108 лет назад был обнародован Октябрьский манифест императора Николая II, который должен был значительно изменить политическую жизнь Российской империи. Правда, герцог только подписал манифест, а настоящими авторами этого опрометчивого манифеста были граф Ферзен и королева.
Екатерина Андреева
- Манифест в политике
- Изучаем манифест: происхождение и важность слова в истории
- История манифестов
- Манифест в истории: понятие и значение
Что означает манифест в истории?
Понимание происходящего, тенденций, обозначающихся в жизни всего человечества, невозможно без нового обращения к основам этнографического знания на основе обновленной картины мира, учитывающей как равноправные и равно достоверные, наряду с европейской, другие культурные традиции, другое видение мира. Для этого нужен новый союз этнографии и философии, каковым может стать этнософия.
Манифест - от позднелат. Издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме М.
Но коли это так, то столь же обоснованно признать, что «ключом» и к Октябрьской революции, и ко многим предшествовавшим и сопутствовавшим событиям всемирно-исторического значения стали воплощённые в жизнь положения и выводы, впервые увидевшие свет в «Манифесте Коммунистической партии». Ленин в своём знаменитом очерке «Карл Маркс», написанном ещё до революции для популярного в то время Энциклопедического словаря Гранат, давая историческую оценку «Манифесту», говорит, что в нём «с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое мировоззрение, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно исторической революционной роли пролетариата... Как говорится, более чётко и одновременно кратко — истинно по-ленински — не скажешь! При этом диалектика, на которой построен весь текст «Манифеста», «как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии», — это и есть самое точное определение, если можно так выразиться, «главного оружия» теории, которая в скором времени станет называться марксизмом, а впоследствии — марксизмом-ленинизмом.
Именно диалектический метод оценки с классовых позиций как современной ситуации в политической и экономической жизни, так и предшествовавших исторических событий в течение вот уже более полутора веков служил и продолжает служить самым надёжным ориентиром для принятия любых решений, касающихся общественных отношений. И именно попытки всячески игнорировать этот метод давно уже являются одним из ключевых направлений деятельности антикоммунистов. И в наши дни, к примеру, главный провластный пропагандист Владимир Соловьёв, имеющий наглость регулярно называть себя «марксистом»! Лениным, да и современных коммунистов, положениям марксистской теории. На этом негодном поприще они усиленно делают вид, будто не существует чеканных ленинских слов о связи теоретических положений марксизма с практикой, о том, что К. Маркс и Ф. Энгельс физически не могли предвидеть всех деталей последующего развития, но «которые осознать можно только на почве философии и политики марксизма» выделено мной. Классовый подход обозначен практически с первых строк «Манифеста».
В нашей стране эти слова несколько поколений советских людей слышали начиная со старших классов средней школы. Под «обществами» основоположники марксизма понимали общественно-экономические формации, и с той поры формационный подход к изучению и оценкам политической и экономической истории становится одним из краеугольных камней всей теории научного коммунизма. Со своей стороны, и нападки антикоммунистов всех мастей во многом сосредоточены и направлены именно против этих положений марксизма. Как в связи с этим, к примеру, можно забыть ельцинскую пору, да и более поздние времена, когда не только митинговые, с напрочь «отмороженной» головой «демократы», но и называвшие себя «серьёзными политиками» деятели всячески пытались принизить значение, а то и вообще отрицать само наличие классовой борьбы? Всех их превзошёл, пожалуй, «прославившийся» своими словесными перлами «Цицерон» Виктор Черномырдин, заявивший на полном серьёзе, что это, мол, «коммунисты выдумали?! И в наши дни атаки на классовый подход никуда не делись, хоть и стали более хитрыми и изощрёнными и в основном уже не содержат откровенно бредовых утверждений. Вот, к примеру, известные провластные политологи Сергей Михеев, Дмитрий Куликов — ведущий аж сразу двух! Цель таких и подобных попыток очевидна: обосновать несменяемость нынешнего буржуазного строя в России.
Между тем именно в «Манифесте» впервые в общественной науке системно, с доказательствами и выводами было определено место капиталистической формации в истории человечества и показан её прогрессивный характер по сравнению с предшествующими. Помимо прочего, К. Энгельс демонстрируют выдающийся пример как научной, так и политической добросовестности, давая абсолютно объективный анализ окружающей их капиталистической действительности, с которой им предстоит бороться, ничуть не принижая её очевидных достижений. Как его понимать? А так, что буржуазия как класс и капитализм как общественно-экономический строй представляют собой безусловно более прогрессивные явления, чем разложившийся феодально-помещичий класс и олицетворявшийся им государственный порядок. Эта революционная роль проявлялась как в виде непосредственно буржуазных революций, свергавших заскорузлые реакционные феодальные режимы на национальном уровне, так и в рамках пока ещё сохранявшегося феодального строя. Но при этом буржуазия способствовала изменениям подчас поистине международного масштаба. А вообще первая в истории революция — Нидерландская — носила не только буржуазно-демократический, но и ярко выраженный национально-освободительный характер, послужив для многих стран Европы обнадёживающим примером освобождения от ненавистного испанского диктата или вообще прямого господства.
Напомним: с начала XVI века наднациональная держава испанских Габсбургов, помимо владения гигантскими колониями в Южной и Центральной Америке, в течение целых полутора веков доминировала и в самой Европе, жестоко подавляя всякие ростки национального самосознания на большей части Италии, на территории современных Бельгии и Нидерландов, в западной части Германии.
Это не просто исторический словарь терминов, где даны определения, толкования к нескольким тысячам слов, связанных с важнейшими историческими событиями. Такая историческая энциклопедия онлайн содержит в себе биографии выдающихся исторических деятелей, полководцев и политиков, описания важнейших событий, повлиявших на развитие человечества и т. Здесь вы сможете прочитать о великих подвигах, понять первоначальное значение таких слов, как Абсолютизм, Ять, Учитель, узнать о жизни наших предков.
Этот день в истории: 1797 год — Манифест о трехдневной барщине Павла I
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.
Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Были ли более сдержанными манифесты сюрреалистов, которые, обратившись в своем творчестве к детским инстинктам, психоанализу и символике сновидений, хотели совершить художественную революцию? Автор нескольких таких текстов Андре Бретон утверждал в 1930 году, что «самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе».
По-видимому, сама форма манифеста требует решительного переворота. Автор манифеста почти всегда хочет разрушить «старый порядок» и заменить его чем-то совершенно новым, прибегая при этом к крайним мерам. Для хукс старый порядок — это барьер между профессором и студентом; для Маркса и Энгельса врагом является правящий класс; для Бретона — ограничения реальности. Все они ненавидят существующее и обращаются к жанру манифеста, чтобы призвать к его разрушению. Манифест всегда был документом, разжигающим ненависть. А там, где есть ненависть, есть и насилие. Хуго Балль, автор «Дадаистского манифеста» 1916 , призывал к нигилистическому абсурду в изобразительном и материальном искусстве. Он выступал в кабаре со звуковой поэзией, выбивавшей из колеи как критиков, так и зрителей.
Однажды он объявил показательную дуэль между коллегами-дадаистами и авторами других популярных манифестов движения дада Тристаном Тцарой и Жаном Арпом. В другом случае манифест-провокация Балля был представлен на собрании дадаистов с целью отвергнуть все неоригинальные идеи, унаследованные от предыдущих столетий. Марсель Дюшан позже подвергнет принципы Балля испытанию своим редимейдом «Фонтан» 1917 — писсуаром, выставленным в художественной галерее. Вот вам, снобы от искусства! В «Манифесте футуристов», написанном Филиппо Томмазо Маринетти 1909 , на каждой следующей странице становится все больше восклицательных знаков. Автор переходит от детализированных требований к многочисленным заявлениям, которые заканчиваются страстными призывами к революции в искусстве. Футуристов часто критикуют за то, что они упивались ужасами войны; восхваляли оружие, самолеты и сталь, а также другие технологии, которые сделали возможным насилие на расстоянии; и за то, что они были предшественниками идей фашизма и акселерационизма. Манифест как нельзя лучше подходит для выражения грубой силы.
Но если мы рассмотрим его как жанр с четкими, прослеживаемыми закономерностями в риторике и композиции, манифест можно рассматривать как прием. Благодаря различным стилистическим изыскам, неистовому выбрасыванию информации из разных источников и постоянным экспериментам со структурой и жанром, авторы манифестов распространяют свои пламенные заявления по всему тексту. Чем больше они бомбардируют наши чувства, тем более открытыми мы становимся для их потенциально кровавых ультиматумов. Вот почему Брейвик всегда возвращается к своей ненависти к политкорректности, подкрепляя каждое осуждение шквалом приемов: многословными изложениями истории или теории; утомительными списками оборудования вплоть до точных параметров; биографическими отступлениями о лидерах марксистской мысли и так далее. Участницы группы писали на своих телах женоненавистнические выражения, такие как SLUT «шлюха» , в знак протеста против соответствующего отношения к артисткам в музыкальной индустрии. Их действия были столь же масштабными и воинственными, как их коллажи и фразы прописными буквами. Совершение автором манифеста акта насилия, будь то агрессивные высказывания, нанесенные на тело, или расстрел детей, является преднамеренным риторическим актом. Это то, что делает манифест перформансом, а не статичным объектом: он обладает способностью что-то сообщать и останавливать аудиторию на полпути.
Акт насилия утверждает дух автора манифеста и легитимность его дела, придавая плоть и кровь часто буквально простым словам. Если лишить манифест риторического эффекта, который придает ему прямое насилие, это станет просто литературной тирадой. Манифест — это не обычное эссе из пяти абзацев или статья вроде той, которую я пишу в данный момент. В манифестах всегда есть доля хандры и злобы: «мы» против «них», или против «этого», или против «всего». И все это должно быть уничтожено. Будет ли оно сожжено или удалено хирургическим путем, объекту критики придется нелегко.
Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. Манифест Александра 2 об отмене крепостного права. Манифест Николая 2 от 17 октября. Манифест о трехдневной барщине Павла. Указ о трехдневной барщине Павла 1 год. Положения манифеста Коммунистической партии. Манифест Коммунистической партии Карл Маркс. Манифест о вольности дворянской Петра 3. Манифест Александра 1. Манифест Александра 1 1812. Манифест Александра 1 от 6 июля 1812 г.. Манифест о привилегиях Александр 1. Уставные грамоты. Уставная грамота 1861. Уставная грамота 1861 года. Таможенные уставные грамоты. Мой Манифест. Манифест заставка. Гуманистический Манифест. Император Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. Россия 1861 год. Павел Филонов формула весны. Картина Филонова формула весны. Павел Филонов картины. Павел Филонов. Формула весны. Царский Манифест 1905 года. Положения манифеста 17 октября 1905 года. Царский Манифест от 17 октября 1905. Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям. Манифест о даровании крепостным людям прав состояния. Манифест Александра 1 25 декабря 1812. Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года. Манифест об окончании войны 1812. Манифест 17 октября и 6 августа 1905. Август 1905 года Манифест государственной Думы. Манифест Николая II от 6 августа 1905 года:. Манифест о роспуске 1 государственной Думы. Манифест о роспуске i государственной Думы 9 июля 1906 г.. Манифест о роспуске 2 государственной Думы. Манифест Николая 2 1906 года. Царский Манифест. Манифест документ. Основные положения манифеста 19 февраля 1861. Царском манифесте Александра II от 19 февраля 1861. Манифест 17 октября 1905 года, Илья Репин, 1907 год. Начало первой Российской революции Манифест 17 октября 1905. Подписание манифеста 17 октября 1905 года свидетельствовало о. Манифест 17 октября 1905 года документ. Трехдневная барщина Павла 1. Манифест о трёхдневнойбарщине. Павел первый Манифест. Манифест Пугачева 1773. Манифест Емельяна Пугачева кратко. Манифесты Емельяна пугачёва. Грамота Емельяна Пугачева.
Что такое манифест? Манифесты часто применяются в политических и социальных сферах, чтобы представить определенные идеологические или революционные взгляды и установить цели и желаемые изменения. Они могут использоваться также в искусстве и литературе, чтобы выразить новую эстетическую концепцию или движение. В общем случае, манифесты помогают установить ясность и направление для группы людей, объединенных общими идеями и целями. Они могут служить мощным средством коммуникации, мобилизации и влияния на общественное сознание. Манифесты, созданные важными историческими деятелями или движениями, часто оказывают значительное влияние на ход событий и развитие общества. Манифесты могут быть написаны в форме публичных объявлений, прокламаций, политических документов или литературных произведений. Они описывают причины для создания данного манифеста, принципы, которыми руководствуется группа или движение, и конкретные требования или стратегии, которые планируется осуществить.
День в истории: 19 апреля
МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905 | В истории России известны такие манифесты, как Октябрьский манифест 1905 года, Апрельские тезисы Ленина, которые имели важное значение в исторических событиях и влияли на развитие страны. |
Отмена крепостного права (Манифест 1861 года) | Манифест 93-х — – открытое письмо 93 немецких интеллектуалов в защиту действий Германии в начинающейся Первой мировой войне. |
«Манифест 17 октября 1905 года оказался сюрпризом для всей страны» | В истории манифесты играли важную роль при формировании политических и социальных идей, а также при объявлении о радикальных изменениях и реформах. |
Роль и важность манифестов в истории с примерами
17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка Смуты и волнения в столицах и во многих. 17 (30) октября 1905 г. император Николай II подписал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровавший свободы гражданам России. Манифест был издан с целью раскола революционного движения и обмана народных масс обещанием мнимых свобод.
Манифест 17 октября 1905 года
5 императорских манифестов, которые изменили Россию | Лексическое значение слова «манифест» В толковых словарях современного русского языка указывается следующее. |
Манифест - определение термина | Манифест 1848. История всех до сих пор существовавших обществ была историей. |
«Манифест о трёхдневной барщине» (Полтавский эндшпиль) | Альтернативная История | Fandom | Точно так же, как политические манифесты, другие манифесты, такие как манифесты организаций или движений, привязывают эмитента к вниманию принимающего населения. |
Манифест это в истории России что такое? | Манифест это в истории определение. |
Манифест в истории: его значение и роль | Манифест – акт, торжественно представленный верховной властью населению. |
Что такое манифест в истории
Сущность понятия «манифест» Жанр литературного манифеста зародился в 19 веке. Манифесты, такие как Манифест Коммунистической партии, Манифест Независимости США и Манифест футуризма, являются примерами влиятельных документов в истории, которые продолжают оказывать существенное влияние на современное общество и государство. Главная» Новости» Что такое манифест в истории. 110 лет назад, 17 (30) октября 1905 года, был опубликован манифест императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», который декларировал дарование гражданам России пол. Подобно политическим манифестам, другие манифесты, такие как организационные манифесты или манифесты движения, связывают эмитента с контролем принимающего населения. Манифест 1848. История всех до сих пор существовавших обществ была историей.
День в истории: 19 апреля
Манифест реализма считается одним из первых художественных манифестов в целом. 110 лет назад, 17 (30) октября 1905 года, был опубликован манифест императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», который декларировал дарование гражданам России пол. В истории манифесты часто использовались для проявления и объявления идеологических или политических принципов. Смотреть значение Манифест в других словарях. Манифест — м. открытый лист, письмо; объявление, оглашение правительством о каком-либо государственном деле; всенародное объявление. |. Манифест – это «письменное обращение программного характера», а также «торжественное обращение верховной власти к населению».
«Архивы истории». Манифест «Об учреждении министерств», 1802 год
Манифест - определение термина | призыв) - 1) в России XVIII - начала XX в. одна из форм правовых актов. |
МАНИФЕСТ - это... Значение слова МАНИФЕСТ | Шестого июля 1812 года был подписан Манифест Александра Первого "о необходимости создания ополчения в помощь русской регулярной армии, сражающейся с Радио Sputnik, 06.07.2023. |
Значение слова «манифест» в 16 словарях | (от позднелат. manifestum - призыв) - 1) в России XVIII - начала XX в. одна из форм правовых актов. |
Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)
В октябре страну парализовала всеобщая стачка. Встали железные дороги, заводы, типографии. Политическая гомеопатия уже не действовала. К этому времени из американского Портсмута, где был подписан русско-японский мирный договор, вернулся Сергей Витте. Удостоенный графского титула за удачно проведенные переговоры, он теперь был готов спасать Россию от революции. Два года назад Витте был лишен ключевого поста министра финансов и отправлен на почетную пенсию: занимаемый им с 1903 г. Сергея Юльевича это совершенно не устраивало — и теперь перед ним открывались невероятные возможности. Будучи всесильным минфином, Витте являлся сторонником неограниченного самодержавия, поскольку в таком случае получал прямой доступ к августейшему уху. После своего смещения Витте жаждал радикального усиления полномочий главы правительства — а сделать это можно было, лишь создав противовес самодержавию в лице парламента. По этому пути Сергей Юльевич и пошел.
В начале октября им был составлен всеподданнейший доклад, в котором обозначалась альтернатива дальнейшей политики: установление военной диктатуры или масштабные политические реформы. При реализации первого варианта Витте уходил в тень, а диктатором предлагалось назначить великого князя Николая Николаевича — дядю Николая II. Великий князь имел авторитет в глазах царя и консервативных кругов, но в создавшейся ситуации не имел достаточной решимости принять на себя полноту ответственности. По столице ходили слухи, что он угрожал застрелиться, если бы его царствующий племянник не пошел на реформы. Расчет Витте полностью совпадал с великокняжеским. Но какие реформы предстояло провести? При подготовке соответствующей программы Сергей Юльевич встретился с известным ему рабочим-типографщиком Ушаковым. Начитавшийся книжек представитель «рабочей аристократии» был убежден, что требования либералов вполне созвучны запросам рабочей массы. О чем же еще мечтать рабочим, как не о законодательном парламенте?
Консультации и согласования в верхах продолжались до 17 октября. В этот день наступала семнадцатая годовщина памятной катастрофы в Борках. В 1888 г. Императорская фамилия чудом осталась цела. Витте, служивший тогда молодым инженером-путейцем, заранее предупреждал о подобной опасности.
Поэтому можно с полным основанием утверждать, что последовавшая буржуазная революция, завершившаяся провозглашением республики и, впервые в истории, казнью свергнутого монарха — короля Карла I, не только расчистила путь для колоссального рывка капиталистических отношений, но и, как несколько позже отмечали К. Энгельс, означала «победу просвещения над суеверием... Окончательную точку в этом движении вперёд поставила уже Великая французская революция конца XVIII века, имевшая даже не общеевропейское, а поистине всемирно-историческое значение, проложив путь новому, прогрессивному для того времени строю — капитализму. При этом принципиально важно отметить, что если в ходе Английской революции буржуазия выступала против королевской власти в тесном союзе с так называемым новым дворянством, то во Франции она боролась и против короля, и против дворянства, опираясь уже на самые широкие массы городской бедноты и крестьянство. Без такой широчайшей опоры и подлинно народной поддержки французская буржуазия не смогла бы в относительно короткие сроки решительно покончить с феодальными отношениями и пережитками средневековья. Этот факт особо подчёркивал В. Ленин, который в неоднократно упоминавшейся на страницах «Правды» работе «К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции» отмечал, что «буржуазно-демократическое содержание революции, это значит — очистка социальных отношений порядков, учреждений страны от средневековья, от крепостничества, от феодализма» выделено мной. Победоносные буржуазные революции привели к быстрому развитию капитализма, приходящему на смену заскорузлому феодальному строю, использовавшему преимущественно малопроизводительный живой труд, к тому же зачастую — в тех или иных формах — принудительный. Капитализм, уничтожая остатки крепостничества и обеспечивая работникам личную свободу, одновременно предоставлял и стимулы в пользу более производительного труда. Разумеется, оставаясь при этом эксплуататорской по своей природе формацией. Кстати, именно этот потенциал, сохраняющийся и по сегодняшний день и сконцентрированный прежде всего в технико-технологической сфере и наукоёмком производстве, позволяет до сих пор ведущим странам современного Запада, в первую очередь — США, предъявлять объективные претензии на мировое экономическое лидерство. Поставить точку в таких притязаниях возможно не количеством ракет, а обеспечив развитие более передовых производительных сил. Пока что таких результатов, несмотря на известные успехи, не достиг ещё социалистический Китай, который — в отличие от представителей антикоммунистической «Единой России», всячески стремящихся пристроиться к успехам китайских коммунистов, — обоснованно не торопится «трубить победу». Как видим, экономика ведущей страны капиталистического мира тоже продолжает расти, и доля экономики Китая по отношению к ней хотя и увеличивается, но пока составляет менее 80 процентов. Между тем, приходя на смену отжившему феодализму, капитализм одновременно способствует формированию и росту пролетариата в целом ряде государств. И со временем, в соответствии с неумолимыми — подобно закону всемирного тяготения — законами диалектики, капиталистические производственные отношения, ранее безусловно содействовавшие общему прогрессу и росту производительных сил, постепенно превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Неоспоримым подтверждением этого служат экономические кризисы, в ходе которых уничтожается часть самих производительных сил. Такие кризисы известны уже с XIX века, в последующем веке они приобретают затяжной и поистине глобальный характер, в таком же виде они переносятся и в век нынешний. Именно поэтому «Манифест Коммунистической партии» доказывает неизбежность конечной гибели капитализма как общественно-экономического строя. Но — ещё раз подчеркнём — это произойдёт не по чьему-то горячему желанию, а именно тогда, когда капиталистическая формация не только исчерпает свой ранее прогрессивный характер, но и капиталистические отношения собственности «перестанут соответствовать развившимся производительным силам» выделено мной. Пока же, подчёркивают авторы «Манифеста», «дешёвые цены её буржуазии. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, то есть становиться буржуа. Словом, она создаёт себе мир по своему образу и подобию» выделено мной. Спрашивается: ну и что из сказанного не является жизненно актуальным для сегодняшнего дня?! Может, про «введение так называемой цивилизации» неактуально? А не это ли звучит сегодня из уст официальных пропагандистов не то что на каждом телеканале, а, наверное, из каждого включённого утюга? Но это именно сегодня, а что они — вместе с их хозяевами — проповедовали все последние десятилетия? И российский обыватель, в массе своей польстившийся 30 с лишним лет назад на посулы кучки прохвостов с ультралиберальными взглядами и подпевавших им таких же пропагандистов, на обещания невиданных свобод и возможностей вкупе с товарным изобилием, в дальнейшем год за годом имел возможность на себе испытывать все «прелести» приобщения к этой «цивилизации»: от демонстративного игнорирования национальных особенностей и исторических традиций до полного отрицания за Россией права на собственные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. То есть всё то, о чём сегодня с пеной у рта ежедневно вещают словно вдруг «проснувшиеся» провластные политологи и политиканы.
Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России помочь прекращению... Прямым следствием выхода манифеста 17 30 октября 1905 г. С самого первого дня, как содержание Манифеста, так и сам факт его появления оценивались самым различным образом. Одни полагали, что принятие Манифеста стало началом ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали, что основы самодержавия этим актом не затрагивались. Из числа тех, кто расценил Манифест как победу революции, сформировались две правые политические партии — партия либерально-монархической буржуазии конституционные демократы , или кадеты и партия чиновников, помещиков и крупной буржуазии — «Союз 17 октября» или октябристы.
В своем тексте Курбе обращается в первую очередь к современникам-художникам, которые рассчитывали под руководством Гюстава открыт ь новую художественную школу. Полотна Курбе шокировали современников и академическую художественную среду, поскольку мастер изображал шокирующие на тот момент сюжеты: простых людей без лишних прикрас, собственные автопортреты на грани безумия. Но больше всего высокоморальную публику смущали и эпатировали обнаженные женщины, никак не похожие на нимф эпохи Ренессанса или классицизма: у них были складки, волосы на теле, они могли смотреть прямо в глаза зрителю. В манифесте Курбе заявляет, что искусство реализма и любое новое искусство не должно пытаться заново отстраивать старые догмы. Вместо этого оно должно стремиться к новым и актуальным формам выражения, источником которых является сам художник, его мастерство, талант и личные переживания, а не академические знания. На данном этапе манифест является не столько «пояснительной запиской» к изображенному, сколько мотивацией принять данную позицию изображения в целом. То есть данная работа — это скорее призыв к рассмотрению и других проявлений искусства. Совсем другая история развернется в 20 веке. Манифест кубизма Альберт Глейз и Жан Метцингер, 1912 На этом этапе мы уже получаем совсем новую форму искусства, где человек угадывается лишь издали, как и сами предметы. Разумеется, для начала 20 века, когда память о великих «Парижских салонах» еще свежа, принять картину из кубов сложно и практически невозможно. Ведь это ломает привычные устои, поэтому новое искусство нужно сопроводить идеей и мотивацией, почему художники обратили свой взгляд на кубические формы, что это дает или почему тоже является искусством. Кубизм появился как ответная реакция на импрессионизм. Если импрессионисты играли со светом и цветом, ощущением объема и динамичности объекта, то кубисты старались вернуть в художественные произведения форму. Они не просто подчеркивали прямые линии и делали их еще прямее, а углы — острее. В этом направлении искусства сочеталось гораздо больше научных течений: в том числе игра с восприятием пространства и времени. Кубисты старались переложить на холст несколько измерений сразу: не только состояние объекта «здесь и сейчас», но и его изменчивость. Можно сказать, что манифест Глейза и Метцингера — хороший пример справочника, благодаря которому зритель может понять и рассмотреть в кубизме что-то кроме углов. Уже к середине 20 века искусство не только изменит свою форму, но и сам язык. Ведь, если в начале 20 века в работах еще можно было не ясно, но все же разглядеть предмет или человека, то к середине века ситуация усложнится.