизни здоровье Федора Михайловича улучшится. И вот впервые припадок случился, когда молодые супруги были в гостях: «Федор Михайлович был чрезвычайно оживлен и что-то интересное рассказывал моей сестре. Вдруг он прервал на полуслове свою речь, побледнел, привстал с дивана и начал наклоняться в мою сторону. Я с изумлением смотрела на его изменившееся лицо. Но вдруг раздался ужасный, нечеловеческий крик, вернее, вопль, и Федор Михайлович начал склоняться вперед.
И этот вопль меня всегда потрясал и пугал. Фото В. Слыша его не прекращающиеся часами крики и стоны, видя искаженное от страдания, совершенно непохожее на него лицо, безумно остановившиеся глаза, совсем не понимая его несвязной речи, я почти была убеждена, что мой дорогой, любимый муж сходит с ума, и какой ужас наводила на меня эта мысль! Но они продолжались… Она надеялась, что у них хоть в медовый месяц будет время побыть наедине, поговорить, насладиться обществом друг друга, но все ее свободное время занимали зачастившие гости, родные Достоевского, которых она должна была угощать и развлекать, а сам писатель был постоянно занят. Молодая супруга грустит о прежней жизни, тихой и домашней, где не было места переживаниям, тоске, столкновениям. Грустит о том недолгом времени между помолвкой и свадьбой, когда они с Достоевским проводили вместе вечера, ожидая исполнения своего счастья… А оно исполняться не спешило. Ее мучали мысли: он разлюбил ее, увидел, насколько она ниже его по духовному и интеллектуальному развитию что, конечно же, было далеко от правды. Анна Григорьевна думала о разводе, думала о том, что если перестала быть интересна любимому мужу, то ей не хватит смирения остаться при нем — она должна будет уехать: «Слишком много упований на счастье было возложено мною на союз с Федором Михайловичем и так горько было бы мне, если бы эта золотая мечта не осуществилась! Наконец, все ее потаенные сомнения выходят наружу — и супруги принимают решение уехать.
Сначала в Москву, потом — заграницу. Это было весной 1867 года. Вернутся на родину Достоевские лишь спустя 4 года. Спасти брак Хотя Достоевская постоянно подчеркивала, что была совсем ребенком, выходя замуж, она необыкновенно быстро освоилась, взяв на себя заботы о семейной «казне». Главной ее задачей было обеспечить мужу покой и возможность заниматься творчеством. Он работал по ночам. Писательство было для Федора Михайловича не только призванием, но и единственным заработком: не имея состояния, как, к примеру, Толстой или Гончаров, он вынужден был все свои произведения кроме первой повести писать наспех, торопясь, под заказ, иначе было не выжить… Умная и энергичная, Анна Григорьевна взяла на себя сношения с кредиторами, разбор долговых расписок, оберегая от всех этих забот мужа. И пошла на риск — заложила свое немалое приданое, чтоб уехать заграницу и «спасти свое счастье». Она была уверена, что только «постоянное духовное общение с мужем сможет создать ту крепкую и дружную семью, о которой мы мечтали».
Кстати, именно ее усилия помогли раскрыть фиктивность многих долгов Достоевского. Несмотря на огромный жизненный опыт, это был настолько доверчивый, честный, совестливый, не приспособленный к жизни человек, что верил каждому, кто приходил к нему за деньгами.
Достоевский в 1863 году. Ко времени знакомства с Неточкой Федор Михайлович находился в очень плачевном материальном положении. После смерти брата он принял на себя оставшиеся вексельные долги, из-за которых кредиторы вот-вот грозились забрать все имущество писателя, а его самого отправить в долговую тюрьму. К тому же на попечении Достоевского находилась не только семья умершего старшего брата, но и младший, Николай, а также 21-летний пасынок — сын его первой жены, Марии Дмитриевны. Чтобы расплатиться с долгами, писатель заключил кабальный контракт на 3 000 рублей с издателем Стелловским, согласно которому он должен был выпустить полное собрание сочинений и написать новый роман в счет той же платы. Издатель поставил Достоевскому четкий срок — роман должен быть готов к 1 ноября, иначе ему пришлось бы выплачивать неустойку, а права на все произведения на несколько лет перешли бы к ушлому дельцу.
Увлекшись работой над «Преступлением и наказанием», писатель совсем забыл о сроках, и «Игрок» — тот самый роман, который должен был быть готов к началу ноября, — существовал лишь в виде набросков. Всегда писавший своей рукой Достоевский вынужден был воспользоваться услугами стенографиста, чтобы уложиться во время. За 26 дней до установленного срока на пороге его квартиры появилась Анна Григорьевна Сниткина. Титульный лист первого издания романа "Игрок". Спустя 8 дней Анна вновь пришла к Федору Михайловичу, чтобы договориться о работе над завершением «Преступления и наказания». Однако тот заговорил с девушкой о новом романе — истории старого художника, пережившего много страданий, который встречает молодую девушку по имени Анна. Скажите, что вы бы мне ответили? С этим надо примириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств».
Воспоминания Анна Григорьевна и Федор Михайлович поженились 15 февраля 1867 года. Первые месяцы их супружеской жизни были тяжелы для молодой женщины: как известно, писатель всю жизнь страдал от эпилепсии, и Анна мучилась от осознания, что ничем не может ему помочь. Терзали ее и сомнения: ей казалось, что муж вдруг разочаруется в ней и разлюбит. Кроме того, многочисленные родственники Достоевского, с которыми ей приходилось жить под одной крышей, относились к ней с пренебрежением, а пасынок мужа и вовсе откровенно издевался.
Как произошло знакомство? По одним данным, Аполлинария Суслова подошла к писателю на студенческом вечере, по другим - она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом, свой рассказ. Вскоре в 5-ом номере журнала "Время" за 1861 год появилась повесть "Покуда". Автор подписался: "А. Автором являлась Аполлинария Суслова. Что же привлекло в ней Достоевского?
Литературного таланта у девушки явно не было.
Потомки Достоевского: как сложилась их судьба
Подлинную правду о его первом и втором браке или о связи с Сусловой знали только немногие друзья. А он вообще был очень сдержан и немногословен, когда дело касалось его личных, особенно любовных чувств, и, за редкими исключениями, избегал признаний даже в письмах к любимым. Кроме того, Анна Григорьевна, вторая жена Достоевского, вытравляла при помощи чернил все те места в его переписке и заметках, которые казались ей чересчур откровенными.
В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г.
Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется.
Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского.
В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге.
В рулеточный город Баден-Баден они поехали уже вместе. Всего за неделю Достоевский проиграл все имеющиеся в наличии деньги, так что в дальнейшем пришлось закладывать драгоценности. Особенно сожалела жена Достоевского Анна Сниткина о невыкупленном свадебном подарке мужа — броши и серьгах с вкраплениями бриллиантов и рубинов.
На игру уходили и деньги, присылаемые из Петербурга матерью Анны. Слабость Достоевского состояла в том, что он не мог в нужную минуту остановиться и играл до последнего талера. Первой женой Достоевского была Мария Дмитриевна Исаева, которая умерла от чахотки, и с которой семейные отношения были тяжелыми. Вторая жена Достоевского Анна Сниткина.
Осенью 1867 года этот игорный кошмар закончился — пара переехала в Женеву, где Достоевский приступил к написанию романа «Идиот». Печали и радости чередовались, как и в любой семейной жизни, но в 1868 году супругам пришлось испытать страшное горе — родившаяся в Женеве дочка Соня умерла через три месяца. В 1869 году в Дрездене родилась вторая дочь — Люба, а через два года чета Достоевских, пожившая в Италии и вконец истосковавшаяся по родине, вернулась домой. Вместо запланированных трех месяцев они провели за границей четыре года.
В родных пенатах Вскоре после возвращения в Петербург жена Достоевского Анна Григорьевна Сниткина благополучно разрешилась сыном Федором, а в 1875 году семья пополнилась еще одним сыном — Алешей. Ему недолго суждено было прожить, мальчик умер в трехлетнем возрасте во время приступа эпилепсии. На родине Достоевский написал самое фундаментальное произведение своей жизни — роман «Братья Карамазовы». Основным местом написания служило тихое и уютное местечко — Старая Русса, где писатель диктовал свой роман, а Анна Сниткина привычно стенографировала.
Каждое лето писатель с семьей сбегал от петербургской суеты в это творческое пристанище. Анне Григорьевне после возвращения из Европы пришлось на протяжении 13 лет бороться с кредиторами, которые угрожали описью имущества и даже намеревались посадить великого писателя в долговую тюрьму.
Сумма долга составляла около 25 тысяч рублей, причем в основном это были долги брата Достоевского, скоропостижно скончавшегося в 1864 году.
Его многочисленное семейство, привыкшее к обеспеченной жизни, осталось без средств к существованию. Достоевский до конца жизни оказывал вдове и племянникам материальную помощь, во многом обделяя свою семью. На повестке дня постоянно стоял вопрос: «Где достать деньги?
В 1872 году произошло много печальных событий. Приехав на летний отдых в Старую Руссу, супруги обнаружили неправильно сросшийся перелом руки у маленькой дочки. На следующий день пришлось опять возвращаться в Петербург, чтобы сделать операцию.
При этом грудной сын Федя остался с чужими людьми в Старой Руссе. В это же время мама жены Достоевского Анны Григорьевны сильно повредила ногу: тяжелым сундуком ей буквально раздробило большой палец. А родная сестра Маша в возрасте 30 лет внезапно умерла за границей.
Анна Сниткина и сама чуть не отправилась вслед за сестрой: образовавшийся в горле нарыв оставлял мало шансов на жизнь. Но нарыв прорвался, больная выздоровела, жизнь пошла своим чередом. В 1873 году был издан роман «Бесы» , над созданием которого писатель трудился почти три года.
Взяв художественную паузу, Достоевский согласился временно стать редактором журнала «Гражданин», а затем приступил к написанию романа «Подросток». Над своими произведениями Достоевский работал по ночам, а днем диктовал жене написанное за ночь. Тяжелый писательский труд все больше и больше подрывал здоровье Федора Михайловича.
В 1874, 1875 и 1879 годах он предпринял заграничные поездки в курортный Эмс.
Жена Достоевского
Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей. Написала книгу «Достоевский в воспоминаниях своей дочери», которая, по мнению большинства биографов, изобилует множеством неточностей и спорных утверждений. Личная жизнь ее не сложилась. Именно в эти последние 14 лет жизни Федор Достоевский написал свои самые сильные и известные произведения. И продолжил эту мысль известный критик Леонид Гроссман: «она сумела переплавить трагическую личную жизнь Достоевского в спокойное и полное счастье его последней поры.
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Мемуары из жизни Достоевского - самая известная ее работа. Эпитафия на надгробии писателя содержит слова из "Братьев Карамазовых". Это высказывание из Евангелия от Иоанна, 12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода". Первые пьесы Достоевского потеряны. Они были написаны для театров и выходили малым тиражом. Федор Михайлович всю жизнь находился под наблюдением полиции. Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал. Ленин не любил Достоевского.
Федор Федорович Достоевский стал успешным конезаводчиком, получил два высших образования, именно его потомки стали продолжателями рода великого писателя. Они и сейчас периодически собираются все вместе, чтят семейные традиции, любят поговорить о своем великом предке. Вот только о Любови Федоровне предпочитают не вспоминать. Когда готовилась к изданию книга с ее воспоминаниями, к правнуку писателя обратились с просьбой написать к ней предисловие. Тот категорически отказался, мотивируя это тем, что Любовь Федоровна слишком много боли причинила своей матери Анне Григорьевне, чтобы о ней вспоминать по-доброму. Отец называл ее милым, послушным, совсем не капризным ребенком, любил проводить с ней время и баловал ее. Он считал ее очень смышленой и верил, что ей уготовано счастливое будущее. В своих воспоминаниях Любовь описывает, как отец читал им вслух с братом книги.
Это были русские былины, драмы Шиллера, повести и стихотворения Пушкина, кавказские поэмы Лермонтова, романы Вальтера Скотта и Чарльза Диккенса. Писатель верил, что нет ничего полезнее для развития детского ума, чем чтение великой литературы. Федор Михайлович умер, когда Любе было 11 лет. Пышные похороны отца с торжественными речами и нескончаемым потоком людей болезненно поразили девочку. Как признавалась позже сама Любовь Федоровна, только тогда она стала осознавать масштаб личности своего отца. С этого времени в ней начали развиваться заносчивость и высокомерие. Она всё более становилась капризной и упрямой.
Ему пришлось вместе с полицией гоняться за нечестным издателем, который сбежал из города и запретил своим служащим принимать рукопись романа. И все же больше всего Достоевского беспокоило другое — как удержать рядом с собой Аню и выяснить, что она чувствует по отношению к нему. Сделать это для Фёдора Михайловича было непросто. Он не верил, что кто-то может в него искренне влюбиться. В конце концов, Достоевский решился на хитрый ход. Он сделал вид, как будто спрашивает мнение Ани о сюжете нового произведения — преждевременно состарившийся от неудач нищий художник влюбляется в юную красавицу — возможно ли это? Умная девушка сразу же раскусила уловку. Когда писатель попросил её представить себя на месте героини, она прямо сказала: «…Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь». Через несколько месяцев они сыграли свадьбу. Аня стала прекрасной парой для Достоевского. Она помогала ему переписывать романы, взяла на себя заботу об их издании. Благодаря тому, что она умело вела дела мужа, удалось выплатить все его долги. Фёдор Михайлович не мог нарадоваться на жену — она ему всё прощала, старалась не спорить, всегда следовала за ним, куда бы он ни шёл. В жизни Достоевского мало-помалу наступили перемены к лучшему. Под влиянием жены он перестал играть на деньги, его здоровье начало поправляться, приступы болезни почти не случались.
Иван Иванович Панаев, добродушный легкомысленный человек, занимательный, но неглубокий новеллист, был женат на знаменитой красавице — Авдотье Яковлевне Брянской, дочери известного трагика времен пушкинской молодости. Она росла в атмосфере театрального искусства и готовилась стать танцовщицей. Гибкость фигуры, грация ее движений, лицо с матово-смуглым румянцем и мраморный лоб в оправе гладко причесанных черных волос — все восхищало молодых литераторов. Панаева не была счастлива со своим супругом, который отдавался непрерывным увлечениям. Детей у них не было. Она любила жизнь, празднества... Через несколько лет Панаева станет женой Некрасова, напишет несколько романов и книгу известных мемуаров «Русские писатели и артисты». Для ознакомления литературного Петербурга с неизданной новинкой — повестью «Бедные люди» — Панаев устроил у себя специальный вечер. Произведение читал сам Достоевский и произвел своим чтением на всех потрясающее впечатление. Добрая и участливая Панаева отнеслась к молодому литератору с присущим ей теплым вниманием, не догадываясь о той роли, какую сыграет она в его жизни. Достоевский был пленен красотой этой двадцатипятилетней женщины, ее отзывчивым сердцем и глубоким умом. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя». И через несколько недель: «Я был влюблен не на шутку в Панаеву, теперь проходит... Но это увлечение не прошло бесследно для его творчества. Через двадцать лет Достоевский в своем любимейшем создании — в «Идиоте» — увековечит эту отмеченную внутренней болью и тревожной думой красоту. Брак В Семипалатинске ссыльный писатель пережил большое чувство, связанное с волнениями, страданиями, но доставившие ему незабываемые минуты высшей полноты бытия. Здесь он познакомился с семьей Исаевых. Муж — чиновник, не способный регулярно работать, алкоголик, обрекший жену и сына на острую нужду, отчасти послужит Достоевскому прообразом Мармеладова в «Преступлении и наказании». Жене Исаева Марии Дмитриевне часто приходилось охранять ребенка от буйного отца, который в пьяном виде доходил до невменяемости. Гордо и безропотно несла она свою участь. Достоевский характеризует ее как «умную, образованную, грациозную, с великодушным сердцем». Она представляется ему натурой мятущейся, порывистой, самобытной, окрыленной, возвышенной и смелой. В то время Марии Дмитриевне было двадцать шесть лет. Вот как описывает ее А. Врангель, друг Достоевского: «Уже тогда зловещий румянец играл на ее бледном лице, и несколько лет спустя чахотка унесла ее в могилу. Она была начитана, довольно образованна, любознательна, добра и необычайно жива и впечатлительна! Тяжело переживает Достоевский разлуку с Марией Дмитриевной, которая уезжала с мужем в сибирский городишко Кузнецк. По словам Врангеля, Достоевский ходил как помешанный, рыдая навзрыд, как ребенок. Завязывается переписка. Мария Дмитриевна жалуется на лишения, болезнь, тягостное чувство одиночества. Вскоре умирает ее муж. Достоевский отдается устройству Марии Дмитриевны. Он достает для нее деньги у Врангеля, хлопочет об определении восьмилетнего Паши в корпус. И вдруг — письмо от Исаевой, в котором она сообщает, что полюбила молодого учителя Вергунова и, очевидно, выйдет за него замуж. Достоевский пишет своему другу письма, полные отчаяния: «Трудно передать, сколько я выстрадал... Я трепещу, чтобы она не вышла замуж... О, не дай. Господи, никому этого страшного грозного чувства! Велика радость любви, но страдания так ужасны, что лучше бы никогда не любить! И он пишет письмо к Врангелю, в котором просит его похлопотать о повышении жалованья Вергунову. Это письмо — показатель высоты, какой могла достичь в жизни горячая и неудержимая в своем полете душа писателя. Вскоре Достоевского производят в прапорщики.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Всю жизнь Достоевский страдал от нехватки средств, и вовсе не только из-за игромании, которая его захватила в результате знакомства с рулеткой в Баден-Бадене. Они познакомились в трудный для Достоевского период жизни. Достоевский хорошо знал жизнь петербургского дна. Большинство столичных жриц любви в 40-е годы XIX века составляли либо немки, либо уроженки остзейских губерний.
Что стало с детьми Достоевского, Толстого, Есенина и других классиков
Достоевский отправился в Москву для переговоров с Катковым, редактором «Русского Вестника», об авансе на устройство новой жизни. Драмы и переживания этого периода жизни Достоевского стали основной для нового романа «Игрок». Достоевский был эпилептиком Он сумел прожить полноценную, полную разнообразных приключений жизнь, но ближе к концу его болезнь осложнилась заболеванием лёгких.
История Анны Достоевской, которая сделала своего мужа самым известным русским писателем
И, наконец, он сделался гораздо более ревнив с возрастом: мысль о двадцати пяти годах разницы между ним и Анной Григорьевной всегда вызывала в нем тревогу. И, несмотря на все её уверения, он до смерти остался подвержен ничем не оправданным, безумным припадкам ревности. Сцены и трудности не скрыли, однако, от супругов одного факта: в Москве их отношения значительно улучшились, потому что они оставались вместе гораздо больше, чем в Петербурге. Сознание это укрепило в Анне Григорьевне желание поехать заграницу и провести хотя бы два-три месяца в уединении: то был единственный верный способ успокоиться, отдохнуть от пережитых волнений и привыкнуть к мужу и физически и нравственно. Но когда они вернулись в Петербург и объявили о своем намерении, в семье поднялся шум и возмущение. В два дня выяснилось, что родственникам и наиболее крикливым кредиторам придется оставить до отъезда тысячу сто рублей, а весь аванс, полученный из «Русского Вестника», не превышал тысячи.
Паша и Эмилия Федоровна начали отговаривать Достоевского от «безумного плана» и убеждать его, что он не имеет права тратить последние деньги на блажь молодой жены. А когда пошли разговоры о моральном долге перед семьей покойного брата, он пал духом, заколебался и уже собирался отказаться от заграничной поездки. Проект общей дачи вновь был поставлен на обсуждение на семейных советах. И вот тогда Анна Григорьевна неожиданно показала скрытую силу своего характера и решилась на крайнюю меру. Она инстинктивно знала, что дело идет о спасении их союза, и готова была всем для этого пожертвовать.
Мать её поняла и поддержала, и Анна Григорьевна сделала то, чего ей никогда не могли простить друзья: она заложила все, на что ушли деньги её приданого мебель, серебро, вещи, платья, все, что она выбирала и покупала с такой радостью и надеждой. Заклад был устроен в два дня, и 14 апреля, к изумлению и негодованию родни, Достоевские выехали заграницу. Они собирались провести в Европе три месяца, а вернулись оттуда через четыре с лишком года. Но за эти четыре года они успели позабыть о неудачном начале их совместной жизни: она превратилась теперь в тесное, счастливое и прочное содружество. Достоевские пробыли некоторое время в Берлине, затем, проехав через Германию, обосновались в Дрездене.
Здесь-то и началось взаимное сближение, очень скоро рассеявшее все его тревоги и сомнения. Они были совершенно различные люди — по возрасту, темпераменту, интересам, уму, но у них было и много общего, и счастливая комбинация сходства и различия обеспечила успех их брачной жизни. Анна Григорьевна была заграницей в первый раз, и ей все было интересно. Она путешествовала с восторгом, восхищаясь новыми странами. В этом она никак не походила на своего мужа.
За четыре года европейской жизни они посетили Германию, Швейцарию, Австрию и Италию, и Анна Григорьевна была ими очарована, а Достоевский, не переставая, ругал все и вся. Анна Григорьевна на Западе вела себя усердной туристкой, ходила по музеям, осматривала достопримечательности, делала заметки, и Достоевского забавляло и радовало это школьное прилежание: ей все было интересно, значит не будет скучать, покамест он работает или пишет длиннейшие письма друзьям в Россию о новых литературных планах. Вообще, его умиляло, что она такая простая и непретенциозная. У Анны Григорьевны были привычки мелкобуржуазной, почти мещанской среды, хотя по паспорту она и принадлежала к дворянству, — и это создавало между ними общность социального уровня. Она была скромной и тихой девушкой, и в детстве и юности не знала шумных развлечений.
Событий в её семье почти не происходило, и она была невзыскательна, мало видела, мало где бывала. Когда, по окончании «Игрока», Федор Михайлович хотел отпраздновать это событие обедом в ресторане вместе с Майковым, Милюковым, Страховым и пригласил свою стенографистку, она не решилась пойти: никогда в жизни не была в ресторане и стеснялась показаться в таком месте, да ещё с незнакомыми людьми. Ее образ жизни и образ мыслей, манеры и навыки, одежда и вкусы — все выдавало в ней девушку из небогатой чиновничьей семьи с петербургской окраины. В ней было немало провинциализма, и Достоевскому это очень нравилось. Достоевский страдал от своего дурного вкуса, от своей неловкости в обществе, от своей обидчивости и мелкого самолюбия.
Он завидовал «хозяевам жизни», как Тургенев или Григорович, и не любил их именно за барство, за светскость, за хорошо повязанный галстук, за отшлифованную речь, за свободу, с какой они могли расходовать тысячи и писать, о чем и как вздумается. Его многочисленные ссоры с современниками частично объясняются его плебейскими замашками, его ущемленным самолюбием просителя и бедняка. Все доставалось ему с трудом: даже гонорар, следуемый из журналов, приходилось не только спрашивать, но и выпрашивать, почти вымаливать. В конце своей жизни Достоевский виделся и с великими князьями, и с вельможами, но и во дворце, и в аристократических салонах чувствовал себя неуютно и держался, как медведь. Он искренне ненавидел приемы, банкеты, выходы в свет: больше всего он любил сидеть в жарко натопленной комнате, пить чай с вареньем и читать жене вслух какой-нибудь исторический роман.
Марья Димитриевна мечтала о гостях, роли в обществе и званых обедах, и даже с ней Достоевский не чувствовал себя в безопасности и оставался на положении мужа, не давшего жене того, что она заслуживала. Аполлинария тоже хотела блистать и бывать. Не то получилось с Анной Григорьевной. У неё не замечалось никаких стремлений вести светскую жизнь, она отнюдь не желала «вращаться» в обществе, у неё от этого вращения голова кружилась и делалось тошно, как и Достоевскому. В этом они удивительно подходили друг к другу.
С нею ему нечего было тревожиться: она искала, как и он, семейного счастья, и туфли и халат мужа принимала не как умаление его достоинства, а нечто вполне естественное — другого и быть не могло. И она вполне разделяла его маленькие радости: воскресная прогулка и пирог к обеду, вечером самовар у круглого стола, неугасимая лампада перед киотом в спальной. Анна Григорьевна была застенчива и только наедине с мужем делалась бойкой и проявляла то, что он называл её «скоропалительностью». Он это понимал и ценил: сам был робок, смущался с чужими людьми и тоже не испытывал никакого стеснения только наедине с женой. Ее молодость, неопытность и мещанская складка действовали на него успокоительно, обнадеживали и рассеивали его комплексы неполноценности и самоунижения.
Он был подвержен настоящим припадкам меланхолии, и после вспышек честолюбия и гордости, когда он кричал, что только будущие поколения оценят его романы, у него наступали мучительные периоды депрессии и неверия. Тогда он буквально ненавидел себя. Он со злобой смотрел на свои руки с выступавшими на них венами и желтыми пятнышками, на грудь, поросшую волосами, на тело, доставлявшее столько неприятностей болями, недугами, желаниями, всей своей особой, самостоятельной жизнью, так мешавшей уму и духовности. И оно было обречено на разложение в могильной тьме, на то, чтобы стать пищей червей, а вечность представлялась, как душная тесная баня с пауками. Он задыхался от ужаса, от сознания собственного ничтожества, от страха смерти.
Мало кто знал, как нуждался он в эти минуты в ласковом слове, в тепле женской руки; присутствие молодого любящего существа рассеивало все кошмары. А похвала или намек на одобрение помогали ему воспрянуть духом и побороть угрюмость и пессимизм. Судьба чересчур часто и больно била его, в своей мнительности он всегда ожидал неудачи и неприятностей. А Анна Григорьевна в него искренне верила, и это с первого дня их знакомства было написано на её лице и выражалось во всех её речах и поступках: она смотрела на него снизу вверх и даже если и не соглашалась со всеми его суждениями, безусловно признавала их важность и ценность. Ей и в голову не могло придти сомнение в его превосходстве.
Они ссорились и по пустякам и, поругавшись, решали друг с другом не разговаривать, но долго не выдерживали и мирились. Он кипел и выкипал быстро, бури его проходили без следа, и он забывал о них. Она тоже обижалась и прощала с легкостью. Супружеские трения она принимала, как неизбежное зло. Она вообще все в нем принимала безропотно, и этот её несколько наивный и простой подход обезоруживал и умилял Достоевского: к концу их пребывания заграницей они уже ссорились гораздо реже, и ему с Анной Григорьевной стало легко и свободно.
Она ему «покорялась», признавая его безграничный авторитет решительно во всем, включая выбор нарядов и шляпок, что ему особенно нравилось, но это не было слепое подчинение. Она вовсе не была тряпкой или ничтожеством. У неё имелась совершенно определенная, с годами развившаяся индивидуальность, у неё был твердый и самостоятельный характер и решительность несмотря на мягкость, податливость и некоторую наивность. Много лет спустя, после его смерти, объясняя самой себе секрет успеха их брачной жизни, она правильно заметила, что дружба часто основана на противоречиях, а не на сходстве, и привела себя в пример: она и Достоевский были людьми разной конструкции и душевного строя, но она не впутывалась в его психологию, не вмешивалась в его внутреннюю жизнь, она не желала «влиять и исправлять», — обычная ошибка женщин с их мужьями и любовниками, — и это «невмешательство» внушало ему доверие к ней, усиливало его чувство свободы. И в то же время он знал, что она — его друг, на неё можно было всегда во всем положиться, она не выдаст, не обманет, не продаст, не уколет, не насмеется исподтишка.
На этом двойном фундаменте невмешательства и свободного доверия и укрепилось их семейное счастье. После истерик Марьи Димитриевны и повелительных поз Аполлинарии Достоевский с восторгом приветствовал «нейтралитет» Анны Григорьевны: она, по крайней мере, не стремилась ни указывать, ни верховодить, ни играть. Когда они поженились, она была молоденькой, не слишком развитой, средней девушкой, ничем не замечательной, но обладавшей живым умом и безошибочным чутьем по отношению к Достоевскому. В течение четырнадцати лет совместной жизни, и ум и развитие её, и чутье, и знание мужа, конечно, необычайно усилились. Она преклонялась перед Достоевским, как перед писателем, но в первый год брака ещё не знала размеров его гения, а брала то, что всякому было ясно: известный романист, больной, может быть, великий — и только впоследствии правильно его угадала — тогда, когда современники ещё колебались ведь полное признание он получил и в России, и на Западе после смерти.
Этот рост её понимания и уважения очень радовал Достоевского: он все время рос в её глазах. Обыкновенно в браке близко узнают недостатки друг друга, и поэтому возникает легкое разочарование. Анна Григорьевна горячо любила Достоевского как мужчину и человека, любила смешанной любовью жены и любовницы, матери и дочери. Это соединение чувственного и дочернего и материнского сильно его захватывало: Анна Григорьевна была такой же хорошей и преданной подругой, как и Нечаева, жена доктора Достоевского, их брак повторял отцовскую любовь, и в то же время она была так молода и неопытна, что казалась дочерью. Так она была для него матерью и повторением детства, но он любил её по-отцовски, словно собственную дочь, и как девочку, молоденькую, невинную, и смешение всех этих элементов придавало его объятиям язвительность греха.
Характерны некоторые признания Анны Григорьевны из её Дневника, относящиеся к Дрезденскому периоду: «он читал, а я лежала у него за спиной мое любимое место, как теперь, так и в детстве за спиной у папы ». Ее чувство к нему было одновременно и как к отцу, и как к ребенку, и как к любовнику; такая женская привязанность самая крепкая. Впоследствии к ней присоединилось сознание, что он — отец её детей. В апреле 1867 Достоевские устроились в Дрездене, и уже через две недели Анна Григорьевна забыла все грустное начало их брачной жизни и почувствовала себя счастливой.
Тем не менее, по современным представлениям, назвать писателя гуманистом вряд ли возможно. Хотя бы из-за его спорного отношения к женщинам. Достоевский любил духовно богатых и кротких девушек, но при этом ненавидел нигилисток, феминисток и вообще всех представительниц прекрасного пола, открыто борющихся за женские права. Последняя, кстати, подробно написала в своих мемуарах «Воспоминания», что именно думал ее муж об эмансипированных женщинах: — Анечка, что ты такая? Не обидел ли тебя чем?
За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев. Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. Он получил высшую меру наказания — расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали.
Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Жанр этой повести не определили и до наших дней.
Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической. Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище — роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха».
В те годы Федор часто выезжал заграницу. Именно там он пристрастился к рулетке, которая найдет отражение в его новом произведении «Игрок». Начиная с 1860-го по 1880-й годы Достоевский упорно трудился над созданием романов, которые прославились, как «великое пятикнижие». Все они, за исключением «Подростка», оказались в списке «100 лучших книг всех времен», который составил Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им. Работу над «Братьями Карамазовыми» Достоевский завершил в ноябре 1880-го, буквально за несколько месяцев до смерти.
Однажды, когда супруги были в гостях, случился очередной припадок: «Федор Михайлович был чрезвычайно оживлен и что-то интересное рассказывал моей сестре. Вдруг он прервал на полуслове свою речь, побледнел, привстал с дивана и начал наклоняться в мою сторону. Я с изумлением смотрела на его изменившееся лицо. Но вдруг раздался ужасный, нечеловеческий крик, вернее, вопль, и Федор Михайлович начал склоняться вперед. И этот вопль меня всегда потрясал и пугал. Слыша его не прекращающиеся часами крики и стоны, видя искаженное от страдания, совершенно непохожее на него лицо, безумно остановившиеся глаза, совсем не понимая его несвязной речи, я почти была убеждена, что мой дорогой, любимый муж сходит с ума, и какой ужас наводила на меня эта мысль!
Анна Григорьевна признавалась писателю и критику А. Измайлову: «…Я вспоминаю о днях нашей совместной жизни, как о днях великого, незаслуженного счастья. Но иногда я искупала его великим страданием. Страшная болезнь Федора Михайловича в любой день грозила разрушить все наше благополучие… Ни предотвратить, ни вылечить этой болезни, как вы знаете, нельзя. Все, что я могла сделать, это — расстегнуть ему ворот, взять его голову в руки. Достоевская не могла не вспоминать — с тихой грустью — родительский дом, тихий семейный уют, лишенный невзгод и потрясений.
Постепенно изможденная Анна приходит к мысли, что смена обстановки — это единственная возможность спасения. Супруг был не против. И Достоевская со всей энергией принялась за организацию поездки. За неимением финансов родственники мужа со своими неотложными нуждами чудесным образом появлялись каждый раз, как только писатель получал даже самый мизерный гонорар Анне Григорьевне пришлось заложить приданное. Но она ни о чем не жалела — ведь на кону была счастливая семейная жизнь. И 14 апреля 1867 года супруги отправились за границу.
Рулетка и обручальное кольцо «Мы уезжали за границу на три месяца, а вернулись в Россию через четыре с лишком года, — вспоминала Анна Григорьевна. Достоевская завела записную книжку, в которую записывала день за днем историю их путешествия. Помимо радостей путешествие принесло и немало тяжелых минут. Здесь выявилась болезненная страсть Федора Михайловича к игре в рулетку, которой он увлекся еще в 1862 году, во время своей первой поездки заграницу. И без того тощий кошелек супругов опустошался мгновенно. Порывистый, страстный, стремительный Достоевский отдается безудержному азарту.
Иллюстрация к роману «Игрок» Удивительна глубина смирения, с которым Анна Григорьевна перенесла эту «болезнь» мужа, а ведь он в азарте закладывал буквально все, даже… обручальное кольцо и ее серьги. Анна Григорьевна своей смиренной любовью сотворила чудо: муж излечился от страсти. В последний раз он играл в 1871 г. Достоевский пишет жене из Висбадена в Дрезден: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно.
Теперь же всё кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой, и теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это. А стало быть, дело лучше и скорее пойдет, и Бог благословит! Аня, сохрани мне свое сердце, не возненавидь меня и не разлюби. Теперь, когда я так обновлен — пойдем вместе и я сделаю, что будешь счастлива!
Клятву свою писатель сдержал. Постепенно супруги срастались друг с другом неразрывно, становясь, по слову Господа, «одной плотью». В письмах Федор Михайлович часто повторял, что чувствует себя «приклеенным» к семье и не может переносить даже короткой разлуки. Цветы милой дочке На время путешествия выпало счастье ожидания и рождения первенца, которое сплотило супругов. Анна Григорьевна вспоминала: «Федор Михайлович оказался нежнейшим отцом: он непременно присутствовал при купании девочки и помогал мне, сам завертывал ее в пикейное одеяльце и зашпиливал его английскими булавками, носил и укачивал ее на руках и, бросая свои занятия, спешил к ней, чуть только заслышит ее голосок … целыми часами просиживал у ее постельки, то напевая ей песенки, то разговаривая с нею, причем, когда ей пошел третий месяц, он был уверен, что Сонечка узнает его, и вот что он писал А. Майкову от 18 мая 1868 года: «Это маленькое, трехмесячное, создание, такое бедное, такое крошечное — для меня было уже лицо и характер.
Она начинала меня знать, любить и улыбалась, когда я подходил. Когда я своим смешным голосом пел ей песни, она любила их слушать. Можно ли описать горе родителей, когда после непродолжительной болезни их трехмесячная малютка Соня скончалась. Несчастье сделало их еще ближе. Люба Достоевская Заграницей увидел свет их второй ребенок — девочка Люба. Счастливый отец писал критику Страхову: «Ах, зачем вы не женаты, и зачем у вас нет ребёнка, многоуважаемый Николай Николаевич.
Тихое семейное счастье, казалось, теперь прочно обосновалось под их кровом в Дрездене. Катастрофическая нехватка денег покрывалась любовью, полным взаимопониманием и оптимизмом. Федор Михайлович в шутку сетовал: — Два года мы бедно живем, Одна чиста у нас лишь совесть. И от Каткова денег ждем За неудавшуюся повесть. Анна Григорьевна его в ответ журила: — Ты с Каткова деньги взял, Сочиненье обещал. Ты последний капитал На рулетке просвистал.
Но жизнь вне родины постепенно становилась все более тягостной. На последние деньги были куплены билеты, и семья отправилась в Россию. Главный путь 8 июля 1871 года Достоевские прибыли в Петербург. Вскоре у супругов родился наследник — Фёдор. Кредиторы быстро прознали о возвращении в Петербург писателя и имели серьезные намерения омрачить жизнь Достоевских. Но Анна Григорьевна решила взять это дело в свои руки.
Втайне от мужа ей удалось встретиться с самыми нетерпеливыми и договориться с ними о времени ожидания. Анна Григорьевна Достоевская с детьми, Любовью и Федором; 1870-е Это была уже не та скромная Неточка, которая четыре года назад ступила на порог квартиры Достоевского. Стремясь улучшить финансовое положение семьи, Анна Григорьевна решилась на собственное издание романа «Бесы».
Влюбленный Достоевский. Каких женщин любил писатель?
6 февраля 1857 года Федора Михайловича Достоевского и Марию Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви, но счастливая семейная жизнь не сложилась. Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах». Две другие сестры Достоевского, Вера и Любовь, были близнецами. Любовь умерла в младенчестве, а Вера прожила достаточно долгую жизнь и была счастлива в браке. Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах». Весь мир зачитывается романами Фёдора Михайловича Достоевского, в его честь называют улицы и ему ставят памятники – Самые лучшие и интересные новости по теме: Жизнь, Прошлое, биография на развлекательном портале Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей.