революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие.
Арест и ссылка
- Надежда Крупская - биография, факты, фото
- Советская система образования: поиск «золотой середины»
- Крупская, Надежда Константиновна — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Крупская, Надежда Константиновна — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
- 6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской
Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива. Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием. В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах. Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила.
Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку. В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках. И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания. Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация. Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения.
Российские скауты должны были помогать ближнему — что, в свою очередь, должно было способствовать их патриотическому и моральному воспитанию. Но «буржуазному скаутскому движению» в обновлённой постреволюционной России не было места. В 1919 году все скаутские организации были распущены. На «скаутском пепелище» при комсомольских ячейках «на местах» было приказано создавать детские группы.
Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. Внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма. Надежда Крупская родилась 26 февраля по новому стилю 1869 года в Санкт-Петербурге в небогатой дворянской семье. Отец Константин Игнатьевич после окончания Кадетского корпуса получил должность начальника уезда в польском Гроеце, а мать Елизавета Васильевна — работала гувернанткой. Отец умер, когда Наде Крупской было 14 лет, так как отец считался «неблагонадежным» из-за связи с народниками, то пенсию за него в семье получали небольшую. Крупская училась в Петербурге в частной гимназии княгини Оболенской, дружила с А. Тырковой-Вильямс, будущей женой П. Окончила гимназию с золотой медалью, увлекалась Л. Толстым, была «толстовкой». Окончив восьмой педагогический класс, Крупская получила диплом домашней наставницы и успешно преподает, готовя к экзаменам учениц гимназии княгини Оболенской. Затем училась на Бестужевских курсах. Осенью 1890 года Надя бросает престижные женские Бестужевские курсы. Она штудирует книги Маркса и Энгельса, ведет занятия в социал — демократических кружках. Специально для изучения марксизма вызубрила немецкий. В январе 1894 года в Петербург приезжает молодой революционер Владимир Ульянов. За спиной скромного, двадцатичетырехлетнего провинциала было, однако, немало переживаний: внезапная смерть отца, казнь старшего брата Александра, смерть от тяжелой болезни любимой сестры Ольги. Он прошел слежку за собой, арест, легкую ссылку в имение матери. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов, среди прочих, Владимир знакомится с активистками — Аполлинарией Якубовой и Надеждой Крупской, и начинает ухаживать за обеими, но по воскресеньям обычно наносит визиты в семью Крупских. Согласно распространенной при советской власти версии, Владимир Ильич женился на некрасивой Надежде Константиновне, чтобы всецело посвятить свою жизнь борьбе за права пролетариев. И он не ошибся: сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. К моменту знакомства с Лениным у Надежды уже были романы с единомышленниками по борьбе, но вождя мирового пролетариата это не очень волновало. Ленин стал часто посещать питерский дом Крупских, где все дышало уютом. Ему нравилось, что Надя молча с восхищением слушала его речи, а ее мать Елизавета Васильевна вкусно готовила. Владимир Ильич сразу поразил Надежду Крупскую своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи! С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызвала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось, прежде всего, то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. В 1895 году В. Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, а через год была арестована и Надежда Константиновна. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Эк вас разнесло-то! Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Заключать церковный брак Владимир Ильич и Надежда Константиновна не хотели — они были за «свободную» любовь, на венчании настояла Елизавета Васильевна, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая бюрократическая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец, к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Последнее слово в этом деле было за енисейским генерал-губернатором, который решил, что уж если Крупская хочет жить с Лениным в ссылке, то у нее для этого должно быть юридическое основание, а таковым может считаться лишь замужество. Венчание происходило в местной Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе. Интересная история вышла с обручальными кольцами. В одном из последних досвадебных писем Владимир Ильич попросил невесту приобрести и привезти в Шушинское ящик с ювелирными инструментами. Дело в том, что вместе с Лениным в ссылке томился прибалтийский рабочий Энберг с женой и многочисленным малолетним потомством. Проблема пропитания семьи заставила Эрнберга освоить профессию ювелира, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Получив от жениха и невесты столь необходимый инструмент, он тут же отблагодарил молодых, расплавив два медных пятака и сделав из них обручальные кольца. Свидетелями стали местные крестьяне Заверткин и Ермолаев — со стороны жениха, и Журавлев — со стороны невесты, а гостями — политические ссыльные. Скромный свадебный «банкет» с чаепитием проходил так весело, а пели так громко, что хозяева избы, с удивлением не обнаружив на столе спиртного, все-таки попросили вести себя потише. Мужем Владимир Ильич оказался заботливым.
Однажды в письме он предложил ей официально стать его женой. Немного подумав, Крупская ответила согласием. После этого Ленин стал ходатайствовать о том, чтобы Надежду перевели в Шушенское. Вскоре это ходатайство было удовлетворено. Однако паре поставили условие: они обязаны были обвенчаться по христианским канонам. Обряд венчания прошел в ближайшей сельской церквушке. Причем кольца, которыми обменивались молодожены, были выкованы кузнечных дел мастером из медных монет. В 1900 году, сразу же после ссылки, Владимир Ильич выехал в Швейцарию. Срок ссылки Крупской, так уж вышло, окончился позднее, и в Европу она смогла попасть лишь в 1901 году. Будучи за границей, Надежда Константиновна не только оказывала помощь мужу во всех его делах, но и исполняла обязанности секретаря редакции печатного издания «Пролетарий». В 1905-м, когда в Российской империи вспыхнула первая революция, Ленин и Крупская прибыли из-за рубежа на родную землю — стоять в стороне они не могли. Надежду Константиновну в этот период назначили секретарем ЦК партии — весьма почетная и ответственная должность. Но в декабре 1907 года, когда волнения в стране поутихли, паре опять пришлось покинуть пределы России. В годы эмиграции Надежда Константиновна сильно увлеклась вопросами и проблемами педагогики. В 1915 году она закончила и опубликовала свой знаменитый очерк «Народное образование и демократия». Стоит отметить, что Крупская считается одним из главных идеологов советской образовательной системы. И в тридцатых годах за заслуги в данной сфере ей присвоили звание доктора педагогических наук. Последние годы жизни Книги Надежды Константиновны по педагогике на сегодняшний день имеют историческую ценность лишь для тех немногих исследователей, которые интересуются взглядами большевиков на вопросы воспитания детей. Но подлинным вкладом Крупской в историю нашей страны является та поддержка и помощь, которую она оказывала на протяжении всей жизни своему мужу Владимиру Ильичу Ленину. Он был ее кумиром и соратником. Он был ее «богом». После его смерти пришедший к власти Сталин всеми силами старался убрать ее с политической сцены. Вдова Ленина была для него бельмом на глазу, от которого он всеми способами старался избавиться. На нее было оказано колоссальное психологическое давление. В умилительной биографии, изготовленной по указу Сталина, были искажены многие факты ее жизни, как политической, так и личной. Но сама она не могла изменить ситуацию. Надежда Константиновна молила всех, кого можно, похоронить мужа. Но ее никто не услышал. Осознание того, что тело любимого человека никогда не найдет упокоения, а сама она никогда не будет покоиться рядом с ним, сломило ее окончательно. Слишком они рисковали в своей революционной жизни. Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга. В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Нарком просвещения После победы Октября партия поручила Надежде Константиновне работу по народному просвещению. Крупнейший педагог-марксист, основоположник марксистской педагогики, Надежда Константиновна борется за создание трудовой политехнической школы. Связь школы с жизнью, коммунистическое воспитание подрастающего поколения и широких народных масс постоянно в центре ее забот и внимания. Крупская среди пионеров 1936 год. Надежда Константиновна была «душой Наркомпроса», как её тогда называли.
Рада буду, если вы будете писать о работе вашей библиотеки. Посылаю вам свой портрет, когда я была девочкой восьми лет. Может быть, он доставит вам удовольствие. Желаю успеха в работе и шлю горячий привет». Фото: altlib. Имя Крупской присвоили библиотеке после смерти женщины. С 1939 года она стала называться Алтайской краевой детской библиотекой имени Надежды Константиновны Крупской.
Надежда Крупская. Женой так женой
Да, но, кроме этого, счастье было, страсть! Любил Володя меня, и я его любила! Уже через пять лет брака все ушло. И умненькая! С трех лет отлично училась на дому. Родители в Наде души не чаяли и прочили дочке счастливое будущее.
И, в то время как барышни вокруг грезили о любовных романах, Надежда мечтала о счастье для простого народа. И на мальчиков не реагировала. И роста была высокого». В лице — что-то одухотворенное». Сначала на внешности недуг не сказывался После смерти главы семьи Крупские, выплатив его долги, оказались на грани нищеты.
Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами. А потом Надя стала зарабатывать частными уроками.
Таким образом, человек, становясь взрослым, должен понимать устройство всей экономики страны с самых первых ступеней. Крупская против оценок и наказаний Интересный факт: супруга Ильича выступала против оценок в школах. Надежда Константиновна была уверена, что оценки разъединяют учеников, расслаивают школьное общество на успевающих и отстающих. А это, по её мнению, было исключительным злом. Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива.
Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием. В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах. Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила. Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку.
В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках. И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания. Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация. Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения.
Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Она автор многочисленных работ о В.
Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию. Умерла Надежда Константиновна Крупская 27 февраля 1939 года в Москве, на следующий день после своего 70-летнего юбилея. Существует несколько версий о причастности И.
When Nadezhda Konstantinovna and Yelizaveta Vasilievna arrived in Krasnoyarsk, I was renting a tiny apartment consisting of two rooms on Malokachinskaya Street... My sister and I gave our guests the bigger room. In Shushenskoye, there were long bureaucratic to get the permission to marry: without this, Nadezhda and her mother could not live together with Lenin. Finally, by the summer of 1898, Krupskaya was allowed to become his wife.
Though being atheists, the bride and groom had a church wedding on July 22, 1898 in the Peter and Paul Church in Shushenskoye. The end of the exile Krupskaya spent in Ufa. Then there were two emigrations. In April 1917, she finally returned with Lenin to Russia. In the Soviet times, she taught at the Academy of Communist Education. Great importance was given to combating child abandonment, the work of orphanages, and preschool education. She was buried in the Red Square near the Kremlin wall.
Опубликовано 5 years, 8 months назад, 6 августа 2018 г.
Знакомство с Лениным
- Крупская Надежда Константиновна
- Надежда Крупская краткая биография
- КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
- Надежда Крупская
- Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
Крупская Надежда Константиновна Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. По одной из версий, Надежда Константиновна видела, что все увлечения мужа на стороне носят лишь чисто платонический характер.
Navigation menu
- Клинический случай. Единственная Надежда
- Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
- Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
- Придумала пустышку
- Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок
- Биография Надежды Константиновны Крупской
Клинический случай. Единственная Надежда
Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак.
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Женой, секретарем и ближайшей помощницей вождя была выдающаяся женщина – Надежда Константиновна Крупская. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). Надежда Крупская в детстве, 1879 год. Надежда Константиновна Крупская родилась (14) 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения.В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподават.
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. Ленинские установки в области культуры: сборник статей. Что писал и говорил Ленин о библиотеках. Биография В. Ленина, М. О самообразовании: сб. Женщина страны Советов — равноправный гражданин.
Письма пионерам. О преподавании в средних школах взрослых: Сборник статей и докладов — М. О молодежи. Советским детям: сборник статей. Константинов и Н. Избранные педагогические произведения.
Каиров гл. Гончаров и Н. О культурно-просветительной работе: Избр. Россия, 1957. Воспоминания о Ленине. О библиотечном деле: Сборник.
О юных пионерах. Педагогические сочинения: В 11-ти томах 1957-1963 ; Крупская Н. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. Об учителе: Избр. О самообразовании: Сборник. О вожатом и его работе с пионерами.
О воспитании в семье: Избр. Октябрьские дни: [Из книги «Воспоминания о Ленине»]. Избранные педагогические произведения: [Пособие для студентов пед. Озерская и Н.
Крупской библиотечное дело в стране стало носить государственный характер, была создана общегосударственная централизованная система руководства библиотечным делом. Крупская внесла ощутимый вклад в создание единой библиотечной системы в стране. Она считала, что следует «так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы…». Придавала особое значение развитию сети библиотек на селе, т. Крупская родилась в Санкт-Петербурге, где в 1887 г. Оболенской; с 1891 по 1896 гг. В 1894 г. В 1898 г. Была активным участником двух революций. После прихода к власти партии большевиков занимала ряд государственных постов: члена Государственной комиссии по просвещению с 1917 г. Крупская занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола, пионерской организации, движений за социализацию инвалидов и за просвещение всех народов страны на родном языке; уделяла большое внимание борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, работе детдомов, организации дошкольного воспитания; была инициатором открытия многих музеев и т.
Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» До конца жизни Крупская была активна, выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Она автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию. Ленин и Крупская выходят из Дома Союзов после заседания I Всероссийского съезда по внешкольному образованию. Москва, 6 мая 1919 г. Умерла Надежда Константиновна Крупская 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летнего юбилея. Тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади. На ее погребение власти потратили около 700 среднемесячных зарплат в СССР 207 024 руб. Болезнь и «рыбные прозвища» Крупская страдала «базедовой болезнью» из-за которой происходило опухание щитовидной железы то есть появление зоба и выпячивание глазных яблок. В наше время медицина хорошо знакома с этим заболеванием заключающимся в усилении функции щитовидной железы, но во времена Крупской врачи считали что она связанна с «сосудодвигательными нервами», и соответственно назначали абсолютно неправильное лечение. Запущенная «Базедова болезнь» сказалась и на характере, и на внешности Надежды Константиновны: несоразмерно толстая шея, выпученные глаза, суетливость, раздражительность, плаксивость. Надежда Константиновна Крупская 1869-1939 Считается что именно из-за последствий болезни Крупская и получила « рыбные прозвища » Минога, Селедка, Рыба, Рыбкина. В письме к брату, не стесняясь в выражениях, она писала о встрече с Крупской в Москве: «У нас сейчас гостит Надя. Она похожа на селедку».
Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической. Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Надежда Константиновна умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены. Именем Н. Крупской названа библиотека в Устиновском районе города Ижевска. Одна из них была создана в с. Бураново в 1925 году. К её открытию причастна Н. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Её труды по педагогике и истории актуальны по сегодняшний день. Ученики Надежды Константиновны — Н. Ерашов и А. Худякова — после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ — первой в области. Крупской о создании школ, которые давали бы молодежи не только общие знания, но и агротехнические знания. Школе выделен был участок, где молодежь трудилась как муравьи. Большую роль в жизни школы играли комсомольская ячейка и ученические организации — учком и разные комиссии хозяйственная, столовая, санитарная, ревизионная. В 1926 году от коллектива школы было отправлено Надежде Константиновне письмо просьбой дать её согласие назвать Бурановскую школу крестьянской молодёжи её именем.
Надежда Крупская. Женой так женой
Надежда Константиновна стала главной помощницей мужа во всех его начинаниях. Она была личным секретарём Ленина, преподавала в партийной школе, была умелым редактором текстов, отвечала на письма. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…». Крупская в Горках Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома.
Важная роль принадлежит ей в создании комсомольской и пионерской организаций. Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России. При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского.
Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде. Крупская на похоронах В.
Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели. Однако при всей любви к малышам жена вождя громко выступала в защиту прерывания беременности.
Она боролась за прекращение преследования женщин, которые избавились от своего плода. Крупская была уверена, что беременная идет на такой шаг только из вынужденной меры. Успехи она его не умоляла, но чаще вспоминала какой он в быту. Крупская описывала мужа как обычного человека — какой любит завтрак, как радуется Новому году, изнашивает одежду до дыр и любит ходить пешком.
Несмотря на то что она была его верной соратницей, Надежда не делала из него иконы. Готовила жена вождя настолько неважно, что во Франции чета питалась сухомяткой. Они нередко ели в кафе или покупали домашнюю еду у других женщин. В Швейцарии же пара и вовсе наняла кухарку.
Образованная, умная, со своим мнением и выдающейся общественной деятельностью.
В 1887 году с отличием окончила частную гимназию и поступила в высшее женское заведение, на Бестужевские курсы, где смогла проучиться всего 1 год. Надежда заинтересовалась марксизмом и решила вступить в марксистский кружок. Девушку возмущала несправедливость, угнетение простого народа, произвол власти царя. С 1891 по 1896 год Надежда Крупская была преподавателем в вечерней школе. Свободное время она посвящала пропагандистской деятельности, за что позже была арестована. В 1896 благодаря знакомой Надежда начала общаться с интересным, харизматичным молодым человеком, Владимиром Ульяновым, так же как и она, увлеченным идеями Маркса и Энгельса. Лидерские качества и верность революционному движению понравились девушке, их встречи стали более частыми.
После ареста Надежды Крупской Ульянов хлопотал, чтобы его невесту направили в ссылку к нему, в село Шушенское. Несмотря на убеждения, свои отношения молодые люди узаконили в церкви в 1898 году. Под разными псевдонимами она занималась партийной работой: преподавала, просматривала и исправляла статьи, отправляла и принимала почтовую корреспонденцию.
Домашнего уюта она создавать тоже не умела и не собиралась уметь. В эмиграции они с Владимиром жили в тесной комнатке, которая, по воспоминаниям современников, выглядела очень аскетично, даже неуютно. Ленина такие мелочи не смущали. Неприхотлив он был — и в еде, и в быту.
Появилась икра — будет есть икру. Яичница на столе пятый день — будет яичницу есть. На всякий случай про всё спрашивал, можно ли такое есть с его желудком. Жена всегда отвечала: «да». Ботинки начищал до блеска, брюки зашивал спокойно. Трудности семейной жизни с Лениным вообще не касались быта. То ли по природе, то ли от головных болей и бессонницы был он крайне вспыльчив, легко срывался на крик, на грубости.
Зато, вопреки некоторым анекдотам, ходоком по женщинам Владимир никогда не был. Арманд стала исключением, с которым тогда уже серьёзно больная Крупская смирилась... Надежда закончила Бестужевские курсы, получив самое лучшее по своим временам образование из доступных для женщины. В том числе за этот ум Ленин ценил Наденьку да, он к ней так обращался практически всегда. У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие. Статуса у неё могло быть два. Сначала — жена Ленина.
Потом — вдова Ленина. А что делала она сама, какой вклад внесла в революцию или формирование новых советских реалий, было уже не важно. Ещё до революции Крупская стала для Ленина бессменным секретарём. Занималась его перепиской, помогала работать с бумагами, прессой, с ним вместе работала над подпольной газетой «Искра». Настолько же доверенным лицом была для Владимира только его Инесса Арманд. Она выполняла для Ленина переводы. Крупская также была связной, когда Ленин скрывался от очередного ареста — ездила к нему на конспиративную квартиру и привозила указания прочим революционерам.