Последствия взрыва в московском метро в 1977 году. Первый взрыв потряс состав электропоезда в метро на перегоне между станциями Измайловская и Первомайская в 17:31. Утром 11 октября в Москве столкнулись два поезда на станции метро "Печатники". Корреспонденту удалось пообщаться с очевидцем Александром Копыловым, который оказался на станции метро в тот самый злополучный момент. Главная» Новости» Крупным планом» Взрывы в московском метро унесли десятки жизней.
Россию снова взорвали. Страстная неделя началась с терактов в московском метро.
Пока сведения о численности раненых, их именам и распределении по больницам уточняются. Минздравсоцразвития РФ обнародовало сведения, что при взрывах ранены 64 человека, 8 находятся в крайне тяжелом состоянии, 2 - в тяжелом состоянии, 26 человек - в состоянии средней тяжести, 6 - в удовлетворительном состоянии. Ранее МИД Армении ошибочно сообщил , что среди погибших есть двое граждан этой страны: Асмик Мелкумян 1973 года рождения и Левон Хачатрян 1982 года рождения.
Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта.
И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно.
В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал.
Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали.
Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал.
RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда.
А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров.
Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше.
После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой».
Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала.
Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть.
Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности.
Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс».
Дослужился до звания генерал-майора, был удостоен многих государственных наград Советского Союза и других стран. Следы ведут в Ереван Вадим Николаевич оставил мемуары, в которых рассказал о своей нелегкой работе. Есть в книге фрагмент и о том, как он и его товарищи расследовали теракты в Москве. Для этого снималась даже обшивка вагона метро, в котором была взорвана бомба, с тем, чтобы найти застрявшие в ней осколки. Поскольку третья по счету бомба взорвалась в чугунной урне на улице 25 Октября, весь заряд, как из жерла пушки, взлетел вверх и упал на крышу находившегося рядом Историко-архивного института; пришлось убрать с крыши весь снег в спецкоробки, затем растопить его и собрать таким образом дополнительные улики».
Расследование было долгим, трудным, но улик было собрано немного. Правоохранителям порой приходилось хвататься почти в прямом смысле за соломинки. Вот лишь некоторые детали следствия. На месте взрыва в метро нашли холщовую сумку из искусственной кожи. Специалисты выяснили, что она была изготовлена на одной из фабрик Горьковской области. На дне той сумки лежал «Советский спорт». И потому оперативникам пришлось проверить — негласно, разумеется,! Не всех, конечно, а лишь тех, которые могли иметь отношение к взрывам. Для корпуса взрывного устройства террористы использовали обыкновенную чугунную утятницу.
Оказалось, что подобная утварь выпускалась в Харькове, но потом расходилась по всей территории Союза. Криминалисты, исследовавшие следы сварки бомб, выяснили, что они произведены специальным электродом, который используется только в оборонной промышленности. И потому следователи предположили, что преступники «сотрудничают» с одним из оборонных предприятий. При проведении обыска у подозреваемого по этому взрыву Платова изъяли часы с приваренными к ним проводками, как это имело место в часовых механизмах, использованных преступниками в бомбах, взорванных в Москве…». Следователи работали и в районах, «где процветали националистические тенденции. Это — бандеровские и армянские националисты, литовские экстремисты, последователи грузинских меньшевиков. В конце концов, следы привели сотрудников секретных служб в Ереван. Следователи спешили, ибо чувствовали, что их «подопечные» готовят новое преступление. Не ошиблись — в октябре 1977 года террористы намеревались взорвать три бомбы на Курском вокзале… Окрик из Москвы Террористы, увидев милиционеров, проверяющих документы, поспешно ретировались из зала ожидания, оставив сумку с бомбой.
В нее заглянул один из пассажиров и, увидев часы и горящую лампочку тумблера, поднял тревогу. Сумку доставили в отделение милиции, и взрывное устройство обезвредили. Что же касается террористов, они бежали так поспешно, что бросили не только сумку, но и свои куртки, шарфы и шапки-ушанки, на которой были обнаружены несколько черных вьющихся волосков. Немного позже в поезде «Москва — Ереван» были задержаны владельцы имущества — рабочий Акоп Степанян и художник Завен Багдасарян. Их этапировали в столицу Армении, где допросили.
По предварительным данным, в результате взрыва погибли 30 человек, более 30 получили серьезные ранения, у многих ожоги и переломы. Число пострадавших в результате взрыва достигло 150 человек. К месту взрыва стянуты дополнительные силы спасателей и 50 машин скорой помощи.
20 лет теракту в московском метро: как живут пострадавшие сейчас
27 апреля 2010 года «РИА Новости» сообщило о том, что террорист, предположительно причастный к взрывам в московском метро, был ликвидирован 26 апреля в Хасавюртовском районе Дагестана. Последствия взрыва в московском метро в 1977 году. Лента новостей. Взрывы в московском метро Сегодня в 07.56 мск. прогремел взрыв на станции метро «Лубянка». Последний оставшихся в живых организаторов взрывов в московском метро получил пожизненный срок.
Десять лет назад в московском метро были взрывы. Что изменилось за это время
Движение автотранспорта по улицам в окрестностях станции "Автозаводская" перекрыто. Эвакуация пассажиров из тоннеля продолжается. Такой вывод сотрудники управления внутренних дел делают со слов первых спасенных из тоннеля. Количество жертв и пострадавших неизвестно.
По словам очевидца, в результате взрыва произошло возгорание, но огонь был быстро ликвидирован. В вестибюле станции метро "Коломенская" взорвался газовый баллон, - сообщил представитель метрополитена, передает РИА Новости. Читайте нас в.
RU удалось пообщаться с очевидцем Александром Копыловым, который оказался на станции метро в тот самый злополучный момент. По словам Александра, он успел забежать в третий с конца вагон метро, двери закрылись, после чего произошел сильный хлопок и вагон подбросило. После этого пассажиры нажали кнопку экстренной связи и сообщили о ЧП.
При этом, никакой паники среди граждан не было.
Погибли 13 человек, 61 человек ранен. Самодельное взрывное устройство мощность 800 граммов в тротиловом эквиваленте было начинено винтами и шурупами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном. Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжелую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка сыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, примененного спецназом при штурме, в сочетании с тяжелыми условиями, в которых находились заложники трое суток в сидячем положении практически без еды и воды.
Погибло 16 человек, около 50 ранено.
По последним данным в результате двух взрывов в московском метро погибли 34 человека
Пассажиров не предупреждали о вероятности террористического акта и не просили покинуть состав. Около 10 минут поезд стоял на станции метро "Кропоткинская". Наконец, когда состав прибыл на станцию метро "Парк культуры" прогремел мощный взрыв во втором вагоне поезда. Рассказ очевидца противоречит данным следствия, которое сообщало, что взрывное устройство находилось в поезде, следующем в сторону станции "Улица Подбельского". Мощность взрыва на станции метро "Лубянка" составила около двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Основная версия произошедшего — действие террориски-смертницы. Уголовное дело возбуждено по статье 205 УК РФ «терроризм».
Движение по Замоскворецкой линии в районе трагедии остановлено. Красноярские метростроевцы узнали о трагедии из выпусков новостей. По их словам, террористы знали, что делают и рассчитывали на максимальное число жертв.
Чем ближе к началу состава происходит взрыв - тем больше жертв. Зазор между обшивкой тоннеля и поездом небольшой, сразу создается пробка, оставшиеся вагоны двигаются, получается сильный удар. За последние 10 лет это уже пятый терракт в столичном метро. Тогда обошлось без погибших. Тогда пострадало 20 человек.
Непосредственным же исполнителем теракта стал смертник Анзор Ижаев, который пронес в рюкзаке в вагон метро взрывное устройство весом почти 19 килограммов с поражающими элементами — болтами и гайками. Этот теракт стал поводом для усиления мер безопасности в московском метро, после него вагоны и станции метро стали снабжать камерами видеонаблюдения, а на входах устанавливать металлоискатели. Цветы в память о жертвах Фото: MSK1.
RU О терроризме вспоминают все реже Увы, приходится констатировать, что за время, прошедшее с тех пор, эта и другие подобные даты по понятным причинам уже не вызывают былых эмоций. Да и сам терроризм, который считался чуть ли не главным проклятьем наступившего 21-го века, таковым в России быть перестал. А ведь еще недавно наша страна 3 сентября каждого года дружно отмечала День солидарности в борьбе с терроризмом. В этот день в России принято вспоминать и все другие многочисленные теракты, произошедшие в Москве, Волгограде, Буденновске, Волгодонске, Чечне и других городах и регионах страны. Тут любопытно то, что несмотря на то, что исполнителей этих преступлений и называют террористами, на деле, это самые обыкновенные убийцы, вдохновлявшиеся самыми разными мотивами, в детали которых, как правило, следствие в таких случаях не входит. Наименование же терроризм дан этому явлению исключительно для удобства. В столице России по этому поводу можно вспомнить много чего. Вот только краткий трагический перечень терактов, произошедших в Москве в период террористического разгара с конца 1990-х по конец 2000-х годов.
Жилой дом на улице Гурьянова. Жилой дом на Каширском шоссе. Подземный переход под Пушкинской площадью. Захват заложников в Театральном центре на Дубровке. Тушинский аэродром, где проходил рок-фестиваль «Крылья». Вход в гостиницу «Националь» на Моховой улице. Поезд метро на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Площадь у станции метро «Рижская».
Судебные заседания по делу о серии взрывов в Москве, Воронеже и Краснодаре проходили в Московском городском суде с 7 ноября 2006 года [63] по 2 февраля 2007 года [55]. Уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме, поскольку некоторые его материалы были засекречены [63]. На предварительных слушаниях в конце октября 2006 года бывший пристав Шаваев поначалу намеревался ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных [62]. Позднее он отказался от этой идеи и вместе с Панарьиным и Хубиевым просил передать судебное разбирательство в ведение профессионального судьи [63]. Председателем процесса над террористами стал судья Владимир Усов [55] , а доказательство их виновности было возложено на гособвинителя Александра Коблякова [56]. В конце декабря 2006 года, выступая на прениях с адвокатами террористов, государственный обвинитель настаивал на пожизненных сроках для Хубиева, Панарьина и Шаваева [55] , потому что после введённого Конституционным судом моратория им нельзя было назначить смертную казнь [64]. В ответ адвокат Тамбия Хубиева попросил судью смягчить наказание для его подзащитного, так как после ареста Хубиев охотно давал показания, идя на сотрудничество со следствием, а также полностью признал свою вину во вменяемых ему преступлениях.
Максим Панарьин согласился на частичное признание вины, взяв на себя ответственность за нарушение четырёх статей Уголовного кодекса, и вместе со своим адвокатом пожелал, чтобы его оправдали по всем остальным. Мурат Шаваев настаивал на своей непричастности к терактам, требуя снять с него все обвинения [64]. На заключительном перед вынесением приговора заседании Мосгорсуда, прошедшем 9 января 2007 года, обвиняемые получили возможность выступить перед пострадавшими в терактах людьми. Хубиев обратился с соболезнованиями к семьям погибших и заявил о раскаянии в содеянном, добавив, что после теракта в Беслане ему удалось осознать «всю пагубность терроризма» [65]. Панарьин в свою очередь подчеркнул, что изготавливал бомбы лишь вынужденно, а не по собственной воле. На предварительном следствии он говорил, что сообщники принудили его участвовать в подготовке взрывов, угрожая расправой над семьёй Панарьина в случае его отказа повиноваться [62]. В январе 2007 года Максим Панарьин начал утверждать, что стать террористом его вынудила нехватка средств к существованию: он не смог найти работу в Москве, и поэтому, чтобы заработать денег, решил собрать взорванную у метро «Рижская» бомбу [56].
После этих слов родственники жертв теракта набросились на подсудимых, попытавшись избить их прямо во время заседания [66] [56]. Приговор[ править править код ] 2 февраля 2007 года судья Владимир Усов вынес приговор террористам: все трое обвиняемых должны были провести всю оставшуюся жизнь в колонии особого режима [55]. Хубиев и Шаваев, организовавшие взрывы у станций метро «Автозаводская» и «Рижская», оба получили два пожизненных срока — по одному за каждый из этих терактов [55]. Панарьин был приговорён к пожизненному лишению свободы за подготовку теракта у метро «Рижская» [55]. Вдобавок к пожизненным срокам Шаваева приговорили ещё к 100, Хубиева — к 150, а Панарьина — к 200 годам тюремного заключения по остальным статьям обвинения [55]. Кроме того, по приговору суда террористы должны были выплатить пострадавшим в теракте свыше 7 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда [55] изначальная сумма, которую требовали 12 потерпевших, составляла 36 миллионов 200 тысяч рублей [64]. Обжалование приговора, новые судебные разбирательства[ править править код ] Осуждённые террористы посчитали вынесенный им приговор слишком суровым и через своих адвокатов подали кассационные жалобы в Верховный суд , стремясь добиться либо полной отмены приговора, либо смягчения наказания [67] [68].
Шаваев полагал, что его виновность в суде доказана не была, а Хубиев был не согласен с тем, что в составе организованной преступной группы он совершил убийство «с особой жестокостью», и просил убрать эту формулировку из приговора. Панарьин указывал на своё содействие в расследовании терактов и наличие у него малолетнего ребёнка как на достаточные основания для смягчения меры наказания [68]. В конце августа 2007 года сотрудники Верховного суда отказали террористам в обжаловании приговора, оставив вердикт судьи Усова практически без изменений: из его текста была исключена лишь статья 327 «Подделка документов» , так как на момент вынесения приговора срок давности по этому преступлению уже истёк [67]. Не добившись пересмотра приговора в Верховном суде, адвокаты террористов объявили о намерении составить иск в Европейский суд по правам человека [67]. В 2010 году жалобу в Страсбург направила правозащитная организация «Правовая инициатива». По мнению её сотрудников, при рассмотрении гражданского иска к Мурату Шаваеву о возмещении морального вреда была нарушена статья 6 Европейской конвенции по защите прав человека «Право на справедливое судебное разбирательство» , так как ни Шаваеву, ни его адвокату не дали присутствовать на судебном заседании. В июле 2016 года ЕСПЧ посчитал жалобу обоснованной и постановил выплатить Мурату 1500 евро в качестве компенсации [69].
В 2016—2017 годах Тамбий Хубиев и Максим Панарьин были осуждены Шатойским районным судом за нападение на псковских десантников во время боя у высоты 776 в феврале — марте 2000 года. Обоих террористов приговорили к 13 годам лишения свободы, однако с учётом ранее совершённых ими преступлений мера наказания была заменена на пожизненное заключение в колонии особого режима [70] [71]. В августе 2022 года Веденский районный суд приговорил Панарьина к пожизненному заключению за участие в нападении на колонну пермского ОМОНа у Джани-Ведено 29 марта 2000 года [72]. Иск Киселёвых к правительству Москвы[ править править код ] В марте 2004 года в Тверской суд г. Москвы был подан иск к городскому правительству от семьи одной из жертв теракта на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая». Несовершеннолетний сын и престарелые родители погибшей Натальи Киселёвой — руководительницы юридического отдела в Центризбиркоме — просили мэрию возместить им материальный и моральный ущерб, причинённый утратой единственного кормильца. Истцы оценивали сумму компенсации морального вреда в 1 миллион долларов, а материального — в 110 тысяч рублей, и добивались назначения новых пенсий для всех членов семьи.
Чиновники мэрии потребовали от 60-летних пенсионеров доказать, что произошедший в вагоне метро взрыв действительно был терактом [73]. После того, как родители Киселёвой предоставили все необходимые документы [74] , Тверской суд назначил семье дополнительные пенсии и распорядился выплатить Киселёвым 110 тысяч рублей на компенсацию материального ущерба, однако в возмещении морального вреда им было отказано [73]. Ужесточение антитеррористического законодательства[ править править код ] После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии « Единая Россия » внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты [75]. Предложенные парламентариями поправки к статье 205 «Терроризм» Уголовного кодекса предусматривали увеличение максимального срока наказания за попытку теракта до 12 лет, а за те же действия, совершённые в составе организованной группы — до 20 лет тюремного заключения. При наличии отягчающих обстоятельств, таких как посягательство на объекты атомной энергетики , террорист мог провести в тюрьме до 25 лет или получить пожизненное заключение [76]. Поправки к статье 205 УК РФ были приняты Госдумой в третьем чтении 25 июня 2004 года: в новой редакции статьи 205 минимальный тюремный срок за акт терроризма составлял 20 лет, а если теракт повлёк за собой тяжёлые последствия, мера наказания могла быть заменена пожизненным лишением свободы. Одновременно с этим депутаты одобрили изменения в статье 57 Уголовного кодекса «Пожизненное лишение свободы» : пожизненное заключение было названо наказанием, предусмотренным за особо тяжкие преступления, угрожающие жизни людей и направленные против безопасности общества [77].
Новые меры безопасности в московском метро[ править править код ] Теракт 6 февраля 2004 года стал поводом для усиления мер безопасности в московском метро [78]. В марте 2004 года начальник метрополитена столицы Дмитрий Гаев объявил о намерении властей оснастить видеокамерами все вагоны курсирующих в метро поездов. На переоснащение подвижного состава, которое поначалу планировалось завершить уже к 2006 году, было выделено 2 с половиной миллиарда рублей; однако по состоянию на 2009 год, согласно МВД России, лишь в 469 из 4500 вагонов имелась система видеонаблюдения [79]. В течение года после взрыва камеры слежения появились на всех платформах станций столичного метро, а на их входах с 2006 года предполагалось начать устанавливать металлоискатели [80]. Была разработана новая система многосторонней связи между следившими за порядком в метро сотрудниками УВД [81] , чья численность к 2006 году увеличилась втрое [80]. Для координации их действий с весны 2005 года стал функционировать Ситуационный центр, где анализировалась информация о случавшихся в метрополитене происшествиях [82]. Она стала поступать и от пассажиров, выходивших на связь с дежурными Ситуационного центра через установленные на станциях колонны экстренного вызова [83].
Память[ править править код ] Мемориал жертвам теракта на станции метро «Автозаводская»[ править править код ] В феврале 2004 года тысячи москвичей посетили станцию «Автозаводская», чтобы почтить память погибших [84]. Возле выхода к Дворцу культуры ЗИЛа возник импровизированный мемориал [84] , куда люди приносили цветы, свечи и иконы [85]. Ровно через год после взрыва на стене станции была открыта мемориальная доска, на которой высечена 41 фамилия — по числу людей, ставших жертвами теракта 6 февраля 2004 года [86]. В 8:32 — время взрыва в вагоне поезда — радиодинамики во всём метро были отключены [86] , а машинисты поездов, следовавших по Замоскворецкой линии, дали продолжительный гудок в знак памяти о погибших пассажирах [87]. Эта традиция соблюдалась на траурных мероприятиях в годовщину теракта и в дальнейшем [66]. Награждение участников спасательной операции[ править править код ] Пассажирам метро, вместе с подполковником МЧС Сергеем Кавуновым оказавшим помощь раненым во взорванном вагоне поезда, вручили медали и нагрудные знаки; сам Кавунов был удостоен ордена Мужества [8]. К той же награде был представлен машинист поезда Владимир Горелов [88] , которому, несмотря на полученную после взрыва контузию , удалось не только предотвратить панику среди пассажиров, но и быстро организовать их эвакуацию на ближайшие станции метро [5].
После теракта Горелов вернулся на работу и продолжил водить поезда на Замоскворецкой линии метрополитена [5]. В культуре[ править править код ] В ноябре 2005 года в Театрально-культурном центре «На Страстном» был поставлен спектакль режиссёра Валюса Тертелиса «Рыбы-не-мы», основанный на событиях 6 февраля 2004 года [91]. Главные герои постановки — простые жители Москвы, которых играли актёры Александр Усов и Наталья Мотева — в ходе сюжета знакомятся друг с другом в вагоне поезда, а затем погибают при взрыве. В духе жанра verbatim диалоги героев построены на отвлечённых рассуждениях о смысле жизни, которые сценарист спектакля Светлана Володина почерпнула из опросов среди молодёжи. Музыка к спектаклю «Рыбы-не-мы» была написана российской регги-группой Jah Division , чей вокалист Герберт Моралес исполнил заглавную песню на стихи поэта Иосифа Бродского , а также диджеем Романом Баланчиным.
15 самых страшных московских терактов
Серия взрывов в январе 1977 года вошла в историю как самый кровавый террористический акт советской эпохи в метро. Взрывы в метро произвели две террористки-смертницы По словам мэра Москвы, мощность взрывных устройств составила от 300 до 400 г в тротиловом эквиваленте, а жертвами терактов стали 32 человека. Спасатели МЧС выехали к станции метро "Коломенская" в Москве, чтобы проверить информацию о взрыве. Взрыв прогремел в вагоне поезда в московском метро на станции «Лубянка», по предварительным данным, есть погибшие и пострадавшие, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы.
«Перешагивали через тела и шли дальше»: 20 лет теракту на станции «Автозаводская»
Последний оставшихся в живых организаторов взрывов в московском метро получил пожизненный срок. Новости и СМИ. Обучение. Всего в результате терактов в метро Москвы погибли 37 человек. Спасатели МЧС выехали к станции метро "Коломенская" в Москве, чтобы проверить информацию о взрыве. 29 марта 2010 года в московском метро прогремели два взрыва с разницей в сорок пять минут.
Хроника трагедии
Поезд, который въехал в стоящий на станции состав, двигался без пассажиров. Это был перегон старых вагонов. Это нонсенс. Это катаклизм", — отмечает очевидец Юрий Дождевой. Те, кто этим утром ехал по салатовой ветке метро из-за происшествия, наверняка опоздали на работу. На дорогах рядом со станцией, где произошло ЧП, образовались заторы.
Люди хотят перейти на станцию "Печатники", но сотрудники служб безопасности их не пускают. Вход заблокирован. Волонтеры направляют всех пассажиров в сторону выхода, где их ждут бесплатные автобусы", — передает корреспондент Михаил Емелин. Охранники и волонтеры с громкоговорителями в руках разводят потоки людей: "По техническим причинам нет пересадки на станцию "Печатники". Пользуйтесь другими линиями метро и наземным транспортом".
Что стало причиной столкновения поездов Столкновение поездов в подземке — большая редкость.
Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током.
Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца.
Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней.
Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала.
К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности.
Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта.
И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно.
В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал.
Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали.
Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал.
RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда.
А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров.
Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте.
Жертвами террористических акций АСАЛА в разных странах мира периодически становились и армяне, у которых боевики вымогали деньги на свою «борьбу».
В 1990-х годах армянские радикалы также провели несколько террористических акций в Закавказье. Жертвами этих терактов стали жители Грузии, Азербайджана и России — в том числе армяне, которые не поддерживали политику террора. Так, в 1990 году АСАЛА подорвала пассажирский автобус Тбилиси — Агдам, а в 1994 году устроила два теракта в бакинском метро, в результате которых погибли несколько десятков человек. Карен Демирчан, покрывавший националистов-радикалов в советской Армении, через несколько лет после распада СССР сам погиб от рук террористов.
Летом 1999 года он стал председателем Национального собрания Армении, а 27 октября того же года был расстрелян прямо в зале парламента Наири Унаняном — бывшим членом «Дашнакцутюн». Деятельность армянских террористов имеет давнюю историю, и значительная часть из сотен терактов была направлена против России, отмечает он. Это было советское государство, но на тот период в этом государстве все мы вроде бы жили мирно, и со стороны других народов в СССР таких актов не было. Слова Затикяна на суде после вынесения приговора через 15 лет, как мы видим, реализовались — из-за армянских националистов, которые спровоцировали Карабахский конфликт, СССР и развалился, — говорит исследователь.
На связь Затикяна с АСАЛА явно указывают антисемитские высказывания осужденного лидера террористов в суде, направленные на дестабилизацию и без того очень сложной конфликтной ситуации на Ближнем Востоке вокруг Израиля, в Палестине и Ливане. В ходе расследования московских терактов могла быть раскрыта прямая агентурная связь армянских террористов с высшим руководством Армении. Поэтому власти Армении и местное КГБ не были заинтересованы в том, чтобы высшее руководство СССР и советская пресса узнали о таких тёплых отношениях партийных лидеров Армении с явно террористическими организациями, — рассуждает историк. Особняком по числу жертв стоит теракт, совершённый на пароме «Советская Калмыкия» 8 января 1992 года.
На борту судна, следовавшего по маршруту Красноводск — Баку, сработало взрывное устройство, после чего начался пожар. В результате теракта погибли 25 человек и 88 человек пострадали. Если бы паром затонул, жертв было бы значительно больше, отмечает Гусейнов, говоря об «армянской школе террора». Фактически армяне считают юг России своей вотчиной, и Россия не имеет устойчивой концепции, как с этим бороться, не имеет своей формулы, как обезопасить юг страны.
Армянский бизнес, армянская диаспора пустили глубокие корни на юге России, — говорит Ризван Гусейнов. Выводы азербайджанского историка об уязвимости юга России для армянского террора «во имя Великой Армении от моря до моря» подтверждает независимый журналист, эксперт по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов. Он напоминает, что в феврале 1994 года в Ростове-на-Дону были осуждены пятеро армянских террористов. По словам Михайлова, уже на фоне развала Советского Союза, 8 апреля 1991 года, армянские террористы впервые совершили атаку в Ростове-на-Дону — покушение на высокопоставленного сотрудника МВД, полковника Блахотина.
Дело было доведено до суда и сопровождалось уже новой структурой госбезопасности, Федеральной службой контрразведки России. По обвинению в совершении этого преступления перед судом предстали жители города Степанакерта, братья Акоп и Самвел Багманяны, ереванцы Армен Антонян и Камо Егинян и ростовчанин Карлен Акопян. Суд установил, что полковник Блахотин был застрелен ими по ошибке: в замысел группы входило убийство генерал-майора Сафонова, занимавшего с 1978 до ноября 1990 года должность коменданта Степанакерта. Боевики возлагали на него ответственность за якобы многочисленные лишения и на одном из многолюдных митингов в Ереване приговорили к смерти.
Террористы были экипированы импортным оружием и приборами ночного видения для слежки за Сафоновым. Адрес генерал-майора они узнали у солдат на КПП войсковой части, но добытая преступниками информация о номере служебной машины Сафонова оказалась неточной — они получили номер служебного автомобиля полковника Блахотина, жившего в одном подъезде с Сафоновым. Когда Блахотин вышел из подъезда и сел в автомобиль, Армен Антонян подошел к нему и расстрелял офицера двумя автоматными очередями. Согласно приговору Ростовского областного суда от 4 февраля 1994 года, организатором и руководителем убийства представителя государственной власти был признан Акоп Багманян, его брат Самвел — пособником, а Армен Антонян — непосредственным исполнителем убийства.
Карлена Акопяна осудили за укрывательство преступников, а Камо Егиняна, чьё участие в убийстве осталось недоказанным, — в незаконном ношении огнестрельного оружия.
Тротил в состав бомбы не входил, а мог использоваться в виде небольшого заряда — дополнительного детонатора для инициирования основного заряда. Это житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения, который, по данным следствия, являлся участников бандформирований и проходил спецподготовку в лагерях террористов. Тогда близ наземного входа на стацию «Рижская» террористкой-смертницей было подорвано закрепленное на собственном теле взрывное устройство, в результате чего погибло восемь человек.
Делопроизводство по терактам объединено. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, по словам экспертов, мог «разложить террориста почти в молекулы». Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро.
Этих людей сразу же объявили в розыск, на случай, если версия со смертником не найдет дальнейшего подтверждения. Кроме того, от станции «Орехово» до станции «Кантемировская» и от «Кантемировской» до «Коломенской» ходят два челнока.