Обращаем Ваше внимание, что 5 марта 2024 г. в Госдуму был внесен новый законопроект о маркетплейсах, регулирующий их деятел. Депутатский закон сильно ограничивал в правах площадки и предполагал существенные послабления для продавцов.
Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола
Деятельность маркетплейсов урегулируют | Что случилось: Совет Федерации подготовил законопроект, ограничивающий открытие новых ПВЗ для маркетплейсов, которые занимают больше 25% от объёма всех онлайн-продаж за прошедший год. |
Новый проект о торговле через маркетплейсы внесен в Госдуму \ КонсультантПлюс | Депутат Гусев: поправки в законопроект о маркетплейсах защитят продавцов. |
На российских маркетплейсах появится обязательная «российская полка» | Что случилось: Совет Федерации подготовил законопроект, ограничивающий открытие новых ПВЗ для маркетплейсов, которые занимают больше 25% от объёма всех онлайн-продаж за прошедший год. |
Новый законопроект о маркетплейсах внесен в Госдуму | В Госдуму внесли законопроект, предусматривающий меры регулирования работы маркетплейсов, пишет РБК со ссылкой на документ. |
Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола
До этого ГПУ президента раскритиковало законопроект о маркетплейсах, в котором предложили запретить е-commerce площадкам собственные продажи товаров, если выручка компании превышает ₽150 млрд. Необходима доработка законопроекта о маркетплейсах — власти подготовили отзыв на инициативу депутатов. В компании Ozon считают, что законопроект о регулировании маркетплейсов ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей и мешает в борьбе с мошенничеством.
В Госдуму внесен законопроект о госрегулировании торговой деятельности маркетплейсов
Это противоречит самой бизнес-модели маркетплейсов, которые в итоге не смогут реализовать часть моделей продаж товаров, отмечается в письме. В пресс-службе Ozon заверили, что маркетплейс ведет с профильными ведомствами и депутатами диалог, который позволит учесть все риски от текущей версии законопроекта. Масштаб рынка предопределяет необходимость сложной и качественной дискуссии о правилах его работы, убежден Алембаев. Репортаж Рост маркетплейсов и цифровой иммунитет: как развивается антимонопольное регулирование Но предложенные поправки не только отстают от уровня развития экономических отношений и потребностей рынка, но и угрожают существованию бизнес-модели товарных агрегаторов, считает Денис Косенков, партнер Косенков и Суворов Косенков и Суворов Федеральный рейтинг. Проект действительно содержит специфические правила и ограничения для владельцев всех маркетплейсов, соглашается с коллегой старший юрист антимонопольной практики Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. Эксперт вспоминает: ФАС давно пыталась отрегулировать работу маркетплейсов.
В июле этого года, например, закон о защите конкуренции дополнили понятием «цифровая платформа», ввели критерии наличия у таких платформ рыночной власти и правила анализа товарных рынков. В то же время поправками вводится понятие маркетплейса, которое просто детализирует определение цифровой платформы, и презюмируется наличие у маркетплейса рыночной власти независимо от его оборота и других характеристик, обратила внимание Кот. Инициаторы законопроекта считают, что маркетплейс во всех случаях выступает сильной стороной правоотношений. Мария Кот Но для вывода о наличии у маркетплейса рыночной власти сначала нужно установить некоторые условия. Например, его годовая выручка должна превышать 2 млрд руб.
При этом законопроект чрезмерно ограничивает права всех владельцев маркетплейсов независимо от их масштаба и реальной возможности влиять рынок, констатирует эксперт.
Контроль за его соблюдением планируется возложить на ФАС России. Читайте также:.
В Ozon считают, что этот пункт носит дискриминационный характер и ограничивает конкуренцию: подобные ограничения не действуют для традиционного ритейла и компаний, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Запрет может привести также к ухудшению клиентского опыта , ведь маркетплейсы продают товары собственных торговых марок в исключительных случаях, например, если подобных позиций недостаточно от других продавцов, пишет Беляков. Нарушение прав потребителей Пункт о списании штрафных санкций со счетов продавцов и владельцев ПВЗ при наличии их письменного разрешения может привести к нарушению прав потребителей, так как санкции в основном касаются некачественных и контрафактных товаров, сумм за товары для возврата, нарушений продавцами законодательных норм, отмечают в Ozon. Вместо этого компания предлагает ввести процедуру обязательного предупреждения маркетплейсом о списании средств с указанием причин.
Об этом сказал глава экономического комитета Совета федерации Андрей Кутепов на встрече руководства верхней палаты парламента со статс-секретарями - замминистрами. Он же предложил вице-премьеру Дмитрию Григоренко поручить проанализировать этот рынок и подключить федеральные ведомства к работе над документом. Однако уже нужно обратить внимание и на другие сегменты.
В Госдуме предложили запретить платный возврат на маркетплейсах
Поводом для законопроекта стали скандалы, которые в 2022—2023 годах произошли из-за действий маркетплейсов по отношению к партнерам и клиентам. Закон о маректплейсах, который должен отрегулировать работу крупных торговых интернет-площадок, таких как Wildberries, OZON, "", может пройти три чтения уже до конца года, а вступить в силу с 1 сентября 2024 г. Руководители маркетплейсов предлагают не. Поводом для законопроекта стали скандалы, которые в 2022—2023 годах произошли из-за действий маркетплейсов по отношению к партнерам и клиентам. Законопроект запрещает площадкам взимать деньги за возврат товаров, ужесточает требования к маркетплейсам и даже пытается разделить их на две категории — агрегаторы сведений о товарах и маркетплейсы, реализующие собственную продукцию. Обращаем Ваше внимание, что 5 марта 2024 г. в Госдуму был внесен новый законопроект о маркетплейсах, регулирующий их деятел. Законопроект существенно изменяет сложившиеся отношения между маркетплейсами и их партнерами и предлагает.
Регулирующий деятельность маркетплейсов законопроект внесен в Госдуму
Правительство выступило за доработку законопроекта о маркетплейсах | Второй законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов не получил одобрение властей страны, пишут «Известия». |
Закон о финансовом маркетплейсе принят Государственной Думой РФ | Банк России | Информация о законопроектах и законах по субъектам права законодательной инициативы. |
Империи под ударом: перед маркетплейсами замаячили новый закон и старые проверки | 5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое регулирование деятельности маркетплейсов. |
Законопроект о маркетплейсах планируют рассмотреть в первом чтении в мае
Как антимонопольный закон поможет селлерам Эксперты считают, что закон приняли по следам мартовского конфликта Wildberries с владельцами ПВЗ, когда площадка решила штрафовать предпринимателей на полную стоимость товара, если покупатель возвращает брак или в посылке был другой товар. Предприниматели стали бастовать, закрывать ПВЗ, а проблема стала настолько шумной, что ее обсудили в Госдуме, а в итоге появился новый антимонопольный закон. На бумаге все довольно позитивно и селлеры становятся более защищенными. Все-таки, когда маркетплейсы стали главными торговыми площадками в e-commerce, то многие селлеры жаловались, что у них не так много прав, а сами площадки особо не идут на диалог. Особенно это касается Wildberries, где в течение недели могут несколько раз поменяться правила. Выделим 2 пункта, которые особенно пригодятся селлерам: Запрет дискриминации. Площадки могут выставлять для товаров завышенные требования, которые могут выполнить не все продавцы. Если селлер считает, что требования избыточные, то может подать жалобу в ФАС. Запрет установки предельной цены.
Некоторые площадки сами выступают продавцами товаров. Понятно, что у них больше возможностей продвинуть собственные позиции. И они могут вынуждать селлеров продавать по невыгодным ценам, а закон это отменяет. Государство давно обратило внимание на маркетплейсы. Сначала чиновники пытались прекратить продажу подделок на площадках. Но пока непонятно, насколько успешно действует это правило, так как в сети есть много мнений, что поддельные товары, как продавали так и продают.
Надеемся, что новый закон будет работать в реальности и продавцы получат настоящую защиту со стороны от государства. Но это будет более-менее понятно к концу 2023 года, когда закон будет работать 4 месяца. Коротко для предпринимателя 1 сентября 2023 года вступает в силу новый антимонопольный закон, который регулирует работу маркетплейсов.
В качестве варианта решения проблемы предлагается рассмотреть прямую коммуникацию между потребителями и продавцами непосредственно на площадке. РБК направил запросы в Минпромторг, Минцифры, Минэкономразвития и другие ведомства, участвовавшие в подготовке отзыва. На какой ещё доработке настаивает бизнес? Представители отрасли настаивают на необходимости дальнейшей проработки законопроекта.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил, что в отзыве правительства учтены существенные замечания отрасли, но указал на необходимость доработки пункта о регулировании оферты: «Жёсткие рамки изменений, изначально направленные на замедление роста цен, по сути, приведут к невозможности своевременного запуска акций, рекламных и финансовых продуктов для продавцов, а также новых мер поддержки малого и среднего бизнеса». По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ Артёма Соколова, предложение правительства установить особые условия внесения изменений в договор «требует очень тщательной проработки, поскольку потенциально содержит в себе те же риски, что и предложение первой версии законопроекта о запрете изменения оферты один раз в год». По словам ещё одного источника РБК на рынке цифровых платформ, расширение ответственности площадок за качество товара может привести к тому, что маркетплейсы будут требовать от продавцов больше документов, подтверждающих качество и проводить больше проверок. А для малых онлайн-предпринимателей может и вовсе закрыться доступ к каналу продаж», — говорит собеседник РБК. Сергей Беляков отметил, что требование расширить ответственность за некачественный товар «убивает модель маркетплейса как агрегатора товаров сотен тысяч различных продавцов».
Жители малых и удалённых сёл и городов обрадуются: пунктов выдачи у них может и не быть. Но не факт, что это забота о людях. Это также может быть частью мер по финансовому оздоровлению «Почты России». Чиновники планируют, что госкомпания сможет доставлять товары с маркетплейсов в любые уголки страны. Для продавцов и маркетплейсов такая вариативность — лишние расходы, а в крупных городах собственная логистика маркетплейсов работает куда быстрее почты.
Маркетплейс взымает деньги с продавцов, а продавцы — с покупателей. Это всё ваши личные деньги. Может быть, штрафы для продавцов станут меньше, но не исключено, что штрафовать станут чаще: по новым правилам маркетплейсы должны «обеспечивать соразмерность санкций, налагаемых на продавцов и или владельцев пунктов выдачи заказов, выявленному нарушению положений договора». Кто и как будет оценивать «соразмерность» — закон умалчивает. Проверка маркетплейсами продавцов и покупателей Депутаты хотят нагрузить маркетплейсы функциями надзорных органов. Торговые площадки должны будут досконально проверять документы продавцов и собственников пунктов выдачи, чтобы у них было открыто юрлицо, ИП или хотя бы самозанятость. Так власти пытаются вывести электронную коммерцию из тени и увеличить сборы налогов. Также власти обяжут маркетплейсы проверять возраст покупателя при обращении к карточке товара, продажа которого запрещена несовершеннолетним.
Власти раскритиковали еще один законопроект о маркетплейсах
Что случилось: Совет Федерации подготовил законопроект, ограничивающий открытие новых ПВЗ для маркетплейсов, которые занимают больше 25% от объёма всех онлайн-продаж за прошедший год. Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится несколько законопроектов, регулирующих деятельность маркетплейсов. Законопроект вызвал возражения у маркетплейсов, которые увидели в нем угрозу бизнес-модели. Законопроект о регулировании работы маркетплейсов готовится в Совете Федерации. Законопроект также устанавливает запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 млрд. руб., если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе. Минпромторг подготовил отзыв на законопроект Госдумы о регулировании деятельности маркетплейсов, в котором предложил смягчить ряд требований.
Процесс запущен. В мае Госдума может рассмотреть новый закон о маркетплейсах
Законопроект о регулировании работы маркетплейсов готовится в Совете Федерации. Законопроект о маркетплейсах вызвал дискуссии между депутатами и продавцами. По новым законам маркетплейсы не смогут требовать от продавцов эксклюзивных прав на реализацию. В Госдуму РФ 5 марта 2024 года внесен законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов Читайте последние новости в ленте на сайте New Retail.
Империи под ударом: перед маркетплейсами замаячили новый закон и старые проверки
Первая содержит универсальные требования, которые едины для всех агрегаторов информации о товарах. Для второй группы предусмотрены более жесткие ограничения, направленные на защиту рынка от монополизации, — например, в части запретов на включение в договор условий об отказе от конкуренции, о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязыванию определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов и т. Документом также установлен правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, очерчен круг их прав и обязанностей. К примеру, продавцы и владельцы пунктов выдачи заказов смогут обращаться к владельцу маркетплейса с письменным требованием о предоставлении мотивированного обоснования применения мер ответственности за нарушение договора с указанием оснований и продолжительности их применения.
В свою очередь, по мотивированному требованию владельца агрегатора они должны будут и сами предоставлять информацию о товаре, в том числе необходимую для ответа на обращения третьих лиц. Согласно инициативе, органом, уполномоченным на осуществление госконтроля надзора за соблюдением соответствующих требований, должна стать ФАС России.
Однако в ГПУ президента отметили, что «оснований для поддержки законопроекта не усматривается». Также было указано, что документ «характеризуется низким качеством юридической техники». Еще материалы.
Например, то, что маркетплейсы обязаны обеспечивать достоверность информации о товарах. Кроме того, маркетплейсы обязаны идентифицировать владельцев ПВЗ и продавцов. Правда не совсем понятно, что делать, если продавцом является лицо, зарегистрированное за пределами России. Как ему тогда предъявишь претензии? В общем, похоже, вопросов еще слишком много. И законопроект явно будут дорабатывать. Но то, что государство уже не отпустит хватку, — факт. Поэтому MSK1.
RU и спросил экспертов, а какие сейчас вообще главные проблемы, с которыми сталкиваются селлеры продавцы и покупатели на Wildberries, Ozon. И вообще, нужен ли для решения этих проблем отдельный закон?! Потребитель сам виноват? Полина Гусятникова, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners: — Отдельного закона, регулирующего деятельность маркетплейсов, как я считаю, и не требуется. Все законодательные основы перечислены в Гражданском кодексе, законах «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции». Этого более чем достаточно. Основные моменты, которые чаще всего вызывают конфликтные ситуации, связаны не с отсутствием специализированной законодательной базы, а с тем, что отдельные категории граждан особенно пожилые люди , не понимают принципов взаимодействия покупателей с маркетплейсами. Они не понимают, что приобретают товар не у площадки, а у конкретного продавца, а площадка здесь является лишь посредником.
Маркетплейсы злоупотребляют своим размером Наставник для селлеров на маркетплейсах Мирослав Радкевич: — Законопроект и вообще в принципе регулирование рынка нужно и очень важно. Торговые площадки становятся сейчас уже супербольшими компаниями, которые обладают большим количеством пользователей, трафиком и начинают злоупотреблять своим положением. Селлер произвел товар или привез его импортировал, например, в страну , поставил на маркетплейс. И маркетплейс должен отвечать за движение этого товара. Человек, который отгружает товары на маркетплейс, он, грубо говоря, подписывается под сегодняшние условия.
Спиридонов, B. Гартунг, А. Кирьянов, C. Алтухов и А. И начали они с того, что дали развернутые определения всем участникам данного рынка: маркетплейсу, продавцам маркетплейса, владельцам пунктов, а также пунктам выдачи заказов и личному кабинету на маркетплейсе. Понятие покупателя в законах есть давно, и его не трогали. Поправки устанавливают права и обязанности всех сторон-участников процесса торговли, включая потребителей: «Ни действующие нормы отечественного законодательства, ни внутренние правила маркетплейсов не обязывают платформы электронной коммерции гарантировать достоверность представленных сведений о товаре, а также не предоставляют потребителю возможность выбора адресата предъявляемых претензий в случаях, если в силу недостоверной информации о товаре его потребительские права были нарушены. Настоящий законопроект восполняет данный пробел и вводит дополнительные гарантии защиты потребительских прав», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы законопроекта также указали на самовольства маркетплейсов в отношении бизнес-партнеров, что приводит к печальным последствиям.
Купить товар на маркетплейсе скоро станет проще, но дороже
Законопроект существенно изменяет сложившиеся отношения между маркетплейсами и их партнерами и предлагает. Законопроект существенно изменяет сложившиеся отношения между маркетплейсами и их партнерами и предлагает. В ходе обсуждения представители Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркета», AliExpress, производителей и поставщиков товаров предупредили о рисках для отрасли, которые несёт в себе новый законопроект. Депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату парламента законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов. В Госдуму был внесён законопроект, нацеленный на регулирование деятельности маркетплейсов. Уже второй законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов не нашел поддержки властей.
Что еще почитать
- Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»
- В Госдуме настаивают на скорейшем принятии закона о регулировании маркетплейсов - МК
- Комитет СФ поддержал законопроект о госрегулировании работы маркетплейсов
- Оставляйте реакции
- Что говорят в Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете»
- В Госдуме объяснили смысл поправок в законопроект о маркетплейсах
Власти не поддержали новый законопроект о маркетплейсах
Предлагаемые нововведения изменяют схему взаимодействия маркетплейсов с партнерами и потребителями, однако стоит признать, что пока Законопроект выглядит недоработанным и может привести к негативным последствиям для рынка: из Законопроекта не вполне ясно, как именно будет работать запрет на изменение условий договора чаще раза в год, если договор заключен на срок меньше года. Так, после истечения срока действия договора маркетплейсы смогут предлагать дальнейшее сотрудничество по новым договорам с уже иными условиями; не урегулирован вопрос прекращения договоров, поэтому маркетплейс будет вправе предусмотреть возможность отказаться от исполнения договора, если контрагент отказывается от изменения его условий; предусмотренная возможность блокировки личных кабинетов продавцов и операторов ПВЗ только в случае неправомерного доступа третьих лиц не позволит заблокировать кабинеты при их неправомерном использовании самими владельцами; запрет взимания штрафов без согласия партнера существенно увеличит издержки на их взыскание, а также увеличит нагрузку на судебную систему; ограничение права крупных маркетплейсов самостоятельно продавать товары может привести к существенному снижению инвестиций в их развитие. Более реалистичным видится установление возможности привлечения владельца маркетплейса к ответственности, если он злоупотребляет своим положением на своем же маркетплейсе; возложение на маркетплейсы дополнительной обязанности по перепроверке информации, предоставленной самими продавцами, не сможет эффективно защитить потребителя, когда продавец продает товар напрямую со своего склада, поскольку маркетплейсы физически не смогут гарантировать соответствие такого товара информации, размещенной на маркетплейсе; с учетом предлагаемого ограничения права маркетплейсов самостоятельно продавать товары, возложение на них новых обязанностей, аналогичных обязанностям продавца товара, является противоречивым, поскольку для их исполнения маркетплейсы должны иметь собственные запасы, например для замены бракованного товара на товар надлежащего качества. Таким образом, на данный момент предлагаемые Законопроектом положения не только не устраняют существующие проблемы, но и создают ряд новых. Остается надеяться, что Законопроект будет доработан в ходе его предстоящего рассмотрения Госдумой.
RU - Общественники раскритиковали намерение депутатов возложить ответственность за товары на маркетплейсы, поскольку они всего лишь представляют продукцию на своей площадке. Организация уверена, что такая обязанность несправедлива: договоренности с потребителем не исполняет именно продавец, а третье лицо, в данном случае агрегатор, не может отвечать за продукцию. Ведь торговые онлайн-площадки не закупают его у производителей, их вообще не связывают никакие отношения - это ключевое значение. В обычной торговле система немного другая.
Крупнейшие российские маркетплейсы, кстати, давно работают за рубежом. Законопроект призван облегчить взаимоотношения самого маркетплейса торговой площадки , конкретных продавцов селлеров , покупателей и владельцев пунктов выдачи заказов ПВЗ. Правда очень многими положениями законопроекта бизнес недоволен. Ну, например, чтобы в нем не было запрета на платный возврат товаров или ограничений на торговлю продовольственными товарами. Платный возврат — это вовсе не «доилка» для покупателей, а разумный способ защититься от мошенников, шопоголиков, да от недобросовестной конкуренции, в конце концов. Покупатель может просто заказать крупную партию товара, чтобы помешать конкуренту быстро продать свою продукцию. А запрет на продажу продуктов питания — это вообще удар по конкуренции. И в их прогнозы охотно верится: всё больше людей выбирают интернет-магазины не только из-за удобства и большого ассортимента, но и из-за дешевизны. Впрочем, многие положения законопроекта устраивают и покупателей, и малый бизнес. Например, то, что маркетплейсы обязаны обеспечивать достоверность информации о товарах. Кроме того, маркетплейсы обязаны идентифицировать владельцев ПВЗ и продавцов. Правда не совсем понятно, что делать, если продавцом является лицо, зарегистрированное за пределами России. Как ему тогда предъявишь претензии? В общем, похоже, вопросов еще слишком много. И законопроект явно будут дорабатывать. Но то, что государство уже не отпустит хватку, — факт. Поэтому MSK1. RU и спросил экспертов, а какие сейчас вообще главные проблемы, с которыми сталкиваются селлеры продавцы и покупатели на Wildberries, Ozon. И вообще, нужен ли для решения этих проблем отдельный закон?! Потребитель сам виноват? Полина Гусятникова, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners: — Отдельного закона, регулирующего деятельность маркетплейсов, как я считаю, и не требуется.
Поэтому для «недопущения злоупотреблений правом сильной стороны», что «затрагивает не менее 150 тыс. Вот основные дополнения законодательства PDF с текстами дополнений в законы можно скачать здесь : Владелец маркетплейса обязуется предоставлять сведения об условиях договоров, размещая их на сайте маркетплейса. Условия договоров могут пересматриваться не чаще одного раза в год с уведомлением пересмотра условий за 30 календарных дней. Владелец маркетплейса может списывать денежные средства со счетов продавцов товаров и владельцев ПВЗ только при наличии их письменного распоряжения на это. О наложении штрафов маркетплейс должен уведомлять продавцов и ПВЗ письменно, с объяснением причин наложения штрафа. Владелец маркетплейса не вправе ограничивать доступ к личному кабинету продавца товара на маркетплейсе и владельца ПВЗ. Вносить изменения в информацию, содержащуюся в личных кабинетах, могут только продавец товара на маркетплейсе и владелец ПВЗ. Владелец маркетплейса с совокупной выручкой более 150 млрд руб. А дальше отношения между маркетплейсами, продавцами, ПВЗ и покупателями будут регулироваться по обстоятельствам — в упрощенном и оперативном порядке, так как законопроект предусматривает еще вот такую правку: «Правительство Российской Федерации будет вправе издавать правила, обязательные при взаимодействии владельцев маркетплейсов , продавцов товаров на маркетплейсе и владельцев ПВЗ».