Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. Биография Александра Невского: личная жизнь князя, храмы и фильмы, орден, житие, история, «Ледовое побоище», памятник, битвы, икона святого, правление и Чудское озеро. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском.
Другие новости раздела
- Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского /
- Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского
- Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского
- Современные чудеса святого Александра Невского | СЕМЬЯ и ВЕРА
Святой князь Александр Невский
Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов — поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн — патриотический фильм. Александр Невский прожил 41 год. В первую половину своей короткой жизни он защищал русскую землю на поле брани. Во вторую половину — спасал Русь мудрым смирением, величием своей благородной души. Он совершил два равновеликих подвига, за что и был причислен церковью к лику Святых. Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людей. В годы Великой Отечественной войны 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден «Орден Александра Невского».
Тот самый, над возрождением которого работал и всю душу вложил Александр Воловик, да ещё под девизом своего рода — «Честь превыше выгоды». После революции 1917 года все государственные награды и знаки отличия царской России были упразднены. Но в грозные годы Великой Отечественной войны имя святого князя Александра Невского вновь засияло боевым орденом, как и на орденах других славных имён непобедимых российских полководцев — Суворова, Кутузова, Ушакова… В народе же память о святом князе Александре Невском ярко отразилась во множестве храмов, построенных в его честь. Это отдельный большой раздел в книге, которого не было в первом издании.
Задача была показать, как выполняют эти храмы духовную защиту буквально всех рубежей нашего Отечества. От западных областей России, начиная с Калининградской, до вернувшегося в родной русский дом Крыма, казачьих краёв Краснодара и Ставрополья, Северного Кавказа и Оренбуржья, Алтая и многовёрстных границ с Китаем на юге, до Дальнего Востока, Камчатки и Чукотки, наконец, до Крайнего Севера, где укрепление границ приобретает в последнее время огромное значение. Рассказано в книге и о храмах Александра Невского в землях московских и питерских, владимирских, суздальских, поволжских, в Туле и на Курской дуге, по всему Транссибу и в других знаковых местах. Большое место в книге занимают Александро-Невские храмы в ближнем Зарубежье — ещё недавно исторических границах Российской империи, затем Советского Союза. И особенно, как хранят память о святом защитнике земли Русской православные верующие в Зарубежье дальнем. И какие же трогательные истории связаны часто с такими храмами… Например, в Тунисе в январе 1930 года русская община в г. Бизерте замыслила построить храм во имя св. Оргкомитет возглавил вице-адмирал А. Герасимов, пожертвования поступали из Туниса, Франции, Чехословакии и других стран, где расселились беженцы. Строительство завершили через год, а в 1939-ом окончили и внутреннюю роспись.
Сразу после освящения в храм передали на хранение Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец» в настоящее время он хранится в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. В единственном храме-памятнике Черноморской эскадры установлена табличка с названиями 33 русских кораблей, пришедших в 1920 году в Бизерту; спустя десятилетия появилась и мемориальная доска с именами морских офицеров эскадры. В храм передали старинные иконы с кораблей, различные реликвии и документы. Вместо алтарной завесы на Царских вратах — Андреевский флаг, сшитый вдовами моряков. С 2006 года над храмом св.
Даже некоторые родственники не скрывали, что настроены против. Александр прекрасно понимал: чтобы ударить единым фронтом, необходимо время, нужные силы еще не собраны. В этих условиях пришлось пойти на вынужденный союз с Ордой. Решалась судьба России, и легче было заплатить, чем отдать свое сердце.
Раскрыть кошелек, но сохранить свою самобытность, как мы бы сегодня сказали — идентичность. Кроме того, он хорошо осознавал, что духовное единство значит не меньше, чем территориальное. Почему-то забывают, что в столице Орды — Сарае — Александр построил православный храм, учредил епархию и назначил епископа. Даже в самом центре ханства сохранялась православная вера. Сторонники индивидуализма буквально «несут» себя — я вот так живу и до других мне нет никакого дела. Чувства окружающих и даже закон им безразличны... Особенно это стало проявляться после советского периода. Такого человека не волнует, что своим эгоизмом он может принести вред другим, а нередко горе и страдания. С сожалением вижу, что равнодушными, безучастными становятся и многие пожилые люди, воспитанные в традициях коллективной помощи.
Что можно противопоставить подобным взглядам? Нашу историю. Недавно мы отмечали День народного единства, учрежденный в память о событиях 1612 года. Во время смуты, когда в Россию вторглись польско-литовские войска, Минин и Пожарский создали народное ополчение. В едином порыве поднялись представители всех сословий и вероисповеданий — крестьяне, купцы, мастеровые — и дали отпор чужакам. Также люди сплотились во время войны 1812 года, в Великую Отечественную. Мы должны отчетливо понять, что только вместе мы — сила. Что народ и государство — едины. Если не осознаем — нам придется туго.
Мы в прекрасных отношениях с Эрмитажем, и я с большим уважением отношусь к его директору Михаилу Борисовичу Пиотровскому. В то же время надо учитывать желание Церкви восстановить справедливость. Ведь рака предназначалась не для Эрмитажа. По приказу императрицы Елизаветы Петровны ее сделали для мощей Александра Невского. На изготовление ушло первое серебро с Колыванских рудников. С конца XVIII века она находилась в Троицком соборе, и когда в 1922 году из Лавры, прикрываясь словами о лучшей сохранности, ее увезли, это был, по сути, грабеж. Учитывая сложившиеся обстоятельства, самое правильное было бы памятник возвратить. Вместе с тем мы понимаем, что это выдающееся произведение искусства. Поэтому, с моей точки зрения, приемлем вариант, когда для Лавры будет изготовлена точная, один в один, копия шедевра, в том же размере и материале.
Таким образом мы бы вернули прекрасный ковчег для хранения святых мощей, а в Эрмитаже остался бы подлинник. Но в том и величие фигуры Невского, что он ничем себя не запятнал. Яркий пример, когда власть и святость соединились в одной личности. Можно и сегодня поучиться такому отношению всем, у кого есть большая и малая власть над людьми. В народе это сразу почувствовали, почитая и прославляя героя. История знает немало выдающихся людей, имена которых внесены в летописи, но широко не известны. Об Александре Невском в литературе, официальных источниках написано не очень много, но народная любовь, память прочно сохранили его имя на протяжении многих веков. Не случайно храмы в честь князя возведены от Калининграда до Токио. Со всеобщего почитания начинается и канонизация.
В 1547 году Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых. Во-первых, в 2024 году мы будем отмечать 300-летие перенесения мощей благоверного из Владимира в Санкт-Петербург. Во-вторых, у нас же юбилей не ради юбилея. Главная цель, чтобы как можно больше людей узнали об этом выдающемся человеке, правителе. Напомню: в сложный период истории он не позволил подчинить нашу страну католическому Риму, и с другой стороны русские земли благодаря Александру Невскому не стали частью ордынского ханства. Князь сумел сплотить державу: его наследием стало сильное, централизованное государство, созданное потомками, а народ осознал себя единым целым. Я всегда ратую за то, чтобы юбилеи выдающихся личностей праздновались прежде всего на низовом уровне — в школах, институтах, общественных организациях. И мы добились, что имя Невского звучало не только в устах президента, патриарха, но и детей, молодежи, рядовых жителей. Весной в саду Лавры зацветет сирень «Александр Невский».
Это новый сорт, который селекционеры вывели в текущем году. Пока есть лишь один кустик, и мы посадили отросток. Кисти у сирени полные, красивые, и по цвету она почти красная, напоминающая княжеский плащ. Так в большом и малом будет сохраняться память об Александре Невском — небесном покровителе Санкт-Петербурга. Уверен, он всегда будет стоять на страже и помогать нашему городу и всей России. Богослужение завершило юбилейный год 800-летия со дня рождения святого защитника земли Русской. Перед вынесенной на середину храма ракой с мощами святого было совершено славление. Правящий архиерей передал наместнику для вновь открытого Александро-Невского храма обители образ благоверного великого князя в драгоценном окладе - дар Святейшего Патриарха Кирилла. Владыка также передал благословение и поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви верующим.
Фроянов называл «вскармливанием» князей. Нужно отметить, что не только Ярослав стремился своих детей закрепить в Новгороде. В те же 1220-е года аналогичные попытки делал Юрий Всеволодович, который на реке Сить погиб, Михаил Всеволодович, Черниговский, который был убит в 1246 году в ставке Бату. Но у Ярослава это получилось лучше всего. Может потому что его княжение — Переяславское — было к Новгороду близко, может потому что у него опыт имелся, ибо он тоже был новгородским князем и в свое время пытался Новгороду диктовать свою волю.
Для него, в общем-то, это печально закончилось, он проиграл на всех фронтах, а потом стал умнее и к Новгороду относился более аккуратно. Это выразилось и в том, что он стал пытаться использовать политические средства — заслал туда своих сыновей. Причем любопытно, что сразу двух. Вместе с Александром был послан Федор, но он в 1233 году умер. Я думаю, что двое сыновей оказались в городе из-за детской смертности — один помрет, второй останется.
Шансов больше. Что и произошло. Например, никто не знает из-за чего его выгнали в 1240-м году после битвы со шведами на Неве, но резонно предполагают, что он после этой победы какие-то прерогативы забрал себе. Какие — неизвестно. Следующий конфликтный эпизод возник после того, как Александр стал Великим князем Владимирским 1252 год.
В Новгороде остался его сын Василий, но в 1255 году новгородцы почему-то решили его сына заменить на брата Александра — Ярослава, ну, Александр там порядок навел и опять вернулся Василий. Очень серьезный эпизод был связанный с монгольской переписью. В 1257 году новгородцы от переписи отказались, Василий выступил тоже противником Александра, и отец за это отправил его в политическое небытие. Были наказаны и некоторые из новгородцев «кто повел Василия на зло» , а в 1259 году, когда монголы все-таки настояли на переписи, Александр помог ее провести, несмотря на сопротивление новгородцев. Ордынские байки - Ну вот дипломатические взаимоотношения с Ордой и жесткость по отношению к новгородцам — как раз то, в чем обвиняют Александра.
Насколько верен тактически был союз с ордынцами? Тогда как брат Андрей якобы пытался сформировать антимонгольскую коалицию вместе Даниилом Галицким, которая имела шансы на успех. Но здесь важно то, что Александр до этого вместе с тем же Андреем приблизительно в 1247-1249 годах совершил путешествие в Каракорум. Он, конечно, увидел завоеванные монголами пространства, убедился в их силе и осознал, что она значит. Он понимал, что если они завоевали всю Среднюю Азию, половецкую степь и Русь за исключением новгородских земель, то дойдут, конечно, и до Новгорода и в случае неповиновения то, что им нужно будет, сделают.
Коалиция, конечно, никаких шансов на успех не имела, потому что это было делом еще очень далекого будущего. Даже Дмитрий Донской Куликовскую битву в 1380 выиграл с величайшим трудом. И, как мы знаем, через два года эта победа была нивелирована нашествием Тохтамыша. То есть для того, чтобы сбросить зависимость от Орды, нужно было еще два с лишним века — до 1480 г. А вот если бы… то дали б отпор ордынцам… - Это была объективная ситуация хотя бы потому, что она существовала еще несколько веков.
А то, что он князь оценил ее трезво, это не минус его, а заслуга. Кстати говоря, брат Андрей, с которым Александр якобы повздорил в 1252 году, бежал в Швецию, но потом вернулся, и они вместе с Александром ездили в Орду - в Сарай. Александр вероятно как-то за него поручился этого нет в источниках, но это логично, иначе зачем вместе ехать , и Андрей получил прощение - Суздальское княжение. И все суздальско-нижегородские князья в будущем — это его потомки. Здесь ситуация вот в чем.
Историк Л. Гумилев написал, что Александр во время второй поездки в Орду побратался с сыном Бату Сартаком. Никаких данных в источниках о том, что это было, у нас нет. Совершенно никаких. Гумилев был сыном двух поэтов, прекрасным литератором, и он так красиво изложил этот сюжет, что ему поверили, и это стало тиражироваться.
А почему новгородцы были против нее? Батый же до него не дошел. Некоторую роль сыграло, конечно, и суеверие, боязнь переписи как таковой. Они не думали о том, что если продемонстрируют неподчинение, то хан таки дойдет, но тогда всем будет очень плохо. Невский, бывавший в Орде, прекрасно это понимал.
Вариантов было два. Либо эти набеги и разорение допускать, либо не допускать, душа их в зародыше. А как их возможно было не допускать? Только одним способом — устанавливать мирные отношения, ездить в Орду, возить подарки и т. Ему вряд ли это доставляло удовольствие.
С коварством и жестокостью ордынцев он был знаком не понаслышке. Пишут, что у него нет ни одного проигранного сражения. Дело в том, что налаживая мирные отношения с Ордой, Александр, по большому счету, закладывал основы нашей будущей многонациональной государственности. Поясню мысль. Русь тогда подчинялась Орде.
В XVI в. Но первоначально подобное объединение сложилось раньше, в результате подчинения Руси. В итоге это противостояние победитель — побежденный вообще должно было уйти. Оно и ушло, теперь мы все единый народе единой страны. Но для того, чтобы мы стали единой нацией, нужно было проделать огромную работу, и я думаю, что Александр был первым, кто эту работу начал.
Он, конечно, не думал об этом, само собой, он просто решал те вопросы, которые перед ним стояли.
Святой Александр Невский
Немцам пришлось отступить в сторону, где уже открылся лед. Считается, что в тот день утонуло множество рыцарей. Любопытно, но этот факт стал предметом спора между историками. Некоторые специалисты убеждены: на самом деле ни один крестоносец не утонул! В хрониках есть упоминание о том, что русские преследовали остатки отряда рыцарей по льду, но это могла быть корка льда на земле, образовавшаяся холодной ночью. Загадочная смерть Еще одна загадка, связанная с Александром Невским, — причина его смерти. По одной из версий, полководца отравили в Золотой Орде. В 1262 году князь отправился к хану, который собирался использовать русские войска для битвы за власть на Кавказе.
И они в этом походе не участвовали", — объясняет кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов. Уже по дороге домой князь почувствовал себя плохо. Он умер в Нижегородском крае. По мнению историков, сам ордынский хан хотел избавиться от талантливого военачальника, способного объединить русские земли. А вот согласно другой гипотезе Александра Великого в Орде отравил посол Ватикана! Римский престол по-прежнему хотел подчинить часть русских земель, а еще отомстить за поражение на Чудском озере.
Данные события важны не только с точки зрения защиты территорий, но и с точки зрения защиты православия», - отметил Максим Васильев. Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами. Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области.
А в духовно-просветительском центре «Святодуховский» открылась художественная выставка «Александр Невский: воин и святой», на которой представлены 30 работ главного художника Военно-исторического музея артиллерии Евгения Емельянова. Зрители увидят картины, сюжеты которых связаны с жизнью князя и эпизодами известных сражений выставка продлится до 24 декабря. А еще гости станут свидетелями подготовительных работ к диораме «Ледовое Побоище». Для подготовки к юбилейной дате создан городской оргкомитет.
Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси. За свою жизнь Александр Невский не проиграл не одного сражения. Однако в более взрослом возрасте, Александр Невский прославился как дипломат, талантливый полководец, мудрый и сильный правитель. Православная Церковь прославила князя за служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний. Князь нашел дипломатические способы избежать войны с монголо-татарами, однако от мира и предложения союза от крестоносцев отказался. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил в поход в финскую землю. Во времена язычества князь Александр проповедовал православную культуру. Умер великий князь 27 ноября 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду. Где находятся мощи святого Через неделю после смерти, 6 декабря 1263 года тело Александра Невского похоронили в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире.
Первый шаг к возвеличиванию
- За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых
- Другие новости раздела
- Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский
- Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
- Меню раздела
- Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
ПЦУ исключила Александра Невского из списка поминаемых святых
Исключение князя Александра Невского из списка святых на Украине — это политический заказ, выполненный «так называемой Православной церковью Украины (ПЦУ)». Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Цараской России был учрежден орден в его честь. Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского. Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Барнаула Алтайская митрополия Русская Православная Церковь Московский Патриархат Россия православие молодежь Слово батюшки миссионер религия.
Предыдущие выпуски
- Храмы и нетленные святыни Александра Невского
- Икона святого благоверного князя Александра Невского
- Предыдущие выпуски
- Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
- Икона святого благоверного князя Александра Невского
- Обращение к зрителям после завершения гостиной
“Александр Невский – святой витязь Земли Русской”
её земли и культуры. Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял. С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны.
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского
Подробнее о святом Александре Невском читайте в книгах: Святой Александр Невский – защитник земли Русской / автор предисловия А. Салтыков. Фото: Перенесение мощей Святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году. Сегодня в кафедральном соборе Александра Невского прошло праздничное богослужение. Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя.
Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского?
Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли. Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа.
Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены.
Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский.
Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье.
Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями. Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил.
На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить.
Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение. Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России.
На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами.
В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси.
Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона.
Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу.
Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь.
Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола.
Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной.
Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«.
Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное.
История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар.
Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию.
Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя.
Конечно, потому, что сила новгородской дружины была несоизмерима с силой восточной армии, но еще и потому, что князь Александр Невский, несмотря на свой молодой возраст, сумел прозреть, откуда исходит настоящая опасность. Восточные завоеватели интересовались только материальным фактором. Им нужна была дань, и они ее собирали, но они совсем не вмешивались во внутреннюю жизнь. Им было безразлично, в какого бога верят русские, кому они поклоняются, каковы их внутренние государственные и религиозные устроения и обычаи. Им важно было собирать дань, и этим ограничивалась их роль как оккупантов. А вот тем, кто пришел с Запада, была нужна не наша дань — им были нужны наши души, наш разум, наша политическая воля. И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Сейчас обо всем этом мы говорим в современных категориях мысли, такого языка Александр Невский не использовал и не знал, но разумом своим, сердцем своим, интуицией своей, если хотите, прозревал подлинную опасность. И народ наш сохранил подлинный суверенитет, так что даже самые страшные мировые войны не сумели нанести ему духовный вред.
В честь победы он приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Благовещенскую церковь. Мы продолжаем масштабные реставрационные работы по благоустройству и реставрации Лавры, — заметил Беглов. В честь праздника по Невскому проспекту прошёл традиционный Крестный ход, который учредила ещё императрица Елизавета I Петровна в 1743 году, а в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре отслужена божественная литургия. Видео: 78. Отсюда наука петрография, которая изучает камни.
В его маршруте насчитывается 12 епархий на российской земле и 15 епархий — на белорусской. Среди российских регионов, где встречали ковчег с мощами благоверного князя, — Московская, Тульская, Калужская, Смоленская, Рязанская, Липецкая, Воронежская и Курская области. В каждом населенном пункте собиралось множество жителей и паломников. Справка: На протяжении последних нескольких лет велась активная подготовка к отмечаемому в 2021 году 800-летию со дня рождения прославленного угодника Божия, великого русского полководца и государственного деятеля — святого благоверного князя Александра Невского. Во исполнение определения Священного Синода и благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в епархиях на территории Российской Федерации и Республики Беларусь организован крестный ход с честными мощами благоверного князя. По благословению Святейшего Патриарха крестный ход начался 12 июня сразу в четырех направлениях: — исторический крестный путь, которому было дано начало в Москве от Храма Христа Спасителя, прошел по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения его мощей в XVIII веке из города Владимира в Шлиссербург; — южный крестный ход, отправившийся в путь из Ростова-на-Дону, прошел по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов; — восточный крестный ход, начальной точкой которого стал Екатеринбург, посетил города на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Самой восточной его точкой стал Анадырь — административный центр Чукотского автономного округа, расположенный на крайнем северо-востоке России; — крестный ход по Центральной России и Республике Беларусь, путь которого завершается 14 ноября в городе Городец, этот крестный ход начался в Давидовой пустыни в Подмосковье, охватил 38 городов Союзного государства России и Белоруссии. Перед вынесением ковчегов с мощами во всех храмах прошли богослужения, они были открыты для посещения всем верующими. На протяжении крестного хода каждому пришедшему поклониться святыне дарили на память о 800-летии святого князя Александра Невского его образок с Патриаршим благословением. В общей сложности в различных городах было роздано около миллиона икон. Проект реализован по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при организационной поддержке Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира. В ходе пребывания в различных епархиях представители фонда передавали в воскресные школы и библиотеки детские книги об Александре Невском. В ходе четырех крестных ходов было подарено порядка полутора десятков тысяч экземпляров книжной продукции. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221 года в городе Переславле-Залесском. С юных лет Александр прославился как великий воин и защитник Русской земли. В 1240 году в возрасте 20 лет он одержал победу над шведами на реке Неве, после чего народ назвал святого Александра Невским. В 1242 году после знаменитого сражения на льду Чудского озера русское войско под предводительством князя полностью разгромило крестоносцев.
В Санкт-Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.
И ларец с мощами святого Александра Невского бережно переносится из Свято-Троицкого собора в старейшую Александро-Невскую Благовещенскую церковь, куда и были принесены останки князя по велению императора Петра I. Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан. Святой Александр Невский занимает особое место как покровитель нашей страны и законной власти, как великий пример жертвенного служения народу. Александр Невский — князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны.