Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.
Четвёртое воскресенье Великого поста
Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния». Начальные три главы повествуют о необходимых условиях монашеской жизни: отречении от жития мирского первая , беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире вторая и странничестве, то есть, уклонении от мира третья. Затем речь идет о важных добродетелях, которые постепенно должен стяжать монах: блаженном и приснопамятном послушании четвертая глава , попечительном и действительном покаянии пятая , памяти смерти шестая , радостотворном плаче седьмая , безгневии и кротости восьмая. После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая. Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани. В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости. С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом.
Святой Иоанн рассказывает братии о кротости, простоте и незлобии; об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии; о рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей; о священном безмолвии души и тела; о матери добродетелей, священной и блаженной молитве; о земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве.
Но перед тем, как стать игуменом обители на Синае, он провел 40 лет в уединенном молитвенном аскетическом делании и подвиге, до этого 19 лет подвизался в монастыре, а перед тем, как принять монашеский постриг, 4 года был послушником. И в итоге получается, что его опыт монашеского делания и молитвы составляет ни много ни мало 60 лет! Когда преподобный Иоанн Лествичник воссиял, как звезда, на православном небосклоне и уже обиловал чудесами, и имел дар прозорливости и действенную молитву, один из его сподвижников, тоже по имени Иоанн, попросил оставить для братии в назидание труд с примерами того, как следует подвизаться истинному иноку в деле устремления к Богу.
И преподобный Иоанн написал 30 слов, как он сказал сам, по количеству лет возраста Христова. Может быть, в силу того, что святой подвизался рядом с Синайской горой, он решил назвать свой труд «Лествица», так как знал, насколько непрост путь верующего человека к Богу: он подобен восхождению на гору Синай. Множество паломников и монахов взбираются на вершину Синайской горы, туда, где некогда Моисей говорил с Господом. И те, кто это делал, знают, что это непростое путешествие: крутая тропа, холод ночи или дневной зной.
Книга преподобного Иоанна важна не только для монашествующих, но и для каждого из нас — это великое подспорье в деле нашего спасения. Сопоставляя тот образ жития и бытия, который предначертан в «Лествице», с нашим образом жизни, мы понимаем, что постоянно обманываем себя, утешаясь тем, что мы спасаемся. Год назад в этом храме мы рассуждали о «Лествице», говорили о том, что практически никто не знает этого труда, призывали открыть и изучить его в течение грядущего года. Уместно поставить вопрос: прошел год, есть ли среди нас те, кто действительно открыл эту книгу, вчитался в нее, хотя бы полистал?
Скорее всего, ответ будет отрицательным. И в силу того, что мы так «ревностно» устремляемся исполнять то, что нам предлагает Святая Церковь, именно в эту Неделю мы призваны открыть «Лествицу» и сделать выводы о своем послушании ее голосу. Прошли четыре недели Великого поста. Конечно, наша душа в подвиге великопостном слегка размягчилась, стала более податливой для Божественных словес, для принесения покаяния.
В кондаке святой Иоанн назван «звездой нелестной». А что это значит? Хотя бы один раз в год преподобный Иоанн Лествичник своим именем и названием своего труда напоминает нам о том, что никакой лести в его книге нет. А в том, что мы называем своим спасением, по всей вероятности, есть очень много лжи, обмана и лести.
И когда мы, всматриваясь в книгу, пытаемся сопоставить тот образ жития и бытия, который предначертан там, с тем образом жизни, который мы ведем, то понимаем, что постоянно обманываем себя, утешаясь тем, что мы спасаемся. Мы лестно уходим от чистого исповедания того, что совершаем грех, обманываем свою совесть, делая ее лукавой, не можем нести никакого подвига, напряжения, устремления к Богу, к истине. Мы постоянно запутываемся в том, что есть истинно, а что ложно, и творим грех, пытаясь оправдать себя. Мы очень лестно уходим от чистого исповедания того, что совершаем грех, запросто обманываем свою совесть, делая ее лукавой.
Мы не можем нести никакого подвига, никакого напряжения, никакого устремления к Богу, к истине.
С Божией помощью удалось собрать немного средств для бетонных работ на подворье. Сегодня произвели Читать Неделя 4-я Великого поста. В субботу вечером состоялось всенощное бдение.
Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей.
Однажды Иоанн велел Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он уснул. Но во сне ему представилось, будто Иоанн зовет его, и он вскочил и бросился бежать, а в это время на место, где он спал, упал камень. Иоанн обладал высоким проницательным умом, был умудренным глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению. Но в его окружении появились завистники, упрекающие его в многословии, которое они объясняли тщеславием.
Иоанн принял на себя подвиг безмолвия, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его благочестивом житии распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, которые жаждали услышать слово назидания и спасения. После сорокалетнего подвижничества в уединении Иоанн был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет он управлял монастырем Синая. Господь наделил Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Иоанн преставился в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником.
Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, его рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем». Произведение было написано по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Зная о мудрости и духовных дарованиях Иоанна Лествичника, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Свое творение Иоанн назвал «Лествицей», объясняя название таким образом: Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22-ая раскрывает подвиг истребления тщеславия. Иоанн писал: Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему.
Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом неверен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают. Рукописная книга «Лествица» Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был сделан в Болгарии в X веке, выписки из этого перевода вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Из славянских переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г.
В целом они строятся по одному плану: после Жития Иоанна Лествичника, написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после которого помещалось «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 1647 г. Это издание было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия Шелонина , принимавшего участие в работе Печатного двора. Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. Сочинение известно также под названием «Лествица рая». Написано в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт.
Сочинение относится к разряду аскетической литературы.
Вам может быть интересно:
- Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника
- Оптина пустынь
- Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
- В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
- Смотрите также
Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена
Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями. Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного. В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, в воскресной школе при Спасском соборе верующие изучают сочинение Иоанна Лествичника «Лествица», состоящее из 30 глав. Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах.
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
Святитель Василий Великий пишет об этом так: «И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния». Начальные три главы повествуют о необходимых условиях монашеской жизни: отречении от жития мирского первая , беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире вторая и странничестве, то есть, уклонении от мира третья. Затем речь идет о важных добродетелях, которые постепенно должен стяжать монах: блаженном и приснопамятном послушании четвертая глава , попечительном и действительном покаянии пятая , памяти смерти шестая , радостотворном плаче седьмая , безгневии и кротости восьмая. После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая. Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани. В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости. С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом.
Разве постановления Церкви могут быть неосновательны или погрешительны? Хотя между жизнью светских людей и монахов мало общего, но, однако, все христиане должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного и при одинаковых условиях. Все мы отличаемся друг от друга внешним видом, званиями, положением, одеждами, но правосудие Божие требует, чтобы все входящие в Царство Небесное, в обитель праведников и святых, походили друг на друга внутренними качествами, добродетелями, чистотою душ и праведностью. Следовательно, у всех христиан цель жизни одна: достигнуть спасения и для того совершенствоваться духовно. От монаха требуется: отречение от мира, послушание или жизнь не по своей воле и безмолвие, или стремление быть в сердце своем наедине с Богом. Но разве не требуется то же самое и от светского человека? Рассмотрим, для чего инок удаляется в монастырь или пустыню? Для того чтобы избежать соблазнов, чтобы было легче следить за собой, для борьбы со страстями, чтобы пребывать в молитве и учиться простой, суровой жизни.
Но разве светские люди не обязаны так устраивать свою жизнь, чтобы им можно было избегать соблазнов, опасных сообществ, безнравственных зрелищ, пустых разговоров, чтобы они могли посещать храмы, исполнять молитвенные правила, бороться со своими страстями? И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих. А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель. Почему монахи-подвижники стремятся приобрести совершенное послушание и для этого отдаются в волю настоятелей, старцев и руководителей?
Его сочинение "Лествица" представляет собой руководство в духовной жизни инока, которая, по замыслу святого, является непрерывным восхождением в духовном совершенствовании. Ступеней "Лествицы" Иоанн Лествичник выделял 30, по числу прожитых Иисусом Христом до начала проповеди лет. Именно из такого количества серий будет состоять и цикл канала "Спас".
Молитвенное участие в Богослужении приняли многочисленные прихожане и гости Крутицкого подворья.
По сугубой ектении Владыка вознес молитву о восстановлении мира. После чтения Святого Евангелия Его Преосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором отметил: «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св.
Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года
Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста | В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». |
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника | Правмир | Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста. |
Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста | Пятая седмица Великого поста характерна тем, что в четверг на утрене прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также житие прп. |
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | Пятая седмица Великого поста характерна тем, что в четверг на утрене прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также житие прп. |
"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА? - Телеканал «СПАС» | Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают. |
"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России
"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА? - Телеканал «СПАС» | Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица». |
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника | Лествица писаная икона Икона "Лествица Райская". |
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
Пятая седмица Великого поста характерна тем, что в четверг на утрене прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также житие прп. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы". В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни.
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»? Новости. Лествица Великого Поста. Мы подготовили для вас краткую памятку пути и предлагаем вместе пройти Святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу – ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встрече с Воскресшим Живодавцем Христом. Церковь предлагает нам в дни наступающей 4-й Седмицы, уже во второй половине Великого поста, когда мы начинаем приближаться к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника.
“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
Кажется, что у нас, живущих в миру, не может быть ничего общего с этим синайским отшельником. Но многие из нас, наверное, себя находили в его творении — в первых двадцати трех главах его «Лествицы», многие думали — «а ведь это про меня написано». Не сделаем же этого сокровища предметом многоглаголания, но постараемся опытно им воспользоваться. Что открывает оно нам? Тогда понятно и то, что говорит Иоанн Лествичник о богословии: «Чистота сделала ученика своего богословом, который может сам собою утвердить догматы о Пресвятой Троице. Есть только один учитель богословия — чистота. Иди к ней, если желаешь учиться.
Не извне, а изнутри, через очищение себя от греха и страстей ты получишь то, что утвердит в тебе догмат о Пресвятой Троице». Но может быть Иоанн Лествичник не прав? Это говорит подвижник, отшельник, может, по-другому скажет тот, кто всю жизнь свою занимался богословием? Вот, на поверку, слова Григория Богослова : «Любомудрствовать о Боге можно не всякому — да, не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающемуся на земле» ч. III, сл.
И далее: «Любомудрствовать о Боге можно не всем: потому что способны к нему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили и, по крайней мере, очищают душу и тело. Для нечистого не может быть небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» там же. Будем лучше избегать их наглости и не станем подражать их высокоумию, чтобы не иметь одного с ними конца» там же сл. Это относится и к нашему времени так как мы думаем, что можем высокоумствовать как Дафан и Авирон. Мы получаем от Господа радость молитвы.
От жизни временной к Жизни Вечной. В этой книге, не измышленной из головы, но выстраданной всей жизнью, изображён путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству. И показалось ей даже, что раз это так, то Небо для неё закрыто, никогда ей не оказаться на вершине, где человек встречается с Богом, где врата небесные открываются, чтобы принять прощёного грешника. Мало кто из нас читал эту книгу. Ещё меньше из читавших пережили её как укор и обличение собственному нерадению о спасении.
Что ж, это чистая правда, но правда не вся. Он не предлагает немощному, от слабости едва стоящему на ногах человеку взбираться по крутым ступеням на вершину Синая. Эта лестница одна для всех, поэтому она известна каждому, и уж тут никакие отговорки не помогут. Путь восхождения по ней на Небо описан в пятой главе Евангелия от Матфея, которую мы читали сегодня за Литургией и которая известна христианам как Нагорная проповедь Спасителя.
Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают". Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" Мф. Тропарь, глас 1 Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Иоанне: постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость; слава Венчавшему тя; слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне отче наш.
Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года.
Лествица Великого поста
Лествица Великого поста. “Лествица” — учебник для монашествующих; почему же память св. Иоанна полагается в Великий пост для всех вообще христиан? Лествица Великого поста: Постное время светло начнем!
Просветительская деятельность
Икона на аналое в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника о. Андрей в алтаре во время всенощного бдения накануне Недели 4-й Великого поста Видео. Всенощное бдение 25. Чтец Андрей читает Апостол Видео. Ектенья Причастие После Литургии во время пения 33-го псалма о.
Андрей раздал всем прихожанам просфоры, обильно окропил всех святой водой. Андрей раздает просфоры после Литургии 26. Андрей напомнил прихожанам житие прп. Иоанна Лествичника, порекомендовал для изучения его бесценный для монахов и для мирян труд "Лествица". Проповедь о.
Андрея после Литургии Василия Великого 26. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий.
После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу.
Первые 7 ступеней Лествицы касаются добродетелей, которые нужны для ведения аскетического образа жизни, следующие 19 посвящены тому, как преодолеть пороки, заключительные четыре описывают высшие добродетели, самая главная из которых - любовь. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере.
Пятая неделя Великого поста с точки зрения питания немного легче, чем предыдущая седмица: в воскресенье, субботу, среду и четверг разрешается употребление постной пищи с добавлением или приготовленной на растительном масле вторник - день, когда можно есть горячую пищу, но без масла понедельник и пятница - это дни, когда предпочтительно сухоядение. Как и в предыдущие четыре недели поста, в пятую неделю нельзя употреблять продукты мясные, молочные, а также рыбу. В дни сухоядения можно есть овощи, фрукты, пить компоты. В 2024 году Мариино стояние приходится на 17 апреля. В эту вечернюю службу, которая длится не менее двух часов, а иногда и четыре, читается Великий канон Андрея Критского, посвящённый покаянию и осознанию того, что Господь есть спасение.
Третья седмица 3 апреля. Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная. В субботу на Всенощном бдении для поклонения верующим выносится Святой Крест, который остается в храме до следующей пятницы. Святая Церковь предлагает нам в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иисуса Христа, претерпевшего ради искупления нас от грехов Крестные муки, воодушевил и нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. Четвертая седмица Как и предыдущая, эта седмица называется Крестопоклонной. Четвертая Неделя Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. В этот день Церковь вспоминает великого подвижника, жившего в VI в.
Он является автором «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека к Божественному Престолу. Вкусная символика В некоторые дни Великого поста в православных семьях и монастырских приютах выпекали печенье определенной формы: на Иоанна Лествичника из теста пекли лесенки, на праздник Благовещения готовилось печенье в форме жаворонков или голубей. В середине поста, на Крестопоклонной неделе, из пресного теста делались небольшие крестики, которые украшались орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавалась бедным. Пятая седмица 7 апреля — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь вспоминает великое событие, послужившее началом спасения рода человеческого, славит Деву Марию и научает на Ее всесвятом примере слышанию и исполнению воли Божией. Пятая Неделя Великого поста — память преподобной Марии Египетской.
В лице этой святой Церковь показывает верующим истинный пример раскаяния и милосердия Божия ко всем покаявшимся грешникам. Шестая седмица 24 апреля. Вербное Воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие из народа радостно приветствовали Его. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в Вышних! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Сейчас в воспоминание этих событий в церквах принято освящать веточки верб, поэтому день называется также «Вербным Воскресеньем».
На этом святая Четыредесятница завершается и наступает время Страстной Седмицы — великих и страшных евангельских событий — спасительных страданий и Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Страстная Седмица В последнюю самую строгую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть нас ради человек и нашего ради спасения, погребение. По величию переживаемых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются исповедать свои согрешения и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток. Великий Понедельник.
Правда ли что нельзя зажигать свою свечу от других свечей? Какие чудеса происходят в жизни специального корреспондента телеканала Спас Александра Егорцева?
Каждая из сохраненных и возрожденных из небытия святынь - это тоже Торжество Православия. Как идет восстановление храма в Ярославской области?
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
«Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н.В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия. В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам. Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.
Лествица и книги о ней
- "ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
- Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена
- Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника
- Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года святой Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию.
Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.
В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу.
Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.
Проповедь о.
Андрея после Литургии Василия Великого 26. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий.
После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".
Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда.
Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности.
Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.