Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному.
«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.
Цена пятерки
- Спасите отличника!
- Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
- Супер Логопед | Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
- Как стремление к идеалу влияет на жизнь
- Синдром отличника в психологии: что это, как избавиться
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Феномен перфекционизма выражается в стремлении превзойти остальных. Его главная цель - получить одобрение от окружающих. Работать над достижениями для укрепления самооценки. Наиболее часто это происходит исходя из предыдущего опыта. Механизм взаимодействия был создан в его семье.
Еще во времена, когда он ходил в детский сад или школу. Причины Наиболее сильное влияние на развитие выдающихся способностей оказывают следующие факторы. Компенсация родительских желаний Попытки родителей воплотить в чаде то, что они не смогли сами. Часто бывает так, что родители заставляют ребенка заниматься тем, чем хотели всю жизнь.
Например, они могут отправлять его на определенный кружок, поступать на конкретную специальность в университете. В большинстве случаев интересами подростка подобным образом пренебрегают. Родители стремятся к признанию общества, направляя своих детей в спортивные секции, престижные учебные заведения и специализированные курсы. Их основная цель - восхищаться своими достижениями перед другими людьми.
Слишком высокие требования Некоторые родители считают, что для достижения признания со стороны других людей необходимо фиксировать "успех" на бумаге. Или в определенном конкретном виде. Например, в качестве оценок, а также медалей или же грамот. Как следствие, родители начинают предъявлять к чаду высокие требования.
Требуют от него учиться не на четверки, а на круглые пятерки. Заставляют постоянно участвовать в олимпиадах, получать грамоты. Только чтобы быть лучше, чем другие. Синдром успешного человека заканчивается неблагоприятно.
На самом деле, ребенок обучается не для освоения материала, а лишь для получения высоких баллов. Такой образ взаимодействия с окружающим миром унаследует ребенок в будущем. Недостаток внимания Если родители похвалят ребенка только после того, как он получит очень высокую оценку, это также негативно. Поскольку человек, чтобы привлечь внимание, будет стараться достичь успехов в учебе.
Ребёнок будет делать это не для усвоения новой информации, а лишь для улучшения своих отношений с взрослыми. Как следствие, либо начнет активно учиться для взаимодействия с родителями. Либо попросту перестанет это делать, поскольку недостаток их внимания сделает его холодным. И трудиться для достижения внимания больше не будет смысла.
Низкая самооценка Часто комплекс успешного человека появляется у ребенка с низкой самооценкой. Чтобы улучшить ее, он старается получать всевозможные достижения. Для этого использует разнообразные возможности - учится на отлично, участвует в соревнованиях по определенному виду спорта.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным 24 апреля 2024, 06:17 Фото: Изображение Midjourney Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным Стремление быть во всем идеальным часто перерастает в серьезную психологическую проблему. Как понять, что у вас синдром отличника и справиться с этим состоянием? Что такое синдром отличника и чем он опасен Как справиться с синдромом отличника Что такое синдром отличника и чем он опасен Состояние, когда человек постоянно стремится быть идеальным во всем в глазах окружающих, достигать только высоких результатов и получать поощрения и похвалу от других, называют синдромом отличника.
Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками и неудачами, боятся критики и негативного мнения окружающих. Они считают, что если они не будут лучшими во всем, то перестанут быть ценными и хорошими людьми. Это психологическая проблема, которая приводит к неуверенности в себе, неудовлетворенности собой и, как следствие, к постоянному стрессу и депрессии.
Страх неудачи, который мешает реально оценивать собственные возможности, чтобы справиться со сложной ситуацией Как человек становится «отличником»? Взрослея, ребенок осваивает разные навыки, необходимые в жизни, и всегда получает обратную связь. Иногда родители в силу эмоциональных особенностей обращают внимание на ребенка только тогда, когда он его как-то заслуживает например, получает пятерку. Таким образом, оценка «отлично» для него становится залогом получения одобрения и принятия родителей.
Закрепляется связка «Старание — это очень хорошо». Буквально формируются правила для будущей жизни. Вначале все идет хорошо, но проблемы начинаются в послеуниверситетской жизни, когда повзрослевший отличник попадает во взрослый неидеальный мир. Он понимает, что многие дела можно выполнять и на 3, и продвигаться в жизни. Но мышление отличника мешает ему. В психологии используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции и поведение. Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать.
Пока за рулем вы, все хорошо.
Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается. Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец. Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс? Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание. Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать. Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех - «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» - старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл. Ваша задача - дать ребенку понять, что оценки - это не главное в жизни.
На самом же деле, если школьник чувствует, что родители ему доверяют и не стремятся брать на себя ответственность за исполнение им домашнего задания, он берет ее на себя сам. Возможно, его «естественного» уровня притязаний не хватит на дневник, полный пятерок, зато он вырастет в гармоничную, уверенную в себе и в своих силах личность. Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни. Оглядитесь по сторонам - все ли среди тех, кто занимает важные посты, получает хорошую зарплату, добивается успеха в карьере и личной жизни - золотые медалисты и обладатели красных дипломов? Как показывает практика, в реальной жизни куда успешнее становятся как раз-таки троечники, которые не живут ради получения одобрения откуда-то извне, а прекрасно умеют поощрять и мотивировать себя сами. И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике. Что делать со своим синдромом отличника? Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание». Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки или, хуже, даже четверки в дневнике своего ребенка.
И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями.
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль
Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. Основная ошибка людей с синдромом отличника в том, что они сами расценивают перфекционизм как мегазаслугу и серьёзное отношение к делу, отмечает специалист. Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. Термин «синдром отличника» часто встречается в материалах об эмоциональном выгорании. Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих.
Цена пятерки
- Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
- Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка
- Признаки появления синдрома отличника у детей
- Синдром отличника у взрослых и детей - как избавиться, признаки, психология
- Характер ребенка с синдромом отличника
- Что делать, если у тебя синдром отличника
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма, откуда он берётся и почему с ним можно и нужно бороться.
Синдром отличницы или отличника — что это такое
- Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
- Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
- Синдром отличника и отличницы
- Найди то, не знаю что
- Признаки синдрома отличника
- Синдром отличника
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5. Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета. Однако здесь же стоит отметить, что каждый из мужчин, прошедших наш опрос, посчитал, что женщины подвержены синдрому отличника чаще Кроме того, аудитория опроса - студенты, которые в значительной мере разбираются в современных тенденциях и понимают, что в наши дни на женщину взваливается, порой, двойная ответственность: карьера и семья. Однако мы не отрицаем и справедливость исследований Омского университета, так как и на мужчин давит груз общественных ожиданий, зачастую связанный с токсичной маскулинностью, необходимостью успехов на карьерном поприще и др. Сравнив два графика, мы видим, что на данный момент термин "синдром отличника" кажется более часто употребимым. Одновременно с этим, женщины, находясь под давлением социума, страдают от данной проблемы все чаще, что подтверждают как данные опроса, так и тенденции по употребимости термина "синдром отличницы", который был представлен выше на графике Google Ngrams. Выводы В ходе своего исследования мы выяснили, что наши сверстники в значительной степени осведомлены о существовании такой проблемы, как синдром отличника и отличницы что нас очень порадовало.
Более того, они относятся к нему преимущественно негативно, с опаской, волнением за своих близких. А причина для тревоги действительно существует, потому что у подавляющего большинства опрошенных в окружении есть люди, подверженные этому синдрому. Кроме того, во время изучения данного вопроса, мы выявили общую тенденцию к увеличению популярности именно формы женского рода, "синдрома отличницы", на что нашлось несколько жизнеспособных объяснений, уже упомянутых нами: большая ответственность на плечах женщины, распространение феминитивов и др. На данный момент эта форма находится скорее в пограничном состоянии, потому что в официальной статистике употребления она уже одолела "синдром отличника", а в сознании людей пока нет.
Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына.
Примеры деструктивных установок родителя Запрещено! Получать любую оценку, кроме пятерки. Не быть отличником по всем предметам. Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу. Уроки всегда на первом месте.
Нужно учиться еще лучше! Медаль должна быть. И обязательно — золотая. Необходимо на две головы опережать одноклассников. Позволительно иногда быть вторым и третьим Бесспорно, каждый родитель действует во благо.
И трудно смириться с мыслью, что ребенка ждет лишь скамейка запасных. Но куда страшнее значительное превышение груза ответственности над допустимой величиной, бесконечные испытания характера на излом. Необходимость всюду быть на голову выше — сеанс одновременной игры на нескольких досках. И ребенок может не защитить титул гроссмейстера. Проанализируйте, не слишком ли «заорганизована» жизнь вашего ребенка.
У него обязательно должно быть время, не занятое ничем. Это время для аккумуляции сил, восполнения умственных и физических резервов, и просто для радостей жизни. Лучше сосредоточить внимание на ребенке, а не на его регалиях. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь возникновения отвращения к учебе.
Не позволяйте вызовам жизни встать между вами. Экзамены, аттестации, олимпиады останутся вскоре лишь воспоминанием. Пусть в этот список никогда не войдут близость, доверие, дружба между вами и ребенком. Примите тот факт, что не всё в мире совершенно и в этом вся прелесть.
А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке. Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М. Бурно «О характерах людей» М. Нелишним будет вспомнить изречение античных философов-стоиков — «Все хорошо в меру». Действительно, объесться можно и красной икрой, а потом мучаться желудком. То же можно сказать и о страсти к хорошим отметкам. Здесь главное, чтобы вы сами хорошо понимали своего ребенка, а ребенок понимал сам себя и был в состоянии выстраивать лестницу общественных приоритетов. Если школьнику просто нравится учиться и как результат — получать высокие оценки — это его полное право, потому что это отвечает его внутренней сущности и потребностям, это его стиль жизни. И это, конечно, прекрасно и должно быть приветствуемо. Другое дело, когда происходит гипернасилие над собой одна психосоматика чего стоит в угоду общественным стереотипам. Таким образом, мы приходим к выводу, что в основе всего лежит проблема самопознания. Ребенок, который отдает себе отчет в своих стремлениях и потребностях, никогда не «словит» синдром отличника: он будет следовать своему естеству и не насиловать себя. Еще раз повторим: хорошие оценки — это прекрасно, достойно и социально востребовано, но только в случае, если не происходит насилие над психикой ребенка неважно: со стороны общества, родителей, окружения, или со стороны внутренних стремлений самого учащегося. Это не означает, что нужно бездельничать и получать только плохие оценки: во всем стоит соблюдать меру, стремиться к гармонии, самоосознанию и самовоспитанию. Без определенных усилий, конечно, всего богатства человеческого знания не осилишь, но от усилий чрезмерных можно и надорваться.
Задайте себе вопросы: «Каким я буду? Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку. Например, это может звучать так «Я должен задержаться на работе допоздна и проверить отчет 2 раза, чтобы не совершить ошибку». Попробуйте поспорить со своими убеждениями и сформулируйте более гибкое правило, чем ваши изначальные. Ответьте на вопросы: «Какие аргументы подтверждают мое старое убеждение? Проводите поведенческие эксперименты. Отличники постоянно тренируют себя на избегание нового поведения. Нужно проверять новые способы на практике. Для этого вы можете составить список страхов. Важно постпенно продвигаться от малого к сложному. Последние новости.
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих. – «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама. Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих.